Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии», часть 6 («Западная философия второй половины XIX в.») icon

Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии», часть 6 («Западная философия второй половины XIX в.»)


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии»...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии», часть 6...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по направлению философия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии второй половины XIX начала XX века»...
Кафедра современных проблем философии История зарубежной философии Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История зарубежной философии (20 век)» (первая...
Курс заочное отделение история философии содержание дисциплины тема Антигегелевская критическая...
Тема: Западная философия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория познания. Часть III...



Загрузка...
скачать
Федеральное агентство по образованию

Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«Ростовский государственный университет»


Факультет философии и культурологии


Учебно-методический комплекс

дисциплины «История западной философии», часть 6

(«Западная философия второй половины XIX в.»)

федерального компонента цикла ОПД

специальности 030101 – «философия»


Составитель ст. преп. кафедры ИФФА Тихонов А.В.


Ростов-на-Дону

2006

Содержание

Стр.


1 Пояснительная записка…………………………………………………….2

2 Тематическое планирование курса ……………………………………….3

3 Программа курса …………………………………………………………..4

4 Планы лекций……………… ………………………………….…….……10

5 Планы семинарских занятий………..………………………………….…12

6 Самостоятельная работа студентов…………….. ……………………….20

7 Экзаменационные вопросы...………………………………………...…...22

8 Тематика курсовых и дипломных работ...……………………………….23

9 Общий список литературы к курсу………… …………………………...24

10 Вопросы к государственному итоговому экзамену (комментарии)…..29

11 Глоссарий…………………………………………...…………………….30

12 Формы промежуточного контроля…………………………………..….33


^ Пояснительная записка


В предлагаемом курсе излагаются центральные положения следующих философских учений середины XIX в.: первый позитивизм (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер), антиинтеллектуализм и экзистенциализм С. Кьеркегора, «университетская философия» (А. Тренделенбург, Р. Лотце), философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон), психологизм В. Вундта, прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс), эмпириокритицизм («второй позитивизм») (Э. Мах, Р. Авенариус) и философия А. Пуанкаре. Философия А. Шопенгауэра, вопреки некоторым традициям классификации философских учений данного периода, отнесена к предыдущему курсу (История зарубежной философии, ч. 5), в силу своей тесной связи с философией И. Канта. Изучение философии К. Маркса предполагается в рамках курса «История зарубежной философии», часть 7.

^ Цель курса: раскрытие главных смысловых блоков и философских концептов перечисленных учений.

Задачи курса:

- проследить видоизменение главных идей Канта, а также изучить реакцию других философов на эти идеи;

- выработать представление о взаимовлиянии различных философских идей, о различиях интерпретаций тех или иных положений;

- составить содержательное представление об объеме философский течений второй половины XIX века.

^ Навыки студентов по окончанию курса: развитие навыков чтения и понимания философского текста, создание историко-философского «багажа», позволяющего фиксировать философские проблемы данного периода и адекватно излагать предлагаемые философские учения.

^ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


темы

Тема занятия

Лекции

Семинары

СРС

1

Направления, представители и главные идеи западной философии второй половины XIX в.

2

-

-

2

О. Конт: позитивная философия.

2

2

-

3

Дальнейшее развитие первого позитивизма: Дж. Ст. Милль.

2

2

-

4

Дальнейшее развитие первого позитивизма: Г. Спенсер.

2

2

-

5

«Университетская» философия.

4

-

8

6

С. Кьеркегор: экзистенциальный тип философии.

2

2

-

7

Философия Ф. Ницше: эволюция взглядов, основные идеи и их место в истории западной философии.

4

6

-

8

Психологизм философии В. Вундта.

2

-

7

9

Прагматизм как новое философское направление: Ч.С. Пирс.

2

4

-

10

Прагматизм как новое философское направление: У. Джеймс.

2

2

-

11

Философия жизни и герменевтика В. Дильтея.

4

6

-

12

Эволюционизм и интуитивизм философии А. Бергсона.

2

4

-

13

Эмпириокритицизм и философия А. Пуанкаре.

2

2

-

Итого:

32

32

15



^ Программа курса


Тема 1 Направления, представители и главные идеи западной философии второй половины XIX в.


Краткая характеристика следующих философских направлений: первый позитивизм (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер), антиинтеллектуализм и экзистенциализм С. Кьеркегора, «университетская философия» (А. Тренделенбург, Р. Лотце), философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон), психологизм В. Вундта, прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс), второй позитивизм (Э. Мах, Р. Авенариус), философия А. Пуанкаре.


^ Тема 2 О. Конт: позитивная философия.


Творческая эволюция О. Конта. Представление о философии, задача «позитивной» философии, «позитивное». Современная наука как форма позитивного знания. Универсальный закон трех стадий интеллектуального развития, его истоки. Метафизичное и позитивное. «Условия торжества позитивной школы». Историческое развитие наук и зависимость одной науки от другой. Естественная неорганическая и органическая философия. Социальная философия: закона трех стадий, социальная динамика. Позитивное понимание этики: инстинкт к совместному проживанию, формирование представления о нравственном. Религия человечества.


^ Тема 3 Дальнейшее развитие позитивизма: Дж. Ст. Милль.


Милль и Конт: классификация наук, значение социологии, свобода индивида. «Система логики»: первоначальные и выводимые истины. Логика как учение об обоснованности истин. Логика и психология, принцип ассоциативного мышления. Различие ощущения и его причины, предмета и мысли о нем. Различие тела и его качеств, духа и его содержания. «Дух» как ряд «сознательных состояний». Принцип единообразия природы, «тродукция». Законы природы: единственное сходство, единственное различие, сходство и различие, закон сопутствующих изменений, закон остающейся части причины. Науки о духе и науки о природе. Утилитаризм в этике: развитие нравственных понятий. Новая этика, взаимодействие личного и общественного.


^ Тема 4 Дальнейшее развитие первого позитивизма: Г. Спенсер.


Философия как объединенное знание, основания философского знания. Закон непрерывного распределения материи и движения (закон постоянства силы). Эволюция: концентрация и рассеивание материи и движения, переход от однородности к разнородности, общее состояние равновесия. Уровни действия закона эволюции. Общество как живой организм. Религия, философия и наука. Непознаваемость Абсолюта. Социальная эволюция: социальные институты, состояния общества, мораль.


^ Тема 5 «Университетская» философия.


А. Тренделенбург: «Логические исследования». Оценка существующей философии, природа философского исследования. Нежелательные пути развития «логических исследований»: «формальная логика», «диалектика», «безусловный скептицизм». Факт как основание логической проблемы. Логика как «осознающая себя наука», логика как изложение «реального значения мышления». Постижение процесса познания, его соотнесенность с постижением бытия. Единство мышления и бытия. «Двойственность установки»: мыслимость бытия и бытийность мышления. Описание условий осознания соотнесенности мышления и бытия как задача «логических исследований». «Деятельность» как объединяющий бытие и мышление элемент. Объективные характеристики бытия: «движение», «пространство» и «время», «категории», «цель». Суждение как обоснование бытия.

Р. Лотце: Аксеология и эмпирическая метафизика. Учение об «элементах познания». Сознание и истина. Вещи, чувственные восприятия, дух. Переживание действительности. Оценка философии Фихте, Шеллинга и Гегеля.


^ Тема 6 С. Кьеркегор: экзистенциальный тип философии.


Связь некоторых биографических фактов С. Кьеркегора с развитием его философских идей. Критика философии Гегеля: существование и сущность, действительность и понятие, противоречие и жизнь. Действительные задачи философии. «Повторение»: повторение и воспоминание. Счастье. Жизнь как повторение. Обретение целостного Я. «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал»: Я и выбор. Эстетический тип существования: физическая непосредственность, наслаждение жизнью. Скука, отчаяние. Этический тип существования: выбор, долг, всеобщие нормы. «Стадии жизненного пути»: переход к религиозному типу существования. Вера в невозможное. Свобода человека.


^ Тема 7 Философия Ф. Ницше: эволюция взглядов, основные идеи и их место в истории западной философии.


Различие этапов творчества Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки»: «Аполлоновское» и «Дионисийское» начало в греческой культуре, пересмотр традиционного отношения к греческой культуре. «Проблема Сократа». Влияние учения о «воле» Шопенгауэра на формирование философии Ницше. Учение о познании и о действительности, представление о жизни, «миф о вечном возвращении». Воля и интеллект. Критика научного познания. «Так говорил Заратустра»: два типа поведения, «аморализм» философии Ницше и ее моральные ценности, критика догматизма в этических взглядах. Жизнь и поступок. Этика «любви к дальнему» (С.Л. Франк). «По ту сторону добра и зла»: анализ и критика европейского философствования и христианской морали. Философские истины и природа философии. Метафорическое и образное мышление, досократическая философия. Понятие «аристократичного», учение о сверхчеловеке. Основная задача философии будущего. «Антихрист»: Ницше о любви к человечеству. Преемственность тематик философии Ницше, поэтапное формирование идеи критики современной западной культуры и традиционных ценностей. Отражение идей Ницше в других философских учениях 19-20 вв.



Тема 8 Психологизм философии В. Вундта.


Творческая эволюция В. Вундта. Эмпирическая экспериментальная психология. Философская концепция В. Вундта: «Система философии». История философии как движение мировой мысли к определению «общего». Различие определений философии: Платон, Аристотель, Лейбниц, Фихте, Гегель, Гербарт, Конт. Определение философии в «английской опытной» философской традиции. Философия как практическая дисциплина. Совмещение и борьба теоретического и практического «миросозерцаний». Логический и этический мотивы определения философии. Задачи философии по Вундту. Проблема познания: наивный реализм, критический реализм, рассудочное познание. Объект, материя, форма. Понятия абсолютного бытия и абсолютного становления. Психология как изучение непосредственного опыта субъекта. Субъект, душа, волевая деятельность, духовный рост. Психофизический параллелизм концепции Вундта (П. Блонский). Деятельность разума: создание метафизики, «достраивание» объекта, выход «за» опыт. «Реальная» и «воображаемая» трансцендентность. Космологическая и психологическая идеи, материализм и идеализм. Единство «внутреннего» и «внешнего» опыта: онтологическая идея. Мировая воля как окончательная идея. Мир как развитие Божественной воли. Вера в нравственный идеал, цель развития мира. «Психология народов»: идея «сверхдуховного» и высшая воля.


^ Тема 9 Прагматизм как новое философское направление: Ч.С. Пирс.


«Как сделать наши идеи ясными»: прагматическая установка, представление о реальности. «Принципы философии»: природа познания и его начало. Научный метод и прагматические цели. Путь ученого и путь философа. Научное воображение, наука и поведение человека. Теоретические науки и наука практическая. Задачи философии, разделы философии, независимая объективная истина. «Феноменология» Пирса: описание «знака» и производимого им действия. Совокупность знаков. «Фанерон» как знак. «Фанерон» как объект наблюдения. «Фанерон» как содержание сознания. «Категории» как общие черты «фанерона». «Качество», «отношение», «репрезентация». Классификация знаков: типы триадических отношений, основание логики научного исследования. «Семиотическая трансформация трансцендентальной философии» (К.О. Апель). Феноменологическая установка «фанероскопии» Пирса: выход к «самим вещам». Движение к реальности как процесс порождения знаков. «Знакопорождение» и человеческий опыт. Прагматизм в семиотике: отношение субъекта к знаковой системе.


^ Тема 10 Прагматизм как новое философское направление: У. Джеймс.


Творческая эволюция Джемса. Теория эмоций. Влияние логического прагматизма Пирса на философию Джемса. Радикальный эмпиризм. Джемс о сознании. Прагматизм как метод улаживания философских споров. Монизм и плюрализм, рационализм и эмпиризм. Джемс об истине. Природа философского постижения бытия, мир как «целое» и мир как «части». Многообразие мира, мир как бесконечное появление «нового». Джемс о вселенной с плюралистической точки зрения. Учение Джемса о многообразии религиозноо опыта. Прагматическое отношение к религии.


^ Тема 11 Философия жизни и герменевтика В. Дильтея.


Творческая эволюция Дильтея. Отношение к Канту, Гегелю, позитивизму. Дильтей об общих задачах философии. Проблема основания общего убеждения в существовании внешнего мира. Понятие «жизнь». Отличие «наук о духе» от «наук о природе». Идея описательной психологии как фундамента наук о духе.. Дильтей о характере исторического познания. Критика исторического разума: связность духовного мира, его структура и раскрытие. Принципы гуманитарно-научного постижения. Понимание, переживание. Категории формальные и реальные. Время, настоящее, наблюдение жизненного процесса. Акты мысли. Категории жизни. Герменевтика. Понятие «мировоззрение». «Мировоззрение» и «жизнь». Жизненный опыт, «загадка жизни» (П. Блонский). Типы мировоззрений. Философия как учение о мировоззрениях. Возможные подходы к определению сущности философии. «Философское миросозерцание».


^ Тема 12 Эволюционизм и интуитивизм философии А. Бергсона.


Влияние философии Ф. Ницше на взгляды Бергсона. «Творческая эволюция» А. Бергсона: «жизненный порыв» как основа всего сущего, как причина «эволюции». Эволюция как непрерывная скачкообразная деятельность. Сопряженность проблемы жизни и проблемы познания. Эволюция и организм. «Инстинкт» - прямое выражение «жизненного порыва». «Интеллект» как дополнение «инстинкта». Взаимововлечение «интеллекта» и «инстинкта». Время и жизнь. Жизнь – неулавливаемая интеллектом длительность. «Длительность» и сознание, «поток сознания». Переживание «длительности». Кинематографичность понятий «интеллекта». Геометричность, рассудочность интеллекта. «Интуиция» как способность ухватывать «длительность», проникать в сущность предмета. Творчество. Открытое общество, религия и мораль.


^ Тема 13 Эмпириокритицизм и философия А. Пуанкаре.


«Второй позитивизм». Э. Мах. Представление о науке. Принцип экономии мышления. Учение об элементах мира. Роль памяти в организации временной непрерывности опыта. Р. Авенариус: общий закон экономии. Понятие «опыт», координация индивида и его окружения, жизнь. Жизненный максимум сохранения. Принцип наименьшей меры силы, учение об элементах мира. Гипотеза о тождестве внутреннего мира людей, интроекция. Отказ от представления о единой мыслящей субстанции. Познавательный процесс, предпосылочность знания, соотношение представления и понятия. А. Пуанкаре: гипотетичность науки. Знание как инструмент ориентации в мире. Конвенционализм и умеренный конвенционализм. Интуиция и познание реальности. Математическое знание и «сущность человеческого ума». Природа математического творчества. Математической интуиции. Подсознательное «я» и сознание.


^ План лекций


Лекция 1 Западная философия второй половины XIX века. Основные направления, представители, главные идеи.


Лекция 2 О. Конт: позитивная философия.

  1. «Закон интеллектуальной эволюции человечества».

  2. «Назначение» и «свойства» «положительного мышления».

  3. Классификация наук.

  4. Этические и социальные взгляды О. Конта.


Лекция 3 Дальнейшее развитие первого позитивизма: логико-гносеологические взгляды Дж. Ст. Милля («Система логики силлогической и индуктивной»).

  1. Милль о логике.

  2. Проблема духа и тела в философии Милля.

  3. Индукция и правила единообразия природы.

  4. Этические взгляды Милля.

  5. Общая оценка учения Милля, деление наук на науки о духе и науки о природе.


Лекция 4 Дальнейшее развитие первого позитивизма: Г. Спенсер («Основные начала»).

  1. Г. Спенсер о философии и ее задачах. Соотношение философии, религии и науки.

  2. Г. Спенсер о «законе эволюции».


Лекция 5 «Университетская» философия: А. Тренделенбург («Логические исследования»), Р. Лотце («Основания метафизики»).

  1. А. Тренделенбург: Природа философского знания. О задачах и пути «Логических исследований».

  2. А. Тренделенбург: Логика как реальное постижение процесса познания.

  3. Учение Р. Лотце о познании.


Лекция 6 С. Кьеркегор: экзистенциальный тип философии.


Лекция 7 Философия жизни Ф. Ницше: эволюция взглядов, основные идеи и их место в истории западной философии.


Лекция 8 Философия жизни Ф. Ницше.

  1. «Об истине и лжи во вненравственном смысле» и о философах.

  2. Ницше о познании, об истине и заблуждении.

  3. Ницше о «жизни» и «воле к власти».


Лекция 9 Философия В. Вундта.

  1. Введение в «Систему философии».

  2. Логический и этический мотивы определения философии.

  3. Внутренний и внешний опыт.

  4. Идея мировой воли.


Лекция 10 Прагматизм как новое философское направление: Ч.С. Пирс

  1. Ч.С. Пирс о познании.

  2. Основания логики научного исследования.

  3. «Принципы философии»: «фанероскопия», «фанерон», «категории».


Лекция 11 Прагматизм как новое философское направление: У. Джеймс.

  1. Прагматизм и радикальный эмпиризм У. Джеймса.

  2. Главные идеи работы «Введение в философию».


Лекция 12 Философия жизни и герменевтика В. Дильтея.

  1. Творческая эволюция Дильтея. Дильтей об общих задачах философии.

  2. Понятие «жизнь». Отличие «наук о духе» от «наук о природе». «Описательная психология».

  3. В. Дильтей о характере исторического познания.

  4. Герменевтика.


Лекция 13 В. Дильтей: «Сущность философии».

  1. «Исторический подход к определению сущности философии».

  2. «Философское миросозерцание».


Лекция 14 Эволюционизм и интуитивизм философии А. Бергсона.


Лекция 15 Вторая волна позитивизма и философия А. Пуанкаре.

  1. Э. Мах: принцип экономии мышления и учение о мировых элементах.

  2. Р. Авенариус: понятия «опыт» и «интроекция», принцип наименьшей затраты сил.

  3. А. Пуанкаре: интуитивизм и умеренный конвенционализм.

  4. А. Пуанкаре о природе математического знания.

^ Планы семинарских занятий


Тема 2

Занятие 1 О. Конт. «Дух позитивной философии».

1 «Закон интеллектуальной эволюции человечества».

2 Позитивное мышление и его назначение.

3 Классификация наук.

Рефераты:

1 О. Конт: закон трех стадий духовной эволюции и его истоки.

2 Социальные взгляды О. Конта.

3 Этическое учение О. Конта.

Основная литература:

1 Конт О. Дух позитивной философии. – Р., 2003. (стр. 54-98).

2 Антология мировой философии. Т. 3. – М., 1971.

Дополнительная литература:

3 Кохановский В.П. Родоначальник позитивизма и основоположник социологии. // Конт О. Дух позитивной философии. – Р., 2003.

4 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

5 Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

6 Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. – МГУ, 1960.

7 Асмус В.Ф. Конт. // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М., 1984. (или в ж. Вестник АН СССР, № 9, 1957).

8 Буржуазная философия кануна и начала империализма. – М., 1977.

9 Грязнов Б.С. Учение о науке и ее развитии в философии О. Конта. // Позитивизм и наука. – М., 1975.


Тема 3

Занятие 2 Философия Д.С. Милля.

1 Логико-гносеологические идеи Д.С. Милля.

2 Социально-этические идеи Д.С. Милля.

Рефераты:

1 Логическое учение Милля.

2 Дж. С. Милль: методы установления причинных отношений.

3 Милль о разделении наук на науки о природе и на науки о духе.

Основная литература:

1 Милль Д.С. Огюст Конт и позитивизм. // Огюст Конт и позитивизм. - М., 1897 (СПб., 1906).

2 Антология мировой философии. Т. 3. - М., 1971.

Дополнительная литература:

3 Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

4 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К.4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

5 Грязнов Б.С. Проблемы науки в работах логиков-позитивистов XIX в.: Д.С. Милль, У.С. Девонс. // Позитивизм и наука. – М., 1975 (стр. 71-83).

6 Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. – МГУ, 1960.


Тема 4

Занятие 3 Философия Г. Спенсера.

1 Учение Спенсера об эволюции.

2 Спенсер о непознаваемом и познаваемом, религии, науке и философии.

3 Социально-этические воззрения Спенсера.

Рефераты:

1 Г. Спенсер: дедуктивное обоснование принципа эволюции.

2 Учение Спенсера о силе.

Основная литература:

1 Спенсер Г. О причинах моего несогласия с Контом. // Огюст Конт и позитивизм. - М., 1897 (СПб., 1906).

2 Спенсер Г. Синтетическая философия. В сокращенном изложении Говарда Коллинза. – М., 1998 (Киев, 1997) (ч. 1, 4, 5).

3 Антология мировой философии. Т. 3. – М., 1971.

Дополнительная литература:

4 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К.4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

5 Виндельбанд В.. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000 (стр. 469-472).

6 Грязнов Б.С. Эволюционизм Г. Спенсера и проблемы развития науки. // Позитивизм и наука. – М., 1975.

7 Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. – МГУ, 1960.

8 Кропоткин П.А. Этика. – М., 1991 (стр. 223-246).


Тема 6

Занятие 4 С. Кьеркегор: «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал».

1 Значение «выбора» для развития личности.

2 Различие эстетического и этического типов личности. Кьеркегор о тенденции превышения этического типа личности религиозным.

Рефераты:

1 С. Кьеркегор и христианство: своеобразие критики «эстетического типа существования личности».

2 С. Кьеркегор: Личность и ее существование. Учение о «Я».

Основная литература:

1 Кьеркегор С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал. // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – Киев, 1994 (стр. 227-243, 251-257, 297-307, 375-377).

Дополнительная литература:

2 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

3 Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004 (гл.17).

4 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003 (Гл. 22).

5 Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. – СПб., 2002 (стр. 232-238, 282-288, 297-302, 504-508, 555-567).

6 Карпушин В.А. Сёрен Кьеркегор – предшественник экзистенциалистской антропологии. // Вопросы философии, 1967, № 12.

7 Маколкин А. Опыт прочтения Кьеркегора в России и в Советском Союзе: от Льва Шестова до Пиамы Гайденко. // Вопросы философии, 2004, № 1.

8 Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. – М., 1997 (Гл.1).

9 Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.


Тема 7

Занятие 5 Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки».

1 «Аполлоновское начало» в греческой культуре.

2 «Дионисийское начало» в греческой культуре.

3 «Проблема Сократа».

Реферат:

1 Различие этапов творчества Ф. Ницше.

Основная литература:

1 Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. // Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. – М., 1990 (стр. 59-76, 83-96, 106-121, 126-129, 155-157 (гл. 1-5, 8-10, 13-16, 18, 25).

Дополнительная литература:

2 Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004 (стр. 443-447).

3 Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. – СПб., 2004 (стр. 502-506).

4 Волынский А. Литературные заметки: Аполлон и Дионис. // Ницше: Pro et contra. – СПб., 2001.

5 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. // Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993 (стр. 27-33; также в книге «Ницше: Pro et contra». – СПб., 2001).

6 Юнгер Ф. Ницше. – М., 2001 (стр. 54-62).


^ Занятие 6-7 Ф. Ницше. «По ту сторону добра и зла».

1 Анализ философствования, моральности и религиозности.

2 Ницше об основной задаче философии будущего.

Рефераты:

1 Учение о сверхчеловеке.

2 Ф. Ницше и западная философия: оценка существующих систем и место собственной концепции.

3 Ф. Ницше о познании, об истине и заблуждении.

4 Ф. Ницше: генеалогия морали.

5 Ницше о нигилизме.

Основная литература:

1 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. – М., 1990 (стр. 241-244, 246-248, 255-259, 260-263, 265-267, 269-272, 278-284, 307-310, 315-323, 379-384, 398-401).

Дополнительная литература:

2 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

3 Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004 (стр. 448-450).

4 Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. К. 3. – Новосибирск, 1994.

5 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003 (Гл. 24).

6 Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. – СПб., 2004 (стр. 205-230, 245-254, 269-277).

7 Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. – СПб., 2002 (стр. 508-513, 567-574).

8 Трубецкой Е.Н. Философия Ницше. Критический очерк (любое издание).

9 Преображенский В.П. Фридрих Ницше. Критика морали альтруизма. // Ницше: Pro et contra. – СПб., 2001.

10 Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

11 Юнгер Ф. Ницше. – М., 2001 (стр. 195-207).


^ Тема 9

Занятие 8-9 Философия Ч.С. Пирса.

1 Представление Пирса о «ясных» и «отчетливых» идеях.

2 «Прагматистская максима».

3 Понятие «реальность».

4 Прагматизм в семиотике: процесс порождения знаков.

Основная литература:

1 Пирс Ч.С. Как сделать наши идеи ясными. // Пирс Ч.С. Начала прагматизма. – СПб., 2000. (или в ж. Вопросы философии, 1996, № 12).

2 Пирс Ч.С. Принципы феноменологии. // Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков. – СПб., 2000.

3 Пирс Ч.С. Принципы философии. // Пирс Ч.С. Принципы философии. Т. 2. – СПб., 2001 (гл.1).

Дополнительная литература:

4 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К.4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

5 Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

6 История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – СПб., 1997 (стр. 57-61) (есть изд. В 2-х т., СПб. 1998).


Тема 10

Занятие 10 Философия У. Джемса.

1 Прагматизм Джемса как метод улаживания философских споров.

2 Прагматистское понимание истины.

3 Прагматизм, гуманизм, религия.

Реферат:

1 Творческая эволюция Джемса.

Основная литература:

1 Джемс У. Прагматизм. – СПб., 1910 (Лекции 1 - 3, 7, 8).

Дополнительная литература:

2 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К.4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

3 Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

4 Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. К. 3. – Новосибирск, 1994 (гл. 29).

5 Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека. – М., 2003 (стр. 419-443).


^ Тема 11

Занятие 11-12 В. Дильтей. Развитие идеи отличия «наук о духе» от «наук о природе»: «Описательная психология», «Создание исторического мира в науках о духе».

1 В. Дильтей: идея «описательной психологии».

2 «Категории жизни» как содержание наук о духе.

Реферат:

1 В. Дильтей: отличие «наук о духе» от «наук о природе».

Основная литература:

1 Дильтей В. Описательная психология. – М., 1996 (1924) (гл. 1,2,4).

2 Дильтей В. Категории жизни. // Вопросы философии, 1995 № 10.

Дополнительная литература:

3 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К.4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

4 Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004 (стр. 415-419).

5 Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

6 История философии. Запад – Россия – Восток. К. 3. – М., 1999.


Занятие 13 Учение В. Дильтея о мировоззрении и о характере исторического познания.

1 В. Дильтей о методологии гуманитарного исследования.

2 В. Дильтей о мировоззрении как особом объекте философского знания.

Рефераты:

1 В. Дильтей: понятие «жизнь».

2 В. Дильтей: «Жизненный опыт».

3 «Образование и строение» мировоззрений.

4 «Типы мировоззрений».

Основная литература:

1 Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. // Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.

2 Дильтей В. Наброски к критике исторического разума. // Вопросы философии, № 4, 1988.

3 Дильтей В. Сущность философии. – М., 2001 (стр. 76-124).

Дополнительная литература:

4 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003 (стр. 485-492).

5 Калиниченко В.В., Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея. // Вопросы философии, № 4, 1988.

6 Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

7 История философии. Запад – Россия – Восток. К. 3. – М., 1999.

8 Буржуазная философия кануна и начала империализма. – М., 1977.

9 Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002 (стр. 298-306).


Тема 12

Занятие 14 А. Бергсон: «Творческая эволюция».

1 Понятия «эволюция» и «жизненный порыв».

2 Понятия «инстинкт», «интеллект» и «интуиция».

Рефераты:

1 Учение Бергсона об эволюции.

2 А. Бергсон: время и свобода воли.

3 А. Бергсон и И. Кант: новый тип причинности.

4 А. Бергсон: интуиция и интеллект

5 А. Бергсон о непосредственной данности сути вещей.

6 А. Бергсон о специфике философского познания.

Основная литература:

1 Бергсон А. Творческая эволюция. – М., 2001. (стр. 111-126, 149-192).

Дополнительная литература:

2 Блауберг И. Предисловие. // Бергсон А. Творческая эволюция. – М., 2001.

3 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

4 Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. К. 3. – Новосибирск, 1994.

5 Кузьмина Т.А. Анри Бергсон. // Философы двадцатого века. – М., 2004.

6 Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

7 История философии. Запад – Россия – Восток. К. 3. – М., 1999.

8 Асмус В.Ф. Бергсон. // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М., 1984. (или в ж. Под знаменем марксизма, № 3, 1926).

9 Буржуазная философия кануна и начала империализма. – М., 1977.


Занятие 15 А. Бергсон. «Два источника морали и религии».

1 А. Бергсон об источниках религии и морали.

2 А. Бергсон об «открытом» и «закрытом» обществах.

Основная литература:

1 Бергсон А. Два источника морали и религии. - М., 1994.

Дополнительная литература:

2 Гофман А.Б. Общество, мораль и религия в философии Анри Бергсона. // Бергсон А. Два источника морали и религии. - М., 1994.

3 Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

4 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.


Тема 13

Занятие 16 Э. Мах: «Познание и заблуждение».

1 Э. Мах об отношении философского и естественнонаучного мышления.

2 Э. Мах о значении «гипотезы» в познании.

Рефераты:

1 Физика и философия в творчестве Маха.

2 Э. Мах: идея освобождения науки от метафизики.

3 Учение Маха о познании и заблуждении.

Основная литература:

1 Мах Э. Познание и заблуждение. – М., 2003. (или другие издания) (стр.30-52, 236-253 (Предисловие, гл. 1, 14)).

Дополнительная литература:

2 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. К. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

3 Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. – М., 1969.

4 Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

5 Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. – МГУ, 1960.

6 Буржуазная философия кануна и начала империализма. – М., 1977.

7 Никитин Е.П. Радикальный феноменализм Э. Маха. // Позитивизм и наука. – М., 1975.


Самостоятельная работа студентов.


п/п

Тема занятия

Формы контроля

Часы

1

«Университетская» философия.

Контрольная работа, консультации-собеседования


8

2

Психологизм философии В. Вундта.

Контрольная работа, консультации-собеседования


7

Итого

15



Тема 5 «Университетская» философия.

Занятие 1

1 А. Тренделенбург: пути развития «Логических исследований».

2 А. Тренделенбург: мыслимость бытия и бытийность мышления.

3 Учение о категориях А. Тренделенебурга.

Методические указания:

В качестве вспомогательной литературы можно главным образом использовать следующую книгу: Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1997. – Кн. 4.

Литература:

1 Тренделенбург А. Логические исследования: В 2 ч. – М.: Типография Грачева и К., 1868. – Ч. 1, Ч. 2.

2 Длугач Т.Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность. – М., 2002.

3 Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004.

4 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1997. – Кн. 4.


Тема 8 Психологизм философии В. Вундта.

Занятие 2

1 В. Вундт: дуализм внешнего и внутреннего опыта.

2 В. Вундт: критический реализм.

Методические указания:

В качестве дополнительной литературы в первую очередь лучше пользоваться следующей книгой: Блонский П.П. Современная философия: В 2 ч. – М., 1918, 1922.

Литература:

1 Вундт В. Введение в философию. – М., 1998.

2 Блонский П.П. Современная философия: В 2 ч. – М., 1918, 1922.

3 Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия // Избранное. Дух и история / Виндельбанд В. – М., 1995.

4 Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004.


Экзаменационные вопросы


  1. С. Кьеркегор: «Я» и экзистенциальные отношения.

  2. С. Кьеркегор: этическая проблематика работы «Или-Или».

  3. О. Конт: «Закон интеллектуальной эволюции человечества».

  4. О. Конт: «назначение» и «свойства» «положительного мышления».

  1. Этические и социальные взгляды О. Конта.

  2. Позитивизм Дж. Ст. Милля. Проблема причинности и индукции.

  3. Этические и социальные взгляды Дж. Ст. Милля.

  4. Г. Спенсер о философии, религии и науке.

  5. Г. Спенсер: «закон эволюции».

  6. В. Вундт: главные идеи «Системы философии».

  7. Р. Лотце о познании.

  8. А. Тренделенбург. «Логические исследования». Общий замысел и задачи работы. Логика и метафизика как «основоположения науки».

  9. Творческая эволюция Ф. Ницше. Проблематика главных работ Ф. Ницше.

  10. Ф. Ницше: философия воли. Эволюция представления о «воле» в творчестве философа.

  11. Ф. Ницше о познании, жизни и человеке.

  12. Отношение Ницше к традиционным религиям и морали.

  13. Ницше о задачах философии будущего.

  14. В. Дильтей. Отличие «наук о духе» от «наук о природе». Идея «описательной психологии». «Категории жизни».

  15. В. Дильтей о методологии гуманитарного исследования.

  16. В. Дильтей: мировоззрение как особый объект философского анализа.

  17. В. Дильтей. «Сущность философии».

  18. У. Джемс: философия прагматизма. Прагматическое понимание истины.

  19. У. Джемс. «Введение в философию».

  20. Ч. Пирс. «Начала прагматизма».

  21. Ч. Пирс о познании.

  22. Ч. Пирс. «Принципы философии».

  23. Р. Авенариус: понятие «опыт» и принцип «наименьшей затраты сил».

  24. Учение Р. Авенариуса об интроекции.

  25. Э. Мах: учение об элементах мира. Принцип экономии мышления. Сознание как средство приспособления организма к окружающей среде.

  26. Э. Мах о науке и познании.

  27. А. Пуанкаре: интуитивизм и умеренный конвенционализм.

  28. А. Бергсон: понятия «эволюция» и «жизненный порыв»; «инстинкт», «интеллект» и «интуиция».

  29. Учение А. Бергсона о времени.

  30. А. Бергсон об источниках религии и морали, открытом и закрытом обществах.



^ Тематика курсовых и дипломных работ


1 В.Дильтей: «Сущность философии» и «типы мировоззрений».

2 Проблема интуиции в концепции творческой эволюции А. Бергсона.

3 Учение А. Бергсона о времени.

4 Ч.С. Пирс: «Фанероскопия» как «феноменология».

5 У. Джемс о природе философии.

6 Ф. Ницше: эволюция философских взглядов.

7 С. Кьеркегор: трагедия существования.

8 Психофизический параллелизм В. Вундта.

9 А. Тренделенбург: задачи «Логических исследований».


^ Общий список литературы к курсу


Тексты первоисточники:


  1. Авенариус Р. Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры силы: Пролегомены к критике чистого опыта. - СПб., 1913. – 105с.

  2. Антология мировой философии/Под ред. И.С. Нарского: В 4 т. – М.: Мысль, 1971. - Т. 3: Буржуазная философия конца XVIII в. – первых двух третей XIX в. – 760с.

  3. Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994. – 383c. – ISBN 5-88373-001-9.

  4. Бергсон А. Творческая эволюция. – М., 2001. – 383c. – ISBN 5-275-00390-0.

  5. Вундт В. Введение в философию. – М., 1998. – 354c. – ISBN 5-7913-0006-9.

  6. Вундт В. Мировая катастрофа и немецкая философия // Фауст и Заратустра. – СПб., 2001. – 318c. – ISBN 5-267-00485-5. – С. 116-129.

  7. Вундт В. Психология народов. – М., СПб., 2002. – 863c. – ISBN 5-699-00314-2.

  8. Джемс У. Введение в философию // Джемс У. Введение в философию. Рассел Б. Проблемы философии. – М., 2000. – 315c. – ISBN 5-250-01798-3. – C. 5-152.

  9. Джемс У. Прагматизм. – СПб., 1910. – 237с.

  10. Дильтей В. Категории жизни//Вопросы философии. – 1995. - №10. – С.129-143.

  11. Дильтей В. Литературные архивы и их значение для изучения истории философии//Вопросы философии. – 1995. - №5. – С.124-136.

  12. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума//Вопросы философии. – 1988. - №4. – С.135-152.

  13. Дильтей В. Описательная психология. – М., 1996. – 155с. – ISBN 5-85233-003-27.

  14. Дильтей В. Сущность философии. – М., 2001. – 155c. – ISBN 5-87604-051-7.

  15. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995. – 703c. – ISBN 5-7357-0044-8. – C. 213-255.

  16. Конт О. Дух позитивной философии. – Р., 2003. – 251с. – ISBN 5-222-03417-8.

  17. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – Киев, 1994. – 504c. – ISBN 5-88230-018-5.

  18. Кьеркегор С. Повторение. – М., 1997. – 158c. – ISBN 5-87604-099-1.

  19. Кьеркегор С. Философские крохи//Вопросы философии. – 2004. - №1. – С.161-174.

  20. Лотце Р.Г. Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии: В 2 ч. – М., 1866. – Ч. 2. – 599с.

  21. Мах Э. Познание и заблуждение. – М., 2003. – 456с. – ISBN 5-94774-078-8.

  22. Милль Д.С. Огюст Конт и позитивизм. – СПб., 1906. – 170с.

  23. Милль Д.С. Система логики силлогистической и индуктивной. - М., 1914. – 880c.

  24. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни; Сумерки кумиров; Утренняя заря: Сборник. – Минск, 1997. – 511с. – ISBN 985-438-159-5.

  25. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1990. - Т. 1. – 831с. – ISBN 5-244-00138-8.

  26. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1990. - Т. 2. – 830с. – ISBN 5-244-00180-9.

  27. Пирс Ч. Логика как семиотика: теория знаков//Метафизические исследования. – 1999. - Вып. 11. – С.199-217.

  28. Пирс Ч. Начала прагматизма. – СПб., 2000. – 318с. – ISBN 5-89329-259-6.

  29. Пирс Ч. Логические основания теории знаков. – СПб., 2000. – 352c. – ISBN 5-89329-278-2.

  30. Пирс Ч. Приближение к метафизике//Метафизические исследования. – 1998. - Вып. 6. – С.163-169.

  31. Пирс Ч. Принципы философии: В 2 т. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – Т. 1. – 223с. – ISBN 5-93597-012-0.

  32. Пирс Ч. Принципы философии: В 2 т. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – Т. 2. – 316с. – ISBN 5-93597-016-3.

  33. Пирс Ч. Принципы феноменологии//Метафизические исследования. – 1999. - Вып. 12. – С.260-281.

  34. Пуанкаре А. О науке. – М., 1983. – 560с.

  35. Спенсер Г. Классификация наук. – М., 2001. – 90с. –ISBN 5-89522-130-0.

  36. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Минск, 1998. – 1407с. – ISBN 985-6524-02-4.

  37. Тренделенбург А. Логические исследования: В 2 ч. – М.: Типография Грачева и К., 1868. – Ч. 1. – 364с.

  38. Тренделенбург А. Логические исследования: В 2 ч. – М.: Типография Грачева и К., 1868. – Ч. 2. – 532с.


Дополнительная литература:


  1. Апель К.-О. Трансформация философии. – М., 2001. – 344с. – ISBN 5-8163-0017-2.

  2. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М., 1984. – 318с.

  3. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. – М., 1965. – 312с.

  4. Блауберг И.И. Анри Бергсон. – М., 2003. – 670с. – ISBN 5-89826-148-6.

  5. Блонский П.П. Современная философия: В 2 ч. – М.: Русский книжник, 1918. – Ч. 1. – 277с.

  6. Блонский П.П. Современная философия: В 2 ч. – М.: Русский книжник, 1922. – Ч. 2. – 52с.

  7. Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. – М., 1969. – 448с.

  8. Буржуазная философия кануна и начала империализма. – М., 1977. – 424с.

  9. Вересаев В.В. Живая жизнь. О Достоевском и Льве Толстом. Аполлон и Дионис (О Ницше). – М., 1991. – 336с. – ISBN 5-250-01765-7.

  10. Виндельбанд В.. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. – М.: Терра - книжный клуб, 2000. - Т. 2: От Канта до Ницше. – 511c.- ISBN 5-273-00149-8.

  11. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия // Избранное. Дух и история / Виндельбанд В. – М., 1995. – 687с. – ISBN 5-7357-0049-9. – C. 294-363.

  12. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. – М., 1997. – 495c.- ISBN 5-250-02645-1.

  13. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. – М., 1970. – 247с.

  14. Галеви Д., Трубецкой Е. Фридрих Ницше. – М., 2003. – 476с. – ISBN 5-699-02683-5.

  15. Гевин У. Понятие «Смутности» в философии Уильяма Джемса//Вопросы философии. -1996. - №3- С.79-91.

  16. Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия/Под ред. Н.С. Плотникова. – М.: Три квадрата, 2002. – 208с. – ISBN 5-94607-017-7.

  17. Гранье Ж. Ницше. – М., 2005. – 159c. – ISBN 5-271-10609-8.

  18. Данто А. Ницше как философ. - М., 2000. – 279c. – ISBN 5-7333-0026-4.

  19. Два текста о Вильгельме Дильтее. – М.: Гнозис, 1995. – 202с. – ISBN 5-7333-0490-1.

  20. Делез Ж. Бергсонизм // Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Делез Ж. – М., 2001. – 478c. – ISBN 5-9292-0036-X. – C. 229-322.

  21. Делез Ж. Ницше. – СПб., 1997. – 186с. – ISBN 5-88737-011-4.

  22. Длугач Т.Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность. – М., 2002. – 222c. – ISBN 5-201-02084-4.

  23. Дьюи Д. Проблемы человека // Реконструкция в философии. Проблемы человека / Дьюи Д. – М., 2003. – 494с. – ISBN 5-250-01849-1. – C. 134-450.

  24. Зотов А.Ф. Современная западная философия. - М., 2001. – 784c. – ISBN 5-06-004104-2.

  25. История современной зарубежной философии: компаративистский подход/Под ред. М.Я. Корнеева. – СПб.: Лань, 1997. – 478c. – ISBN 5-86617-052-3.

  26. История философии.-2001.-№8. – 186с. – ISBN 5-201-02073-9.

  27. История философии. Запад – Россия – Восток/Под ред. Н.В. Мотрошиловой: В 4 кн. – 2.-е изд. – М.: Греко-латинский кабинет, 1999. – Кн.3: Философия XIX-XX в. – 444с. – ISBN 5-87245-040-0.

  28. Калиниченко В.В., Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея//Вопросы философии. – 1988. - №4. – С.128-134.

  29. Каратини Р. Введение в философию. – М., 2003. – 732c. – ISBN 5-699-01775-5.

  30. Карпушин В.А. Сёрен Кьеркегор – предшественник экзистенциалистской антропологии//Вопросы философии. – 1967. - №12. – С.103-113.

  31. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004. – 542c. – ISBN 5-250-01875-0.

  32. Кропоткин П.А. Этика. – М., 1991. – 496c. – ISBN 5-250-01295-7.

  33. Кузьмина Т.А. Анри Бергсон // Философы двадцатого века. – М., 2004. – 343с. – ISBN 5-98051-012-5. – C. 11-23.

  34. Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. – СПб., 2002. – 671c. – ISBN 5-93615-015-1.

  35. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии – М., 1993. – 959с. – ISBN 5-244-00721-1.

  36. Маколкин А. Опыт прочтения Кьеркегора в России и в Советском Союзе: от Льва Шестова до Пиамы Гайденко//Вопросы философии. – 2004. - №1. – С.147-160.

  37. Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. – МГУ, 1960. – 199c.

  38. Ницше: Pro et contra/Под ред. Бурлаки Д.К. – СПб.: РХГИ 2001. – 1075с. – ISBN 5-88812-085-5.

  39. Новые идеи в философии: Сборник 1. Философия и ее проблемы/Под ред. Лосского Н.О., Радлова Э.Л. – СПб.: Образование, 1912. – 183с.

  40. Позитивизм и наука. – М., 1975. – 248с.

  41. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В 3 кн. – Н.: Издательство новосибирского университета, 1994. - Кн. 3: Философия нового времени. – 393с. – ISBN 5-7615-0240-2.

  42. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 кн. – СПб.: Петрополис, 1997. – Кн. 4: От романтизма до наших дней. – 849с. – ISBN 88-350-7272-7.

  43. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003. – 799c. – ISBN 5-691-00393-3.

  44. Струве Г.Е. Введение в философию. – Р., 2002. – 410c. – ISBN 5-87442-273-0.

  45. Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995. – 444c. – ISBN 5-232-00228-7.

  46. Тормасов Б.А. Философы и философия. Жизнь, судьба, учение. – 541с. – ISBN 5-86095-111-6.

  47. Франк С.Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему» // Сочинения / Франк С.Л. - М., 1990. – 607c. – C.11-64.

  48. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М., 2003. – 415c. – ISBN 5-7777-0263-5.

  49. Холлингдейл Р. Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души. М., 2004. – 383c. – ISBN 5-9524-0784-6.

  50. Шуман А. Трансцендентальная философия. – Минск, 2002. – 415c. – ISBN 985-6479-27-4.

  51. Юнгер Ф. Ницше. – М., 2001. – 253c. – ISBN 5-901574-02-8.

  52. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. – СПб., 2004. – 628c. – ISBN 5-93615-018-6.



Вопросы к государственному итоговому экзамену

(комментарии)


1 Позитивизм.

Первый позитивизм: О. Конт: представление о философии, задача «позитивной» философии, «позитивное». Универсальный закон трех стадий интеллектуального развития. Метафизичное и позитивное. Позитивное понимание этики: инстинкт к совместному проживанию, представление о нравственном. Дж.Ст. Милль: первоначальные и выводимые истины. Логика и психология, ассоциативное мышление. Различие ощущения и его причины, предмета и мысли о нем. Различие тела и его качеств, духа и его содержания. «Дух» как ряд «сознательных состояний». Принцип единообразия природы, «тродукция». Законы природы. Науки о духе и науки о природе. Утилитаризм в этике: развитие нравственных понятий. Г. Спенсер: Философия как объединенное знание, основания философского знания. Закон непрерывного распределения материи и движения (закон постоянства силы). Эволюция: концентрация и рассеивание материи и движения, переход от однородности к разнородности, общее состояние равновесия. Религия, философия и наука. Общество как живой организм. Вторая волна позитивизма: Э. Мах. Представление о науке. Принцип экономии мышления, учение об элементах мира. Р. Авенариус: общий закон экономии. Понятие опыт, координация индивида и его окружения, жизнь. Гипотеза о тождестве внутреннего мира людей, интроекция. Отказ от представления о единой мыслящей субстанции.

2^ Философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон).

Различие этапов творчества Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки»: «Аполлоновское» и «Дионисийское» начало в греческой культуре. «Проблема Сократа». Учение о познании, представление о жизни, «миф о вечном возвращении». Воля. Анализ и критика европейского философствования и христианской морали. Понятие аристократичного, учение о сверхчеловеке. Основная задача философии будущего. «Творческая эволюция» А. Бергсона: «жизненный порыв» как основа всего сущего, как причина «эволюции». «Инстинкт» - прямое выражение «жизненного порыва». «Интеллект» как дополнение «инстинкта». «Длительность» - характеристика сознания, «поток сознания». Переживание «длительности». Кинематографичность понятий «интеллекта». Геометричность, рассудочность интеллекта. «Интуиция» как способность ухватывать «длительность», проникать в сущность предмета. Творчество. Открытое общество, религия и мораль.

Глоссарий


Душа индивидуальная, дух – 1) «Непосредственное единство состояний индивидуального сознания» (В.Вундт. «Система философии»); 2) «нить сознания, ряд состояний сознательности» (Дж.С.Милль. «Система логики силлогической и индуктивной»).

^ Закон трех стадий – «каждая из наших главных концепций, каждая отрасль наших знаний последовательно проходит три различных теоретических состояния: состояние теологическое или фиктивное; состояние метафизическое или отвлеченное; состояние научное или позитивное» (О.Конт. «Курс позитивной философии»).

Категории – «Постоянные определения, которым, как высшим силам в конкретном и абстрактном, подпадает все наше мышление» (А.Тренделенбург. «Логические исследования»); «основополагающие простейшие модусы сознания» (Ч.С.Пирс. «Принципы феноменологии»).

Логика – «Исследование познающего мышления, порождающего науки» (А.Тренделенбург. «Логические исследования»); «наука о доказательстве или очевидности» (Дж.С.Милль. «Система логики силлогической и индуктивной»); «в своем общем понятии есть семиотика, или формальная наука о знаках» (Ч.С.Пирс. «Grammatica Speculativa»); «орудие доказательства» (А.Пуанкаре. «О науке»).

Метафизика – «Наука о наиобщих началах реальности (опытной или сверхопытной) в их взаимной связи с друг другом и с нашими познавательными способностями» (У.Джемс. «Введение в философию»).

Мировоззрение – «Система, в которой на основе одной картины мира решаются вопросы о значении и смысле мира, и отсюда выводится идеал – высшее благо, основные принципы жизни» (В.Дильтей. «Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах»).

Наука – «Совокупность установленных и доказанных истин» (А.Бергсон. «Творческая эволюция»); «род занятий людей, для которых ничто не достойно большего внимания, нежели разум» (Ч.С.Пирс. «Принципы философии»).

^ Позитивное знание – «реальное», «полезное», «достоверное», «точное», «организующее» знание (О. Конт. «Дух позитивной философии»).

Понятие – «На высшей ступени развития есть связанное со словом, термином, сознание реакций, которые следует ожидать от обозначенного этим словом класса объектов (фактов)» (Э.Мах. «Познание и заблуждение»).

^ Принцип прагматизма; прагматическое правило – 1) «Следует рассмотреть все диктуемые некоторым понятием следствия, которые будут иметь предмет этого понятия. Причем те, что, согласно этому же понятию, способны иметь практический смысл. Понятие об этих следствиях и будет составлять полное представление о предметах» (Ч.С. Пирс. «Как сделать наши идеи ясными»). 2) «Значение понятия можно определить если не по чувственным образам, на которые оно непосредственно указывает, то по тем изменениям, которые будут подмечены нами в обиходе человеческого опыта и таким образом укажут на истинную суть понятия» (У.Джеймс. «Введение в философию»).

^ Психическая структура – «порядок, в котором различной породы психические факты сложной душевной жизни связываются между собой внутренним душевным переживаемым взаимоотношением» (В.Дильтей. «Сущность философии»).

^ Психология; описательная психология – 1) наука, которая «изучает свойства духовных процессов, непосредственно данные в сознании» (В.Вундт. «Введение в философию»); 2) «описание и анализ связи, которая дана нам изначально и в виде самой жизни» (В.Дильтей. «Описательная психология»).

Реальность – «непрерывное становление» (А.Бергсон. «Творческая эволюция»).

^ Сознание; форма сознательной жизни – 1) «свет, присущий зоне возможных действий или потенциальной активности, которая окружает действие, реально выполняемое живым существом» (А.Бергсон. «Творческая эволюция»); 2) «взаимосоотносительное отношение между «я» и предметным миром» (В.Дильтей. «Описательная психология»).

^ Трансцендентное реальное и воображаемое – реальное трансцендетное «основывается только на бесконечности поступательного движения в мышлении, причем, однако, устанавливаемые им связи сохраняют всегда ту форму, которая уже принадлежала им в пределах развития опыта»; воображаемое трансцендентное «указанное поступательное движение приводит к образованию новых понятий, с самого начала отличающихся по своим качественным свойствам от родственных им реальных понятий, благодаря дальнейшему развитию которых они возникли» (В.Вундт. «Система философии»).

Утилитаризм – «Учение, признающее основанием нравственности полезность или принцип наибольшего счастья, оценивает поступки по отношению их к нашему счастью» (Дж.С.Милль. «Утилитарианизм»).

Философия – «Истинная философия ставит себе задачей по возможности привести в стройную систему все человеческое личное и в особенности коллективное существование, рассматривая одновременно все три класса характеризующих его явлений, именно мысли, чувства и действия» (О.Конт. «Общий обзор позитивизма»); «Философия должна не только объединять отдельные конкретные явления, как не должна и останавливаться на объединении отдельных классов конкретных явлений, но должна объединять все конкретные явления» (Г.Спенсер. «Основные начала»); «Философию можно назвать наукою идеи, если принять идею именно за определяющую мысль целого в его частях и общего в любом единичном» (А.Тренделенбург. «Логические исследования»); «Философия есть проявление, вытекающее из потребности духа в уразумении своих действий, потребности во внутренней стройности поведения, прочных формах своих отношений к целокупности человеческого общества; вместе с тем она является функцией, заложенной в структуре общества и необходимой в целях совершенствования жизни, т.е. функцией, равномерно проявляющейся во многих людях и объединяющей их в социальную и историческую связность» (В.Дильтей. «Сущность философии»); «Философия является углублением становления вообще, истинным эволюционизмом, и, следовательно, истинным продолжением науки» (А.Бергсон. «Творческая эволюция»); «Философия – это мировоззрение, интеллектуализированный подход к жизни» (У.Джемс. «Введение в философию»).


^ Формы промежуточного контроля


Контрольные письменные работы:


1 Направления западной философии 19 века: представители, работы, идеи.

2 Универсальность закона «трех стадий» О. Конта.

3 О. Конт: понятие позитивного.

4 Классификация наук О. Конта.

5 Социальные и этические взгляды О. Конта.

6 Дж. С. Милль о логике.

7 Проблема определения «духа» и «тела» у Дж. С. Милля.

8 «Правила единообразия природы» Дж. С. Милля.

9 Г. Спенсер: основания философского знания и закон эволюции.

10 А. Тренделенбург: задачи «логических исследований».

11 А. Тренделенбург: «мыслимость бытия и бытийность мышления».

12 Р. Лотце: аксеология и метафизика.

13 Природа философии и ее задачи по С. Кьеркегору.

14 С. Кьеркегор: «Я», обретение целостного существования, выбор.

15 Типы существования личности по Кьеркегору.

16 Ф. Ницше о познании.

17 Ф. Ницше: моральное учение.

18 В. Вундт: задачи философии.

19 В. Вундт: псиохофизический параллелизм.

20 В. Вундт: мир как развитие Божественной воли.

21 Ч.С. Пирс: прагматическая установка, прагматизм в семиотике.

22 Задачи «феноменологии» Ч.С. Пирса.

23 Природа познания по Ч.С. Пирсу.

24 Радикальный эмпиризм У. Джемса.

25 У. Джемс: учение о сознании.

26 У. Джемс: прагматическое отношение к религии.

27 В. Дильтей: «описательная психология».

28 В. Дильтей об историческом познании.

29 В. Дильтей: «категории жизни».

30 А. Бергсон: учение об эволюции.

31 А. Бергсон: «инстинкт», «интеллект», «интуиция».

32 Э. Мах: учение об опыте.

33 Р. Авенариус: учение об опыте.

34 Умеренный конвенционализм А. Пуанкаре.




Скачать 370.06 Kb.
оставить комментарий
Дата11.10.2011
Размер370.06 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх