Рабочая программа по философии для специальности icon

Рабочая программа по философии для специальности


Смотрите также:
Рабочая программа по философии для специальности 010701 «Физика» гсэ. Ф. 10. Физический...
Рабочая учебная программа по дисциплине «основы философии» Для специальности 0408 «Стоматология...
Рабочая программа для специальностей имояк обеспечивающая кафедра кафедра философии...
Рабочая программа для специальностей идо обеспечивающая кафедра кафедра философии...
Рабочая программа для всех направлений и специальностей Обеспечивающая кафедра кафедра философии...
Рабочая учебная программа по дисциплине «основы политологии и социологии»...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании: основной образовательной программы...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Философия» для направления 031400 специальности 031401...
Рабочая программа по дисциплине “ профконсультирование факультет философии и социальных...
Рабочая программа по дисциплине Методология гуманитарного познания для специальности философия...
Рабочая программа По дисциплине : История философии (для поступающих в аспирантуру) Для...
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей 140400...



Загрузка...
скачать
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра философии


«Утверждаю»

Первый проректор КемГУ

___________________

«___» _________2008г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по ФИЛОСОФИИ


для специальности ____________________


Факультет _________ Экзамен _________

Курс _________________________ (семестр)

Семестр ______________________

Лекции _______________________ (часов)

Практические занятия _________ (часов) Зачет _____________

Самостоятельные занятия ______ (часов) (семестр)

ВСЕГО часов __________________


Составители: к.ф.н., доцент Кузнецова Н.В. , ст. преподаватель, Архипова И.В., к.ф.н., доцент Астаурова Г.А., к.ф.н., доцент Грицкевич Т.И., к.ф.н., доцент Жукова О.И., д.ф.н., профессор Красиков В.И., к.ф.н., доцент Сандагийн Э.В., д.ф.н., профессор Щенников В.П.


Кемерово, 2008


Рабочая программа дисциплины «философия» федерального компонента цикла ГСЭФ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по всем специальностям, примерной программы дисциплины «Философия» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в ГОС ВПО второго поколения, ориентированная на студентов непрофильных вузов Министерства образования Российской Федерации. ГНИИ ИТТ «Информика» (Интернет публикация) Москва 2000 г. и учебной программой по курсу «Философия» кафедры философии гуманитарных факультетов ФГУ МГУ 2006 г..


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № 1 от « 28 » августа 2008 г.


Зав. кафедрой ____________________ В.П. Щенников


Одобрено методической комиссией

Протокол № 1 от « 28 » августа 2008 г.


Председатель ___________________ Н.В. Кузнецова


^ Пояснительная записка

В курсе даётся систематическое изложение базовых категорий философии, составляющих понятийный алфавит теоретического мышления и культурно-мировоззренческой ориентации студентов. Содержание курса. Его основные элементы соответствуют основным дидактическим единицам ГОС ВПО.

Цель курса. Ввести студентов в мир философии; обучить Элементарным навыкам теоретического мышления; развить умение сознательного использования философии в процессе обучения, различных сферах жизнедеятельности.

Задачи курса. Представленная триединая цель предполагает решение следующих задач: сформировать у студентов целостное системное представление о мире и месте человека в нем; стимулировать философское видение исторических событий и фактов действительности в русле идеи единства и многообразия культурно-исторического процесса; развивать умения анализировать философские тексты, классифицировать различные направления философской мысли, излагать материал в области философии; вырабатывать навыки публичной речи, аргументации, изложения собственного видения рассматриваемых проблем, ведения дискуссий и полемики.

В области воспитания личности – культивирование таких качеств студентов, как: гражданственность, устремлённость на реализацию социально-значимых ценностей, самоорганизованность, ответственность, способность к диалогу, толерантность, которые будут способствовать их социальной адаптации.

Место дисциплины в системе социогуманитарного образования. Курс философии в его теоретическом и историко-философском разделах обеспечивает знакомство с «вечными» проблемами философского знания в контексте парадигмальных установок познания, специфики цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох. Многообразие философских концепций и их актуализация позволяет найти студенту свой ракурс мировосприятия, определить методологические основания изучения как дисциплин по специальности, так и общеобразовательных.

Структура курса. Курс философии состоит из двух частей: теоретической и историко-философской. Теоретический раздел курса рассматривает проблемы бытия, познания, методологии, антропологии, социальной философии и др. В историко-философском разделе представлены типы познания, его закономерности в аспекте объективных и субъективных факторов детерминационного ряда. Качественное изложение традиционных аспектов философского знания, их актуализация обеспечивается историческим и логическим единством названных частей, «включением», интерпретацией собственно теоретической проблематики в историко-философском поле. Особое внимание уделяется конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

Формы организации учебного процесса:

- лекции, на которых рассматриваются теоретические вопросы согласно предложенной рабочей программе;

- семинарские занятия в форме обсуждения основных, проблемных, дискуссионных вопросов, а также проверки самостоятельных работ, выполнение тестовых заданий, в форме фронтального опроса, реферативного изложения студентами предложенного материала;

- организация самостоятельной работы, которая включает выполнение письменных работ по поставленным заданиям.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов. Основные теоретические вопросы, рассматриваемые на лекциях, предполагают активную самостоятельную работу студентов. В целях актуализации сопоставительного, реферативного анализа, уточнения и понимания полученного объёма знаний студентам даются вопросы для самостоятельного изучения, на которые они должны дать ответы в устной или письменной форме.

Семинарские занятия проводятся в форме обсуждения, опроса основных и проблемных вопросов, проверки самостоятельных работ, решения тестовых заданий.

Объёмы и сроки изучения дисциплины.

Включает: курс и семестр читаемой дисциплины; объём лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы.

Виды контроля знаний студентов и их отчётности.

- текущий контроль самостоятельной работы путём проверки с последующей оценкой письменных работ по предусмотренным темам или заданиям.

- оценка студентов по результатам ответов на семинарских занятиях.

- оценка выполнения тестовых заданий по всем темам на семинарских занятиях.

- коллоквиум по отдельным разделам в виде опроса или тестовых заданий.

- экзамен.

Требования к уровню освоения содержания курса. Бакалавр в области философии должен знать:

- своеобразие философии, ее место в культуре; основные этапы развития мировой философской мысли, видных её представителей; традиционные и современные проблемы философии и методологию;

- иметь представление о многообразии форм человеческого знания, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и обществу; роль гуманности (ненасилия) в истории, человеческом поведении, нравственных обязанностях по отношению к другим и самому себе;

- понимать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействие науки и техники и связанных с ними современных социальных и этических проблем.

Критерии оценки знаний студентов. Экзамен проводится устно по экзаменационным вопросам, поставленным в билете.

Оценку «отлично» заслуживает студент, твёрдо знающий программный материал; грамотно и правильно отвечающий на вопросы билета; показавший умение свободно логически, чётко и ясно излагать ответы на дополнительные вопросы; обнаруживший навыки и умение актуализировать теоретические знания.

Оценку «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание программного материала; успешно, без существенных недочётов, ответивший на вопросы экзаменационного билета. Студент при ответах на дополнительные вопросы обнаруживает знания логических связей вопросов с другими разделами курса, предоставляя, однако недостаточно чёткие ответы.

Оценку «удовлетворительно» заслуживает студент, который обнаружил знания только основного материала, но не усвоил детали и допускает ошибки принципиального характера по основным и дополнительным вопросам; справляется с вопросами, предусмотренными программой, но допускает погрешности в ответе; для устранения допущенных ошибок необходимо руководство преподавателя; при ответах на дополнительные вопросы не может увязать материал со смежными разделами курса.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала; допустившему принципиальные ошибки в основных и дополнительных экзаменационных вопросах, не способному к их исправлению без дополнительных занятий по дисциплине.


^ Тематический план




Название и содержание разделов, тем, модулей

^ Объем часов

Формы

контроля

Общий

Аудиторная

работа

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

Очная форма обучения




1

Философия, её предмет и место в культуре человечества


3


1


2

опрос, доклады, тесты

2

Философия Древнего мира

5

1

4

опрос, доклады, тесты

3

Античная философия

5

1

4

опрос, доклады, тесты

4

Средневековая философия

5

1

4

опрос, доклады, тесты

5

Философия эпохи Возрождения

5

1

4

опрос, доклады, тесты

6

Философия Нового времени и Просвещения


6


2


4


опрос, доклады, тесты

7

Классическая немецкая философия XIX в.


6


2


4

опрос, доклады, тесты

8

Современная философия Запада

6

2

4

опрос, доклады, тесты

9

Русская философия

5

1

4

опрос, доклады, тесты

10

Онтология: бытие, материя

6

2

4

опрос, доклады, тесты

11

Развитие в мире и мир в развитии

4

2

2

опрос, доклады, тесты

12

Философия сознания

6

2

4

опрос, доклады, тесты

13

Гносеология

6

2

4

опрос, доклады, тесты

14

Философская методология. Методологические основания науки


4


2


2

опрос, доклады, тесты

15

Философские проблемы науки и техники


5


1


4

опрос, доклады, тесты

16

Учение о человеке

5

1

4

опрос, доклады, тесты

17

Аксиология


6

2

4

опрос, доклады, тесты

18

Социальная философия

6

2

4

опрос, доклады, тесты

19

Глобальные проблемы и будущее человека


6


2


4

опрос, доклады, тесты

Всего

150

30

70

экзамен

^

Т е м а т и ч е с к и й п л а н




Тема 1. Философия, её предмет и место в культуре человечества




История философии


Тема 2. Философия Древнего мира.

Тема 3. Античная философия.

Тема 4. Средневековая философия.

Тема 5. Философия эпохи Возрождения.

Тема 6. Философия Нового времени и Просвещения.

Тема 7. Классическая немецкая философия XIX в.

Тема 8. Современная философия Запада.

Тема 9. Русская философия.
^

Систематическая философия

Тема 10. Онтология: бытие, материя.

Тема 11. Развитие в мире и мир в развитии.

Тема 12. Философия сознания.


Тема 13. Гносеология.

Тема 14. Философская методология. Методологические основания науки.

Тема 15. Философские проблемы науки и техники.

Тема 16. Учение о человеке.

Тема 17. Аксиология.

Тема 18. Социальная философия.

Тема 19. Глобальные проблемы и будущее человека.

^

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре

человечества



Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и миропонимание. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Соотношение философии с мифологией, религией и искусством. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.

Природа философского знания. Многообразие интерпретаций природы философии. Логическое многообразие и духовно-рациональное единство философских учений. Монизм, дуализм, плюрализм как онтологические принципы самоорганизации философского знания.

Материализм – идеализм. Диалектика – метафизика. Рационализм – эмпироизм (сенсуализм). Рационализм – иррационализм. Субъективизм – объективизм. Догматизм – релятивизм – скептицизм – агностицизм. Экзистенциализм – социализм – гуманизм. Философия как форма самосознания культуры и особая наука. Структра и особенности философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, история философии. Особенности философского знания. Философия и наука: различие научной и философской истины, доказательство и убеждение. Генезис философии: мифогенная, гносеогенная, полифакторная версии. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории. Религиозные, философские и научные картины мира. Роль философии в современных интеграционных процессах, формировании единой культуры.


И с т о р и я ф и л о с о ф и и

^

Тема 2. Философия Древнего мира



Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Философская мысль Древнего Китая и Индии. Формирование восточного и западного стилей философствования.

Основные черты древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Веды и зарождение философских идей. Упанишады и поиски определения абсолюта. Брахманизм и эзотерическая традиция в древнеиндийской философии. Основные философские учения: чарвака, джайнизм, буддизм, ньяя, вайшешика, санхья, миманса, веданта, йога. Философия в Древнем Китае. Конфуцианство и его роль в формировании философской культуры Китая. Моисты. Даосизм и легизм.

^

Тема 3. Античная философия



Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Этапы развития, проблемы, направления античной философии. Натурализм античной философии. Проблема «первоначала» мира: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Количественные и качественные миропонимания: Пифагор и пифагорейцы.ж Диалектика элиатов, софистов, Гераклита и Сократа. Атомистика Демокрита. Эмпедокл. Нус у Анексагора.

Классический период философии античности. Метафизика и социальная философия Платона. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом. От критики чувственного знания к теории идей. Знать – значит мыслить. Идея как умопостигаемая сущность предмета, его смысл. Вечность и бессмертие души. Душа как посредник между миром идей и миром вещей. Знание как припоминание.

Теология, метафизика, наука, опыт и чувственное знание в философии Аристотеля.Четырёхпринципная структура всякой вещи: форма, материя, причины движения, цель. Учение о категориях как наиболее общих определениях бытия и познания. Этические добродетели. Философия – высшая добродетель человека. Логика Аристотеля. Социально-политическая версия Аристотеля: идея государственного устройства, преобладание «среднего элемента». Разумный эгоизм как принцип социального общения: «живи в меру щедро». «Человек – общественное животное».

Эллино-римский период античной философии: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Эллинизм как социально-политическое явление в философии. Истолкование природы и познания. Этические версии эпикуреизма, стоицизма (Зенон, Хрисипп, Луций Аней Сенека, Марк Аврелий и др.), скептицизма (Пиррон, Тимон, С. Эмпирик и др.). Атараксия, невозмутимость духа как цель эпикурейского образа жизни. Идеал счастья в стоицизме: знание, что нужно выбирать, что терпеть, чего держаться, что распределять. Сочетание оптимизма и гордости с покорностью и смирением. Принцип жизни скептиков: «ничего не знаю, а потому живу, как живется». Скептическая установка в теории познания и как жизненная позиция: невозмутимость и умеренность в жизненной практике. Общие установки и разумение этических версий.

Мистицизм неоплатоников – Плотин, Порфирий и др. Многоступенчатая модель бытия: Единое, Ум, Душа. Единое как непостижимое рациональное основание бытия. Понятие эманации. Иррациональный мистический экстаз как упоение мышления самим собой.

Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. Её место в историко-культурном развитии человечества.
^

Тема 4. Средневековая философия



Средневековая философия и философия античности: качественное отличие и преемственность. Характерные черты средневековой философии. Теоцентризм – системообразующий принцип философии средневековья, креационизм, персонализм, авторитаризм, герменевтизм, традиционализм, дидактизм. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Европейская и арабо-мусульманская философия. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан и др.), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий и др.). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский).

Патристика: проблемы троичности, веры и разумаЮ, свободы и благодати. Доктринальное оформление догматов христианства. Теология и философия в учении святого Августина. «Исповедь» Августина как величайшее произведение средних веков.Инновации Августина – концепция креационизма, понимание времени и идея линейности истории. «Град Божий» и «град земной».

Схоластика как особый тип культуры, превращающий философию в служанку теологии. Ф. Аквинский – рационализированное богословие: примирение науки и теологии, разума и веры. Субординация философии, теологии, науки. Доказательства бытия Бога. Теория бытия и познания. Проблема истины.

Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода воли человека, теодицея, разум и вера, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Спор об универсалиях – номинализм и реализм. Философия истории в средние века. Понятие высшего блага как основы средневековой этики. Поздняя схоластика: Р. Бэкон, И.Д. Скот, У. Оккам и др. Теория двойственной истины. Мистическое направление в средневековой философии. Пантеизм Мейстера Экхарта.

^

Тема 5. Философия эпохи Возрождения



Антропоцентризм возрожденческой картины мира. Гуманизм как принцип обоснования идеологии свободомыслия. Возрожденческий неоплатонизм, эпикуреизм. Отношение Возрождения к ценностям средневековой культуры. Процесс секуляризации духа. Пантеизм, деизм, атеизм. Проблемы человеческой индивидуальности (Э. Роттердамский, Б. Телезио и др.). Гуманизм (Ф. Петрарка, Л. Вала и др.), неолатонизм (Н. Кузанский, Пико делла Мирандола и др.). Философия и научно-экспериментальное изучение природы (Л. да Винчи, Н. Коперник, Д.Бруно, Г. Галилей и др.) как основные направления философии эпохи Возрождения. Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума. Бог как актуальная бесконечность; математическое обоснование сущего; бытие Бога в мире и бытие мира в Боге – в пантеистической философии Н. Кузанского. Ренессансный скептицизм Мишеля Монтеня. Человек: познание и природа. Индивидуальность и её внутренний мир: «постичь не свои движения, а себя, свою сущность». «Опыты» Монтеня, их историческое значение. Скептический гуманизм М. Монтеня.

Социально-политическое направление философии эпохи Возрождения: социальные проблемы, устройство общества, государство, взаимоотношения церкви, государства, человека. Государство, человек, мораль в социальных воззрениях Н. Макиавелли. Человек в системе общественных отношений и деятельности. Расхождение должного и существующего в общественной жизни. Соответствие поведения времени, ситуации, обстоятельствам – гарант удачи. Концепция личности в системе власти: «казаться – то же самое, что быть». Политический лидер: лев и лиса одновременно. Проблема насилия в обществе. Философские аспекты концепции «открытости» истории (Н. Макиавелли).

Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М. Лютер, Ж. Кальвин). Реформация и капитализм. Утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т. Мор, Т. Кампанелла). Мистицизм в философии Возрождения: Я. Бёме.


^ Тема 6. Философия Нового времени и Просвещения


Научная революция ХУП века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний – линия эмпиризма (Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс и др.) и рационализма (Р.Декарта, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц). Ф. Бэкон – идея новой философии, новой науки, нового метода. Идеологический смысл принципа «знание – сила». «Новая Атлантида» – социально-научная утопия XVII в.

Рационалистический метод в философии Декарта. Принцип сомнения и достоверности знания. Интеллектуальная интуиция и «Правила для руководства ума» в познании. Дуализм в философии Декарта. Психофизическая проблема. Учение о страстях и правила морального поведения. Значение картезианства в философии.

Пантеистический монизм Б. Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество: Бог – природа – субстанция. Свобода как осознанная необходимость в концепции Спинозы: «смотреть на все с точки зрения вечности».

Социальная философия Нового времени: концепция государства и власти Т. Гоббса. Государство («Левиафан») – продукт общественного договора во имя достижения порядка и справедливости. Историческое первенство права над моралью. Этика разумного эгоизма. Эгоистическая природа человека.

Дж. Локк: сенсуализм, эмпиризм, учение о первичных и вторичных качествах. Рационализм Лейбница. Монадология. Детерминизм и свобода воли. Душа и бессознательное. Теодицея Дж. Беркли: субъективный идеализм, агностицизм, символизм. Д. Юм: учение о причинности, универсальный скептицизм.

Философия эпохи Просвещения. Социальные и духовные основания идеологии Просвещения. Гносеологическая и антропологическая тематика. Культ науки и разума. Исторический и гносеологический оптимизм просветительских концепций; естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое. Принципы детерминизма и механистического материализма. Развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Ш. Монтескье «О духе законов». «Энциклопедия» Д. Дидро и Д’Аламбера. Ф. Вольтер, А. Тюрго, Ж. Кондорсе о прогрессе человеческого разума. Философия природы П. Гольбаха. «Социология познания» А Гельвеция. Ж.-Ж. Руссо: «природа человека», «естественное состояние», «общественный договор», критика культуры и цивилизации.

Специфика немецкого Просвещения. Воспитание человеческого рода (Г. Лессинг), философия истории (И. Гердер). Эстетическое воспитание человека (Ф. Шиллер). Диалектика, природа, искусство (титан немецкого Просвещения Г.В. Гёте).

Английское просвещение: Дж. Толанд, К. Мандевиль.

Утопически-социалистические традиции эпохи Просвещения (Т. Мабли, Морелли, Ф. Бабеф, Оуэн, Сен-Симон, Ф. Фурье и др.). Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия «гражданское общество». Идеи равенства и социальной справедливости как основа идеального общества.

^

Тема 7. Классическая немецкая философия Х1Х века.

Марксистская философия



Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Философское учение И. Канта. И. Кант о предмете и методе метафизики. Априоризм, критицизм, антиномизм. Опыт трансцендентальной логики. Целесообразность и красота. Философия И.Г. Фихтн как учение об абсолютном «Я». Ф.В. Шеллинг: пантеизм, телеологизм, диалектика. Философия искусства, теософия, мифология.

Философия Гегеля как учение о самопознании Абсолютной идеи. Логика, философия природы, философия духа. «Хитрость мирового разума» и становление человеческой свободы. Система и метод в его учении. Диалектическая логика Гегеля. Противоречие, противоположность, развертывание категорий бытия и познания. Философия истории Гегеля. Абсолютная идея как смысл исторического процесса.

Л. Фейербах: антропологизм, сенсуализм, атеизм. Бог как отчуждение человеческого духа. Человек – сын природы. Религия любви Фейербаха. «Человек человеку – Бог». Роль концепции Фейербаха в формировании философии марксизма. Кризис традиционной формы философского знания в середине Х1Х века. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неокантианство, неогегельянство, шелленгианство), новаторско-традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских). Материалистическая диалектика и материалистическая концепция истории – главное достижение марксистской философии. Переосмысление природы человека, содержания и сущности исторического бытия. Структура марксистской философии. Основные этапы её развития. Идеи научной философии, научной социологии и научной методологии в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Диалектика как логика и теория познания. Материалистическое понимание истории. Коммунизм как преодоление отчуждения человеческой сущности, «реальный гуманизм» и создание «подлинно человеческих форм общения». Исторические судьбы марксистской философии. Марксизм и его течения в XX веке.


^ Тема 8. Современная философия Запада


Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Плюрализм философских идей, концепций, школ и направлений – особенность развития современной философии (психоанализ, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, антропологическая философия, прагматизм, теологическая философия, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, структурализм, лингвистическая философия, постмодернизм и др.). Максима общественного сознания ХХ века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический.

Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи ее же методов. Эмпириокритицизм, неопозитивизм (О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, К. Поппер). Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Неопозитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др.), философия науки: поиск формально-логических критериев отграничения научного знания от ненаучного. Верификационистская концепция научного знания. Концепция критического рационализма К. Поппера и принцип фальсифицируемости. Версии целостного образа науки, развития научного знания в постпозитивизме – историческая школа (Т. Кун, И. Лакостос и др.). Понятие парадигмы Т. Куна; методологии исследовательских программ И. Лакатоса, методологического анархизма П. Фейерабенда.

Прагматизм и инструментализм: проблема понимания истины (У. Джемс, Ч. Пирс, Дж. Дьюи). Неокантианство (Г. Коген, П. Натроп, Э. Кассирер, Г. Риккерт, В. Виндельбанд), «философия жизни» (А. Шоленгауэр, Ф. Ницше, Г. Зиммель, В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Бергсон), иррационализм «философии жизни».

Основные парадигмы философской антропологии в XX в., направления. Построение целостной концепции человека в философской антропологии. М. Шелер (персоналистское направление): человек как существо, одаренное духом. Дух и жизнь. Человеческое сердце как место встречи с Богом. Э. Кассирер, Г. Плеснер, А. Гелен (социокультурное направление). Человек как символическое существо (Э. Кассирер, Хейзинга и др.). «Вертикальное» и «горизонтальное» существование человека в философии Г. Плеснера. Человек как особый проект природы (А. Гелен). Структурная антропология (Леви-Стросс).

Трансцендентальная философия XX в.: феноменология (Э. Гуссерль). Интенцианальность сознания и феноменологическая редукция в философии Э. Гуссерля.

Антропологическая и аксиологическая проблематика в экзистенциализме: М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. в атеистической версии; К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, Н. Бубер и др. в религиозной версии. Герменевтика и её взгляд на познание (Г. Гадамер).

Фрейдизм и неофрейдизм: концепции бессознательного (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.).

Персонализм. Современная теологическая философия, её основные идеи и направления. Поиски надличной объективности, проблема человека в современном неотомизме – И. Маритен, Э. Жильсон и др. (католическая философия), П. Тиллих и др. (протестантская теологическая философия). Идеи христианского эволюционизма в теологической философии Тейяра де Шардена. Основные направления и представители неевропейской религиозной философии. Перспективы развития теологической философии в современном мире. Сближение позиций религиозной философии, философии науки и философии культуры. Идея гуманизации рода человеческого, этика доверия и ответственности к жизни (П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих, В. Гейзенберг, А. Швейцер и др.).

Постмодернизм (М. Фуко, Р. Барт, Ж.-Ф. Лиотар, Д. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Батай, Ж. Бодрияр и др.) – современный вариант релятивизма и скептицизма, итог постклассической критики разума и протест против кризиса нравственности в современном обществе.

^

Тема 9. Русская философия



Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии.

Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Национальная специфика и характерные особенности русской философии. Формирование самобытной русской философской проблематики в 1Х-ХШ вв. Митрополит Илларион – первый русский философ (XI в.). Опыт синтеза философии, науки, религии и искусства в мировоззрении М.В. Ломоносова. Неоплатонизм в философии Г. Сковороды. Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

Западническая ориентация П.Я. Чаадаева: христианская историософия. Смысл истории как установление царства Божьего на земле. Человек: неприятие индивидуальной обособленности и автономности человеческого разума. Логика рассуждений о России: от «Россия, как она есть, равна нулю» до необходимости признания её «умственным средоточием Европы» в будущем. Критическое осмысление Россией прошлого и культурного опыта Запада как её задача. Славянофилы: противопоставление западного рационализма пониманию истины как результата «совокупных мышлений, связанных любовью» (А.С. Хомяков), христианскому (православному) просвещению, идее восполнения западной мысли живым опытом целостного духовного разумения (И.В. Киреевский). Культурософия Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. Позитивизм и материализм:Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, И.И. Герцен, Н.А. Добролюбов. Почвенничество Ф.М. Достоевского. Философия цельного знания и метафизика всеединства В.С. Соловьёва.

Русский космизм как духовный Ренессанс XIX-XX вв. – обоснованная стратегия благоприятного для человечества разрешения альтернативы современного апокалипсиса. Идея гармонии микрокосма и макрокосма; космос как оптимальная структура органического целого. Религиозно-философское направление: Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский и др.; научное – Н.А. Умов, К.Э. Циалковский, А.П. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный и др.; художественно-эстетическое – Ф.И. Тютчев, А. Белый, Д.Л. Андреев, А.Н. Скрябин, Н.К. Рерих и др.

Философия «общего дела» Н.Ф. Фёдорова. Универсальный символизм. П.А. Флоренского. Теософия Е.П. Блаватской. Христианский экзистенциализм: Л. Шестов, С. Булгаков, Н. Бердяев. Метафизика любви и богоискательство В. Розанова. Эволюция философских взглядов А.Ф. Лосева.

История русской философии в контексте мировой философской мысли: человек и космос; смысл жизни и назначение человека; проблема ценностей; соотношение науки, религии, философии и искусства в осмыслении действительности; церковь, государство, общество и др. проблемы.

^

Ф и л о с о ф с к и е п р о б л е м ы



Тема 10. Онтология: бытие, материя.


Бытие – центральная категория онтологии. Объективистские и субъективистские онтологии. Метафизическое и физическое понимание бытия. Материальное и идеальное бытие. Человеческое бытие как единство материального и идеального. Специфика бытия идеального. Социальное бытие. Бытие и субстанция. Бытие, небытие, реальность. Монистические и плюралистические концепции бытия. Природа и история – основные формы бытия мира.

Образы мироздания в мифологических, религиозных пантеонах. Мир как космос. Боги и рок как внутренние силы космоса. Мир как Вселенная и как Универсум. Бытие как основа первоначала мира в античной философии. Бытие в интерпретации теологических проблем средневековой философии. Философский смысл удвоения мира на посюстронний и потусторонний. Бог и дьявол как символически-образное выражение созидательных и разрушительных сил мира. Соотношение бытия и природы в философии эпохи Возрождения; бытие и субстанции в философии Нового времени (пантеистическая версия Б. Спинозы); бытие и материя в философии Просвещения и марксистской философии. Сближение человеческого и природного бытия в немецкой классической философии. Неоклассические представления о бытии: иррационализм. Объединение онтологической и антропологической тематики в современной философии: философская антропология, феноменология, экзистенциализм и др. Жизнь и дух как творческие силы мироустройства. Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия.

Категория «материя». Субстратный и субстанциальный подходы к определению категории материи в истории философии. Категория материи в марксистской философии. Обыденная, религиозная, философская картины мира. Релятивистская модель материи в современной научной картине мира. Динамика научных картин мира: трансформация механической картины (XVIII в.) в органическую (Х1Х-ХХ вв). Онтологические, гносеологические и социально-научные представления о материи. Специфика техники, искусственных форм как материальных явлений.

Самоорганизация бытия. Системность и отражение. Понятия «система», «элемент» и «структура». Идея многоступенчатости мироздания.


^ 11. Развитие в мире и мир в развитии.


Идея развития в мифологическом, религиозном и философском сознании. Понятие развития. Развитие и саморазвитие. Движение и развитие. Механицизм и редукционизм в понимании движения. Формы, виды, противоречивость движения. Законы развития. Цикличность, круговорот и поступательность, завершённость в развитии, конец. Прогресс и регресс. Проблема всеобщности законов развития. Диалектика как логика и теория познания развития. Метафизические образы развития: релятивизм, эклектика, софистика, скептицизм. Идея развития в философии и в науке XX в. «Глобальный эволюционизм» и его выражение в концепциях ноосферы, синергетики, коэволюции, социобиологии, этногенеза, конвергенции.

Пространство и время – категории онтологии и естествознания. Субстанциальный и реляционный подходы понимания сущности пространства и времени. Субъективистские (А. Августин, И. Кант, А. Бергсон и др.) и объективистские (Л. Фейербах, Ф. Энгельс и др.) интерпретации пространства и времени. Роль естествознания (Евклид, Риман, Лобачевский, Эйнштейн) в дискредитации понятия абсолютного пространства и времени и утверждения реляционной парадигмальной установки. Пространство и время как система отношений между взаимодействующими объектами. Физическое пространство – время: свойства. Физическое пространство – время как модель развития событий, её значение в космологии и физике. Симметрия и ассиметрия пространства, цикличность и ритмичность биологического времени. Специфика социального пространства и времени. Связь с практической деятельностью, культурно-смысловой реальностью человека. Изменение восприятия пространства и времени в разных культурах и исторических эпохах. Ускорение и уплотнение социального времени в современной цивилизации. Проблема жизни, её конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея единства мира.


^ Тема 12. Философия сознания


Объективная и субъективная стороны человеко-миро-отношения. Категории бытия, сознания, идеального, духа. Многомерность субъективной реальности человека. Категория «духа» в историко-философской традиции: субстанциалистская (дух понимается как онтологическая «сущность») и личностная (экзистенциалистская) интерпретации. Дух и духовность. Идеальное и материальное. Идеальное в истории философской мысли. Идеальность сознания. Версии идеального в отечественной философской литературе: информационно-личностная концепция идеального Д.И. Дубровского; деятельное понимание идеального Э.В. Ильенковым и др. Проблема типологизации идеального: индивидуализированное и общественное идеальное; когнитивное (гносеологическое) и аксиологическое, теоретическое и практическое. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизведения человеческой культуры. Сознание как объект научной и философской рефлексии.

Категория сознания в истории философии. Понятие «логос» как ключевая категория античной философии. Идея гармоничности космического логоса и малого – разума человека. Религиозно-философские представления о сознании в эпоху средневековья: разум, воля, душа. Философские идеи о структуре сознания: «внутренний опыт» (самосознание) А. Августина. Тенденция отождествления сознания, познания, мышления в философии Нового времени. Вопросы содержания, структуры сознания, законах существования и границах познавательных возможностей в немецкой классической философии. Акцент на целостность субъективности человека в философии XX века. (философия жизни, экзистенциализм, персонализм, философская антропология и др.). Связь выделенных элементов целостности с мировоззренческими предпочтениями. Интенциальность и идеаторность сознания в современной философии. Диалектико-материалистическая версия сознания в философии XX века: сознание как функция высокоорганизованной материи человеческого мозга. Отражение и сознание. Сознание как высшая форма отражения. Формы отражения. Активность сознания, его избирательность и целенаправленность. Социальная природа сознания. Многомерность субъективной реальности человека. Сознание и бессознательное, сознание и психика. Структура сознания. Эмоциональное и интеллектуальное, ценностное и когнитивное проявление субъективной реальности человека. Интуиция и воображение. Мышление, память, внимание, воля. Язык и мышление. Знак и значение, информация и символ. Мозг, психика, интеллект. Проблема «искусственного интеллекта». Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Сознание и самосознание. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждение, самооценка, самоконтроль). Самоидентификация (социальная, гендерная и др.) и самоопределение человека. Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание. Общественное и индивидуальное сознание, их особенности и характер взаимодействия. Онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, праксиологическая сферы интерпретации проблемы сознания в современной философии.


^ Тема 13. Гносеология


Место гносеологии в составе философского мировоззрения. Проблема познаваемости мира. Ум, разум, рассудок как проявление различных функций интеллекта. Типы гносеологии в философии. Идеалистические, реалистские, прагматистские, феноменологические версии гносеологии. Гносеология и эпистемология.

Специфика познавательного отношения человека к миру. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Традиции эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма в понимании познания. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Онтологический и гносеологический подходы к истине. Классическая концепция истины. Объективное и субъективное в истине. Абсолютное и относительное в истине. Динамичность и процессуальность истины. Конкретность истины. Взаимодействие рационального и иррационального в процессе познания. Творческое познание. Интуитивно-мистическая традиция в понимании познания.

Неклассические концепции истины и их современные варианты. Простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность как свойства истины. Конвенциальная, когерентная прагматистская и др.версии истины.

Истина и заблуждение. Проблема критериев истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность. Формы истины: предметная, экзистенциальная, концептуальная, операциональная и др.

Чувственное и рациональное познание, их формы. Внерациональные формы познания. Интуиция. Истина и понимание.

Знание и истина. Научное знание и его основные признаки: объективность и проверяемость, эссенциалистская направленность, системная организация. Рациональность научного знания, её смысловое содержание. Типы рациональности, их содержательная изменчивость и историческое многообразие. Сциентизм и антисциентизм как две основные линии осмысления рациональности в философии. Вненаучные формы познания: обыденное (житейское), мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное. Квазинаучное знание как феномен культуры. Специфика познавательного процесса в контексте профилизации обучения.


^ Тема 14. Философская методология. Методологические

основания науки


Понятие «метода» и «методологии». Всеобщность философских методов. Диалектика как один из методов теоретического конструирования. Идеализированные допущения «диалектической картины мира»: различные концепции диалектики в философии. Логика формальная и логика диалектическая. Метафизический метод и его история. Взаимодействие диалектики и метафизики. Герменевтика как метод. Объяснение и понимание. Интерпретация текста. Философский метод и его основные приёмы: рефлексия, универсализация, тотализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, идеализация и др. Системность, противоречие, объективность, детерминизм, развитие как принципы философской методологии. Конкретность и целостность истины как идеал философского понимания.

Форма и содержание. Необходимость и случайность. Сущность и явление. Возможность и действительность. Причина и следствие. Синергетика как комплекс новых методологических идей. Понятия «открытая система», «нелинейность» развития, диссипативные структуры и др.

Рациональность как основное качество человеческого мышления. Формы рациональности: понимание, объяснение, описание, предсказание. Дискурс и рефлексия. Формы рациональности в контексте познавательных интеллектуальных способностей человека: открытая и закрытая рациональность; классическая, неклассическая и постклассическая. Постклассическая рационалистическая парадигма и её связь с познавательной и научной деятельностью, с социокультурным контекстом. Рациональность, творчество, практика.

Аспекты бытия науки в современной эпистемологии: наука как социальный институт, наука как вид духовного производства. Наука как знание. Структура научного знания: эмпирический, теоретический, и метатеоретический уровни, их детерминанты и соотношение. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Содержательные нормы научности: принципы верификации и фальсификации. Развитие науки. Понятие «парадигма» Т. Куна, «исследовательская программа» И. Лакатоса. Процесс развития науки (иррационализация) в версии П. Фейерабенда.

Представление о методах научного познания и их классификация. Качественные и количественные методы. Методы логические, исторические и др.

Значение методов исследования. Основные формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Описание, объяснение, предсказание, ретросказание. Соизмеримость научных теорий.

Специфика социального познания. Типы социального прогнозирования (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки). Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного.


^ Тема 15. Философские проблемы науки и техники


Философия техники как одно из значимых направлений в системе философского знания. Содержание понятия «техника». Техника и техническое творчество. Техника и возможности самореализации человека. Системное осмысление феномена техники в историко-цивилизационном, культурологическом, методологическом, антропологическом, нравственно-эстетическом, аксиологическом контекстах.

Техника, техническая реальность, техническое творчество. Версии генезиса техники (О. Шпенглер, Л. Мамфорд, Поршнев и др), этапов и тенденций её развития в современной цивилизации. Понятие ноосферы и техносферы, их взаимосвязь.

Научные и технические революции. Характер взаимосвязи науки и техники. Понятия «научно-техническая революция», «научно-технический прогресс», «промышленная революция». Технологический детерминизм и его установки в концепции технократизма (Веблен и др.), индустриального (Арон и др.), постиндустриального (Д. Белл, Р. Тоффлер и др.) общества. Технологический детерминизм и его альтернативы. Позитивные и негативные последствия технократической цивилизации.

Научное знание и техническое, их специфика, общее и особенное. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Проблема соотношения техники и технических наук. Структура технической теории. Соотношение философии техники (Э. Капп, Ф. Бон, П.К. Энгельмейер) и философии науки.

Проблема классификации наук. Философия естествознания и техники и философия гуманитарных наук. Проблемы, связанные с предметом и методами исследования, спецификой наук о природе и духе. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации; теоретизации; описания и его видов; математизации; компьютеризации; единства наук; общности идеалов и норм научности. Онтологические проблемы современной науки: уровней организации реальности; ее единства и многообразия; системности организации природы, общества, человека и культуры; редукционизма; детерминизма; глобального эволюционизма; единой картины мира. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий. Философские проблемы естественных, точных, технических, социальных и гуманитарных наук.


^ Тема 16. Учение о человеке


Образ человека в мифологической, религиозной, научной и философской картинах мира. Основные антропологические течения в современной философии. Отказ от понятия сущности человека в постклассической философии: ориентация на интерпретацию особенностей природы человека. Антропологический поворот в философии и парадигмальные установки философской антропологии XX века. Поиск общих оснований человечности в философии. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человеческого бытия. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.). Человек как проблема для самого себя.

Человек, индивид, личность, индивидуальность. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Крайности биологизаторских и социологизаторских версий в понимании человека. Версии происхождения человека. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Единство человека и природы. Человек в мире труда, общения и духа. Диалектика целей и средств в человеческой жизни.

Человек и личность. «Сверхчеловек» – «маленький человек», «средний человек» на весах философии и истории. Интерпретации образов человека в антропософии, теософии, аккультизма, сатанизма.

Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Талант как социокультурный феномен. Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора. Свобода как социальный идеал и личностная ценность. Грани свободы.

Личность как интегральное единство биологической, психологической, социальной сторон человека. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Индивидуализм и конформизм. Обезличенность культуры. Феномен массового человека: «слишком многие» (Ницше), «человек-масса» (Х. Ортега-и-Гассет), «одинокая толпа» (Э. Фромм) и др. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире. Индивидуальность. Проблема человеческого «Я» и отчуждение человека от своего бытия. Кризис современного гуманизма.


^ Тема 17. Аксиология


Ценности, их природа и принципы классификации. Материальные и духовные ценности. Религия, мораль, искусство, наука – составляющие духовной культуры. Генезис, эволюция, сущность, функции ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма. Ценность и идеал. Основные принципы классификации ценности.

Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей. Общечеловеческие ценности. Моральный релятивизм и ригоризм. Совесть как нравственный самоконтроль.

Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Искусство как выражение эстетических ценностей. Категория красоты, возвышенного, низменного, трагического, героического и др. в искусстве. Историческая эволюция эстетического идеала. Функции искусства в культуре. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.

Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества. Религиозные и светские ценности. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия. Проблема смысла жизни в истории философии и культуры. Социальная обусловленность ценностных ориентиров. Аксиологическое видение способов решения экологических проблем; возможностей становления ноосферы и формирования космической цивилизации.


^ Тема 18. Социальная философия


Общество и природа. Географическая среда и биосфера как формы природного бытия общества. Соотношение философии, социологии, истории в познании общественной жизни. Прулеб социальной философии. Теологические, натуралистические, идеалистические и технократические концепции общества. Общество как развивающаяся система и его структура. Экономическая, политическая, правовая, социальная и духовная сферы общества и их основные элементы. Собственность, орудия труда, общественные отношения, общественные институты как детерминирующие факторы развития общества. Общество и общественные отношения. Духовное и материальное в общественных отношениях. Понятие социальной структуры общества. Типы общностей: естественно-исторические (раса, поколение, пол), этно-исторические (род, народность, нация, этнос), социально-исторические (сословия, касты, классы, страты, социальные группы и т.д.). Семья и брак. Гражданское общество и государство. Интерпретация социально-исторических общностей в классовой теории и концепции социальной стратификации. Социальные институты. Государство, бюрократия, армия, полиция, партии, общественные организации и движения, церковь. Духовная жизнь общества.Формы и уровни общественного сознания.Сознательное и бессознательное в истории. Необходимость и свобода, планирование и регулирование в общественной жизни.

Понятие исторического процесса. Логика истории и её смысл. Исторический процесс. Проблема типологизации исторического процесса. Линейные (христианство, концепции Просвещения, формационный подход, теории экономических стадий), циклические (мифологические, витальные (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Данилевский, Л. Гумилёв и др.) концепции истории.

Культура и цивилизация; критерии их типологизации. Культура как осознание гуманистического содержания общественного развития. Проблема сущности и критериев общественного процесса. Природные, социальные и духовные обоснования прогресса. Проблема единства и многообразия критериев прогресса. Прогресс в сфере экономики, социальной, политической и духовной жизни. Прогресс и регресс. Идея «конца» развития в религии, философии, науке. Основные культуры человечества: Восток-Запад. Проблема культурно-исторического места России. Дискуссии по проблеме культуры. Культура, ценности, идеалы. Массовая и элитарная культура. Диалог различных культур.

Космопланетарные факторы социального развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций.


^ Тема 19. Глобальные проблемы и будущее человека


Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Глобализация как выражение особенностей современного этапа исторического развития. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Понятия доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Природа информации. Интеллектуализация общества как историческая тенденция. Роль информационных сетей и систем в жизни современного общества. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Учение Вернадского о ноосфере. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем. Роль философии в решении глобальных проблем. Прогностическая функция философии. Онтологический, гносеологический, социальный и др. аспекты прогнозирования будущего. Концепции «планетарного сознания» и «ноосферного понимания». Необходимость создания целостного космоса духовной культуры и опасность технизации индивидуального сознания (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Г. Маркузе). Научное прогнозирование: футурология, её методы и концепции. Социальное прогнозирование и его особенности.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Синергетическое видение исторической ситуации. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Аксиологическое видение способов разрешения экологических проблем; возможностей становления ноосферы и формирования космической цивилизации. Космические перспективы развития социума.




Скачать 379,3 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер379,3 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх