Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки» icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религиоведение» вузовского компонента цикла опд по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Социология и социальная антропология»...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «религиоведение» вузовского компонента цикла опд...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг» (часть II) вузовского...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг» (часть I) вузовского...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии» вузовского...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Литература средних веков и Возрождения...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «механика...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «измерительные информационные системы»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины “ Культурная антропология” по направлению 031600...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "немецкий язык" вузовского компонента цикла гсэ...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «этнография и география религии» вузовского...



Загрузка...
скачать


Федеральное агентство по образованию

Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«Южный федеральный университет»


Факультет философии и культурологии


Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю

на заседании кафедры ИФ Декан факультета

Протокол № «___»_________200 г. (зам. декана по учебной работе)

Зав.кафедрой _______________ «____»_____________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


учебной дисциплины «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

вузовского компонента цикла ОПД

по направлению 031600

«Искусство и гуманитарные науки»


^

Составитель


Кандидат филос. наук, доцент

Астапов С.Н.





Ростов-на-Дону


2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………….………………………………….… 2

2. Учебно-тематический план курса …………………………………………3

3. Программа курса ………………………………………………………........4

4. Планы лекций………………….……………………………………………8

5. Вопросы модульного контроля ...…………………………………………10

6. Темы рефератов…………………………………………………………….12

7. Вопросы к зачету………………………………………...............................12

8. Глоссарий …………………………………………………………………..13

9. Тесты …………………………………………………………………..........17

10 Учебно-методическое обеспечение курса ...……………………………..26


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1 .Цель курса – формирование у студентов понимания места и роли религии в мировой культуре.

2. Задачи курса:

  • выявить общие закономерности развития разных религиозных систем;

  • с позиций религиоведческого анализа раскрыть особенности вероучения, культа и организационных структур той или иной религии;

  • рассмотреть систему ценностей и этические нормы основных религий современности;

  • сформировать знание основных понятий и терминов, свойственным отдельным вероучениям;

  • ознакомить студентов с современным состоянием рассматриваемых религий.

^ 3. Место курса в профессиональной подготовке студентов

Курс «Религиоведение» является важной учебной дисциплиной в системе гуманитарного образования. Он способствует формированию научного мировоззрения и призван повысить религиоведческую подготовку слушателей. Вносит вклад в осмысление процессов взаимодействия религии и общества, а также указывает на основные тенденции негативного воздействия религиозных явлений (экстремистский фундаментализм, нарушение светскости государства, деструктивность некоторых религиозных объединений и пр.) В рамках учебного курса «Религиоведение» рассматриваются принципы рационального подхода к аксиологическому, мировоззренческому, психотерапевтическому и пр. аспектам религии.

^ 4.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По завершении изучения дисциплины слушатель должен

з н а т ь:

-содержание вероучений, культовых обязательств различных конфессий;

-содержание сакральных текстов, историю их появления и канонизации их состава;

-сущность принципа свободы мысли и совести

у м е т ь:

-использовать полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности;

- практически осуществлять аргументационный процесс в диалоге религиозного и нерелигиозного мировоззрений на обыденном и теоретическом уровнях;

-самостоятельно фиксировать актуальные проблемы религии, анализировать их на основе применения методологии и принципов научного религиоведения.

и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:

-о социологических, психологических, феноменологических концепциях религии, их предмете, содержании базисных теоретических принципов;

-об основах и предпосылках религии, ее строении, структуре, о месте в системе культуры, функциях в обществе, группах, личности;

-о соотношении религии и науки, особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире, о сути религиозных и нерелигиозных интерпретаций данных науки.


^ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА




Название модуля, темы

Лекции (час.)


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Модуль 1. Религия как предмет научного изучения

Религиоведение как научная дисциплина

Сущность, структура и социальные функции религии

Проблема происхождения и типологии религии.


^ Модуль 2. Родо-племенные и национальные религии

Ранние формы религии

Национальные религии Древнего мира

Национальные религии Дальнего Востока

Национальные религии Индии

Иудаизм


^ Модуль 3. Мировые религии

Буддизм

Христианство

Ислам


Модуль 4. Религия в современном мире

Современные нетрадиционные культы

Свобода совести как общечеловеческая ценность


2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2




ВСЕГО

28

^ 3. ПРОГРАММА КУРСА «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»


Тема 1. Религиоведение как научная дисциплина

Актуальность религиоведческих знаний в современных условиях. Религиозные феномены как предмет исследования религиоведения. Краткое изложение представлений о религии в истории философской мысли. Появление религиоведения как научной дисциплины. Основные разделы религиоведения. Сложность и многообразие подходов к определению религии: теологический (А.Мень, Р.Отто, П.Тиллих, Х.Кокс), философский (И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах, К.Маркс), социологический (М.Вебер, Э.Дюркгейм), психологический (У.Джемс, З.Фрейд, К.Г.Юнг, С.Гроф и др.). Анализ сущностных определений религии (вера в сверхъестественное, дихотомия сакрального-профанного, наличие культа, вера в богов).


^ Тема 2. Сущность, структура и социальные функции религии

Социальные, гносеологические, психологические и исторические детерминанты религии. Структура религиозной системы и характер взаимоотношения элементов этой системы. Религиозное сознание, которое определяется верой в сверхъестественное, как главный элемент религиозной системы. Теоретический и обыденный уровни религиозного сознания. Основные черты религиозного сознания: наглядная образность и эмоциональность, сосуществование рациональных и нерациональных представлений, функционирование с помощью религиозной лексики. Параметры религиозной веры и ее отличие от нерелигиозных типов веры. Противоречия религиозного сознания. Эволюция религиозного сознания. Проблема религиозного (в т.ч. и мистического) опыта. Культовая и внекультовая религиозная деятельность. Структура культовой деятельности: содержание, предмет, субъект, средства, способы и результат. Религиозные отношения – концентрированное выражение религиозных представлений, чувств и действий. Религиозные организации как средство функционирование религии в обществе. Типы религиозных организаций и их характеристика. Концепция развития религиозной организации «от секты церкви». Компенсаторная, легитимирующая, регулятивная, мировоззренческая, интегрирующая-дезинтегрирующая, коммуникативная, культуротранслирующая функции религии. Роль религии в обществе.


^ Тема 3. Проблема происхождения и типологии религии

Гипотеза «дорелигиозного периода» в истории человечества. Основные концепции происхождения религии: натуралистическая (мифологическая) (М.Мюллер, А.И.Афанасьев); прамонотеистическая (В.Шмидт); эволюционная (Тейлор, Фрейзер, Спенсер, Робертсон-Смит), функциональная (Дюркгейм, Малиновский, Радклиф-Браун, Дюмезиль), структуралистская (Леви-Стросс), психоаналитическая (З.Фрейд, К.Юнг), феноменологическая (Элиаде). Типологии религий по предмету религиозных верований. Типлология религий Г.Гегеля. Эволюционистские типологии религии (К.П. Тиле и др.). Историко-этнографическая типология С.А. Токарева.


^ Тема 4. Ранние формы религии

Антропосоциогенез и проблемы возникновения религии. Первобытное мышление в анализе Леви-Брюля и Леви-Стросса. Критический анализ концепций о первоначальной форме религии. Взаимоотношения магии и религии. Роль архаических социальных структур в порождении родоплеменных религиозных систем. Архаические формы религии (фетишизм, тотемизм, анимизм), религии в период развитого родового строя (культ родовых святынь, культ предков), религии в период разложения родового строя (шаманизм, нагуализм, тайные союзы, культ вождей, вера в мана, культ племенного бога). Обряды посвящения в родоплеменных религиях. Пережитки первобытных верований и культов в мировых религиях и народных суевериях. Современное состояние родоплеменных религий.


^ Тема 5. Национальные религии Древнего мира

Специфика национально-государственных форм религии. Общие черты религий ранних классовых обществ. Религия Месопотамии (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония). «Эпос о Гильгамеше» и «Ветхий завет». Древнеегипетская религия. Номовые божества и их роль в складывании общеегипетского пантеона. Аграрный культ умирающего и воскресающего бога Осириса. Содержание египетской «Книги Мертвых». Сущность религиозной реформы фараона Эхнатона. Древнеегипетские представления о человеке и его душах.

Комплекс древнейших верований иранских народов – идейная основа зороастризма. Резкий дуализм картины мира, светлого и темного начал в зороастризме. Авеста. Эсхатологические представления зороастризма и христианства. Зороастризм как экологически ориентированная религия. Роль огня в зороастризме. Религиозные обязанности последователя зороастризма.

Древнегреческая религия: обожествление природы, освящение труда, объявление бога в красоте. Жертвоприношения. Мантика. Пророчества. Элевсинские таинства. Мистериальные культы Дионисия.

Истоки римской религии (культ семейно-родовых духов покровителей, аграрные культы, культ племенных (полисных) богов). Публичный характер почитания богов – главная особенность религии Древнего Рима.

^ Тема 6. Национальные религии Дальнего Востока

Религиозно-мифологические представления древних китайцев: почитание неба и культ императоров, культ мертвых, верховное божество Шан-ди, поклонение небу и земле, магия и геомантия. Конфуций и его учение. Ритуал, культ предков, сыновняя почтительность, социальная доктрина. Религиозный даосизм. Лао-цзы и книга «Даодэцзин». Принцип «недеяния». Учение о бессмертии. Астрология, геомантия, медицина и магия. Формирование пантеона. Синкретизм как особенность религиозной ситуации в Китае. Конфуцианство, даосизм и буддизм. Конфуцианство и даосизм в современном мире.

Синтоизм как традиционная религия Японии. Космология и пантеон. Проникновение буддизма в Японию, взаимоотношения с синтоизмом (рёбу-синто). Культ императора. Синтоизм в современной Японии.

^ Тема 7. Национальные религии Индии

Доведический и ведический периоды древнеиндийской цивилизации и религии. Древнеиндийская мифология и религиозный культ. Боги древних ариев. Ведийская литература: Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), Брахманы, Араньяки, Упанишады. Брахманский период: варновый строй и учение о дхарме, карме, сансаре и мокши. Священные животные. Культы рек, деревьев, камней. Кризис брахманизма в VI в. до н.э.

Индуизм. Особенности культов Вишну и Шивы как преобладающих в индуизме. Шактизм, культ Камы. Культы Кришны и Рамы. Жрец и жертвоприношение в индуизме. Институт отшельничества. Реформаторские движения в индуизме в XIX-XX веках. Влияние индуизма на современные нетрадиционные религии.

Джайнизм: особенности вероучения и организации. Шветамбары и дигамбары.

Религия сикхов: специфика вероучения, культа организации.


^ Тема 8. Иудаизм

Древнееврейская культурно-цивилизационная система и ветхозаветный иудаизм. Древнеиудейская Тора как библейский пратекст. Культ: храм и жертвоприношения. Древнеиудейские пророки. Формирование мессианских идей в послепленный период.

Религиозная жизнь еврейского народа на этапе составления раввинистических комментариев к Танаху. Формирование палестинского и вавилонского Талмудов. Антиталмудические течения: караимы, хасиды (история возникновения, особенности вероучения). Правила еврейского благочестия. Суббота. Годовой круг религиозных праздников. Ортодоксальное, консервативное и реформаторское течения в современном иудаизме. Иудейская мистика (Каббала, Зогар) и современные нетрадиционные культы. Иудаизм и сионизм.


^ Тема 9. Буддизм

Исторические условия возникновения буддизма. Борьба буддизма и брахманизма. Буддистские предания об основателе религии Сиддхартхе (Гаутаме). Основы буддийского мировоззрения. Буддийские сангити. Буддийский священный канон. Отличительные особенности махаянистского и хинаянистского вариантов буддизма. Буддизм ваджраяны. Распространение буддизма в Южной, Юго- Восточной Азии в южной традиции тхеравады и в северной в Китае, Вьетнаме, Япония, Тибете. Специфика тибетского буддизма. Современное состояние буддизма. Буддизм на территории России.


^ Тема 10. Христианство

Общественно-исторические и идейные предпосылки возникновения христианства. Новый Завет. Раннее христианство: эволюция от общины к государственной религии империи. Церковь и клир. Формирование христианской догматики в эпоху Вселенских соборов. Никео-Константинопольский Символ веры. Христианские догматы.

Древние восточные церкви («нехалкидонские исповедания»): несториаство (Ассирийская церковь Востока) и монофизитство (Коптская православная церковь, Сирийская (яковитская) православная церковь, Армянская Апостольская Церковь).

Причины разделения восточного и западного христианства. Православие: особенности догматики и культа. Организационная структура православия. Автокефалия и автономия православных церквей в современном мире.

Католицизм: специфика догматики, культа, организации. Унии католичества с восточными христианскими церквами. Социальная доктрина католицизма и роль Ватикана в современном мире.

Реформационное движение в Западной Европе и протестантизм. Отличительные особенности раннего протестантизма (англиканства, лютеранства, кальвинизма). Основные деноминации позднего протестантизма: баптизм, адвентизм, пятидесятничество. Свидетели Иеговы. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). Протестантизм в истории России.
История Русской Православной Церкви. Социально-политические и культурные предпосылки крещения Руси и проблема «выбора веры» князем Владимиром. Русская митрополия в Киевский период. Феномен русского двоеверия. Московский и Синодальный периоды истории Церкви. Раскол и старообрядчество; старообрядческие церкви, толки, согласия. Духовные христиане («старое русское сектантство»): христоверы (хлысты), духоборцы, молокане. Православие в современной России.


^ Тема 11. Ислам

Социокультурный контекст зарождения ислама. Идейные предпосылки ислама. Проповедь и деятельность пророка Мухаммеда. Коран. Сунна. Превращение ислама в идеологию Арабского Халифата. Способы распространение ислама. Борьба за власть и раскол ислама на основные направления (суннизм и шиизм). Суфизм. Главные догматы исламского вероучения. Важнейшие обязанности мусульманина. Особенности исламского культа. Шариат. Реформация ислама в 19 веке. Фундаменталисткое и модернистское течения ислама. Определяющие тенденции эволюции современного ислама.


^ Тема 12. Современные нетрадиционные религии

Предпосылки и условия возникновения современных нетрадиционных религиозных движений и культов и их идейные источники. Общая характеристика различных нетрадиционных религий. Классификации нетрадиционных религий. Проблема «деструктивности» нетрадиционных религий и принудительное депрограммирование адептов. Антикультовое движение и свобода совести. Общая характеристика некоторых нетрадиционных религий, функционирующих в г. Ростове-на-Дону.


^ Тема 13. Свободомыслие и свобода совести

Секуляризация как общественный феномен. Современные концепции секуляризации (Р.Белла, М.Вебер, П.Сорокин, Д.М.Угринович). Формы проявления и последствия секуляризации на исходе 20 века. Характеристика основных форм свободомыслия (богоборчество, религиозный скептицизм, религиозный индифферентизм, антиклерикализм, атеизм). Идея веротерпимости в общественной истории. Определение свободы совести и ее аспекты (философский, правовой и экономический). Главные условия реализации свободы совести. Современное российское законодательство о свободе совести.


^ 4. ПЛАН ЛЕКЦИЙ


Модуль 1. Религия как предмет научного изучения

Лекция 1. Религиоведение как научная дисциплина

  1. Формирование и специфика науки о религии.

  2. Основные разделы религиоведения.

Лекция 2. Сущность, структура и социальные функции религии

  1. Структура религиозной системы.

  2. Социальные функции религии.

Лекция 3. Проблема происхождения и типологии религии

  1. Основные теории происхождения религии.

  2. Принципы типологии религии.


Модуль 2. Родо-племенные и национальные религии

Лекция 1. Ранние формы религии

  1. Архаические формы религии (магия, фетишизм, тотемизм, анимизм).

  2. Современное состояние родоплеменных религий. Реликты первобытных верований и культов.

Лекция 2. Национальные религии Древнего мира

  1. Религии Егита и Месопотамии.

  2. Зороастризм.

Религия в Древней Греции и Древнем Риме.

Лекция 3. Национальные религии Дальнего Востока

  1. Синто.

  2. Конфуцианство и даосизм как религиозные системы.

Лекция 4. Национальные религии Индии

  1. Индуизм.

  2. Джайнизм.

  3. Сикхизм.

Лекция 5. Иудаизм

  1. Эволюция иудаизма в ветхозаветный период.

  2. Основные течения современного иудаизма.



Модуль 3. Мировые религии

Лекция 1. Буддизм

  1. Возникновение буддизма и основные принципы буддийского учения.

  2. Основные направления буддизма

Лекция 2. Христианство (4 часа)

  1. Раннее христианство и основы христианского вероучения.

  2. Древние восточные («нехалкидонские») церкви.

  3. Православие

  4. Католицизм.

  5. Протестантизм.

Лекция 3. Ислам

  1. История ислама и основные принципы мусульманского вероучения.

  2. Основные направления современного ислама.


Модуль 4. Религия в современном мире

Лекция 1. Современные нетрадиционные культы

  1. Феномен «современных нетрадиционных религий».

  2. Проблема типологии современных нетрадиционных культов.

Лекция 2. Свободомыслие и свобода совести

  1. Процессы секуляризации и модернизации религий в современном мире.

  2. Российское законодательство о свободе совести.


^ 5. ВОПРОСЫ МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ


Модуль 1

  1. Когда появляется религиоведение как отрасль научного знания?

  2. Почему религиоведение является комплексной наукой?

  3. Чем отличается теологическая трактовка феномена «религии» от философской?

  4. Почему студенты университета должны получать религиоведческую подготовку?

  5. Какие факторы детерминируют религиозность?

  6. Почему религиозное сознание является центральным элементом религиозной системы?

  7. Какие характеристики имеет религиозное сознание?

  8. Что относится к средствам культа?

  9. Чем церковная организация отличается от сектантской?

  10. Какие социальные функции выполняет религия?

  11. В чем заключаются преимущества эволюционного объяснения происхождения религии над теологическими?

  12. Как трактуется проблема происхождения религии современными теологами и богословами?

  13. К чему сводится теория прамонотеизма?

  14. Кто из исследователей впервые увидел в тотемизме социальные основы?


Модуль 2

  1. Имели ли неандертальские захоронения религиозные мотивы?

  2. Является ли магия религией?

  3. Почему нагуализм появляется не раньше общественной стадии разложения родового строя?

  4. В каких родоплеменных религиях приоритетное место имеет трансперсональной опыт?

  5. Какие сюжеты шумерской мифологии вошли в «Ветхий завет»?

  6. Почему египтяне бальзамировали тела умерших?

  7. Чем зороастризм повлиял на христианство, ислам, буддизм?

  8. К какому из направлений индуизма относится «кришнаизм»?

  9. Почему джайны не занимаются аграрным трудом?

  10. На синкретизме каких религий основан сикхизм?

  11. Почему культ предков является стержнем конфуцианства?

  12. Конфуцианство является религией, идеологий или философией?

  13. В чем заключается цель даосской внутренней и внешней алхимии?

  14. В чем проявляется полиморфизм религиозной жизни японцев?

  15. Какие мистериальные культы были в древнегреческой религии?

  16. Какие особенности древнеримской религии?

  17. К какому иудейскому направлению относятся хасиды?


Модуль 3

  1. Какие социальные проблемы древнеиндийского общества призван был решить буддизм?

  2. Какие направления имеет буддизм?

  3. Каким способом можно получить религиозную заслугу?

  4. Перерожденцем какого сверхъестественного существа является Далай-лама?

  5. Какое значение имеет понятие «сатори»?

  6. Какие религиозные представления определяют ритуальную практику в амидаизме?

  7. Какие существуют версии места появления христианства?

  8. Когда христианство из маргинального течения превратилось в государственную религию?

  9. Какие варианты в толковании сущности Иисуса Христа обсуждались на Никейском вселенском соборе?

  10. Когда и по каким причинам произошел раскол на католицизм и православие?

  11. На какой догматической основе строилась торговля индульгенциями?

  12. Что обозначает слово «понтификат»?

  13. Какие предпосылки обеспечили начало кампании «крестовых походов»?

  14. К чему сводится программа «аджорноменто»?

  15. В чем проявляется протестантский фундаментализм?

  16. В чем смысл протестантской идеи абсолютного предопределения?

  17. Какое значение имеют в протестантизме обряды крещения и причащения?

  18. Почему в протестантизме родилась идея экуменического движения?

  19. Когда приходит христианство на Русь?

  20. Какие в 18 веке существовали православные секты?

  21. Каким социальным проблемам посвящена социальная доктрина РПЦ?

  22. Какие культы существовали в Аравии до появления ислама?

  23. Каким образом интерпретируется в исламе образ Иисуса Христа?

  24. Что такое Кааба и где она находится?

  25. С какого момента ведется мусульманское летоисчисление?


Модуль 4

  1. Почему появляются нетрадиционные религии?

  2. Все ли нетрадиционные религии являются деструктивными религиозными организациями?

  3. В чем проявляется синкретизм и эклектизм нетрадиционных религий?

  4. Чем характеризуются нетрадиционные религии группы «нью эйдж»?




  1. Что такое секуляризация?

  2. Какие формы свободомыслия существуют?

  3. Что такое толерантность?

  4. Какой закон РФ регламентирует деятельность религиозных объединений?



^ 6. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Проблема определения религии в современном религиоведении.

  2. Современные тенденции во взаимоотношениях религии и науки.

  3. Религия и политика.

  4. Религия и общество.

  5. Особенности религиозной морали.

  6. Взаимодействие религии и искусства.

  7. Религиозное право: сущность и характеристика.

  8. Теология как религиозная философия.

  9. Предпосылки и условия диалога светского и религиозного мировоззрений в современную эпоху.

  10. Шаманизм как архаическая техника экстаза.

  11. Магические представления древнеегипетской религии.

  12. Йогические принципы самопознания и духовного совершенствования.

  13. Мировоззренческие аспекты «И-цзин».

  14. Идея бессмертия в даосизме.

  15. Проблемы текстологии Ветхого и Нового Заветов.

  16. Мифологические истоки некоторых библейских тем.

  17. Социальная доктрина православия.

  18. Ислам и религиозно-политический экстремизм.

  19. Нетрадиционные религии в контексте проблем свободы совести.

  20. Перспективы развития или трансформации религии в будущем.



^ 7. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Основные типы определений религии.

  2. Проблема сущностных характеристик религии.

  3. Характеристика структурных элементов религиозной системы (религиозное сознание, культовая практика, религиозная организация).

  4. Функции религии в обществе.

  5. Исторические типы религии.

  6. Социальные, психологические, гносеологические детерминанты религиозности.

  7. Мифология и религия.

  8. Проблема происхождения религии.

  9. Ранние формы религии и их эволюция.

  10. Религиозная система Др.Египта.

  11. Зороастризм – религия Др.Ирана.

  12. Национальные религии Индии (индуизм, джайнизм, сикхизм).

  13. Национальные религии Китая (конфуцианство, даосизм) и Японии (синтоизм).

  14. Основы буддийского вероучения.

  15. Направления буддизма (хинаяна, махаяна, ваджраяна).

  16. Тибетская форма буддизма. Буддизм на территории России.

  17. Монотеизм и мессианизм в иудаизме.

  18. Возникновение и становление раннего христианства (предпосылки, истоки, вселенские соборы).

  19. Специфика догматики, обрядности и организации католицизма.

  20. Феномены католической культуры (папство, инквизиция, крестовые походы). Монашество на Западе.

  21. Введение христианства на Руси.

  22. Православное вероучение и культ. Исихазм.

  23. Краткая история РПЦ.

  24. Появление протестантизма, специфика протестантских течений.

  25. Происхождение и распространение ислама.

  26. Пять столпов веры ислама. Суфизм.

  27. Религия и политика. Ислам и религиозно-политический экстремизм.

  28. Современные нетрадиционные религии.

  29. Основные формы свободомыслия.

  30. Современное законодательство РФ о свободе совести.



8. ГЛОССАРИЙ

Айят (аят) – стих Корана.

Аниматизм – вера в некую безличную сверхъестественную силу, присущую людям, животным, мертвецам, материальным предметам.

Анимизм – вера в наличие у человека, животных, растений некоего начала, независимого от тела, – души.

^ Анимистические религии – религии, не содержащие идеи богов или единого Бога, а основывающиеся на вере в духов и души.

Антиклерикализм – воззрение, выступающее против притязаний религиозных организаций на господствующее положение в обществе, а также против распространения религии на другие сферы духовной жизни: образование, мораль, государственную идеологию.

^ Архат – человек, достигший нирваны и вышедший из сансары.

Атеизм – отрицание религиозной веры и культа и утверждение самосущности мира и самоценности человека.

^ Ахимса – принцип неубийства, неповреждения любой жизни.

Бодхисаттва – человек, достигший нирваны, но сознательно оставшийся в сансаре ради освобождения других людей.

Ваххабизм – религиозно-политическое движение в исламе за возврат к нормам жизни раннего ислама; отличается крайним фанатизмом и религиозной нетерпимостью, вследствие чего используется экстремистами.

Глоссолалия – неречевые звуки находящегося в молитвенном экстазе человека, признаваемые верующими говорением Богом на особом языке.

Деизм – философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир и все законы мироздания, не вмешивается в их действие, не принимает в делах мира никакого участия.

Деноминация – религиозная организация, занимающая промежуточное положение между церковью и сектой: более многочисленна, чем секта, но менее, чем церковь, существует намного дольше, чем секта, но менее, чем церковь и т. д.

^ Догмат – институционально санкционированное непреложное положение вероучения.

Дхарма – 1) образец, норма существования; 2) религиозно-нравственное установление; 3) в буддизме – элемент всего сущего, точечная вспышка психо-физической энергии.

^ Ересь – учение, нарушающее традиционную христианскую догматику.

Инициации – возрастно-половые посвятительные обряды.

История религии – наука, изучающая возникновение и историческое развитие разных религий.

Карма – космический закон всеобщей зависимости; согласно которому настоящая жизнь человека зависит от поступков в прошлой жизни, а будущая жизнь предопределяется поступками в жизни настоящей.

Конфессия – общность последователей одного вероисповедания.

Культ – совокупность религиозных действий, с помощью которых верующие пытаются воздействовать на сверхъестественный объект, чтобы добиться его расположения к себе.

^ Культ предков – обряды, связанные с верой в превращение умерших родственников в благодетельных духов.

Литургия – главная форма богослужения в традиционном христианстве.

^ Магия – обряды, связанные с верой в сверхъестественные отношения между естественными объектами.

Месса – католическая литургия.

Монотеистические религии – религии единобожия.

^ Мировые религии – религии, объединяющие людей разных национальностей и государств – христианство, ислам, буддизм.

Монофизитство – течение в христианстве, основанное на учении об одной природе Христа – божественной, поскольку она, как несравнимо более сильная, поглощает человеческую природу.

^ Национальные религии – религии, последователи которых принадлежат преимущественно к одной национальности или являются гражданами одного государства.

^ Нетрадиционные религии – религиозные течения, распространившиеся во второй половине ХХ в. и представляющие синтез элементов разных религий, мифологических систем, научных знаний.

Нирвана – состояние сверхбытия, характеризующееся отсутствием желаний и страданий.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и природу.

Религиоведение – комплексная дисциплина, которая изучает не отдельные проявления религии в тех или иных сферах человеческой жизнедеятельности, а религию в целом.

^ Религиозная деятельность – деятельность, направленная на сверхъестественное, либо осуществляемая по поводу сверхъестественного.

Религиозная организация – сообщество верующих, исповедующих какую-либо конкретную религию.

Религия – система идей и действий, основанных на вере в сверхъестественное.

Реформация – идейное движения в западноевропейских странах XVI в. по возвращению Западной церкви к нормам жизни евангельского христианства.

^ Ритуал – исторически сложившаяся форма символического поведения.

Политеистические религии – религии многобожия.

Салят – ежедневная пятикратная каноническая молитва у мусульман.

^ Сангха – буддийская община.

Сансара – цепь перерождений, последовательность переселений души.

Секта – религиозная организация, оппозиционная по отношению к господствующей.

Сверхъестественное – постулируемая религиозным сознанием реальность, не подчиняющаяся причинным зависимостям материального мира, законам природы и общества.

^ Свобода вероисповедания – право исповедовать любую религию, менять свои религиозные убеждения и переходить из одной религиозной организации в другую, индивидуально либо совместно с другими людьми совершать религиозные ритуалы, в том числе и публичные.

^ Свобода совести – свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, распространять свои убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свободомыслие – право человека руководствоваться в выборе тех или иных духовных ценностей только собственным разумом.

Секуляризация – 1) обращение церковной собственности (главным образом, земли) в государственную; 2) политика, призванную уменьшить роль церкви в общественной жизни; 3) освобождение искусства, морали, науки, философии от диктата религиозных догм.

Синагога – 1) иудейское собрание для совершения молитвы и изучения cвященных книг; 2) культовое здание, в котором собираются иудеи.

^ Сура – глава Корана.

Суфизм – мистико-аскетическое направление в исламе, исповедующее веру в слияние с Аллахом посредством экстатических действий.

Таинство – главное культовое действие в традиционном христианстве, направленное на стяжание божественной благодати.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь и кровную близость родовой группы с каким-либо животным или растением.

Уния – объединение какой-либо восточной христианской церкви с Римско-католической, в результате которого первая сохраняет свою обрядность и литургический язык, но признаёт католическое вероучение.

Фетишизм – наделение материальных предметов сверхъестественными свойствами.

Филиоквэ – в западном христианстве: признание исхождения Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына.

^ Хадж – в исламе: паломничество в Мекку.

Хадис – предание о словах или действиях пророка Мухаммада.

Халиф – преемник пророка Мухаммада, глава мусульман.

Хасидизм – мистическое течение в иудаизме, целью которого является экстатическое слияние с Богом.

^ Целибат – обет безбрачия католического духовенства.

Церковь – религиозная организация, принадлежность к которой определяется, как правило, традицией; организация, имеющая долгую историю существования, собственный административный аппарат и учреждения, напрямую не связанные с культовой деятельностью.

Шаманизм – вера в возможность непосредственного общения с духами, которое осуществляется определенными лицами (шаманами) в экстатическом состоянии.

^ Шариат – система религиозно-правовых норм, регулирующих все стороны жизни мусульман.

Экуменизм – движение за объединение всех христианских направлений в рамках единой догматики.

Язычество – 1) политеистическая национальная религия; 2) духовная культура народов до принятия ими христианства или ислама.


9. ТЕСТЫ

Количество вопросов – 35.

Время тестирования – 30 мин.

Оценочный балл: 35-33 правильных ответов - "отлично",

32 - 29 - "хорошо",

28 - 25 - "удовлетворительно".


1. III семестр

1. Специфической чертой древнегреческой религии следует считать

A. большое количество божеств.

B. антропоморфность божеств.

C. игры как элемент культа.

D. жертвоприношения как элемент культа.

^ 2. Конфуцианство - это

A. религия Древней Индии.

B. религия Древнего Ирана.

C. элемент религиозного культа Древнего Египта.

D. этико-философское и религиозное учение Древнего Китая.

^ 3. Фетишизм основывается на вере

A. в сверхъестественные свойства материальных предметов.

B. в сверхъестественные отношения между естественными объ­ектами.

C. в сверхъестественные кровно-родственные связи человека с животными и растениями.

D. в идолов и прочие изображения.

^ 4. Карма - это

A. священная книга индусов.

B. необходимая связь между поступками и их последствиями в ко­лесе перерождения.

C. предписанные свыше морально-этические нормы.

D. имя одного из индусских божеств.

^ 5. Догмат - это

А. институционально санкционированное вероучительное положение.

В. всякое высказывание авторитетного представителя той или иной религии.

С. краткое изложение принципов веры.

D. песнопение в православном богослужении.

^ 6. Церковь - это

А. здание для отправления культа.

В. совокупность священнослужителей.

С. религиозное объединение, имеющее многовековую историю, большое количество приверженцев, многоступенчатую иерархию.

D. объединение всех людей, считающих себя христианами.

^ 7. Монотеизм - это

А. религия единобожия.

В. религия многобожия.

С. жреческое сословие в Древней Греции.

D. позиция атеиста-индивидуалиста.

8. Религия основана на вере

А. в единого Бога.

В. в богов.

С. в священные тексты.

D. в сверхъестественное.

9. Пантеон – это

А. главный храм Афин.

В. главное святилище ацтеков.

С. иерархически организованная совокупность божеств.

D. мемориальное кладбище в Риме.

10. Мардук считался покровителем

А. Вавилона.

В. Рима.

С. Фив.

D. Мемфиса.

^ 11. Иудаизм - это

А. христианская секта, почитающая особую миссию апостола Иуды.

В. монотеистическая религия еврейского народа.

С. совокупность обрядов в индуизме.

D. один из основных вероучительных принципов мусульман-суннитов.

^ 12. Культ какого божества включает представления о его смерти и воскресении?

А. Ахурамазды.

В. Вишну.

С. Осириса.

D. Перуна.

13. Секта - это

А. подразделение в католической церкви.

В. произвольно составленная система догматов.

С. локальное религиозное объединение, оппозиционное к официальной религии.

D. всякое объединение верующих.

^ 14. Миф о всемирном потопе можно встретить в религии

А. Древней Греции.

В. Древнего Ирана.

С. Древней Руси.

D. Шумера.

15. Анимизм - это

А. религиозный экстаз.

В. культ животных.

С. мультипликационный фильм религиозного содержания.

D. вера в существование душ и духов.

16. Гаруспиции – это гадания по

А. бараньей лопатке.

В. внутренностям животных.

С. панцирю черепахи.

D. полёту птиц.

17. Реформу язычества на Руси провёл

А. князь Владимир.

В. князь Игорь.

С. князь Святослав.

D. волхв Святогор.

18. Культ предков относится к

А. анимистическим культам.

В. доанимистическим культам.

С. монотеистическим культам.

D. политеистическим культам.

19. Одна из вероучительных книг иудаизма называется

А. Веды.

В. Авеста.

С. Трипитака.

D. Талмуд.

20. Религиозное сознание отличается от нерелигиозного

А. социальной неактуальностью.

В. наличием веры в сверхъестественное.

С. простотой.

D. путаностью и противоречивостью.

21. Высказывание «Религия основана на переживании человеком своего единства с Богом» является

А. религиоведческим.

В. психологическим.

С. философским.

D. богословским.

22. Религия не выполняет функцию

А. мировоззренческую.

В. администрирующую.

С. регулятивную.

D. коммуникативную.

23. Прамонотеистическая концепция происхождения религии разработана

А. Э.Лэнгом и В.Шмидтом.

В. М.Мюллером и А.Афанасьевым.

С. К.Марксом и Ф.Энгельсом.

D. В.Богоразом и С.Токаревым.

24. ^ Мумификация служила неотъемлемой частью культа мёртвых

А. в Древнем Китае.

В. в Древнем Иране.

С. в Древнем Египте.

D. в Древнем Риме.

25. Заратуштра считается пророком

А. Ахурамазды.

В. Ангхро-Майнью.

С. Аматэрасу.

D. Авалокитешвары.

26. Священное Писание иудаизма называется

А. Авеста.

В. Библия.

С. Махабхарата.

D. Танах.

27. Религиозную реформу в Древнем Египте провёл

А. фараон Эхнатон.

В. фараон Хеопс.

С. фараон Тутанхамон.

D. жрец Сенухет.

28. Кришна является аватарой

А. Брахмы.

В. Вишну.

С. Шивы.

D. Ганеши.

29. Ауспиции были характерны для культа

А. Древнего Китая.

В. Древнего Ирана.

С. Древнего Египта.

D. Древнего Рима.

30. Одним из течений иудаизма является

А. вайшнавизм.

В. джайнизм.

С. тэнноизм.

D. хасидизм.

31. Религиозное сознание отличается от нерелигиозного

А. социальной неактуальностью.

В. наличием веры в сверхъестественное.

С. простотой.

D. путаностью и противоречивостью.

^ 32. Политеизм - это

А. комплекс верований, основанный на представлениях о кровном родстве между людьми и животными.

В. анимизм в его развитой форме.

С. ритуальная сторона монотеизма.

D. религия многобожия.

^ 33. Синтоизм - это

А. магический ритуал.

В. элемент даосизма.

С. политеистическая национальная религия Японии.

D. разновидность индуизма.

34. Дао - это

А. имя основателя конфуцианства.

В. безличный принцип космического бытия.

С. имя японского божества.

D. китайская разновидность буддизма.

35. Божествами ведийского пантеона являются

А. Дьяус, Индра, Рудра.

В. Дионис, Иакх, Рея.

С. Думузи, Иннана, Энлиль.

D. Гор, Исида, Ра.

2. IV семестр

1. Нетрадиционные религии – это

A. религиозные верования первобытного общества

B. религиозные течения второй половины ХХ века, характеризующи­еся сочетанием элементов разных религиозных традиций

C. религиозные течения Средневековья, оппозиционные официальной церкви.

D. протестантизм по отношению к католицизму и православию.

^ 2. Самой поздней по времени появления является

A. ислам.

B. иудаизм.

C. буддизм.

D. христианство.

3. Необходимость сознательного крещения проповедуют

A. баптисты.

B. католики.

C. копты.

D. православные.

^ 4. Анатман - это

A. священная книга индусов.

B. необходимая связь между поступками и их последствиями в ко­лесе перерождения.

C. предписанные свыше морально-этические нормы.

D. в буддизме: непризнание существования души как самостоятельной сущности.

^ 5. Ересь – явление, свойственное

А. буддизму.

В. индуизму.

С. христианству.

D. язычеству.

6. Межконфессиональным диалогом называется

А. преодоление раскола между православием и католицизмом.

В. диалог между протестантами и католиками по поводу верховенства папы римского.

С. религиоведческая конференция.

D. выработка принципов сосуществования различных конфессий.

7. В православном культе таинств

А. 3.

В. 5.

С. 7.

D. 9.

8. Хинаяна и махаяна - это

А. основные направления буддизма.

В. основные ритуалы в тибетском буддизме.

С. священные горы в японской религии синто.

D. иудейские апокрифы.

9. Христианство зарождается в недрах

А. славянского язычества.

В. римского язычества.

С. иудаизма.

D. ислама.

^ 10. Секуляризация - это

А. изъятие имущества религиозных организаций для нужд государства.

В. закрытие монастырей.

С. освобождение общественного и индивидуального сознания от религиозных догматов.

D. ритуальное отсечение головы в культе сатанистских сект.

^ 11. Родиной ислама считается

А. Багдад.

В. Дамаск.

С. Иерусалим.

D. Мекка.

12. Разделение христианства на православное и католическое окончательно оформилось в

А. III в.

В. Х в.

С. XII в.

D. XVI в.

^ 13. Сайнтология - это

А. подразделение в католической церкви.

В. наукообразно составленная система догматов.

С. одно из современных нетрадиционных движений.

D. объединение учёных-верующих.

^ 14. Суннизмом называется

А. одно из крупнейших направлений в исламе.

В. одно из направлений индуизма.

С. вероучительный принцип зороастризма.

D. традиция жертвоприношения.

15. Реформация – это движение в западном христианстве

А. III в.

В. Х в.

С. XII в.

D. XVI в.

16. Догмат о чистилище присущ

А. адвентизму.

В. католицизму.

С. православию.

D. христианству в целом.

17. Основоположника ислама звали

А. Хусейн.

В. Абу-Бакр.

С. Ахмад.

D. Мухаммад.

18. Раскол в Русской православной церкви произошел в

А. I в.

В. XI в.

С. XVII в.

D. XIX в.

19. Одна из вероучительных книг буддизма называется

А. Веды.

В. Авеста.

С. Типитака.

D. Талмуд.

^ 20. Таинство - это

А. основной элемент христианского культа, направленный на стяжание Божественной благодати.

В. религиозный текст, не вошедший в канон.

С. индивидуальная молитва.

D. языческий ритуал жертвоприношения.

21. Коран состоит из

А. 99 сур.

В. 100 сур.

С. 114 сур.

D. 555 сур.

22. Учение о духкхе свойственно

А. буддизму.

В. исламу.

С. иудаизму.

D. индийскому христианству.

23. Шахид - это

А. член бандформирований на Северном Кавказе.

В. террорист-смертник.

С. мусульманин-мученик.

D. знаток Корана.

^ 24. Коптская церковь - это

А. автокефальная православная церковь.

В. монофизитская христианская церковь.

С. представительство католической церкви в Египте.

D. протестантская деноминация.

^ 25. Архат в буддизме – это

А. скульптурное изображение Будды.

В. молодой монах.

С. человек достигший ниваны.

D. человек, совершающий паломничество в Тибет.

26. Христиане считают Христа

А. Богом.

В. пророком.

С. святым чудотворцем.

D. невинной жертвой политических репрессий Рима.

^ 27. Уния – это признание

А. какой-либо восточной христианской церковью католической догматики при сохранении своих обрядов.

В. какой-либо восточной национальной религией католической догматики при сохранении своих обрядов.

С. какой-либо протестантской деноминацией католической догматики при сохранении своих обрядов.

D. какой-либо восточной христианской церковью католической обрядности при сохранении своей догматики.

28. В современном мире православных церквей насчитывается

А. 10.

В. 15.

С. 20.

D. 35.

29. Принцип всеобщего священства характерен для

А. кальвинизма.

В. католицизма.

С. лютеранства.

D. православия.

30. Основными течениями ислама выступают

А. ваххабизм и суфизм.

В. суннизм и шиизм.

С. мутазилизм и шафиизм.

D. хариджизм и ибадизм.

31. Праздник Пасхи в иудаизме посвящён

А. еврейскому новому году.

В. исходу евреев из Египта.

С. основанию государства Израиль.

D. заключению завета между Богом и Авраамом.

32. Комплекс религиозно-правовых норм в исламе называется

А. имамат.

В. шариат.

С. джихад.

D. таухид.

^ 33. Православие в организационном плане представляет собой

А. церковь с единым административным центром.

В. совокупность независимых друг от друга общин, объединённых общностью вероисповедания.

С. совокупность 15 независимых церквей.

D. совокупность национально-территориальных религиозных организаций.

^ 34. Колесо с восемью спицами является символом

А. буддизма.

В. шиизма.

С. сатанизма.

D. адвентизма.

35. Мусульманин обязан молиться каждый день

А. 2 раза.

В. 3 раза.

С. 5 раз.

D. 10 раз.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Основные учебники

              1. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2001.

              2. Радугин А. А. Введение в религиоведение. – М.: Центр,1997.


Дополнительная литература

  1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск: Наука, 1989.

  2. Агаджанян А.С. Буддийский путь в ХХ в. – М., 1993.

  3. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. – М.: МГУ, 1984.

  4. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. – М.: ИФРАН, 1984.

  5. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М.: Наука, 1985.

  6. Буддизм: четыре благородных истины. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000.

  7. Буддизм. Словарь. – М.: Республика, 1992.

  8. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М.: Наука, 1993.

  9. Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

  10. Введение в буддизм. – СПб.: Лань, 1999.

  11. Гараджа В.И. Религиеведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

  12. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. – М.: Наука, 1986.

  13. Грюнебаум Г.Э., фон. Классический ислам. – М.: Наука, 1986.

  14. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. – М.: Знание, 1985.

  15. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. – М.: Наука, 1977.

  16. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. – Киев: СИНТО, 1993.

  17. Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – Изд-во Валаамского монастыря, 1992.

  18. Ислам. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

  19. Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991.

  20. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. – М.: Мысль, 1984.

  21. Карташов А.В. Вселенские соборы. – М., 1994.

  22. Католицизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1991.

  23. Керимов. Г.М. Ислам: происхождение, история и современность. – М.: Знание, 1984.

  24. Керимов. Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978.

  25. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. – М.: Наука, 1976.

  26. Максуд Р. Ислам. – М.: Гранд, Фаир-Пресс, 1999.

  27. Массэ А. Ислам: Очерк истории. – М.: Изд-во восточной лит-ры, 1963.

  28. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.: Советская Россия, 1985.

  29. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 1988.

  30. Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

  31. Никольский Н.М. История русской церкви. – Минск: Беларусь, 1990.

  32. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. – М.: Наука, М., 1980.

  33. Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М.: Гранд, ФАИР-ПРЕСС, 1999.

  34. Православие. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

  35. Протестантизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1990.

  36. Религиозные традиции мира. В 2 т. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.

  37. Религия сикхов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

  38. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1988.

  39. Савельев В. И. Свобода совести: история и теория. – М.: Высшая школа, 1991.

  40. Светлов Г.Е. Путь богов. (Синто в Японии.) – М.: Мысль, 1985.

  41. Тальберг Н. История христианской церкви. – М.: Интербук; Нью-Йорк: Астра, 1991.

  42. Телушкин, Й., раби. Еврейский мир. М., Иерусалим: Лехаим, 1998.

  43. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: ИПЛ, 1990.

  44. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986.

  45. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. – СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

  46. Торчинов Е.А. Даосизм. – СПб.: Лань, 1998.

  47. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. С. 142-160, 215-241.

  48. Фрэзер. Дж. Золотая ветвь. – М.: Наука, 1986.

  49. Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. – М.: Наука, 1980.

  50. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. – М.: Наука, 1988.

  51. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Киев: София, 2000.






Скачать 372,52 Kb.
оставить комментарий
Астапов С.Н
Дата27.09.2011
Размер372,52 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх