Проблемы формирования толерантности в сфере этноконфессиональных отношений северного города: социологический анализ (на материалах города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа Югры) icon

Проблемы формирования толерантности в сфере этноконфессиональных отношений северного города: социологический анализ (на материалах города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа Югры)


Смотрите также:
О законе Ханты-Мансийского автономного округа Югры...
Трехсторонняя комиссия ханты-мансийского автономного округа югры...
Распоряжение 24 февраля 2012 г...
Отчет Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Югры о результатах деятельности...
Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города...
Отчет комитета по молодежной политике Ханты Мансийского автономного округа Югры...
2009 года №336-п «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по стабилизации...
2009 года №336-п «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по стабилизации...
Закон ханты-мансийского автономного округа югры...
Отчет комитета по молодежной политике Ханты Мансийского автономного округа Югры...
Отчет комитета по молодежной политике Ханты Мансийского автономного округа Югры...
Самообследование Бюджетного учреждения спо ханты-Мансийского автономного округа Югры...



Загрузка...
скачать

На правах рукописи




ГУРЕНКОВА Тамара Дмитриевна



ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СФЕРЕ

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕВЕРНОГО

ГОРОДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

(на материалах города Сургута Ханты-Мансийского автономного

округа - Югры)


Специальность 09.00.13 – религиоведение, философская

антропология, философия культуры


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Москва – 2008

Диссертация выполнена на кафедре государственно-конфессиональ-ных отношений Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».


^ Научный руководитель: кандидат философских наук, профессор

Лопаткин Ремир Александрович


Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Нуруллаев Абдул Абдулвагапович

доктор философских наук, доцент

^ Сторчак Владимир Михайлович



Ведущая организация: Институт социально-политических исследований

Российской академии наук


Защита состоится 26 июня 2008 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д–502.006.12 при ФГПОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606 г. Москва, проспект Вернадского, 84, 1-й учебный корпус, ауд. 2200

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС


Автореферат разослан "____" мая 2008 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета В.К. Пинкевич


^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Исследование этноконфессиональных отношений и факторов, влияющих на их состояние и динамику, становится актуальным в условиях социально-экономической и политической трансформации российского общества, резко возросшего расслоения населения по критериям материального достатка, усиления миграционных потоков, значительного возрастания значения и роли религии и этничности. Хрупкость сферы межэтнических и межконфессиональных отношений, оказывающих большое влияние на социокультурное развитие страны в целом, региона, города, требует глубокого изучения происходящих в этой сфере процессов, своевременного и научно обоснованного реагирования со стороны государственных и муниципальных органов власти.

На эту сферу большое влияние оказывают процессы общемирового характера: глобализация, информатизация, ухудшение экологической ситуации, «этнический ренессанс», обостряющееся противостояние между богатыми и бедными странами, «между Севером и Югом», исламским миром и странами европейско-американской (христианской) цивилизации, угрозы мирового терроризма, мощные миграционные потоки, за исторически короткий срок существенно меняющие сложившийся веками этноконфессиональный баланс во многих странах и регионах.

В России эти факторы были дополнены сложными внутренними процессами, связанными с распадом СССР, огромными трудностями переходного периода, заметными различиями в экономическом потенциале и уровне жизни населения отдельных регионов, возникновением этнически окрашенных центробежных и сепаратистских тенденций. Под их влиянием произошла актуализация этнического и религиозного факторов, усиление их воздействия на общественное сознание. Это повлекло за собой, в числе прочего, и нарастание в обществе интолерантных настроений, ведущих к обострению напряженности в межнациональных и межконфессиональных отношениях, создающих риск конфликтов на этнической и религиозной почве и тем самым несущих угрозу политической стабильности общества и целостности российского государства.

Альтернативой подобным тенденциям является формирование в обществе установок толерантного сознания и поведения, заблаговременное выявление конфликтогенных рисков и ресурсов толерантности в сфере этноконфессиональных отношений. В современных условиях толерантность является одной из базовых ценностей, необходимых для построения гражданского общества в России.

Следует при этом учитывать, что в разных регионах проблема толерантности/интолерантности имеет свои специфические формы, характер и степень проявления. Таким специфическим регионом России в силу своего исторического развития, географического и социально-экономического положения является Ханты - Мансийский автономный округ – Югра и его крупнейший промышленный и культурный центр – город Сургут. Бурное экономическое развитие региона на базе нефтегазового комплекса в последней трети прошлого столетия и в начале нынешнего вызвало огромный приток рабочей силы из разных регионов бывшего СССР и России и сформировало сложный в этническом и конфессиональном плане состав населения округа и города. В силу этого проблемы формирования установок толерантности в городском сообществе Сургута, представляющего собой типичный северный город современной России, приобретают особую актуальность и специфичность, что и обусловило выбор автором темы исследования.

^ Степень научной разработанности проблемы. Избранная для исследования тема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин и проблемных блоков современного религиоведения, философии, социологии, психологии, культурологии, этнопсихологии, этносоциологии, политологии, правоведения и социального менеджмента. В каждом из этих научных направлений имеются теоретические исследования, методологические подходы и эмпирические материалы по проблемам толерантности.

Собственно тема толерантности становится предметом общественного внимания с середины 1990-х годов, на пике трансформационных явлений, усиления роли этнической и религиозной идентификаций и увеличения географической мобильности россиян. В основном это были публицистические статьи, посвященные проявлениям нетерпимости в различных сегментах российского общества, публикующиеся в качестве реакции на те или иные события в данной сфере отношений. Толерантность различных слоев и групп населения в них оценивалась, как правило, лишь по факту ее существования, а чаще - отсутствия. Становилась очевидной необходимость научного изучения толерантности как социального и социально-психологического явления, определения ее границ и условий формирования, теоретического осмысления самого понятия «толерантность».

Первыми к проблеме толерантности/интолерантности обратились этнологи и психологи. Это стало темой комплексных исследований Института этнологии и антропологии РАН под руководством доктора ист. наук Л.М. Дробижевой, проблема толерантности/интолерантности в которых рассматривалась в контексте проблем этничности и культурной дистанции1.

Методологическим проблемам этнологического исследования толерантности посвящены труды Ю.В. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, В.А. Тишкова2. В работах Г.У Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедевой, В.П. Левкович3 рассмотрены факторы, способствующие формированию этнической толерантности и интолерантности – валентность этнической идентичности и культурная дистанция между группами.

Проблемам этнической и религиозной толерантности в философском и социологическом планах посвящены работы М.П. Мчедлова, М.Б. Хомякова, А.Ю. Шадже4 и др. В работах этих ученых содержится анализ реализации принципов толерантности в различных типах общественных систем, а также определение границ толерантности.

Философский и социологический анализ понятия «толерантность» представлен в трудах В.И. Гараджи, А.Г. Здравомыслова, В.А.Лекторского, А.А. Нуруллаева, В.М. Соколова, В.М. Сторчака5.

Проблемам формирования установок толерантности у подрастающего поколения посвящены труды психологов и представителей педагогической науки А.Г. Асмолова, М.С. Мацковского6 и др. Они акцентировали внимание на воспитании толерантности у детей и подростков через мотивацию поведения.

Проблемы государственного регулирования межконфессиональных и межэтнических отношений анализировались в работах Л.А. Баширова, О.Ю. Васильевой, А.Г. Залужного, Ю.П. Зуева, В.В. Кравчук, А.И. Кудряв-цева, Р.А. Лопаткина. М.И.Одинцова, В.К. Пинкевича, А.Е. Себенцова, Н.А.Трофимчука, М.О.Шахова и др., а также в коллективных трудах кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в Информационно-аналитическом бюллетене «Государство, религия, церковь в России и за рубежом». В этих трудах акцентировалось внимание на теоретическом обосновании государственной политики, законодательном регулировании сферы свободы совести, соблюдении прав человека, являющихся важнейшими предпосылками формирования в обществе атмосферы толерантности.

Проблемы этнической толерантности в поликультурном обществе получили развитие в трудах зарубежных специалистов: Дж. Берри7, проанализировав взаимные установки представителей различных этносов, факторы аккультурации и адаптации, предложили сравнительный подход, выявив также, что возникновению толерантности способствуют этническая идентичность и географическая мобильность индивидов; в 2000 г. была опубликована работа М. Уолцера, обратившего внимание на формы и границы толерантности, считая её пределом состояние потери социального контроля8.

Проблемам межэтнического взаимодействия и их гармонизации уделяется внимание в трудах и публикациях югорских деятелей науки и структур управления: В.В. Мархинина, Я.С. Черняка, Г.А. Выдриной, С.А. Гильманова, С.П. Малахова, М.Ю. Мартынова, В.А. Тена9 и др.

С 1990-х годов в России активно ведется социологическое изучение проблем гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, стимулированное процессами возрождения в российском обществе этнической идентификации, активизацией деятельности общественных этнонациональных объединений, всплеском религиозной жизни, ростом общественного престижа и влияния религиозных организаций. Крупные социологические центры, такие как ВЦИОМ, Левада-центр, РОМИР-мониторинг, Фонд «Общественное мнение», Институт социологии РАН, Институт социально-политических исследований РАН, Центр «Религия и общество» Российского независимого института социальных и национальных проблем проводят социологические исследования проблем религии и этничности в режиме мониторинга.

Различным аспектам исследуемой проблемы посвящены диссертационные работы В.В. Шалина «Толерантность (культурная норма и политическая необходимость)», 2000 г., Г.Г.Абдулкаримова «Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ», 2003 г., С.А. Акопяна «Формирование этнической толерантности в современном Российском обществе», 2004 г., Н.В. Кругловой «Толерантность (Генезис и типология)», 2005 г., Т.В. Волковой «Социально-философский анализ толерантности как фактора социокультурной интеграции общества», 2006 г., Е.А. Бобылевой «Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России», 2006 г. и др.

Среди региональных исследований выделяется изучение проблем гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, проведенное Исследовательским комитетом социологии религии Российского общества социологов в 1995 и 2005 гг. в г. Сургуте и в 2001 г. в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре; проводимые в режиме мониторинга исследования под руководством М.Г. Писманика; исследование «Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях» в Оренбургской области (1998 г.) под руководством В.Н. Рагузина10.

Несмотря на значительное число публикаций, посвященных проблемам гармонизации общественных отношений, практически никто из авторов не рассматривал эти проблемы через призму толерантности как ценности, необходимости формирования толерантного массового сознания и необходимости регулирования процесса со стороны власти (в том числе и органов местного самоуправления) и общественных институтов. Между тем такой подход позволяет расширить арсенал методов государственного, муниципального и общественного регулирования ситуации в социуме. Это определило интерес автора к рассмотрению проблемы толерантности именно в таком аспекте.

Объектом настоящего диссертационного исследования выступает многоэтничное и поликонфессиональное сообщество (население) Сургута.

Предметом исследования является процесс формирования этнической и религиозной толерантности в условиях поликультурного сообщества города Сургута.

Целью диссертационного исследования является социологический анализ состояния и основных тенденций в сфере этноконфессиональной толерантности и выявление условий ее укрепления как нормы социальной жизнедеятельности, разработка рекомендаций органам местного самоуправления, общественным объединениям, руководителям средств массовой информации по внедрению установок толерантного сознания в городском сообществе.

Достижение данной цели предполагало решение следующих исследовательских задач:

  • рассмотреть социально-философский статус понятия «толерантность»;

  • выявить методологические особенности изучения этнической и конфессиональной толерантности;

  • уточнить содержание понятия, определить границы этнической и конфессиональной толерантности;

  • уточнить понятие «сфера этноконфессиональных отношений»;

  • осуществить анализ ситуации в межэтнических и межконфессиональных отношениях в городе на основе проведенного сравнительного социологического исследования 1995-2005 гг.;

  • проанализировать конфликтогенные риски и ресурсы этнической и конфессиональной толерантности;

  • рассмотреть некоторые проблемы управленческого регулирования ситуации в гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношениях на уровне муниципального образования;

  • обобщить опыт формирования установок толерантности в этноконфессиональном сообществе города Сургута.

^ Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды российских и зарубежных ученых, содержащие социально-философский и социологический анализ проблемы межэтнического и межконфессионального взаимодействия, феномена этнической и религиозной толерантности. В основу концептуального рассмотрения толерантности как типа социального взаимодействия автором были положены методы теоретического анализа, историзма, мониторинга, а также системный подход к изучаемому явлению, исследование его в качестве целостного и сложного объекта, характеризующегося структурно-функциональным единством и взаимосвязью составляющих его элементов.

^ Источниковую базу исследования составляют документы, содержащие нормы международного права в области формирования толерантности в обществе, законодательные и нормативные акты Российской Федерации в данной сфере, другие официальные документы, определяющие общие принципы и порядок регулирования и гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений; текущие материалы органов государственной власти ХМАО-Югры и органа местного самоуправления городского округа города Сургута, публикации средств массовой информации, труды историко-этнографического, этнокультурного, религиоведческого и социологического характера, содержащие данные о состоянии межэтнических и межконфессиональных отношений, результаты социологических исследований проблемы.

^ Эмпирической базой исследования является сравнительное социологическое исследование, проведенное в 1995-2005 гг. при участии автора. Исследование 2005 г. включало социологический опрос населения города в возрасте от 18 лет и старше по репрезентативной выборке (N=587); опрос экспертов, в качестве которых выступили муниципальные служащие, работники учреждений образования и культуры, журналисты, ученые, лидеры этнических диаспор, руководители национально-культурных и религиозных объединений (N=100), фокус-группы. Существенное место в диссертационном исследовании занимают личные наблюдения и обобщенный опыт работы автора в качестве начальника отдела по работе с национальными и религиозными объединениями департамента культуры, молодежной политики и спорта Администрации города Сургута. В диссертации использованы некоторые результаты социологического исследования «Миграционные процессы и межнациональные отношения в городе. Межмуниципальное и международное сотрудничество», проведенного Администрацией города в 2007 г., социологического исследования «Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в ХМАО и пути их гармонизации» (науч. рук. проекта Р.А.Лопаткин, 2001г.), социологических исследований этнокультурной ситуации в ХМАО-Югре, выполненных под руководством В.В.Мархинина, И.В. Удаловой; исследовательские материалы «Лаборатории миграционных процессов» СурГУ (рук. В.А. Тен).

^ Научная новизна исследования. Основные результаты исследования, полученные лично автором, заключаются в следующем:

Автор определяет толерантность как ценность: нравственную, социальную, политическую, необходимую для построения здорового социума. Содержание понятия толерантность в процессе развития общества расширялось и наполнялось новыми признаками в соответствии с развитием самого явления.

Даны определения этнической (национальной) и религиозной (конфессиональной) толерантности и интолерантности, произведена их операционализация применительно к проведенному социологическому исследованию.

Глубинную основу толерантности и интолерантности составляют баланс (согласование) либо противоречие интересов различных этнических или конфессиональных групп (в сфере занятости, доступа к власти, ресурсам, средствам культуры и т.п.), а также их институциональных образований.

Выявлены взаимосвязь и сравнительная мера влияния на общественное и индивидуальное сознание сургутян этнического и религиозного факторов. При этом установлено, что в межгрупповых и межличностных отношениях этничность имеет значительно большее значение, чем конфессиональная принадлежность. Религиозное и этническое представлены как части целостного социального организма. Представлена специфика интеграции религиозных и этнических общностей.

В диссертации рассмотрены детерминанты динамики ситуации в межэтнических и межконфессиональных отношениях и в их числе такие, как интенсификация миграционных процессов в специфических условиях северного города, состояние межнациональной брачности, влияние исторических условий формирования городской социокультурной среды, неоднородности населения по времени проживания на данной территории и по уровню материального благосостояния.

На основе проведенного при участии автора сравнительного социологического исследования в диссертации вводится в научный оборот большой объем социологической информации о современной ситуации в межэтнических и межконфессиональных отношениях в крупном северном городе - Сургуте.

Исследован реальный уровень толерантности в городском сообществе, отмечено, что за прошедшие десять лет уровень напряженности и тревожности в этноконфессиональной сфере города заметно возрос.

Определены толерантно настроенные группы населения и конфликтогенные риски, выявлены субъекты данных отношений и степень эффективности их воздействия на формирование установок толерантности в городском сообществе.

В диссертации проанализированы условия формирования толерантного сознания, возможности и границы влияния общественных институтов, СМИ и органов местного самоуправления на процесс формирования толерантных установок в массовом сознании горожан.

Указанные положения выносятся автором на защиту.

^ Практическая значимость диссертации. Полученные сведения позволят выявить факторы, противодействующие формированию толерантности в обществе, более эффективно вырабатывать меры профилактики межэтнической и межконфессиональной напряженности, содействовать решению назревшей проблемы создания эффективной системы взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в направлении гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений и формирования толерантности как нормы социального взаимодействия в обществе.

Предложенные и обоснованные в диссертации концептуальное понимание толерантности как ценности и возможности влияния на ее уровень в массовом сознании позволят органам местного самоуправления более компетентно подходить к регулированию процессов, протекающих в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений в направлении их стабилизации и гармоничного позитивного развития, совершенствовать работу в данном направлении.

Содержащиеся в диссертации материалы и выводы, предложенный концептуальный подход могут способствовать дальнейшему углублению теоретических и эмпирических исследований проблем гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Проведенное исследование открывает возможности для профилактики и раннего предупреждения конфликтов на этнической и религиозной почве, снятия болевых точек роста напряженности, в решении проблем адаптации мигрантов в инонациональной среде. Методика и результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении проблем гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, а также при разработке и преподавании учебных курсов религиоведения, социологии религии, этносоциологии для студентов высших и средних учебных заведений, а также на курсах повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников средств массовой информации.

^ Апробация работы. Результаты исследования были апробированы в докладах и научных сообщениях диссертанта на семинаре «Национальные и конфессиональные отношения на муниципальном уровне» (Сургут, 2004); научно-практической конференции «Проблемы толерантности в полиэтничном регионе: исторический опыт и задачи современности»» (Сургут, 2005); научно-практическом семинаре «Правовое регулирование миграционных процессов: модель взаимодействия на региональном уровне» (Сургут, 2005); круглом столе «Этнокультурный диалог основа стабильности общества» в рамках международной научной конференции «Национальное мировоззрение» (Ханты-Мансийск, 2007); IX международной научно-практической конференции «Этносоциальные процессы в Сибири: роль национально-культурных организаций в диалоге цивилизаций и культур» (Новосибирск, 2007); международной конференции под эгидой ЮНЕСКО «Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития» (Москва, 2007) круглом столе «Русский язык – основа духовности и единства народа» в рамках ежегодной августовской педагогической конференции (Сургут, 2007); VI международной научно-практической конференции «Русский вопрос: история и современность» (Омск, 2007); в ряде докладов и выступлений на семинарах и совещаниях ответственных работников муниципальных образований ХМАО-Югры, в практической деятельности автора в качестве начальника отдела по работе с национальными и религиозными объединениями, отдела организации общественных связей Администрации города Сургута, в научных публикациях общим объемом более 9 п. л.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений РАГС и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.


^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во Введении обоснована актуальность темы диссертации, рассмотрена степень её научной разработанности, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, его теоретико-методологические основания и эмпирическая база, показаны научная новизна и практическая значимость полученных автором результатов исследования.

В первом разделе – «Методологические проблемы исследования толерантности в сфере этноконфессиональных отношений» – рассматриваются теоретические основания понятий «толерантность», «сфера этноконфессиональных отношений».

В последние десятилетия понятие «толерантность» становится все более употребляемым и востребованным, что отражает не только идеал многих выдающихся мыслителей прошлого и современности, но и несомненный факт роста интолерантности/нетерпимости в различных сферах и на различных уровнях человеческих взаимоотношений, в том числе и в противопоставлении клерикального мировоззрения научным взглядам на мир, нормам светской морали. Но чаще всего идет речь о проявлениях интолерантности в этноконфессиональной среде.

Появившись в латинском языке, термин «толерантность» вошел в широкое употребление в начале Нового времени, в эпоху Реформации и первых буржуазных революций, а затем и Просвещения, и в основном имел смысл веротерпимости. Именно такую по преимуществу трактовку давали ему Дж. Локк, Дж. Мильтон, П. Бейль, Ф. Вольтер, И. Кант и др. философы того времени. В русском языке понятие «толерантность» - относительно новое, не имеющее пока четкого, однозначного толкования и часто объясняемое через «терпимость»: к чужим мнениям, верованиям и поведению, к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Расхождение словоупотребления и содержания этих понятий отражает развитие самого явления во времени. В русском языке концептуальное поле толерантности только формируется, накладываясь на его лексическую систему и отождествляясь с близкими понятиями, несущими порой отрицательные смыслы, диктуемые социокультурной действительностью (О.А. Михайлова)11. В неоднозначном понимании самого явления толерантности кроется, как нам представляется, одна из причин неправомерного использования терминов «толерантность» и «терпимость» в качестве синонимов.

Оппозиция «свои - чужие» в различном содержании присуща человечеству во все эпохи и имеет основополагающее значение для раскрытия любой культуры. Наполнение содержания понятия «толерантность» происходило в процессе исторического развития человеческого общества: от простой терпимости к присутствию рядом представителей других этносов и религий, через провозглашение принципа свободы совести и прав человека, - к признанию правомерности существования этнических, религиозных и других различий и готовности понять другого без предубеждения. На наш взгляд, толерантность присутствовала (а вернее, устанавливалась в качестве противовеса насилию) в адекватных каждому историческому периоду форме и масштабе, выступая механизмом самосохранения общественной системы. В русской философии понимание терпимости развивалось в религиозно-философском и светском руслах. Большинство русских мыслителей рассматривали ее в контексте развития христианства.

Основу сегодняшних концепций толерантности составляют идея прав человека, признание естественного многообразия культур и религий, принципы ненасилия и ненанесения вреда другим.

Проблема толерантности – междисциплинарная проблема. Представители педагогической науки рассматривали ее в свете формирования установок толерантного сознания у школьников. Большинство психологов связывают характер проявлений толерантности/интолерантности со своеобразием идентичности субъекта. Подход к толерантности как социальному феномену, ее влиянию на преодоление различных видов напряженности и роли в поддержании социальной стабильности разрабатывается в философии и социологии.

Феномен толерантности неразрывно связан с характером идентичности субъекта: именно в оппозициях «мы - они», «я - ты» обнаруживаются толерантный либо интолерантный тип отношений. Важно заметить, что проявления и восприятие толерантности как ценности в общественном, групповом и индивидуальном сознании могут существенно расходиться: общественная установка на толерантность может способствовать принятию её в индивидуальном сознании и становиться частью внутреннего мира личности либо выступать сдерживающим фактором для интолерантного поведения отдельных индивидов или групп. В то же время неприязнь к представителям других этносов или к инаковерующим может оставаться скрытой и совсем не обязательно, что настроенный так человек проявит агрессию по отношению к отдельным представителям того или иного этноса или религии. Но это, безусловно, является тревожным симптомом, так как интолерантность питается групповым мнением. Еще одним условием формирования установок толерантности в общественном сознании является обеспечение государством прав этнических меньшинств, равноправное сосуществование различных религий.

Понятие «толерантность» - междисциплинарное, приближающееся к общенаучному. При этом, бесспорно, сама толерантность является моральной, нравственной, социальной и политической ценностью, не являясь абсолютной ценностью и формулой социального благополучия в общественном сознании и в определенных сферах (психологической, нравственной, политической, экономической). Толерантность имеет свои границы, о значении которых говорил еще Дж. Локк, обозначаемые еще более жестко в индивидуальном сознании: она теряет гуманистический и демократический смысл, когда идеи, требующие толерантного отношения, становятся опасными для окружающих или для самих принципов гуманизма, вскормивших толерантность. Крайние значения толерантности - интолерантность и попустительство - чреваты потерей социального контроля над общественными процессами.

Толерантное отношение также ни в коем случае не включает в себя обязательное принятие «иной» точки зрения, переход из одной веры в другую. Люди также не обязаны терпеть то, что ставит под угрозу их мировоззрение, убеждения, их идентичность и свободу.

Автор рассматривает толерантность как активное отношение к происходящему, формируемое на основе признания прав и свобод человека, включающее установку на взаимопонимание и уважение к мнению, культуре и образу жизни других. Следует также признать, что интолерантность, являясь антиподом толерантности, в своих крайних проявлениях может приобретать черты экстремизма и даже терроризма.

В диссертации толерантность рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как фактор сознания и как фактор поведения. В сознании она представлена в качестве установки на определенный тип отношения к «другому», в поведении – в качестве реализации этой установки в форме определенной системы действий.

Под этнической (национальной) толерантностью автор понимает лояльное (терпимое) либо доброжелательное отношение к представителям других этносов, готовность к диалогу и сотрудничеству с ними в различных сферах: общественной, деловой, бытовой, а также действия в соответствии с этой ментальной установкой.

Под религиозной (конфессиональной) толерантностью понимается лояльное отношение к представителям других вероисповеданий либо к неверующим, способность к бесконфликтному сосуществованию и взаимодействию в различных сферах общественной жизни, не затрагивая догматических основ исповедуемых религий. Религиозная (конфессиональная) толерантность является непременной предпосылкой и условием диалога между представителями различных конфессий как на институциональном уровне, так и на уровнях индивидуального и массового сознания.

Понятие «этноконфессиональное» не имеет в отечественной литературе устойчивого и однозначного определения. Автор диссертации использует понятия «этноконфессиональные отношения» и «сфера этноконфессиональных отношений» в смысле взаимосвязи этнонациональных и конфессиональных характеристик определенного феномена в их взаимодействии и взаимовлиянии. Субъектами этноконфессиональных отношений являются этнические, конфессиональные, этноконфессиональные общности и их институциональные структуры (национально-культурные автономии, общественные объединения, землячества, фонды, религиозные группы и организации, СМИ и школы при общественных и религиозных объединениях, представительства зарубежных государств - миграционных доноров и т.п.), различные учреждения, действующие в сфере этнических и конфессиональных отношений, средства массовой информации в части влияния на данные отношения. А под «эноконфессиональной сферой» понимается социальное пространство бытования и взаимодействия этих субъектов.

Второй раздел – «Ресурсы толерантности и конфликтогенные факторы (риски) в этноконфессиональных отношениях (социологический анализ)» – в своей основе содержит результаты сравнительного социологического исследования проблемы, осуществленного в Сургуте в 1995-2005 гг., в основу которого легли методологические положения, раскрытые в первом разделе.

За десять лет и в стране в целом, и в Ханты-Мансийском автономном округе, и в самом Сургуте имели место сложные и неоднозначные социальные процессы. Наряду с процессами укрепления российской государственности, а также глобализационными процессами, военными конфликтами, наблюдалось неравномерное социально-экономическое развитие регионов, стимулирующее массовую миграцию, значительное имущественное расслоение населения. Произошли существенные изменения в миграционных процессах: в этническом и конфессиональном составе мигрантов, их социально-профессиональных характеристиках, уровне их образования и культуры. В этих условиях миграция неизбежно приобретает этнические и конфессиональные оттенки. Помимо этого, на сферу этноконфессиональных отношений влияют исторические условия формирования городской социокультурной среды, высокий уровень меж-национальной брачности, неравный доступ к продуктам культуры, к власти, конкуренция в сфере занятости, наличие групп различного по времени проживания на данной территории, т.е. проблемы, присущие крупным северным городам. На их почве и формируется интолерантность, ставшая реальной проблемой.

Практически все современное население (80,5% - по нашей выборке) Сургута является приезжим, а также многонациональным и поликонфессиональным, но при сохранении значительного преобладания в его составе русских (до 70%). Качественная и количественная характеристики миграционных потоков населения оказывают большое влияние на многие сферы жизнедеятельности города: увеличивается нагрузка на жилищно-коммунальную сферу, социальные службы, системы здравоохранения и образования. Расширяющееся разнообразие культурных традиций и распространение этнических стереотипов поведения также нередко порождают напряженность в отношениях между отдельными группами населения. Необходимо время и благоприятные условия, прежде всего экономические, а также взаимное доброжелательное стремление друг к другу мигрантов и старожильческого населения для формирования гармоничной человеческой общности. Немалую роль в этом процессе должна сыграть активная и взвешенная политика Администрации города в этом вопросе.

К старожильческому населению (19,5 %) автор относит тех, чьи предки десятилетиями или даже веками жили на данной территории, а также тех, кто сам живет здесь издавна и кто родился и постоянно живет в Сургуте и связывает с ним свою дальнейшую судьбу. Эта группа населения также оказывает большое влияние на социальные процессы. Проблема толерантности/интолерантности присуща в полной мере и прибывающей и принимающей стороне.

Исследование показало произошедшую за десятилетие 1995-2005 гг. негативную динамику оценки населением наличия в городе межэтнических противоречий. При чем, накопление потенциала интолерантности происходит довольно быстрыми темпами. Если в 1995 г. только 29,4% опрошенных отмечали наличие в городе реальных межнациональных противоречий, то в 2005 г. об их наличии говорят уже 73,4% респондентов. С 41,2 до 12,9% сократилась доля тех, кто совсем не встречается с подобными явлениями. Очевидно нарастание тревожности общественного сознания, вызванное реальными процессами, протекающими как непосредственно в Сургуте, так и, в целом, в стране.

Первостепенным раздражающим фактором, питающим интолерантные настроения респондентов, является проблема миграции и, прежде всего, - те формы, которые она в значительной мере приняла сейчас – стихийная, неконтролируемая и незаконная. 49,9% опрошенных высказались за принятие жестких мер по выселению неработающих мигрантов, приехавших из других регионов России и СНГ. На вопрос: «Как Вы лично относитесь к переселенцам, приехавшим в город в последнее время?» 22,4% ответили – «положительно, с пониманием», 15,8% – «безразлично», 19,0% затруднились ответить, а 41,4 % относятся к мигрантам «отрицательно», и именно эта группа составляют конфликтогенный потенциал населения. Наиболее болезненно воспринимают проблемы миграции те, кто дольше проживают в Сургуте. Повышенный уровень этнофобии наблюдается у славянских групп населения. Тяжесть миграционного бремени усугубляется также существующей проблемой реальной неуправляемости миграционными и межэтническими процессами со стороны органов власти.

Причинами такого резкого возрастания нетерпимых настроений в обществе может быть также становление рыночной экономики, сопровождающееся формированием экономических и трудовых ниш, постепенно занимаемых отдельными этническими группами, вытесняющими из них местных жителей, их активным участием в перераспределении капитала. В этих процессах наиболее активное участие принимают более предприимчивые представители национальностей Кавказского региона, что особенно раздражает старожильческое население. В этом случае за этнофобией стоит конфликт и соперничество за доступ к власти, материальным и др. ресурсам, а также жесткая зависимость уровня толерантности от социально-экономического благополучия человека.

Среди причин выявленной этнофобии не последнюю роль играют различия этнических культур, ментальности, поведенческих стереотипов. Культурные нормы и ценности мигрантов зачастую существенно отличаются от норм и ценностей местного населения.

За прошедшие десять лет изменилась ситуация и в конфессиональном пространстве: если прежде населении в основной массе своей было нерелигиозным, то теперь уровень религиозности значительно возрос. Если в 1995 г. в качестве верующих идентифицировали себя 32,3% опрошенных, то в 2005 г. таковых оказалось уже 50,5%. Если добавить к ним 30,0% «колеблющихся, но ближе к вере», то, экстраполируя полученные результаты на генеральную совокупность, к религиозно настроенным группам следует отнести 4/5 населения города. В процессе исследования выявлены взаимосвязь и сравнительная мера влияния на общественное и индивидуальное сознание сургутян этнического и религиозного факторов. При этом установлено, что в межгрупповых и межличностных отношениях этничность имеет значительно большее значение, чем конфессиональная принадлежность. Так, на вопрос «Есть ли национальности, к представителям которых вы испытываете неприязнь?», утвердительно ответили 57,1% респондентов, в то время как на вопрос «Как вы относитесь к людям, исповедующим другую религию, веру?» лишь 4,2% ответили «с неприязнью». Конфликты же в межконфессиональных отношениях чаще всего инициируются лидерами религиозных общин или провоцируются некомпетентными, либо конфессионально ангажированными публикациями СМИ.

Исследование позволило, наряду с конфликтогенными рисками, описанными выше, выявить ресурсы межэтнической и межконфессиональной толерантности, которыми располагают городское сообщество и Администрация города и на которые властным структурам и общественным организациям следует опираться в проведении политики гармонизации сферы этноконфессиональных отношений. Таковы, например, сохраняющиеся с советских времен традиции дружбы народов (86,6% респондентов сообщают, что в кругу их друзей есть люди других национальностей), десятилетиями накапливавшийся опыт мирного совместного проживания и добрососедства, межнациональная брачность, интеграционный и стабилизирующий потенциал русского народа и традиционных религий, широкое использование русского языка как языка межэтнического общения, отсутствие локальных этнических поселений, позитивный потенциал городских СМИ, - все это является предпосылками формирования толерантности в городской среде.

В данной ситуации культивирование этнической и религиозной толерантности, представляющей баланс интересов, приобретает особую ценность (нравственную, социальную, политическую), необходимую для построения гражданского общества.

В третьем разделе – «Опыт формирования толерантных установок в сознании и поведении населения северного города (на материалах города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)» - рассматривается положительный опыт работы, накопленный Администрацией города Сургута в сфере этноконфессиональных отношений: проведение совместных с этнонациональными и религиозными объединениями мероприятий в сфере культуры и образования; совместная деятельность в рамках совещательных органов, проведение конференций, фестивалей, выставок, конкурсов, концертов, гастролей творческих коллективов и др. Для обеспечения механизма этого взаимодействия в 1998 г. был создан отдел по работе с национальными и религиозными объединениями в структуре департамента культуры, молодежной политики и спорта. Основными инструментами взаимодействия Администрации города в формировании атмосферы толерантных отношений являются: городская комиссия по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями, координационный совет по национальным вопросам, консультационный режим взаимодействия УВД города с лидерами этнических общин.

В мероприятиях данного направления задействованы структурные подразделения Администрации: департаменты культуры, молодежной политики и спорта, департамент образования, информационно-аналитическое управление и управление внешних и общественных связей, межведомственные комиссии, правоохранительные структуры. Департаментом образования разработана и реализуется система мер, содействующих преодолению негативных процессов и направленных на профилактику проявлений экстремизма, конфликтов на этнической почве, формирование толерантного сознания обучающихся в рамках реализации программ различного уровня. В целях обеспечения права этнических меньшинств на изучение родного языка, культуры, истории оказывается методическая помощь, предоставляются помещения воскресным школам при национально-культурных объединениях. Для повышения профессионального уровня специалистов, занятых в решении данной проблемы, автором была организована серия практических семинаров, в том числе для работников СМИ.

С 2006 г. в рамках комплексной программы по профилактике правонарушений и преступности в городе Сургуте на 2006 – 2010 гг. осуществляется межведомственный проект «Школа адаптации», направленный на адаптацию детей-мигрантов (в школах города обучается более 500 детей, испытывающих затруднения в усвоении программы на русском языке). В рамках проекта запланировано проведение социологического исследования проблемы, семинаров для преподавателей, психологов и социальных педагогов. Акцент в проекте сделан на комплексное решение данной проблемы, в том числе на вовлечение детей в общешкольные мероприятия и мероприятия общественности. Знание русского языка рассматривается в качестве основного средства адаптации детей-мигрантов в городской среде. Очевидно, что необходимо заниматься вопросами адаптации не только вновь приезжающих детей, но и взрослых мигрантов, не допуская их локализации и замкнутости.

Интересы этнических и религиозных групп города представляют 31 этнонациональное объединение и более 30 религиозных объединений, представляющих 18 конфессий. На базе регионального общественного объединения «Общество русской культуры», осуществляющего обширную научную, исследовательскую, просветительскую деятельность и известного далеко за пределами региона, создан колледж русской культуры им. А.С. Знаменского, являющийся базовой площадкой сохранения и развития традиций русской фольклорной культуры, ткачества и рукоделия, а также местом проведения межэтнических мероприятий. Важным фактором формирования толерантной межэтнической ситуации является и поддержка Администрацией города межрегиональной и международной деятельности общественности. По инициативе общественных этнонациональных объединений подписаны соглашения о сотрудничестве Администрации Сургута с городами Татарстана, Башкортостана, Украины и Беларуси.

В диссертации обосновывается необходимость в целях формирования благоприятной атмосферы в межэтнических и межконфессиональных отношениях в городе привлечения к данной деятельности толерантно настроенных людей, проведения открытых дискуссий по этому вопросу, противодействия пропаганде интолерантности, замкнутости и обособленности этнических и социальных групп населения.

Приоритетными задачами в этой области на ближайшее будущее представляются следующие:

  • создание нормативно-правовой базы регулирования сферы межэтнических и межконфессиональных отношений в Российской Федерации, предполагающей активное участие в нем органов местного самоуправления;

  • включение институтов гражданского общества и СМИ в процессы формирования атмосферы толерантности и гармонизации отношений в этноконфессиональной сфере;

  • выработка методики мониторинга этноконфессиональной ситуации.

Дальнейшая разработка и совершенствование теоретической основы регулирования в этой сфере должны опираться на междисциплинарные исследования и накопленный опыт субъектов Федерации и муниципальных образований в сфере регулирования этноконфессиональных отношений.

В Заключении подводятся итоги исследования, высказываются практические рекомендации по совершенствованию механизма государственного регулирования религиозной ситуации.


Основные положения диссертации отражены в публикациях общим объемом более 9 п.л.:


статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, входящих

в перечень ВАК:


  1. Гуренкова Т.Д. Проблемы этнической и конфессиональной толерантности в северном городе //Социология власти: журнал Социологического центра РАГС. № 3. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 0,3 п.л.


публикации в других изданиях:


  1. Гуренкова Т.Д. О национально-культурных автономиях в Сургуте //Северный регион: наука, образование, культура. 2002. №2. - 0,3 п.л.

  2. Аракчаа К.Д., Гуренкова Т.Д. Национальные меньшинства и коренные малочисленные народы в государственной национальной политике Российской Федерации. Национальная политика на муниципальном уровне. – Сургут: ГУП ХМАО «Сургутская типография», 2004. - 4 п.л. (автор. объем – 1,0 п.л.)

  3. Гуренкова Т.Д. К вопросу правового обеспечения реализации национальной политики на уровне местного самоуправления //Проблемы толерантности в полиэтничном регионе: исторический опыт и задачи современности: Материалы региональной конференции, Ханты-Мансийск-Сургут, 20-21 сентября 2001 г. /Отв. ред. Мархинин В.В. – Ханты-Мансийск: Изд-во ОАО «Информационно-издательский центр», 2006. – 1,6 п.л.

  4. Гуренкова Т.Д. Новые диаспоры Сургута: проблемы адаптации и толерантности //Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник /Под ред. Ю.В. Попкова. Вып. 8. – Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2007. – 0,6 п.л.

  5. Гуренкова Т.Д. Русское население Сургута: историко-социологический срез // Русский вопрос: история и современность (Омск, 1-2 ноября 2007 г.): Материалы VI Международной научно-практической конференции /Отв. ред. М.А. Жигунова, Т.Н. Золотова. – Омск: Издательский дом «Наука», 2007. – 0,3 п.л.

  6. Черняк Я.С., Гуренкова Т.Д. Опыт формирования системы этнокультурного развития муниципального образования «городской округ город Сургут» //Современные проблемы адаптации и интеграции мигрантов в общества-реципиенты (Россия, Западная Сибирь, Югра): материалы Всероссийской научно-практической конференции, Сургут, 6-7 декабря 2007 г. /Отв. ред. В.А.Тен. – Сургут: Издательство СурГУ: ООО «Таймер», 2007. – 1,8 п.л. (автор. объем – 0,8 п.л.)

  7. Этносы и конфессии Сургута: десять лет спустя. Материалы сравнительного социологического исследования проблем гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Сургуте /Лопаткин Р.А., Гуренкова Т.Д., Пинкевич В.К., Юсов А.Б.; под общей редакцией Лопаткина Р.А. и Гуренковой Т.Д. – Москва-Сургут: Изд-во ООО «Сургутская типография», 2007. – 15,6 п.л. (автор. объем – 3,9 п.л.)

  8. Гуренкова Т.Д. Характер и направленность этнической тематики в прессе Сургута Ханты- Мансийского автономного округа – Югры /VII Конгресс этнографов и антропологов России: Доклады и выступления. – Саранск, 2007. - 0,1 п.л.

  9. Гуренкова Т.Д. Ресурсы толерантности в конфессиональном пространстве северного города // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития, Москва, 2007: Материалы Международной научной конференции. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 0,3 п.л.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Гуренкова Тамара Дмитриевна

Научный руководитель -

Лопаткин Ремир Александрович

Изготовление оригинал-макета

Гуренкова Т.Д.

Подписано в печать __ Тираж экз. Усл. п.л.

ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ №

119606 Москва, пр-т Вернадского,84


1 См.: проекты «Национальное сознание, национализм и регулирование конфликтов» (1993-1996), «Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности» (1997-1998), «Социальное неравенство этнических групп и проблемы интеграции в Российской Федерации» (1999-2001).

2 См.: Арутюнян Ю.В. Трансормация постсоветских наций: По материалам этносоциологических исследований. – М.: Наука, 2003; Бромлей В.Ю. Очерки теории этноса. – М., 2008; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002; Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. – М.: Наука, 2003, и др.

3 См.: Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998; Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №3, и др.

4 См.: Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. – М.: Научная книга, 2005; Мчедлов М.П. Проблемы толерантности в постсоветской России//Философские науки. 2002. №4; Хомяков М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность //Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. VI. № 4; Хомяков М.Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства //Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2006; Шадже А.Ю., Дамениа О.Н. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России //Социально-гуманитарные знания. 2003. №5.

5 См.: Гараджа В.И. Толерантность и религиозная нетерпимость //Философские науки. 2004. №3; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986; Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме// Философия, наука, цивилизация. М., 1999; Нуруллаев А.А. Формирование религиозной толерантности: трудный поиск решений //Религиозная толерантность: историческое и политическое измерения /Сост. и общ. ред. А.А. Красикова и Е.С. Токаревой. М.: Academia, 2006; Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции //СОЦИС. 2003. №8; Сторчак В.М. Толерантность в социокультурном и политическом пространстве современной России //Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций 2002 2004 гг. М., 2004.

6 См.: Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта – к парадигме толерантности //Вопросы психологии. 2003. №4; Проект «Культура толерантности как составная часть культуры мира» //Под рук. Мацковского М.С. - М., 2000.

7 См.: Берри Дж. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы / Пер. с англ. И. Шолохова //Развитие личности. 2001. №3-4, 2002. №1.

8 См.: Уолцер М. О терпимости. – М.: Идея-Пресс, 2000.

9 См.: Мархинин В.В., Удалова И.В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика, взаимодействие культур (по материалам социологического исследования в районах традиционного природопользования коренного национального и русского старожильческого населения Ханты-Мансийского автономного округа). – Новосибирск, 1996; Черняк Я.С. Этносы и конфессии в социокультурном пространстве северного города. – М.: ООО «Агент», 1999; Варламова С.Н., Выдрина Г.А., Лопаткин Р.А., Малахов С.П. Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в северном регионе. – Ханты-Мансийск: Издательство ГУП «Информационно-издательский центр», 2004; Мартынов М.Ю. Межэтнические отношения и вопросы совершенствования системы местного самоуправления //Социокультурная динамика Ханты-Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе ХХI века: федеральный и региональный аспекты: Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции. – Сургут, 1999; Современные проблемы адаптации и интеграции мигрантов в общества-реципиенты (Россия, Западная Сибирь, Югра): материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Сургут, 6-7 декабря 2007 г./ Отв. ред. В.А.Тен. – Сургут: Издательство СурГУ: ООО «Таймер», 2007, и др.

10 См.: Рагузин В.Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. – М.: Изд-во РАГС, 1998; Писманик М.Г. Религиозная ситуация в Прикамье и ее перспективы //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. № 3. М.: Изд-во РАГС, 2000; Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Северном регионе/С.Н. Варламова, Г.А.Выдрина, Р.А.Лопаткин, С.П. Малахов; отв. ред. Р.А.Лопаткин. - Ханты-Мансийск: Изд-во ГУП «Информационно-издательский центр», 2004.

11 См. Социология межэтнической толерантности/Отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. – С. 27-28.





Скачать 340,79 Kb.
оставить комментарий
ГУРЕНКОВА Тамара Дмитриевна
Дата26.09.2011
Размер340,79 Kb.
ТипДиссертация, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх