Круглого стола icon

Круглого стола


Смотрите также:
Стенографический отчет о заседаниях «круглого стола» 12 мая 2004 г...
Программа научно-практического круглого стола на тему «Российский модернизационный проект:...
Методические указания ханты-Мансийск 2010 г. Методика проведения «круглого стола»...
Проект порядок проведения «круглого стола»...
Программа круглого стола «Формирование и реализация проектов государственно-частного...
Тезисы выступлений участников совместного «круглого стола»...
Сценарий «Круглого Стола»...
Концепция «круглого стола» «Охрана экосистемы озера Байкал и рациональное природопользование»...
Программа круглого Стола по теме: “Функционально-активный текстиль, полученный с использованием...
Отчет о проведении круглого стола «Проблемы и перспективы председательства Казахстана в обсе» г...
Вопросы для виртуального круглого стола...
Практический семинар в формате «Круглого стола»...



Загрузка...
скачать

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ


СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

МАТЕРИАЛЫ

круглого стола «Социально-консервативная идеология в действии»





Санкт-Петербург

2010



Тема круглого стола: «Социально-консервативная идеология в действии»

Цель мероприятия: Достижение единого понимания сторонниками Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» идеологии современного российского консерватизма, разъяснение основ, сущности и содержания консервативной идеологии Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

^ Организатор мероприятия: Центр социально-консервативной политики, Северо-Западное отделение, Санкт-Петербургский Региональный Совет сторонников Партии «Единая Россия»

Модератор круглого стола: президент СЗО ЦСКП Шувалов Игорь Евгеньевич

Дата/время: 22.09.2010/15:00. Начало регистрации участников круглого стола - 14:30

Место проведения: Санкт-Петербургское Региональное отделение Партии "Единая Россия", Конногвардейский бульвар, д. 4, 3-й этаж

Президиум круглого стола:

  1. Шувалов Игорь Евгеньевич, президент СЗО ЦСКП,

  2. Вахмистров Александр Иванович, Председатель Совета сторонников Партии "Единая Россия" в Санкт-Петербурге,

  3. Юрьев Дмитрий Александрович, Руководитель Санкт-Петербургского регионального исполкома Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,

  4. Волобуев Сергей Григорьевич, эксперт комиссии СЗО ЦСКП по вопросам идеологии,

  5. Шустов Алексей Владиславович, руководитель лаборатории социально-политических технологий «АМП СПБ».

Участники круглого стола:

  1. Шибалов Герман Юрьевич, заместитель председателя Санкт-Петербургского регионального Совета сторонников Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,

  2. Мозговой Герман Владимирович, Руководитель Ленинградского областного регионального политсовета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,

  3. Таннер Андрей Юрьевич, заместитель руководителя исполкома петербургского отделения политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», начальник отдела агитационно-пропагандистской работы,

  4. Шустов Алексей Владиславович, руководитель лаборатории социально-политических технологий «АМП СПБ»,

  5. Порхаев Вадим Борисович, координатор либерально-консервативного клуба политического действия «4 ноября» по Санкт-Петербргу и ЛО,

  6. Александрова Наталья Григорьевна, руководитель партийного проекта «Кадровый резерв – Профессиональная команда страны» в Санкт-Петербурге,

  7. Туркин Федор Олегович, руководитель партийного проекта «Свой дом» в Санкт-Петербурге,

  8. Путина Вера Александровна, главный редактор журнала «РОССИЯ ЕДИНАЯ»,

  9. Бестужев Евгений Леонардович, руководитель экспертного отдела СЗО ЦСКП,

  10. Третьяк Михаил Владимирович, руководитель методического отдела СЗО ЦСКП,

  11. Представители Президиума Регионального совета сторонников,

  12. Руководители и представители постоянных рабочих групп при Региональном совете сторонников

  13. Представители районных советов сторонников



^ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

  1. Вступительное слово президента СЗО ЦСКП Шувалова Игоря Евгеньевича

  2. Доклад эксперта комиссии СЗО ЦСКП по вопросам идеологии Волобуева Сергея Григорьевича

Тема: «Институционализация консерватизма как партийной идеологии современной России: проблемы и перспективы»

  1. Выступление руководитель Санкт-Петербургского регионального исполкома Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Юрьева Дмитрия Александровича

  2. Доклад руководителя лаборатории социально-политических технологий «АМП СПБ» Шустова Алексея Владиславовича

Тема: «Культурно-исторические основы консервативного сознания и перспективы российской модернизации»

  1. Ответы на вопросы

  2. Заключительное слово президента СЗО ЦСКП Шувалова Игоря Евгеньевича


Регламент для докладов и выступлений – до 15 минут.




^ АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по тематике круглого стола


Определение «российского консерватизма» дано Председателем Высшего совета Партии Б.В. Грызловым на XI съезде партии 23 ноября 2009 года:


«Это идеология стабильности и развития, постоянного творческого обновления общества без застоев и революций.


Российский консерватизм – это опора на духовные традиции, на великую историю, на отечественную культуру, на интересы большинства граждан страны. Это поддержка семейных ценностей, а значит – внимание к воспитанию детей и забота о старшем поколении. Это внимание к здоровью и образованию, к доступности культурных ценностей. Это защита собственности, активная поддержка малого бизнеса, в том числе – семейного бизнеса, фермерских хозяйств. Это укрепление гарантий государственного суверенитета, в том числе – высокий престиж военной и правоохранительной службы.


Российский консерватизм – открытый консерватизм. То есть готовый к дискуссии – и внутрипартийной, и с оппонентами. Консерватизм, который готов воспринимать новые идеи, а значит – способен обеспечить модернизацию страны. Способный сохранить и приумножить. Нашу идеологию можно выразить и в таких простых словах: мы создаем новое и сохраняем лучшее!

Российский консерватизм – это та идеология, которая ведет не назад, а вперед».


^ Современный российский консерватизм: определение, идейные истоки, методология


Определение консерватизма


Определяя сегодня, что есть «современный российский консерватизм»? - необходимо подчеркнуть, что вопреки расхожим штампам, консерватизм, как таковой, представляет собой не «репрессивную» идеологию, не апологетику государственного и нормативного порядка как самоценности, а есть идеология, признающая человеческую личность в ее подлинном достоинстве и значении. Именно антропологические основы консерватизма, апелляция к духовному пониманию сущности и предназначения человека являются тем центральным обстоятельством, в связи с которым стоят все иные аспекты идеологии консерватизма.


При всей своей многозначности, привязанности к конкретно-историческим и культурным контекстам, в целом консерватизм от «не-консерватизма» отличает:


  • признание существования (наряду с природно-материальными) вечных духовных оснований человеческого и общественного бытия,

  • стремление к практической реализации требований к человеку, обществу и государству, вытекающих из признания существования их духовных оснований.


Наиболее распространенное ныне определение консерватизма как идеологической позиции, признающей ценность исторического опыта в контексте современности и задач общественного развития, является в целом справедливым, но недостаточным. Подлинный консерватизм ценит и использует исторический опыт, однако подходит к нему селективно, на основании критериев «надвременного», «вечностного» плана, каковыми выступают определенным образом понятые, концептуализированные «духовные основы общества» (С.Л. Франк).


Средоточием духовных оснований общественного бытия выступает культура, которую мы вслед за А.И. Солженицыным понимаем как «совокупность интеллектуальных, мировоззренческих, этических и эстетических достижений, приумножение нематериальных ценностей жизни».


Культуроцентризм консервативной политики основывается на том, что «именно культура делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» (Д.С. Лихачев).


^ Идейные истоки современного российского консерватизма


Традиционные религиозные конфессии России являются хранителями мудрости и опыта поколений, необходимых для осмысления и решения актуальных социальных проблем. Поиск путей развития страны делает закономерным обращение к социальному учению Русской Православной Церкви, социальным концепциям традиционных конфессий России.


Важной задачей современного общественного сознания остается освоение идейного наследия лучших русских дореволюционных мыслителей и мыслителей Русского Зарубежья, трудов современных ученых, исследующих и формулирующих специфику России как особой цивилизации в многообразном, многополярном глобальном мире. Именно с этими идеями больше всего соотносятся ценностные и мировоззренческие ориентации нашего общества. Поэтому уже сама дискуссия об их реализации в политике и праве способна актуализировать существенные социально-психологические ресурсы развития нашей страны.


В контексте формирования идеологии современного российского консерватизма большое значение имеет исследование соотношения идеологических оснований и практики ведущих консервативных сил различных стран. При этом любые заимствования должны отвечать критериям российской культуры.


^ Определение современного российского консерватизма


Современный российский консерватизм может быть определен как идеология, которой свойственны:


  • осмысление принципов существования человека и общества в идейно-мировоззренческом контексте российской культуры;

  • стремление к практическому воплощению ценностей российской культуры во всех сферах общественного бытия.


Современный российский консерватизма является тем единым смысловым полем, в котором происходит дискуссия политических клубов Партии «Единая Россия».

^ Консервативное понимание человека и общества


В основе российской культуры лежат представления о человеке как духовной личности, как «образе и подобии Божием», наделенном свободой и способностью к духовно-нравственному выбору, откуда проистекает ответственность человека. Идеалы человеколюбия, милосердия, сострадания, служения, творчества, духовно-нравственного совершенствования и святости являются неизменной сердцевиной российской культуры, проистекающие из ее православных оснований. Российская культура требует рассмотрения человека в качестве конечной цели, а не средства общественного развития.


Персонализм, восприятие человека через призму категории «духовной, свободной и ответственной личности» было свойственно представителям всех течений российской консервативной мысли, в том числе так называемому «государственно-охранительному». Это обстоятельство часто недооценивается современными исследователями и публицистами. Вместе с тем, именно персонализм, принцип духовной личности является подлинным фундаментом консервативной идеологии.


Признавая духовное измерение в человеке, его способность к самопознанию и познанию действительности и ее законов, присущее человеку стремление к благу и красоте, консерватизм тем не менее не идеализирует и не абсолютизирует человека. Консерватизм исходит из того, что человеку и обществу присущи также несовершенства, ошибки или прямо злонамеренная воля. Исторический опыт ХХ века (мировые войны, тоталитарные диктатуры, культурная и нравственная деградация потребительского общества) делают излишней дополнительную аргументацию данного тезиса. Отсюда вытекает то значение, которое консерватизм придает духовно-обоснованному нормативному порядку в обществе и институтам, поддерживающим и развивающим его (в первую очередь государству и религии).


Таким образом, консерватизм предполагает комплексное рассмотрение человека как существа, одновременно:


  • духовно-телесного,

  • обусловленного и свободного,

  • способного к самотрансформации (трансцендированию), а потому – ответственного;

  • конечного (смертного) и бесконечного, живущего надеждой на вечность;

  • в силу свободы - способного как к творчеству и самосовершенствованию, так и к деградации,

  • устремленного как к благу и достоинству, так и ко злу и утрате достоинства (что делает необходимым нормативный порядок, защищаемый государством);

  • способного к познанию истины, но – в силу конечности жизни и целого ряда объективных ограничений – к ограниченному познанию (что делает необходимой веру как существеннейшее измерение личного и общественного бытия).


Сложность человека обусловливает сложность социальной системы. Консервативный подход основывается на целостном и максимально возможно полном охвате социальной реальности:

  • во временном отношении - т.е. предполагает необходимость учета долгосрочных исторических тенденций, духовной солидарности поколений и исторической ответственности;

  • в пространственном отношении – т.е. предполагает, например, необходимость сбалансированного территориального развития с учетом межрегионального взаимодействия при приоритете внутрироссийских межрегиональных структурных связей;

  • в отношении устроения общества – предполагает рассмотрение общества как системы взаимодействующих и взаимозависимых элементов;

  • в отношении законов общественного развития – предполагает учет наряду с материальными факторами и условиями развития фактор ценностной детерминации социальных процессов (консерватизм в принципе рассматривает ценностный фактор как ведущий - не политика производна от экономики или экономика от политики, а политика, экономика и все сферы жизни человеческого общества производны от его духовных оснований).


^ Консервативная методология анализа и решения социальных проблем


Консервативное понимание закономерностей бытия человека и общества определяет консервативную методологию анализа и решения социальных проблем, которая является инструментом реализации консервативных идей в общественной практике.


^ Консервативная методология включает в себя:


  • Духовно-мировоззренческое осмысление социальной проблемы, оценку того или иного явления в контексте идейных и ценностных оснований культуры. Это предполагает рассмотрение проблемы не только в плоскости потребностей и интересов, но и в плоскости ценностей. Проблема рассматривается не только в качестве препятствия реализации интересов, но и как препятствие реализации базовых ценностей культуры, преграда на пути совершенствования личностей, вовлеченных в проблемную ситуацию.

  • Выявление причин существующей проблемы – как материальных причин, так и причин духовно-социального порядка.

  • Моделирование и выбор оптимальной – с точки зрения ценностей культуры – и при этом практически достижимой - ситуации, в которой рассматриваемая проблема может быть устранена (или смягчена) и к достижению которой следует стремиться.

  • Выбор технологии решения проблемы - с учетом возможных (побочных) последствий ее реализации, оцениваемых также в соответствии с ценностями культуры.

  • Реализация избранной технологии.

  • Оценка результата – в соответствии с критериями, формулируемыми в ценностном контексте культуры.


Разработка методологии консервативной политики, инструментария консервативных методик в конкретных областях жизни общества остается важнейшей задачей современного российского консерватизма.
^

Основополагающие принципы современного российского консерватизма


Выход современной России на качественно новый уровень исторического целеполагания во многом зависит от осмысления идейно-ценностных оснований российского консерватизма. Осознание идейно-ценностных оснований российского консерватизма позволяет сформулировать принципы консервативного подхода к решению конкретных проблем современной России, создать целостную программу развития страны на базе консервативных идей и ценностей. При этом важно отметить, что идеология российского консерватизма не может быть сконструирована искусственно, создана в отрыве от исторической традиции. Идеология российского консерватизма должна развиваться только в контексте исторической преемственности, являться выражением российской мироустроительной идеи, соборного самоопределения Российской цивилизации, основываться на системе ее основополагающих ценностей.


Развитие современного российского консерватизма может быть осмыслено как творческое продолжение отечественной консервативной мысли. Базовые принципы современного консерватизма не создаются теоретиками с чистого листа, а органически вытекают из отечественного консервативного идейного наследия.


Современный российский консерватизм, развивающийся на базе достижений отечественной консервативной интеллектуальной традиции, предполагает формирование идеологии на основании утверждения безусловной ценности личного бытия, что позволяет рассматривать российский консерватизм как консерватизм персоналистический, выдвигающий в качестве основополагающей ценности ценность персоны. Личность в ее творческой свободе выступает фундаментальной ценностью российского консерватизма.


В основе российского консерватизма лежит представление о человеке как целостной личности, наделенной не только материальным бытием, но и неразрывно связанным с ним бытием духовным, обладающей способностью к свободному духовно-нравственному выбору и творчеству, откуда проистекает ответственность человека. Ценность личности является подлинным фундаментом консервативной идеологии. Российский консерватизм указывает на глубинную связь между совершенствованием жизни личности и улучшением общественного устройства, рассматривая личное бытие в качестве цели социального развития.


Российский консерватизм предстает как консерватизм творчески ориентированный. Он направлен не на сохранение прошлого как такового, а на анализ прошлого с позиции духовных ценностей в целях творческого применения достижений прошлого в настоящем. Традиции прошлого творчески претворяются в созидание настоящего, в духовные основания преображающей мир деятельности личности, выступая источником ее творческих сил. Российский консерватизм акцентирует гармоничное сочетание личной творческой инициативы с воплощением духовных ценностей в общественной жизни.

Российский консерватизм видит в культуре фундамент общественно-государственного развития. Ценностные ориентации человеколюбия, милосердия, сострадания, служения, творческого подвига, соборности, духовно-нравственного совершенствования, являющиеся неизменной сердцевиной российской культуры, утверждаются в качестве фундамента оптимальной стратегии развития страны. Культура видится системой ценностей, способной объединить граждан России. Культура выступает как интегративная сила правового демократического государства. При этом подчеркивается культуросозидающее значение традиционных конфессий России, необходимость сохранения всей полноты традиций российского многонационального и многоконфессионального общества.


Российский консерватизм предстает как направление мысли, утверждающее незыблемую связь культуросозидающего творчества личности с ее свободой в правовом государстве. Он провозглашает права лица и ценность личной свободы, понятой как творческая автономия персоны. При этом личность воспринимается как инициативное творческое начало, живая сила, преображающая посредством творческого подвига себя, общество и вселенную. Личность видится активным общественным строителем, реформатором социальной системы, инициатором модернизационных процессов, созидателем национальной культуры.


Российский консерватизм настаивает на необходимости развития демократических институтов, заявляет о важности соучастия граждан в управлении государством, предполагает развитие правового демократического государства с учетом традиций российской правоментальности и в органической связи с ценностями национальной культуры. В контексте консервативного проекта подлинное демократическое государство призвано выражать интересы народа. Субъектом правового демократического государства является свободный народ, объединенный ответственностью перед своим историческим наследием.


Консервативный проект модернизации России – проект, предполагающий модернизацию на базе отечественной культурной традиции. Данный проект определяет векторы развития модернизационых процессов, адекватные российской социокультурной почве и предполагает поступательное общественное развитие без катастрофических потрясений и революций.


Отвергая опыт централизованно-управляемого хозяйства в тоталитарных системах, российский консерватизм провозглашает ценность свободного рыночного хозяйства. Речь идет о развитии социально ориентированной рыночной экономики, соединяющей принцип свободы рынка с элементами управления, выполняющими корректирующую функцию. Утверждение принципов рыночной экономики неизменно сочетается с отстаиванием ценности социальной справедливости, столь характерной для Российской цивилизации. Экономический рост немыслим без обеспечения равных стартовых возможностей в целях развития творческой конкуренции. Именно сильное государство может обеспечить благоприятную ситуацию для конкуренции, ориентацию экономических процессов на удовлетворение интересов всего общества, развитие социальной направленности рыночной экономики. Важное значение имеет и развитие системы социального партнерства в целях преодоления общественных противоречий, а также всемерная поддержка незащищенных слоев общества, которые являются полноправными участниками экономической жизни. Российский консервативный проект утверждает принципы экономической демократии – свободного и творческого управления народом своей экономической жизнью в соответствии с собственными ценностными приоритетами.


В контексте российского консерватизма строительство гражданского общества должно быть теснейшим образом связано с развитием свободного и ответственного солидарного служения. Развитие личных свобод означает и развитие личной ответственности. Консервативный идеологический проект утверждает модель развития свободного плюралистического общества, основанного на высокой коммуникативной культуре, выраженной в уважении к базовым ценностным основаниям общественной жизни, созидающим общественную солидарность. Толерантность в плюралистическом обществе подразумевает уважение его ценностных оснований. Творческая вовлеченность в созидание духовных оснований общества (а не агрессивная колонизация социальной среды обитания), основанная на высокой коммуникативной культуре, рассматривается в качестве стратегии конструирования подлинного плюрализма.


С позиции российского консерватизма государство выступает выразителем интересов граждан, действующим во имя общественного блага. Государственная политика органически проистекает из базовых ценностных ориентаций общества. Именно в ценностях общества государство черпает творческие силы для формирования социально-политической стратегии. В сильном государстве, действующем в интересах большинства граждан, усматривается гарант личной свободы.


Российский консерватизм отстаивает суверенитет и территориальную целостность Отечества, идеи единения и сохранения Родины, подчеркивает значение консолидации общества.


Идея многополярного мира, с позиции российского консерватизма, может быть раскрыта в перспективе развития солидарного единства в многообразии различных культурных миров при признании нравственных ценностей в качестве универсального языка межкультурного общения. В многополярном мире Россия предстает уникальным цивилизационным образованием, интегрированным в мировое сообщество на достойных для нее условиях.




Скачать 162,56 Kb.
оставить комментарий
Дата11.10.2011
Размер162,56 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх