Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 05 02 Русская филология (по направлениям) icon

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 05 02 Русская филология (по направлениям)


Смотрите также:
Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 05 02 Русская...
Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 02 Русская...
Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 02 Русская...
Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 02 Русская...
Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 02 Русская...
Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 05 04 Славянская...
Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-23 01 08...
Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-23 01 08 Журналистика...
Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-21 03 01 История (по...
Учебная программа для специальности: д 210502 русская филология Факультет филологический...
Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 02 01 География...
Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 05 05 Классическая...



Загрузка...
скачать


Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию


УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А.И. Жук

____________________

Регистрационный № ТД-________/тип.

История литературы русского зарубежья

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-21 05 02 Русская филология (по направлениям)



СОГЛАСОВАНО

Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию


______________________ В.Л. Клюня

________________________


СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь


_______________ Ю.И.Миксюк

________________________


Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»


________________ ^ В.И. Шупляк

_______________________






Эксперт-нормоконтролер

________________ _________________

________________________










Составители:


Н.Л. Блищ, доцент кафедры русской литературы Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент.


Рецензенты:

Кафедра русской и зарубежной литературы учреждения образования «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова»;


Т.Е. Автухович — зав. кафедрой русской и зарубежной литературы учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», доктор филологических наук, профессор.


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:


Кафедрой русской литературы филологического факультета Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 10 декабря 2007 г.);


Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 4 от 22 мая 2008 г.);


Научно-методическим советом по филологическим специальностям Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию

(протокол № 3 от 16 января 2008 г.).


Ответственный за выпуск: С.Я. Гончарова-Грабовская

^ I. Пояснительная записка


Типовая учебная программа «История литературы русского зарубежья» предназначена для студентов филологических факультетов, изучающих историю русской литературы. Программа дает представление о развитии литературного процесса после эпохи Серебряного века, отражает его дальнейшее развитие уже в условиях эмиграции. В соответствии со сложившейся традицией, рассматриваются “три волны” русской эмиграции, но разница между ними связывается не различием исторических эпох, а с принципиальным несходством культурно-исторической значимости и стилистического наполнения. Представлены ведущие художественные системы – реализм, модернизм, постмодернизм, а также их индивидуальная реализация в творчестве писателей зарубежья. Специфику культуры русского зарубежья составляет ее протяженность во времени и неравнозначный характер условно выделяемых “волн”, интенсивность художественных открытий и философских поисков в литературе первой волны и угасание творческой активности в двух последующих. Поэтому особое внимание уделяется литературе первой волны русской эмиграции. Эстетическое разнообразие культуры русского зарубежья требует усиленного внимания к теоретико-литературным вопросам, анализу различных единиц литературного процесса.

Программа включает как историко-литературные и теоретические исследования по проблемам изучаемого курса, так и общие и специальные работы по истории русской литературы и ее критике, а также список художественных текстов.

Задача курса «История литературы русского зарубежья» — сформировать у студентов четкие представления о литературном процессе в период с 1920-х по 1990-е годы, дать им навыки анализа произведений различной эстетической природы, а также сформировать у студентов навыки профессионального литературоведческого анализа, научить их разбираться в специфике художественного творчества, активизировать их научный поиск.

Будущему преподавателю русской литературы необходимо знать:

  • литературный процесс и ориентироваться в нем;

  • литературные направления, течения, художественные методы,

жанры и стили, характерные для литературы русского зарубежья;

  • творческое наследие крупнейших русских писателей;

уметь характеризовать:

— литературный этап (период);

— литературное направление;

— творчество писателя.

уметь анализировать:

— художественные произведения;

  • закономерности литературного развития;


Программа дисциплины “История литературы русского зарубежья” адресована студентам филологических специальностей Республики Беларусь, составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальности 1-21 05 02 – «Русская филология (по направлениям)». На изучение дисциплины отводится 130 часов, из них аудиторных – 52 часа, в том числе лекционных часов – 34, практических – 18.


^ II. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


для специальности 1–21 05 02 Русская филология




п/п

Раздел, тема

Распределение аудиторного времени







всего

Лекции

практические занятия

1.


1.1.

Литература 1920-1950-х годов («первая волна» эмиграции)

Географические центры и организационные формы


1


1



1.2.

Проза «первой волны»

1

1




1.2.1.

1.2..2.

1.2.3.

1.2.4.

1.2.5.

1.2.6.

1.2.7.




А.М. Ремизов*

И.А. Бунин*

И.С. Шмелев*

Б. Зайцев

А.Куприн*

Д. Мережковский*

В. Набоков

Г. Газданов

25

4

4

4

1

1

1

6

2

15

2

2

2

2

1

1

4

1

10

2

2

2

-

-

-

4

-

1.3.

Поэзия «первой волны»

1

1




1.3.1.

1.3.2.

1.3.3.

1.3.4.

1.3.5.

1.3.6.


Поэты Серебряного века в эмиграции (К. Бальмонт*, З. Гиппиус*, Вяч. Иванов*)

В. Ходасевич*

Г. Иванов

М. Цветаева*

Б. Поплавский

Поэтические объединения и группы

9

7

1

1

1

1

1

2

2

-

2



-

-

-

1.4.

Драматургия “первой волны”

1

1



2.

Литература русского зарубежья 40—60-х годов (вторая волна)

2

2

-

3.

Литература 70-х — 80-х гг. (третья волна русской эмиграции)

1

1




3.2


3.2.1.

3.2.2.

3.2.3.

3.2.4.

Проза «третьей волны»


С. Довлатов

С. Соколов*

А.И. Солженицын*

В. Аксенов*


6

4


1

1

1

1



2


3.3.

3.3.1.

Поэзия “третьей волны”

И. Бродский*

4

1

-


2

3.4.

Драматургия “третьей волны”

1

1

-




^ Всего аудиторных часов

52

34

18

Отмеченные звездочкой (*) авторы частично изучаются в курсах «История русской литературы рубежа ХIХ – ХХ веков» и «История русской литературы ХХ века»

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
^


1. Литература 1920-1950-х годов (первая волна эмиграции)

Географические центры и организационные формы


Формы творческого общения и культурные пристрастия эмиграции: литературный салон, кружок, клуб. Роль «толстого» журнала и лидирующее место поэзии.

Принцип «культурного гнезда» как основной механизм существования русской культуры за рубежом. Тесное взаимодействие всех сфер творчества – литературы, музыки, живописи, сценографии. «Русские сезоны» С.П. Дягилева. Деятели «Мира искусства» (А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Н.С. Гончарова и др.). Постановки оперных и балетных спектаклей в рамках «Русских сезонов». Русская музыкальная культура в Европе 20-х гг. (С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, А.К. Глазунов, Ф.И. Шаляпин и др.). Русская хореографическая школа (М.Ф. Кшесинская, А.П. Павлова, В.Н. Нижинский, М.М. Фокин, Г.М. Баланчивадзе (Дж. Баланчин), С.М. Лифарь, Т.П. Карсавина). 

Географические центры русской эмиграции первой волны в Западной Европе (^ Берлин, Париж, Прага, Варшава, Сербия, Болгария,) и на Востоке (Константинополь, Харбин, Шанхай, Маньчжурия).

«Русский Берлин». Относительное единство литературного процесса. Сотрудничество литераторов Советской России и русского зарубежья. Лите­ратурные издательства и русское книжное дело в Берлине (издательства З.И.Гржебина, И.П.Ладыжникова и др.). Журнал «Беседа» (1923-1925) и газета «Накануне» (1922-1924), их роль в организа­ции сотрудничества советских и русских зарубежных писателей. Берлинский «Дом литераторов». Совместные собрания советских, зарубежных и эмигрантских писателей. Периодика, альманахи, сборники. Литература эмиграции в «зеркале» газеты «Руль». Попытки осмысления литературы зарубежья как самостоятельной ветви русской культуры. Экономический кризис в Германии и идеологи­ческое влияние «сменовеховства» как основные причины утраты Берлином центральной роли в судьбе русского зарубежья после 1923 г.

Париж – «столица русского зарубежья». Объединяющая роль «Последних новостей» и «Возрождения» - основных общественно-политических и литературно-критических газет русской эмиграции 1920-1930-х гг. Журнал «Современные записки» и его роль в консолидации всех лучших сил в литературе русского зарубежья. Общественно-литературный салон Мережковских «Зеленая лампа» (1927-1939). Полемика об «идее» и «художественности» в литературе (выступления З.Гиппиус, Г.Адамовича, Вл. Ходасевича). Журнал «Числа» (1930-1934) как продолжение традиций петербургского «Аполлона». Поэтические группы «Перекресток» и «Кочевье». «Парижская нота» и «выразительный аскетизм». Париж – центр религиозно-философской мысли. Деятельность «высланных» философов – Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Ф.А. Степуна, С.Л. Франка, о. Сергия Булгакова.

Прага – научно-культурный центр. Журнал «Версты», его «евразийская» ориентация и литературно-творческая плат­форма. Деятельность Д. Святополка-Мирского, П. Сувчинского, Г. Флоровского. Сборник статей «Смена вех» (1921). Журнал «Смена вех» и его программа. Пражский лингвистический кружок Р. Якобсона. Пражский период в творчестве М. Цветаевой. А.Аверченко, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт и их пражские контакты. Издательство «Пламя». Литературный центр при редакции журнала «Воля России». Деятельность М. Слонима. Литературные кружки «Скит» и «Далиборк».

Варшава как своеобразный «транзитный» пункт для русских эмигрантов. Литературная публицистика (В. Фишер, Е. Вебер, А. Бем). Творческое объединение «Таверна поэтов» (1921-1925). З. Гиппиус, Д. Мережковский, Б. Савинков, М. Арцыбашев в Польше. Газета «За свободу» и литературно-критическая деятельность Д. Философова.

Русские белогвардейские колонии в Болгарии. Софийский Сборник статей «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев» (1921). Евразийские идеи П. Савицкого, П. Сувчинского, Н. Трубецкого, Г. Флоровского. Младоросская идеология. Газета «Россия», ее сменовеховская направленность.

Сербия – национально-религиозный центр русской эмиграции, приют для основной части русского зарубежного духовенства и пристанище для Добровольческой армии и штаба генерала Врангеля. Главные центры эмигрантских поселений (Белград, Нови Сад, Сремски Карловци, Бела Црква и др.) Роль тургеневской библиотеки, перевезенной в Белград. Значение русской эмиграции в сербской культуре. Развитие оперы и балета, кинематографии. Научно-общественная деятельность братьев Тарановских, И. Толстого, Е. Спекторского, И. Голенищева-Кутузова, В. Зеньковского, П. Струве. Участники поэтической группы «Перекресток» (А. Дураков, Е. Таубер, К. Халатов, И. Голенищев-Кутузов). Литературная и общественная деятельность м. Марии (Е. Кузьминой-Караваевой).

^ Константинополь (Стамбул) – транзитный центр русской эмиграции. «Константинопольский текст» в литературе первой волны (И. Бунин, Н. Берберова, Б. Поплавский, Г. Кузнецова, Г. Газданова).

Русские эмигрантские колонии в Китае (Харбин, Шанхай, Маньчжурия). Литературное объединение «Чураевка». Иллюстрированный журнал «Рубеж». Фашистская партия «Наш путь». Литература русского Китая. Поэзия Арсения Несмелова, Алексея Ачаира и Марианны Колобовой. Проза Степана Петрова-Скитальца и Сергея Гусева-Оренбургского. Русская духовная миссия в Китае.


^ 1.2. ПРОЗА ПЕРВОЙ ВОЛНЫ


Художественный синтез реализма и модернизма в творчестве И.Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г.Иванова и В.Ходасевича.

Тенденции к металитературности (историко-культурные и литературные экскурсы) и к па­раллельному углублению метафизической и экзистенциальной проблематики.

Постепен­ная замена конкретно-исторических принципов мифопоэтическими (И.Шмелев, А. Ремизов, И.Бунин, А. Куприн, Д. Мережковский и др.). Распад дореволюционных литературных группировок.

Высокая степень политической ангажированности писателей зарубежья. Появление пафосных публицистических жанров (открытое письмо, воззвание, программная статья, актуальный комментарий) в творчестве Д.Мережковского, З.Гиппиус, А.Куприна, Н.Бердяева. И.Ильина. Историософские размышления о судьбах России, исследование социокультурных истоков большевизма и определение задач эмиграции. Сужение тематического диапазона и воспроизведение уже знакомых по дореволюционной практике художественных решений.

Эстетический консерва­тизм как реакция на стилевую «революционность» советской литературы 20-30-х гг. Ори­ентация эмиграции на классический стилевой «канон»: от Пушкина и Лермонтова до Блока и Гумилева в поэзии и до Чехова в прозе (М.Осоргин «Сивцев Вражек», В.Набоков «Ма­шенька», И. Бунин «Жизнь Арсеньева», В. Ходасевич «Европейская ночь»).

Культура русского православия как главный источник вдохновения (Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» и «Путешествие Глеба», И.Шмелев «Бо­гомолье» и «Лето Господне»). Развитие неореалистических тенденций, сформировавшихся в предреволюционное десятилетие, отход от усредненного канона бытописательства, тяготение к радикальной субъективизации эпических жанров (И.Бунин, И.Шмелев, Б.Зайцев, А.Ремизов), к синтезу внешней описательности и проникновенного лиризма.

Мемуарно-автобиографическая проза. Национально-религиозная модель прошлого в романах И.Шмелева «Лето Господне» и автобиографической тетралогии Б.Зайцева «Пу­тешествие Глеба». Феноменологическая модель прошлого в романах И.Бунина «Жизнь Арсеньева» и В.Набокова «Другие берега». Беллет­ризованные автобиографии «Детство Никиты» А.Толстого (1920-1922) и «Юнкера» (1928-1932) А.Куприна. Жизнеописание отдельной личности («Дмитрий Мережковский» З.Гиппиус). Жанровая форма литературного портрета в книгах «Москва» (1939) и «Далекое» (1965) Б.Зайцева, «Курсив мой» (1969) Н.Берберовой, «Отражения» (1975) З.Шаховской, «На берегах Невы» И. Одоевцевой, «Петербургские зимы» Г. Иванова. Дневниковые формы автобиографизма: «Окаян­ные дни» (1918-1919) И.Бунина, «Петербургские дневники» З.Гиппиус, «Грасский днев­ник» (1927-1934) Г.Кузнецовой.

Развитие русской зарубежной литературной критики и литературоведения как про­явление металитературного аналитизма в художественном сознании эмиграции (Ю.Айхенвальд, К.Мочульский, Г.Адамович, В. Ходасевич, В.Вейдле, А.Бем, П.Бицилли и др.). Оценка Г.Адамовичем творческих принципов писателей «парижской ноты». В.Ходасевич и его позиция обращения к эстетическим ресурсам русской и мировой классики.

Историческая романистика. Продолжение традиций исторического жанра, сложившегося в русской литературе в начале ХХ века. Широкий проблемно-тематический спектр исторической прозы - от становления российской государственности, русских революционных процессов, рассмотренных с точки зрения их ограниченности или инород­ности в России, до «маршрутов» европейской истории и зарождения современных кон­фликтов в древней истории (М. Алданов, М. Осоргин, Д. Мережковский, Н. Берберова).

Формирование новых стилевых тенденций в разработке эмигрантской темы. Изображение эмигрантской реальности с учетом европейских художественных веяний.

Роль парижского журнала «Числа» (1930-1934) и альманаха «Круг» (1936-1938) в судьбах молодых прозаиков. Стремление эмигрантской литературы к диалогу с новейшими художественными течениями Запада: ре­цензирование новинок французской словесности, серия статей о западной литературе.

Экзистенциальный вариант мировидения молодых писателей зарубежья (Б.Поплавский, С.Шаршун, Ю.Фельзен, Г. Газданов). Постановка вопросов, связанных с проблематикой веры и неверия, соотношения «цели жизни» и «смысла смерти». Осмысление традиций М.Пруста, Дж. Джойса, Ф.Кафки. Новый герой, лишенный будущего, сознающий свою «невоплощенность», уходящий от реальности во «внутреннее измерение».

Продолжение авангардных стиле­вых тенденций «магического реализма» в прозе С.Шаршуна (1888-1975). Роман «Долголиков» (1934). Лирическая повесть «Заячье сердце» (1937). Эмигрантская экзистенция в повести Ю. Фельзена «Обман» (1930). Развитие темы терроризма в исторических романах Романа Гуля (1896-1986) «Генерал Бо» (1929), «Скиф» (1930-1931). Отсутствие вымышленных лиц, влияние стиля Ю.Тынянова. Романтическое осмысление темы террора в прозе Б. Савинкова (В. Ропшина) «Конь бледный», «Конь вороной».

Женская экзистенциальная проза как альтернатива, авангардным и «невоплощенным» поискам молодых прозаиков.

Н. Берберова (1901 – 1993). Цикл рассказов «Бианкуровские праздники» (1928). Проблема женской судьбы в изгнании в повести «Аккомпаниаторша» (1935) и романах «Последние и первые» (1930), «Повелительница» (1932). «Без заката» (1938). «Чайковский» (1936), «Курсив мой. Автобиография» (1972). Влияние эстетики Вл. Ходасевича.

И. Одоевцева (1901 – 1990). Романы «Ангел смерти» (1922), «Изольда» (1931), «Зеркало» (1939), «Оставь надежду навсегда» (1954). Мемуарно-автобиографическая проза «На берегах Невы» (1967), «На берегах Сены» (1978). Влияние эстетики Н. Гумилева и Г. Иванова.

Г. Кузнецова (1900 – 1976). Повышенная степень рефлективности и доминирование темы любви в сб. рассказов «Утро» (1930) и романе «Пролог» (1933). «Грасский дневник» (1967). Стилевое влияние И. Бунина.

^ Проза М.А. Алданова (1886-1957). Художественное осмысление мировой истории в романах «Девятое термидора» (1923), «Чертов мост» (1923) и повести «Святая Елена, маленький остров» (1932). Тема нравственного критерия в истории, ответственности человека, взаимозависимости личности и общественных процессов. Создание нового жанра исторической сказки («Пуншевая водка», «Сказка о всех пяти земных счастьях»). Идея «случая» как основа философии истории М. Алданова. Документ и вымы­сел в исторических романах писателя. Статьи-портреты в книге «Современники» (1928).

^ Проза М.А. Осоргина (1878-1942). Роман «Сивцев вражек» (1928). Антиномичность восприятия реальности. Кинематографичность композиции романа. Роман о терроре «Свидетель истории» (1932). Философский роман «Вольный каменщик» (1937). Книга очерков «В тихом местечке Франции» (1946). Стилевая отстраненность и ироничность тона. Романы о русских исторических катаклизмах и судьбах интеллигенции в трилогии «Ключ» (1930), «Бегство» (1932), «Пе­щера» (1936). Влияние философии истории Л.Н. Толстого.

^ Проза А.Т.Аверченко (1881-1925). «Смех сквозь ненависть» - ведущая тональность книг писателя. Книга «Дюжина ножей в спину революции» (1921). Лирико-сатирическая стилевая тенденция, карикатурное снижение образов «вождей», контрастное пародийное сопоставление «старого» и «нового», использование интонаций и образов русского фольклора и литературной классики. Книги рассказов «Нечистая сила: Книга новых рассказов», «Записки простодушного», «Кипящий котел», «Двенадцать портретов». Юмористический роман «Шутка мецената» (1923). Реминисцентный фон и пародийная направленность. Пьеса «Самоубийца».

^ Проза Тэффи (1872-1962). Книга рассказов «Городок» (1923) - общая социокультурная характеристика эмигрантской жизни. Сборники рассказов «Все о любви» (1927), «Авантюрный роман (1932), «Земная радуга» (1952). Пристальное внимание к психологическим «подробностям бытия», иронический подтекст в прозе Тэффи.

^ Проза Саши Черного (1880-1932). Книга сатир «Жажда» (1923). Мотивы жизненного тупика, образы безвозвратно потерянного прошлого. «Детский остров» (1925). «Несерьезные рассказы» (1928). Поэма «Кому в эмиграции жить хорошо» (1932). Сборник рассказов «Библейские сказки» (1932).


^ А.М.Ремизов (1877-1957)

Берлинский период творчества А. Ремизова («Шумы города» (1921), «Россия в письменах» (1922), «В поле блакитном» (1922), «Сказки русского народа» (1923), «Кукха. Розановы письма» (1923)). Черты сгущенного символизма и экспрессионизма.

Парижский период. Книга «Взвихренная Русь» (1927) – одна из «лучших художественных хроник России смутного времени» (А. Белый). Первая автобиографическая повесть «По карнизам» (1929).

«Бесноватые: Савва Грудцын и Соломония» (1951), «Мелюзина» (1952). Интерес к медиевистике. Трансформация традиционных эпических форм. Своеобразие стилизаций А.Ремизова («Легенда о царе Соломоне», «Тристан и Изольда»). Ремизов и французская интеллектуальная элита (П. Буайе, П. Паскаль, М. Арлян и др.) «ОБЕЗВЕЛВОЛПАЛ» как многолетняя литературно-интеллектуальная игра. А.М. Ремизов – авторитет для литературной молодежи (Б. Поплавский, В. Яновский, И. Шкот, Ю. Фельзен, Б. Сосинский, Н. Резникова, Н. Кодрянская).

Книга «Огонь вещей» (1954) как эстетическая декларация писателя, итог его размышлений о русской литературе. Металитературный потенциал прозы писателя. Ремизовская рефлексия творчества Гоголя и Достоевского.

Автобиографическое метаповествование «Подстриженными глазами» (1951) – произведение, дешифрующее ремизовский язык символов и знаков. Автобиография, осмысленная через призму мифа о самом себе в неопубликованных при жизни книгах: «Иверень», «Петербургский буерак», «Учитель музыки». Мифо­поэтическое восприятие реальности, наполненной игровой мистерией, духом «жизнестроительства». Эволюция эстетических принципов писателя от повествователь­ных беллетристических форм к метатекстам. Особенности стиля - музыкальное строение композиции, ритмический рисунок, техника лейтмотивов, аллитеративные повторы. Ремизов о роли и ценности слова в искусстве.


^ И.А. Бунин (1870-1953)

Жизнь и творче­ство в эмиграции (1920 – 1953). «Окаянные дни» как итог дневниковых записей 1918 – 1919 годов. Историко-культурологическая картина эпохи революции и гражданской войны в России. Документально-историческая и публицистическая смыслообразующие и стилеобразующие доминанты. Сборник «Роза Иерихона» (1924). Повесть «Дело корнета Елагина» (1925): традиции Достоевского, психоаналитический эксперимент. Повесть «Митина любовь» (1925). Тяготение к «камерному роману» и теме любви, сопряженной со смертью. Символические подтексты в повести. «Жизнь Арсеньева» (1927–1933) как экзистенциальная автобиография и как феноменологический роман. Черты феноменологической прозы и специфика неореалистического метода. Авторское сознание в романе «Жизнь Арсеньева». Роль самосознания, самоанализа, рефлексии. Авторская концепция памяти (родовая, приобретённая, культурная, творческая). Всепоглощающий авторский лиризм. Моносубъектность. Полярное соотношение сюжетного и описательного начал. Книга «Освобождение Толстого» (1937) как декларация бунинского понимания философии творчества. Размышления о жизни и смерти. Концепт «тайнопись плоти». Цикл новелл «Темные аллеи» (Нью-Йорк, 1943. Париж, 1946). Философия любви и филология. Магия воспоминаний и эмоциональная сфера. Любовь сквозь призму памяти. Особенности временной организации. Психологизм Бунина. Ритмическая и звуковая организация новелл.


^ И.С. Шмелев (1873-1950)

Эмигрантский период в творчестве И. Шмелева. Книга «Солнце мертвых» (1923) как новое «Слово…» о гибели России. Поиски выхода из глубочайшего духовного кризиса. Борьба творящего и разрушающего начал. Художественный синтез в поэтике произведения. Принцип многоголосия и техника повторов. Образы-символы солнца, гор, моря, животных и птиц в романе. Реалистические тенденции в творчестве И. Шмелева 1920-х годов. Галерея русских национальных характеров в рассказах «Про одну старуху» (1924), «В ударном порядке» (1925), «Письмо молодого казака» (1925). Роман «История любовная» (1929) как попытка творческого соперничества с И. Буниным. Традиции тургеневской повести о любви. Проблема наследования духовных традиций в романах «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933). Память как нравственно-эстетическая категория. Лирические очерки «Старый Валаам» (1935). Трактовка эмигрантской темы в романе «Няня из Москвы» (1933). Роман «Пути небесные» как итог творческих и духовных исканий Ивана Шмелева.


Б.К.Зайцев (1881-1972)

Неореалистические тенденции в романе «Золотой узор». Импрессионистичность словесных зарисовок, субъективизм, ослабление сюжетного повествования, склонность к жанру литературного этюда. Усиление христианских мотивов в творчестве писателя. «Преподобный Сергий Радонежский» (1925). Временной аспект личностного прошлого в автобиографической тетралогии «Пу­тешествие Глеба» («Путешествие Глеба» (1937), «Тишина» (1948), «Юность» (1950), «Древо жизни» (1953)). Роман об эмигрантской современности «Дом в Пасси» (1953).

Беллетризованные биографии Зайцева: «Жизнь Тургенева» (1932), «Жуковский» (1952), «Чехов» (1954). Воспоминания («Москва», 1938, «Далекое», 1965).

А.И.Куприн (1870-1938).

Эмигрантские сборники «Купол Св. Исаакия Далматского», «Колесо». Философские темы предопределенности судьбы, равновесия позитивного и негативного в человеческой жизни, невозвратимости прошлого. Притча «Судьба» (1923). Романтический призыв к человечности («Звезда Соломона», 1920). Тенденция к разработке «вечной» темы любви. Философия любви в повести «Ко­лесо времени» (1929). Утверждение идеала гуманного человеческого бытия. Автобиографические романы «Юнкера» (1928-1932) и «Жанета. Принцесса четырех улиц» (1935).


^ Д.С. Мережковский (1865-1941)

Метафизическая концепция истории в романах Д. Мережковского. Поиск пассионарной личности. Восприятие рево­люции как пришествия Антихриста («Царство Антихриста», 1922). Историософия Мережковского. Истоки христианства и авторские версии его истории. Скептиче­ское отношение к историческому христианству и ортодоксальной Церкви («Иисус Неизвестный», 1932).

Исторические романы: «Рождение богов. Тутанкамон на Крите» (1925), «Тайна Трех. Египет и Вавилон» (1925), «Мессия» (1827). Особенности жанра этих произведений: соединение исторических изысканий с вымышленными сюжетами, введение исторических и вымышленных лиц, подчинение сюжетного развития романов и отношений героев заданной авторской фило­софской схеме. Беллетризованные биографии исторических лиц: «Наполеон» (1929), «Жанна д’Арк» (1938), «Данте» (1939).


^ В.В. Набоков (1899-1977)

Поэтическое наследие В. Набокова. Сборники стихов «Горний путь» и «Гроздь» (1923).

Набоковское понимание литературы как феномена языка. Тема двух реальностей в романе «Машенька» (1926). Игровая поэтика в романе «Король, дама, валет» (1928). Роман «Защита Лужина» (1930) как художественное выражение мировоззренческих и эстетических принципов творчества писателя. Роман «Дар» (1938). Жанр «свободного» романа о русской литературе. Автобиографическое начало в романе «Подвиг» (1932). «Камера обскура» (1933). «Приглашение на казнь» (1938) как философия творчества в образах-символах.

Англоязычный период творчества. «Истинная жизнь Себастьяна Найта» (1938) и его русская «подсветка». «Комментарии к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»». Пушкинская тема в творчестве В. Набокова.

Роман «Другие берега» (1954). Тема памяти. Память и творчество как преодоление времени. Роман «Лолита» (1955 (англ.), 1967(рус.)) как вершина творчества Набокова. Тема судьбы художника. Сб. рассказов «Весна в Фиальте» (1956).

^ Гайто Газданов (1903-1971)

Роман-хроника «Вечер у Клер» (1929). Близость к «орнаментальной прозе». Монтаж хронологически перетасованных фрагментов, «чел­ночная» манера, использование визуальных эффектов текста. Традиции романа «потока сознания» в исследовании психологии героя. Блоковские и гумилевские подтексты. Принцип двойного бытия, мотивы бездомности.

Лирико-психологические повести «Водяная тюрьма» (1930), «Смерть господина Бернара» (1936), «Воспоминание» (1937). Романы «История одного путешествия» (1934) и «Освобождение»(1936). Послевоенное творчество писателя. Романы «Призрак Александра Вольфа» (1947-1948) и «Возвращение Будды» (1949). Литературные портреты Г. Газданова на радиостанции «Свобода».


^ 1.3. Поэзия первой волны


Поэты Серебряного века в эмиграции

Ностальгия, Одиночество, Тоска, Апатия – доминантные смысловые комплексы в культурном пространстве поэзии русской эмиграции. Парадигма метафоры изгнания. Семантические цепочки оппозиций: Там // Тут, Свое // Чужое. Метафизическое состояние поэта, находящее выход в особых жанровых «амальгамах» - мемуарах. Лирико-субъективный пласт. Оппозиция «Память-Беспамятство». Метафора «Пустоты». Мотивы вневременности, отчужденности, пустынности души, пустоты слова.

Константин Бальмонт (1867-1942). Борьба за лидерство в декадентско-символистких кругах. Эстетическое соперничество с В.Я. Брюсовым. Переводы Шелли, Кальдерона, Эдгара По, Уайльда, Уитмена. Книга «Край Озириса: Египетские очерки» (1920). Первый эмигрантский сборник стихов «Марево» (Париж, 1922). Настроения смятения, отчаяния и подавленности. Смена эмоциональной тональности в пражском сборнике «Мое – Ей. Россия» (1924). Богатство поэтического наследия: «Гамаюн» (Стокгольм, 1921), «В раздвинутой дали» (Белград,1929), «Северное сияние: Стихи о Литве и Руси» (Париж,1931), «Голубая подкова. Стихи о Сибири» (США,1935), «Светослужение» (Харбин, 1937). Творческие контакты К.Д. Бальмонта с поэтами Чехии, Польши, Литвы. Проза К.Д. Бальмонта. «Воздушный путь. Книга рассказов» (1932). Автобиография «Под новым серпом» (1923). Сборник эссе на славянские темы «Соучастие душ» (София,1930).

Зинаида Гиппиус (1869-1945). Деятельность З.Н Гиппиус в Религиозно-философском обществе. Путь в эмиграцию через Минск и Варшаву в мемуарах. Творческие контакты с Б. Савинковым, Д. Философовым. Эмигрантский сборник «Стихи: Дневник 1911 – 1921» (Берлин, 1922). Цикл новых стихов «Там и здесь». Мотив греха прошлого и молитвы о стране, повергнутой во прах. Воспоминания «Живые лица» (Прага, 1925) - галерея психологических портретов писателей. Мифы и предания о литературно-философском обществе «Зеленая лампа». Сборник «Сияния» (Париж, 1938) - лебединая песнь З.Н.Гиппиус. Жизнеописание «Дмитрий Мережковский» (1951).

Вячеслав Иванов (1866-1949). Значение Вяч. Иванова в истории русского символизма. Иванов - верховный жрец в «Башне». Итальянский период в творчестве поэта. Вяч. Иванов – ученый (докторская диссертация «Дионис и прадионисийство» (1923) и профессорская деятельность в Колледжо Барромео в Павии). Научные филологические идеи о первичности языка. Развитие идей А.А. Потебни.

«Римские сонеты» (1924-1925) и «Римский дневник» (1943-1944) – вершины русской лирики ХХ века. Единство прошлого, настоящего и будущего, взаимопроникновение различных культур.


^ Владислав Ходасевич (1886-1939)

Доэмигрантский период творчества. Сборники «Молодость» (1908), «Счастливый домик» (1914), «Путем зерна» (1920). Воплощение декадентских и символистских опытов. Установка на изящество формы – «прекрасную ясность» «кларизма». Акмеистическая ориентированность на аллюзивное и цитатное письмо.

Эмигрантский период. Творческие контакты с М. Горьким. Литературно-критическая деятельность в газетах «Последние новости» и «Возрождение». Сборник «Тяжелая лира» (1922). Диалог Ходасевича с поэзией «золотого века». Соединение символистской мистики и пушкинской ясности с эпатажно-футуристической формой. Сборник «Собрание стихов» (1927). Цикл «Европейская ночь» (1922 - 1926). Полигенетичность основных поэтических образов. Многоуровневость смысловых аллюзий.

В. Ходасевич-критик. Идея «культурного взрыва». Доминирующая роль эпохи символизма в концепции Ходасевича. Историко-литературные сочинения Ходасевича. Художественные биографии «Державин» (1931), «О Пушкине» (1937). Книга об уходящем Серебряном веке «Некрополь» (1939) – вершина прозы Ходасевича.


^ Георгий Иванов (1894-1958)

Проза поэта «Петербургские зимы» (1928) как сон о Серебряном веке. Серия литературных портретов. «Розы» (1931). Цитатный пласт. Движение от условного романтического уныния к осмыслению трагедии бытия. Сб. «Сады» (1936). «Отплытие на остров Цитеру (1937). Отчаяние и безнадежность – основные мотивы эмигрантской лирики поэта. Графическая точность образного рисунка, глубина психологиче­ского подтекста, обнаженность мысли.


^ Марина Цветаева (1892-1941)

Эмигрантский период в творчестве М. Цветаевой. Книги стихов «Стихи к Блоку», «Разлука» (1922). Метафорический язык. Категория «надмирности». Трансгрессивный характер творчества. «Ремесло», «Психея. Романтика» (1923). Психофизическая составляющая цветаевской лирики. Истерический ритм и выразительность синтаксиса. Циклы «Сивилла» (1922) и «Ручьи» (1923).

Пражский период. Поэма-сказка «Молодец» (1924). Специфика языковых средств. Паронимические сближения. Сатирическая поэма «Крысолов» (1925). «Поэма Лестницы» (1926), «Поэма Горы» (1926), «Поэма Воздуха»(1924) и «Поэма Конца» (1926). «Попытка комнаты» (1928). Образ Чехии в поздней лирике М. Цветаевой.


^ Борис Поплавский (1903-1935)

Сборник «Флаги» (1931). Многослойность образов и внутренний шифр. Идея сверхчувственной коммуникации. Поэтическая генеалогия (Э. По, А. Рембо, Ш. Бодлер, А. Блок). Сборники, изданные посмертно: «Снежный час: стихи (1931-1935)» (Париж, 1936), «В венке из воска» (Париж, 1938), «Дирижабль неизвестного направления» (1936). «Автоматические стихи» (1998). Влияние авангардной живописи на творчество Б.Поплавского, черты сюрреализма лирике. Поэтическая философия Б. Поплавского. Ключевые понятия личной мифологии. Поиски и выбор веры. Психоаналитическая космогония. Смерть как тематическая доминанта.

Романы «Аполлон Безобразов» (1926-1932), «Домой с небес» (1934-1935) и незавершенный «Апокалипсис Терезы». Метафизический план. Утопическое жизнетворчество с трагическим финалом. Индивидуальный мистический опыт. Архетип посвятительного пути. Специфи­ческая модификация «прозы поэта». Лиризация повествова­тельных и описательных фрагментов. Экзистенциальные поиски героя нового времени - героя «незамеченного поколения». Подчеркнутая женственность лирического героя. Традиции французского символизма и сюрреализма в прозе Б.Поплавского. Стирание границ между «своим» и «чужим».

^ Поэтические объединения и группы


Поэтическая группа «Перекресток». Вл. Ходасевич – духовный лидер «Парижской ноты». Эстетические принципы. Предельная требовательность к стихам. Слияние звука и смысла. Парижский «Перекресток» (Д. Кнут, Ю. Терапиано, В. Смоленский, Г. Раевский, Ю. Мандельштам). Белградский «Перекресток» (А. Дураков, Е. Таубер, К. Халатов, И. Голенищев-Кутузов). «Рукописная тетрадь».

«Парижская нота» и ее «крестный отец» Г. Адамович.

Литературная жизнь на Монпарнасе. Неофициальность поэтической школы. Ориентация на эстетику Адамовича. Эстетические принципы. Поэзия как дневник. Выразительный аскетизм. Поэия А. Штейгера (1907-1944). Сборники стихов «Этот день» (1928), «Эта жизнь» (1932), «Неблагодарность» (1936). «Болезнь» как лейтмотив поэзии Штейгера. Тяготение к номинативам. Лирическое уныние. Экзистенция «ничто» в посмертном сборнике «Дважды два – четыре» (1950). Влияние поэтики Г. Иванова. Поэзия Л. Червинской (1907-1988). Сборники стихов «Рассветы» и «Двенадцать месяцев» (1956). Темы одиночества и боли. Эстетика «петербургских» стихов (регулярный стих, предметность, точность рифмы, недосказанность). Переклички с поэтическими образами Г. Иванова. поэзия А. Гингера (1897-1965). Сборник «Свора верных» (1922). Приемы адамистской эстетики. Словотворческая и фонетическая игра. Сборник «Преданность» (1925) и тема сна. Мир – «сооружение из стихотворных строк». Нарочитая упрощенность, свобода от «словесного хлама», исповедальность. Тема творчества в рассказе «Вечер на вокзале» («Числа», 1930). Учеба в Сорбонне. Сборник «Жалоба и торжество» (1939). Столкновение сильной личности и судьбы.

Поэтическая группа «Формалисты». А. Присманова (Присман) (1892-1960) – организатор группы. Проповедь брюсовской эстетики: «гармония возможна только в умозрительной сфере». Сб. «Тень и тело» (1937). Поиски «настоящего» в сб. «Близнецы» (1946), «Соль» (1949).

Поэтические группы «Кочевье» (М. Слоним) и «Скит поэтов» (А. Бем).

Поэтический мир Георгия Адамовича (1892-1972) Первые книги стихов – «Облака» (1916), «Чистилище» (1922). Эмоциональная сдержанность, подчерк­нутая скупость цветовой гаммы как характерные особенности эмигрантской книги сти­хов «На Западе» (1939). Литературно-критическая деятельность. Книга «Одиночество и свобода» (1948). Проблема оправдания творчества. Требование литературного аскетизма. Акцент на предельно искреннем самовыражении.

Поэзия^ Игоря Северянина (1887-1941. Эгофутуристский период в творчестве Игоря Северянина. «Поэзоконцэрты». Эмиграция в Эстонию. Сборники «Менестрель: Новейшие поэзы» (Берлин, 1920), «Падучая стремнина. Роман в стихах» (Берлин, 1922), «Соловей» (Берлин, 1923). Тенденция к исповедальности и биографичности. Роман «Колокола собора часа: Автобиографический роман в 3-х частях» (Юрьев, 1925). Сборник «Медальоны» (Белград, 1934).

Поэзия Елизаветы Кузьминой-Караваевой (м. Мария) (1891-1945). Движение «Православное дело». Петербургский текст в повести «Равнина русская» (1924). Книга «Жатва духа» (1927) – собрание миниатюр о христианских святых. Публицистическая деятельность. Оценка культуры Серебряного века в статьях «Последние римляне» (1924) и «Встречи с Блоком» (1936). Сборник «Стихи» (1937). Мистический опыт, воплощенный в поэзии и живописных работах Е. Кузьминой-Караваевой. Близость с художниками-символистами.

Поэзия^ Юрия Мандельштама (1908-1943). Участие в поэтической группе «Перекресток». Влияние эстетики В. Ходасевича. Сборники «Остров» (Париж, 1930), «Верность» (1932), «Третий час» (1935). Сюжетность и мелодика стиха – основные черты стиля поэта. Сближение с «Парижской нотой». Мотивы тоски, отчуждения.

Поэзия^ Владимира Смоленского (1901-1961).Сб. «Закат» (1931). Мотивы одиночества, страдания и смерти. Сб. «Наедине» (1938). Поэтические кумиры – Лермонтов, Блок, Ходасевич. Философская лирика в сб. «Собрание стихотворений» (1957). Обновление поэтического синтаксиса, техника повторов, звукопись.

Поэзия Юрия Терапиано (1892-1980). Преданность традициям Серебряного века. Сборники «Лучший звук» (1926), «Бессонница» (1935). Высокая культура стиха. Регулярность размера и точность рифмы. Спокойствие и величавость поэтической речи. Книги стихов «Странствие земное» (1950), «Избранные стихи» (1963), «Паруса» (1965).

Поэзия ^ Довида Кнута (1900-1955). Сб. «Мое тысячелетие» (1925). Сб. «Парижские ночи» (1923), «Насущная любовь» (1938). Постсимволизм в эстетике поэта. Отражение путешествия в Палестину в сб. «Альбом путешественника»(1938). Музыкальность, техника повтора.

Поэзия^ Арсения Несмелова (1889 -1945). Футуристский сборник «Стихи» (Владивосток, 1921). «Уступы» (Владивосток, 1924). Традиции балладности. Сборник «Кровавый отблеск» (Харбин, 1928). Уход от романтических иллюзий. Сборники «Без России» (Харбин, 1931), «Полустанок» (Харбин, 1938). Тема ностальгии.

Первая антология поэзии русского зарубежья «Якорь» (1936).

^ 1.4. ДРАМАТУРГИЯ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ


Причины ограниченной востребованности драматургических жанров в литературе русской эмиграции: резкое сужение зрительской аудитории, преобладание монологического типа художественного мышления в эмиграции. Установка на интеллектуальное творчество. Высокий уровень художественных притязаний русской литературной диаспоры. Невозможность сценического воплощения произведений и тенденция к созданию пьес для чтения.

Драматургические опыты М. Цветаевой. Обработка античных сюжетов в трагедиях «Ариадна» (впоследствии «Тезей») (1924) и «Федра» (1924).

Реальность и фантастика в пьесах В. Набокова «Дедушка» (1923), «Скитальцы» (1923). Шекспировские мотивы в пьесе «Трагедия господина Морна». Интертекст в пьесе «Смерть». Трагический фарс о диктаторе «Изобретение Вальса» (1938). Гоголевский и чеховский реминисцентные пласты в пьесе «Событие» (1938).

Традиции психологического реализма в эмигрантских драмах И.Сургучева Постановка его пьес «Осенняя скрипка» и «Реки Вавилонские» (1920) в Русском театре в Праге.

Стилизаторские тенденции в драматургии П.Муратова (комедии «Приключения Дафниса и Хлои», «Мавритания»).

Театрально-художественная деятельность Н. Евреинова. Возрождение театра «Кривое зеркало». Одноактные пьесы «Радиопоцелуй», «Бессмертный треугольник» (1935). Пьеса «Шаги Немезиды» (1937) и московские политические реалии 30-х годов. Пьеса «Чему нет имени» (1942). Метафора кошмарного сна. Театроведческие работы Н. Евреинова («Театр как таковой», «Театр для самого себя» и др.)

Парижский «Театр без занавеса» в начале 1940-х годов. Пьесы А. Аверченко «Старики», «Самоубийца».

Опыты Д.Мережковского и З.Гиппиус в жанре киносценария («Данте», «Борис Годунов»).

^ 2. Литература русского зарубежья 40—60-х годов

(«вторая волна»)


Причины нового исхода эмигрантов из России. Национальная неоднородность переселен­цев. Понятие «ди-пи». «Лагерный» период новоэмигрантской литературы: устные газеты и ротапринтные издания. Перемещение литературно-политического центра русского зарубежья в Америку. Нью-Йорк как столица духовной жизни русской диаспоры.

Образование «Нового журнала» – крупнейшего литературно-художественного и общественно-политического издания русской эмиграции. Традиции «Современных записок». Новые периодические издания: «Новоселье» (Нью-Йорк, 1944-1947), «Грани» (Франкфурт, с 1945), «Возрождение» (Париж, 1949-1974), «Опыты» (Нью-Йорк, 1953-1957), альманах «Литературный современник» (Мюнхен) и др. Деятельность издательства им. А.П.Чехова. Антологии произведений писателей второй волны в Германии и США. Журнал «Мосты» (Мюнхен, с1958 г.) как попытка консолидации двух волн русской эмиграции.

Развитие прозы первой волны русской эмиграции после войны. Верность национальным художественным традициям в творчестве «младшего поколения» (Г.Д.Гребенщикова, Н.С.Калашникова, С.И.Гусева-Оренбургского, Р.Гуля, В.Варшавского). Ориентация на новые реалии и традиции западной культуры в творчестве М.Алданова, Н.Берберовой, В.Набокова. Взаимоотношения «старых» и «новых» представителей эмиграции. «Денационализация» послевоенных переселенцев. Проблема духовного родства и творческого единства литературы второй волны. Возникновение «литературного двуязычия». Английские романы Набокова. Французские романы 3.Шаховской, А.Труайя (А. Тарасовой), Я.Горбова и др. Немецкие романы Е.Гагарина.

Творчество поэтов первой волны эмиграции после войны. (Г.Иванов, Ю.Иваск, А.Гингер, С.Маковский, Н.Оцуп, Ю.Терапиано и др.). Посмертные издания стихов м. Марии, Б.Поплавского, Ю.Мандельштама, А.Штейгера.

Обогащение поэзии диаспоры трагическим военным и мирным «отечественным» опытом новых переселенцев. Мотивы невыносимого страдания, одиночества, бесприютности в поэзии второй волны. Апокалипсический мотив гибели вселенной в творчестве И.Елагина, О.Анстей, Б.Нарциссова. Переводческая деятельность как попытка синтеза русской и западной культур.

Мировоззренческие различия среди эмигрантов второй волны. Отношение литераторов к эмиграции. Восприятие изгнания как трагедии (И.Елагин, Б.Нарциссов, Н.Моршен). Восприятие эмиграции как «райской награды» (И.Чиннов, Ю.Иваск).

Творчество Ивана Елагина (Зангвильд Матвеев) (1918-1987). Книги «По дороге оттуда» (1947) и «Ты, мое столетие» (1948) в оценке эмигрантской критики. Темы смерти, разрушения в стихотворениях поэта. Преодоление «разъятости» современного человека во времени и пространстве как основной пафос его поэзии.

«Отсветы ночные» (1963), «Косой полет» (1967), «Дракон на крыше» (1973), «Под созвездием топора» (1979). Тема «концентрационного века», ощущение враждебности мира и поэта. Обращение к теме утраченной родины. Литература как «крик бесполезный». Мысль об упадке современной поэзии.

Философское переосмысление прежних тем в книге «В зале вселенной» (1982). Образы мира-цирка и поэта-канатоходца. Лермонтовский мотив усталости, тщетности земного бытия, безысходности, одиночества. Автобиографические стихотворения и поэмы. Последний сборник поэта «Тяжелые звезды» (1986). Жанр политического фельетона в поэзии И.Елагина. Традиции В. В. Маяковского.

Творчество Бориса Нарциссова (1906-1982). Тема гибели всего живого, дегуманизации мира в творчестве. Использование образов природы как олицетворения трагических эпизодов человеческой жизни. Разочарованность в возможностях поэзии. «Стихи» (1958), «Голоса» (1961). Образ паука в поэзии Нарциссова. Переосмысление образов мировой литературы в сборнике «Память» (1965).

Творчество ^ Ник. Моршен (Н.Н.Марченко) (1917-2006). Страшный мир советской действительности в сбор­нике «Тюлень» (1959). Книги «Двоеточие» (1966), «Эхо и зеркало» (1979). Образы эха и зеркала как выражение сути поэтического творчества. Поэзия как гармонизирующее начало в понимании Моршена. Эксперименты со сло­вом в позднем творчестве поэта. Обращение к семантическим ассоциациям, игре слов и звуков. Словотворчество, создание слов-гибридов. Традиции И. Анненского. Ясность интонационного рисунка.

Творчество ^ Игоря Чиннова (1909-1996). Мотивы скитальчества и одиночества в сборнике «Монолог» (1950). Связь раннего творчества поэта с «Парижской нотой». Образы жизни-«пустоты». Постмодернистские тенденции в сборниках «Метафоры» (1968), «Партитура» (1970), «Композиция» (1972), «Пасторали» (1976), «Антитеза» (1979). Видение мира как кошмарного хаоса. Использова­ние сюрреалистических образов. Гротескный образ мира в последнем сборнике поэта. Усиление импрессионистического начала в лирике, поиск в земном небесной «прелести». Понимание звука и цвета в поэзии как красок единой «Божьей палитры».

Творчество Ольги Анстей (Штейнберг) (1912-1985). Первая книга поэзии «Дверь в стене. Стихи» (Мюнхен, 1949). Религия и любовь - основные темы лирики О. Анстей. Апокалипсическая и ностальгическая темы в сборнике «На юру» (1966).


Творчество Дмитрия Кленовского (Крачковский) (1893-1376). Первый сборник стихов «Палитра» (1917). Гумилевские интонации. Лермонтовская традиция «потерянного» поколения. Сборники стихов «Навстречу небу» (1952), «Неуловимый спутник» (1956). Глубокая привязанность к традиции Н.Гумилева, И.Анненского, А.Ахматовой и О.Мандельштама.

Творчество ^ Юрия Иваска (1907-1986).Философская насыщенность первого сборника лирики «Северный берег». Сборник поэзии «Царская осень» (Париж, 1953). Религиозно-философское восприятие действительности. Сборник «Хвала» (Вашингтон, 1967). Образ «разбитых зеркал» (стихотворение «Венеция»). Символы «разъятости», расщепленности, дискретности современного мира в сборнике «Золушка» (Нью-Йорк, 1982). Мотивы апокалипсиса в сборнике «2х2=4: Стихи, 1926-1939» (Нью-Йорк, 1982). Поэма «Играющий человек» («Homo ludens») (1973). Метафоричность, непредсказуемая парадоксальность. Барочность поэтического мира. Литературное и критическое наследие Ю. Иваска.

Творчество Н.Нарокова (Н.В.Марченко) (1887 – 1969). Исследование большевизма и культа личности в романе «Мнимые величины» (1952). Психология антигероя. Влияние романов Ф.М.Достоевского. Романы «Ниша» (1965) и «Могу!» (1965).

Творчество С. Максимов (С. Пашин) (1916-1967). Изображение советской действитель­ности в романах «Денис Бушуев» (1949) и «Бунт Дениса Бушуева» (1956). Исследование разрушительного влияния тоталитарной системы на судьбу и психологию человека. Стремление к психологизму. Лагерная тема в творче­стве С. Максимова. Максимов-драматург. Пьеса «Семья Широковых». Проблема лжи и неверия.

Творчество ^ Л.Д.Ржевского (Суражевский) (1905-1986). Автобиографическое начало, этическое и философское переосмысление трудного жизненного опыта в творчестве Ржевского. Темы эмиграции, войны, духовной несвободы на родине в романах «Между двух звезд» (1953), «Две строчки времени» (1976), «Дина» (1979), повестях и рассказах. Традиции рус­ской классики и усложненная художественная форма в романе «Бунт подсолнечника» (1981). Литературоведческая деятельность писателя.

Творчество Б. Филиппова (Филистинский) (1905-1991). Многообразие литературного наследия. Стихи, рассказы, эссе, литературно-критические портреты. «Кресты и перекрестки» (Мюнхен, 1957), «Пыльное солнце» (Вашингтон, 1965), «Живое прошлое» (Вашингтон, 1965), «Ленинградский Петербург в русской поэзии и прозе» (Париж, 1973).

Творчество В. Юрасова (В.И. Жабинский) (1914-1996). Поэма «Василий Теркин после войны» (Нью-Йорк, 1953). Попытка полемики с Твардовским. Роман «Параллакс» (1972). Реалистичность в изображении трагических судеб русских офицеров.


^ 3. Литература 70-х — 80-х гг.

(«третья волна» русской эмиграции)


Социально-политическая характеристика эпохи. Органичная связь писателей зарубежья с литературой метрополии и общественными процессами в России. Литературные альманахи и журналы, сближающие художественные искания писателей метрополии и зарубежья. Журнал «Грани» (Франкфурт, с 1945). Журнал «Континент» (Мюнхен, с 1974 года). Альманах «Воздушные пути» (Нью-Йорк, 1960-1965). Журнал «Стрелец» (Париж-Москва-Нью-Йорк, с 1984). «Эхо», (Париж, 1978-1980). «Время и мы» (с 1975).


^ 3.2. Проза «третьей волны» русской эмиграции

Стилевые тенденции литературы третьей волны. Преобладание реалистических тенденций. Ориентация на читателя-интеллектуала, способного оценить словесную игру и фантазию. Религиозно-философская ветвь литературы третьей волны (А.Солженицын, В.Максимов, Ю.Кублановский).

Включение творчества писателей-эмигрантов в российский литературный процесс в конце 80 - нач.90-х годов. Публикации их произведений за рубежом и в России.

Жанровая система прозы современного русского зарубежья. Увлечение литератур­ной игрой. Тенденция к разрушению романной схемы и реформированию рассказа. Жанр рассказа в творчестве В. Аксенова, Ю. Дружникова, С. Соколова и др. Разнообразие жанровых моделей рассказа (рассказ-сказка, рассказ-притча, фантастический рассказ, построенный на поэтике абсурда) в прозе В.Марамзина.

Тема России – матери и мачехи – в прозе и публицистике писателей третьей волны (В.Аксенов, А.Синявский, Ф.Горенштейн). Изображение страны – пленницы политической системы в произведениях А.Зиновьева, В.Войновича, Ю.Алешковского.

Летаргия сознания как предмет художественного осмысления в творчестве Г.Владимова и А.Гладилина. «Французская Советская Социалистическая Республика». Антиутопии. Взаимоотношения человека и власти в произведениях В. Аксенова «Остров Крым», А. Зиновьева «Зияющие высоты», В. Войновича «Москва 2042» и др.

Преобладание критического начала в прозе эмигрантов третьей волны. Мисти­фикация как один из излюбленных приемов в прозе русского зарубежья 1970-1980-х гг. (А. Синявский). Раз­личные уровни проявления игрового начала: сюжетный (С. Довлатов), жанровый (С. Соколов), языковой (В. Аксенов, С. Соколов), уровень системы персонажей (В. Войнович). Использование ненормативной лексики как форма литературной игры (Ю. Алешковский, Э. Лимонов).

Связь литературы эмиграции с классической традицией. Обновление реалистиче­ской стилистики. Религиозно-этическая тематика в произведениях прозаиков третьей волны. Роман А.Назарова «Песочный дом». Философское осмысление истории страны в прозе Ф. Горенштейна («Псалом», 1975), В.Максимова («Семь дней творенья», 1971), Г. Владимова («Генерал и его армия», 1992) и др.

Фантастика и сатира в произведениях В. Тарсиса, А. Терца, В. Войно­вича, А. Зиновьева, А. Гладилина, Э. Севелы и др. Развитие жанра антиутопии в прозе третьей волны (А. Зиновье­в, В. Войнович). Постмодернистская традиция в романе С.Соколова «Палисандрия» (1985), повести Ю.Алешковского «Кенгуру» (1975), и романе «Книга последних слов»(1984).

Автобиографическое начало в прозе писателей-эмигрантов. Развитие жанра «художественной биографии» в творчестве С.Довлатова, Э.Лимонова, Г.Свирского, Ю.Дружникова, В.Максимова, С.Юрьенена, А.Синявского, А.Гладилина и др.

Проблема свободы художника в романе А. Синявского «Крошка Цорес» (1980). Проблема стилевой свободы в книгах художественной прозы «Спокойной ночи» (1984) и «Кошкин дом» (1998).

Сборники рассказов Ю. Мамлеева «Небо над адом» (1980), «Изнанка Гогена (1982), «Живая смерть» (1986). Роман «Шатуны» (1988). Ирреальность, двоемирие, контрастность. Традиции символисткой прозы.


^ С. Д. Довлатов (1941—1990)

Раннее творчество, участие в литературной группе «Горожане». Автобиографическая основа книг «Соло на ундервуде» (1980), «Компромисс» (1981), «Зона» (1982), «Заповедник» (1983), «Марш одиноких» (1983), «Ремесло» (1985), «Чемодан» (1986). Судьбы и психологическое самоощущение эмигрантов в повести «Иностранка» (1986). «Театрализованный реализм» прозы Довлатова. Разрушение мифа об Америке в прозе Довлатова. Традиции изображения «маленького человека». Чеховское влияние. Влияние Хемингуэя, Сэлинджера. Стилизации под устный рассказ в прозе Довлатова. Юмор и лаконизм как определяющие черты стиля писателя.


^ Саша Соколов (род. в 1943)

Авангардная поэтика романа «Школа для дураков» (1973). Оценка произведения В.В.Набоковым. Поэтика романа: свободное саморазвитие языковой стихии за счет отказа от фабулы и характеров. Сюрреалистическое и неомифологическое видение мира. Традиции литературы «потока сознания». Смещение реального к иллюзорному в романе «Между собакой и волком» (1980). Роман «Палисандрия» (1985). Особенности жанрового определения романа. Сюрреалистический сдвиг как основа повествования. Традиции Пушкина, Гоголя, Набокова в прозе С. Соколова. Влияние европейской литературы.


^ А.И. Солженицын (1918-2008)

Творчество А. Солженицына как «эпоха» в развитии русской литературы.

Публицистическая деятельность («Нобелевская лекция», «Как нам обустроить Россию» и др.). Автобиография «Угодило зернышко промеж жерновов. Очерки изгнания» (1978). Малая проза А. Солженицына («Молодняк», «Абрикосовое варенье», «Эго», «На краях».

Эпопея «Красное колесо» (1969-1973, 1975-1990). Жанровый синтез и стилевой эксперимент. Особенности композиции. Сочетание публицистического и художественного начал. Книга воспоминаний «Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни» (1967-1975, посл. ред 1992).


^ В. П. Аксенов (1932- 2009)

Изображение советского общества в романе «Ожог» (1980). Роман «Остров Крым» (1981). Традиции антиутопии ХХ века. Ироническое переосмысление мессианской роли России. Автобиогра­фическое начало в повести «Золотая наша железка» (1980), романах «Ожог» (1980), «Скажи «изюм»» (1985). «Московская сага» (1993), «Москва-ква-ква» (2004) Хроникальное начало в романах Аксенова. Ирония и самоирония как преобладающая тональность его позднего творчества. Новаторство писателя в области художественного языка и стиля: элементы ирреальности, гротеска, абсурда, прием множественности рассказчиков. Традиции Гоголя и Булгакова.


^ 3.3. Поэзия «третьей волны» русской эмиграции


Творческие поиски поэзии третьей волны как составная часть современного литературного процесса. Тяго­тение к традиции и авангардные тенденции – два полюса поэзии новой волны эмиграции.

Антологии эмигрантской поэзии и работы критико-литературоведческого плана. Периодические издания, публикующие поэзию зарубежья: журналы «А – Я», «Стрелец», «Гнозис», альманахи «Глагол», «Аполлон-77» и др.

Философско-публицистические размышления в поэзии Н.Коржавина. Социально-духовная насыщенность, взаимодействие гражданственности и лиризма в его стихах. Книги «Времена» (1976), «Сплетения» (1981), «Время дано» (1992). Верность поэтической традиции ХIХ века.

Философский характер лирики Д.В.Бобышева. Нравственно-этические искания в книге «Зияния» (1979). Обращение к опыту В.Хлебникова. Религиозно-философская основа художественных поисков Ю.Кублановского, И.Ратушинской, Н.Горбаневской. Мотив утраты, воплощение драматических личных переживаний в творчестве Н.Горбаневской. Тюремно-лагерная тема в лирике И.Ратушинской. Дневниковый характер ее творчества, лиризм мироощущения и стиля.

Медитативная лирика Ю.Кублановского. Русская романсная тра­диция в сборниках «С последним Солнцем» (1983) и «Оттиск» (1985). Цельность поэтического мироощущения. Проблема эволюции в поэтике. Изобразительно-живописное начало его поэзии. Ориентация на традиции русской классики. Ощущение эмиграции как «неволи» в книге «Чужбинное» (1993).

Усложненность формы стиха и обращение к сложной ассоциативности в поэзии А.Цветкова. Ироническая окрашенность стихов. Переосмысление разнообразных поэтических традиций.


^ И.А.Бродский (1940-1996).

Романтический характер доэмигрантского творчества поэта. Участие в самиздатовском журнале «Синтаксис», газетах «Русская мысль» и «Новое русское слово».

Влияние традиций Серебряного века. Феномен «цитатности». Стилевой диалог с О. Мандельштамом, М. Цветаевой, Б. Пастернаком.

Жанр книги в поэзии Бродского. Художественное единство и поэтика книг «Часть речи» (1977), «Остановка в пустыне» (1970), «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1986) и др. Формирование творческой индивидуальности и поэтической интонации Бродского. Идея «частности человеческого существования» и преобладание эстетического над этическим. Тема экзистенциального одиночества. Личностное переживание культуры, истории, христианства. Тема времени. Проблема религиозного синкретизма в творчестве Бродского.

Новаторство поэтической техники. Трагический пафос и ирония. Классический ритм. Стилевая эклектика. Повествовательность стиха. Монументализм.

И. Бродский – эссеист и переводчик. Нобелевская лекция.


^ 3.4. Драматургия «третьей волны» русской эмиграции.


Диалог с классикой в пьесах В. Аксенова «Аристофаниана с лягушками» (1968), «Цапля» (1980), «Горе, горе, гореть» (1998). Драматургический эксперимент в пьесах «Аврора Корелика» (1999). «Ах, Артур Шопенгауэр» (2000). Аксенов – автор киносценариев (фильмы «Когда разводят мосты» (1961), «Мой младший брат» (1962), «Мраморный дом» (1973), «Центровой» (1976), «Пока безумствует мечта» (1980)).

Сатирический пафос судебной драмы В. Войновича «Трибунал» (1985). Роль гиперболы и фантастики. Нравственный конфликт в пьесе «Фиктивный брак» (1988).

И. Бродский – драматург. Сплетение эпического и лирического в пьесах И. Бродского. Пьеса-утопия «Мрамор» (1984). Философский диалог о поэте-классике. Тема Рима. Политический прогноз и проблема времени в пьесе И. Бродского «Демократия!»(1990-1992).

Пьеса Ф. Горенштейна «Споры о Достоевском» (1991). Эстетический и этический конфликт. Ф. Горенштейн – сценарист («Солярис» (Андрей Тарковский), «Раба любви» (Никита Михалков), «Седьмая пуля» (Али Хамраев), «Комедия ошибок» ( Вадим Гаузнер).

Драматургический эксперимент и проблема реального и виртуального в пьесе «Кто боится Рэя Брэдбери?» (1990) В. Максимова.


^ IV. ЛИТЕРАТУРА


СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ


А.Ремизов Взвихренная Русь. Подстриженными глазами. Огонь вещей: сны и предсонья.

И. Бунин Лирика. Окаянные дни. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи.

И.Шмелев Солнце мертвых. Лето Господне.

Б. Зайцев Жуковский. Дом в Пасси.

А. Куприн Юнкера.

М. Осоргин Сивцев Вражек.

М. Алданов Святая Елена, маленький остров.

А. Аверченко Шутка мецената.

Теффи Все о любви. Авантюрный роман.

Саша Черный Жажда. Библейские сказки.

Дон-Аминадо Нескучный сад.

Д.Мережковский Рождение богов: Тутанкамон на Крите. Мессия.

З.Гиппиус Живые лица. Сб. Сияния.

В.Набоков Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Дар. Лолита. Другие берега.

Вяч.Иванов цикл Римские сонеты.

В.Ходасевич В. Тяжелая лира. Европейская ночь. Некрополь.

К.Бальмонт Сб.Гамаюн. Северное сияние.

Г. Иванов Сб. Отплытие на остров Цитеру , Распад атома.

Г. Адамович Одиночество и свобода

И. Северянин Медальоны

Ю. Мандельштам Сб.Остров

Ю. Терапиано Сб. Бессонница

Б. Поплавский Сб. Флаги, Сб. Дирижабль неизвестного направления. Аполлон Безобразов.

Ю.Фельзен Обман.

Г. Газданов Вечер у Клер.

И. Елагин По дороге оттуда

С. Довлатов Сб. Чемодан, Иностранка

А. Солженицын Красное Колесо.

В. Аксенов Остров Крым.

С. Соколов Палисандрия.

А. Терц В тени Гоголя

В. Войнович Сб. Шоколад

И. Бродский Остановка в пустыне, Урания. Мрамор.


Список мемуарно-биографических текстов

Бахрах А. Бунин в халате. По памяти по записи. Нью-Йорк, 1979.

Берберова Н. Курсив мой. Мюнхен, 1972; Нью-Йорк, 1983.

Бунин И.А. Воспоминания. Париж. 1950.

Гуль Р. Я унес Россию: Апология эмиграции. В 3 т. М, 2001.

Кузнецова Г. Грасский дневник Нью-Йорк, 1967.

Одоевцева И. На берегах Сены, Париж 1968.

Оцуп Н. А. Современники: Литературные очерки. Париж, 1961.

Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-1974): Эссе, воспоминания, статьи. Париж; Нью-Йорк, 1987.

Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник. М., 1991.

Шаховская З. Отражения. В поисках Набокова. М., 1991.

Яновский В. С. Поля Елисейские. СПб., 1993.


^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антологии и хрестоматии

«Мы жили тогда на планете другой»: Антология поэзии русского зарубежья 1920-1990 (Первая и вторая волна): В 4-х кн. / Сост. Витковский Е. В. Биограф. справки и комм. Г.И. Мосешвили  М., 1994.

Вернуться в Россию – стихами… 200 поэтов эмиграции: Антология / Сост. Крейд В. М., 1995.

Критика русского зарубежья: В 2-х тт. М., 2002.

Литература русского зарубежья. Антология. В 5 т / Сост. В.В. Лавров. – М, 1997-1999.

Русский Нью-Йорк: Антология «Нового журнала» / Сост. А. Н. Николюкин. Вступ. ст. В. Крейда, А.Н. Николюкина. – М.: Русский путь, 2002.

Третья волна: Антология русского зарубежья. М., 1991.


Учебные пособия, справочники, монографии

Литература русского зарубежья (1920-1990): учебное пособие / под общей редакцией А.И. Смирновой. М., 2006.

Литература русского зарубежья (1920-1940-е годы): Взгляд из ХХI века. СПб., 2008.

Агеносов В.В. Литература Russkogo зарубежья. М., 1995.

Буслакова Т. П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. М., 2003.

Зайцев В. А. Русская поэзия ХХ века: 1940-1990-е годы. М., 2001.

Зубарева Е. Ю. Проза русского зарубежья (1970-1980-е гг). М., 2000.

Казак В. Лексикон русской литературы ХХ в. М., 1996.

Литература русского зарубежья (1920-1940) // Сост. Михайлов О.Н. М.,1993.

Литературная энциклопедия Русского Зарубежья (1918-1940): В 3-х тт.: Т. 1. Писатели русского зарубежья. М., РОССПЭН, 1997. Т. 2. Периодика и литературные центры. М., РОССПЭН, 2000. Т. 3. Книги. М., РОССПЭН, 2002.

Русский Берлин / Предисл., сост., и коммент. Сорокина В. В. М., 2003.

Русский Париж / Предисл., сост. и коммент. Буслакова Т. П. М., 1998.

Русский Харбин / Предисл., сост. и коммент. Таскиной Е.П. М., 2005.

Русские писатели ХХ века: Биографический справочник. М., 2000.

Соколов А. Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х гг. М., 1991.

Струве Г. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1956. 3-е изд. Париж; М., 1996.

Чагин А. С. Расколотая Лира. Россия и зарубежье: судьбы русской поэзии в 1920-1930-е гг. М., 1998.

Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века: Энциклопедический библиографический словарь. М., 1997.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Аверин Б.В. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. Спб., 2003.

Адамович Г. В. Одиночество и свобода. СПб., 2002.

Бойд Брайан. Владимир Набоков. Американские годы. М., 2004.

Бойд Брайан. Владимир Набоков. Русские годы. М., 2001.

Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. СПб.; Дюссельдорф, 1993.

Блищ Н. Автобиографическая проза А.М. Ремизова (проблема мифотворчества). Мн., 2002.

Броуде И. От Ходасевича до Набокова: Ностальгическая тема в поэзии первой русской эмиграции. Л., 1990.

Варшавский В. Незамеченное поколение. Нью-Йорк, 1956.

Генис А. Довлатов и окрестности. М., 1996.

Глэд Дж. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. М., 1991.

Давыдов С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. СПб., 2004.

Демидова О. Метаморфозы в изгнании: Литературный быт русского зарубежья – СПб., 2003.

Зверев А. Повседневная жизнь русского литературного Парижа. 1920 – 1940. М., 2003.

Зинаида Гиппиус: Новые материалы и исследования М., 2002.

Злочевская А. В. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература XIX века. М., 2002.

Иваницкая С. О русских парижанах. – М: Эллис Лак, 2006.

И.С. Шмелев и литературно-эмиграционные процессы ХХ века. Международные Шмелевские чтения. Алушта, 1993-2008.

Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М., 1993.

Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. М., 1991

Ильинская Н.И. Религиозно-философские искания в русской поэтической традиции рубежа ХХ века: специфика сознания, концептосфера, типология. Херсон, 2005.

Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. Ann Arbor, 1984.

Кудрова И.В. После России. Марина Цветаева: годы чужбины. В 2 кн. М., 1997

Ланин Б. А. Проза русской эмиграции (Третья волна). М., 1997.

Леденев А.В. Набоков и другие: Поэтика и стилистика Владимира Набокова в контексте художественных исканий первой половины ХХ века. Москва-Ярославль, 2004.

Мальцев Ю.В. Иван Бунин 1873-1850. Франкфурт на Майне, 1994.

Менегальдо Е. Поэтическая вселенная Бориса Поплавского. СПб., 2007.

Менегальдо Е. Русские в Париже. 1919 – 1939. М., 2001.

Непомнящий К. Т. Абрам Терц и поэтика преступления. Екатеринбург, 2003.

Нива Ж. Солженицын. М., 1992.

Обатнин Г. Иванов – мистик (Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Иванова). М., 2000.

Обатнина Е. А.М. Ремизов. Личность и творческие практики писателя. М., 2008.

Орлова О. Гайто Газданов. М., 2003.

Письма запрещенных людей (по материалам архива И.В. Чиннова). Литература и жизнь эмиграции. 1950-1980-е годы. М.:ИМЛИ РАН, 2003.

Проблемы изучения жизни и творчества Б.К. Зайцева: Международные Зайцевские чтения. Калуга, 1998-2007.

Ранчин А. Иосиф Бродский и русская поэзия XVIII – XX веков. М., 2001.

Русское зарубежье – духовный и культурный феномен. Международный сборник научных статей. М., 2008.

Солнцева Н.М. Иван Шмелев. Жизнь и творчества. М., 2007.

Сорокина О. Московиана: Жизнь и творчество И.Шмелева. М., 1994.

Спиваковский П.Е. Феномен А.И.Солженицына: новый взгляд. М., 1998.

Спиридонова Л. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. М., 1999.

Сухих И. Н. Сергей Довлатов: Время, место, судьба. СПб, 1996.

Творчество Н. Тэффи и русский литературный процесс первой половины ХХ века. М., 1999.

Урманов А. В. Творчество Александра Солженицына. М., 2003.

Хрисанфов В.И. Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус. Из жизни эмиграции. СПб. 2005.

Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992.

Щедрина Н.М. Проблемы поэтики исторического романа русского зарубежья: М. Алданов, В. Максимов, А. Солженицын. Уфа, 1993.

СОДЕРЖАНИЕ





I. Пояснительная записка……………………………

3

II. Примерный тематический план……………………

5

III. Содержание учебной дисциплины…………….…

6

IV. Литература……………………………………………..

29











Скачать 441,75 Kb.
оставить комментарий
Дата11.10.2011
Размер441,75 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх