Программа по курсу история философии для аспирантов кафедры социальной и политической философии icon

Программа по курсу история философии для аспирантов кафедры социальной и политической философии


Смотрите также:
Программа курса «Социальная философия» (для аспирантов, специализирующихся по философии) москва...
Программа лекционного курса по общей философии Крючков Ст. В., к ф. н....
Тематика и программа спецкурса г...
Учебное пособие «История и философия науки» для подготовки к сдаче кандидатского экзамена...
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности...
Программа дисциплины История политических и правовых учений для направления/ специальности...
Программа дисциплины История политических и правовых учений для направления/ специальности...
Программа дисциплины История протестантской теологии (начальный период) для направления 030100...
Программа дисциплины История протестантской теологии (начальный период) для направления 030100...
Методические указания и планы семинарских занятий по философии издательство тюменского...
Программа семинарских занятий по курсу философии....
Программа дисциплины История религии для направления 030300...



Загрузка...
скачать
Московский гуманитарный университет

Кафедра социальной и политической философии


ПРОГРАММА

по курсу

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

для аспирантов

кафедры социальной и политической философии


МОСКВА 2005


Кафедра социальной и политической философии


Данная программа составлена на основе программы разработанной Институтом философии РАН и одобренной экспертами Высшей аттестационной комиссии Минобразования России.

В основную программу внёс изменения, а также разработал дополнительную программу кафедры социальной и политической философии – И.С. Хорин, доктор философских наук, профессор.


Ответственные за выпуск:

Воскобойников А.Э., доктор философских наук, профессор

Седов И.Н., кандидат философских наук, ст. преподаватель


Программа «История философии» обсуждена на заседании кафедры социальной и политической философии и рекомендована к использованию в учебном процессе 7.12.2005, протокол № 6.


Учебно-тематический план лекций и семинаров по курсу

«История философии»



/№


Тема

Кол-во часов – лек./сем.

1.

1. Философия, её специфика и роль в духовной жизни общества. Введение в историю философии.

2

2.

^ 2. Античная философия


6/2

3.

3. Средневековая философия


4

4.

^ 4. Философия Древнего и Средневекового Востока


4

5.

5. Философия эпохи Возрождения


2

6.

^ 6. Философия Нового времени:

6.1 Великие философы XVII-XVIII вв.

6.2 Философия французского Просвещения

6.3 Немецкая классическая философия


2

2/2

6/2

7.

^ 7. Марксистская философия: основные этапы развития. Неомарксизм

4/2

8.

^ 8. Русская культура и философия X-XVII веков


4

9.

9. Русская философия XVIII-XX вв.


4

10

^ 10. Выдающиеся философы России XX в.


4

11.

11. Западная философия XIX-XX вв.


12/4

12.

^ 12. Проблема диалектики в истории философских учений, её методологическое значение для науки.

4

13

^ 13. Типология исторического процесса и понимание прогресса в истории философского знания.




14

^ 14. Идея универсальной эволюции в философских учениях XIX-XX веков.






Итого:


60/12


Темы 13 и 14 предлагаются для самостоятельного изучения.


Введение


В программе по специальности «История философии» показано содержание данной философской дисциплины, представляющей философию в ее историческом развитии. В программе нашли отражение основные историко-философские эпохи и регионы, выдающиеся философы и их произведения.

Настоящая программа включает дополнительные блоки тем по истории философии, которые разрабатываются научной школой кафедры социальной и политической философии в социально-философском и политологическом аспектах

В философской литературе последних лет незаслуженно мало внимания уделяется марксистской философии – важной вехе в развитии мировой философии и существенному вкладу в мировую культуру. В связи с этим в дополнительную программу включается тема: «Марксистская философия: формирование и этапы развития. Неомарксизм».

Важную роль в формировании гибкого, адекватного объективной действительности мышления, и познании играет диалектика как теория и методология. Этой проблеме также всё меньше уделяется внимания, несмотря на то, что многие выдающиеся философы, начиная с древнейших времён, выдвигали диалектические идеи и высоко оценивали их эвристическое значение. Этим обусловлено включение в дополните6льную программу темы: «Проблема диалектики в истории философии, её методологическое значение».

Стихийное воздействие человека, общества на природу имеет своим следствием острую экологическую проблему. В связи с этим, представляется целесообразным включение в программу темы: «Идея универсальной эволюции в философских учениях XIX-XX веков».

Накопление нового исторического материала, касающегося истории неевропейских народов, прежде всего народов Востока, позволило внести существенные изменения в типологию исторического процесса, преодолеть европоцентризм в анализе всемирной истории. Дискуссионной является проблема исторического прогресса и его критериев. Поэтому в программу вносится тема: «Типология исторического процесса и понимание прогресса в истории философского знания».

В процессе реализации программы исключается имевший место в недалёком прошлом гипертрофированный классовый подход.

Кризис понимания в современном мире послужил основанием дополнить тему основной программы «Западная философия XIX-XX веков» подтемой: «Герменевтика».

При анализе философских учений, школ и направлений учитываются социокультурные факторы их возникновения и развития – исторические, религиозные, национальные и др. Обращается внимание на объективную необходимость диалога между предоставлятелями современных философских школ и направлений, поиск точек соприкосновения и согласованных решений в целях более глубокого осмысления реалий нашего времени. Неполное совпадение рассматриваемых проблем оценивается с точки зрения принципа дополнительности.


^ Содержание курса

«История философии»



  1. Философия, её специфика и роль в духовной жизни общества.

Введение в историю философии. Введение в историю философии.


Двойной смысл термина «история философии» — историко-философский процесс и изучающая его философская дисциплина. Значение истории философии для философии.

Развитие философии и развитие науки: пересечения, взаимодействия, параллели.

Периодизация истории философии в связи с крупными историческими периодами в жизни общества.

Всемирно-историческое и региональное, общечеловеческое и национальное в историко-философском процессе.

Философия Запада и Востока, их специфика и взаимодействие.

Философия в России; специфика традиций, форм связи с культурой, особенности периодизации.


^ 2. Античная философия


Античная философия как исторически первая форма европейской мысли, ее рождение на фундаменте цивилизации и культуры. Периодизация античной философии и источники ее изучения.

Ранняя греческая философия. Философия и философы в системе древнегреческой культуры. Философия и мифология. Первые формы научного знания и философия. Первые греческие мудрецы. Главные проблемы и понятия ранней греческой философии. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гераклит Эфесский и новый образ философской мудрости. Пифагор и пифаго­рейцы. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Эмпедокл. Левкипп и Демокрит, учение об атомах и пустоте.

Философия в Афинах V в. до н.э.: Анаксагор из Клазомен. Ум (нус) как причина оформления мира и всех вещей. Софисты и софистика. Сократ, его жизнь и мученическая смерть, устное учение.

Платон: жизнь и сочинения. Философия и математика. Переосмысление Платоном предшествующей философской традиции и создание самостоятельного философского учения. Умопостигаемый мир вечных идей как мир подлинного Бытия. Иерархия идей. Идея Блага. Мир изменчивых вещей. Учение Платона о душе и ее бессмертии. Знание как «припоминание» идей. Структура души. Учение Платона об обществе, государстве, законах. Этическая концепция.

Аристотель: жизнь и сочинения. Развитие и систематизация Аристотелем физики, биологии, логики. Учение опознании. Уче­ние о категориях. Наука о природе. Первая философия Аристотеля

(«Метафизика»). Противостояние и связь формы и материи. Понятие энтелехии. Этическое и социально-философское учение Аристотеля («Метафизика»). Противостояние и связь формы и материи. Понятие энтилехии. Этическое и социально-философское учение Аристотеля.

Философия поздней Античности.

Стоицизм: Древняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп), Средняя Стоя (Панеций, Посидоний) и внесение изменений в доктрину стоиков. Римский стоицизм. Сенека и развитие этики стоицизма. Эпикуреизм. Физика и этика в учении Эпикура. Скептицизм (Пиррон, Аркесилай, Карнеад). Этика скептицизма. Неоплатонизм. Плотин и его школа. Учение о душе (психология), уме (ноология) и едином (генология) Плотина. Развитие неоплатонической системы в афинской и александрийской школах неоплатонизма. Комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля.


^ 3. Средневековая философия


Социально-исторический контекст формирования средневековой философии. Проблемы знания и веры. Конфликт научного знания и теологии.

Патристическая философия.

Схоластическая философия.

Раннее Средневековье. Иоанн Скот (Эриугена). Схоластика XII в. Зрелая схоластика. Сочинения Фомы Аквинского. Августинизм и его роль в развитии схоластики,

Поздняя схоластика.


^ 4. Философия Древнего и Средневекового Востока


Китайская философия: конфуцианство, даосизм, буддизм. Многовековое влияние конфуцианства. Неоконфуцианство XI в.

Древняя и средневековая индийская философия.

Предфилософские элементы памятников дофилософского периода — гимны, диалоги Упанишад. Основные школы – направления индийской мысли (санкхья, йога, вайшешика, веданта, джайнизм, буддизм).

Арабо-мусульманская философия. Основные проблемы и понятия арабо-мусульманской мысли. «Калам»: философские аспекты. Исмаилизм, арабский аристотелизм — фальсафа. Ишракизм (философия озарения), суфизм. Выдающиеся мыслители арабо-мусуль-манской философии; Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс), Йбн Араби.


^ 5. Философия эпохи Возрождения


Специфические особенности философии эпохи Возрождения, ее интегральное единство с культурой, искусством, наукой (Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи).

Гуманизм Данте.

Научные трактаты и философские идеи Николая Кузанского.

Натурфилософия эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Н. Коперник).

Социально-философские идеи и концепции эпохи Возрождения. Н. Макиавелли.

Христианские гуманисты. Эразм Роттердамский, Т. Мор.

«Опыты» М. Монтеня как форма возрожденческого скептицизма.


^ 6. Философия Нового времени


Философия природы и науки Нового времени. Математика, физика и метафизика в картезианстве. Механицизм и его философское обоснование.

Учение о человеке в философии Нового времени. Природное в человеке и человеческая «природа» (сущность).

Исследование проблем познания и метода. Рационализм и его борьба с эмпиризмом.

Потребности новой эпохи и формирование учения об обществе, политике, правах и свободах человека.


^ 6.1. Великие философы XVII-XVIII вв.


Ф. Бэкон, Жизненный путь и основные сочинения. Учение о Природе и поиски всеобъемлющей «естественной» философии. Идея о «великом восстановлении наук». Учение об «идолах» (призраках) Разума. Учение о познании и методе. Учение об индукции. Социально-философские и этические идеи.

^ Р. Декарт. Жизненный путь и основные сочинения. Декарт-ученый. Картезианская научная картина мира. Учение о предмете, функциях и задачах философии. Дуализм — учение Декарта о двух субстанциях. Методическое сомнение. Картезианская концепция мышления. Психофизическая проблема в философии Декарта.

^ Б. Спиноза. Жизненный путь и основные сочинения. Учение о природе и субстанции. Учение о человеке. Учение о познании и методе. Социально-философские и политические идеи Спинозы.

^ Т. Гоббс. Жизненный путь и основные сочинения. Структура, предмет и цели философии. Философское и политическое учение. Первая философия как учение о пространстве и времени, о теле и его свойствах, о причине, количестве, действительности и возможности. Учение о человеческой природе. Социальная философия.

Дж. Локк. Жизненный путь и сочинения. Учение о природе; картина мира. Человек и его сущность. Учение о познании. «Идеи» как элементы мира; «простые» и «сложные» идеи. Социально-философские и политические взгляды. Обоснование либерализма в социальном учении Локка.

^ Г. В Лейбниц. Жизненный путь и основные сочинения. Вклад Лейбница в развитие математики и физики Нового времени Картина мира и метафизика в философской системе Лейбница. Основные принципы физики, метафизики, гносеологии Лейбница. Субстанция как монада. Учение о познании и знании. Критика эмпиризма Локка и новое обоснование рационализма.

Д. Юм. Жизненный путь и сочинения. Центральное положение науки о человеке в системе человеческого знания. Критика понятия причинности. Вера и привычка. Социально-философские идеи. Учение о религии и церкви.


^ 6.2. Философия французского Просвещения


Онтологические, гносеологические, антропологические аспекты философии Просвещения.

П. Гольбах и его «Система природы».

Гельвеции как автор книг «Об уме» и «О человеке».

Д. Дидро: учение о человеке, здравом смысле и парадоксах познания.

Вольтер против теодицеи и провиденциализма.

Ж. Ж. Руссо о естественном и цивилизованном состоянии. «Энциклопедия» и ее роль в систематизации науки XVII—XVIII вв., в формировании нового субъекта и распространение просветительских идей.


^ 6.3. Немецкая классическая философия


Немецкая классическая философия в контексте социально-культурной ситуации в Европе и Германии во второй половине XVIII в. и первой половине XIX в, Философия и естествознание. Осмысление «научной революции в способе мышления» (И. Кант).

Философия и науки о человеке. Роль немецкой классической философии в переосмыслении и обогащении нового европейского гуманизма.

И. Кант. «Докритический» период. Работы Канта по философии естествознания, проблемам метафизики, логики, эстетики. «Критический» период творчества. «Критика чистого разума» — новый этап европейского философствования. Понятие «a priori» и его толкование у Канта. Трансцендентальная эстетика, или учение о чувственности; пространство и время как чистые формы созерцания. Трансцендентальная аналитика. О дедукции чистых рассудочных понятий; рассудок — спонтанность познания; рассудок — способность мыслить, «познание через понятия». Трансцендентальная диалектика как учение о разуме; антитетика чистого разума; идеал чистого разума. «Критика практического разума». Деление на субъективные максимы и объективные практические законы, гипотетические и категорические императивы; проблема счастья и низшей способности желания; понятие свободной воли в контексте «Критики чистого разума»; понятие долга и автономии воли; о мотивах чистого практического разума; различение легальных и (истинно) моральных поступков; «долг» как важнейшая категория кантовской этики. «Критика способности суждения» и формирование субъекта эстетического вкуса; понятие природы (по законодательству рассудка) и понятие свободы (по законодательству разума); способность суждения как «среднее звено» между рассудком и разумом; целесообразность природы как априорное понятие рефлектирующей способности суждения; аналитика прекрасного; суждение вкуса как эстетическое суждение; аналитика возвышенного; культура как умение разумного существа ставить любые цели вообще. Философия права Канта и свобода человека.

^ И.Г. Фихте. Жизнь и сочинения. Наукоучение как основание системы Фихте. О необходимости и возможности вывести из «Я», как основоположения, мир природы, духа, общества, культуры. Диалектика «Я» в философии Фихте. Учение о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности.

^ Ф.В. Шеллинг. Жизнь и сочинения. Натурфилософия. Сущность и специфика трансцендентального идеализма раннего Шеллинга. Поворот к метафизике абсолюта. Философия позднего Шеллинга.

Лекционный курс «Позитивная философия» (1832-1833). Философия откровения позднего Шеллинга. Лекции Шеллинга 1841-1842 гг. Влияние философии Шеллинга на развитие философии. Русские шеллингианцы.

^ Г.В.Ф. Гегель. Этапы творческого развития и сочинения.

Штутгартский период (1770-1788). Тюбинген (1788-1793). Берн (1793-1796). Французская революция и ее воздействие на молодого Гегеля. Влияние философии Канта и французских просветителей. «Теологические сочинения». Идеал свободы. Поиски «религии сердца».

Йенский период (1801-1807). Критические исследования современной Гегелю философии; попытки создания собственной философской системы и поиски ее оснований; «Система нравственности» (1803) и «Йенская реальная философия» (1805-1806); «Феноменология духа» как выдающееся произведение йенского периода.

Бамбергский период (1807-1808). Гегель — директор гимназии в Нюрнберге {1808-1816). Профессор в Гейдельберге (1816-1818).

Берлинский период (1818-1831). Система и основные принципы философии Гегеля. Наука логики как фундамент философской системы. «Реальная философия» как единство философии природы и философии духа. Основные принципы философии Гегеля: абсолютный идеализм логицистского типа; системность; научность как особая научность философии; историзм, диалектика, теологический характер. Диалектика как «принцип всякого движения, всякой жизни и всякой действительности» и диалектика понятий. Социальная философия Гегеля как «философия права». Идеалы гражданского общества и правового государства.

^ Л. Фейербах. Творческий путь. От гегельянства к критике гегелевского идеализма. Обоснование философского антропологизма. Гуманизм и антропологический принцип. Человек и Бог. Человек и природа. Бытие и человеческая чувственность. Этика любви. «Я» и «Ты» в философии Фейербаха. Критика религии.


^ 7. Марксистская философия: формирование и основные этапы развития. Неомарксизм.


Жизненный путь К. Маркса и Ф. Энгельса. Социальные основания, теоретические источники и естественно-научные факторы возникновения марксисткой философии. Формирование философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Влияние философии Гегеля, затем Фейербаха; преодоление этого влияния и выработка самостоятельной философской позиции. Развитие марксистской философии в период от революции 1948 г. до Парижской коммуны и в последующие время.

Диалектико-материалистическое видение мира и познания, методологическое его применение в основных трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистическое понимание истории. Марксистская философия истории, различные основания её типологии. Философское обобщение открытий в естествознании. Проблема человека, его сущности и её отчуждения. Идеи гуманизма и справедливости в марксизме. Концепция труда, производства, собственности. Марксистская социалистическая идеология, её влияние на ход мировой истории и истории России. Элементы утопизма и догматизма в марксисткой литературе. Будущее социалистической идеи.

Неомарксизм как направление философской мысли.


^ 8. Русская культура и философия X-XVII вв.


I. Допетровский этап в развитии отечественной мысли. Отношение к античной философии. Образ Софии-Премудрости Божией.

II. Философия Киевской Руси.

III. Русская культура и философия в XVII в.


^ 9. Философия XVIII-XX вв.


Философия в России в эпоху Просвещения.

М.В. Ломоносов — ученый, философ, литератор. Единство научных и философских идей.

A.M. Радищев. Освоение идей французских и немецких просветителей. Трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Славянофильство и западничество: И.В. Киреевский и критика отвлеченного знания; А.С. Хомяков и критика материализма. Путешествия на Запад и знакомство с Шеллингом. «Философические письма» П.Я. Чаадаева.

B.C. Соловьев — выдающийся философ России. Жизненный путь и сочинения. «Критика отвлеченных начал» и обоснование «цельного знания». Всеединство — центральная категория и главный принцип философского учения Соловьева. «Оправдание добра» как главное сочинение и основная проблема философии позднего Соловьева. Влияние Соловьева на русскую философию и культуру.


^ 10. Выдающиеся философы России XX в.


П.И. Новгородцев. Основные сочинения. Новгородцев как создатель русской школы философии права. Критика марксизма. Проблема демократии и правового государства. Критика издержек демократии. Сознание народа и демократия.

^ Я.А. Бердяев. Жизнь и сочинения. Критика западной философии за гносеологизм, за противопоставление бытия и мышления, веры и знания. Философия как антроподицея, как «оправдание человека».

Поздние произведения: этика творчества и экзистенциальная диа­лектика.

^ И.А. Ильин. Жизнь, сочинения и основные идеи. Исследование и интерпретация философии Гегеля. Ильин о России и российской культуре. «Путь духовного обновления».

^ Л. Шестов. Жизнь и сочинения. Специфика философского творчества. Борьба против культа разума. Новый тип философствования о человеке. «Философия трагедии». Шестов о Шекспире и Достоевском. В контексте экзистенциального философствования: Шестов о Кьеркегоре.

^ Л.А. Флоренский. Жизнь и сочинения. Вклад в развитие естествознания и философии. Трагедия жизни и творчества после Октября 1917 г. Мученическая смерть в 1937 г. Философская проблематика в книге «Столп и утверждение истины». Учение о Софии — Премудро­сти Божией.

^ С.Л. Франк. Жизнь и сочинения. Основные принципы и идеи философии: действительность, реальность, идеальное бытие, бытие и жизнь, «живое знание». Трилогия Франка: «Предмет знания», «Душа человека», «Духовные основы общества».

^ Н.О. Лосский. Жизнь и сочинения. Философия интуитивизма. Критика традиционных философских учений. Новая онтология и учение о свободе. Единое философское учение: гносеология интуитивизма; идеал-реализм как учение об идеальном бытии; обоснование принципа персонализма.


^ 11. Западная философия XIX-XX вв.


Позитивистская философия. «Первый позитивизм» (К.А. Сен-Симон, О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер). «Второй позитивизм» — эмпириокритицизм. Концепции Р. Авенариуса и Э. Маха.

Неокантианство. Марбургская школа. Г. Коген: анализ трех кантовских «Критик». Учение о методе и о математических науках. Этический социализм Когена. П. Наторп, основные идеи. Фрайбургская (Баденская) школа неокантианства. В. Виндельбанд и Г. Риккерт: основные философские идеи; науки о природе и науки о культуре.

Неогегельянство. Гегельянство в Англии и США (Дж.Д. Стерлинг, Ф.Г. Брэдли, Дж. Ройс). Неогегельянство в Германии. Обогащение корпуса сочинений Гегеля, новые издания Г. Глокнера и Г. Лассона. Р. Кронер как исследователь философии Канта и Гегеля. Неогегельянство в Италии: Б. Кроче и Дж. Джентиле.

Прагматизм. Ч.С. Пирс: «принцип Пирса» и «методы закрепления веры». У. Джемс: «радикальный эмпиризм» и попытки обоснования религиозной веры. Дж. Дьюи: бихевиористское истолкование познания; прагматизм как инструментализм.

^ Философия жизни. Отличительные особенности «философии жизни». А. Шопенгауэр как предтеча «философии жизни». Учение Шопенгауэра о мире как воле и представлении. Этика пессимизма и сострадания. Ф. Ницше: жизнь и сочинения; учение о переоценке ценностей, понятие ressentiment (озлобленность, зависть); тезис о «смерти Бога»; учение о «вечном возвращении»: принцип «воли к власти». А. Бергсон: понятия «жизнь», «творческая эволюция», «длительность». Философия и биология. Интеллект. Инстинкт. Интуиция. В. Дильтей как основатель философской герменевтики. Философия жизни О. Шпенглера. Идея кризиса европейской жизни и европейского духа.

Феноменология. Э. Гуссерль как основатель феноменологического направления. Путь от математики к философии. Основные проблемы, понятия и принципы феноменологии Гуссерля. Влияние феноменологии Гуссерля на развитие философии XX в.

^ Психоанализ и его философское содержание. 3. Фрейд и рождение психоанализа. Психоанализ и медицина. Концепция бессознательного. Сознание — предсознательное — бессознательное. «Оно» — «Я» — «Сверх-Я» как стороны новой структурной модели психики. Неофрейдизм: К.Г Юнги учение о коллективном бессознательном и архетипах; взгляды Э. Фромма и К. Хорни.

Неотомизм. Э. Жильсон и обновление учения Фомы Аквинского. Ж. Маритен и неотомистское учение о бытии, о моральном и поэтическом опыте. Неотомистские философские концепции мира, человека, Бога, их развитие во второй половине XX в.

Экзистенциализм. Провозвестники экзистенциализма: Л. Шестов, Н.А. Бердяев, М. де Унамуно. Влияние творчества Ф.М. Достоевского. Немецкий экзистенциализм: основные понятия философии К. Ясперса; М. Хайдеггер и его «Бытие и время». Работы 1920—1930-х гг. Сотрудничество с нацистским режимом. Поздние работы Хайдеггера. Основные проблемы и понятия философии Хайдеггера. Французский экзистенциализм: Ж.П. Сартр и его сочинения «Бытие и ничто», «Критика диалектического разума». Художественные и литературно-критические сочинения Сартра. А. Камю о проблеме существования и его абсурдности. «Миф о Сизифе». Тема «бунтующего человека». Философское и литературное творчество Г. Марселя.

^ Неопозитивизм как третья историческая форма позитивизма. «Венский кружок» (М. Шлик, Р. Карнап), борьба против «метафизики» и философских «псевдопроблем». Попытки обоснования научного знания. Аналитическая философия. Дж.Э. Мур и поворот к реализму. Б. Рассел как математик, философ, логик, общественный деятель. Л. Витгенштейн: понятия и проблемы «Логико-философского трактата»; «Философские исследования» и новое учение о сущности языка. Философия как логика науки у Р. Карнапа, Г. Райла, Дж. Остина. Основные черты и понятия неопозитивизма К. Поппера и его «критический рационализм». Принцип фальси­фикации.

^ Философские дискуссии последних десятилетий. Современная «критика» разума и поиски новой модели рациональности. М. Фуко и критика «логоцентризма». «Деконструктивизм» Ж. Деррида, «Этика ответственности» X. Йонаса. Философия коммуникативного разума и «этика дискурса» (К.О. Аппель, Ю. Хабермас). «Теория справедливости» Дж. Роулса. Постмодернизм в философии, литературе, искусстве. Философия и наука. Новые теории в философии науки. Биоэтика.

Герменевтика.*

Герменевтика как искусство и теория истолкования текстов. Различное понимание герменевтики в античное время (раскрытие второго смысла текста), в средние века (интерпретация библейских текстов).

Герменевтический метод в работах Ф. Шлейермахера, разработка им учения о понимании и интерпретации художественных текстов. В. Дильтей о герменевтике как методе исторической интерпретации для разработки метода гуманитарных наук. М. Хайдеггер об экзистенции как понимании – основе человеческого мышления.

Г.Х. Гадамер о необходимости момента аппликации нашего понимания событий на историческое время, на культуру, в которой происходит событие.

Современная герменевтика о возможности видеть смысл не только в словах, но и во всех человеческих творениях.


^ 12. Проблема диалектики в истории философских учений, её методологическое значение для науки.


Различное значение термина «диалектика» в учениях философов древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель. Стихийная диалектика Гераклита. Диалектика в учениях мыслителей (Иоанн Скотт, Абеляр).

Кант о диалектике как логике видимости, не приводящий к истине. Гегель о диалектике как своеобразном и единственно-правильном методе познания, противоположном метафизике. Идеалистический характер концепции диалектики у Гегеля как учения о самодвижении понятий.

Материалистическая диалектика в марксистской философии. Основные принципы и законы диалектики. Конкретизация и дополнение основных законов в категориях.

Методологическое значение теории диалектики для современной науки. Диалектика как эффективный метод познания социальных явлений.


^ 13. Типология исторического процесса и понимание прогресса в истории философского знания.


Типологический метод в познании истории общества, его эвристические возможности и использование в европейской традиции. Платон о типах общества. Митрополит Илларион Киевский (XI в.) и его типология истории на религиозной основе. Специфика типологии истории итальянских гуманистов. Десять эпох истории по Кондорсе. Три стадии умственного развития общества в учениях Сен-Симона и Огюста Конта. Гегель об истории как стадиях развития мирового духа. Типология истории на различных основаниях в марксизме. Современные подходы к типологии истории.

Понятие исторического прогресса и его критерии. Теория круговорота Д.Вико, Ф. Бекон и Декарт о прогрессе процесса познания. Тюрго, Кондорсе о прогрессе в сфере социальных отношений. Идея Гегеля о прогрессе. Марксистское учение о прогрессе и его противоречивом характере. Пессимистическое отношение к идее исторического прогресса и необходимости использования понятия «социальное изменение» (Шпенглер, Тойнби, Сорокин). Д. Белл, Тоффлер и др. о постиндустриальном обществе. Идея информационного общества как общества будущего и его становление.


^ 14. Идея универсальной эволюции в философских учениях XIX-XX веков.

Идеи философов XVII в. (Ф. Бекон и др.) о необходимости развития науки как средства достижения господства человека над природой. Предостережения о возможных негативных последствиях возрастающего стихийного воздействия общества на природу и необходимости их коэволюции в марксисткой философии (XIX в.). Учение Леруа, В.И. Вернадского, Тейяра де Шардена о биосфере и ноосфере. «Римский клуб» о глобальной экологической проблеме и угрозе самоуничтожения человеческого сообщества. Идеи Н.Н. Моисеева и его последователей об универсальной эволюции и необходимости коэволюции природы и общества как условии выживания человека и человечества.


Рекомендуемая основная литература


  1. Августин Аврелий. Творения. СПб.; Киев, 1998. Т. 1-4.

  2. Антология средневековой мысли (теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. М, 2001-2002.

  3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976-1984.

  4. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.

  5. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

  6. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949.

  7. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 Т. М., 1977-1978.

  8. Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1-2.

  9. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

  10. Гагамер Г.Г. Истина метод. М., 1988

  11. Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений. М.-Л., 1929. Т. 1.

  12. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2000.

  13. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т. 2. М., 1971.

  14. Гоббс Г. Сочинения: В 2 т. М, 1989-1991.

  15. Громов М.М., Козлов И. С. Русская философская мысль X-XVI) вв. М., 1990.

  16. Гулыга А.В. Кант. М., 1977.

  17. Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2004.

  18. Гуссерль Э. Логические исследования. М., 2001. Т. 2. Ч.1.

  19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991

  20. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 1; М., 1994. Т 2.

  21. Дидро Д. Сочинения: В 2 т. М., 1986-1988.

  22. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003.

  23. Древнекитайская философия. М, 1972-1973. Т. 1-2.

  24. Жильсон Э. Философия и теология. М., 1995.

  25. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма, М., 1995.

  26. Ильин И.А. Сочинения: В 2 т. М., 1993-1994.

  27. История философии. Запад — Россия — Восток: В 4 кн. М., 1995-1998.

  28. История этических учений / Под ред. А.А. Гусейнова. М., 2003.

  29. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966.

  30. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

  31. Лейбниц Г. Сочинения: В 4 т. М., 1983-1989.

  32. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1988.

  33. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1950.

  34. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. Маркс., Ф. Энгельс. Соч. Т. 13.

  35. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42.

  36. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.

  37. Монтень М. Опыты. М, 1992. Кн. 1-3.

  38. Мотрошилова Н.В. История философии // Новая философская энциклопедия. М., 2001.

  39. Мотрошилова И.В. Философия Нового и Новейшего времени / Новая философская энциклопедия. М., 2001.

  40. Николай Кузанский. Сочинения. М., 1979-1980. Т. 1-2.

  41. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990.

  42. Ойзерман Т.И. Марксизм и утопизм. М., 2003.

  43. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1969-1971.

  44. Плотин. Сочинения. СПб., 1995.

  45. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  46. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.

  47. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения: В 3 т. М, 1961.

  48. Сартр Ж.П. Избранные произведения. М., 1992,

  49. Сенека. Философские трактаты. СПб., 2000.

  50. Соколов В.В. Историческое введение в философию. М., 2004.

  51. Соловьев В.С. Сочинения. М., 1989. Т. 1-2.

  52. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957.

  53. Степанянц М. Т. Восточная философия. М, 2000.

  54. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

  55. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М. (готовится к выходу в свет).

  56. Столяров А.А. Патрология и патристика. М., 2001.

  57. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1972.

  58. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М, 1995.

  59. Фома Аквинский. Сочинения. М., 2002.

  60. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1.

  61. Фрагменты ранних стоиков. М., 1999-2002. Т. 1-2.

  62. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб., 1997.

  63. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

  64. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

  65. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1-2. М., 1990.

  66. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

  67. Хабермас Ю. Демократия, Разум. Нравственность. М., 1995.

  68. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

  69. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М.,1991.Т. 1-2.

  70. Шеллинг Ф.В. Сочинения: В 2 т. М., 1989.

  71. Шопенгауэр А. Сочинения: В 2т. М., 1992.

  72. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993-1998. Т. 1-2.

  73. Юм Д. Сочинения: В 2 т. М., 1996.

  74. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

  75. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М, 1991.

Дополнительная литература


  1. Автономова И.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1970.

  2. Анднрсон П. Размышления о западном марксизме. М, 1991.

  3. Асмус В.Ф. Античная философия. М, 2000.

  4. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М,, 1973.

  5. Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.

  6. Боткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

  7. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985,

  8. Быкова М.Ф. Мистерии логики и тайна субъективности. М., 1996.

  9. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1984.

  10. Воскобойников А.Э. (в соавторстве) Историческая психология. Предмет, структура и методы. М., 2004.

  11. Воскобойников А.Э. Принципы всеединстьва и универсальная эволюция // Культура. Политика. Молодёжь. Вып. 4. Ч. 1. М., 2001.

  12. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990.

  13. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрожден 1980.

  14. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 1986.

  15. Грязное А.Ф. Эволюция философских взглядов. Л. Витгенштейна. М.,1985.

  16. Концепции. Ж. Маритена. М., 1983.

  17. Длугач Т.Б. Иммануил Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». М., 1990.

  18. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991

  19. Ильин В.В. и др. Русская философия в лицах. М., 1997.

  20. Кант и кантианцы. М., 1978.

  21. Кузнецов В.Н., Мировский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.

  22. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

  23. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М, 1983.

  24. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1995.

  25. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1973.

  26. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., 1993.

  27. Маньковская Н.Б. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодернизма. М., 1995.

  28. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. М., 1968.

  29. Михайлов А.В. Мартин Хайдеггер: человек в мире. М., 1990.

  30. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.

  31. Мотрошилова И.В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М.,2003,

  32. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990,

  33. Мотрошилова И.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984.

  34. Нарский И.С.Давид Юм. М., 1973.

  35. Плотников И.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея. М., 2000.

  36. Русская философия. Словарь. М., 1995.

  37. Свасьян К.А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона.

  38. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв.

  39. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.

  40. Соколов В.В. Средневековая философия. М, 2001.

  41. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М.,1977.

  42. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга. Две концепции культуры. М, 1989.

  43. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

  44. Фролова Е.Л. История средневековой арабо-мусульманской философии. М.,1995.

  45. Хорин И.С. Проблема типологии истории. Формационный и цивилизационные подходы в познании исторического процесса. // Социальная философия. М.,1 995.

  46. Чанышев А.Я. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

  47. Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997.


Примерные темы рефератов


  1. Значение истории философии для человеческой культуры и для самой
    философии.

  2. Значение истории науки для конкретной научной деятельности и истории философии для профессионального творческого философствования.

  3. Разделение истории философии на исторические этапы. Регионально-культурные образования. Философские направления и школы.

  4. Античная философия, ее специфика.

  5. Первые греческие мудрецы. Преднаучное и предфилософское знание в их синтезе.

  6. Эволюция понятия первоначала в ранней античной философии: ионийские философы, Гераклит, элейцы, атомисты, Эмпедокл, Парменид, Зенон.

  7. Пифагор и пифагорейцы: единство древнегреческой математики и философии. Пифагорейский союз.

  8. В чем специфика древнегреческого атомизма? «Атом» как результат
    видоизменения понятия первоначала. Значение понятия «атом» для истории науки.

  9. Сократ, его жизнь, мученическая смерть, идеи его устного учения.
    Влияние Сократа на человеческую мысль.

  10. Диалогическая форма сочинений Платона и платоновская диалектика.

  11. Платоновское учение об идеях: мифологические и философские эле­менты. Мир идей, мир вещей, мир чисел.

  12. Аристотель, его жизнь и сочинения. Энциклопедический ум Аристотеля. Синтезирование различных областей знания. Теоретическая и практическая философия.

  13. Этика и социальная философия Аристотеля.

  14. Эпикур и эпикуреизм: единство физики и этики.

  15. Неоплатонизм. Своеобразие философии Плотина.

  16. Патристика как философия раннего Средневековья. Разделение на раннюю, зрелую и позднюю патристику.

  17. Аврелий Августин и его «Исповедь»: многовековое влияние на теологию, философию, культуру в целом. Августинизм в средневековой философии (Дунес Скот).

  18. Борьба реализма и номинализма в средневековой философии.

  19. Влияние Фомы Аквинского на религиозно-философскую мысль.

  20. Специфические особенности философии Нового времени по сравнению с философией предшествующих и последующих периодов.

  21. Р. Декарт: единство науки и философии.

  22. Философия Спинозы как единство гносеологии, антропологии и
    этики.

  23. Отражение эпохи войн и революций в социальной философии
    Т. Гоббса. Учение о «естественном состоянии человеческого рода» и возникновении государства, собственности в философии Гоббса и Дж. Локка.

  24. Философы XVII в. о роли общественного договора, о правах человека, разделении властей и веротерпимости.

  25. Г В. Лейбниц: путь от механицизма к динамической картине мира. Лейбниц как ученый и философ.

  26. Историческая роль философии Просвещения.

  27. Немецкая классическая философия как (относительно) единое философско-культурное образование. Особенности немецкой классической мысли.

  28. Докритический период в развития философии И. Канта: основные произведения и идеи.

  29. «Критика чистого разума» — великое философское произведении И. Канта.

  30. Учение И.Г. Фихте о человеке. Деятельная сущность человека. Свобода и равенство — главные социальные ценности.

  31. Вклад Ф.В. Шеллинга и диалектическое понимание природы. Философия естествознания Шеллинга.

  32. Философская система зрелого Гегеля, ее основные разделы и их внутреннее подразделение.

  33. К. Маркс как идеолог, политик, экономист и роль философии в обосновании идеологии марксизма.

  34. Специфические особенности русской философии и ее роль в развитии российской и мировой культуры.

  35. Роль М.В. Ломоносова в развитии российской науки и культуры. Философские идеи Ломоносова.

  36. Размежевание славянофилов и западников и его отражение в философских дискуссиях.

  37. Специфика философского учения B.C. Соловьева о Всеединстве.

  38. Критика «отвлеченных начал» и обоснование цельного знания в философии B.C. Соловьева.

  39. Философское учение Н.А. Бердяева. Философия Бердяева в контексте западных философских учений XX в. (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, персонализм).

  40. Философия жизни, новая онтология, новый мистицизм С. Франка. Учение об идеальном бытии.

  41. Специфика интуитивизма Н.О. Лосского.

  42. Позитивизм в философии.

  43. «Философия жизни» и ее формы.

  44. Влияние А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше на развитие философии XIX—XX в.

  45. Неокантианские школы и их критическая ревизия философии И. Канта.

  46. Феноменологическая философия Э. Гуссерля и его последователей. Причина ее усиливающегося влияния.

  47. Экзистенциалистская философия в XX в.

  48. Драма жизни и философия М. Хайдеггера. «Бытие и время» и основные проблемы онтологии XX—XXI вв.

  49. Философия науки в XX в., ее основные идеи и перспективы развития.

  50. Отношение к науке и технике в философии XX в. Антитеза сциентизма и антисциентизма.

  51. «Постмодернизм» в философии и культуре.

  52. Современные споры по проблемам либерализма, прав и свобод человека, социальной справедливости, правового государства.

  53. Современная философия науки и ее связь с историей философии,

54. Современные дискуссии о причинах кризиса социалистической идеологии и её исторической судьбе.

55. Консервативная идеология как предмет научных споров.

56. Современная идеология глобализма и её альтернативы в отечественной литературе.

57. Современная философия о социо-культурных основаниях экологической идеологии.

58. Идейно-культурное разобщение элиты и масс (по работе Ортега-и-Гассета «Восстание масс»).

59. Социальные и гносеологические основания возрождения религиозных идей в философии христианства.

60. Философская антропология Шелера: критический анализ.

61. Общефилософские принципы понимания сущности человека в марксизме.

62. Пессимистическая философия истории Шпенглера.

63. Отечественная философия о сциентизме и антисциентизме.

64. Отечественная философия о религиозном ренессансе в России.

65. «Западнические» и «славянофильские» тенденции в современной российской мысли.

66. Проблема человека, гуманизма и социальной справедливости в марксизме.

67. Русский космизм (по работам А.Л. Чижевского, Э.К. Циолковского, В.И. Вернадского).

68. Место экзистенциализма в духовной жизни современного общества.

70. Социально-политическая доктрина современного католицизма.


СОДЕРЖАНИЕ


Учебно-тематический план лекций и семинаров ………….3

Введение ……………………………………………………………4

Содержание курса «История философии» ………………….6

Рекомендуемая основная литература …………………………16

Дополнительная литература …………………………………18

Примерные темы рефератов ………………………………….20


История философии. Программа курса для аспирантов по специальности 09.00.11 и 09.00.13 / Кафедра социальной и политической философии. Управление аспирантуры и докторантуры МосГУ. Составитель Хорин И.С. М., 2005.


Подписано в печать 29.12.05

Тираж 100 экз. Объем 1,5 п. л.

Печатно-множительное бюро издательства

Московского гуманитарного университета

Адрес: Москва ул. Юности, 5/1, корп. 3.

Зак.№




Скачать 367,38 Kb.
оставить комментарий
Дата10.10.2011
Размер367,38 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх