Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецкурса «Гегель и русская философия» вузовского компонента цикла дс icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецкурса «Гегель и русская философия» вузовского компонента цикла дс


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Литература средних веков и Возрождения...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг» (часть II) вузовского...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг» (часть I) вузовского...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «религиозно-философские системы востока»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «психология религии» вузовского компонента цикла...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «современные нетрадиционные религиозные движения...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "немецкий язык" вузовского компонента цикла гсэ...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «этнография и география религии» вузовского...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религиоведение» вузовского компонента цикла опд...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Античная литература вузовского компонента цикла...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Античная литература вузовского компонента цикла...



Загрузка...
скачать
Федеральное агентство по образованию

Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«Южный федеральный университет»


Факультет философии и культурологии


Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю

на заседании кафедры ИФ Декан факультета

Протокол № «___»_________200 г. (зам. декана по учебной работе)

Зав.кафедрой _______________ «____»_____________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины спецкурса

«Гегель и русская философия»

вузовского компонента цикла ДС

По специальности 030101 (020100)

ФИЛОСОФИЯ


Составитель: д.ф.н. проф. Ерыгин А.Н.


Ростов-на-Дону

2009


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка 3

2. Учебно-тематический план спецкурса 4

3. Программа лекционного курса 5

4. Перечень литературы 7

5. Контрольные вопросы 10


Пояснительная записка


Цель спецкурса – изучение специфики русской философии, взятой в соотношении немецкой философской классикой ( в лице Гегеля).

Задачи спецкурса –

  1. Историко-философская характеристика философского наследия Гегеля в русской мысли XIX – н. ХХ вв.;

  2. Рассмотрение темы истории и культуры в социальной философии Гегеля и русских мыслителей XIX – н. ХХ вв.;

  3. Рассмотрение способа мысли и методологии исторического познания в немецкой классической (Гегель) и русской философии;

^ Место спецкурса в учебном процессе –

Спецкурс рассчитан на студентов-философов, изучивших курсы истории немецкой классической философии и истории социальной философии и методологии науки.


Учебно-тематический план спецкурса


№ п/п

Темы курса

лекц.

колл.

С.Р.С.

1

2

3

4

5

6

7

8


9

10

11

12


13


14

15


16

17

Введение

Цель и задачи спецкурса, его место в учебном

процессе.

Россия и философия как проблема

Гегель: философия права

Гегель: философия истории

Гегель: философия культуры

Гегель: способ мышления

Гегель и русское гегельянство

Гегель и философский спор о России

Гегель и государственная школа в русской мысли

Философия права: Гегель и К.Д.Кавелин

Философия истории: Гегель и С.М.Соловьев

История и диалектика: Гегель и Б.Н. Чичерин

Гегель и цивилизационная теория Н.Я. Данилевского

Гегель и философия истории «всеединства» (В.С.Соловьев)

Гегель и философия истории Н.А.Бердяева

Гегель и русская мысль ХХ в.(общая характеристика)

Европейский способ мысли Неоевразийство и постмодерн



2

2

2

2

2

2

2

2

2


2

2

2

2


2


2

2


2



-

2



Программа лекционного курса


Цель и задачи спецкурса «Гегель и русская философия». Историко-философский, социально-философский и философско-методологический аспекты проблемы. Историография проблемы.

Россия и философия как проблема. Идея тождества Запада и философствования (И. Кант, Э. Гуссерль, М.К.Петров). Россия и философия как тема мысли (оценка чаадаевской постановки вопроса и современных оппозиций). Гегелевский контекст темы.

Гегель: философия права. Феномен свободы. Право и мораль, их диалектика и границы. Нравственность как истина морали и права. Семья, гражданское общество, государство, всемирная история.

Гегель: философия истории. Феномен свободы в истории: возможность, переход из возможности в действительность. Действительная идея свободы. Четыре «царства» и «ось» истории Христианско-германский «мир» и постистория.

Гегель: философия культуры. Феномен свободы как абсолютный дух. Искусство, религия, философия. Восток. Античность и западноевропейская культура.

Гегель: способ мышления. Европейский способ мышления и философия (универсализм, монистичность и рефлективность). Монологический, диалектический и спекулятивно-логический варианты европейского способа мысли. Гегель и диалектика.

Гегель и русское гегельянство. Гегельянская «атмосфера» русской мысли, философское приятие и наследование Гегеля, изучения Гегеля в русской философии.

Гегель и философский спор о России. Тема России в философии истории и в мысли Гегеля. Чаадаевская альтернатива. Философия русской истории А.С. Хомякова и И.В. Киреевского.

Гегель и государственная школа в русской мысли. Русское западничество 30-40-х гг. XIX в как философская альтернатива славянофильства. Тезис о «гегелевской школе» в русской историографии и его критическая проверка.

Философия права: Гегель и К.Д. Кавелин. Гегельянские историки мышления К.Д. Кавелина.»Взгляд на юридический быт древней России»: от гегелевской философии права – к сциентистской философии русской истории.

Философия истории: Гегель и С.М.Соловьев. Гегельянские истоки мышления С.М. Соловьева. «Наблюдения над исторической жизнью народов» - соловьевская антитеза спекулятивной «Философии истории» Гегеля, первый опыт сциентистского построения цивилизационно-исторической теории.


Гегель и цивилизационная теория Н.Я. Данилевского. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, ее отношение к теориям Рюккерта и С.М. Соловьева. «Гегелевский след» в «России и Европе» Н.Я. Данилевского.

История и диалектика: Гегель и Б.Н. Чичерин. Гегелевские истоки мышления Б.Н. Чичерина, его отношение к диалектике Гегеля в зрелый период творчества. Две версии диалектической концепции мировой истории.

Гегель и философия истории «всеединства» (В.С. Соловьев). Вершина русской философской классики, отношение В.С.Соловьева к Н.Я. Данилевскому и Б.Н. Чичерину. Диалектика Гегеля и его философия истории в творческом наследии В.С. Соловьева.

Гегель и философия истории Н.А. Бердяева. «Серебряный век» русской философии и новое христианское сознание. Бердяев о России и его месте в мировой истории и культуре. Бердяев и Гегель.

Гегель и русская мысль ХХв. (Общая характеристика). Гегель и марксизм. Гегель и евразийство. Русское антигегельянство.

Евразийский способ мысли. Неоевразийство и постмодерн. Две современные альтернативы Западу и философии. Христианский универсализм. С кем ты, мыслящая Россия?


ЛИТЕРАТУРА

1. Коллингвуд Дж. Идея истории: Автобиография. М., 1980.

2. Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М.: Из-во МГУ, 1988.

3. Косминский Е.А. Историография средних веков. М., 1963.

4. Кисель М.А. Гегель и методологические проблемы историографии. ВФ. 1987, № 1.

5. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Соч.: в 14-ти т. М.; Л., 1935. Т.8.

6. Ерыгин А.Н. История и диалектика (Диалектика и исторические знания в России ХIХ века). Ростов н/Д, 1987

7. См.: Лубский А.В. Памяти Сергея Михайловича Соловьева//Ис­тория СССР. 1980. №3.

8. Вопросы философии, 1988. №3.

9. История СССР, 1989. №2.

10. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. – М.: «Права», 1989.

11. Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии во второй половине XIX ВЕКА. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1977.

12. Белинский В.Г. К.Д. Кавелину. 20 марта 1846 / Собр. соч.: В 9 т. – М., 1982. – Т. 9.

13. Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М.: Мысль, 1989.

14. Белинский В.Г. К.Д. Кавелину. 2 января 1846 / Собр. соч.: В 9 т. – М., 1982. – Т. 9.

15. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. – М.: Современник, 1982.

16. Аристотель. Поэтика / Соч.: В 4 т. – М.: Мысль, 1983 – Т. 4.

17. Гульбинский И. Борис Николаевич Чичерин. Библиографический очерк / Библиографические известия. – 1914. - № 1-2.

18. Соловьев С.М. Персональный указатель литературы (1838-1981). – М.: Изд-во МГУ, 1984.

19. История русской философии: Указатель литературы, изданной в СССР на русском языке в 1968-1977 гг.: В 2 ч. – М.: ИНИОН АН СССР, 1981. – 2 ч.

20. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Соч.: в 14-ти т. М.; Л., 1934. Т.7.

21. White H. Metahistory: The Historical Imagination in Nineteenth – Century Europe. Baltimor, London: The J. Hopkins univ. Press, 1973.

22. Чичерин Б.Н. История политических учений: В 5 ч. – М.:1869.

23. Чичерин Б.Н. Дневник. – 27 апреля – 21 октября 1851г.; 14 апреля лето 1856г. М., «Караул». – Автограф. – РО РГБ, ф. 334, к.17, ед. хр.5.

24. Чичерин Б.Н. Воспоминания: Москва сороковых годов//Вступительная ст. и примеч. С.В. Бахрушина. М.: Изд. М. и С. Сабашниковы.

25. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М.: 1866г.

26. Чичерин Б.Н. Философия права. М.: 1900г.

27. Основы философии в вопросах и ответах: учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону «Феникс», М., «Зевс» 1997.

28. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира: В 2 вып. М., 1897. Вып. 1. – XII.

29. Ерыгин А.Н. Становление исторического мировоззрения Б.Н. Чичерина//Мировоззрение. Философия. История (Статьи и тезисы). В серии: Восток – Запад - Россия. Ростов-на-Дону 1994.

30. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. М.: Изд. К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1858.

31. Чичерин Б.Н. Наука и религия. 2 –е изд. М.: 1901; Чичерин Б.Н. Вставки для 2-го издания. «Наука и религия». – РОРГБ, ф. 334, к. 31, ед. хр. 2.

32. Иллерицкий В.Е. Сергей Михайлович Соловьев. М.,1980.

33. См.: Ерыгин А.Н. История и диалектика (Диалектика и исторические знания в России ХIХ века). Ростов н/Д, 1987; Восток-Запад-Россия (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов н/Д, 1993; Сциентистская методология истории в России: К. Кавелин, С.Соловьев, Б.Чичерин / Всесоюзная конференция по логике, методологии и философии науки. Минск, 1990; Философия истории С.М.Соловьева// Социальные исследования: поиски и гипотезы. Ростов н/Д, 1992; Историческое мировоззрение С.М.Соловьева в контексте западноевропейской мысли // Мировоззрение. Философия. История. Ростов н/Д, 1994: "Народный дух" и "характер народа" в истори­ческом мировоззрении: Гегель и С.М.Соловьев //Проблемы этнополитологии. Ростов н/Д, 1995.

34. Цимбаев И.И. Комментарии к семнадцатой книге "Сочинений"С.М.Соловьева. Соч. в 18 кн. М.,1996. Кн. XVII.

35. Соловьев С.М. Лекции по русской истории. 1867/68 годы. Литография Эгсрмана. М.. 292с. РГБ. Т. 82/157.

36. Волкова И.В. Историк С.М.Соловьев и двухсотлетний юбилей Петра Первого //История и историки: историографический ежегодник. 1982-1983. М., 1987.

37. Попов Н.А. Материалы для биографии С.М.Соловьева (1820-1879). //РО РГБ. Ф. 285. К.6. Ед. хр. 10.

38. Рубинштейн Н.Л. Материалы к работам о С.М.Соловьеве (копии документов, хранящихся в ГБЛ, ГПБ и др.) //РО РГБ. Ф.521.К-6.Ед.хр.1.

39. Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941.

40. Соловьев С.М. Начала русской земли //Соч. в 18 кн. М., 1996. Кн. XVII.

41. Ерыгин А.Н. Российский менталитет и феномен «западничества» в русской культуре// Вопросы философии. 1994. № 1, с. 45-47.

42. Ерыгин А.Н. Восток – Запад – Россия (становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов н/Д., 1993.

43. Автором подготовлена рукопись монографии «Восток – Запад – Россия» (Четыре парадигмы цивилизационно – исторических исследований)», являющаяся продолжением указанной выше работы.

44. Соловьёв В.С. Философские начала цельного знания//Соч.: в 2 т. М., т.2, с.142.

45. Бердяев Н.А. Государство//Власть и право: из истории русской правовой мысли. Л., 1990, с. 286-287.

46. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990, с. 99, 231.

47. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989, с.15.

48. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991, с. 88.

49. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993, с. 522-562; Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988; Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М., 1993; Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991; Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д, 1992; Седов Л.А. К типологизации средневековых систем Востока (Попытка системного подхода) // Народы Азии и Африки. 1987. №4, с. 51-62; Стефанов Ю.Н. Рене Генон и философия традиционализма// Вопросы философии. 1991. №4, с. 31-42.

50. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3т. М., 1991.

51. Однако, этот аспект творчества В.Соловьёва и Н.Бердяева – Задача специального самостоятельного исследования.


Контрольные вопросы

к зачету по спецкурсу


  1. Каковы основные аспекты рассмотрения темы «Гегель и русская философия» в литературе?

  2. В чем смысл проблемы «Россия и философия»?

  3. Назовите ключевой феномен и основные линии его рассмотрения в «Философии права» Гегеля.

  4. Что имеется ввиду под «началом» и «концом» истории у Гегеля.

  5. Какие структурные и исторические «срезы» духовной культуры содержит концепция Гегеля?

  6. Каково соотношение монологизма, диалектики и спекулятивного мышления?

  7. Так была ли «гегелевская школа» в русской философии?

  8. Протестантская, католическая и православная ориентации в философии истории и тема России.

  9. Выдерживает ли критику тезис о «гегелевской школе» в русской историографии

  10. Каковы основные образы государства в философии русской истории К.Д. Кавелина?

  11. Почему «Наблюдения над исторической жизнью народов» С.М. Соловьева – антитеза «Философии истории» Гегеля?

  12. Что включает «гегелевский след» в «России и Европе» Н.Я. Данилевского?

  13. Охарактеризуйте философскую конструкцию исторической схемы «Древность – средние века – новое время».

  14. Триада Гегеля и конструкция «общечеловеческого организма» Вл. Соловьева – назовите моменты сближения и отталкивания .

  15. В чем особенности использования Н.А. Бердяевым гегелевской схемы «Восток-Запад»?

  16. Видели ли диалектику истории русские марксисты?

  17. В чьих глазах, с чьей точки зрения неприемлема идея тождества Запада и философии?










Скачать 112,14 Kb.
оставить комментарий
ф.н. проф
Дата26.09.2011
Размер112,14 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх