Программа элективного курса «Основные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» icon

Программа элективного курса «Основные проблемы русской литературы второй половины ХХ века»


Смотрите также:
Рабочая учебная программа по дисциплине История русской литературы 2-й половины 20 века для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В...
Тематическое планирование по литературе. 10 класс...
Учебное пособие к элективному курсу «Христианские мотивы и сюжеты в произведениях русской...
История русской литературы второй половины XIX века...
Церковь и государство: Проблемы взаимоотношений в русской консервативной публицистике второй...
1. Ситуация в литературе и искусстве в конце 40-хначала 50-х годов...
Программа дисциплины Теория и история русской литературы для специальности 031400...
Программа дисциплины Теория и история русской литературы для специальности 031400...
Тема урока
Литература первой половины Х...
Программа по литературе 10 класс (102 часа)...



Загрузка...
скачать
Программа

элективного курса

«Основные проблемы русской литературы второй половины ХХ века»


Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 класса ТГЛ, призван дополнить основной курс литературы и расширить представление учащихся об историко-литературном процессе в России ХХ века. Материал спецкурса строится на произведениях русской литературы, которые не входят в министерский образовательный стандарт и, в силу недостатка времени, не изучаются в курсе русской литературы. Прагматическая цель курса восполнить недостаточное количество учебных часов и отработать конкретные навыки и приемы создания текстов разного жанра, объема и содержания, а именно, ответ ограниченного объема, ответ на проблемный вопрос объемом в двести слов и больше за короткий промежуток времени. Курс представляет современную литературу во всей полноте ее проблематики и эстетическом разнообразии. Курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, план, тезисы и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров и объемов на литературные темы.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Задача курса: расширить и углубить представление учащихся об историко-литературном процессе последних десятилетий ХХ века, а также рубежа веков XX и XXI, актуализировать нравственно-этическую проблематику, дать понимание особенностей поэтики текста на современном этапе развития литературы.

Занятия в пределах курса ведутся в основном в лекционном режиме, но в сочетании с другими методическими формами, а именно: беседы, семинарские и практические занятия, теоретические практикумы.

Хронологически пределы курса определяются последней третью ушедшего века и рубежом веков - XX и XXI. Выбор материала для курса продиктован теми процессами, которые шли в литературе в означенное время, а также актуализацией онтологических проблем в национальной жизни. Кроме того, отбор материала производится согласно психологической мотивировке поведения героя русской литературы как типа и подбирается согласно эстетической модели русской литературы ХХ и XXI века в ее развитии. Психология героя рассматривается в пределах курса с позиций художественных, а именно в соответствии с принципами исторической поэтики (тип, герой, характер, образ), мифопоэтики (архетип, мифообраз, мирообраз), рецептивной поэтики (горизонт ожидания, эксплицитный, имплицитный герой, дискурс). Главное внимание в концепции элективного курса занимает соотношение личного, индивидуального и коллективного, социального в психологии героя романа.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на уровне электива ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию.

Перемены, происшедшие во всех сферах общественной жизни, затронули образовательный процесс. Литература как учебный предмет оказалась в ряду менее приоритетных. Само чтение как вид учебной и общекультурной деятельности радикально изменилось: функция эстетического наслаждения и нравственного развития потеснена информативностью. Изменились также условия обучения в современной школе. С одной стороны, появились новые возможности для самообразования: выбор индивидуальной образовательной траектории в рамках профильной старшей школы, выход во всемирное коммуникационное пространство через Интернет. С другой стороны, в условиях происходящего «информационного взрыва» наблюдается закономерный процесс перерождения культуры в «тектуру». «Тектура» - гибрид смыслов «техника» и «культура». Это «культура» искусственного мира. По словам философа и культуролога В.А. Кутырева: «Если из культуры уходят чувства, дух, душа и она опирается на разум, рассудок, интеллект, она является тектурой». На этот процесс активно влияет падение интереса к художественной литературе, как классической, так и современной.

Вместе с тем, отечественная классика неизменно остается той сферой, в которой сосредоточены духовные ценности. В текущем литературном процессе ее образы, архетипы, мотивы активно заимствуются и проявляются через интертекстуальные связи. По-новому осмысляются традиционные темы и проблемы. Современная русская литература ведет напряженный диалог с классикой. Однако школа сегодня практически не использует для нравственно-эстетического воспитания учащихся потенциал новейшей отечественной прозы.

Изучение новейшей литературы может поддерживать высокую активность работы учащихся на уроке литературы, повышать их общую читательскую культуру. Этому способствует то, что наряду с общепринятыми категориями герменевтики: «автор», «персонаж», «читатель», «пространство», «время» и т.д. - сегодня чрезвычайно актуальной становится категория «интертекстуальности». Через интертекстуальные связи декларируется открытость произведений новейшей литературы для диалога, их в разной степени выраженная вторичностъ по отношению классическим пратекстам. Она открывает учителю-словеснику возможность заботиться о сохранении единого образовательного и духовного пространства. Сохранение может осуществляться за счет постоянной актуализации тем и проблем, заявленных русской классической литературой.

Активнее изучать литературу второй половины ХХ века и рубежа XX-XXI веков – потребность времени. Их модель заключается в специальном курсе «Основные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» основывается на проблемно-тематическом и эстетическом принципах отбора авторов и произведений. Однако курс не имеет своей целью формирование у старшеклассников общего представления о текущем литературном процессе.

Профильное гуманитарное образование определяет содержание элективного курса. Данный курс одновременно является частью индивидуальной образовательной программы гуманитарного лицея.

Систематическое изучение новой и новейшей отечественной литературы через интертекстуальные и проблемно-тематические связи с русской классикой:

- способствует «формированию познавательных потребностей, выработке избирательного отношения к информации, ее ранжированию»;

- помогает учителю-словеснику решать задачу по «восстановлению критериев нравственности»;

- противостоит «деструктированию» всей системы культурно- исторического наследия».

Актуальность содержания и методика изучения специального курса объясняется необходимостью разрешения следующих противоречий:

1. Между закономерностью восприятия историко-литературного процесса как живого, непрерывно развивающегося явления и фактическим отсутствием в школьном курсе новейшей литературы.

2. Между потребностью учителя-словесника в руководстве по изучению на уроках в школе литературы рубежа XX-XXI веков и тем, как освещает указанную тему современная методическая наука.

3. Между декларируемым требованием модернизировать школьное литературное образование и реальным процессом внедрения в педагогическую практику открытий современной филологической науки.

Благодаря изучению курса учащиеся лицея приобретают возможность

- лучше ориентироваться в современной литературной ситуации;

- владеть современными категориями анализа художественного текста (прежде всего, категорией «интертекстуальность»);

- учиться сознавать себя читателями через диалог в пространстве современной культуры;

- самостоятельно ранжировать произведения новейшей литературы, используя нравственно-эстетический критерий;

- развили коммуникативную компетенцию.

Все программы курса «Литература» в лицее направлены на решение этих задач. Однако новейшей литературе в лицее до сих пор не уделено должного внимания, что приводит практически к полному неведению о происходящем сегодня в литературном процессе, к неумению самостоятельно ориентироваться в мире книжных новинок, не в состоянии дать должную оценку художественному уровню прочитанного произведения. Уровень читательской культуры невозможен без систематического чтения и диалогического обсуждения современной художественной литературы нет и не может быть интеллигентного, думающего человека. В свою очередь, по словам В.С. Библера, вне интеллигентских средоточий русская культура не имеет цивилизованного смысла.

Методическое решение данной проблемы сопряжено с целым рядом трудностей. Мы обозначим некоторые из них:

- недостаточно разработана теоретическая основа для изучения текущего литературного процесса (не определены ведущие стилевые течения, литературные объединения, не указаны значимые писательские имена и литературные произведения и т.п.);

- отсутствует единый взгляд на проблему в современной филологической науке и методике преподавания литературы;

- не разработаны критерии отбора новых писательских имен и произведений для обзорного изучения в школе, а также технология включения их в программу чтения учащихся;

- не хватает времени в учебном плане.

Это мешает создать эффективную систему изучения новейшей литературы в выпускном классе. Цель спецкурса - повышение качества лицейского образования при помощи разработанной, теоретически обоснованной, экспериментально проверенной методики изучения отечественной прозы рубежа XX-XXI веков.

Изучение психологии героя русской литературы позволит учащимся создать внятное представление о логике и закономерностях развития и функционировании художественного текста в русской литературе ХХ века в пределах разных литературных направлений и методов – от соцреализма до постмодернизма. Это позволит говорить о зависимости литературы от общекультурных и внекультурных факторов, создавая тем самым широкий культурный и мировоззренческий контекст. Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся.

В соответствии с выбором материала курс строится на 1) проблематике современной литературы; 2) монографически.

Курс входит в систему ДОУ гуманитарного лицея и рассчитан на 60 часов.


^ Основное содержание курса


  1. Военная тема в прозе 1960-90-х гг.

  2. Образ национального мира в творчестве писателей-«деревенщиков». Характер аналитической прозы. Лирическая тенденция в деревенской прозе.

  3. Трагедия разрыва единства человека и природы в современной литературе. Онтологические проблемы.

  4. Современная литература о причинах безыдеального существования человека.

  5. Современная литература о трагических коллизиях русской истории.

  6. Проблема индивидуального нравственного существования в русской прозе второй половины ХХ века.

  7. Проблема самоопределения человека в меняющихся исторических обстоятельствах.

  8. Современная литература о человека, его смерти и бессмертии.

  9. Нравственный мир человека культуры и его судьба в обществе и истории.

  10. Постижение нравственного состояния человека деревенской культуры.

  11. Мотив катастрофы в русской литературе 1980-90-х гг.

  12. Поиски причин социального и нравственного кризиса общества в современной литературе.

  13. Нравственные уроки истории как тема современности.

  14. Тема связи времен и проблема исторической памяти в современной литературе.


^ Эстетическая линия курса:


Лирическая тенденция в прозе и поэзии 1960-70-х гг.: лирический дневник, «исповедальная проза», фронтовая лирическая повесть.

Трансформация соцреализма в 1970-е гг.

За пределами соцреализма.

Дальнейшие мутации соцреализма.

«Тихая лирика» и «деревенская» проза.

Гротеск в позе и поэзии.

Интеллектуальная тенденция.

Постмодернизм и авангардизм.


^ Возможные содержательные элементы и эстетические акценты (примерные варианты)

Обзор русской литературы второй половины XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А.Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений). Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В.Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов). История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А.И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Раковый корпус». Своеобразие раскрытия темы греха и наказания в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В.М. Шукшин

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В.И. Белов.

Жизнь и творчество. Повесть «Привычное дело»: поиск нравственной опора жизни современного человека, исследование родовых, природных истоков человеческого существования (2 часа)

В.В. Быков

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «В тумане» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведения. Образы героев, две «точки зрения» в повести. Мотив тумана и символические образы в повести. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В.Г. Распутин

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Последний срок» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы старух в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н.М. Рубцов

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Р. Гамзатов

(возможен выбор другого писателя, представляющего литературу народов России). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений). Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

И. А. Бродский

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Б. Ш. Окуджава

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений). Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов

(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века)

Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса.

Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.

^ ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Содержание и форма.

− Художественный вымысел. Фантастика.

− Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), имеющие отношение к современной эстетической ситуации. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

− Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

− Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Деталь. Символ. Психологизм. Народность. Историзм.

− Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

− Стиль.

− Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.


^ Примерное тематическое планирование:

Учебная неделя

Примерные темы

^ Основное содержание по темам

Количество часов

Форма урока

Форма диагностики

1

Обзор русской литературы второй половины XX века


Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Основные темы, эстетические тенденции и имена (2 часа)

лекция




2

Военная тема в прозе 1960-90-х гг.: «исповедальная проза», фронтовая лирическая повесть


В.В. Быков (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «В тумане» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведения. Образы героев, две «точки зрения» в повести. (2 часа)


Лекция с элементами анализа текста

Ответ на проблемный вопрос

3

Военная тема в прозе 1960-90-х гг.

Мотив тумана и символические образы в повести. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа (2 часа)

Лекция с элементами анализа текста

Ответ на проблемный вопрос

4

Военная тема в прозе 1960-90-х гг.

Роман В. Богомолова «В августе 44-го»: документ как сюжетная основа и способ объективации действия и героев (2 часа)

Лекция с элементами анализа текста

Ответ на проблемный вопрос

5

Военная тема в прозе 1960-90-х гг.

Повесть Ю. Бондарева «Батальоны просят огня»: ситуация испытания для героев; проблема нравственной ответственности человека на войне

Лекция с элементами анализа текста

Ответ на проблемный вопрос

6

Военная тема в прозе 1960-90-х гг.

Роман В. Астафьева «Прокляты и убиты» - последнее произведение о Великой отечественной войне в ХХ веке: особенности стиля, образной системы, композиционного строя (2 часа)

Лекция с элементами анализа текста

Ответ на проблемный вопрос

7

А.Т. Твардовский


Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений). Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта (2 часа)


Лекция с элементами анализа текста

Ответ в ограниченном объеме

8

Асоциальная («лагерная проза»)

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов). История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования (2 часа)


Лекция с элементами анализа текста

Ответ в ограниченном объеме

9

Асоциальная («лагерная проза»)

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Раковый корпус». Своеобразие раскрытия темы греха и наказания в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи (2 часа)


Лекция с элементами анализа текста

Ответ на проблемный вопрос

10

Асоциальная («лагерная проза»)

Книга «Архипелаг ГУЛАГ» и ее значение для общественно-духовной жизни русской интеллигенции (2 часа)

Лекция

Ответ на проблемный вопрос

11

Асоциальная («лагерная проза»)

Ю. Домбровский. Жизнь и творчество. Место романа «Факультет ненужных вещей» в русской литературе: система образов, основные мотивы (2 часа)

Лекция с элементами анализа текста

Ответ на проблемный вопрос

12

Асоциальная («лагерная проза»)

Евангельский текст в романе Ю. Домбровского и его значение для идейного содержания романа. Значение образа главного героя (2 часа)

Лекция с элементами анализа текста

Ответ в ограниченном объеме

13

«Деревенская» проза

Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России (2 часа)

Лекция

Ответ на проблемный вопрос

14

«Деревенская» проза

В.И. Белов. Жизнь и творчество. Повесть «Привычное дело»: поиск нравственной опора жизни современного человека, исследование родовых, природных истоков человеческого существования (2 часа)

Лекция с элементами анализа текста

Ответ на проблемный вопрос

15

«Деревенская» проза

В.Г. Распутин. Повесть «Последний срок» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы старух в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести (2 часа)


Лекция с элементами анализа текста

Ответ в ограниченном объеме

16

«Деревенская» проза

В.М. Шукшин. Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина (2 часа)


Лекция с элементами анализа текста

Ответ в ограниченном объеме

17

Поэзия второй половины ХХ века

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы) (2 часа)


Лекция




18

Поэзия второй половины ХХ века

Н.М. Рубцов. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова (2 часа)


Практический анализ стихотворений

Ответ в ограниченном объеме

19

Поэзия второй половины ХХ века

Б. Ш. Окуджава. Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений). Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы (2 часа)


Практический анализ стихотворений

Ответ в ограниченном объеме

20

Поэзия второй половины ХХ века

В.С. Высоцкий. Поэзия как вариант авангардистского творчества (поэзия социальных эмоций): нравственный пафос и бунтарский характер лирики. Особенности героя ролевой лирики (2 часа)

Практический анализ стихотворений

Ответ в ограниченном объеме

21

Поэзия второй половины ХХ века

И.А. Бродский. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве» (2 часа)


Лекция с элементами анализа текста

Ответ в ограниченном объеме

22

Драматургия второй половины ХХ века

А.В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы (2 часа)


Лекция с элементами анализа текста

Ответ на проблемный вопрос

23

Обзор литературы последнего десятилетия


Основные тенденции современного литературного процесса (2 часа)


Лекция




24

Постмодернизм как основная эстетическая тенденция в русской литературе последнего десятилетия


Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Интернет-издания. Деятельность журнала «Новое литературное обозрение» (2 часа)

Лекция




25

Постмодернизм

Т. Толстая. Особенности культурной биографии и творческой манеры. Сборник «На золотом крыльце сидели»: характер героя, основные мотивы. «Кысь» как роман-антиутопия (2 часа)


Лекция с элементами анализа текста

Ответ на проблемный вопрос

26

Постмодернизм

С. Довлатов. Жизнь и творчество. «Зона», «Заповедник» - абсурд жизни как абсурд текста, особенности героя и нарратива (2 часа)


Лекция

Ответ в ограниченном объеме

27

Постмодернизм

В. Пелевин. Проблема культурного и эстетического симулякра в творчестве писателя-постмодерниста: «Чапаев и Пустота», «GenerationP», «AmpirV», «Священная книга оборотня» (2 часа)


Лекция с элементами анализа текста

Ответ в ограниченном объеме

28

Постмодернизм

Гендерные особенности постмодернистской эстетики. Л. Улицкая. Казус Кукоцкого. Переводчик Даниэль Штайн. Д. Рубина. На солнечной стороне улице. Холодная весна в Провансе. Последний кабан из лесов Понтеведра. Иерусалимский синдром. Почерк Леонардо. Белая голубка Кордовы. Синдикат. Особенности нарратива, сюжета, образной системы, стиля, психологии героя (2 часа)


Лекция

Ответ в ограниченном объеме

29

Постмодернизм

Гендерные особенности постмодернистской эстетики. Д. Рубина. На солнечной стороне улице. Холодная весна в Провансе. Последний кабан из лесов Понтеведра. Иерусалимский синдром. Почерк Леонардо. Белая голубка Кордовы. Синдикат. Особенности нарратива, сюжета, образной системы, стиля, психологии героя (2 часа)

Лекция

Ответ в ограниченном объеме

30

Итоговое занятие

Проверочная работа по материалу курса (2 часа)




Письменная работа на заданную тему

^ Итого: 60 часов


Тексты:


В. Солоухин. Владимирские проселки

О. Берггольц. Дневные звезды

Юхан Смуул. Ледовая книга

В. Дудинцев. Белые одежды

К. Симонов. Живые и мертвые

В. Гроссман. Жизнь и судьба

А. Рыбаков. Дети Арбата

А. Солженицын. В круге первом. Крохотки. Раковый корпус. Архипелаг ГУЛАГ

^ В. Шаламов. Колымские рассказы

Ю. Казаков. Тэдди. Арктур – гончий пес

Г. Владимов. Верный Руслан. Генерал и его армия

А. Терц. Прогулки с Пушкиным. В тени Гоголя

^ Ю. Даниэль. Говорит Москва

Ф. Абрамов. Братья и сестры. Две зимы и три лета

Б. Можаев. Мужики и бабы

В. Белов. Привычное дело. Кануны. Лад. Плотницкие рассказы

В. Семин. Нагрудный знак ost

С. Залыгин. На Иртыше. Комиссия. Соленая падь

^ Д. Гранин. Зубр. Картина

Ч. Айтматов. Буранный полустанок. Плаха

Лирика Н. Рубцова

В. Распутин. Последний срок. Живи и помни

^ В. Астафьев. Последний поклон. Печальный детектив. Прокляты и убиты

Ю. Бондарев. Батальоны просят огня. Горячий снег. Берег

Г. Бакланов. Пядь земли

^ К. Воробьев. Убиты под Москвой

Б. Балтер. До свидания, мальчики

В. Кондратьев. На войне как на войне

В. Быков. Третья ракета. Дожить до рассвета. Карьер

^ В. Богомолов. В августе 44-го (Момент истины)

Б. Васильев. В списках не значился. А зори здесь тихие

Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей

Ю. Трифонов. Обмен. Старик

^ А. Вампилов. Старший сын. Утиная охота

А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу. Трудно быть богом. Пикник на обочине

В. Войнович. Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина

^ Ф. Искандер. Сандро из Чегема

Поэзия А. Галича

Стихи В. Высоцкого

Б. Окуджава. Стихи. Свидание с Бонапартом. Путешествие дилетантов

^ Вен. Ерофеев. Москва – Петушки

Поэзия А. Тарковского, Д. Самойлова, С. Липкина, Б. Ахмадулиной, Ю. Мориц и др.

А. Битов. Пушкинский Дом

Т. Толстая. На золотом крыльце сидели. Кысь

В. Сорокин. Голубое сало

В. Пелевин. Чапаев и Пустота. GenerationP. AmpirV. Священная книга оборотня.

^ Л. Петрушевская. По дороге бога Эроса. Три девушки в голубом

В. Аксенов. Затоваренная бочкотара

С. Довлатов. Зона. Заповедник

Поэзия И. Бродского

Б. Акунин. Романы «фандоринской» и «магистерской» серии. Чайка (Чехов/Акунин). Трагедия (Шекспир/Акунин)

^ Л. Улицкая. Казус Кукоцкого. Переводчик Даниэль Штайн

Д. Рубина. На солнечной стороне улице. Холодная весна в Провансе. Последний кабан из лесов Понтеведра. Иерусалимский синдром. Почерк Леонардо. Белая голубка Кордовы. Синдикат


Литература:


Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. Новый учебник по литературе в 3-х книгах. М., 2001-2002. Поэзия второй половины ХХ века: Хрестоматия-практикум к курсу «История русской литературы ХХ века». Сост. Т.Л. Рыбальченко. Томск: 2004

Рамзаева В.А.. Русская проза рубежа XX-XXI веков в системе литературного образования учащихся старших классов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 Самара, 2006 203 с. РГБ ОД, 61:07-13/296

Орищенко С.С.. Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02.- Самара, 2006.- 269 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2778

Цыплакова Т.В. Изучение современной русской литературы в 11 классе профильной школы на основе литературной преемственности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Цыплакова Т. В.; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 248 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1106

Каширина С.В. Формирование представлений учащихся о художественном пространстве при изучении современной литературы в 11 классе: на примере «городской прозы» Ю. Трифонова и В. Маканина: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Оренбург, 2006.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/984




Скачать 240,68 Kb.
оставить комментарий
Дата11.10.2011
Размер240,68 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх