Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 2) icon

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 2)


Смотрите также:
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 1)...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 5) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 4)...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 1 ) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 6) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления: 031400...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности – 031001...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 3)...
Программа дисциплины Теория и история русской литературы для специальности 031400...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор (декан факультета)

_______________________

"___" __________ 200__ г.


Программа дисциплины


ДПП.Ф.12 ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(ч.2)


1. Цели и задачи дисциплины

Цели: проследить историю формирования и развития русской литературы XVIII в. как особый этап культурного развития; систематизация литературного материала.

Задачи: изучить основные этапы становления и развития русской литературы XVIII в.;

- изучить творчество отдельных писателей;

- изучить тексты, имеющие особое значение в литературном процессе;

- развить научно-творческие навыки студента, способствующие самостоятельной работе с художественными текстами.

^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате работы над курсом студент должен:

Знать: - основные термины и понятия, изучаемые в разделах курса;

- основные этапы развития литературы XVIII в.;

- литературные произведения писателей.

Уметь: - анализировать памятники русской литературы XVIII в;

- ориентироваться в историко-культурном, литературном контексте;

- правильно использовать термины и понятия, изучаемые в рамках курса.

^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной деятельности

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

108

2

Аудиторные занятия

36




Лекции

18




Практические занятия

18




Самостоятельная работа

72




Вид итогового контроля

зачет

2

^ 4. Содержание дисциплины:

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

N/N

Раздел дисциплины

Лекции

Практические

1.

Художественное своеобразие русской литературы XVIII в. Литература 1700 – 1730-х гг.

2

2

2.

Классицизм как художественный метод. Своеобразие русского классицизма.

2

2

3.

Творчество А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского.

2

2

4.

Оды М.В. Ломоносова, драматургия А.П. Сумарокова.

2

2

5.

Русская публицистика 1760-1780-х гг. Демократическая проза 1760-80-х гг.

2

2

6.

Драматургия Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова,

2

2

7.

Творчество Г.Р. Державина.

2

2

8.

Сентиментализм как художественный метод. Творчество А.Н. Радищева.

2

2

9.

Эволюция сентиментализма в творчестве Н.М. Карамзина.

2

2

^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Художественное своеобразие русской литературы XVIII в. Литература 1700 – 1730-х гг.

Русская литература XVIII в. как переходный этап от культуры средневекового типа к культуре общеевропейской. Оценка преобразований петровской эпохи и деятельности Петра I современными исследователями. Многообразие в идеологической, культурной, стилевой, жанровой сферах. Сосуществование традиций древней литературы, фольклора, новых культурных явлений, органично прививающихся на русской почве. Жанры торжественной проповеди, панегирического стихотворства и просветительские задачи литературы. Создание национального языка, развитие книгопечатания, появление переводных произведений просветительского характера. Развитие виршевой поэзии, любовной лирики. Новое представление о поэтическом творчестве. Создания системы русского стихосложения. Новое представление о мире и человеке. Авантюрные гистории петровского времени, новый тип героя. Анонимные повести, отражающие новые взгляды человека на жизнь, формирующие идеал "героя своего времени".

^ 2. Классицизм как художественный метод. Своеобразие русского классицизма.

Классицизм как общеевропейское явление, приобретшее свои уникальные черты и особенности на русской почве. Социально-исторические и философские предпосылки возникновения нового метода. Рационалистический подход к осмыслению окружающей действительности, формирующий новое общественное мировоззрение. Гносеологические, эстетические предпосылки новой концепции жизни. Метафизический метод познания мира и человека. Основные задачи искусства: изучение человеческой природы. Нормативность поэтики классицизма. Характерные черты и особенности русского классицизма: продолжение традиции древнего периода; тематика и проблематика произведений. Культ общественного, государственного долга, подчинение частного интересам страны и общества, создание образа идеального гражданина.

^ 3. Творчество А. Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского.

Литературный процесс 30-40-х гг. XVIII в. Формирование литературы, философии, культуры нового времени. Сближение западной и восточной философских традиций. Просветительский пафос сатир А.Д. Кантемира и дальнейшее развитие русской сатирической литературы. Создание образов, тем, идей, характерных для русской литературы последующих эпох. Основные этапы творчества А.Д. Кантемира.

В.К. Тредиаковский – создатель теории русского тонического стихосложения. Научная, поэтическая, переводческая деятельность. Силлабические, силлабо-тонические стихи. "Езда в остров Любви": жанровые, стилистические особенности. "Тилемахида" как политико-воспитательный роман.

^ 4. Оды М.В. Ломоносова, драматургия А.П. Сумарокова.

Эстетические взгляды М.В. Ломоносова. Торжественная ода в творчестве М.В. Ломоносова. Одический канон, тематика произведений. Теория "трех штилей". "Письма" Ломоносова и их эстетико-философское значение. Духовные и анакреонтические стихи.

Разработка драматических жанров в творчестве А.П. Сумарокова. Эволюция творчества Сумарокова. Поэтика жанра трагедии. Жанр комедии в творчестве Сумарокова. Основные жанры лирики, басенное творчество.

^ 5. Русская публицистика 1760-1780-х гг. Демократическая проза 1760-80-х гг.

Кризис в строгой системе классицистических жанров, появление демократической беллетристики в 70-е гг. XVIII в. Развитие публицистики, новых эстетических тенденций. Распространение просветительских идей, стремление улучшить жизнь путем воспитания и образования общества. Появление представителей "низовой" литературы (Эмин, Чулков, Левшин и др.); противопоставление классицистической стройности интерес к личности человека в его повседневной жизни; интерес к обычаям старины и национальной поэзии.

^ 6. Драматургия Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова.

Тема воспитания и проблема частной жизни дворянского сословия в творчестве Д.И. Фонвизина. Сатирическое осмеяние всего уклада российской жизни. Жанровое своеобразие комедии "Недоросль". Проблема воспитания, образования ума и нравственности; противопоставление уродливым и невежественным помещикам (Скотининым, Простаковым) образца чести и достоинства (Стародум, Софья). Быт и бытие в комедиях Фонвизина. Выход за рамки классицистического канона.

Журналистика И.А. Крылова: сатирическая традиция русской журналистики 1769-74 гг. "Почта духов" – журнал одного автора. Сюжет и композиция. Осмеяние жизни современного общества. Основные мотивы творчества Крылова. "Восточная повесть" в творчестве Крылова. Шутотрагедия "Подщипа": сатира социально-политического характера.

^ 7. Творчество Г.Р. Державина.

Особенности художественного метода Г.Р. Державина: стиль, язык, понятие "забавный слог". Торжественные оды Державина. "Фелица". Двуплановость поэзии - сочетание бытового, повседневного и – философско-бытийного уровней. Философия жизни Державина, проблема ценности человеческого существования. Основные образы, темы и мотивы лирики Державина.

^ 8. Сентиментализм как художественный метод. Творчество А.Н. Радищева.

Возникновение и эстетико-философские основания сентиментализма на западе. Особенности сентиментализма как творческого метода. Философия Локка, вопрос о возможностях чувственного восприятия личности. Своеобразие русского сентиментализма. Личная жизнь частного человека, изображение внутреннего мира личности, культ чувства. Связь сентиментализма с идеологией просвещения. Понятие «естественного человека». Идея воспитания. Эстетический идеал свободной, одухотворенной личности, стремление к самосовершенствованию в эстетике сентиментализма.

Ранняя проза А.Н. Радищева. "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске", "Житие Ф. Ушакова", "Дневник одной недели". Жанровая специфика, основные образы и мотивы. Структура повествования в "Путешествии из Петербурга в Москву". Композиция, проблема автора и героя повествования. Эстетические идеалы и устремления Радищева. Особенности художественного метода Радищева.

^ 9. Эволюция сентиментализма в творчестве Н.М. Карамзина.

Суть эстетических взглядов Н.М. Карамзина, проблема сложности человеческого характера. Понимание литературы как формы эстетического воспитания русского общества. «Письма русского путешественника» как программа русского сентиментализма. Проблема жанра, образ автора-повествователя. Эстетико-философский контекст произведения.

Структура «чувствительной повести», ее образная структура. Эстетика сентиментализма в повести "Бедная Лиза", ставшей выражением самосознания русского общества. Конфликт социального и природного в повести, роль пейзажа. Проблема "естественного человека" и возможности человеческого счастья. Исторические повести ("Наталья, боярская дочь", "Марфа-посадница"). Проблема государственной власти, исторической судьбы страны, поиск героического характера, вопрос о необходимости государственного переустройства. Эволюция сентиментализма в творчестве Н.М. Карамзина. Предромантизм в творчестве Карамзина ("Остров Борнгольм").


^ 5. Лабораторный практикум: не предусмотрен


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Лебедева, О. Б. История русской литературы XVIII века: Учебник / О. Б. Лебедева. – М. : Высшая школа, 2003. – 415 с.

б) дополнительная литература

  1. Берков, П. Н. Введение в изучение истории русской литературы XVIII века. Ч. 1. / П. Н. Берков. - Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1964. – 260 с.

  2. Буранок, О. М. Русская литература XVIII в. Петровская эпоха : Учебно-методич. комплекс / О. М. Буранок. изд 2-е доп. и испр. - М. : Флинта, 2002. – 390 с.

  3. Гуковский, Г. А. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII в / Г. А. Гуковский: общ. ред. В. М. Живова. - М. : Языки русской культуры, 2001. – 368 с.

  4. Гуковский, Г. А. Русская литература XVIII века: Учебник / Г. А. Гуковский. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 453 с.

  5. История русской литературы XVIII в. : хрестоматия / сост. Ю. О. Чернявская. - Томск : изд-во ТГПУ, 2006. – 304 с.

  6. Кочеткова, Н. Д. Литература русского сентиментализма. Эстетические и художественные искания / Н. Д. Кочеткова. - СПб. : Наука, 1994. – 282 с.

  7. Лебедева, О. Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра. / О. Б. Лебедева. - Томск : Изд-во ТГУ. 1996. – 423с.

  8. Макогоненко, Г. П. От Фонвизина до Пушкина (Из истории русского реализма) / Г. П. Макогоненко. М. : Художественная литература, 1969. – 508 с.

  9. Павлович, С. Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века / С. Э. Павлович. - Саратов : Изд-во Саратовского ун-та. 1974. – 223.

  10. Робинсон, А. Н. Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII – начала XVIII в. / А. Н. Робинсон, А. С. Демин, В. К. Былинин: отв.ред. А. Н. Робинсон. - М. : Наука, 1989. – 237 с.

  11. Серман, И. З. Литературное дело Карамзина / И. З. Серман. - М. : Изд-во РГГУ, 2005. – 327 с.

  12. Смирнов, А. А. Литературная теория русского классицизма: учебное пособие / А. А. Смирнов. - М. : Высшая школа, 2007 – 205 с.

  13. Стенник, Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе [тексты] эпоха классицизма / Ю. В. Стенник. - Л. : Наука. 1982. – 166 с.

  14. Стенник, Ю. В. Русская сатира XVIII века / Ю. В. Стенник. - Л. : Наука. 1985 – 360 с.

^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Дидактические и методические пособия, методические разработки, видеофильмы, имеющиеся в фонде кафедры, хрестоматии, сборники статей, тексты, материалы учебно-методического характера.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Фонды кафедры литературы, телевизор, DVD- плейер.

  1. Методические рекомендации по организации научной дисциплины

    1. Методические рекомендации преподавателю

Освоение дисциплины предполагает следующие формы работы преподавателя:

- лекционные, практические, консультационные занятия;

- проверка самостоятельной работы студентов с помощью контрольных вопросов и тестов;

- проверка рефератов.

Методы обучения ориентированы на рассмотрение литературного процесса в культурно-историческом контексте эпохи, что отражено в системе вопросов для самостоятельной работы.

^ 8.2. Методические указания для студентов

Работа студентов над курсом предполагает чтение текстов произведений, обязательных и дополнительных историко-литературных источников, выполнение рефератов по избранным темам. Изучение курса предполагает следующие виды деятельности и формы контроля:

Задания: конспектирование статей; составление планов отдельных прочитанных лекций; анализ текстов.

Выполнение рефератов по следующим темам:

  1. Культура первой половины XVIII в.

  2. Реформаторская деятельность Петра I.

  3. Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского – М.В. Ломоносова.

  4. Жанр духовной оды в творчестве М.. Ломоносова.

  5. Русская комедия второй половины XVIII века.

  6. Публицистика 1760-70-х гг.

  7. Журналы Н.И. Новикова.

  8. Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

  9. Образ автора в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

  10. Предромантические тенденции в повести «Остров Борнгольм» Н.И. Карамзина.

Примерные контрольные задания

  1. Назовите основные особенности классицизма как направления в литературе и культуре XVIII в. В чем заключается своеобразие русского классицизма?

  2. Чем была вызвана необходимость реформы русского стихосложения? Чем отличались основные положения трактатов В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова?

  3. Какую роль в творчестве М.В. Ломоносова играет ода? Дайте определение торжественной оды, назовите ее специфические черты.

  4. В чем специфика анакреонтической оды в творчестве М.В. Ломоносова?

  5. Духовная ода в творчестве М.В. Ломоносова. Проблематика, поэтика.

  6. Назовите основные условия и предпосылки возникновения сентиментализма в России. Чем сентиментализм отличается от классицизма? Назовите черты сходства этих двух направлений.

  7. Дайте определение понятию «просветительский реализм». Назовите произведения, относящиеся к данному направлению. Свой выбор обоснуйте.

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Возникновение и своеобразие русской культуры 18 в. Архитектура, театр, периодические издания, литература.

  2. Литература переходного периода конца XVII – начала XVIII вв.

  3. Периодизация русской литературы XVIII в.

  4. Гистории петровской эпохи. Художественное своеобразие "Повести о российском матросе Василии Кориотском".

  5. Творчество Феофана Прокоповича (проповеди, драматургия, лирика).

  6. Жанр сатиры в творчестве А.Д. Кантемира. Художественное своеобразие, поэтика.

  7. Реформа стихосложения В.К. Тредиаковского. "Новый и краткий способ к сложению российских стихов ".

  8. Творчество В.К. Тредиаковского. Лирика, переводы.

  9. Классицизм как художественный метод. Философские основы, социально-исторические предпосылки, типология конфликта, система жанров. Своеобразие русского классицизма.

  10. Жанр торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова.

  11. Философская, эстетическая позиция М.В. Ломоносова ("Разговор с Анакреоном", "Письмо о пользе стекла").

  12. Духовная и анакреонтическая ода в творчестве М.В. Ломоносова.

  13. Теоретические труды М.В. Ломоносова. Реформа стихосложения, теория трех стилей.

  14. Жанр трагедии в творчестве А.П. Сумарокова.

  15. Лирика А.П. Сумарокова, особенности поэтики, художественное своеобразие.

  16. Эволюция жанра комедии в творчестве А.П. Сумарокова.

  17. Литературный процесс 1760-1780-х гг. Проблема просветительского реализма.

  18. Русская проза 18 в. Особенности развития, основные тенденции.

  19. Сатирическая публицистика 1760-1780-х гг. Журнальная деятельность Н.И. Новикова, Екатерины II.

  20. Сатирическая, ироническая поэма 18 в. (И.Ф. Богданович "Душенька", В.И. Майков "Елисей, или раздраженный Вакх").

  21. Русская героическая эпопея. М.М. Херасков "Россиада".

  22. Демократическая комедия, комическая опера в литературе 1760-1780-х гг. (В.И. Лукин, А. Аблесимов).

  23. "Высокая комедия" в русской литературе 1760-1780-х гг. В. Капнист. "Ябеда".

  24. Творчество Ф.А. Эмина.

  25. М.Д. Чулков. "Пригожая повариха". Опыт русского плутовского романа.

  26. Творчество Г.Р. Державина 1779-1783 гг.

  27. Творчество Г.Р. Державина 1780-90-х гг.

  28. Эстетические взгляды Державина. "Рассуждение о лирической поэзии". Понятие о "забавном слоге".

  29. Поэзия и публицистика Д.И. Фонвизина.

  30. Своеобразие комедии Д.И. Фонвизина "Бригадир".

  31. Художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль".

  32. Сатирическая журналистика И.А. Крылова.

  33. Жанр восточной повести в творчестве И.А. Крылова. «Каиб».

  34. Шутотрагедия И.А. Крылова "Подщипа". Художественное своеобразие.

  35. Сентиментализм как художественный метод.

  36. Творчество А.Н. Радищева. Художественное своеобразие "Дневника одной недели".

  37. Художественные особенности "Письма к другу, жительствующему в Тобольске" А.Н. Радищева.

  38. Художественное своеобразие "Жития Ф.В. Ушакова" А.Н. Радищева.

  39. "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева. Художественные особенности, структура повествования.

  40. Жанровое своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева.

  41. Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

  42. Художественное своеобразие "Писем русского путешественника" Н.М. Карамзина.

  43. Историко-литературное значение русского сентиментализма.

  44. Сентиментальная повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза".

  45. Опыты исторической повести. От "Натальи, боярской дочери" к исторической эпопее "История государства российского" Н.М. Карамзина.

  46. Эволюция сентиментализма в творчестве Н.М. Карамзина

  47. "Остров Борнгольм" Н.М. Карамзина. Русский предромантизм.

  48. Своеобразие повествование и понятие героя времени в "Рыцаре нашего времени" Н.М. Карамзина.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900 (050301.65) «Русский язык и литература».


Программу составил:

к.ф.н., доцент кафедры литературы ТГПУ-----------------------Ю.О. Чернявская


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры литературы

Протокол № _1_ от «_29_» августа 2008 г.


Зав. кафедрой литературы------------------------------------М.А. Хатямова


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией филологического факультета ТГПУ.

Председатель методической комиссии

филологического факультета -----------------------------А.В. Курьянович


Согласовано:

Декан филологического факультета-------------------------А.В. Гузеева




Скачать 153.26 Kb.
оставить комментарий
Дата04.10.2011
Размер153.26 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх