Философская лирика 20 века icon

Философская лирика 20 века


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Тема урок
Тематическое планирование по литературе. 10 класс...
Урок Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века Расцвет...
Организация художественного пространства в стихотворении...
Урока литературы в 5 классе по теме «Лирика поэтов начала ХХ века (И. Бунин, К. Бальмонт, И...
Уильям Вордсворт. Избранная лирика Избранная лирика: Сборник/Составл. Е. Зыковой. М...
Список литературы для летнего чтения...
Философские идеи людвига...
Лирика "Серебряного века"...
«Лицейская лирика, дружеская лирика. Стихи, посвященные лицейской годовщине»...
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» или «Деревня»; лирика; «Окаянные дни». М. Горький...
Философские идеи Людвига Витгенштейна. М., 1996. 169 с...



страницы:   1   2   3   4

Философская лирика 20 века.

30 годы 20 века - это необыкновенно напряженное и даже страшное время в русской истории. Тоталитарный режим предполагал абсолютный контроль государства, властных структур за всеми без исключения сферами общественной жизни, в том числе и литературы. В этот период, как и во все подобные этапы, начинает развиваться философская лирика. Наиболее показательно в этом плане творчество Николая Заболоцкого. Ключевая проблема его поэзии - человек и природа. Она на разных этапах творческого пути поэта осмыслялась по-разному. Так, в первой книге, которая принесла З. успех («Столбцы»), природа понимается как воплощение гармонии. Ей противостоит город, как некое уродливое образование на теле природы. Жизнь города противоестественна не только для растений или животных, но и для человека. Уже к началу 30 годов поэт перемещает свой взгляд от жизни города к миру живой природы и неожиданно обнаруживает, что и природе также чужда гармония. Для природного мира характерно подавление слабого сильным, здесь тоже царит вражда. Человек может и должен внести в этот дисгармоничный мир гармоничное начало. В творчестве НЗ принципиально важны такие категории, как разум и мудрость. Первоначально философская мысль поэта связывала мудрое начало с человеком, цель которого - освободить природу от страданий и самоуничтожения. Несмотря на то, что в это время в обществе культивировались лозунги, призывающие наступать на природу, З в своей лирике далек от политических подоплек. Поэт предлагает именно философское осмысление этой проблемы. Он осознает опасность, которая таится в разобщенности человека и природы. З понимает, что человек сможет осуществить свое предназначение, когда признает себя неотделимой частью природного мира.

На мой взгляд, показательно в этом плане стихотворение «Метаморфозы». В этом произведении НЗ делится с читателем своими размышлениями о мире, о бесконечности существования в этом мире, о себе, своих метаморфозах и метаморфозах мирового масштаба. Но главной темой, затронутой в этом стихотворении, является, как мне кажется, извечная философская тема реальности бессмертия, тема смерти и рождения. Поэт говорит нам, что он уже не раз умирал, он все еще жив, и жива природа, жив мир «во всей его живой архитектуре»:

Жива природа. Жив среди камней

И злак живой и мертвый мой гербарий.

Звено в звено и форма в форма

Своеобразным итогом размышлений, изложенных в стихотворении, является последнее четверостишие. Оно содержит, как мне кажется, главную мысль: бессмертие, его реальность заключается в метаморфозах «клубка какой-то сложной пряжи».

Особую роль в философской лирике З приобретают пейзажи, имеющие символический характер, обогащенные метафорами и деталями. Так, например, в стихотворении «Осень» образ кленового листа, который стал медным, звонким, твердым, начавший леденеть, как и вся природа, приобретает символический смысл, становится значимой деталью:

И мы должны понять, что это есть значок,

Который посылает нам природа,

Вступившая в другое время года.

Таким образом, как мы видим, ключевая проблема поэзии НЗ - человек и природа. Несмотря на определенную эволюцию этой темы, природа понимается как воплощение гармонии. Причем природа предстает в стихотворениях в разных обликах, с разных ракурсов, но всегда она изображена миром многоликим и разнообразным. Подтверждением этой мысли служат многие стихотворения, в которых широко использованы детали, метафоры, олицетворения, яркие образы-символы (жук, большая птица).


Герой-интеллигент в литературе 20 века.

20 век был необыкновенно насыщен событиями. Войны, революции, формирование новой идеологии - все это, конечно же, отразилось на мировоззрении человека., который чувствовал себя растерянным перед лицом истории. Рушилась привычная система ценностей, кардинально менялся уклад жизни. Все эти процессы отразились и в художественных произведениях, поскольку писатели стремились воссоздать характер динамичного, стремительно меняющего свое лицо времени. Своеобразие эпохи влечет за собой и особые отношения человека и мира. Литературный процесс первой половины 20 века разнообразным экспериментированием как в области содержания, так и в области формы. В этот период складываются сквозные темы творчества. 1 из таких была тема интеллигенции, ее места в новом времени, ее назначения. В литературе она решалась неоднозначно. В качестве примера хотелось бы обратиться к романам А.Фадеева «Разгром» и М.Булгакова «Белая гвардия».

«Разгром» стал одним из первых социально-психологических романов молодого писателя и принес ему известность. Примечательно, что в то время, когда большинство писателей говорили о громких победах красных, об успехах и достижениях новой власти, Ф написал роман, в основе сюжета которого сокрушительный разгром партизанского отряда. Вместе с тем эта ситуация была необходима писателю как экстремальная, в которой обостряются противоречия, неприметные в обыденной жизни. Интересна и композиционная структура романа: главы-портреты позволяют писателю сконцентрировать внимание на отдельной человеческой личности. В произведении большое количество действующих лиц, но особое внимание уделено 3 фигурам: командиру отряда идейному коммунисту

Левинсону, Морозке, который проходит путь от простого шахтера со стихийными анархическими взглядами к герою, совершившему подвиг. Однако центральное место занимает самая сложная и неоднозначная фигура Мечика. Именно он и представляет интеллигенцию. Мечик очень молод, он буквально с гимназической скамьи добровольно пошел на войну. О ней он знал только по рассказам, картинкам, и в результате у него сложилось восторженно-романтическое представление о войне, о партизанах. Однако начало партизанского пути Мечика было лишено всякой романтики. В отряд пришел молодой человек, мечтавший о подвигах, а его схватили, избили, арестовали. Партизаны отличались от героев его воображения. Это были грязные, вшивые люди, они дрались, ругались, издевались над городскими привычками Мечика. Потом - ранение, госпиталь, выздоровление, расхлябанный взвод Кубрака, паршивенькая лошадка. Таким образом, партизанская жизнь Мечика превратилась в цепь тяжелых обид. Примечательно, что Ф постоянно соотносит взгляды, поступки М с тем, что говорят и делают Левинсон и Морозка. В результате получается, что одну и ту же ситуацию мы видим как бы разными глазами. Так, к примеру, решение, которое принимает Л в отношении смертельно раненого Фролова, кажется М преступлением. Л же руководствуется соображениями дела, которое толкает его на антигуманные поступки. Ф очень убедительно изображает внутреннюю борьбу коммуниста и человека, которая происходит в душе Л. то же самое можно сказать и о ситуации с корейским крестьянином, у которого приходится отобрать последнюю свинью и тем самым обречь его семью и его самого на голодную смерть. В оценке этих событий М исходит из соображений человечности, а Л чувствует ответственность командира не только за себя, но и за свой отряд. М же изображается писателем как слабый, бесхарактерный, ненадежный. Это обусловлено сложившимися в обществе стереотипами в отношении героя-интеллигента. В современной критической литературе сложились различные оценки как характера М, так и этого заключительного эпизода. Себялюбивый эгоист, интеллигент, противостоящий отважному и мужественному бойцу революции Морозке - это 1 из мнений. Зеленый юнец, ничего еще не узнавший в жизни, совсем мальчишка среди взрослых и опытных мужчин, которым его и противопоставлять-то нельзя, так как слишком неизмерим их жизненный опыт, - это другое мнение. Очевидно, что истина где-то посередине. Во всяком случае, М самый «спорный» из всех героев романа, он дает достаточно оснований для размышлений. Действительно, М слабохарактерный и слабовольный, у него нет четких убеждений, как у Левинсона, прочных классовых позиций, как у Морозки. Партизаны ему чужды и враждебны, и то, что он их предал, не удивляет, к этой развязке вела логика предыдущих событий. Но эти качества характера М, безобидные, может быть, в мирных условиях, становятся объективно преступными, ведут к гибели людей на войне. Вот почему Фадеев не делает никаких скидок на юность, неопытность М, он судит его судом военного времени и выносит суровый приговор: трус и предатель.

Совершенно иной подход в оценке роли и места интеллигенции преложен Булгаковым в романе «Белая гвардия». Как личность, писатель был сформирован эпохой. Он сознавал себя наследником русской классической культуры, будучи вместе с тем художником 20 столетия. В его произведении воплотился драматизм и катастрофизм времени. В центре внимания писателя дом семьи Турбиных. Они в разной мере связаны с общественно-политическими событиями эпохи. Однако для Б более важным было показать их не как людей монархических убеждений, не как белогвардейцев, но как представителей дворянской интеллигенции. И Т, и их друзья - люди чести, готовые с оружием в руках защищать свой дом, свою родину в широком значении этого слова.

Акцентируя в образах Т и других героев романа общечеловеческие нравственные ценности, Б возвышается в своей эстетической позиции над классово-политическими интересами борющихся сил. Для автора одинаково неприемлема и антигуманна и власть ставленника немецкого и белогвардейского командования Гетмана, и националистический разгул петлюровцев, и классовая беспощадность большевиков. В 1 из «снов» Алексея Турбина на равных правах в раю оказываются солдаты и «белой», и «красной» армий. Герой приходит к заключению, что воевать можно только за то, чтобы охранять человеческий покой, домашний очаг, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует.

Итак, как мы видим, образ героя-интеллигента в литературе 20 столетия многолик, разные авторы наделяют этот образ абсолютно разными, порой даже полярными качествами человеческого характера. Так, в одном случае, в лице фадеевского Мечика мы видим слабохарактерного, слабовольного человека, труса и предателя, себялюбивого эгоиста. М изображен абсолютно ненадежным человеком. Такой образ интеллигента полностью подходит под сложившийся в обществе стереотип «гнилой интеллигенции». Но это лишь одна сторона медали, причем не самая достоверная.

В другом же случае, в романе Б «Белая гвардия», перед нами предстает совсем иной образ героя-интеллигента. В этом произведении мы видим благородных людей, готовых защищать родину до последней капли крови. Это люди чести, люди слова, которые считаются с общечеловеческими ценностями.

Таким образом, как мы убедились, тема интеллигенции, ее места и назначения в новом времени, являясь магистральной в литературе 20 века, действительно имела неоднозначное решение. Примечательно, что и в рамках современного нам общества и литературного процесса эта тема является не менее актуальной, приобретая новые, оригинальные решения.



Эволюция лирики Блока. Лирика Блока как воплощение «трилогии вочеловеченья». Лирический герой Блока.

А.А.Блок - один из величайших русских поэтов, жизнь и творчество которого пришлись на рубеж, время, названное в истории литературы «серебряным веком». Б был проникновенным поэтом-лириком, все, что он видел вокруг себя, пропускалось сквозь призму лирического «я». Практически каждое стихотворение поэта - его лирическое самовыражение. Мир в лирике Б представлен в 2 измерениях: это мир реальный, грубый, жестокий, и мир загадочный, непостижимый, который открывается поэту в каких-то тайных сущностях. Это объясняется близостью поэта к символизму.

Как поэт, Б сформировался под влиянием 2 реалий. С одной стороны, Петербург, с другой - устремленность к высокой духовности. Они нашли свое воплощение в первых циклах поэта «Город» и «Стихи о Прекрасной Даме». Всю свою лирику Б разделил на 3 темы в соответствии с основными этапами своего творческого пути. При этом он настаивал, чтобы все написанное им воспринималось как единое произведение, как 3томный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловеченья». 3 тома блоковской лирики связаны магистральным образом лирического героя, точнее его пути, и сложной системой внутренних образов и мотивов. Вообще, говоря о поэзии Б, необходимо отметить, что к его лирике в большей степени применимо понятие «лирический герой». Как отмечал по этому поводу Ю.Тынянов, самой главной лирической темой Б была сама личность поэта. И действительно, лирический герой поэта заключал в себе многие сущностные черты самого автора и многочисленные ролевые проявления героя. Сложные взаимоотношения героя Б с миром и составляют тематическую основу всей трилогии. Ниже мне хотелось бы рассмотреть каждую из книг «тв» более подробно.

Общее содержание первой книги - драматические отношения лир. героя с ПД. Основная тема книги - тема любви. Именно через любовь к конкретной земной женщине лир герой стремится приобщиться к Вечной Женственности, Софии. В этом томе представлены многочисленные имена ПД: Аврора, Заря, Вечная Дева, Невеста и т.д. завершается эта книга «циклом распутья». Уже в названии заключено отражение внутреннего конфликта поэта, его противоречия с самим собой.

Показательно в контексте 1 книги стихотворение « Вхожу я в темные храмы..». лир герой этого стих-я находится в храме, окруженный атмосферой таинственности, загадочности, божественности. Он ожидает там появления ПД, Софии, но, к сожалению, ограничивается лишь ее «озаренным образом», «отрадными чертами», рожденными в его сознании. («А в лицо мне глядит..»)

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены.

Лир герою неведомо телесное воплощение образа ПД, он не слышит ее речей, но искренне верит, что она и есть то самое милое и прекрасное на земле.

Вторая книга погружает лир героя в различные жизненные стихии природы («Пузыри земли»), урбанистической цивилизации («Город»), земной любви («Снежная маска»). Облик возлюбленной лир героя также меняется: на смену ПД приходит Незнакомка. Изменяется и двойственность образа, теперь в нем сочетаются полярные начала: грубые, реальные и возвышенные, божественные. В некоторых стих-х вообще создается образ мира, в котором торжествует смерть и безысходность. 1 из известнейших стих-й этого периода - «Незнакомка». В этом произ-и образ Незнакомки возникает в контексте грязной, грубой реальности, пошлости окружающей действительности. Поэтому вполне закономерно, что прекрасная Н-ка, «дыша духами и туманами», появляется в трактире среди пьяниц «с глазами кроликов». Лир герой ждет Н-ку, свою мечту - «друга таинственного». Ее появление на какое-то время преображает окруж действительность. Но в итоге герой возвращается в реальный мир, он не может забыться навсегда. Герой может лишь продлить прекрасное, божественное видение:

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Главная тема 3 книги - внутренняя противоречивая, кризисная атмосфера души лир героя. В этой книге синтезированы и переосмыслены мотивы первых двух частей трилогии. В душе лир героя нарастает ощущение усталости, смерти. Даже любовь мучительна, она обостряет одиночество. В сознании возникает мысль о возмездии - это суд собственной совести. У лир героя возникает желание подняться над стихией.

Тема родины в лирике Блока. Прошлое и настоящее России в лирике 20 века. Тема родины в лирике Блока.

Творчество Б приходится на 1 из самых сложных, кризисных периодов русской истории. В его лирике полно и всесторонне отразились трагические противоречия эпохи, что дало основание Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Б-я лирика отличается предельной искренностью, необычайной чуткостью к событиям внешней жизни. В поэзии Б воплотились представления целого поколения о себе и о судьбах России. Исследователи назвали эту особенность Б-го тв-ва воплощением идеи пути в его творческом сознании. Всю свою лирику он разделил на 3 тома, настаивая, чтобы все написанное воспринималось как «единый роман в стихах», названный «трилогией вочеловеченья». В основу своей трилогии он положил хронологически тематический принцип. Однако, несмотря на то, что в каждой книге трилогии на 1 план выдвигается доминирующая тема, все же есть и такие, которые мы называем сквозными. 1 из таких и явл-ся тема Родины, России. На 1 из своих выступлений, где читал самые разные свои стих-я, его попросили прочесть стихи о России. На что поэт ответил, что все, написанное им - о России.

Примечателен в этом плане цикл «Родина», поскольку здесь образ Родины раскрывается в 2 аспектах. С 1 стороны, это совершенно реальная, нищая Россия, серая, раздавленная, втоптанная в грязь, но еще полная жизненных сил, способная возродиться. Обратимся, например, к стих-ю «Россия». Здесь образ России раскрывается у Б через традиционные для предшествующих лит канонов образы русской тройки:

Опять, как в годы молодые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

и простой русской женщины:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Хотелось бы заметить, что уже в границах этого стих-я происходит постоянное перетекание образа Родины в образ женщины:

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей.

Размышляя о судьбе родины, Б неизменно приходит к проблеме национального характера, который, по мысли поэта, совмещает в себе не только глубоко лирическое, поэтическое, свободное начало, но и стихийное, разгульное, варварское. Отсюда и «разбойная краса», и упоминание о тоске острожной, которой звенит глухая ямщицкая песня. Как и многие другие, Б искренне верит во всепобеждающую, мистическую тайну России, верит в то, что ее душу нельзя сломить:

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

Однако неслучайно упоминание в «России» образа русской женщины. Этот образ, трагическая женская судьба напрямую соотносятся с нелегкой судьбой самой России. Так, например, в стих-и «На железной дороге» Б рассказывает о трагической судьбе молодой, красивой женщины - 1 из вариантов многообразного облика Родины. Автор не дает социальной характеристики героини, не объясняет причины ее поступков, история любви девушки остается за пределами стих-я, но, наверное, все и так достаточно понятно. Б важен сам факт человеческой трагедии:

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей - довольно.

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена - все больно.

Б чувствует себя неотделимым от Родины, поэтому он настолько тонко и глубоко передает страдания и горе, мужество и силу русского человека, тревожится за его судьбу в «страшном» мире.

Второй аспект образа Родины в тв-ве Б связан с историческим прошлым России. Обращение поэта к истории вполне закономерно и органично. Через прошлое Б стремился понять современность, найти ответы на сегодняшние вопросы. В истории он искал закономерность, повторяемость событий. Рассмотрим, к примеру, цикл стих-й «На поле Куликовом». Сразу возникает вопрос, почему из всех ключевых, знаменательных событий русской истории поэт выбрал именно эту битву. Как мне кажется, это сражение важно тем, что в результате победы войск Дмитрия Донского были не только разгромлены несметные полчища Мамая, но, самое главное, Великая Русь освободилась от многовекового ига Золотой Орды. Эта победа была действительно великой. По мнения же самого Б, эта битва принадлежит к символическим событиям русской истории, таким событиям суждено возвращение, их разгадка еще впереди. Поэтому герой стих-я ощущает себя современником сразу 2 эпох.

Стих-е «Река раскинулась» открывается величественным образом России, которая устремлена в даль веков. 1 строфа стих-я передает недвижимость, грусть, но уже в следующей строфе образ России принимает динамичный характер, застывшую идиллическую картину нарушает внезапное резкое восклицание:

О, Русь моя! Жена моя!

Эта реплика неслучайна, с ней стих-е приобретает не только иной ритм, ритм бешеной скачки степной кобылицы (еще 1 образ России), но и моментально проводится параллель с ПД, ВЖ - Софией («Жена моя!»), которая своим божественным прикосновением благословляла воинов перед сражением, вселяя в них мужество и отвагу. Но недолго длится успокоение души, светлая надежда. Стих-е завершается тревожным предчувствием чего-то кровавого, ужасного. Вообще, образ кровавого заката - это символ, в кот Б вложил свои мысли о судьбе Родины. Облик России соотносится у Б с мотивом дороги, ветра, пути, кот кажется поэту трудным и мучительным, а будущее России видится поэту далеким и неясным, поскольку, перенося тревожные события прошлого на современность, Б предвидит еще предстоящие мятежные, тяжелые дни.

Таким образом, как мы убедились, Б действительно можно назвать «трагическим тенором эпохи». В его поэзии воплотились представления целого поколения о своей судьбе и судьбе России. Надежда поэта на возрождение России была настолько велика, что ни одно мрачное настроение не смогло овладеть его лирой. Хотелось бы надеяться, что современная Россия сможет воспитать поэта, воспевающего свою Родину так, как это делал А.А.Блок.



Эволюция/своеобразие лирической героини Ахматовой.

Трудно представить русскую литературу 20 века без имени Анны Андреевны Ахматовой, чье творчество началось в эпоху «серебряного века», блестящее время для русской лит-ры. А.Блок называл А «исключением» среди товарищей по лит кружку «Цех поэтов», который объединял акмеистов. 1 же поэтическая книга А «Вечер» принесла ей не только известность, но и признание в широких читательских кругах. Почти сразу же она была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Таким образом, на рубеже 19 и 20 веков в России возникла «женская» поэзия - поэзия АА.

Ахматова - трагический поэт. Причем трагическое мировосприятие объясняется не только фактами биографии поэтессы и временем, в которое ей пришлось жить. Это и особенность психологического склада ее личности. Чувство трагизма в стихах А порождала тоска по идеалу и горестное осознание его недостижимости. Поэтому А - это не просто поэтесса. Она стала воплощением женского голоса своего времени, поэтом вечного, общечеловеческого значения.

Все это и обусловило своеобразие лир героини А, кот не оставалась неизменной, а эволюционировала на протяжении всего творч. пути поэтессы. Некоторые магистральные темы творчества автора также претерпели своеобразную эволюцию. Если ранний период тв-ва нес на себе ощутимое влияние акмеизма, то характерной темой позднего тв-ва стала тема любви. Вообще, любовная лирика для А - это не просто лирический дневник или исповедь женской души, но и стремление к далекому идеалу. Именно в любви отразилось понимание А жизни, ее духовной сущности. Поэтому стихи поэтессы всегда проникнуты глубоким психологизмом. Лирическая героиня изображена в них в самый напряженный момент своей жизни. Это либо прощание с любовью, либо предательство, вынужденная разлука, смерть и т.д. при этом у любовного эпизода нет часто ни начала, ни конца, любовное признание или отчаяние кажутся фрагментом жизни.

Многие ошибочно полагают, лир героиня А явл-ся отражением персональной судьбы поэтессы. На самом же деле лир героиня становится проявлением различных женских судеб. Это и обычная женщина «в сером, будничном платье на стоптанных каблуках», и «хрупкая Снегурка», и молодая аристократка, и простая крестьянка, школьница, канатная плясунья, циркачка, блудница, любимая и брошенная, томящаяся в неволе, незнакомка, чужая и до боли родная.

Однако в своем тв-ве А не ограничилась воплощением лишь 1 грани лир героини - сферой ее любви. Напротив, эта героиня предстает и в других ипостасях: в роли жены, матери, сестры. В качестве примера достаточно привести стих-я, составляющие цикл «Реквием»:

Нет, и не под чужим небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Речь идет о «страшных годах ежовщины», когда народ, главным образом женщины (в том числе и А), дни и ночи простаивали в тюремных очередях в надежде получить хоть какую-то информацию об арестованных и сосланных мужьях, сыновьях, братьях. Создавая эту поэму, А выполняла обещание, данное своим «невольным подругам тех осатанелых лет», и свой гражданский, человеческий долг перед памятью погибших и перед судом потомков. А с потрясающей силой показала весь антигуманистический смысл сталинских репрессий и режима всеобщего преследования, когда, было «не разобрать, кто зверь, кто человек». В это ужасающее, катастрофическое время даже смерть кажется человеку «простой и чудной», потому что нет больше сил существовать в этом ужасе. В 1 из главок поэмы героиня, обращаясь к смерти, просит ее:

Я жду тебя, мне очень трудно.

В такой губительной атмосфере к человеку незаметно подкрадываются безумие и бред. Однако, несмотря на весь ужас тех лет, А в первую очередь остается голосом всех женщин России, чувствует свою с ними кровную связь и как женщина-мать, и как поэт-гражданин. Лирическое «я» постепенно перерастает в «мы». Устами А действительно «кричит» от боли вся мать-Россия, потому что А сквозь собственные страдания сумела осознать и запечатлеть в «Реквиеме» целую трагическую эпоху в жизни своей страны.

В зрелом тв-ве поэтессы ее лир героиня престает в необычном для женской поэзии ракурсе поэта и гражданина. 1 из первых в мировой поэзии А сумела раскрыть высокую и трагичную участь женщины-поэта. Показательно в этом плане стих-е «Музе», главной темой которого явл-ся несовместимость женского счастья:

Муза! Ты видишь, как счастливы все -

Девушки, женщины, вдовы

и судьбы творца:

Лучше погибну на колесе,

Только не в эти оковы.

В зрелом тв-ве А меняется и любовная лирика, она приобретает иной характер, расширяется. Любовное чувство перерастает узкие камерные границы и устремляется в пространство вечности. Также А трактует любовь и как патриотическое чувство, как любовь к своей родине, своему народу, любовь к жизни, кот часто получает неожиданное решение. Однако постепенно тема любви вытесняется гражданскими мотивами, поэзия А приобретает характерные исторические и философические черты. В ее стихах всегда присутствует план вечности, Бог, евангельские мотивы, библейские образы и т.д. свою жизнь А осознает как часть большого исторического времени. Поэтому важнейшим в ее тв-ве становится проблема влияния истории на судьбу человека, проблема «личность и история». Вновь лир герой - «мы», народ с его таким внешне обыденным отношением к земле не как к «обетованному раю», а как к чему-то привычному.






Скачать 0,62 Mb.
оставить комментарий
страница1/4
Дата27.09.2011
Размер0,62 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
плохо
  2
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх