Что есть будущее? Каким оно будет? icon

Что есть будущее? Каким оно будет?


1 чел. помогло.

Смотрите также:
«Приключения небесной принцессы это о кометах для самых маленьких детей. Мы будем показывать всё...
Джон Г. Беннетт...
Голомолзин Евгений, Голомзина Марина Грани нового мира...
Голомолзин Евгений, Голомзина Марина Грани нового мира...
Оксана Робски
Анатолий Хлопецкий «и вечный бой…»...
Справедливое
Вопросы философии. М. 2008. №12...
Вопросы философии. М. 2008. №12...
Проблемы молодежи волновали общество во все времена. Проблема молодежи одна из основных...
Тема: Становление высших форм общения детей дошкольного возраста (2-6 лет)...
Игровые технологии: Термины и понятия...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
скачать





ВВЕДЕНИЕ





Что есть будущее? Каким оно будет?

Будущее всегда непонятно, таинственно и загадочно. Особенно, если это будущее отдалено от настоящего десятками и сотнями лет. Про то, что там будет, фантазируют фантасты. Такое отдаленное будущее еще не стало объектом научных исследований и разработок. Причина этого – в совершенной не разработанности самой проблемы будущего. Человеческое сознание не способно предвидеть будущее и разумно его конструировать под определенный, всеми признаваемый, как целесообразный и идеальный, замысел (проект). Но и оставлять будущему полную свободу складываться стихийно, самотеком то же опасно. Уж больно все в этом мире развивается в рискованном направлении, все процессы протекают на самой грани устойчивости, того и гляди, все кончится вселенской катастрофой. Человечеству, чтобы выжить, нужно во что бы то ни стало ОВЛАДЕТЬ проблемой будущего, то есть научиться это будущее разумно и целенаправленно конструировать.

Первый шаг к этому овладению – взять за правило регулярно и содержательно (концептуально) РАЗМЫШЛЯТЬ о будущем. Для размышления о будущем «под рукой» всегда много «материала». Этот «материал» – наше настоящее и прошлое. Ростки будущего присутствуют уже сейчас, в нашей сегодняшней жизни. Пытались прорастать они и в прошлом, но не смогли прижиться и погибли. Размышление о будущем должно начинаться с анализа и выяснения того, что в нашей прошлой и настоящей жизни достойно будущего развития, а что есть тупик, что явно тянет нас всех обратно, что есть проявление давно себя изжившего и ушедшего, что только толкает нас в бездну небытия.

Будущее незримыми нитями связано с настоящим и прошлым. Великий русский писатель Леонид Леонов незадолго до своей кончины писал в своем эссе "Раздумья у старого камня"[35]:

"... сегодня есть лишь промежуточное звено между вчера и завтра,... все мы нынешние - лишь головной отряд бесконечных поколений, пускай закопанных где-то далеко позади, однако отнюдь не исчезнувших вчистую, а и посмертно взирающих нам вдогонку". При размышлении о будущем неплохо было бы представить этот посмертный взгляд ушедших поколений на сегодняшнюю жизнь и на планируемую нами жизнь будущую. От этого взгляда некоторым из ныне живущих, возможно, может стать и не по себе.

Будущее – это то, чего сейчас нет, о чем можно только рассуждать, представлять в своем сознании его возможные или желаемые образы.

Отношение к будущему может быть разным. Можно совсем о нем не думать и жить только сегодняшним днем. Можно изредка мечтать о будущем. Можно жить с постоянной думой о будущем. Но постоянно думать или мечтать о будущем – совсем не значит реально работать на будущее и активно его готовить.

Отношение к будущему – важнейший и определяющий показатель состояния общества. Если из жизни общества уходит забота о будущем – формирование планов, программ, разработка проектов будущего переустройства, практическое прогнозирование будущего, то это верный признак загнивания социума. Это признак того, что данное общество, данная социальная система обречена на распад, на скорую гибель. Такое общество, раз оно не заботится о будущем, не имеет и не может иметь этого будущего, а это значит, что оно обречено. Самый крайний пример такого обреченного общества – заключенные фашистских лагерей смерти. Здесь ни у кого не только не возникало никаких мыслей о будущем, но полностью была парализована воля, сознание находилось в полусумеречном состоянии, и люди покорно и безропотно ждали своей участи, наблюдая ежедневно черный дым из труб крематория.

Сейчас мы все живем в трагическое время. На наших глазах, при нашем равнодушии или неосознанном содействии погибло государство, которое олицетворяло нам страну, Родину. В этой стране мы родились, воспитывались и стали тем, чем являемся. Мир этой страны создавался многими поколениями людей, в том числе и нашими отцами, дедами и прадедами. Тех поколений уже нет, но они как будто смотрят на деяния рук наших, и только укор может видеться в их глазах. То, что называлось Родиной, разделено между разными вдруг возникшими государствами, многих из которых никогда и не было на свете. Родные, близкие, прежние соотечественники оказались иностранцами. То, что строилось десятилетиями, лежит в запустении. С детства знакомые города стали как будто чужими.

В период, когда пишутся эти строки, в нашем Отечестве всеми доступными средствами воздействия на сознание людей внушается мысль, что нужно жить только сегодняшним днем. С едкой усмешкой и даже с издевательством упоминаются установки свергнутого строя на строительство счастливого будущего, на работу во благо детей и внуков, на устремленность к великим идеалам человечества. Реставрируемая сейчас религиозная идеология также не ориентирует людей активно на будущее. Для этой идеологии вообще характерно замыкание людей на сиюминутные проблемы, поскольку все во власти бога. «Бог даст день, бог даст пищу». Думать о будущем в этом мире не надо. Это не богоугодно, ибо только всевышний знает все про будущее и создает его. Нужно думать только о будущей загробной «жизни» и всю свою «земную» жизнь подчинять будущей встрече со смертью. Это, по сути, идеологическое обоснование бесполезности и ненужности заниматься будущим.

Прежнее общество хотя бы в плане действующих нормативных и официально поддерживаемых установок все было устремлено в будущее. Тогда оно, это будущее, в реальной жизни, может быть, занимало даже больше место, чем текущие и насущные проблемы. В какой-то степени это, видимо, было одной из причин такой скоропостижной гибели того общества. Глубоко укоренившееся в людях мещанство погубило великолепное начинание – построить справедливое для всех общество. Люди в массе своей просто хотели жить достойно и обеспеченно уже сегодня, они не хотели или просто устали ждать. Но весь парадокс такого обывательского поведения в том, что без работы на будущее, в конечном счете, утрачивается и текущее благосостояние. Это становится заметным не сразу. Можно какое то время бездумно проедать накопленный ранее потенциал, резервы построенной ранее инфраструктуры жизнеобеспечения. Но потом рано или поздно приходит отрезвление через серию огромных катастроф, внезапно возникших лишений и невзгод.

Отношение к будущему зависит на личном уровне также от возраста человека, от его жизненного потенциала. В молодости, когда вопрос об ограниченности жизненного ресурса просто не возникает и человеку кажется, что он будет жить вечно, мысли о будущем мало волнуют сознание. В зрелом же возрасте эти мысли уже больше занимают ум человека. Он начинает задумываться о будущем своем, своих детей и внуков. К старости, когда жизненный ресурс на исходе, люди резко разделяются по своему отношению к будущему. Значительную их часть проблема будущего перестает интересовать, она становится для них не актуальной. Все явственнее проявляется установка «после меня – хоть потоп». Но есть и такие люди, для которых проблемы будущего становятся самыми важными. Им становится активно не все равно, что будет после их смерти. Ограниченность оставшегося жизненного ресурса заставляет их спешить сделать как можно больше для будущего. Работа на будущее становится смыслом жизни.

Всегда существовала и существует категория людей, которые жили и живут будущим. Они думают о нем, мечтают о нем, составляют проекты будущих переустройств жизни. Нельзя, как нам представляется, жить без будущего. Если его нет в мыслях, надеждах, ожиданиях и планах, то и жизнь теряет смысл. Будущее – это всегда надежда. Говорят, что будущее – это наши дети. Дети – это то, что мы произвели на свет для продолжения жизни, это то, что будет и должно жить после нас. Но человек производит еще много чего из того, что будет жить после его смерти, в будущем. Это его идеи, мысли, статьи, книги, дома, деревья. Это тоже наши дети. Им жить в будущем. Они станут определять будущее. “От сегодняшней мысли зависит завтрашняя жизнь” – говорит Хосе Ортега-и-Гассет [56]. Примерно то же говорил Фихте: “Кем себя помыслишь – тем и будешь”. Иначе говоря, если общество будет активно и заинтересованно мыслить о будущем, а эти мысли будут определять деятельность людей, то все задуманное, запланированное, в конце концов, и свершится.

Актуальность проблемы будущего зависит также от реальной социально - экономической и политической ситуации в обществе. Если общество находится в стабильном состоянии, если большинство населения удовлетворено своим сегодняшним положением, то проблема будущего мало волнует и основную обывательскую часть населения, и его политическую и социальную элиту. Люди находятся во власти эйфории достатка и само удовлетворенности. Преобладает всеобщее настроение самоуспокоенности и уверенности в том, что так будет и дальше со всеми последующими поколениями. Эта самоуспокоенность и беспечность объективно не имеет под собой твердой основы. Все в реальности может поменяться в исторически сравнительно короткий промежуток времени. Имея все и считая легко доступные блага вечными, можно в один миг лишиться всего. Так часто было в истории.

Если же ситуация в обществе предельно неопределенная, неустойчивая, характерная многими внутренними неразрешенными конфликтами, то это вынуждает социально активную часть общества сосредотачиваться на проблемах будущего, проблемах выбора направлений, целей, задач и идеалов будущего развития. Неопределенность, неудовлетворенность ситуацией вызывает постоянную и непреходящую тревогу, ориентирует сознание людей на поиск решений возникших проблем.

Такова ситуация сейчас в России. Страна на распутье. С прошлым как будто покончено. По крайней мере, в этом нас постоянно и настойчиво убеждает вся властвующая элита. В голову обывателям постоянно вдалбливается мысль, что с прошлым покончено раз и навсегда и оно никогда не вернется. В этом постоянно повторяемом утверждении в неявном виде отражается убеждение о том, что ничего из прошлой жизни не имело и не имеет перспективы в будущем. Само по себе это упорство в навязывании данного утверждения заставляет усомниться в его истинности. Но это тема отдельного разговора.

Таким образом, с прошлым, как утверждается, покончено, а что же с будущим? Ни одна из целей, поставленных прорабами перестройки и либералами-рыночниками, не достигнута. Итоги так называемых реформ плачевны. Страна потеряла свое геополитическое положение, прежняя государственная целостность распалась, экономика в жалком состоянии, морально-политический климат явно не здоров, стабильности нет, население вымирает. Куда ни кинь, всюду клин. Если идеалом будущего состояния считать сегодняшнюю Западную Европу и Северную Америку, то сейчас стало уже общим местом представление о том, что у нас, в России, этого никогда не будет. Не будет по многим, сейчас уже всем очевидным, причинам [60]. А что же будет? На этот вопрос отвечать никто из реформаторов не хочет.

Величайший социо-культурный сдвиг, который должен произойти в просвещенном обществе в наступившем столетии – это смена ориентации с настоящего на будущее. Такое утверждение – не плод благих пожеланий, прекраснодушных фантазий, а трезвый вывод из реальных обстоятельств, имеющих неумолимый характер. Если не думать о будущем, не прогнозировать и не планировать его, то существует реальная опасность того, что страну и все человечество ожидает неминуемая катастрофа. Силы, которые освобождены стихийной человеческой активностью, набрали такую разрушительную энергию при их неуправляемости и не контролируемости, что под угрозу ставится сама жизнь на планете. Действовать, не думая о последствиях, не просчитывая возможные в будущем сдвиги и повороты, сейчас просто опасно не только для будущих поколений, но и для живущих. С ориентации на будущее, по сути, начнется настоящая история и закончится предыстория человечества. Закончится эра формирования человеческого из биологической массы двуруких и двуногих. Стада животных не думают о будущем, как не думают вообще. Они могут на свою погибель вытаптывать плодородные пастбища. Человек обретает сознание для разумной организации своей жизни. Эта разумная организация начинается с планирования и конструирования собственного будущего.

Реальная и каждодневная ориентация на будущее – это изменение всей философии жизни. Если каждый будет работать на будущее, то оно скорее станет настоящим. Соизмеряя свои мысли и дела с будущим, и не рассчитывая при этом на обретение славы или особых материальных богатств при своей жизни, люди смогут сделать больше для настоящего и будущего и избавят человечество от трагедий, вызванных своей собственной неразумностью, нетерпением, алчностью, спешкой, неведением последствий. Люди, ориентированные на будущее, не могут быть алчными и жадными. Для них не нужны слава и богатства при жизни. Ориентация на будущее - это ход к бескорыстию. Именно такие общечеловеческие качества, как бескорыстие, альтруизм, доброта, смогут сделать людей социальными, а мир справедливым и ясным.

Образы будущего не могут формироваться в результате отвлеченных фантазий про то, как хотелось бы, чтобы было все устроено в жизни. Основу для идей о будущем переустройстве жизни человеческое сознание естественным образом ищет в реальной сегодняшней жизни и в жизни ушедших поколений. Оно пытается разглядеть РОСТКИ этого будущего в прошлом и в настоящем. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что ростки этого будущего уже сейчас произрастают в нашей сегодняшней жизни. Будущее живет уже сейчас, среди нас, сегодняшних, а вероятно даже и в нас самих, сегодняшних. Их нужно только увидеть, разглядеть, а потом использовать при разработке проектов и программ будущего переустройства мира.

Представляется совершенно очевидным, что для решения такой сложнейшей проблемы, как анализ, прогнозирования и планирование будущего, нужны самые современные научные средства и методы. Такой инструментарий разрабатывается направлением, называемым системным анализом [6, 7, 26, 55]. На него возлагаются большие надежды, ожидают появления способов эффективного разрешения всех основных проблем развития человеческой цивилизации. Однако, до сих пор все надежды, возлагаемые на могущество системного анализа, на практике не оправдываются. Это слишком молодое научное направление, для которого, как для всякой молодости, свойственны легкомыслие и самоуверенность. Ни в коей мере не преувеличивая реальное значение системного анализа, мы, тем не менее, считаем, что сама методология размышлений, концептуальные (содержательные) схемы, которыми оперирует системный анализ, позволяют скорее приблизиться к пониманию сложнейших социальных процессов, происходящих в нашем мире. В настоящей книге автор старался по мере возможности придерживаться этой системной ориентации, ввиду чего, весь представленный материал можно рассматривать в качестве частного опыта системного анализа проблем настоящего и будущего.

В книге содержатся изложения мыслей о будущем России. Автору совсем не все равно, что будет с Россией в будущем. Он активно не принимает то, что происходит сейчас в России, и ищет достойный выход из возникшего кризиса. Чем больше людей встанет на эту позицию, тем больше надежды на то, что Россия не погибнет, что ее будущее будет прекрасным.


1. ^ ОЖИДАЕМЫЕ ОПАСНОСТИ СЕГОДНЯ И В БУДУЩЕМ


Наступивший 21 век, как представляется, не несет человечеству безмятежного мира, процветания и всеобщего благоденствия. Существуют серьезные опасности сейчас, они могут сохраниться и даже усугубиться в будущем. Реальные обстоятельства складывающейся жизни на нашей планете таковы, что приходится поневоле готовиться к возможным будущим потрясениям. Эти потрясения, если вовремя не устранить их истоки и причины, могут по своим масштабам, тяжести и глубине последствий превзойти все, что было в уже ушедшем и таком трагическом 20 веке.

Весь ушедший 20 век явился для современников свидетельством того печального факта, что человечеству не гарантирован только позитивный путь, тот путь, который принято называть прогрессивным и который должен быть связан с согласием и миром между народами, с ростом благополучия и торжеством добра. Казалось бы, что после всего того горя, потрясений и войн, которые пришлось испытать людям, должна была возобладать всечеловеческая мудрость, страны и народы должны были бы, наконец, договориться о наиболее приемлемом, разумном мироустройстве. Но нет, все опять повторяется, как и много веков назад – самоистребляющие войны, внутренние распри, потеря разума, необъяснимые с позиции обычного здравого смысла провалы в состояния дикости и варварства. Возвращается то, что, казалось бы, уже никогда не должно вернуться, чем человечество уже давно переболело, и к чему уже давно должен был бы выработаться иммунитет. Приходиться констатировать, что человечество как будто ничему не научилось, никаких выводов из своей трагической истории не сделало. Разрушительные процессы продолжают бушевать в мире. Один из таких процессов – национальный и религиозный сепаратизм.

Читатель может сказать: «Зачем нагнетать страсти? Зачем пугать общество, когда оно и так перепугано всем случившимся в 20 веке?». Задача излагаемого ниже не пугать и нагнетать страхи, не подталкивать катастрофу, а постараться реально взглянуть на происходящее и если оно не сулит в будущем ничего хорошего, то или постараться сделать все, чтобы не случилось самое худшее, или хотя бы подготовить общественное сознание к тому, что все равно может произойти. Задача состоит в том, чтобы дать реальную, без прикрас, без мистификаций оценку происходящего в нашем мире, выяснить скрытые тенденции и внутренние движущие силы событий, готовить конструктивные программы действий и заранее продумывать возможные последствия того, что может со значительной долей вероятности произойти. Продумывать действия для предотвращения катастроф нужно именно заранее, нужно вырабатывать готовность к возможным потрясениям первоначально на уровне мысли, на уровне сознания, на уровне психологического настроя общества. Нельзя допускать, чтобы общество было застигнуто врасплох начавшимися катастрофическими событиями. Активная его часть должна, как представляется, обеспечить мобилизационную готовность, чтобы предотвратить панику и ужас, чтобы максимально сохранить все позитивное, что было накоплено, избежать или снизить до минимума возможные и неизбежные в катастрофах потери и направить развитие событий в позитивном, созидательном направлении.

Мир, если его представлять в виде сложной, не полностью изученной системы большого масштаба, находится во власти множества взаимосвязанных и слабо контролируемых сил, которые держат его в состоянии неустойчивого равновесия. Социальные катастрофы и трагедии, которые этот мир переживает регулярно в течение ряда столетий, подтверждают вывод об этой неустойчивости. Последнее наглядное подтверждение этому – всем известные катастрофы конца ушедшего 20 века и начала нового 21-го.





оставить комментарий
страница1/14
Дата26.09.2011
Размер3,25 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
плохо
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх