Нравственно-эстетическое воспитание в российских кадетских корпусах ( XVIII первая половина ХХ вв.) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования icon

Нравственно-эстетическое воспитание в российских кадетских корпусах ( XVIII первая половина ХХ вв.) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования


Смотрите также:
Гуманистическая направленность профессиональной подготовки медиков среднего звена (вторая...
Учебная программа для поступающих в магистратуру по специальности 1 – 08 80 06 «Общая педагогика...
Развитие идей педагогической антропологии в россии (вторая половина XIX начало XX вв.) 13. 00...
Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике 13. 00. 01 общая педагогика...
Нравственное воспитание младших подростков в поликультурной среде 13. 00. 01 общая педагогика...
Развитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века 1940 г) 13. 00...
Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся...
Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика...
Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика...
Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной...
Программа кандидатского экзамена по специальности (13. 00. 01 общая педагогика...
Духовно нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной...



Загрузка...
скачать


На правах рукописи


СВЕЖЕНЦЕВА Юлия Ивановна


Нравственно-эстетическое воспитание в российских кадетских корпусах (XVIII – первая половина ХХ вв.)


13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Воронеж – 2011


Работа выполнена на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов Воронежского государственного педагогического университета



^ Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент Седова Елена Евгеньевна







^ Официальные оппоненты:

академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Бим-Бад Борис Михайлович







кандидат педагогических наук, доцент

^ Ефремов Александр Юрьевич







Ведущая организация:

Орловский государственный университет



Защита состоится 26 сентября 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.036.03 при Воронежском государственном педагогическом университете по адресу: 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, ауд. 408.


С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Воронежского государственного педагогического университета (ауд. 31).


Автореферат разослан «__» августа 2011 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук,

доцент Печёнкин С.В.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования определяется процессами, которые в настоящее время происходят в системе военного образования Российской Федерации. Перед современной военной педагогикой России сегодня возникли исключительно сложные и важные проблемы: это не только научное обоснование процесса подготовки офицерских кадров, спо­собных успешно решать задачи национальной безопасности государства, но и формирование такой системы военного образования, которая отвечала бы но­вой структуре и приоритетным задачам Вооружённых Сил РФ.

Особую роль в духовной жизни страны всегда играл офицерский корпус, неотъемлемыми качествами которого выступали высокий интеллект, эстетическая культура, непреложное следование кодексу чести. Русский офицер, как правило, был прекрасно образован, начитан, обладал умениями и навыками организации досуга, хорошо владел словом, кистью, музыкальным инструментом, умел отлично танцевать. Все эти качества, естественно, закладывала семья, но они закреплялись и развивались в военно-учебных заведениях, прежде всего, в кадетских корпусах и военных гимназиях в процессе целенаправленного нравственно-эстетического воспитания. Среди выпускников кадетских корпусов были и выдающиеся литературные деятели (К. Рылеев, В. Даль, А. Куприн, К. Станюкович, А. Радищев, А. Сумароков, Ип. Шпажинский, С. Надсон, С. Минцлов, А. Суворин и др.), и художники (П. Федотов, Н. Ярошенко, В. Верещагин, скульптор П. Клодт и др.) и композиторы (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Н. Мясковский, Н.Титов, И. Ларионов, Н. Компанейский и др.). Российские офицеры - воспитанники кадетских корпусов являлись гордостью нации и выразителями национального самосознания и национального духа. Многолетнее непрерывное пребывание в стенах корпусов накладывало неизгладимый отпечаток на воспитанников, созданная в них культурно-образовательная среда с первых дней воинской службы формировала определённую систему ценностей, характер и личностные качества будущих офицеров, воспитывала в них способность к нравственной рефлексии, являющейся высшей целью образования.

Кадетские корпуса представляют собой уникальное явление военной и социокультурной истории России и русской эмиграции «первой волны», а возрождённые или вновь созданные российские кадетские корпуса в современной России испытывают настоятельную потребность в изучении истории родственных им дореволюционных и эмигрантских военно-учебных заведений с целью использования их наработанного десятилетиями опыта в организации современной военно-педагогической деятельности. Выбор оптимальных путей решения современных проблем воспитания возможен на базе различных источников, одним из которых является использование исторического военно-педагогического опыта. Ведь «настоящее бывает следствием прошедшего, - отмечал Н.М. Карамзин - чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее; одно другим, так сказать, дополняется и в связи представляется мыслям яснее»1, а видный историк отечественной педагогики М.И. Демков отмечал, что «только изучая многовековую педагогическую жизнь народов, мы можем вполне понять и оценить значение и роль современной теории воспитания, дидактики и методики, и те ценные приобретения, какие они сделали в течение веков»2.

^ Степень разработанности проблемы. Первые работы по истории военных учебных заведений появились ещё во второй трети XIX века3. В них содержались биографические сведения об известных преподавателях кадетских корпусов, выпускниках, некоторые сведения по истории возникновения и функционирования учебных заведений. Эти работы, написанные по заданию Военного министерства и Главного управления военно-учебных заведений, содержали значительный фактологический материал по истории военных школ царской России. Во второй половине XIX – начале XX вв. традиция создания официальных юбилейных изданий продолжилась. В свет выходят книги, посвящённые как системе военно-учебных заведений в целом4, так и отдельным заведениям – Первому кадетскому корпусу5, Павловскому кадетскому корпусу6, Морскому корпусу7, Пажескому корпусу8 и др., где разносторонне представлены документальные источники, отражающие историю создания кадетских корпусов. Общим недостатком этих трудов является отсутствие надлежащего анализа содержащегося в них богатого фактического материала. В последние десятилетия XIX в. появляются первые аналитические работы - это сочинения П.А. Галенковского1, где дана попытка рассмотреть методы педагогического воздействия на воспитанников кадетских корпусов.

В первые годы советской власти интерес к историко-педагогическим исследованиям дореволюционного военного образования резко упал. Можно отметить только статьи В.А. Муратова «Система военного образования» (1919), М.Н. Александера «Учебное дело в военных училищах дореволюционного периода и нынешних советских военных школах» (1922), носившие описательный характер. Лишь после создания в 1943 г. «по образу и подобию кадетских корпусов дореволюционной России» системы суворовских училищ изучение истории военных учебных заведений Российской Империи вышло из-под негласного запрета: появляются работы Т.П. Жестковой2 и Н.И. Алпатова3, раскрывающие организацию учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах, военных гимназиях и прогимназиях. В 60-80-е годы XX столетия исследованию проблем подготовки офицерских кадров в Российской Империи большое внимание уделяли П.А. Зайончковский4 и Л.Г. Бескровный5, появился ряд специальных исследований, посвящённых деятельности руководителей военно-учебных заведений, в которых содержится анализ их принципов воспитательной и образовательной политики. Это работы Р.Е. Альтшуллера6, О.А. Смолян7, А.Н. Шевелёва8. Однако исследования, выполненные на определённом этапе исторического развития нашего общества, отражали особенности своего времени: с одной стороны, наличие сильной идеологической доминанты, а с другой - недостаточное внимание к национально-культурным и социально-историческим ценностям.

Начиная с 90-х годов ХХ века, в связи с реформой военного образования и возрождением кадетских корпусов в России, интерес к историческому опыту подготовки будущих офицеров значительно возрос. Проблематика исследований расширялась, в научный оборот вводились новые архивные материалы и историко-педагогическая литература. Появился целый корпус диссертационных исследований по военному образованию Российской Империи: исторических - посвящённых как общему процессу становления и развития кадетского образования в России (Н.Н. Аурова, В.Р. Басаев, В.Н. Бондаренко, Т.И. Буковская, А.Г. Варфоломеев, В.Н. Миронов. В.В. Чернаков), так и деятельности отдельных кадетских корпусов (М.Б. Алборова, М.Ю. Боев, С.И. Вахмистрова, Е.А. Комаровский); историко-педагогических – анализирующих как общие проблемы образования и воспитания будущих офицеров на всём протяжении истории существования военного образования в России (И.А. Алёхин, В.М. Коровин, В.М. Курмышов, В.А. Свиридов), так и отдельные направления: гуманитарную подготовку (А.Р. Полянин), патриотическое воспитание кадет (С.Н. Смирнов), духовно-нравственное воспитание (В.Е. Кучеров, Л.С. Шпанагель, А.С. Сушанский) и др.; монографии о кадетском образовании А.И. Каменева, В.М. Крылова и В.В. Семичёва, В.А. Гурковского. В изучении российского военного Зарубежья происходит постепенный переход от общего исследования проблемы к углубленному анализу различных её аспектов, в том числе и военно-учебных заведений (А.М. Бегидов, Е.Ф. Ершов, С.А. Волков, И.В. Домнин, А.В. Окороков, Е.И. Пивовар, Е.Е. Седова, Ю.С. Цурганов, Ю.Н. Черных и др.). Как справедливо отмечал академик Е.П. Челышев, «исследование отвергнутых от России пластов культуры имеет не только чисто научное, академическое, но и практическое значение. Проблемы, о которых спорили в свое время в среде русских эмигрантов, особенно актуальны для нас сегодня в обстановке поиска путей преодоления социально-экономического кризиса в стране, обновления России, возрождения её культуры. Обращение к гуманистическим, нравственным истокам национальной культуры, сохранённым в наследии лучших представителей российской эмиграции, может способствовать оздоровлению российского общества, преодолению в нём негативных тенденций»1.

Кризисные явления в области культуры и нравственности в последние десятилетия актуализировали и научный интерес к проблеме нравственно-эстетического воспитания, попыткам осознания педагогического опыта прошлого в этом направлении, что также нашло своё отражение в появлении историко-педагогических исследований особенностей нравственно-эстетического воспитания в различных учебных заведениях дореволюционной России: гимназиях и лицеях (И.Н. Тарова, Л.Г. Иванова и др.), церковно-приходских школах (С.Е. Горшкова, Н.Л. Чупахина, Р.В. Ященко и др.). Однако, можно утверждать, что специальных работ, посвящённых особенностям нравственно-эстетического воспитания будущих офицеров в российских кадетских корпусах на сегодняшний день нет.

Сравнительный анализ историко-педагогического опыта военного воспитания и современной практики нравственно-эстетического воспитания будущих офицеров позволил выявить ряд противоречий, а именно:

- между важностью системы нравственно-эстетического воспитания как аксиологической основы формирования высококультурной военной элиты России и отсутствием целостного историко-педагогического исследования в этой области;

- между преемственностью системы нравственно-эстетического воспитания в Русском Зарубежье с дореволюционным опытом и недостаточным научным осмыслением механизмов обеспечения подобной преемственности в современной военно-педагогической практике;

- между декларируемыми идеями восстановления связи с педагогическим наследием дореволюционного периода и педагогикой Русского Зарубежья, и недостаточной их актуализацией в теории и практике современного образования;

- между поисками современной педагогикой путей эффективного нравственно-эстетического воспитания будущих офицеров и недостаточной изученностью и невостребованностью форм и средств нравственно-эстетического воспитания, разработанных и апробированных в системе российских военно-учебных заведений.

Вышесказанное выявило проблему исследования: какие концептуальные идеи лежали в основе нравственно-эстетического воспитания в кадетском образовании России и Русского Зарубежья, и посредством каких направлений, форм и условий оно реализовывалось?

С учетом актуальности и научно-практической значимости проблемы нами был сделан выбор темы диссертационного исследования: «Нравственно-эстетическое воспитание в российских кадетских корпусах (XVIII – первая половина ХХ вв.)».

^ Объект исследования: система воспитательной работы в российском кадетском образовании в XVIII - первой половине XX века.

Предмет исследования: особенности нравственно-эстетического воспитания кадет в Российской Империи и русской эмиграции.

Цель исследования: на основе историко-педагогического анализа выявить и обосновать ведущие принципы, формы и условия нравственно-эстетического воспитания в кадетском образовании дореволюционной России и Русского Зарубежья.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- рассмотреть генезис идей нравственно-эстетического воспитания в отечественной философско-педагогической мысли XVIII – первой половины XX вв.;

- представить общественную дискуссию по проблемам нравственно-эстетического воспитания кадет, развернувшуюся в XIX– первой половине XX вв. на страницах военно-педагогической печати;

- проанализировать опыт деятельности кадетских корпусов и военных гимназий России и Русского Зарубежья с точки зрения формирования системы нравственно-эстетического воспитания кадет;

- систематизировать ведущие педагогические принципы, направления, формы и условия нравственно-эстетического воспитания в российских кадетских корпусах.

^ Хронологические рамки исследования определяются историей становления и развития системы кадетского образования в России: с 1732 года, когда состоялось открытие Шляхетского кадетского корпуса - первого профессионального военно-педагогического учреждения России, до 50-х годов ХХ века, когда прекратили свою деятельность воссозданные в русской эмиграции в начале 1920-х годов российские кадетские корпуса, продолжившие двухсотлетние исторические традиции воспитания военной элиты Российской Империи.

При проведении исследования автор руководствовался принципами научности, системности, объективности, исторического, логического, теоретического и эмпирического единства.

^ Методологической и теоретической базой исследования явилась совокупность подходов и принципов современной науки, определивших стратегию и тактику изучения проблемы. В частности, мы опирались на следующие подходы и принципы:

- культурологический подход (В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов1, Е.В. Бондаревская2), который как «конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий» во взаимосвязи учёта связей культуры, её ценностей с личностью и творческой деятельностью и позволяет учесть многообразие социокультурных явлений;

- антропологический подход (К.Д. Ушинский3, Б.М. Бим-Бад4, Е.А. Плеханов5. В.И. Слободчиков6), который концентрирует внимание на особенностях человека как базовой ценности и цели образования и ориентируется на его духовное развитие с учётом особенностей его интеллектуально-мыслительных и эмоционально-чувственных процессов7;

- средовой подход (Е.П. Белозерцев1, Ю.С. Мануйлов2. Л.И. Новикова3), который позволяет выявить и проанализировать всю многоаспектность природных, исторических, религиозных, материальных и социальных условий исследуемого явления в совокупности внутренней и внешней среды кадетского образования.

Методы исследования: историографический, компаративистский, метод исторических аналогий, ретроспективный анализ философской, педагогической, юридической и культурологической литературы, характеризующей основные подходы к постановке и решению проблемы нравственно-эстетического воспитания в военно-учебных заведениях России и Русского Зарубежья, также методы системного анализа, классификации, систематизации и обобщения.

^ Источниковая база исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач исследования были привлечены разнообразные исторические источники, которые можно подразделить на несколько групп. Первую группу источников составляют неопубликованные архивные материалы, хранящиеся в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), отделе рукописей Российской национальной библиотеки, (ОР РНБ), Государственном архиве Воронежской области (ГАВО), Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), архиве русской эмиграции в Королевском музее Армии и Военной истории в Брюсселе (Musee Royale de l’Armee et de l’Histoire Militare).

Ко второй группе источников относятся нормативно-правовые документы и акты, представленные различными уставами, положениями о кадетских корпусах и военных гимназиях, наставлениями, инструкциями, циркулярами по военно-учебным заведениям, указами Главного управления военно-учебными заведениями, а также отчёты педагогических съездов, совещаний.

Третью группу источников составляют материалы педагогической и военно-педагогической периодической печати – журналы «Педагогический сборник», «Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений», «Кадетская перекличка», «Часовой», «Русская школа за рубежом» и т.д.

К четвертой группе источников можно отнести мемуары бывших воспитанников кадетских корпусов и художественные произведения, затрагивающие кадетский быт и образование дореволюционной России и пореволюционной эмиграции.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

1. Становление системы нравственно-эстетического воспитания в кадетских корпусах России и Русского Зарубежья проходило в тесном взаимодействии с основными философскими и педагогическими течениями XVIII – первой половины ХХ вв. через понимание духовного становления и образования человека как целостного процесса, через постепенную актуализацию взаимосвязи и взаимозависимости нравственного и эстетического воспитания, через усиление понимания искусства и литературы как основы нравственного воспитания, через осознание нравственно-эстетического воспитания кадет как наиболее надёжной гарантии от влияния безнравственности.

2. Важнейшую роль в разработке путей нравственно-эстетического воспитания кадет сыграли философско-педагогические воззрения И.И. Бецкого, К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина, В.И. Водовозова, В.П. Острогорского, П.Ф. Каптерева, С.А. Рачинского, М.М. Рубинштейна, М.И. Демкова, Н.Ф. Бунакова, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, а также общественная дискуссия по проблемам нравственно-эстетического воспитания кадет, представленная на страницах журнала «Педагогический сборник». Основным результатом стало понимание религии и религиозного воспитания как важного направления нравственно-эстетического развития личности; обязательное соединение созерцательных и действенных методов в освоении произведений искусства; соблюдение принципа добровольности в эстетической деятельности учащихся; опора в образовании и воспитании на лучшие образцы отечественной и зарубежной литературы; использование музыки как благотворного средства нравственно-эстетического воспитания; разработка эффективных методов преподавания литературы, музыки и изобразительного искусства, способствующих становлению нравственно-эстетического отношения к миру.

3. Нравственно-эстетическое воспитание кадет понимается нами как процесс формирования нравственных установок и поведенческих норм личности, сознательное и систематическое культивирование в воспитуемом нравственных качеств, организуемое и направляемое усвоение моральных ценностей и этических знаний через развитие эстетических чувств, эмоционально-образное постижение ценностей культуры на основе действенного (творческого) освоения лучших произведений литературы и искусства. Система нравственно-эстетической воспитания в российских кадетских корпусах складывалась постепенно - от интуитивного использования средств, форм и методов воспитания до разработки регламентирующих деятельность воспитателей концептуальных основ в инструктивных документах, а также эффективных механизмов их реализации.

4. Нравственно-эстетическое воспитание кадет являло собой целостную систему, представляющую организованную совокупность целей, принципов, содержания, форм, методов и условий, направляющих и преобразующих обучение и жизнь российских кадет. Основными принципами нравственно-эстетической воспитательной деятельности в военных учебных заведениях являлись: строгая регламентация учебно-воспитательного процесса, учёт возрастных особенностей, уважение личного достоинства кадет, добровольность в эстетической деятельности воспитанников, индивидуализация воспитательной работы. К основным формам, способствующим нравственно-эстетическому воспитанию кадет, относились: внеклассное чтение, литературные беседы, групповые чтения, издание рукописных журналов, устройство корпусных балов, обучение правилам этикета, любительские театральные постановки, посещение театров, индивидуальные и коллективные занятия музыкой, организация литературно-музыкальных вечеров, концертов. Педагогические условия эффективного нравственно-эстетического воспитания кадет: осознание тесной взаимосвязи нравственного и эстетического воспитании, понимание литературы и искусства как основы нравственно-эстетического воспитания; учёт и использование лучших достижений современной педагогической науки в поиске и разработке методов преподавания литературы, музыки и изобразительного искусства; обязательный контроль офицеров-воспитателей за содержанием изучаемых кадетами художественных и литературных произведений, театральных постановок при опоре на лучшие образцы отечественной и зарубежной литературы; роль авторитета и личного примера педагогов и офицеров-воспитателей в процессе нравственно-эстетического воспитания, и, в связи с этим, повышенное внимание к подготовке педагогических кадров; эстетизация предметной среды учебных заведений и быта учащихся; непрерывность и взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности кадет.

^ Новизна исследования состоит в том, что:

- введены в научный оборот малоизвестные широкому кругу исследователей и военных педагогов архивные и исторические источники по деятельности кадетских корпусов как в дореволюционной России, так и в пореволюционной эмиграции, имеющие практическую ценность для организации воспитания будущих офицеров в современных условиях;

- проанализированы и систематизированы философско-педагогические основания становления теории и практики нравственно-эстетического воспитания в кадетских корпусах России и Русского Зарубежья XVIII – первой половины ХХ века: постепенное осознание в философско-педагогической мысли духовного становления человека как целостного процесса; отношение к воспитательной деятельности как к «этико-эстетическому направлению» (В.П. Острогорский), целью которого является формирование такого мировоззрения, которое включает любовь к прекрасному, нравственную требовательность, отвращение ко всему «дурному и пошлому», стремление к возвышенному и благородному; понимание искусства не столько как предмета эстетического наслаждения, но, прежде всего, как средства познания жизни; осознание приоритетного значения религиозного и народного искусства как совершенного единства Красоты и Добра.

- выявлены и проанализированы характерные черты системы нравственно-эстетического воспитания кадет, представленной совокупностью гуманитарных предметов, многообразием форм и методов внеучебной работы, тщательным отбором и профессиональной подготовкой преподавателей и офицеров-воспитателей кадетских корпусов, определением единых подходов к нравственно-эстетическому воспитанию будущих офицеров через широкое общественное обсуждение на страницах военно-педагогической печати с опорой на прогрессивные гуманистические идеи отечественных педагогов;

- показана специфика организации жизни кадет и содержания учебно-воспитательного процесса, обеспечившая высокую результативность нравственно-эстетического воспитания кадет, а также механизмы сохранения исторических традиций воспитания будущих офицеров в условиях эмиграции;

- определены ведущие педагогические принципы, формы и условия нравственно-эстетического воспитания в российских кадетских корпусах, не утратившие актуальности и в наши дни.

^ Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе историко-педагогического анализа решена научная задача, связанная с выявлением философско-педагогических оснований и основных направлений нравственно-эстетического воспитания в российских кадетских корпусах XVIII - первой половины XX века, систематизацией содержательного наполнения и форм нравственно-эстетического развития кадет как части целостного многокомпонентного процесса подготовки будущих офицеров, а полученные результаты могут стать основой по разработке концептуальных положений теории и практики нравственно-эстетического воспитания в современной военной школе на основе принципа исторической преемственности.

^ Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные теоретические положения и выводы могут служить предпосылкой для дальнейших историко-педагогических исследований по проблеме нравственно-эстетического воспитания будущих офицеров; материалы исследования могут способствовать обогащению лекционных курсов по педагогике, истории педагогической мысли и образования, курса «История военной педагогики», при разработке спецкурсов, направленных на совершенствование общекультурной подготовки в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ, для более глубокого ознакомления солдат и офицеров, слушателей и курсантов, преподавателей военных вузов с богатейшим историко-педагогическим наследием русской военной школы, в военно-учебных заведениях Российской Федерации, а также для повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса при организации учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и суворовских училищах в условиях современной системы военного образования.

^ Этапы исследования:

- на первом этапе (2005-2007 гг.) изучалась историко-педагогическая литература и архивные материалы по вопросам теории и практики нравственно-эстетического воспитания кадет дореволюционной России и русской эмиграции «первой волны», определена проблема исследования, выявлена степень её изученности; проанализирован ряд работ по философии, эстетике, истории, педагогике, разработан научный аппарат исследования, определены теоретико-методологические основы и структура диссертации;

- на втором этапе (2008-2009 гг.) осуществлялся сбор, изучение, анализ и систематизация исследуемого материала, проводилось предварительное обобщение полученных данных исследования;

- на третьем этапе (2010-2011 гг.) обобщались и систематизировались материалы исследования, уточнялись выводы, оформлялся текст диссертации, апробировались её результаты.

^ Достоверность и обоснованность полученных результатов достигнуты системным подходом к рассмотрению предмета диссертации в его структурно-функциональных характеристиках, установлением взаимосвязей между ними; многообразным использованием архивных документов, широкой источниковой базой, использованием разнообразных методов в соответствии с логикой и организацией исследования при опоре на принципы историзма и объективности.

^ Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в двенадцати публикациях, включая статьи в изданиях, рекомендованных ВАК, а также докладывались соискателем на внутривузовских конференциях преподавателей, аспирантов и студентов Воронежского государственного педагогического университета «Образование: история, теория, практика» (2007, 2008 гг.), научно-практической конференции «Роль образовательных учреждений в гражданском и патриотическом воспитании молодёжи» (Областной центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи, Воронеж, 2007), Международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях» (Воронежский государственный университет, 2008), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы культурологи и педагогики» в рамках научной сессии «X Невские чтения» (Невский институт культуры и языка, СПб., 2008).

Структура диссертации определяется поставленными целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав и заключения.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Во введении обосновывается актуальность исследования, определены его объект, предмет, цель, задачи, хронологические рамки, охарактеризованы степень научной разработанности темы; источниковая база, методологическая основа, научная новизна и практическая значимость.

Первая глава диссертационного исследования «^ Теоретико-методологические основы становления теории и практики нравственно-эстетического воспитания в российских кадетских корпусах» посвящена анализу идей нравственно-эстетического воспитания в отечественной философско-педагогической мысли XVIII – первой половине XX вв., а также роли общественно-педагогической дискуссии по проблемам нравственно-эстетического воспитания кадет, развернувшейся на страницах журнала «Педагогический сборник» в становлении теории и практики нравственно-эстетического воспитания в кадетских корпусах и военных гимназиях.

Система военного образования в России на протяжении всего своего существования всегда опиралась на наиболее значительные идеи и достижения отечественной педагогической мысли, где, в числе основных, стояла проблема взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания, осознаваемая как идеальное единство Добра, Красоты и Истины.

На всех этапах развития человечества и педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цель, содержание, методы нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. На протяжении многих веков искусство признавалось как важным и незаменимым средством эстетического воспитания, так и средством формирования нравственных качеств человека, его духовного мира.

В эпоху Античности зародилась важная традиция мировой практики нравственно-эстетического воспитания: его цели, содержание и направленность стали определяться ценностным отношением общества к человеческой личности и заинтересованностью в её самостоятельном разностороннем развитии. Эти идеи не раз находили своё продолжение, как в западноевропейской, так и в отечественной педагогике последующих веков. Так, например, в эпоху Просвещения одной из главных была идея, что посредством искусства и эстетического воспитания можно поднять человека до уровня свободной общественной, политической и нравственной жизни (идеал просвещённого человека).

В России этот период времени характеризуется осмыслением вопросов воспитания в человеке отношения к прекрасному, происходит постепенное усиление воспитательной роли искусства (М.В. Ломоносов), хотя, специально разработанной целостной теории нравственного и эстетического воспитания в XVIII - нач. XIX вв. ещё не существует. Екатерина II, задумываясь над вопросами образования, хотела, чтобы «с изящным разумом изящнейшее ещё соединялося сердце». Эти две стороны в душе питомцев, по мысли Екатерины II, должны быть так воспитаны, чтобы в результате получились добрые христиане и полезные граждане. И.И. Бецкой, оказавший большое влияние на развитие кадетских корпусов, разрабатывая свою педагогическую систему для воспитания «новой породы людей», отмечал, что нельзя оставлять в пренебрежении, при образовании ума науками, воспитание сердца в добродетелях. В 80-е годы XVIII века в России впервые употребляется слово «эстетика» для обозначения самостоятельной дисциплины. В статье 1784 года «Об эстетическом воспитании» утверждается, что эстетика формируется как наука, начиная «с положений вкуса» и включая в себя учение «всех изящных искусств». Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных Отечеству патриотов, была центральной в воспитательной программе Н.И. Новикова. Просветитель, признавая значимость наук для Отечества, искусству отводил особую роль: «только искусство сможет воспитать сердце человека».

Эстетическое воспитание в российском обществе XIX века долгое время остаётся, преимущественно, семейным и практика его в дворянских семьях имела основательные традиции, где использовался арсенал многих видов искусства: занятия музыкой, пением, танцами, балы, различного рода ритуалы (парады, обрядовые мероприятия), домашние празднества. Формы привития вкуса к литературе, к изящному были различными: уроки языка и литературы с гувернёрами, индивидуальные занятия. Другая ветвь эстетического воспитания связана с гимназиями и привилегированными дворянскими учебными заведениями (Царскосельский лицей, различные корпуса, Смольный институт, Институт благородных девиц и др.). В этих учебных заведениях не только образовательные предметы были насыщены эстетическим содержанием, но и то, что окружало учащихся после занятий, было направлено на формирование эстетических чувств и вкусов.

Вопросы нравственно-эстетического воспитания волновали философов, педагогов и общественных деятелей России. Проведённый нами анализ взглядов Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, К.Д.Ушинского, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, П.Ф. Каптерева, С.А. Рачинского, М.М. Рубинштейна, М.И. Демкова и др., позволяет сделать вывод, что их взгляды на взаимодействие нравственного и эстетического воспитания, а также понимание искусства как ведущего средства нравственного просвещения и воспитания, легли в основу системы нравственно-эстетического воспитания будущих офицеров.

В становлении нравственно-эстетического воспитания будущих офицеров многогранна и значима роль военных и педагогических периодических изданий. Лучшие из них не только фиксировали состояние педагогической действительности, способствовали распространению передового опыта, но и целенаправленно формировали отношение общества к насущным проблемам обучения и воспитания, в том числе, и такого важного направления воспитательной работы в кадетских корпусах, как нравственно-эстетическое. Специальные военные периодические издания выходят с самого начала XIX в. Особую роль в развитие нравственно-эстетического воспитания в кадетских корпусах сыграли военно-педагогические журналы «Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений» (1836 - 1863) и «Педагогический сборник» (1864-1917), который представлял собой оптимальную модель ведомственного политематического издания, включавшего официальную документацию и информацию по различным областям педагогики: воспитанию, обучению, методикам преподавания, а также был полифункциональным изданием, реализовывающим, наряду с функцией документирования, просветительскую, консультационную, обзорную функции, а также отличался жанровым многообразием. На страницах журнала постоянно публикуются работы выдающихся российских педагогов - К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, Н.Х. Весселя, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Модзалевского, А.Н. Острогорского, Д.И. Тихомирова и других, статьи и заметки педагогов и офицеров-воспитателей кадетских корпусов, а также лучшие достижения зарубежной педагогики. «Педагогический сборник» стал важной вехой в истории развития педагогической мысли России в целом, и нравственно-эстетического воспитания в частности. Лучшие традиции российской педагогической журналистики объединились и продолжились в журнале «Русская школа за рубежом»(1923-1931), который являлся ведущим печатным органом русских педагогов в эмиграции.

Ретроспективный анализ многочисленных публикаций по проблемам эстетического воспитания, его взаимосвязи с развитием нравственности дал возможность проследить развитие концептуальных идей, характер обсуждения и разрешения спорных вопросов, пути претворения идей в практику учебно-воспитательного процесса кадетских корпусов. В отечественной педагогической мысли и военно-педагогических журналах на протяжении XVIII – XX веков происходит постепенное осознание неразрывного единства нравственного и эстетического воспитания, и выдвижения искусства как важнейшего средства нравственно-эстетического воспитания личности. Учёными, мыслителями и педагогами разрабатывался ряд идей, направлений, форм и методов нравственно-эстетического воспитания, которые могли бы сделать этот процесс более продуктивным. В контексте использования их в российском кадетском образовании наиболее важными нам представляются следующие:

- актуализация взаимосвязи и взаимозависимости нравственного и эстетического воспитания;

- усиление понимания искусства и литературы как основы нравственного воспитания;

- понимание религии и религиозного воспитания как важного направления нравственно-эстетического развития личности;

- обязательное соединение созерцательных и действенных методов в освоении произведений искусства;

- соблюдение принципа добровольности в эстетической деятельности учащихся;

- опора в образовании и воспитании на лучшие образцы отечественной и зарубежной литературы, включающая как выразительное чтение, а также совместное с педагогами и самостоятельное изучение литературы, так и критический анализ произведений с нравственно-эстетических позиций;

- использование музыки как благотворного средства нравственно-эстетического воспитания в различных формах: исполнение на музыкальных инструментах, вокальное и хоровое пение, посещение концертов;

- усиление роли педагогов и воспитателей в процессе нравственно-эстетического воспитания, роли их авторитета и личного примера и, в связи с этим, повышение внимания к подготовке педагогических кадров для преподавания гуманитарно-эстетического цикла;

- разработка методов преподавания литературы, музыки и изобразительного искусства, способствующих становлению нравственно-эстетического отношения к миру;

- эстетизация предметной среды учебных заведений и быта учащихся.

Вторая глава диссертационного исследования - «Эволюция воспитательной деятельности кадетских корпусов России и Русского Зарубежья XVIII – первой половины XX вв.». Особую роль в духовной жизни страны всегда играл офицерский корпус, неотъемлемыми качествами которого выступали высокий интеллект, эстетическая культура, непреложное следование кодексу чести. По оценке выпускника Воронежского Михайловского кадетского корпуса А. Маркова, «наружный лоск и подтянутость кадет были общеизвестны, погоны являлись гордостью каждого кадета, и он с детства привыкал их уважать». Образовательный и культурный уровень корпусов был выше средне-учебных заведений гражданского ведомства, что имело своим результатом тот факт, что на протяжении двух столетий Россия знала, кроме военных героев и славных полководцев, целый сонм учёных, писателей, художников, поэтов, композиторов, мореплавателей, путешественников и даже духовных подвижников и великих пастырей, вышедших из кадетской среды, то есть людей, которые являлись творцами и участниками великой и бессмертной русской культуры»1. Становление воспитательной работы в кадетских корпусах Российской Иимперии прошло несколько этапов, приоритетом в которых в разное время выступало то усиление профессионально-военной составляющей, то расширение общекультурных основ образования и сферы нравственно-эстетического воспитания:

1) 1730-е гг.-1796 г. - зарождение первых кадетских образовательных учреждений, осознание их миссии и формирование основ организации образовательного и воспитательного процесса, когда общекультурное воспитание преобладает над военным.

2) 1796 – 1825 гг. - расширение сети военно-учебных заведений, унификация содержания учебно-воспитательной работы в различных типах военно-учебных заведений. В период правления Александра I постепенный переход к гуманистическим методам в воспитании: от телесных наказаний и преобладания строевой подготовки при недостатке образованных учителей к усилению общеобразовательного курса; постановке высоконравственных целей, появлению в вузах патриотически настроенных воспитателей, многие из которых имели боевой опыт; росту влияния передовой педагогической и военно-педагогической мысли.

3) 1825 – 1861 гг. - создание стройной системы военно-учебных заведений. Перемещение на первое место в целях образования воспитания нравственности, которая, понимается как «благонравие», фундамент которого слагался из покорности, кротости и подчинения своей воли воле правящей. Учреждение «Воспитательных комитетов», выход основополагающих документов, определивших принципиальные целевые установки по организации и содержанию учебно-воспитательной работы («Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений»).

4) 1861 – 1881 гг. - гуманизация и гуманитаризация кадетского образования, создание системы военных гимназий и прогимназий. Коренное реформирование кадетского образования, связанное с деятельностью Д.А. Милютина: учреждение Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ), в составе которого важное место заняли Педагогический комитет и Педагогический музей, выход научно-педагогического журнала «Педагогический сборник», использование передовых педагогических достижений, усиление роли нравственно-эстетического воспитания, что приводит к значительному повышению образовательного и общекультурного уровня офицерского состава.

5) 1881 – 1917 гг. - воссоздание системы кадетских корпусов, и после некоторого периода усиление военно-командного начала в системе кадетского образования (до нач. 1900-х гг.), нахождение эффективного баланса между военно-профессиональной составляющей подготовки будущих офицеров и общекультурной, основным направлением которой стала сложившаяся система нравственно-эстетического воспитания кадет.

6) 1917 – 1950-е.гг. - воссоздание в эмиграции российских кадетских корпусов, использующих лучшие историко-педагогические традиции кадетского образования и усиление в них роли нравственно-эстетического воспитания как одного их действенных средств предотвращения денационализации российской молодёжи и национального самосохранения в инокультурной среде.

Третья глава диссертации «Особенности нравственно-эстетического воспитания в российском кадетском образовании» посвящена анализу педагогических принципов, форм и условий нравственно-эстетического воспитания в кадетских корпусах, а также роли музыкального искусства в нравственно-эстетическом воспитании кадет.

Эстетическое воспитание кадет осуществлялось в целях формирования и развития у них определённых эстетических понятий и убеждений, вкусов, привычек. Считалось, что эстетическое развитие - это самая надёжная гарантия от влияния безнравственности; получение же воспитанниками хорошего и правильного эстетического образования предохраняло их от многих нравственных отклонений. Кроме того, утверждалось, что воспитанник, получивший надлежащее эстетическое воспитание, никогда не сможет сделаться безнравственным человеком, а нравственно-испорченного эстетическое влияние может возвысить и облагородить. Главная роль в эстетическом воспитании отводилась офицеру-воспитателю, ибо только он, разносторонне образованный, понимающий искусство и великолепно знающий своё отделение, мог подметить вкусы и симпатии своих питомцев, понять их чувство восхищения. Исходя из цели, можно сформулировать основные задачи эстетического воспитания в кадетских корпусах. Во-первых, формирование на основе общественно-эстетического идеала понимания и переживания кадетами прекрасного в жизни и искусстве, в общественных отношениях, в воинской службе, в защите Отечества. Во-вторых, развитие у воспитанников нравственных и эстетических чувств, особенно чувства красоты, воинского долга, товарищества, мужества и отваги. В-третьих, развитие художественных способностей воспитуемых и умения вносить прекрасное и возвышенное в личную жизнь и быт.

Архивные материалы и современные исследования подтверждают, что содержание, формы и условия нравственно-эстетического воспитания определялись рядом принципов воспитательной деятельности в военных учебных заведениях

Строгая регламентация учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах и военных гимназиях. Содержание и формы нравственно-эстетического воспитания регламентировались приказами, распоряжениями, циркулярами Военного министерства и Главного Управления ВУЗов, инструкциями, определяющими правила воспитания и распорядок в военно-учебных заведениях, а также указаниями командования каждого из ВУЗов и издаваемыми ими положениями. С одной стороны, подобная строгая регламентированность учебно-воспитательного процесса соответствовала военному духу кадетских корпусов, используя режим дня, дисциплину как действенные методы воспитания, вела к согласованности воспитательных действий, координировала совместные усилия всех преподавателей и воспитателей. С другой стороны, отмечалось, что существенным недостатком «Инструкции» являлась излишняя регламентация работы воспитателей. Её положения постоянно обсуждались на страницах педагогических изданий. Представители гуманистической педагогики считали, что подобная регламентация вредит развитию личности воспитанников.

Учёт возрастных особенностей кадет и постепенное увеличение нравственной и учебной нагрузки. Воспитание нравственных качеств осуществлялось планомерно, постоянно и соответствовало умственному развитию воспитанника и опиралось на его прежний опыт. Нравственная нагрузка увеличивалась по мере его взросления.

Уважение личного достоинства кадет: чтобы поднять нравственность воспитанника, нужно было принять за основание, что личность воспитанника, несмотря на его возраст, поведение, должна быть уважаема начальством, и только тогда воспитанники станут «цветом и гордостью своих заведений, друзьями своих воспитателей и разумными направителями общественного мнения». Чувство собственного достоинства помогало самоутверждению воспитанника в коллективе, уверенности в своих силах, становлению его личности как ответственного гражданина своей страны. Преподавателям и воспитателям следовало относиться к воспитанникам как к равным, как к будущим своим коллегам-офицерам, между которыми не может быть обмана и лжи.

Добровольность в эстетической деятельности учащихся, так как художественно-эстетическая воспитательная работа организовывалась исходя из индивидуальных склонностей воспитанников, их способностей и стремлений, при опоре на положительные качества личности воспитуемого.

Индивидуализация воспитательной работы: воспитатель в процессе наблюдения определял морально-нравственные качества воспитанника, его способности и склонности, и в процессе индивидуальной работы мог влиять на формирование уровня его гражданской сознательности, нравственных и эстетических оценок, соблюдения норм морали, и в каждом воспитаннике постепенно развивалась «способность возможно верной самооценки для того, чтобы он был свободен от самомнения, не преувеличивал своих достоинств и не падал духом от сознания своих недостатков». Для того чтобы этот процесс был более успешным, офицеру-воспитателю требовались: - спокойная твёрдость и строгая последовательность во всех действиях и словах; - тёплое участие его к каждому из воспитуемых и добрая готовность помогать им в достижении разумных целей; - умение ободрять их в неизбежных затруднениях и сочувствовать всякому их успеху.

Процесс индивидуализации обучения и воспитания кадет активизировался к началу ХХ века и стал одной из главных тем на первом съезде офицеров-воспитателей (1908), где отмечалось, что «надо изучить индивидуальные особенности воспитанника, что дано, что унаследовано в психическом складе природой, что сделано, привито семьёй, на чём остановилось развитие мальчика, какие неправильности, дефекты есть в нём, на основании всего этого определить, какие поправки надо внести в душевный его мир <…>, и какие наиболее верные средства применимы в деле воспитания каждого мальчика».

Проведённый анализ позволил определить также ряд условий, способствующих успешному нравственно-эстетическому воспитанию в кадетских корпусах России и Российского Зарубежья, среди которых наиболее важными нам представляются следующие:

- осознание тесной взаимосвязи и взаимозависимости нравственного и эстетического воспитания, понимание литературы и искусства как основы нравственно-эстетического воспитания.

- учёт и использование лучших достижений современной педагогической науки в поиске и разработке методов преподавания литературы, музыки и изобразительного искусства, способствующих становлению нравственно-эстетического отношения к миру. Педагогические идеи М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, И. Гербарта, К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина, В.И. Водовозова, А.Н. Острогорского, В.П. Острогорского, П.Ф. Каптерева, С.А. Рачинского, М.М. Рубинштейна, М.И. Демкова, П.Ф. Лесгафта, А.Л. Громачевского, Н.Ф. Бунакова, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского и др. находились в центре внимания военно-педагогической печати, и, после многостороннего обсуждения, часто становились основой практики нравственно-эстетического воспитания в кадетских корпусах России и Русского Зарубежья. К 60-м годам XIX века основной задачей преподавателей, офицеров-воспитателей, командования являлось создание научно-обоснованной системы учебно-воспитательной деятельности, поиска её методов, форм, стиля, опирающихся на знание психологических особенностей детских возрастов, на тщательный анализ положительных и отрицательных сторон в работе, глубоко продуманную методику воспитания. Анализ источников показал, что к началу XX века учебно-воспитательный процесс в кадетских корпусах характеризовался использованием всё более гуманных педагогических приёмов.

- обязательный контроль офицеров-воспитателей за содержанием изучаемых кадетами художественных и литературных произведений, театральных постановок при опоре на лучшие образцы отечественной и зарубежной литературы. Содержание учебных книг гуманитарной направленности и художественной литературы в кадетских корпусах всегда было предметом особого контроля. В библиотеках были составлены два реестра: в одном книги для преподавателей, в другом — для чтения воспитанников. В зависимости от возраста воспитанникам рекомендовалось читать книги определённого содержания.

- роль авторитета и личного примера педагогов и офицеров-воспитателей в процессе нравственно-эстетического воспитания, и, в связи с этим, повышенное внимание к подготовке педагогических кадров. В Главном управлении военно-учебных заведений считали, что на офицерах-воспитателях «лежит нравственная обязанность - усердным и честным служением своему долгу,... благим примером собственной жизни и добрыми между собой отношениями единодушно способствовать успеху воспитательного дела». Осознавалось, что в лице офицеров-воспитателей кадетские корпуса должны иметь людей не только высокообразованных, но и «высоконравственных, воодушевлённых искренней и горячей любовью к детям и юношам, вверенных их попечению, и готовых положить за них свою душу. Без этого всё дело школы будет мёртвым, из неё будут выходить люди знающие, но лишённые нравственных идеалов». Поэтому и был столь жёсткий контроль при подборе должностных лиц и преподавателей.

- эстетизация предметной среды учебных заведений и быта учащихся. Воспитательно-эстетическая среда обитания кадет была многоплановой. Во-первых, это предметно-эстетическая среда внутри кадетских корпусов. Во-вторых, это среда города, края, история воинских частей, которые имели отношение к выпускникам корпуса, жителям данной местности или к связанным с ними событиям. Именно ознакомлению с ней уделялось особое внимание в воспитательной работе. Только при общении с красивыми видами, считалось, можно развить эстетический вкус. Исходя из этого, всё, что окружало воспитанников, должно было служить формированию у них положительных эмоций и эстетических чувств.

Особое место при развитии чувства прекрасного отводилось музеям, но при этом указывалось, что ими следует пользоваться очень осторожно и методически грамотно: кадеты младших классов могли быть допущены в музеи на короткое время, рекомендовалось избегать обзорных прогулок по всем залам, после рассказа о крупном историческом событии или биографии знаменитого человека необходимо было вести маленьких кадет к той картине или статуе, по поводу которой только что вели беседу. Кадет старших классов можно было проводить по нескольким залам и рассказывать им об экспозициях. Музеи создавались и в самих кадетских корпусах в целях нравственно-эстетического воспитания, привития кадетам чувства долга, любви к Родине и родному корпусу, сохранения традиций и ценных исторических реликвий.

Воспитательная роль предметно-эстетической среды значительно возрастает в кадетских корпусах Русского Зарубежья по сравнению с дореволюционной Россией, так как для воспитанников эмигрантских военных учебных заведений кадетские корпуса становились воплощением потерянной Родины, «уголками России», воспроизводящими российский уклад жизни, обычаи и традиции.

- непрерывность и взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности кадет. Основой содержательного наполнения нравственно-эстетического воспитания кадет в учебном процессе являлось освоение русской словесности. Изучение русского языка было основой гуманитарной подготовки и нравственно-эстетического становления будущих офицеров. Большое внимание к русской словесности в кадетских корпусах не только способствовало становлению нравственно-эстетической культуры будущих офицеров, воспитанию в них художественного вкуса, но и развивало патриотизм, общую культуру кадет, стремление в будущем честно и с достоинством служить России. Особое значение уроки русской словесности приобрели в эмиграции, где осуществлялся постоянный контроль за освоением кадетами русского языка в условиях иноязычной среды, тем более, что большинство кадет часто считали русский язык предметом второго плана, поскольку он был не нужен при поступлении в высшие учебные заведения европейских стран. Директора, преподаватели и офицеры-воспитатели кадетских корпусов всеми силами стремились убедить кадет в том, что они, прежде всего, русские люди и знание русского языка им просто необходимо, исходя из патриотических побуждений и чувства любви к России.

К основным формам внеклассных занятий, способствующих нравственно-эстетическому воспитанию кадет можно отнести: внеклассное чтение; литературные беседы и групповые чтения; издание рукописных кадетских журналов; устройство корпусных балов; обучение правилам этикета; любительские театральные постановки; посещение театров; индивидуальные и коллективные занятия музыкой; организацию литературно-музыкальных вечеров, концертов.

Подробному анализу этих форм нравственно-эстетического воспитания посвящена 3 глава диссертационного исследования.

Проведённое историко-педагогическое исследование нравственно-эстетического воспитания в российских кадетских корпусах (XVIII - первой пол. XX в.) позволило сделать ряд выводов:

  1. Нравственно-эстетическое воспитание являлось частью целостного процесса подготовки будущих офицеров в военно-учебных заведениях дореволюционной России и представляла собой процесс целенаправленного формирования и развития у кадет определённых нравственно-эстетических понятий и убеждений, вкусов, привычек и навыков художественно-творческой деятельности в организации досуга.

  2. Становление системы нравственно-эстетического воспитания в кадетских корпусах России и Русского Зарубежья проходило от интуитивного использования средств, форм и методов воспитания до разработки регламентирующих деятельность воспитателей концептуальных основ в инструктивных документах, а также эффективных механизмов их реализации при опоре на ведущие философско-педагогические течения XVIII – первой половины ХХ вв. Важнейшую роль в создании научно-методической основы нравственно-эстетического воспитания кадет сыграли филососфско-педагогические воззрения И.И. Бецкого, К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина, В.И. Водовозова, В.П. Острогорского, П.Ф. Каптерева, С.А. Рачинского, М.М. Рубинштейна, М.И. Демкова, Н.Ф. Бунакова, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, а также общественно-педагогическая дискуссия по проблемам нравственно-эстетического воспитания на страницах журнала «Педагогический сборник».

  3. Научно-методическими основами системы нравственно-эстетического воспитания стало усиление понимания искусства и литературы как основы нравственного воспитания, осознание религии как важного направления нравственно-эстетического развития личности; обязательное соединение созерцательных и действенных методов в освоении произведений искусства; опора в образовании и воспитании на лучшие образцы отечественной и зарубежной литературы; использование музыки как благотворного средства нравственно-эстетического воспитания.

4. Система нравственно-эстетического воспитания кадет базировалась на ряде основополагающих принципов (строгая регламентация учебно-воспитательного процесса, учёт возрастных особенностей и уважение личного достоинства кадет, индивидуализация воспитательной работы, принцип добровольности в эстетической деятельности воспитанников). Эффективность процесса нравственно-эстетического воспитания возможна была при создании ряда условий (осознание тесной взаимосвязи и взаимозависимости нравственного и эстетического воспитания, и понимание литературы и искусства как основы нравственно-эстетического воспитания; учёт и использование лучших достижений современной педагогической науки в поиске и разработке методов преподавания литературы, музыки и изобразительного искусства; обязательный контроль офицеров-воспитателей за содержанием изучаемых кадетами художественных и литературных произведений, театральных постановок при опоре на лучшие образцы отечественной и зарубежной литератур; использование авторитета и личного примера педагогов и офицеров-воспитателей в процессе нравственно-эстетического воспитания, и, в связи с этим, повышенное внимание к подготовке педагогических кадров; эстетизация предметной среды учебных заведений и быта учащихся; непрерывность и взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности кадет) и использовании сложившейся системы разнообразных форм и методов (внеклассные чтения, литературные беседы, групповые чтения, издание рукописных кадетских журналов, устройство корпусных балов, обучение правилам этикета, любительские театральные постановки, посещение театров, индивидуальные и коллективные занятия музыкой, организация литературно-музыкальных вечеров, концертов).

Сложившаяся в кадетском образовании России и Русского Зарубежья система нравственно эстетического воспитания может быть востребованной и в современной России. Это произойдет только при условии синтезирования лучших достижений дореволюционной, советской и эмигрантской воспитательной систем. Использование накопленного опыта важно для воссоздания в современной России системы кадетских корпусов (на сегодняшний день в стране более 70 кадетских корпусов, не считая специализированных классов).

Усиление общекультурной доминанты в российском обществе напрямую связано с повышением статуса российского офицера, прежде всего, как преданного Отчизне, глубоко профессионального и высококультурного человека. Это требует от современного военного образования усиления гуманистический и гуманитарной составляющих, расширение содержания специальных и общеобразовательных предметов традициями русской художественной культуры.

Не утрачивает своего значения и такое важное условие воспитания как целенаправленная организация социально-педагогической среды, которая традиционно включает в себя эстетизацию предметной среды силами самих воспитанников и межличностную среду военных учебных заведений. Комплексное использование этих направлений, форм и средств нравственно-эстетического воспитания при условии соединения их с современными достижениями военной и педагогической научной мысли позволит продолжить многовековые традиции воспитания российских офицеров и усилить понимание высокого звания офицера как элиты российского общества.


^ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА


Статьи в изданиях из перечня, утвержденного ВАК:

1. Свеженцева. Ю.И. Особенности нравственно-эстетического воспитания в кадетских корпусах России конца XVIII - начала ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №37 (80): Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2008. С. 490-498.

2. Свеженцева. Ю.И. Некоторые аспекты развития теории и практики физического воспитания в российских кадетских корпусах середины XVIII – первой половины XX веков // Научно-методический журнал «Культура физическая и здоровье». Вып. 5 (30) – 2010. С. 24-26.

3. Свеженцева. Ю.И. Музыка как средство патриотического воспитания в кадетских корпусах Русского Зарубежья в 20-х - 30-х годах ХХ века//Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Декабрь 2010, ART 1495. - CПб., 2010 г. - URL: http: // www. emissia.org /offline /2010/1495. htm. - Гос. рег. 0421000031. ISSN 1997-8588. - Объем 0.4 п.л. [дата обращения 30.12.2010] (в соавторстве).


Публикации в прочих изданиях:

4. Свеженцева. Ю.И. Музыка как средство нравственно-эстетического воспитания в общественно-педагогической мысли и образовательной практике России ХIХ — начала XX в. // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: Сборник научных трудов: вып.25 / Науч. ред.: А.С. Петелин, Л.Г. Лобова. - Воронеж, ВГПУ, 2007. С. 99-114.

5. Свеженцева. Ю.И. Военное образование и эстетическое воспитание // Образование: история, теория и практика: материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов Института культуры и искусства ВГПУ / Науч. ред. А.В. Калагастова. - Воронеж: ВГПУ, 2007. С.102-108.

6. Свеженцева. Ю.И. Взаимосвязь патриотического и эстетического воспитания в кадетских корпусах России XIX - нач. XX вв. (историко-педагогический аспект) // Возрождение патриотизма - возрождение России: сборник статей и тезисов докладов и сообщений на конференциях и семинарах / Областной центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи. - Воронеж: цифровая типография «Фортуна», 2008. С.75-78.

7.Свеженцева. Ю.И. Роль русского языка и литературы в формировании нравственно-эстетической культуры будущих офицеров (на материале кадетских корпусов России XVIII - нач. XX вв.) // Актуальные проблемы культурологи и педагогики: Материалы международных научно-практических конференций научной сессии «X Невские чтения» (23-25 апреля 2008 г.). / Под общ. ред. Г.Н. Боевой, Н.И Озеровой. - СПб.: Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2008. С. 139-143.

8. Свеженцева. Ю.И. Эстетическое воспитание в кадетских корпусах России XIX века // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. - Липецк: ЛГПУ, 2008. - Вып. 5. - Ч.II. С. 77-84.

9. Свеженцева. Ю.И. Эстетизация предметной среды как средство эстетического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции 24-25 апреля 2008 года, Воронеж. гос. ун-т. / Отв. ред. И.Ф. Бережная. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. - 2008. - Часть 1. С.190-195.

10. Свеженцева. Ю.И. Музыкально-эстетическое воспитание в кадетских корпусах России XIX - нач. XX веков // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: сборник научных трудов. Выпуск 27/науч. ред.: А.С. Петелин, Л.Г. Лобова. - Воронеж: ВГПУ, 2008. С. 164-181.

11. Свеженцева. Ю.И. Эстетическое воспитание в кадетских корпусах Российского Зарубежья как средство национального самосохранения // Образование: история, теория и практика: материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов Института культуры и искусства ВГПУ / Науч. ред. А.В. Калагастова. - Воронеж: ВГПУ, 2008. С.106-113. (в соавторстве).

12. Свеженцева. Ю.И. Разработка проблем художественно-эстетического развития воспитанников российских кадетских корпусов XIX века на страницах журнала «Педагогический сборник» // Искусство и педагогика в социокультурном контексте: образование, наука, творчество: материалы заочной научно-практической конференции (1 июня – 1 июля 2010 г.). – Вып. 1. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2010. С. 104-110.

1 Карамзин Н.М. О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях //Лит. учеба. - 1988.- № 4. - С. 97.

2 Демков М. И. Краткая история педагогики. - М., 1917. С. 4

3 Висковатов А.В. Краткая история Первого кадетского корпуса. СПб., 1832; Ломан Н.Л. Историческое обозрение 2-го кадетского корпуса. СПб., 1862; Веселаго Ф.Ф. Очерки истории морского кадетского корпуса (за 100 лет). СПб., 1852; Мельницкий Н.Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства). СПб., 1857. Т.1-2.

4 Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700–1910; Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. Ч. I, II (1700-1881).

5 Волховский К. Первый кадетский корпус. (1732-1863). СПб., 1884; Первый кадетский корпус. Краткие исторические сведения. Сост. А.Н. Антонов. Изд. 2-е. Б.м., 1906.

6 Петров А.Н. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского военно-сиротского дома. 1798-1898. СПб., 1898.

7 Кротков А.С. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. СПб., 1901.

8 Левшин Д. М. Пажеский корпус за 100 лет: В 2 т. СПб., 1902.

1 Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700–1856 гг.). Изд. 2-е. СПб., 1904.

2 Жесткова Т.П. Краткий очерк развития кадетских корпусов в России: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1944.- 20 с.

3 Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа: Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России - М.: Гослитиздат, 1958. - 244 с.

4 Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870 гг. в России.- М., 1952.— 371 с.

5 Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX веке: военно-экономический потенциал России.- М.: Наука, 1973. - 616 с.

6 Альтшуллер Р.Е. Кутузов как военный педагог – директор кадетского корпуса // Вопросы военной истории России. XVIII и первая половина XIX веков. М.: Наука, 1969. С. 251-262.

7 Смолян О.А. Клингер в России // Ученые записки Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. 1958. Т. 32. Ч. 2. С. 31-77.

8 Шевелев А.Н. Деятельность М.И. Кутузова в качестве директора Сухопутного кадетского корпуса // Научно-исследовательская работа в системе подготовки учителя инновационного типа. Л., 1990. С. 61-69.

1 Челышев Е.П. Предисловие // Культурное наследие русской эмиграции: 1917-1940.- Т.1. – М., 1994. С.11.

1 Сластёнин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

2 Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования// Педагогика. 1997. № 4. С.11-17.

3 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. – М.: Гранд-Фаир, 2004. – 576 с.

4 Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998.-576 с.

5 Плеханов Е.А. Антропологический принцип в русской философии и педагогике XIX века // Живые педагогические идеи (к 70-летию А.В. Плеханова): Сборник научных работ.- Владимир, 1996.

6 Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – 264 с.

7 Радина К.Д. Методологические основания истории педагогики как науки // История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. З.И. Васильевой. — М.: Издательский центр Академия, 2002.- 416 с.

1 Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен: Курс лекций. - СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. – 704 с.

2 Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании/ Под. ред. Л.И. Новиковой. - Кустанай,1997. - 244с.

3 Новикова Л.И. Школа и среда. – М.: Знание, 1985. – 80 с.

1 Марков А., Кадеты и юнкера. Русские кадеты и юнкера в мирное время и на войне.- М.: Воениздат, 2001. С.9





Скачать 442,81 Kb.
оставить комментарий
СВЕЖЕНЦЕВА Юлия Ивановна
Дата27.09.2011
Размер442,81 Kb.
ТипАвтореферат диссертации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх