Программа дисциплины сд. Ф. 3 История орнамента для студентов специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн») направления 070600 «Дизайн» icon

Программа дисциплины сд. Ф. 3 История орнамента для студентов специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн») направления 070600 «Дизайн»


Смотрите также:
Учебные программы дисциплин кафедры «дизайн» специальности 070601 «Дизайн» («Графический...
Учебные программы дисциплин кафедры «дизайн» специальности 070601 «Дизайн» («Графический...
Программа дисциплины гсэ...
Программа дисциплины гсэ...
Программа дисциплины сд. Ф...
Программа дисциплины опд. Ф. 01...
Программа дисциплины опд. Ф. 01...
Программа дисциплины опд. Ф. 02. История дизайна...
Программа дисциплины сд. Ф. 10...
Программа дисциплины гсэ...
Программа дисциплины опд...
Программа дисциплины сд. Ф 11...



Загрузка...
скачать
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию




ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИАТЭ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______­­­_________C.Б. Бурухин

«____» ____________ 2008 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.3 ИСТОРИЯ ОРНАМЕНТА

для студентов специальности 070601 «Дизайн» («Графический дизайн»)

направления 070600 «Дизайн»


Форма обучения: очная


Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме в соответствии с учебным планом.


^ Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр 4

Общая трудоемкость дисциплины

66

66

Аудиторные занятия

30

30

Лекции

-




Практические занятия и семинары

30

30

Лабораторные работы

-




Курсовой проект (работа)

кр

кр

Самостоятельная работа

36

36

Расчетно-графические работы

-




Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет



Обнинск 2008


Программа составлена с соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования


Программу составила:


Е.Н. Петяева, ст. преподаватель


Программа рассмотрена на заседании кафедры «Дизайн» (протокол № ___ от ___2008г.)


Заведующий кафедрой

«Дизайн»


___________________ А.А. Бороздинов


“____”_____________ 2008г.


СОГЛАСОВАНО


Начальник Учебно – методического управления

___________________ Ю.Д. Соколова


Декан

факультета СЭФ

___________________ В.Н. Тябин


“____”_____________ 2008г.



^ 1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – ознакомить студентов с основными теоретическими положениями, касающимися природы, специфики, структуры орнамента в связи с его содержательной стороной; на примере наиболее выдающихся европейских и непосредственно связанных с ними восточных культур (от Древнего Египта до европейской культуры конца ХХ в.) рассмотреть как закономерные фазы становления орнамента внутри каждой культуры, так и основные этапы его исторического развития.

Задачи дисциплины – сформировать у студентов практические навыки по выполнению орнаментальных композиций с учетом правил построения таковых, стилизации и трансформации природных форм в орнаментальные (на примере богатого опыта художников-орнаменталистов).

Дисциплина относится к циклу специальных.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «основы композиции», «физика и химия цвета» и технология восприятия (с основами колористики), «основы проектной графики», «компьютерные технологии».

Основные положения должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих  дисциплин: «основы композиции», «шрифты», «фирменный стиль», «пиктография», «товарный знак».


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен

знать

- значение орнамента в истории культуры;

- генезис и семантику орнаментального искусства;

- смысловые корни орнаментики древних культур;

- роль орнамента в современном графическом дизайне;

- основные этапы исторического развития орнаментального искусства;

- значение искусства орнамента для художественной культуры и его роль в синтетических видах творчества;

- основные виды и типы орнаментов;

- основы формообразования и композиции орнамента;


уметь

- анализировать содержание, образный язык орнаментальных композиций и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, композиция);

- ориентироваться в основных стилях и направлениях искусства орнамента, узнавать изученные произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

     • восприятия и оценки орнаментальных композиций;
      • самостоятельной творческой деятельности;

иметь навыки

- применения художественных материалов (гуаши, акварели, туши, темперы и т.д.) и выразительных средств изобразительных (пластических) искусств для создания орнаментальных композиций;

- применения профессиональных навыков владения компьютерными технологиями (как основным инструментом графического дизайна) для создания орнаментальных композиций.


^ 3. Содержание дисциплины


3.1. Теоретический материал.

История орнамента.

1. Понятие орнамента. Основные типы и виды орнаментальных композиций. Закономерности композиции орнамента. Универсальные мотивы и композиции. Орнаменты Древнего Египта. Мотивы. Цвет. Ленточный, сетчатый орнамент, орнамент в круге.

[1, c. 20, 54; 2, с. 6, 19]

2. Орнаменты эпохи античности: Древней Греции и Древнего Рима.

Орнамент стран Древнего Востока (Китай, Япония, Индия). Мотивы. Цвет. Орнаменты в полосе, в круге, в сетке.

[1, c. 90–142; 2, с. 21–25]

3. Арабо-мусульманский орнамент (Персия, Сирия, Палестина). Мотивы. Цвет. Орнаменты Византии, Древней Руси. Мотивы. Цвет.

Орнаменты средневековья (раннее средневековье, романский, готический). Мотивы. Цвет. Орнаменты в полосе, в круге, в сетке.

[1, с. 143, 153, 189, 162–188],

[2, c. 31–38]

4. Орнаменты эпохи Возрождения, стилей барокко, рококо. Мотивы. Цвет. Орнаменты эпохи классицизма, стиля ампир. Орнаменты стиля модерн. Мотивы. Цвет. Орнаменты в полосе, в круге, в сетке.

[1]

[2]


^ 3.2. Практические и семинарские занятия


Разделы

Тема практического или семинарского занятия

Литература

^ Число часов

История орнамента.

Классификация орнаментов. Виды и характер орнаментов различных эпох и стилей (древнеегипет-ского, античного, вос-точного, арабо-мусульманского, византийского, древнерусского, средневекового, стилей барокко, рококо, эпохи классицизма, стилей ампир, модерн)

1. Графический анализ схем орнаментальных композиций Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима.

2. Графический анализ схем орнаментальных композиций стран Древнего Востока, арабо-мусульманских орнаментальных композиций.

3. Графический анализ схем орнаментальных композиций Византии, Древней Руси.

4. Графический анализ схем орнаментальных композиций средневековья, барокко, рококо, стиля модерн.

1.Буткевич Л.М.

История орнамента.

2. Фокина Л.В.

Орнамент.

8

6


6

10


^ 3.3. Лабораторный практикум не предусмотрен.


3.4. Курсовые проекты (работы)


Тема курсовой работы «Орнаментальная монокомпозиция (история орнамента)».

Курсовая работа состоит из 2-х частей: практической работы и пояснительной записки. Практическая часть: выполнение орнаментальной композиции (по одному из изученных стилей (по выбору студента)).

Материал: смешанная техника с последующей цифровой обработкой либо компьютерная графика.

В пояснительной записке дать обоснование выбора темы; дать краткий анализ выбранного стиля, его место в истории орнамента; проанализировать аналогичные композиции; сформулировать основные задачи своей работы; описать ход работы с приложением эскизов; в заключении дать свою оценку проделанной работы – перечислить навыки, знания и умения, приобретенные в процессе выполнения курсовой работы, указать те вопросы и проблемы, которые не удалось решить в полной мере.

Возможные темы курсовой работы

Орнамент древнеегипетских женских украшений.

Орнамент античного лепного декора.

Орнамент римских мозаик.

Орнамент настенных росписей в храмах Древней Руси.

Орнамент древнерусской вышивки.

Орнамент керамики Древней Греции.


^ 3.5. Формы текущего контроля


Разделы

Форма контроля

Неделя

1.

Текущие просмотры.

Итоговый просмотр.

6,7,10,13,14

15


^ 3.6. Самостоятельная работа.


Разделы

Тема задания для самостоятельной работы.

Литература

Страницы

Форма контроля

^ История орнамента.


1. Создание орнаментальных композиций Древнего Египта (4 ч).

2. Создание орнаментальных композиций Древней Греции и Древнего Рима (4 ч).


1.Буткевич Л.М.

История орнамента.

2. Фокина Л.В.

Орнамент.


1. 54

2. 19

1. 107, 128

2. 21,23


Текущий просмотр.


Текущий просмотр.





3. Создание орнаментальных композиций стран Древнего Востока (4 ч).

4. Создание арабо-мусульманских орнаментальных композиций (4 ч).

5. Создание орнаментальных композиций Византии, Древней Руси (4 ч).

6. Создание орнаментальных композиций средневековья (4 ч).

7. Создание орнаментальных композиций барокко, рококо (6 ч).

8. Создание орнаментальных композиций эпохи классицизма, стиля модерн (6 ч.




2. 26


1. 144

2. 31, 34, 37


1. 153, 189

2. 39,43


1. 166, 174

2. 49, 50

1. 216, 228

2. 57,61


1. 237, 253

2. 64,69

Текущий просмотр.

Текущий просмотр.

Текущий просмотр.

Текущий просмотр.

Текущий просмотр.


Текущий просмотр.


^ 4.1. Рекомендуемая литература.


4.1.1. Основная литература


1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: Учеб. пособие для вузов / Н.П. Бесчастнов. – М.: Владос, 2004.

2. Буткевич Л.М. История орнамента: – Учеб. пособие для вузов / Л.М. Буткевич. – М.: Владос, 2004.

3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие для вузов/ Г.М. Логвиненко. – М.: Владос, 2004.

4. Фокина Л.В. Орнамент: Учеб. пособие для вузов / Л.В. Фокина. 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.


^ 4.1.2. Дополнительная литература


1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России: Учеб. пособие для вузов/ Н.Н. Алексахин. – М.: Народное образование, 2005.

2. Афонькин С.Ю. Орнаменты народов мира: Практ. Пособие / С.Ю. Афонькин, А.С. Афонькина. – СПб.: Кристалл, 1998.

3. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: Учеб. пособие для вузов/ В.С. Бадаев. – М.: Владос, 2004.

4. Батталини Т. Акриловые краски. Основные характеристики и применение: Практ. Пособие / Пер. с итал. / Т. Батталини. – М.: Эксмо, 2004.

5. Барокко. Архитектура, скульптура, живопись / Пер. с нем. / Под ред. Р. Томан. - Кельн: Кенеманн, 2004.

6. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: Учеб. пособие для вузов/ Р.А. Гильман. – М.: Владос, 2005.

7. Даниэль С.М. Европейский классицизм / С.М. Даниэль. – СПб.: Азбука-Классика, 2003.

8. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С. Колпакова. – СПб.: Азбука-Классика, 2004.

9. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. 1204-1453 гг./ Г.С. Колпакова. – СПб.: Азбука-Классика, 2004.

10. Коммиссаржевский Ф. История костюма/ Ф. Коммиссаржевский. – Минск: Современный литератор, 2004.

11. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве (на материалах изделий из дерева): Учеб. пособие для студ. вузов/ В. Б. Кошаев. – М.: Владос, 2006.

12. Рычкова Ю.В. Энциклопедия модернизма/ Ю.В. Рычкова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

13. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме: Учеб. для ср. проф. Образования / В.И. Сидоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

14. Синеглазова М.О. Батик / М.О. Синеглазова. – М.: Издательский Дом МСП, 2005.

15. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Вузов / М.В. Соколова. 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007.

16. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. / Дж. Холл. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2004.

17. Чебан В. Узоры и орнаменты для мастера/ В. Чебан. 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

18. Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение / Е.В. Яйленко. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.

19. Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII–XVIII веков / А.К. Якимович. – СПб.: Азбука-Классика, 2004.

20. Аэрография / Пер. с англ./ Ред. А.И. Ильф. – М.: Арт-Родник, 1998.

21. Ворота, ограды, решетки: каталог кованых изделий. – М.: Аделант, 2006.

22. Романское искусство. Архитектура, скульптура, живопись: Пер. с нем. / Под ред. Р. Томан. – Кельн: Кенеманн, 2001.

23. Энциклопедия для детей. Т. 7: Искусство. Ч. 2: Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII–XX веков / Под ред. Н. Майсурян. – М.: Мир энциклопедий Аванта+. –2007.

24. Энциклопедия искусства ХХ века / Сост. О.Б. Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

25. Энциклопедия символизма/ Сост. Г.В. Дятлева, Е.Н. Биркина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.


4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


Методический фонд. Студенческие работы из методического фонда.

Графические редакторы и приложения Corel Draw, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop (последние версии).


5. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Компьютерный класс.




Скачать 119.28 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер119.28 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх