Восприятие религии в 19-20 веках icon

Восприятие религии в 19-20 веках


Смотрите также:
Вопрос Предмет философии религии. Философия религии...
Экзамен философия религии : Вопросы-ответы от [Логово белой волчицы ] (Тиннаро ): Понятие...
Вопросы по истории религии...
Вопросы по истории религии...
Программа вступительного испытания по предмету религиоведение для поступающих на основные...
Вопросы к экзамену по курсу «Философия религии»...
Психология религии: основные проблемы и перспективы развития...
Тема Религия как социально-исторический феномен Проблемы определения религии...
Современное музейное здание: особенности проектирования и функционирования...
Феноменология религии: между сакральным и профанным...
Религии и верования Центральной Азии и Каспия Иранские религии...
Тематический план изучения истории религии № п\п Наименование тем Количество часов лекция...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
скачать
Восприятие религии в 19-20 веках:


  1. Гегель – религия – лишь этап, необходимый, но проходящий: в религии сохраняются субъектно-объектные отношения, следующий этап – осознание себя как части Божественного, исчезает грань между Богом и человеком.

  2. Огюст Конт – религия – этап, предшествующий научному этапу


Психологические школы: 1.Спенсер – религия развилась из почитания культа предков

2.Тейлор – вводит категорию анимизма: религия возникает из пограничных состояний сознания: а)сначала человек воспринимал свои сны как знак существования своей души, из чего, в дальнейшем делал вывод о том, что душой обладает всё остальное(это и есть собственно анимизм – одушевлённость всего), б) души отдельных явлений и предметов, соединяясь, образуют представление о конкретных богах(воды, земли, воздуха и т.д) – политеизм, в)наконец, боги отдельных территорий образуют в сознании человека представление о Едином Боге - монотеизм

3. ^ Макс Вебер – сначала магия и религия ориентированы на посюсторонний мир и направлены на покорение ЭТОГО мира. И только когда у человека появляется больше свободного времени, религия с магического поднимается на «духовный уровень».

4. Фрейд – проведение параллелей между религиозными этапами и стадиями полового развития: а)этап анимизма соответствует периоду нарциссизма – эгоистическая любовь и половое самоудовлетворение, б)религиозная фаза – соответствует почитанию родителей, в)научная фаза – когда индивид ищет свой объект во внешнем мире, приспосабливаясь к реальности.

Происхождение религии: древние люди жили моногамной семьёй, в которой все женщины принадлежали главе семьи. И вот однажды, сыновья не смогли найти себе жён и решили…убить своего отца и…СЪЕСТЬ его, после чего забрать его женщин себе. Однако после убийства они раскаялись им стало стыдно. Тогда они решили учредить культ покойного родителя – отсюда и возникает религия….


^ Сэр Эванс Ричард на это писал: «Похоже, этим учёным так и не пришло в голову задать себе вопрос: если идеи духов и души возникли из беспомощного резонёрства о бабочках, облаках, снах и трансах, то как религиозные представления смогли пережить тысячелетия и до сих пор иметь приверженцами миллионы цивилизованных людей?»


Эндрю Лэнг – был честным полевым исследователем и решил провести исследования племён адоманских островов, а так же ещё более примитивных австралийских аборигенов. В своей книге «The making of religion» он пишет:

«Мои исследования показали, что представления о Едином Боге, Боге-Творце присутствуют у всех самых примитивных народов…Но у большинства этих народов эта вера лежит за скодками, она не актуализирована: люди знают о Боге-Творце, но не поклоняются Ему…». В настоящее время его окрытие подтверждено огромным количеством фактов. В ответ на это, другой английский учёный сделал предположение, что вера в Единого Бога привнесена в эти примитивные племена развитыми народами и воспринята от них. Эндрю Лэнг возразил, что если бы вера в Единого Бога была воспринята от других народов, то она должна бы была оказаться наиболее популярной и значительной, однако в Австралии вера в Единого Бога не только не популярна, но всячески скрывается от женщин, детей и непосвящённых белых людей… В 20-е годы 20-го века учёный Ретрей подтвердил т.з. Эндрю Лэнга, изучив религиозную традиция экватариального африканского народа Ашанти – главного народа, населяющего современную Гану(вера в Единого Бога – КОРЕННАЯ вера этого народа).

Примерно в это же время возникают и развиваются различные социологические школы. Атеисты-социологи пытались объяснить религию с т.з. проекции земной жизни на небесную: одни говорили, что монотеизм восточных народов обусловлен господством абсолютной монархии, а политеизм греков – демократической формой правления. Другие исходили из того ,что культ предков возник не стихийно, но был специально «сконструирован» для того, чтобы постоянно воюющие племена смогли помириться перед лицом предков; марксисты, как известно, считали религию специально придуманной для обмана и эксплуатации народов.


^ Эмиль Дюркгейм – полагал, что религия стихийно формируется обществом, а в дальнейшем направляется и контролируется властью


Брюль: религия – пережиток древнего сознания, которое в отличие от логического сознания цивилизованного человека было прелогичным(до-логичным).


Бергсон – религия была всегда, но существует не потому, что есть Бог, а потому что присуща человеку изначально в качестве защиты от размывающей силы интеллекта: особенность человека в том ,что он способен анализировать самого себя и эта способность является своеобразным оружием человека. Интеллект, в свою очередь даёт понять простой факт: от смерти не спрятаться, всё пройдёт, рано или поздно, так…зачем тогда жить? И религия является противоядием против возможного коллективного самоубийства(если весь коллектив поймёт, что смысла жизни нет). Но слабым моментом Бергсона было то, что он не объяснил причину интеллекта, откуда он взялся?


^ Джосеф Кембл (современный учёный) – религия возникает из распространения в критически не контролируемую область сознания характерного для ребёнка почитания всезнающего, всемогущего отца. И человек не может жить без сознания того, что есть такой всемогущий отец, в результате чего и возникает религия.


^ Эванс Ричард, характеризуя перечисленные французские модели начала века пишет: «В них нет ни одного общего или теоретического утверждения, которые выдержали бы проверку временем: это коллекция абсурдных реконструкций, необоснованных гипотез, предположений, рискованных спекуляций, предрассудков и допущений, неуместных аналогий, недоразумений. неверных интерпретаций и просто откровенной бессмыслицы…В действительности, эти учёные выражают свой собственный атеизм или агностицизм в своих теориях происхождения и эволюции религий, ибо если считать, что души, духи и боги – только иллюзии, тогда, похоже, должна быть призвана какая-нибудь биологическая, психологическая или психологическая теория, чтобы объяснить как везде и во все времена люди были так глупы, что верили в них. Тот, кто согласен с тем, что духовные существа реальны, не ощущает подобной необходимости в их объяснении, поскольку как бы неадекватны были у примитивных народов концепции души и Бога, они не были для них иллюзией. Неверующий учёный ищет некоторую теорию, которая способна объяснить религию; верующий скорее пытается понять способ, которым люди представляют себе эту реальность(т.е. Бога) и своё отношение к Нему».

Эти учёные представляли религиоведческое направление субъективизма, считавшего, что религия объективно не существует. Но была и другая религиоведческая «школа» - объективизма: религиовед должен рассматривать каждую религию с т.з. презумпции объективной реальности религиозного опыта ЛЮБОЙ религиозной традиции и любую религию надо рассматривать не с той позиции «почему она ошибочна», но отвечать на вопрсы «ПОЧЕМУ человек так верует, где в этом опыте соприкосновение со сверхъестественной реальностью, а где исторический и культурный элементы»? Начало этой школы положил Шлейермахер – немецкий философ, известный своими «Речами о религии»


^ Развитие «доказательств» происхождения человека от обезьяныидеи


В 1797г. английский исследователь Джон Фрир объявил ,что в местечке Хоксни нашёл несколько предметов (которые позднее были признаны как ашельские двусторонне оббитые орудия) в нетронутом слое гравия толщиной более 2,7 м вместе с костями животных исчезнувших видов. Он сделал вывод, что человек был современником исчезнувших видов животных и его появление на Земле восходит к более раннему периоду, чем те шесть тысячелетий, которые ему обычно отводили на основе библейской хронологии. К этому же периоду относятся похожие находки, сделанные в Германии, Австрии, Франции, Бельгии. Все, кто их нашли, пришли к тем же выводам, что и Фрир.

В 1847г. Жак Буше Репер издаёт книгу, обобщающую эти исследования «Древности кельтские и допотопные»(он наивно думал, что найденные камни принадлежат кельтам и древнейшим людям). Но уже в этой книге Буше замечает, что найденные орудия имеют разную степень обработки и те, которые грубее находятся в более глубоких слоях. На этом основании он делит доисторический период на: а)эпоху пещерного медведя, б)мамонта и шерстистого носорога, в)северного оленя.

Эта книга вызвала очень большие споры. В 1859г. королевское лондонское научное общество, заслушав доклады двух археологов Джона Эванса и Джосефа Приствича признала, подтвердила верность исследований Буше и в 1860г. на основании этого учёный Чарлз Лайель опубликовал свою книгу «The Geological Evidence for the Antiquity of Man» («Геологическое свидетельство древности человека»). К этому времени было доказано, что был какой-то древний человек, который постепенно развивался, но…что это был за человек – полуобезьяна или подобный современному?

В 1856г. в Германии, в долине Неандерталь Иоганном Карлом Пулеротом был найден череп и различные кости ископаемого человека, который дал свое имя неандертальцам. Пулерог понял, что с одной стороны, это был безусловно человек, но этот человек отличался от современного(больший объём мозга – более развита затылочная доля, затылочный бугор, свидетельствующий о намного большей мышечной массе). Пулерот приглашает своего друга – известного врача, который делает на съезде в Германии доклад о находке переходного звена между обезьяной и человеком. Это разделило учёных на 2 лагеря: одни считали, что всё доказано, другие отвергали, говоря, что это вообще умерший русский казак, или что это обычный древний человек, болевший рахитом и страдавший подагрой…В 1887г. в пещере «Бэк Орош» в Бельгии три учёных нашли несколько скелетов людей «страдавших подагрой» вместе с останками пещерного медведя и древними орудиями. После этого споры о неандертальце прекратились. Но возникли новые: с одной стороны победили сторонники эволюции, но с другой пришлось признать ,что неандерталец не являлся «промежуточным звеном»(но каждая сторона праздновала победу).

дольше всех продержалось лишь одно старинное заблуждение, согласно которому первым «настоящим» представителем человеческого рода был всем известный питекантроп, он же человек прямоходящий! (Homo erectus).

Открытие питекантропа связано с именем голландского врача и анатома профессора Эжена Дюбуа (1858—1940). Подобно многим своим современникам, Дюбуа находился под сильным влиянием дарвинизма, яростным пропагандистом которого в те годы являлся естествоиспытатель и философ Эрнст Геккель. На основе чисто умозрительных рассуждений Геккель нарисовал «эволюционное древо» человека, на которое поместил некое фантастическое существо, названное им «обезьяночеловек неговорящий». Этот плод воображения призван был представлять собой недостающее звено эволюционной цепи между животными и человеком. Вдохновленный проблемой «недостающего звена», Дюбуа решил найти его во что бы то ни стало. Но где его искать? Эволюция человека из обезьян проходила, скорее всего, в тропиках, рассуждал Дюбуа, ведь именно там и сегодня еще живут человекообразные обезьяны!


Вооружившись этой, прямо скажем, небесспорной идеей, Дюбуа в 1884 году приступил к поискам на Зондских островах (Индонезия). Семь лет бесплодных работ наконец увенчались успехом: в 1891 году близ селения Триниль (о. Ява) Дюбуа удалось обнаружить правый верхний коренной зуб и часть мозговой коробки существа, которое он сначала принял за человекообразную обезьяну. Год спустя в руки Дюбуа попала левая берцовая кость. Будучи опытным анатомом, он с первого взгляда понял, что перед ним останки ископаемого человека — именно человека, а не обезьяны!

И тут ему в голову пришла мысль: а что если соотнести эту находку с предыдущей? После внимательного изучения останков сомнений уже не оставалось: они принадлежали существу одного вида, причем этот вид не мог быть ничем иным, как очень архаичным и примитивным, но все же

человеком! Да, черепная крышка еще очень поката, надглазничный валик сильно развит, но зуб определенно человеческий, а берцовая кость ясно указывает на выпрямленную двуногую походку ее обладателя.

Дюбуа решил, что долгожданное «недостающее звено эволюции» найдено. Определить возраст находки было несложно: геологический слой, в котором залегали найденные им останки, сформировался в среднем плейстоцене и по уровню залегания примерно соответствовал второму ледниковому периоду в Северном полушарии — то есть найденное Дюбуа существо обитало на Земле приблизительно 700 тысяч лет назад.

В 1894 году Дюбуа опубликовал подробное сообщение о своей находке, назвав своего обезьяночеловека «питекантроп прямоходящий». С тех пор питекантроп, называемый еще иногда «яванским человеком», стал настоящей классикой палеоантропологии. Однако его первооткрыватель сполна хлебнул с ним горя. Подобно тому, как это позднее случилось с Дартом, открытие Дюбуа подверглось ожесточенным нападкам со стороны ученых противников. Сначала исследователь пытался в одиночку отстаивать свою точку зрения, но затем, затравленный со всех сторон, впал в отчаяние, перестал публиковаться и спрятал свою находку в сейф, не допуская к ней даже специалистов.Королевская академическая экспедиция, исследовав аналогичные останки заявила, что это…ЧЕЛОВЕК – примитивный, но человек – в нём не было характерных обезьяньих признаков. И эти останки стали звать «Человек прямоходящий»,а не Питекантроп(обезьяно-человек).

В Англии был обнаружен череп с обезьяньей челюстью. Долгое время эта находка тоже считалась научной аксиомой, но когда в 60ые годы стали проводить анализ, обнаружили, что это подделано, подтерто, сверху подкрашено химическими реактивами. Челюсть шимпанзе приделана к черепной коробке человека. Мистификация. «Пелдаунский человек» лопнул как мыльный пузырь, с большим скандалом. Сейчас об этом дарвинисты предпочитают не вспоминать, мол, досадное недоразумение. Есть и другие эпизоды. В Америке нашли якобы зуб древнего человека, потом оказалось – дикого кабана.

В 1908г. возле деревни Лемусье во Франции – обнаруживаются останки, похожие на останки неандертальца и эти останки были положены в спец. выкапаную яму, в спец. позе и спец. предметам – указание не просто на разумность неандертальца, но даже на его. РЕЛИГИОЗНОСТЬ.

К концу 20-ых годов было установлено, что останки, обнаруженные Дюбуа на Яве(т.н. «яванский человек») – останки подсемейства людей, но относятся к другому роду, чем «хомо сапиенс». Такого же типа людей находят в Китае в 1928г. и называют эти останки – синантроп(пекинский человек), но вскоре этих существ так же стали звать хомо эректус. Пекинский человек пользовался огнём(в пещере найдено большое количество золы). Хомо эректус – первый человек, расселившийся по всему миру(из Африки). 2-2,5 млн. лет назад жил «хомо хабелес» – человек умелый. Был обнаружен в Танзании (т.н. Олдувайская стоянка) – человек уже изготавливал орудия. Сейчас известно, что примерно 6-8 млн. лет назад т.н. «рамапитек» уже обладал многими человеческими чертами: «Сходство зубов, челюстей и строение черепа с человеческими привело многих специалистов к выводу о том, что «рамапитек» ходил на двух ногах, пользовался орудиями труда и являлся прямым предшественником той эволюционной линии, от которой произошёл человек». Появившийся около 4млн. лет назад австралопитек по своей деятельности уже являлся человеком(найдены орудия труда)(утверждения из Кембриджской «Древней истории» – 1970г). Генетический анализ позволяет в настоящее время по крайней мере ставить вопрос о том, что современные человекообразные обезьяны – тупиковые ветви развития доисторического человека – тех же австралопитека и рамапитека (одни сообщества человека пошли по пути развития, а другие…деградировали)


^ Древний Египет


Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.


^ Новое Царство было отмечено таким явлением как религиозный переворот Эхнатона – египетского царя. Многие считали(см. напр. у Александра Меня), что это было чуть ли не началом египетского монотеизма. Но это не так: переворот шёл в несколько этапов и заключался в том, что если до этого царь считался образом Бога, то Эхнатон всё переворачивает «с ног на голову» - Солнце – это икона царя, который и есть Абсолютный Бог и царю надо повиноваться как Богу, т.к. никакого другого Бога помимо царя НЕТ. А природным образом царя становится солнечный диск. Т.о реформа Эхнатона привела не к монотеизму,а к человекобожничеству, к самообожествлению. Аменхатепа 4-го(Эхнатона) после его смерти даже не упоминали в царских списках – настолько он был отвратителен египтянам.

Бог обозначается определённым знаком, который произносится примерно как «нэйчер» или «нинчер»(произношение Др.Египта нам неизвестно, мы знаем только поздний коптский язык, который отстоит от древнеегипетского на 3000лет). Знаком этим был…каменный топор(как и в доисторическое время), по другому мнению это не топор, а шест с развивающемся флагом.Словом «нэйчер» называли умерших в знак надежды на их соединение с Богом, царя в знак того, что он на Земле «живая икона» Бога; подвижников, достигших необходимой чистоты.

Бог-Творец обозначался словом Ра(солнечный), но при этом, когда имелось в виду не Солнце как светило, а как символ Бога, всегда добавлялись определённые знаки: топор – нэйчер, сокол на возвышенной площадке и др. Появляющееся Солнце – «Тэфри»(символ – жук-скоробей: знак рождения в жизнь). Второй божественный знак Солнца – произносится как «Атум» - Полнота, Целостность(знак того, что Бог обнимает Собой всё). А поскольку Бог в своей беспредельности подобен Пустоте, то…и Пустота обозначается как «Атум».(Тэфри – утро(рождение), Ра – день(жизнь), Атум – вечер(завершение жизни, переход в Вечность). Ещё одна категория – «Нэйчер-нэтер» - растущий, цветущий, дающий жизнь…(Бог Животворящий) и обозначается знаком, похожим на крест. «Нэфертум» - полнота, дающая жизнь и цветение всему(животворящий дух, если угодно). Ахти – горизонт, Гор – возвышающийся над всем(Всевышний)(т.о. Ра-Гор-Ахти переводится как Солнце Вышнего горизонта(небосклона). Египетского царя именуют «Са-Ра» - сын Солнца(понятно ,что Солнца неземного). «Джэд» - незыблемость,твёрдость(Джэд эф Ра – незыблем как Солнце). Приложимо к Богу, Ра и Атум некоторые соотносят как Бога(Атум) и излучаемую Божественную энергию(Ра). Хат-Гор – палата Гора, дом Гора – та утроба, из которой Гор был Рождён и куда должен возвратиться умерший.

Птах – именуется Отцом Атум-Ра, Тот, кто «за южной стеной»(за пределами мироздания) – Бог – Творец, Создатель, Творящее Слово, так же применяют сочетание Птах-Нун(Нун – Бездна Божественного инобытия, недоступного человеку). «…Птах-Нун – Отец Атума, Который родил богов, Птах Нунэт – Мать, родившая Атума, Птах Великий – это сердце и язык богов, Нэфертум – на носу Ра каждодневно. Создался сердцем, создался языком образ Атума, ибо единственный Великий есть Птах, своим сердцем и своим языком даровавший жизнь всем этим богам и их сутям (ка). Сердце Его – Гор – явление Птаха, язык Его – Тхот(ибистоголовое божество, читающее книгу мёртвых в инобытии) – явление Птаха».

Амон-Ра – сокрытое, незримое Солнце(это имя появляется в первом переходном периоде и скорее всего это – искусственное, а не изначальное имя и было создано тогда, когда оно понадобилось: видимо в эпоху деградации и революционной смуты происходит одичание народа и обожествление Солнца,а не восприятия Солнца только как СИМВОЛА Запредельного, Незримого Бога). Бог в себе, инобытие именовался как…Нун – Бездна.

В Египте различают 3 космогонических модели, которые не противопоставляются друг другу:

^ 1) Гернопольская модель представлена восемью богами(по парам): а)Нун и Нун-эт(Мужской и женский элемент в Божественной Бездне), б) Хух и Хух-эт(Хух – буквально миллион, но в данном случае – бесчисленность, бесконечность), в) Кук и Кук-эт (Тьма с потенцией мужского и женского), г) Амон и Амон-эт (незримость, безвидность, без-образность). В египетской иконографии боги изображались лягушками, змеями или людьми с головами змей и лягушек. Все эти боги – качества в Едином Боге.


2)^ Гелиопольская система: Атум творит(мастурбацией, Словом, плевком слезами и…др. - образов много) первую пару – Шу и Тэфнут (Тэфнут – «отрыжка, плевок», Шу – Свет (в других текстах Тэфнут качественно обозначается как Маат – Правда)). Шу и Тэфнут создают Геб и Нут (Земля и Небо – материя, предназначенная к Вечности, совершенная и Высший духовныймир). Между Гебом и Нут стоит Шу, которое их как бы разводит – знак того, что творение закончено. Геб и Нут рождают: Осириса (изображался троном, над котором парит глаз. Осирис именуется создателем всего земного блага, но при этом он так же является и… совершенным человеком, который был великим царём), Исиду(его жена и одновременно сестра – её имя означает как раз тот самый трон Осириса. Исида – нисходящая энергия Осириса, энергия жизни), Сета (брат Осириса) и его жену Нефтиду


3)^ Мемфисская система: мир и боги создаются Птахом, будучи замысленными в сердце и произнесёнными языком(т.е. творение Словом). Птах даровал жизнь не только богам, но и их…»КА». Ка – одна из важнейших категорий в религии Др.Египта. Упрощённо её переводят как суть, душа, дух и др. Но понятие «ка» охватывает обширную сферу, включая в себя любую силу, связанную с творением, рождением(внутренняя сокровенная сила, зачинающая ребёнка, принятие в себя семени и беременность, работа и др.) Т.о. «ка» - определённая Божественная способность, сила в человеке, позволяющая ему быть творцом, подобным Богу.


Осириса именуют «Хентиаменти» - первый из «западных»(умерших). Этим термином имя Осирис замещалось до 5-ой династии(т.к. было священным).

Другое имя Осириса – Уннофар – «добробытийный», Маат-Нэф – Владыка Правды

^ История смерти и рождения Осириса (согласно Плутарху)

Осирис 28 лет был царём на Земле: цивилизовал людей – дал земледелие, скотоводство, научил их огню и Богопочитанию. При этом он был так же и царём Египта, из которого вышел. По возвращении в Египет, Осирис устраивает грандиозный пир, на который приглашается Египетская знать, Исида и брат Сет. Сет решает убить Осириса, но сделать этого прямо он желает. Сет заказывает гроб по мерке своего брата и на пиру он велит внести этот гроб: «Тому, кому он будет впору, тому я его и подарю» (гроб в Др.Египте – знак надежды на будущее возрождение и его часто выносили на пиршества, как говорит Плутарх). Когда Осирис ложится в гроб, Сет закрывает гроб, заливает его свинцом, законопачивает и бросает гроб в Нил. Гроб уносит в Средиземное море,а жена Исида начинает искать Осириса… Но это в предании Плутарха. А в текстах пирамид говорится прямо только об убийстве Осириса Сетом и об утоплении. После этого Сет завладел всем – и «нижней и верхней странно»(Небом и Землёй). Исида(она же и Нефтида) приходит в своих поисках в г.Библ, приходит к царю этого города, который показывает свой огромный столб для тронного зала(гроб из «сикиморы» - того материала, из которого был сделан гроб).Исида просит подарить ей этот столб, из которого выросла эта сикимора. Царь соглашается, Исида выносит этот столб за пределы города, открывает гроб и рыдает над телом Осириса. Исида оживляет Осириса: соединяется с ним умершим и рождает от Осириса Гора-младенца (Гор Всевышний, т.о. рождается на Земле).

Здесь необходимо уточнить то, кем является Сет. Сет – с одной стороны входит в состав божественной девятирицы, но при этом являет не созидательный, а разрушительный аспект, в отличие от Осириса. Для Нуна – Бога в себе жизнь не требует разрушения: Бог в себе есть то, что мы называем «Вечный покой». Но когда творится вот это наше бытие, когда в мире Нуна возникает капля творения, когда кроме Божественного целого возникает Эдем, которого раньше не было и возникает космос, которого раньше не было, в нём включается этот закон – разрушение для созидания. Поэтому Бог разрушения, а иначе говоря сила разрушения, личностная сила разрушения характерна уже для космоса, а не для абсолютного бытия. Девятирица главой Атума касаясь Нуна, стопами(Осирисом, Сетом, Исидой и Нефтидой) касается космоса и тварной Земли. И тут(в космосе) эта сила разрушения может выйти из повиновения(т.к. подобно всем силам имеет свободную волю)… Данное отступление важно тем, что выявляет пантеистический элемент в Египетской религии. Зубов пытается даже объяснить сочетание созидание-разрушение в аналогии с христианством. На мой взгляд, это не совсем корректно по одной простой причине. В христианском теизме, в отличие от пантеизма между Богом-Творцом и сотворённым космосом лежит НЕПРОХОДИМАЯ ПРОПАСТЬ, ибо природа Божественного и тварного НЕСОИЗМЕРИМЫ друг с другом – ни ангелы, ни люди не имеют Божественной природы, им дано лишь быть ПРИЧАСТНЫМИ Богу посредством Благодати, посылаемой Творцом. В Египте же явно наличествует пантеистическая направленность: Зубов говорит, что разрушение-созидание характерно только для космоса, но при этом сама сила разрушения(Сет), действующая в космосе, является частью Божественной девятирицы, т.е. входит в полноту Божества! Т.о.Сет не просто «тварная энергия», но аспект, пусть и низший, самого Бога. Следовательно и всё мироздание есть не более чем материальное проявление Божества, а поскольку бунтующий Сет входит в Божественную девятирицу, разделение и «война» происходят в САМОМ БОГЕ (чистой воды Гегелевский пантеизм).

Итак, Исида рождает Гора, но поскольку Гор рождён от мёртвого отца, он не совершенен и отмечен ущербностью – был «слаб ногами»(знак несовершенной человеческой природы). Сет не мог просто так убить Гора-младенца, поскольку тот был охраняем Атумом и когда тот вырастает, Сет соблазняет Гора: сначала он ему предлагает пробыть 3 месяца под водой – они превращаются в бегемотов и сражаются на глубине. Потом Сет старается всячески склонить Гора к….гомосексуальному контакту, и хотя Исида всячески предупреждала Гора против этого, Гор соглашается на половой акт, но при этом не позволяет Сету кончить в себя, а подставляет ладонь. Затем Гор приносит это семя смерти своей матери, та в ужасе отсекает руку своему сыну и выбрасывает её в дальнее болото.

Потом происходит судебный поединок между Гором и Сетом перед лицом всех собравшихся богов во главе с Гебом-судьёй. Перед началом поединка Сет насмешливо пытается опозорить Гора: да я, мол и сражаться-то с ним не буду, он ведь отдался мне и стал «бабой». На это Гор отвечает, что….покажи, где твоё семя. Путём магических заклинаний Сет взывает: о семя моё блистательное, покажись где ты находишься у этого призренного….А семя ему откликается из дальнего болота:))))) Тут начинается поединок и в конечном итоге оба противника калечатся: Сет вырывает у Гора один глаз(знак силы творения), а сам лишается…яиц. Геб объявляет, что поединок закончился вничью и выносит решение отдать Сету Небо,а Гору – Землю, но потом, почему-то(неизвестно), решение пересматривается и всё отдаётся Гору. После этого противники возвратили друг другу «отобранные» части(глаз и яйца). Сет тащит тело убитого Осириса и Гор, открыв рот отцу, вкладывает в него свой глаз, тем самым воскрешая Осириса…Важно отметить, что Сет НЕ УНИЧТОЖАЕТСЯ, не низвергается, поскольку является одним из божественной девятирицы, но только лишается своего буйного беззакония.

Мин – Божественное как проявленное в мире. В этом смысле Гор-младенец и Мин – одно и то же лицо, но только Гор как Мин выступает уже не младенцем, «слабым ногами», но тем, кто воскрешает своего отца Осириса. Мина изображали с рогами и прямо стоящим половым членом с плёткой в одной руке(член – символ рождающей силы, плётка – знак власти и управления миром).

Анубис – собакоголовый сын Осириса и Нефтиды – на посмертном суде взвешивает сердце человека на соответствие его Правде.





Скачать 3.24 Mb.
оставить комментарий
страница1/8
Дата27.09.2011
Размер3.24 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх