1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения


Смотрите также:
1 Религия как предмет научного исследования. Предмет религиоведения...
Программа курса теория и история мировых религий курс обязательный, теоретический...
Язык религии: философско-когнитивный анализ...
Программа вступительного экзамена по религиоведению в магистратуру по направлению...
Темы контрольных по курсу «Феноменология религии» для студентов 4 курса специальности...
Вопросы по истории религии...
Вопросы по истории религии...
Координатор программы Пчелянская Татьяна Михайловна главный специалист по музейному развитию...
Программа курса “ основы религиоведения” Составитель: Панкратов И. Е...
Обязательный минимум содержания программы № Наименование дисциплин и их основные разделы Общее...
Преподавание знаний о религии в светской школе: европейский опыт правового регулирования...
Психология религии: основные проблемы и перспективы развития...



Загрузка...
скачать
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения.

Теология условна. Теологический подход – апологетический подход (апологетика – защита истинности). Для богословско-теологического подхода религия есть сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с позиции верующего человека. С точки зрения теологии понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с Богом». Отражается в названии:

Православие – правильная защита Бога. Других христиан они называют кривославные, а нехристиан – иноверные.

Католицизм (католикос вселенский). Папа Римский – главный христианский пастор мира.

Пуритане – чистые + Гугеноты = кальвинизм.

Ислам – «мир». Мусульмане – преданные истинному Богу. Есть понятие «Зимнии» - это люди книги (Библии). В исламе есть понятие «джихад» («моральное превосходство»), борьба с неверными.

Иудаизм – «религия избранного народа».

Буддизм – самая толерантная к другим религиям. Буддизм не запрещает находиться одновременно в нескольких религиях. Дхарма – это буддийская истина.

^ Наука смотрит на религию как на многообразный опыт человечества. Светский ученый при анализе религии руководствуется принципом «свободы совести» (ст. 28 конституции РФ: каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними). Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жизни: каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, каковы функции религии в обществе и пр. Наука «изучает» религию, а философия над ней «размышляет». Научное знание о религии не религиозно, не антирелигиозно.

^ Основные разделы

Религиоведение сегодня включает ряд разделов, основными среди которых являются философия, социология, психология, феноменология, история религии.

^ Философия религии—совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии # них осуществляется под углом зрения какого-либо субординирующего принципа—материализма, экзистенциализма, феноменологии,' герменевтики, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа. Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее /возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию. Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения. История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях.


^ 2. Широкий и узкий смысл понятия религия. Светская религия и ее формы.

Религия – от латинского – объединять, связывать.

Широкий смысл: Религия понимается как система высших абсолютных священных ценностей и смыслов, которые определяют смысл жизни. Фромм говорил о религии чистоты.

^ Узкий смысл: Религия – это мировоззрение, мировосприятие и мироотношение, которые основываются на признании высшего, абсолютного священного начала.

Этот термин употребляется в научной литературе и публицистике как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле слова под религией подразумевается один из важнейших элементов духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или нескольких богов (политеизм).

Религия в узком смысле слова (конкретная религия) - это своего рода духовная общность людей, имеющая единое происхождение, характеризующаяся определенной догматической и культовой спецификой и не сводимая к более крупным организмам такого же характера.

^ Светская трактовка: Религия понимается как наделение священными качествами на уровне массового сознания различных явлений и процессов из политической, экономической, культурной и спортивной жизни.

Фанатские движения + культ политических лидеров, классов, партий. Новые формы сейчас – киберрелигия. Была, например, битломания. Если рассматривать в более широком смысле слова, то социологи утверждают, что в действительности отсутствуют «светские общества», и что слово «нерелигиозный» зачастую просто неправильно употребляют. Социологи говорят о том, что «нерелигиозные люди» - это просто те люди, кто получает сведения и оценивает систему, прежде всего, сначала с позиции альтернативы, то есть со стороны светских, культурных или иначе представленных систем (то есть религий), а не традиционных религиозных система. Что интересно, так это то, что подобно традиционным религиозным учениям, «светские религии», такие как коммунизм, учение Платона, Фрейдистская психология, нацизм, пантеизм, атеизм, национализм и так далее одобряют многие ораторы. В таких странах ораторы и лидеры государства утверждают, что они представляют народу универсально действительную и применимую Правду. Подобно традиционным религиям, светские системы подчинены как быстрым, так и постепенным изменениям. Эти изменения могут касаться популярности, модификации, и исчезновения. Эти факторы являют немногими из факторов, которые помогают сделать оценку размера «светской религии» в обществе, то есть атеистов, агностиков и просто нерелигиозных людей.


^ 3. Религиозное сознание. Его уровни.

Существует 4 основных элемента в религии:

- религиозное сознание

- религиозное действие

- религиозные отношения

- религиозные организации

Р. Сознание – это главный элемент, основанный на вере. Вера, по определению Апостола Павла, - это уверенность в невидимом и осуществлении ожидаемого. В религиозной вере объект не подлежит сомнению.

Есть 2 уровня религиозного сознания: 1) теоретический - это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, теология, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства, т. е. религиозно-экономические, 3) религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианский экзистенциализм, христианская антропология, метафизика всеединства и др.). Священное писание и интерпретация. Самый старый – Веды (индуизм). Библия писалась более 1500 лет. В православном Ветхом завете 50 книг, 11 из них отмечены звездочкой, так как они считаются не каноническими (например, книги об иудеях). В католицизме те же книги, но некоторые соединены, так получается 45 книг. У протестантов – 39 книг (канонических). У иудеев в Священном Писании тоже 39 книг. В новом завете – 27 книг. В западном христианстве есть доказательство существования Бога, а в православии – нет.

2) обыденный уровень, конкретный опыт. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, влечений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагментарном виде - разрозненных представлений, взглядов или отдельных узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции - чувства и настроения, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы.


^ 4. Религиозные действия. Культовые и внекультовые действия.

Религ.деятельность представляет собой"движущий", "беспокойный" компонент. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организаций. Нерелигиозная деятельность осуществляется во внерелигиозных областях: экономическая, производственная, профессиональная (в различных сферах разделения труда), политическая, государственная, художественная, научная. Она может быть религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может выступать религиозный мотив. Но по объективному содержанию, предмету и результатам - это внерелигиозная деятельность. Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе

общественной деятельности. Существуют два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность образуют разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии сочинение богословских произведений и т. д. Разновидностями практической внекультовой деятельности являются производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в религиозных организациях и институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере проникают и элементы культа.

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Прежде всего выступает в виде культового текста (тексты Священного Писания, Предания, молитв, псалмов и пр.) Воспроизведение этих текстов актуализирует в сознании участников религиозные образы и мифы («драматизация религиозного мифа»). Культ – есть реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. С точки зрения христианства действия культовые – это все, связанное с почитанием Бога, святых и молитвы, совершение таинств: крещение, миропомазание, причастие, исповедование, священство, брак, соборование. Грехи – чревоугодие, похоть, гнев, лень, гордость, зависть, жадность. Обряд носит символический характер. Символ – знак, образ, воплощающий какую-либо идею или представляющий какой-либо образ. Символами могут быть вещи (крест – символ христианской веры…), действия (крестное знамение…), мифы, предания (библейское повествование о сотворении мира…).


^ 5. Религиозные отношения. Их виды и формы.

Религиозные отношения, как и другие виды общественных отношений, характеризуются наличием статусов и ролей. Первые отношения развертываются в плане сознания, однако проявляются в действительных отношениях между людьми, например, между мирянином и священнослужителем. Имеются различные способы фиксации и опосредования религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: 1) предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие, ступа, "черный камень", корова, крокодил, голубь и т. д., - и тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму; 2) индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель "дара" и др.; в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных связей верующих и т.д.

^ Виды отношений

Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отношения между религиозными индивидами, организациями. Например, занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом в определенные отношения обмена информацией; "богословских собеседований. Эти отношения, развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимосвязях людей. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические, обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь "крестного сына (дочери)" с "крестными родителями (отцом и матерью)". Религиозные отношения подразделяются на внутрицерковные, межцерковные и внецерковные.

Внутрицерковные отношения складываются в процессе культовой деятельности: между рядовыми верующими; между мирянами, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений; между священнослужителями различных рангов. Межцерковные отношения включают в себя отношения между организациями различных вероисповеданий, их руководящими органами. Внецерковные отношения возникают в тех случаях, когда поведение людей в различных областях общественной жизни определяется религиозными нормами и установлениями.


^ 6 Религиозные организации

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, форми­рование у них определённых целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: 1) Выработка систематизиро­ванного вероучения; 2) Разработка систем его защиты и оправдания; 3) Руководство и осу­ществление культовой деятельности; 4) Контроль и осуществление санкций за исполне­нием религиозных норм; 5) Поддержка связей со светскими организациями, государствен­ным аппа­ратом.

Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, ха­ризматический культ и деноминацию.

Церковь - это тип религиозной ор­ганизации со сложной строго центра­лизованной и иерархизированной системой взаимо­действия между священнослужителями и верующими, осу­ществляющей функции выра­ботки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведе­нием людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви оп­ределяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рож­дения в той или иной религиоз­ной среде, на основе определённого обряда индивид авто­ма­тически включается в данную религиозную общ­ность. В церкви отсутствует посто­янное и строго контролируемое членство.

Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священно­служителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты явля­ются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно кон­тролируемое членство, стремление отгородиться от других рели­гиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценно­стей, убеждение в “избранничестве Божьем”, проявление оппозиционности и непримиримости к инакомысля­щим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организа­ции.

^ Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирова­ния. Данная религиозная организация создаётся на ос­нове объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных ка­честв (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изо­ляционизм, фанатизм, мистицизм.

Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образова­ния и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духов­ного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сек­той же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой  контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.


^ 7Статистика религиозной принадлежности современного населения мира.

Христианство(2 млрд):

1) Католицизм(более 1 млрд) - Франция Лат. Америка, Испания, Португалия, Польша. Самый строгий – в Польше и Португалии – запрет абортов.

2) древне-восточное христианство(15 млн африка)

3) православие(200 млн). Основная часть – Европа. Самая большая по численности православных страна – Россия. Существует 15 поместных церквей, для которых характерна эесткая иерархия: главный патриарх – Константинопольский, затем – Александрийский (в Африке), затем – Антиохийский (всея Востока), иерусалимский, московский и всея Руси.

4) Лютеранство(более 80 млн) - Швеция. Норвегия, Дания, север Германии

5) Протестанизм(более 700 млн):

1 Пятидесятники (более 500 млн)

2 баптизм 80 млн США. Обама – баптист. В Вашингтоне – совет баптистов. По численности баптистов в Европе 1 место – Украина.

3 кальвинизм Швейцария

4 англиканство ЮАР и Южная Африка (более 60 млн)

5 методисты США. Буш и Клинтон были методистами.

6 мормоны восточное побережье США. Основной город – Солт-Лейк-Сити.

7 адвентисты 20 млн. Самые крайние – адвентисты седьмого дня (канун перед Рождеством 4 недели ведут ЗОЖ)

8 Свидетели Иеговы 15 млн. Они отрицают ад. Их центр – в Бруклине.

Ислам 1млрд300млн

1Мусульмане-Сунниты 90% - Индонезия, Сев Кавказ, Узбекистан

2Шииты - Иран Азербайджан Таджикистан

Индуизм 1 млрд

Буддизм 400 млн юго-восточная Азия, но не Индия.

Даосизм и Конфуцианство. Их численность постоянно растет. Сейчас около 300 млн чел.

Традиционное верование (более 30 млн)

Иудеи 15 млн Сша

Сикхи индия – 20 млн.

Атеисты – 1 млрд 200 млн. основная часть – в Китае.


^ 14. Лютеранство. Кальвинизм. Англиканство. 16 век – возникновение протестантизма. Его история начинается 31 октября 1517г., когда Мартин Лютер на ворота храма повесил док-т, где он сформулировал 95 тезисов против католической церкви. Источник веры – священное писание. Из таинств только крещение и причащение. Мартин Лютер сказал «Твоя профессия- это призвание перед Богом». Главное положение этого учения: существует один истинный Бог в трёх Ипостасях — Отец, Сын, и Святой Дух. Лютеране считают, что после грехопадения Адама все люди рождаются грешными, то есть в состоянии прирожденной неспособности не нарушать Божью волю. Посему, неизбежно все они навлекают на себя Божье осуждение, перед которым никто из людей не в состоянии оправдаться своими собственными силами или поступками.

Кальвинизм: Жан Кальвин: Возник в 1630-х гг. в Женеве. В конце 16 — начале 17 вв. Крещение и причащение только символы. Нужно следовать принципа мирского аскетизма. Есть учение о «божественном предопределении»: все люди разделены на избранных и неизбранных, если тебе в твоих делах не везет, ты либо неизбранный, либо это не твое призвание. Кальвин делает вывод, что если ты бедный и больной – ты грешный. Кальвинизм распространился за пределы Швейцарии, во Франции получает название гугеноты, в Германии – реформаты, в Англии – пуритане. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения).

Англиканство. 1534г - возникновение англиканской церкви. Повод – папа римский запретил развод королю Англии, и он создал церковь. Это 1ая протестантская церковь, которая в качестве епископов признает женщин. Это королевская церковь, духовный архиглава – епископ Кентерберийский. Первые общины возникли в начале 18 в. Признают полное погружение в воду в крещение, крещение признается только после достижения совершеннолетия. Существует учение «О церкви на белом престоле», (про апокалипсис – они его избегнут).


^ 8 религиозная ситуация в современной России

Православие — 75 %. Самая крупная и влиятельная конфессия — Русская православная церковь (Московский патриархат) — имеет около 12000 зарегистрированных приходов, монастырей, миссий, образовательных и иных учреждений. Согласно социологическим опросам, до 70 процентов россиян считают себя православными, при этом приблизительно 7 процентов из них регулярно посещают храмы и соблюдают основные православные обряды и предписания.

Ислам — 5 %. Третье место по количеству зарегистрированных в России общин занимает Ислам (второе после православия по числу верующих). Мусульманское сообщество имеет 3650 зарегистрированных организаций. Однако еще большее количество исламских общин существует без государственной регистрации.

^ Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше. Старообрядческие, иудейские, католические и буддистские объединения насчитывают соответственно 257, 248, 228 и 190 зарегистрированных организаций. Имеются и религиозные организации, имеющие незначительное количество последователей и исчисляемые всего несколькими зарегистрированными приходами. Это молокане, духоборы, толстовцы, копты, квакеры, сикхи, караимы и другие.

Неверующие — 8 % .

Протестантизм. Другим крупнейшим направлением христианства в нашей стране является протестантизм, представляющий собой множество самостоятельных церквей, связанных происхождением с Реформацией. Сюда относятся лютеране, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты, пресвитериане и другие деноминации, имеющие около 4750 зарегистрированных общин. Общее количество членов протестантских конфессий, по данным независимых экспертов и Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, составляет до полутора миллионов человек.


^ 9. Религиозные организации Ивановской области.

В Ивановской области более 260 организаций, из которых более 200 – организации русской православной церкви.

В период советской власти Преображенский Собор был единственной церковью в Иванове. В Иванове на первом месте – православие, на втором – мусульманство, на третьем – протестантство: пятидесятники, баптисты, седьмого дня, свидетели Иеговы (Тейково), новоапостольская церковь. + буддисты и рэриховцы.

1) Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия Русской Православной Церкви

2) Мусульманское религиозное объединение Ивановской области

Мечеть, проспект Строителей

3) Местная религиозная организация «Еврейская община г. Иванова»

4) Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня

5) Объединение Церквей Евангельских Христиан-баптистов Владимирской и Ивановской областей.

6) Религиозная Организация Христиан Веры Евангельской «Ивановский христианский центр».

7) Религиозная организация Римско-Католической Церкви Приход «Вознесения Господня».

8) Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Иваново

9) Ивановская община Волжского регионального отделения Новоапостольской Церкви

10) Местная религиозная организация Старообрядческая община г. Иваново Русской Православной Старообрядческой Церкви

11) Ассоциация христиан веры евангельской Пятидесятническая Церковь Бога

12) Церковь «Эммануил» (пятидесятники)


^ 10 Иудаизм. Танах и Талмуд. Десять заповедей Моисея. Иудаизм в России.

Иудаизм, иуде́йство, «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа ‎) — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя из древнейших монотеистических религий человечества. В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются при разговоре, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом. Вероучение иудаизма изложено в ряде канонических текстов: Священном писании (Танах), и священном Предании (Талмуд). Содержание Священного Писания известно нам по Ветхому Завету Библии - главной вероучительной книге иудаистов и христиан. Танах - сокращение, обозначающее все три группы книг, составляющих еврейскую Библию: Тора, Навиим (Пророки) и Ктувим (Писания). Первые пять книг Танаха составляют Тору, центральный документ иудаизма. Наряду с историей праотцов, Моше (Моисей) и исхода из Египта они содержат 613 заповедей. На иврите эти пять книг также называют Хумаш. История гласит, что эти книги были продиктованы Моше Богом на горе Синай примерно в 1220 году до н.э., вскоре после выхода из Египта.Вторая группа книг Танаха - Навиим (Пророки), девять книг, прослеживающих историю евреев и монотеизма с момента смерти Моше (около 1220года до н.э.) до разрушения вавилонянами первого Храма и изгнания евреев из Иерусалима в Вавилон (586 год до н.э.).Заключительные книги Танаха именуются Ктувим (Писания). Их можно разделить на две группы. Первая носит исторический характер, вторая включает в себя 150 псалмов (теилим).Наибольший интерес при рассмотрении вероучения и культа иудаизма представляет содержание того завета, который дал Бог на горе Синае пророку Моисею («Исход», «Второзаконие»). Этот завет представляет из себя 10 заповедей - религиозно-культовых и нравственно-правовых норм: 1. Да не будет у тебя других богов перед ликом моим; 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняйся им и не служи им; 3. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно; 4. Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай, а день седьмой субботу посвяти Господу своему….. 5. Почитай отца твоего и мать твою; 6. Не убивай; 7. Не прелюбодействуй; 8. Не кради; 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; 10. Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего… Сегодня в России легально существует несколько всероссийских сетей религиозных организаций иудаизма: ФЕОР, КЕРООР, ОРОСИР и пр. Таким образом, у России 2 Главных Раввина: Берл Лазар (от ФЕОР), Адольф Шаевич от КЕРООР. Крупнейшей сетью организаций является ФЕОР, спонсорами которой являются широко известные в России люди, среди которых Роман Абрамович. В правление организации входит также депутат Госдумы Иосиф Кобзон. Целью ФЕОР является консолидация всех россиян, которые связывают себя с иудаизмом, как в религиозном, так и в историко-культурном смыслах. Что касается ФЕОР, то её организованные общины существуют в более чем 100 городах России. Помимо Москвы, в одном городе находится лишь одна община. В Москве же 13 религиозных общин ФЕОР: 1 община грузинских евреев, 1 община сефардских евреев, 1 община горских евреев, 1 община бухарских евреев и 9 общин ашкеназских евреев.


^ 11Специфика раннего Христианства. Новый Завет. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Апокалипсис.

Раннее христианство — период в истории христианства со смерти Иисуса (примерно в начале 30-х годов I века) до Первого Вселенского Собора в Никее (325 г.). Иногда термин «раннее христианство» употребляется в более узком смысле христианства апостольского века. С богословской стороны для древнего христианства были характерны: идея, что Дух Святый во все времена действовал в церкви, и правильная вера необходима для душевного спасения; Исторически церковь оправдывает свой взгляд, указывая на то, что древняя церковь не признавала за собою сил и права развивать догматы по существу и всегда считала себя в праве анафематствовать еретиков минувших времён, даже если при жизни их почему-либо не судили и не осудили; на то, что далеко не все догматы вообще подверглись общеобязательной формулировке вселенского собора, что, однако, не мешало и не мешает им существовать (число таинств определено на Востоке и на Западе в XII веке одинаково и независимо). Новый завет. Тексты исходно были анонимными и авторство каждого Евангелия было согласовано только в начале второго века. В XVIII веке решение об авторстве впервые было поставлено под сомнение. Исходные тексты Нового Завета, появившиеся в разное время, начиная со второй половины I века н. э., были написаны на греческом койне , который считался общеупотребительным языком восточного Средиземноморья в первые века н. э. Постепенно сформировавшийся в течение первых веков христианства канон Нового Завета состоит сейчас из 27 книг — четырёх Евангелий, описывающих жизнь и проповеди Иисуса Христа, книги Деяний апостолов, которая является продолжением Евангелия от Луки, двадцати одного послания апостолов, а также книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). Понятие «Новый Завет» (лат. Novum Testamentum) введено апостолом Павлом в первом и втором посланиях коринфянам: Наиболее ранними из текстов Нового Завета считаются послания апостола Павла, а наиболее поздними — произведения Иоанна Богослова. Наго́рная про́поведь — собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа. В главах с 5 по 7 евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей. Матфей делит учение Иисуса на 5 частей, Нагорная проповедь из них первая. Другие касаются учеников Христа, церкви, Царствия Небесного, а также жёсткое осуждение книжников и фарисеев.Самая известная часть Нагорной проповеди — Заповеди Блаженства, помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш, заповедь «не противиться злому» (Мф 5:39), «подставить другую щёку», а также Золотое правило. Также часто цитируются слова о «соли земли», «свет мира», и «не судите, да не судимы будете».Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к Десяти заповедям. Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева. Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва — название последней книги Нового ЗаветаБиблии). Часто также упоминается как Апока́липсис (редк. Апока́липс, с прописной буквы, от греч. — раскрытие, откровение).В этой книге Откровения описываются события, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. Книга описывает также второе пришествие Иисуса Христа и события после него.

12. Православие. Происхождение термина православие обычно связывается с понятием ортодоксия. Слово православие – буквальный перевод греческого «ортодоксия». Слово «ортодоксия» можно было бы перевести на русский язык и как «правомыслие», и как «православие», т.е. умение правильно славить Бога.

Священные таинства исполняются посвященными священнослужителями (иеромонахами и иеродиаконами), простые же иноки не имеют права совершать обряды и таинства. Монахи отличаются от мирян только своим образом жизни, а вовсе не божественной благодатью, которой наделяются только посвященные в сан священнослужителей.

Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский (Константинопольский) Символ Веры - изложение главных христианских догматов, безусловное признание которых является обязательным для каждого православного христианина. Перечисление членов «Символа веры в православии» («Верую») является основной молитвой. Особое значение в православном богословии отводится догмату о Святой Троице. Согласно православному богословию, Бог един, но выступает в трех ипостасях (лицах) — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, составляющих Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог Отец извечно порождает Бога Сына, Божественное Слово (Логос), вторую ипостась Троицы, и от него же извечно исходит Бог Дух Святой.

Наиболее древними из ныне существующих автокефальных православных церквей являются Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.

Главной священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Ветхий завет состоит из 50 книг. Новый завет - из 27. Непосредственно за Священным писанием по значимости православная церковь ставит Священное предание. Понять всю глубину Священного Писания без знания Священного Предания невозможно. Православные богословы подчеркивают принципиальную непознаваемость сущности Бога.

К таинствам относятся: крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение. Таинство крещения совершается над всеми, кто становится христианином. Таинство миропомазания совершается после крещения. Во время миропомазания на человека нисходит благодать, ему передаются дары Святого Духа, укрепляющие в жизни духовной. Ароматическим маслом (мирром) крестившемуся смазывают лоб, глаза, уши, другие части тела. Таинство покаяния связано с прощением грехов верующего, которое совершает сам Иисус Христос, хотя «внешне» грехи отпускает священник. Таинство покаяния в православии связано с таинством причащения (евхаристии). Во время причащения, являющегося центральным событием в ходе литургии, верующие вкушают тело и кровь Иисуса Христа (под видом хлеба и вина), чтобы приобщиться к вечной жизни. Таинство брака было установлено для освящения семейной жизни и благословления супружеского союза Церковью. Оно совершается во время обряда венчания. Таинство елеосвящения производится над больными для того, чтобы на них снизошла исцеляющая благодать. Таинство священства связано с возведением верующего в сан священнослужителя. Молитва, являющаяся главной формой духовного общения верующего с Богом.


13. Католицизм. Одно из основных направлений в христианстве, наряду с православием и протестантизмом (от греч. katholikos - "всеобщий", "вселенский"). Как самостоятельное вероучение и церковная организация католицизм окончательно оформился после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 году. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития западноевропейского общества в эпоху средневековья. Римско-Католическая Церковь строго централизована: она имеет единый всемирный центр - Ватикан и единого главу - Папу Римского, который венчает ее многоступенчатую иерархию. Согласно правилу, окончательно утвердившемуся в XII в., католическое духовенство дает обет безбрачия (целибат). Источником вероучения в католицизме является не только Священное Писание (Библия), но и Священное Предание, которое в отличие от православия включает в себя постановления Вселенских Соборов Римско-Католической Церкви и суждения пап. Характерными положениями католического вероучения является догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (Иисуса Христа), что выражается добавлением к Символу веры слова Filioque (лат. "и от Сына"), особое почитание Божией Матери и признание догматов о Ее Непорочном Зачатии и телесном вознесени, а также догмат о чистилище - промежуточной инстанции между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные при этом смертными грехами, пребывают в очищающем огне. Католицизму присущи широкое почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Основой католического богословия является томизм - учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), которое постоянно развивается и модифицируется применительно к современным условиям. Богослужения в католицизме отличаются торжественными формами их проведения. На протяжении многих столетий богослужебным языком являлся латинский, и только на II Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.) было принято постановление о проведении богослужений на национальных языках. Современная Римско-Католическая Церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства многочисленными монашескими орденами, миссионерскими и благотворительными организациями и учреждениями. К ней также примыкают многие светские массовые организации - политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие объединения. Католическая Церковь имеет свою прессу, кино, телевидение и радиовещание, располагает сетью учебных заведений. Внутри католицизма идет непрекращающаяся борьба между сторонниками обновления (модернистами) и его противниками (традиционалистами). В последние годы все большую роль начинают играть различные левые течения в католицизме, которые выступают в защиту прав человека и ведут борьбу с реакционными режимами. Католики выступают за единство действий всех демократических сил в борьбе за укрепление мира на земле и утверждение гражданских и демократических свобод. У католиков на кресте Иисус Христос изображен живым и страдающим, положение ног Иисуса Христа одна на другой.


15. Баптисты (от греч. baptize — окунаю, крещу путём погружения в воду), приверженцы одной из разновидностей протестантизма. В основе баптизма лежит принцип индивидуализма. Согласно вероучению Б., спасение человека возможно лишь через личную веру в Христа, а не через посредничество церкви; единственный источник веры — «Священное писание». Б. отвергают иконы, церковного таинства, многие христианские праздники. Крещение Б. рассматривают, в отличие от католической и православной церквей, не как таинство («средство спасения»), а как обряд, символически демонстрирующий убеждённую религиозность, сознательную личную веру человека, поэтому они и требуют принятия крещения верующими не в младенческом, а во взрослом состоянии. Б. отрицают церковную иерархию, однако у соврменных Б. роль церкви, духовенства и централизация возрастают. На территории Украины – 2ая по численности Б. община.

Адвентизм.м (адвент – пришествие). В основе вероучения которой лежит ожидание «второго пришествия Христа» и «тысячелетнего царства». Адвентизм возник в 30-х гг. 19 в. в США в среде мелкой буржуазии. Современные А. не указывают точные сроки «пришествия», но утверждают, что оно близко. Из ряда направлений адвентизма в выделилось наиболее крупное — А. седьмого дня (АСД). Они считают, что нужно всегда быть готовым к концу света. Они празднуют из дней недели субботу (а не воскресенье). Проповедуя установление «тысячелетнего царства Христа» лишь для себя, АСД предрекают «грешникам» (т. е. всем инакомыслящим) близкую гибель в огне. Они отрицают бессмертие души вне тела. А. не признают праздников, но собираются накануне Пасхи.

Пятидесятничество. Христианская секта, исходящая в своём вероучении из евангельского мифа о «сошествии свыше духа на апостолов» в 50-й день после пасхи — в день пятидесятницы (отсюда название секты). Согласно догматике П., человек грешен, спасение его достигается через сошествие «св. духа»; необходимые условия: личная вера, преданность богу, полное отречение от земных интересов. На коллективных молениях, которые устраиваются П., они доводят себя до состояния экстаза, утверждая, что в этот момент на лица, угодные богу, сходит «св. дух», и они получают дар «говорения на иных языках» (на неземном языке), позволяющий непосредственно общаться с богом. Первые общины П. возникли в США, затем распространились во многих странах Европы. Центр пятидесятничества — в США; наибольшим влиянием пользуются организации П. «Союз божьих собраний» и «Ассамблея бога».

^ Новоапостольская церковь.

Основными положениями вероисповедания являются: Вера в триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа, возможность прощения грехов, воскресение умерших и загробную жизнь, то что управление церковью происходит самим Иисусом Христом через своих посланников — апостолов и других священнослужителей, особое внимание уделяется ожиданию скорого прихода Иисуса Христа.

Центром духовной жизни Новоапостольца являются богослужения, которые, как правило, проходят 2 раза в неделю — в воскресенье и в какой то день среди недели. Новоапостольское богослужение начинается с молитвы. Последующее служение священнослужителей у алтаря протекает как свободная проповедь. Кульминацией богослужения является прощение грехов — Святое Причастие (представляет собой проскурку из пресного теста с 3 каплями вина). Новоапостольские христиане празднуют Святое причастие на каждом богослужении. Заканчивается богослужение совместной молитвой и пением троекратного аминь. В Новоапостольской церкви приняты 3 таинства. Святое запечатление Святым Духом; Святое Крещение Водой; Святое Причастие. Новоапостольские христиане называют друг друга «братьями» и «сестрами». Церковь оказывает гуманитарную помощь и участвует в гуманитарных акциях в зонах бедствия.


16. Мормоны. (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней). М. — члены религиозной секты, основанной в США в 1-й половине 19 века Дж. Смитом, который опубликовал в 1830 году "Книгу Мормона" — якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку.

Мормоны проповедовали и практиковали многожёнство. Ведут миссионерскую деятельность по всему миру

М. основали г. Солт-лейк-сити. Считают, что новый Иерусалим, будет где США. У м. не бывает менее 3 детей в семье. М. ведут свою книгу жизни, спасутся лишь те, кто туда записан. Пресвятая Троица в нашем понимании для мормонов не существует. Само слово "Бог" воспринимается ими как обозначение лишь одного из верховных существ. По учению мормонов, до своего физического рождения в этом мире, души людей существовали в духовном мире и были несовершенными.

^ Свидетели Иеговы, секта, основанная в США ок. 1872 и в настоящее время действующая практически во всех странах мира. Полное название – Общество Сторожевой башни, Библии и брошюр. Название «Свидетели Иеговы» связано с убеждением членов секты, что их основная задача – говорить (свидетельствовать) о Боге, который есть Иегова. Свидетели Иеговы утверждают, что их секта не представляет собой ни религии, ни организованной церкви, тем не менее, они в высшей степени активны в пропаганде своих верований. Свидетели Иеговы верят, что Иегова – Высшее Существо, а Христос – его сын. Христос стоит ниже Бога в силу того, что он – творение Бога. Христос отдал свою жизнь во искупление благочестивых Свидетелей Иеговы. Он воскрес из мертвых не как телесное существо, а как бессмертный дух. Свидетели Иеговы убеждены, что сатана – невидимый правитель мира и что его воздействие ощутимо в других религиозных организациях, особенно в Римско-католической церкви. Верующие встречаются раз в неделю на собраниях в скромно убранных «залах Царства» и в основном занимаются изучением Библии. Священников в этой церкви нет, а церковных званий Свидетели Иеговы не признают. Свидетелем Иеговы каждый член секты становится через крещение с полным погружением; после этого он должен посвятить себя делу публичного свидетельства, осуществляемого в форме раздачи библейских брошюр и литературы общества «Сторожевая башня» прохожим на улицах или жителям на дому. Свидетели Иеговы верят, что Христос вернется и победит сатану в последней схватке с силами зла – Армагеддоне. После победы на земле создадутся идеальные условия для жизни, телесная смерть, унаследованная человеком от Адама, исчезнет; нечестивцы навсегда исчезнут. Свидетели Иеговы не верят ни в ад, ни в бессмертие души.

^ Армия спасения (англ. Salvation Army) — Возникшая из протестантской среды в 1865 году в Лондоне вначале под названием «Христианская миссия», а позже «Армия Спасения», организация поставила своей целью начать движение за нравственное возрождение общества. Международная миссионерская и благотворительная организация, существующая с середины XIX века и поддерживаемая протестантами-евангелистами. Штаб-квартира находится в Лондоне. Принципы Армии спасения базируются на текстах Ветхого и Нового заветов. Организация распространяет идеи и догматы Библии с помощью проповедей, а также оказания нуждающимся социальной, медицинской, консультативной, моральной и иной поддержки, включая предоставление помощи в чрезвычайных ситуациях. Армия спасения содержит столовые, ночлежные дома, молодёжные клубы; работает с осуждёнными и т. п. Миссия Армии спасения — проповедовать Евангелие Иисуса Христа, удовлетворять основные человеческие нужды, давать личное наставление и способствовать духовному и нравственному возрождению и физическому восстановлению всех нуждающихся, попадающих в сферу ее опеки, независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, пола и возраста. Они выступают против православного учения о Церкви, отвергают все таинства: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак, елеосвящение, считают, что спастись можно лишь добрыми делами - облегчением социальной жизни общества, помощью алкоголикам, заключенным, наркоманам, проституткам и так далее. В соответствии со своим названием организация отчасти напоминает армейскую структуру — во главе её стоит «Генерал», рядовые члены называются «солдатами» и носят униформу и знаки отличия (значки, эмблемы и т.п.) Традиционно уличные марши и шествия Армии сопровождаются игрой оркестра.


^ 17. Вероучение, культ и основные направления в исламе. Пророк Мухаммед (Мохаммад). Коран и Сунна. Шариат.

Ислам – «мир». Мусульмане – преданные истинному Богу. Есть понятие «Зимнии» - это люди книги (Библии). В исламе есть понятие «джихад» («моральное превосходство»), борьба с неверными. В исламе главную роль играет «умма» - община. С точки зрения ислама Россия – мусульманская страна. В переводе «ислам» - религия мира. Ислам ориентирован на выполнение заповедей в этом мире. Чтобы стать мусульманином, нужно принять, что нет никакого бога, кроме Аллаха, а Мухаммед – его пророк. Начало библии христианства и мусульманства совпадают до Авраама (Ибрагима). Разрыв начался со спора, кто же истинный сын? Ислам, самая молодая из мировых религий, возник в VII веке н.э. в Аравии, в условиях, когда в арабском обществе, уставшем от беспрерывных кровавых и разорительных усобиц, вызрела идея всеарабского государственного единства. Этому мешало господствовавшее у арабов племенное многобожие. В 610 году уважаемый мекканский (г.Мекка) купец Мухаммед ибн Абдуллах (ок.570 - 632 гг.) выступил с проповедью, провозглашавшей величие единственного и единого Бога всех арабов - Аллаха. Мухаммед учил, что милостивый и всемогущий Аллах является создателем Вселенной, Земли, растений, животных, человека. Вероучение ислама изложено в Коране ("куран" - "чтение"), священной книге мусульман, где записаны откровения Пророка. При жизни Мухаммеда Коран существовал в устной Форме. Верующие учили пророчества своего вождя наизусть. После смерти Мухаммада все тексты были собраны, и был установлен канонический текст Корана. Основные догматические положения исламского учения, как это следует из текстов Корана, таковы: 1. Вера в Аллаха. 2. Вера в несотворенность Корана, в пророков, в посланничество Мухаммеда. И Мухаммед, и Иса ( Иисус ), и другие пророки были людьми, но не обычными людьми, поскольку именно их избрал Аллах для проповеди истинной религии. Они стоят выше ангелов. 3. Вера в рай, где праведники обретут полное блаженство, и в ад - место мучений грешников. 4. Вера в воскрешение из мертвых и в Страшный суд. Эта часть учения ислама обнаруживает несомненное влияние на Мухаммеда христианской догматики. 5. Вера в божественноне предопределение. 6. Вера в ангелов и демонов - сверхъестественных существ, созданных Аллахом до людей. Ангелы, сотворенные из света, беспрекословно служат Аллаху. Демоны сотворены из огня и дыма.

^ В исламе должны выполняться следующие обряды:

1) пятикратная молитва. Перед ней мусульмане мужчины омывают руки и ноги, а женщины – полностью. 2) Соблюдение поста в течение месяца Рамадан. Весь световой день нельзя есть и пить (время – приблизительно вторая половина июня). Однако есть послабления для тех, кто живет в других широтах и для военных. 3) Налог в пользу общины. Это примерно 40% дохода. У них бедных практически нет. Арабские страны вкладывают доходы в население. Банковская система – взимание процентов запрещено с конкретного человека-заемщика. 4) Паломничество в Мекку. Ислам ведет свою историю с 7 века. Именно в Мекке жил Мухаммед.

Мусульманские богословы признали Сунну неопровержимым руководителем в понимании Корана. Значение Сунны настолько велико в исламе, что само название этого направления является производным от Сунны - суннизм. Мусульмане делятся на суннитов и шиитов. Сунниты составляют 90%. Они почитают Коран и Сунну (писание про жизнь Мухаммеда), а Шииты (от арабского "шиа" - "группа приверженцев", "сторонники") составляют 10% и почитают кроме Мухаммеда еще и его двоюродного брата Али. С точки зрения шиитов все слова духовных учителей имеют статус «фетвы» - предписания, имеющего силу закона. Главное, что и сегодня разделяет суннитов и шиитов - это вопрос о власти в умме, о природе этой власти и правах на нее. Сунниты считают, что после смерти Мухаммеда в мире не осталось наделенных Божьей благодатью людей, которые могли бы выступать посредниками между уммой и Аллахом. Поэтому вопрос о власти над уммой должна решать сама община, выбирая себе имама. По мнению шиитов, Божья благодать была передана им своим потомкам. Особым почитанием у шиитов пользуется трагически погибший двоюродный брат и одновременно зять Пророка, четвертый халиф Али, которого они считают первым имамом. Всего, как считают шииты, было 12 имамов. Последний из них, тезка Пророка, таинственным образом исчез в 700 -м году. Шииты уверены в том, что он не умер: он - "сокрытый имам", который незримо присутствует в мире, и в определенный момент объявится, чтобы восстановить на Земле справедливость и истинную веру, т.е. шиизм.

Есть еще в исламе течение «суфи» ("суф" - грубая шерстяная накидка, в которую облачались его последователи. Часто их именовали также "дервишами", т.е. "нищими") - это особая форма общения с Богом. Здесь принят танец «зикр», который внешне напоминает танец пьяных людей. Самый известный суфии в советское время был Хаджан Сахмедин. Суфизм распространен в художественной среде (Омар Хайям славил вино).

На основе Корана и Сунны написан Шариат. Шариат – свод норм морали и права, культурным предписаний для мусульманина, где все поступки делятся на пять категорий: выполнение которых строго обязательно; желательные; добровольные; нежелательные; строго запрещенные. Там указывается, что убивать нельзя без основания. Основанием принято считать лишь то, что говорит имам – верховный учитель. На территории России ислам принят государственной религией в Уфе, Татарстане и Казани.


^ 18. Буддизм и его основные направления. Сиддхарта Гаутама.

Древняя мировая религия – буддизм. Появилась в начале 6 века, но затем практически ассимилировалась в индуизм. Буддизм распространен на территории Юго-Восточной Азии (кроме Малайзии и Индонезии, где исповедывают ислам). Основатель буддизма – принц Гаутама. В 29 лет он оставил мир и сделался монахом, чтобы познать Истину. Через 7 лет монашеской жизни, находясь в состоянии медитации, Гаутама внезапно достиг "просветления", познал сокровенные тайны бытия. С этого времени он становится Буддой, т.е. "пробужденным", "просветленным". Затем он более 40 лет проповедует свое учение и умирает на 80-м году жизни, оставив многочисленных учеников и последователей. Буддизм немало заимствовал у древнейшей религии Индии - брахманизма, в т.ч. идею "сансары", т.е. круговорота перерождения существ, и закон "кармы", утверждающий неизбежность в процессе сансары воздаяния за совершенные и совершаемые поступки.

^ 4 истины буддизма: 1) жизнь есть страдание, 2) причина страданий – жажда желания, 3) чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от жажды желаний, 4) нужно ступить на восьмеричный путь спасения, который заканчивается нирваной.

Буддизм зародился в Индии, потом распространился на территории Ю-В Азии. В 5-6 веках нашей эры в Китае возникает «чань-буддизм» («чань» - чайная церемония), которая в Японии получит название «дзен».

В буддизме с первых веков его существования сложилось несколько направлений. Крупнейшими являются " хинаяна ", южная ветвь буддизма и " махаяна ", северная ветвь. Главное различие между ними - это толкование природы Будды и просветления. В Хинаяне Будда - человек, достигший просветления в процессе более чем 500 перерождений. Будды появляются тогда, когда человечество находится на грани духовно-нравственной пропасти. Все остальные люди могут достичь нирваны, но стать Буддами они не могут. Их именуют "архаты" ("достойные"). Архатство возможно только для тех, кто полностью ушел из мирской жизни, т.е. для монахов. Поэтому это и именуется "малой колесницей" (хинаяна). Последователи "широкой колесницы" (махаяны) считают, что Будды являются материализацией некоего космического сознания, мистического Будды, существующего извечно и не зависящего от места и времени. Этот вселенский Будда пронизывает все бытие, присутствует в каждом человеке, и каждый человек способен выявить в себе это космическое божественное сознание, достичь просветления. Бодхисаттвы - это будущие Будды, люди, достигшие высшего совершенства, заслужившие переход в нирвану, но остающиеся среди людей, чтобы оказывать им помощь в следовании по восьмеричному пути. Весьма далеко от первоначального буддизма ушло третье его направление - " ваджраяна " ("алмазная колесница"). Наряду с медитацией важное значение придается созерцанию "идама" (божество, которое верующий избирает своим покровителем), чтению "мантр" (заклинаний), выполнению других магических обрядов, в т.ч. эротических. Допускается символическое выполнение обрядов с помощью сакральных предметов. Изменяя себя, человек изменяет и мир.

В 14 веке нашей эры на территории Тибета складывается течение буддизма – ламаизм. На территории России сейчас ее исповедуют Калмыкия, Бурятия, туринцы и частично Алтайский Край. Они высоко ценят Екатерину Вторую, которая первая признала ламаизм. Здесь много шаманских практик. Ранний буддизм, однако, отрицал все танцы, а в ламаизме большую роль играет танец «цам» (против врагов буддизма). В ламаизме есть 10 белых добродетелей и 10 черных грехов. Ламаизм учит, что без помощи наставников-руководителей, т.е. лам, продвижение мирянина по пути истины невозможно в принципе, причем ищущий просветления должен безоговорочно и беспрекословно подчиняться своему учителю, который имеет право контролировать каждый жизненный шаг своего ученика.

Путь спасения у буддистов – уйти от страданий.


^ 19. Современные религии Индии. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм.

В современной Индии религия – индуизм. Там нет ни четкого канона, ни церковной иерархии. Нужно всего лишь признать святость «вед» (знаний). Индуизм возник на кастовой основе. Низшая каста из духовной жизни исключается. Обязательно для общения с Богом – жертвоприношение (например, покормить обезьян в зоопарке – тоже приношение). Особое почитание коровы. С точки зрения индуизма нет загробного мира. Душа через 40 дней после рождения вселяется в человека, и через 40 дней после смерти – уходит. Закон кармы.

Наиболее общая модель поклонения богам в И. связана с концепцией «Тримурти», согласно которой три высших божества пантеона рассматриваются в качестве основных манифестаций Абсолюта (Брахмана): как проявление творческого (Брахма), разрушительного (Шива) и охранительного (Вишну) начал в мире. Культ Брахмы не получил значительного paспространения, зато Шива и Вишну приобрели большую популярность. В настоящее время индуисты делятся на две основные группы - вишнуитов, последователей Вишну и шиваитов - последователей Шивы. Вместе с тем в И. сохраняется поклонение практически всем богам ведийского пантеона. Плюрализм индуистский системы обусловил отсутствие в ней в строгом смысле слова канонических религиозных текстов. Тем не менее литература ее обширна и многообразна. Очень велико значение текстов «Махабхараты» и «Рамаяны», являющихся энциклопедией индуистской мифологии. И. получил ограниченное распространение за пределами Индии (прежде всего, в странах, оказавшихся под влиянием индийской культуры, например, в Шри-Ланке). В настоящее время отдельные направления И. и его идеи получили распространение в странах западного мира и в России (3 религиозных объединения). В основе И. лежит реальная повседневная практика народных верований и обычаев, отличающаяся большим разнообразием в зависимости от местных этнических, национальных, социальных условий. Она состоит в совершении различных молитв, обрядов, ритуалов, предусмотренных на все более или менее важные случаи жизни верующего.Центрами отправления религиозного культа служат многочисленные храмы, священные места , но главным образом местные алтари.

В Индии есть последователи джайнизма. Его основателем был странствующий проповедник Вардхамана, которого позже стали называть Джина ("победитель") - отсюда происходит и название учения. Как и буддизм, джайнизм возник в среде придставителей касты кшатриев (воинов) и отражал то соперничество, которое еще велось между брахманами и кшатриями за лидирующее положение в обществе. Джайнизм отвергал ритуализм (прежде всего практику жертвоприношений) и абстрактный характер учения брахманизма, отвергал авторитет Вед и открыл доступ в свои общины представителям всех каст, хотя и не отказался от характерной для брахманизма кастовой системы. Основой джайнизма является учение о наличии в мире двух начал - дживы (живого), обладающего вечной душой и сознанием, и адживы (неживого), или бессознательной материи. Джива и аджива находятся в непрерывном взаимодействии, порождающем все явления жизни. Они очищали свои оболочки и строго соблюдали принцип «ахимса» (нельзя заниматься сельским хозяйством, так как нельзя ничего убивать или сокрушать).

Еще есть сикхизм. («сик» - ученик). Сикхи не стригут волос, ходят в тюрбанах и с символическим кинжалом. Сикхизм – это монотеизм. У них Бог, имя и сущность которого неизвестны. Основателем сикхизма был гуру Нанак (1469-1539 гг.). Сикхизм провозгласил равенство всех людей перед богом, независимо от их касты и социального положения, а также отверг культовую обрядность и внешние формы почитания божества. Демократические принципы, которые утверждал сикхизм, обеспечили ему популярность среди самых широких слоев населения. Характерной особенностью сикхизма является то, что в нем практически отсутствует развернутая религиозно-философская система. В основе сикхизма лежит идея божественного начала, выражающего себя во всей природе и в человеке.


^ 20. Конфуцианство и даосизм. Кун-Цзы и Лао Цзы. «И цзин». «Дао дэ цзин».

В Китае существует традиция конфуцианства и даосизма. Идея пути в Конфуцианстве: путь – это путь правильного поведения на границе между несдержанностью и осторожностью. В Конфуцианстве – почитание императора и отца. Основателем конфуцианства считается мыслитель древнего Китая Кун-цзы (Конфуций), живший в VI-V вв. до н.э. Первоначально учение Конфуция воспринималось не как религия, а в качестве философско-этической системы. Конфуций создал идеал совершенного человека, обладающего двумя важнейшими достоинствами - гуманностью и чувством долга. Совершенный человек безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины.Конфуцием были сформулированы основы социального порядка, который он хотел бы видеть в китайском обществе. Одной из важных основ социального порядка по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. В Китае рациональное начало еще в древности оттеснило эмоции и мистику, высшим божеством считалось строгое и ориентированное на добро. детель Небо, а в качестве пророка выступал не вероучитель (будь то Иисус, Моисей, Мухаммед или Будда), а мудрец Конфуций. Ицзин является наиболее ранним из известных истории китайских философских текстов. Принят конфуцианской традицией в V веке до н. э. как один из канонов конфуцианского Пятикнижия. «Кни́га Переме́н» — название, закрепившееся на Западе. Название Книги перемен объясняется тем, что главная идея, лежащая в ее основе, — это идея изменчивости. На основе этой идеи была построена теория гадания о деятельности человека: идет ли эта деятельность вразрез с ходом мирового свершения, или она гармонически включается в мир, то есть несёт ли она несчастие или счастие.

Даосизм. Одно из главных направлений древнекитайской философии и национальная религия Китая.Возник во 2-й половине I тысячелетия до н. э. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао ("Путь") - первооснове и закономерности бытия всего сущего. В Даосизме: путь – высший закон мироздания, это путь слияния с пустотой, с дао. В Даосизме – истинный император – тот, кого никто не замечает. Принцип «увэй» - результатом действий не должно быть никаких изменений. У Даосизма – монахи и алхимия, которое со временем перерастает в фэншуй. Эликсир жизни – это внутренняя алхимия, которая базируется на медитации, дыхании пупком – это путь бессмертия.

Конфуцианство и даосизм объединяет то, что у них нет понятия греха, но есть понятия миропорядка, человеколюбия (это отношение к человеку так, какое положение он занимает в обществе).


^ 21. Синтоизм. Религиозный синкретизм в Японии.

В Японии (вода+рис): путь дао и путь синта. У японцев 8 млн богов – «ками». Главная богина – Амотерасу – богиня солнца. Священная книга синтоизма (синто - «путь богов») - Кодзики, написанная в VIII в., содержит японский вариант представлений о сотворении мира.Согласно ему, первоначально существовали бог Идзанги и богиня Идзенами. Однако Идзенами умирает, а из левого глаза Идзанги рождается богиня Аматэрасу, от которой ведется родословная императоров Японии. Синтоизм – со второй половины 60-х гг 19 века был избран официальной религией в Японии. В начале 20 века бьыла создана теория мирового господства Японии. Японская религия – это синтез буддизма и синтоизма. Все скорбные события они отмечают по буддийским ритуалам. С точки зрения христианства японцы – язычники (язык – представитель другого народа, кроме евреев; а у христианства язычник – тот, у которого Бог не в душе, а на языке). В Японии поддерживается самосожжение вдов. Для отправления в их честь обрядов, молитв и совершения жертвоприношений по всей Японии имеются небольшие храмы, многие из которых, перестраиваются и чуть ли не каждые двадцать лет возводятся на новом месте, так как японцы считают, что именно такой срок богам приятно находиться в стабильном положении на одном месте. В начальный период формирования японской буржуазной нации вероучение синтоизма широко стало использоваться как удобное политическое оружие воинствующей буржуазии. Синтоистские священники были подчинены правительственному контролю. Был разработан новый обряд поклонений «священному императору», школьников обязали посещать синтоистские храмы, на пропаганду обновленного синтоизма ассигновывались большие средства. Каждому японцу внушали, что он является полубожеством и предназначен богами для управления миром. Считается, что всё сущее на Земле в той или иной степени одушевлено, обожествлено, даже те вещи, которые мы привыкли считать неодушевлёнными — например, камень или дерево. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления. Синтоизм включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов.

Синкретизм – сочетание разнородных воззрений, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непотиворечия друг другу. Уже первоначальное объединение синтоизма в единую общегосударственную религию происходило под сильным влиянием буддизма, проникшего в Японию в VI—VII веке. Поскольку буддизм был весьма популярен у японской аристократии, было сделано всё для того, чтобы не допустить межрелигиозных конфликтов. Сначала ками были объявлены покровителями буддизма, позже некоторых ками стали ассоциировать с буддийскими святыми. В конечном итоге сложилось представление о том, что ками, как и люди, могут нуждаться в спасении, которое достигается в соответствии с буддийскими канонами. На территории храмовых комплексов синто стали размещать буддийские храмы, где проводились соответствующие обряды, буддийские сутры читались и непосредственно в синтоистских святилищах. Особенно влияние буддизма стало проявляться начиная с IX века, когда буддизм стал государственной религией Японии. В это время в синтоизм было перенесено множество элементов культа из буддизма. В святилищах синто стали появляться изображения будд и бодхисатв, начали отмечаться новые праздники, заимствовались детали ритуалов, ритуальные предметы, архитектурные особенности храмов. В идейном отношении влияние буддизма проявилось в том, что в синто появилась концепция достижения гармонии с ками через очищение, под которым понималось устранение всего лишнего, наносного, всего того, что мешает человеку воспринимать окружающий мир таким, какой он есть на самом деле. Сердце человека, который очистился, подобно зеркалу, оно отражает мир во всех его проявлениях и становится сердцем ками. Человек, обладающий божественным сердцем, живёт в гармонии с миром и богами, а страна, где люди стремятся к очищению, благоденствует. При этом, с традиционным для синто отношением к ритуалам, на первое место ставилось реальное действие, а не показное религиозное рвение и молитвы.


^ 22. Новые религиозные движения.

Нетрадиционными обычно называют новые религиозные течения, распространившиеся в 60 - 90-е годы прошлого века в рамках направлений христианства и привлекшие к себе прежде всего молодежь и интеллигенцию. Некоторые из этих религий имеют многовековую историю, другие - несколько десятков лет. Тем не менее, у них имеются некоторые общие черты: 1. оппозиционность к господствующим в данном обществе ценностям и идеалам; 2. наличие элементов социального протеста, чаще всего пассивного; 3. синкретический (смешанный) характер вероучения, где переплетены философские учения, элементы различных традиционных религий и их нравственных доктрин, мистика; 4. иерархическая организация, включающая в себя подчинение воле авторитарного лидера; 5. жесткие нравственные и поведенческие правила жизни; 6. коллективные формы культуры. Отечественные исследователи согласны в том, что распространение новых религий обусловлено главным образом следующими причинами: 1. резким ростом социальных проблем, стремлением людей найти в новоявленных культах иллюзорную компенсацию жизненной незащищенности, прибежище от невыносимых материальных невзгод, бытовой неустроенности. Для этой части общества старые религии утратили свою привлекательность, так как дискредитировали себя как сторонники существующего порядка вещей. 2. Стремлением ликвидировать духовный вакуум, вызванный разочарованием в господствующих нравственных принципах, неприятии прагматизма и самореализации культурной жизни. Сегодня нет общепринятой классификации нетрадиционных религий. Отечественные авторы выделяют четыре-пять групп новых культов, исследователи США - 12 групп. Однако расхождения вызваны скорее всего тем, что в США эти культы получили большее распространение и более разнообразны. Наиболее часто выделяют четыре группы: 1. Неохристианские объединения: "Дети Бога", "Церковь тела Христа", "Церковь унификации" и др. Для этих исповеданий характерно стремление объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделении руководителя статусом посланника Бога, "живого Бога", сообщающего людям новое откровение и высшие нравственные предписания. 2. Сайентологические (от слова sciens - наука) или наукообразные направления. Классический представитель - "Церковь сайентологии" Р. Л. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактовку различные неисследованные явления природы и психики человека. 3. Неоориенталистские культы: "Общество сознания Кришны", "Тихоокеанский узел - буддийский центр", "Миссия Божественного света" и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллектуальная направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неоориенталистскими потому, что заимствованы с Востока: это западные издания индуистских и буддийских учений. 4. Сатанинские группы - "церковь Сатаны" - провозглашают себя сознательными носителями зла и антиподами христианства. Деление нетрадиционных религий на эти четыре группы несколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет четких границ.




Скачать 449.71 Kb.
оставить комментарий
Дата10.10.2011
Размер449.71 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх