Реферат по теме «История календаря» icon

Реферат по теме «История календаря»


5 чел. помогло.
Смотрите также:
Время появления календаря в древнем египте...
План I. Определение календаря. Единицы измерения времени. II. История нашего календаря...
Реферат по теме: Фарфор. Производство. История. Ломоносовский фарфоровый завод...
Реферат по предмету: «Русская народная культура и православие»...
В данной работе мы и постараемся рассмотреть связь времени и календаря, как они зависят...
Реферат по теме «История краснозобой казарки»...
Положение о проведении VI...
Календарь знаменательных и памятных дат на 2010 год...
Календарная викторина Вопросы викторины связаны с календарем: названия, традиции...
Реферат по теме: «история открытия и практическое применение электромагнетизма»...
Правила написания рефератов Правила и требования...
Реферат по предмету: История Отечества на тему: Формирование политических лагерей в России в...



Загрузка...
скачать



Р Е Ф Е Р А Т


По теме

« История календаря »


ученика 11 класса А

школы № 7

Гришина Сергея


МОСКВА

1998


П л а н :

  1. Трудная задача.

  2. Предки календаря.

  3. Восьмилетка и девятнадцатилетка.

  4. Самый простой и удобный.

  5. Турецкий цикл, арабский цикл и цикл Метона.

  6. Старый стиль.

  7. Новый стиль.

  8. Календарь из камня.

  9. История календаря в России.

  10. Эры и эпохи.

  11. Хорош ли наш календарь?



Список литературы:

1.Завельский С. Время и его измерение. М,1972.

2.Цыбульский В. Календари и хронологии стран мира. М,1982.

3.Куликов С. Нить времен М,1991.

4.Детская энциклопедия, том 2. М,1965.


Трудная задача.

Никто на свете не решит такую простую за­дачку: Иван прошел 3, а Петр — 4 км, кто шагал быстрее? Да тут и решать как будто нечего: ясно, что Петр. Нет, совсем не так про­ста эта задачка — в ней не указано, за какое время прошел 3 км Иван и 4 км Петр. Если Петр совершил свое путешествие за час, а Иван — за полчаса, то, конечно, Иван шагал быстрее.

Мы нередко измеряем рас­стояния временем: «Это совсем близко — всего пять минут хо­ду. В расписании для самоле­тов указывают, сколько часов и минут продолжается рейс самолета на той или иной линии. Астрономы измеряют расстоя­нии до звезд световыми годами.

Пространство и время всегда и везде неразрывно связаны: ведь все в мире происходит не только где-то, но и ког­да-то.

Никогда не останавливается вездесущее время, всегда течет оно с неизменной скоростью, и все в мире изменяется с течением времени. Нельзя вернуть прошлое или приблизить бу­дущее, но это вовсе не значит, что будущее нам неподвластно. Напротив, мы все больше подчиняем его своей воле.

У каждого из нас есть свои близкие или от­даленные цели — задачи, и мы намечаем, когда решим их. Ни одно задание, никакой план нельзя выполнить к сроку без точного измерения и учета времени, без календаря и часов.

Обычно хорошими считаются часы, если они за неделю уходят вперед или отстают только на одну минуту. Лучшие астрономические ча­сы еще подавно показывали время с точностью до десятой доли секунды в неделю. А нынешние атомные часы ошибаются на 0,1 секунды только за 100 лет — удивительный образец точности!

От календаря как будто немногое требуется: он должен вести правильный счет суток — толь­ко и всего; но это оказывается не так просто.

Измерить длину комнаты можно метрами или футами. Наш урожай мы оцениваем тон­нами или пудами. Все эти меры условные — их можно заменить другими.

Основные меры времени даны природой и от нашей воли не зависят. За сутки Земля совершает один оборот вокруг своей оси, а за год тоже один оборот вокруг Солнца. Вот тут-то и возникает очень трудная задача.


Хорошо, если бы в году было целое число суток — все равно сколько: 365 или 563. Тог­да можно было бы создать точный и удобный календарь. Даже если бы год содержал 365 1/2 или 365 1/4 суток, из этих половинок или четвертушек можно было бы составить целые сутки.

Но год продолжается 365+0,24219 ... суток. Очень уж нескладная дробь, и последняя циф­ра — еще не последняя: дробь эта бесконечная. Можем записать ее менее точно и более просто: 365 суток + 5 часов 48 минут 46 секунд.

Из этой «добавки», как ни старайтесь, це­лых суток не составите. Год и сутки, говорят математики, величины несоизмеримые: нельзя в данном случае разделить большее число на меньшее без остатка. Вот почему и получает­ся бесконечная дробь.

Волей-неволей приходится считаться с тем, что есть. Раз год несоизмерим с сутками, зна­чит, нельзя создать идеально точный кален­дарь — это не только трудная, а просто нераз­решимая задача. Но календарь у нас все-таки есть, и без него жить нельзя. Как же люди создавали его?


^ Предки календаря.


История календарей началась давно. Если обратиться к глубокой древности,то можно установить, что у дикарей календаря не существовало.

При развитии земледелия, скотоводства, мореплавания люди начинают вести более или менее регулярный счет времени.

Каких только календарей не было у различ­ных племен и народов! Жители тихоокеанских островов Самоа началом года считали то время, когда густыми косяками идет рыба. У других племен год начинался с прилета, птиц, появле­ния зайцев или других животных.

Подобные приметы еще в каменном веке служили вехами времени для первобытных охотников и рыболовов. Когда основным сред­ством существования стали земледелие и ското­водство, такие «календари» уже не могли удовлетворить людей: они только указывали, что весна или лето уже наступили, но не пред­сказывали их, не помогали заблаговре­менно предвидеть наступление весны, чтобы подготовиться к обработке земли и посеву.

Правда, еще древние земледельцы понима­ли, что урожай зависит от Солнца, и поклоня­лись ему как творцу — богу света, тепла, са­мой жизни.

Неодинаков путь божественного светила в разные времена года: летом оно поднимается выше, чем весной, а зимой проходит ближе к горизонту, чем осенью.

Постепенно был замечен этот «круговорот» Солнца. Но одно дело — заметить и совсем другoe — запомнить: ведь письменности еще не было, видимый путь дневного светила изменялся медленно и постепенно в течение целого года, а сколько времени продолжается год, никто не знал.

Легче уследить за стройным движением звезд: ни одна из них не обгоняет соседок и не отстает. Еще первобытные пастушеские племена подметили неизменный узор созвездий, по звездам находили верный путь к станищам. Для земледельцев небесные путеводители стали предсказателями времен года.

Одни созвездия, как у нас Большая и Mалая Медведицы, видны с вечера до рассвета каждую ночь, другие, например Водолей, словно cкрываются на зимние месяцы. В это время года они восходят уже после Солнца и тонут в его лучах, вновь их можно заметить весной.

В древнем Китае близость весны предвещал Небесный Ковш — созвездие Большой Медведицы; ручка ковша при заходе Солнца «смотрела» в это время на восток. У древних греков «сигнальным» созвездием служили Плеяды, которые шесть недель не были видны. Как только они скрывались, наступала пора сева.

Такие небесные приметы были и у других народов, но приметы — еще не календарь. Казалось бы, проще всего подсчитать, сколько дней проходит от одной весны до следующей и гадать не придется, когда начинать полевые работы. Но в глубокой древности счет был мудреным искусством. К тому же легче cосчитать вещи, чем дни: вещи остаются, а дни исчезают безвозвратно...

Неизвестно, где и когда впервые зароди счет дней по пальцам. Сначала достаточно было одной или двух рук: так возникли пятидневная и десятидневная недели. А когда усложнилось хозяйство и понадобилось заглядывать в более отдаленное будущее, на помощь пришел «небесный счетовод» — Луна.

Изменчив видимый лик Луны: то, словно призрак, появляется на западе бледный серп, едва заметный в лучах заходящего Солнца, то серебрится полумесяц, то во всем блеске сияет светлый диск, то начинает он угасать, снова превращаясь в узкий серп, пока совсем не исчезнет на 2—3 дня. А потом опять возникает тонкий серп «новорожденного» светила.

Всегда в одном и том же порядке сменяются фазы Луны. Ее загадочные превращения и мягкий, вкрадчивый свет, побеждающий мрак ночи, рождали веру в чудесные силы таинственного светила-божества, равного Солнцу. И многие народы поклонялись Луне, а жрецы - богослужители подсчитали, что от одного возрождения «ночного солнца» до следующего прохо­дит около 30 суток. Луна стада надежным счет­чиком ускользающих дней...

Самые далекие наши предки знали, что после светлого дня приходит темная ночь: на заре истории человечества была уже известна первая природная мера времени —сутки. Прошло много тысяч лет, прежде чем была от­крыта вторая мера —месяц. И до сих пор на многих языках, как и на русском, меся­цем называют и Луну, и связанную с ней меру времени.

3имой день короче, а летом длиннее, но всегда, в любое время года, день да ночь — сутки прочь, и всегда по Луне можно вести счет дням. Сутки и месяц стали основными ме­рами времени, и по этим вехам сложились пер­вые календари у древних народов.

^ Восьмилетка и девятнадцатилетка.

Больше 5000 лет назад в Южной Месопотамии, где теперь государство Ирак, жил земле­дельческий народ шумеры. Летом жара здесь нестерпимая, до 50°, зимой льют дожди, а весной бурно разливаются реки Тигр и Евфрат. Каждый год они затопляли окрестные поля, удобряя их плодороднейшим илом. Дороже всех благ здесь ценилась вода, и люди бережно запасали — в половодье для орошения земли, опаляе­мой знойными лучами Солнца в летнюю жару.

Небывало щедрые урожаи, в десятки раз больше, чем посеяно, приносили поля, если за­благовременно были подготовлены каналы и водохранилища. Но как узнать заранее, когда начнется стремительный разлив рек? Как разработать календарь, насущно необходимый для земледельческих работ? Решить эту сложную задачу помогла Луна.

Каждый месяц начинался праздником дня рождения Сина — бога Луны. Это происходило в тот вечер, когда после безлунных ночей жрецы-астрономы впервые замечали тонкий серп Луны. Особым торжеством отмечалось начало года — первое весенние новолуние . Именно в это время (около середины марта) начинала прибывать вода в Тигре, а через две недели— в Евфрате.

На самом деле в новолуние серп увидеть нельзя. В это время обращенная к Земле сторона Луны не освещается Солнцем. Но в древности новолунием называли первое видимое появление серпа Луны.

Луна сама указывала, как мерить время: между двумя новолуниями проходит 29 или 30 дней, а между двумя новогодиями —12 «лун». По этим «лунам» можно было заранее рассчитать, когда начнется разлив рек. И жрецы составили календарь на 12 месяцев по 29 и 30 суток. Всего в этом лунном календаре было 354 дня вместо 365.

Тогда еще не была точно известна продолжи­тельность года, но сама жизнь, особенно сель­скохозяйственные работы, показывала, что дове­рять лунному богу Сину нельзя. Он бесцере­монно подводил земледельцев: Новый год по календарю уже прошел, а вода в Тигре еще не начала прибывать. Неизбежно нарушались календарные сроки и других работ: ведь сель­ское хозяйство неразрывно связано с време­нами года, .а смена их зависит не от Луны , а от Солнца.

Жрецы поняли, что составленный ими лун­ный календарь слишком короток, и стали время от времени добавлять еще один, тринадцатый месяц. Таким образом удавалось кое-как под­гонять Новый год к началу разлива рек, но пу­таница при этом нередко случалась изрядная.

Много веков спустя в Месопотамии сложи­лось могучее Вавилонское царство. В VI в. до н. э. вавилонские жрецы-астрономы уже до­вольно точно определили, что в году 365 1/ 4 су­ток, а в 12 лунных месяцах только 354, или на 11 1/4 суток меньше. За 8 лет эта разница до­стигала 90 суток (11х8) — ровно трех ме­сяцев по 30 дней.

Жрецы решили, что устранить это расхождение и упорядочить календарь не так уж сложно: нужно только в течение 8 лет 3 раза добав­лять к 12 месяцам тринадцатый, тогда счет дней по Луне и. по Солнцу сойдется. Таким образом, чисто лунный календарь превра­тился в лунно-солнечный. Трудная задача была решена совсем просто, да не очень точно.

Лунный месяц по календарю длился в сред­нем 29,5 суток, а в действительности он чуть больше — 29,53 .( Один оборот Луны вокруг Земли — лунный месяц — продолжается в среднем 29,53059 суток, иди 29 дней 12 часов 44 минуты 2,8 секунды. Это число, так же как и сутки, несоизмеримо с продолжительностью года. Разница не так уж велика, но из этих трех сотых за 8 лет накоплялось около трех суток.)

Другим лунно-солнечным календарем поль­зовались в древнем Китае. Там в начале VI в. до н. э. подсчитали, что 19 солнечных лет содержат примерно столько же дней, сколько 235 лунных месяцев. Если в году будет только 12 лунных месяцев, то за 19 лет (12 х 19==228) не хватит 7 месяцев. Значит, для того, чтобы согласовать лунный счет времени с сол­нечным, нужно в течение каждых 19 лет к семи годам добавлять по одному, тринадцатому месяцу.

При этом неизбежно в таких годах было по 384 суток, а в остальных — только по 354. Не очень это удобно, но ничего не поделаешь.

Между тем на много веков раньше уже существовал более совершенный календарь.


^ Самый простой и удобный.


Ни в одной стране древнего мира не было такой искусной системы орошения, как в Егип­те. Всеми земледельческими работами там, как и во многих других странах, управляли жрецы.

Много богов было у древних египтян, но больше всего они почитали бога Солнца — Амона, «господина всего» Осириса и жену его Исиду, ведавших плодородием, а также «кор­мильца людей» Хапи — божество реки Нила

С июня до октября, в половодье, широко разливается Нил, а, входя в берега, оставляет на полях рыхлый слой тучного ила, удобряю­щего землю. Но бывало и так, что могучая река уносила в мутные воды жилища и людей.

Вот почему сложную систему орошения на­до было поддерживать в образцовом порядке, заранее подготовляться к началу желанного и в то же время опасного разлива Нила — от этого зависели урожай и жизнь египтян. Но как подкараулить начало разлива реки?

Никто не мог предвидеть, когда наступит буйное половодье. И никакие признаки на земле не предвещали его заблаговременно. (Лишь в 1863 году было установлено, что разлив Нила вызывается сильными летними ливнями у истоков реки на Абиссинском плато.)

Жрецы-астрономы нашли такие безошибочные приметы на небе — по Сириусу.

В Египте эта звезда ранней весной видна только в вечерние часы на западе; с каждым днем она показывается над горизонтом все позже, пока совсем не исчезнет: в действитель­ности Сириус в это время восходит после Солн­ца и поэтому невидим. Примерно через 2 1/2 ме­сяца звезда вновь появляется на востоке, сна­чала ненадолго: едва сверкнув, как алмаз, на уже розовеющем предрассветном небе, она тотчас же угасает в лучах утренней зари. И как раз в эту пору — первого видимого восхода Сириyca — начинала прибывать вода в Ниле.

Уловив эту последовательность в появлении Сириуса, жрецы провозгласили ее чудесным божественным предзнаменованием, а Сириус— священной звездой, воплощением богини Исиды, открывающей воды Нила. Наблюдая движение самой яркой звезды, жрецы могли уверенно предсказывать, когда начнется благодатное наводнение. И эти предсказания сбывались с безупречной точностью. Свои расчеты жрецы держали в секрете. Только они вели астрономические наблюдения, только они проникли в небесные тайны и могли быть «пророками». Благодаря этому еще больше возросли власть и влияние жрецов, державших народ в слепой покорности и рабском подчинении.

По наблюдениям Сириуса и Солнца жрецы рассчитали, что год продолжается 365 суток, и разработали календарь. В нем было 12 меся­цев по 30 дней, или по три десятидневки в каж­дом, а в конце года добавлялось еще 5 дней — в честь «рождения богов». Лунные месяцы уже не имели значения. Это был первый в истории человечества солнечный календарь, очень простой и удобный, если бы не одна заминка.

Торжественный праздник Нового года был приурочен к первому «явлению» Сириуса и на­чалу нильского наводнения. Первый месяц еги­петского календаря назывался в честь одного из богов — Тот. Но вот странное дело: если в этом году священная звезда показывается перед утренней зарей в первое число Тота, то через 4 года ее можно заметить лишь второго числа. Почему ошибается Сириус и каждые 4 года запаздывает на сутки?

Впоследствии эта загадка была разгадана: год продолжается не ровно 365, а почти 365 1/4 суток. Из этих-то четвертушек и набегают за 4 года целые сутки, которых не хватает в календаре. И вовсе не звезда запаздывает, а календарь спешит, уходит вперед —- за 4 го­да на сутки.

Но жрецы еще долго продолжали считать, что в году ровно 365 дней, и новогодие кочевало по всем дням календаря. Нам показалось бы неле­пым встречать Новый год то второго января, то третьего и еще позже или праздновать Первомай в июне, потом в августе, осенью, зимой...

Но египтяне привыкли к своему блуждаю­щему году, а жрецов это и вовсе не тревожи­ло: они умышленно не исправляли ошибки в угоду религиозным предрассудкам, и никто, кроме посвященных, не мог разобраться в слож­ных календарных расчетах.

Впрочем, по крайней мере дважды в древнем Египте делали попытки исправить календарь. В XVII веке до н.э. Египет был завоеван азиатским племенем гиксосов. У гиксосов был календарь, в котором год состоял из 12 лунных месяцев и имел продолжительность в 354 или 355 дней. Таким образом, в общем, он был хуже египетского. Однако в одном отношении календарь гиксосов имел важное преимущество перед египетским: в нем имелась система периодических исправлений, позволявшая поддерживать его соответствие с солнеч­ным циклом. Преобразование обоих календарей, кото­рое объединило бы достоинства каждого из них: 365-дневный год египтян с добавкой одного дня раз в четыре года, казалось, напрашивалось само собой.

Гиксосский царь Салитис, как это упоминается у Платона, предпринял реформу календаря. С помощью соответствующей добавки 365-дневный год древних египтян был приведен в более точное соответствие с солнечным циклом. Однако реформа календаря не удер­жалась. После победы национального египетского вос­стания, свергнувшего власть гиксосов, исправленный календарь был отменен.

Вторая попытка реформы календаря в древнем Египте была сделана спустя много веков царем Эвергетом. Сохранилась надпись на плите, найденной в од­ном из храмов, датированная 7 марта 238г до н. э., в которой написано:

«Так как звезда (Сотис) за каждые четыре года уходит на один день вперед, то, чтобы праздники, празд­нуемые летом, не пришлись бы на будущее время на зиму, как это бывает и как будет, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, от­ныне предписывается через каждые четыре года празд­новать праздник богов Эвергета после пяти добавоч­ных дней перед новым годом, чтобы каждый знал, что прежние недостатки в исчислении времён года отныне верно исправлены царем Эвергетом».

После смерти царя Эвергета и эта реформа календаря не удержалась.

Лишь и 26 г. до н. э. (Египтом к тому времени был завоеван Римом) римский император Ав­густ ввел в тогдашней столице Египта, Александрии, календарь с поправкой Эвергета. Этот самый простой и удобный александ­рийский календарь сохранился до сих пор в Эфиопии.

В 1793 г. подобный календарь был введен в республиканской Франции. В этом строго научном календаре было 12 месяцев по 30 дней, или по три декады-десятидневки. В конце года добавлялось еще 5 праздничных дней, когда про­славлялись лучшие изобретения, герои труда, подвиги мужества и отваги, а раз и 4 года, в шестой, добавочный день, проводились спор­тивные игры н состязания. Этот республиканский календарь просуществовал недолго — он был отменен в 1806 г.

Из всех нынешних календарей наилучшим остается александрийский. К сожалению, наш календарь унаследован не от египтян, а от римлян.


^ Турецкий цикл, арабский цикл и цикл Метона.


В древней Греции сначала был лунный календарь, в котором год попеременно состоял то из 12, то из 13 месяцев. При этом чередование обычных и удли­ненных лет производилось каждый раз по специальному решению правителей каждого города. Естественно, что это приводило к большому разнобою, так как нередко оказывалось, что в соседних городах на один и тот же день приходятся разные календарные даты. В 593 г до н.э. правитель Афин Солон ввел календарь вави­лонского типа с восьмилетним периодом, в котором бы­ло 5 обычных лет по 12 месяцев и З удлиненных года по 13 месяцев.

В 432 г. до н. э. Греческий астроном Метон еще раз, независимо от китайцев, открыл, что в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев и, таким образом, через этот период времени различные фазы Луны снова приходятся на те же дни солнечного года. Это открытие древние греки сочли столь важным, что цикл Метона был записан золотыми буквами на мраморных досках, выставленных на городских площадях. С введением в счет дней поправок в соответствии с девятнадцатилет­ним циклом Метона лунно-солнечный календарь древ­них греков стал значительно лучше соответствовать времени наступления различных периодически повторяющихся событий: смен фаз Луны, сезонов года и т. д.

Мусульманский календарь построен только на изме­нениях фаз Луны и, таким образом, является чисто лунным. Этот календарь был введен в VII веке н. э. в ряде мусульманских стран. Во многих странах Ближне­го и Среднего Востока, в которых господствующей ре­лигией является ислам, этот календарь применяется и в настоящее время.

Мусульманский календарный год состоит из 12 лунных месяцев, шесть из которых содержат 29 и шесть — 30 дней. Кроме того, в мусульманские високосные го­ды к последнему месяцу года добавляется еще 1 день. Таким образом, мусульманский календарный год содер­жит 354 или 355 дней и оказывается короче солнечного года на 11 1/4 или 10 1/4 дней. За 32 мусульманских ка­лендарных года расхождение этого календаря с солнеч­ным достигает почти одного мусульманского календар­ного года.

В одних мусульманских странах для введения висо­косных лет принят 8-летний, так называемый турецкий цикл, в других—30-летний, или арабский цикл. Так, например, по арабскому циклу високосными годами считаются: 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 и 29-й годы каждого тридцатилетия.

Легко видеть, что при такой системе счета дней в течение 32 лет все календарные даты и дни праздников приходятся на различные месяцы солнечного календаря и блуждают по разным сезонам года.

^ Старый стиль

.

В древнем Риме сначала пользовались лунных календарем, в котором год состоял из 10 месяцев по 29 и 30 дней каждый и содержал 304 дня.каждый из 10 месяцев Римского календаря назывался по своему порядковому номеру.

I. Примидилис (Primidilis)

II. Дуодилис (Duodilis)

III. Тридилис (Tridilis)

IV. Квартидилис (Quartidilis)

V. Квинтилис (Quintilis)

VI. Секстилис (Sextilis)

VII. .Септембер (September)

VIII. Октобер (October)

IX. Новембер (November)

X. Десембер (December).

Таким образом, в Древнем Риме имел распространение лунно-солнечный календарь, поскольку за начало года было принято астрономическое явление, связанное с Солнцем, а год делился на десять лунных месяцев, название которых было связано с их порядковым номером.

В начале VII в. до н. э., во времена царствования мифического древнеримского царя Нумы Помпилия (715—672 гг. до н. э.), была проведена реформа римского календаря, по которой к десяти месяцам вегетационного года было добавлено еще два месяца, благодаря чему продолжительность года стала не 295, а 354 (равна современному году лунной хиджры).

Вторым новшеством явилось то, что шесть месяцев из 12, а именно первые четыре и вновь прибавленные 11-й и 12-й вместо числитель­ных получили собственные названия. Так, например, первый месяц года и весны—примидилис был назван мартусом (martus)— март, в честь Марса — бога войны. Культ Марса был связан также с земледелием.

Второй месяц года получил название априлис (aprilis) — апрель. Это слово имеет двойное происхождение: одно от aprikus, что озна­чает «согретый солнцем», другое — от aperire, что означает «раскры­вать», «открывать», «расцветать» — в это время распускаются цве­ты, а на деревьях раскрываются почки.

Третий месяц был назван майус (majus) — май — в честь богини гор и плодородия Майи. В этот месяц поля, леса, горы обновляются зеленым покровом листьев и травы.

Четвертый месяц — юниус (junius) — получил свое название в честь древнеримской богини плодородия Юноны, жены владыки неба, дождя и света — Юпитера.

Очень любопытно наименование первого нововведенного или одиннадцатого месяца в году — января. Он назван в честь двуликого бога времени, всех начал, истоков рек, входов и выходов, покровителя путешественников и моряков — Януса. Среди божеств древних римлян самым, пожалуй, всеведущим и популярным был бог Янус. Он сопутствует и счастью, и бедам, и справедливости. Слово «янус» происходит от латинского «януа», что значит дверь. Поэтому изображается он, как правило, с ключами в руке. Как бог света, он ключом открывает небесные ворота и выпускает на землю день. Этим мифология обусловливает начало увеличения дня. Другими его атрибутами являются посох — символ покровителя путешествен­ников, песочные часы — символ времени. Как богу времени, Янусу посвящались календы, особенно торжественно праздновалась ново­годняя календа. Голова Януса изображается с двумя лицами: одно обращено в будущее, а другое — в прошлое. Это символ одновременного созерцания прошлого и будущего.

Странный календарь утвердился в Риме в VII веке до н. э. Год начинался с марта и состоял из 12 месяцев: 4 месяца имели по 31 дню, 7—по 29, а в феврале было 28 дней. В сущности это был испорченный лунный ка­лендарь — месяцы в нем плохо согласовались с новолуниями, а в году было 355 суток, т. е. не хватало 10 1/4 суток. Разница эта с каждым годом увеличивалась, и короткий календарь все больше убегал вперед — от зимы к весне, от весны к лету.

Надо было добавлять тринадцатый месяц, но это строго-настрого запрещали религиозные верования. И верные хранители суеверий — жрецы, ведавшие календарем, нашли ловкий выход: они спрятали от богов дополнительный месяц, вклинив его очень забавным способом в февраль. Раз в два года после 23 февраля жрецы добавляли какой-то кургузый месяц мерцедоний, то из 22, то из 23 суток, а затем как ни в чем не бывало продолжали считать 24 февраля, 25, 26 и т.д.

Перехитрив такой уловкой доверчивых бо­гов, жрецы решили, что теперь уже все в по­рядке, но в их календарь затесался лишний день. Ведь за 4 года дополнительно вставля­ли два мерцедония по 22 и 23 дня, всего 45 дней. Можно считать, что в среднем за год в кален­дарь добавлялось 11 1/4 (45:4) суток, а не хва­тало в календаре только 10 1/4. Вот почему и появился лишний день.

Раньше календарь был чересчур коротким и торопливым, теперь он стал излишне длин­ным и медлительным, все больше отставал от времен года. Казалось бы, невелика беда — один день, но за 30 лет он «дорос» до месяца, потом до двух и более: на полях уже начина­лась уборка урожая, а календарь все еще ука­зывал весенние месяцы.

Вдобавок жрецы нередко распоряжались календарем в корыстных интересах: когда хотели пораньше собрать налоги, они пропускали мерцедоний, а если выгоднее было продлить год, то добавляли вставной месяц. Кроме того, в древнем Риме проценты по долгам полагалось платить в начале месяца, и это событие, тяжкое для многих, можно было отодвинуть, вставив в календарь мерцедоний. (Кстати, само слово календарь происходит от латинских слов calendarium (долговая книга) и calendae (первые дни месяца)).Так окончательно запутался счет месяцев. Надо было согласо­вать сумбурный календарь с временами года и положить конец злоупотреблениям богослужителей. Эту реформу провел римский дикта­тор Юлий Цезарь в 46 г. до н. э.

По совету александрийского астронома Созигена Цезарь исключил неуклюжий мерцедо­ний и перекроил число дней в месяцах; в 7 ме­сяцах стало по 31 дню, в 4—по 30, а в феврале осталось 28 дней.Таким образом, в году стало 365 суток, а должно быть 365 1/4. Из этих чет­вертушек за 4 года нарастают целые сутки — их решено было добавлять к каждому четвер­тому году, удлиняя на один день февраль. Таким календарем мы и пользуемся теперь, считая високосными, т. е. по 366 дней, годы, порядковое число которых делится на 4, на­пример 1960, 1964, 1968...

Начало года Цезарь перенес с марта на 1 ян­варя —с этого дня приступали к своим обя­занностям государственные чиновники. Но прежние названия месяцев сохранились, и это привело к недоразумению.

Когда январь и февраль из последних месяцев превра­тились в первые, все остальные также измени­ли свои места: септембер уже оказался не седь­мым, а девятым, октобер — не восьмым, а де­сятым и т. д., хотя это было явной бессмысли­цей. Только пятый месяц— квинтилис — в честь Юлия Цезаря назвали июлем, а позже шестой месяц — секстилис — августом, по имени перво­го римского императора Августа.

С тех пор и сохранились в нашем календаре названия месяцев по именам римских богов, богинь и верховных правителей, а также по латинским числительным, не соответствующим своему смыслу. Сохранилась и древняя, не всегда удачная мера времени — неделя, введен­ная еще вавилонскими жрецами-астрономами. Они знали только пять планет и добавляли к ним также Солнце и Луну. Эти семь светил по древневавилонским религиозным верованиям считались жилищами богов, и каждый из богов управлял «своим» днем.

Семидневка вместе с восточными религиями вошла и в юлианский (так он был назван по имени Юлия Цезаря) календарь. Каждый день недели посвящался одному из небесных светил: Солнцу, Луне и планетам, которые по именам римских богов были названы Меркурием, Вене­рой, Марсом, Юпитером и Сатурном. Христианская церковь приняла юлианский календарь и сохранила неделю, освятив ее новыми религиозными суевериями. Уцелела она и до на­ших дней.

Юлианский календарь (он также известен под названием старый стиль), принятый хри­стианской церковью, распространился среди всех европейских народов и просуществовал у них больше 1600 лет. Зачем же понадобилось ис­правлять его?


^ Новый стиль.


По юлианскому календарю год продолжается в среднем 365 суток 6 часов —на 11 минут и 14 секунд, или 1/128суток, дольше, чем один оборот Земли вокруг Солнца. Из таких ежегод­ных погрешностей за 128 лет накоплялись, лишние сутки: надо бы, например, считать 1 января, а по календарю все еще тянется про­шлогоднее 31 декабря. С течением времени ка­лендарь запаздывал все больше и больше.

В 325 г. христианские праздники были размечены по юлианскому календарю. При этом наступление пасхи следовало рассчитывать по первому весеннему полнолунию, а началом вес­ны считалось 21 марта, когда день равен ночи. Но весеннее равноденствие каждые 128 лет отступало по календарю ни один день назад и в XVI в. перекочевало уже на 11 марта.

Это осложняло пасхальные расчеты, и гла­ва католической церкви папа Григорий XIII создал специальную комиссию: она должна бы­ла исправить календарь так, чтобы весеннее равноденствие вернулось к 21 марта и больше не отставало от этой даты.

Проще всего было пропустить в счете 10 не­достающих дней. А как решить вторую задачу? По юлианскому календарю лишние сутки набе­гают за 128 лет, или примерно 3 суток за 400 лет. Чтобы избавиться от этих 3 дней, комиссия предложила, в отличие от юлианского кален­даря, считать простыми (по 365 дней) те «веко­вые» годы, что не делятся на 400: например, 1600 год — високосный, а 1700, 1800 и 1900 — простые. Вот и получится, что за 400 лет из календаря будут исключены 3 дня, а 2000 год снова будет високосным.

В 1582 г. папа предписал: после четверга 4 октября пропустить в счете 10 дней и сразу считать пятницу 15 октября, а в будущем соб­людать «правило високосов», предложенное ко­миссией. Этот календарь, названный григори­анским или новым стилем, был постепенно принят в европейских странах. В 1582 он был введен в Италии, и до конца века его признали почти все католические государства. В начале XVIII века григорианский календарь стал признаваться также протестантами. В 1700 г. он был принят протес­тантами княжеств Германии, Дании и Норвегии, а в 1701 г.— протестантами Швейцарии, в 1752 г.— в Англии и Ирландии, в 1753 г.— в Швейцарии и Финляндии, в 1873 г.— в Японии, в 191 1 г.— в Китае, в 1916 г.— в Болгарии, в январе 1918 г.— в Советской России, в 1919 г.— в Румынии, в 1924 г. в Югославии и Греции, в 1925 г.—в Иране, в 1926 г.—в Турции, в 1967 г.—во Вьетнаме.

В зависимости от того, когда в том или ином государстве была проведена реформа, в год введения григорианского календаря до­бавлять к дате 10, 11, 12 или 13 суток. В период с 1582 по 1700 г. поправка составляет 10 суток, с 1700 по 1800 г.—11 суток, с 1800 по 1900 г.—12 суток, а с 1 марта 1900 г. по 28 февраля 2100 г.— 13 суток.

Григорианский календарь точнее юлианского и обгоняет солнечный год в среднем всего на 26 секунд. Лишние сутки накопятся только к 49-му веку н. э. Однако для практических надоб­ностей большей точности и не нужно.

Особый солнечный календарь сохранился у коренного населения Египта — коптов. Кроме Египта, копты проживают в Судане, Иорда­нии, Турции, Ираке, Израиле и Эфиопии. В Эфиопии коптский кален­дарь также стал официальным календарем страны, хотя начало эфиопской эры по отношению к коптской сдвинуто на семь лет и во­семь месяцев назад.

В коптском календаре год состоит из 12 месяцев, по 30 дней в каждом. После 12 месяца следует пять дополнительных дней, к кото­рым раз в четыре года добавляется еще один день. Следовательно, простой год содержит 365 дней, а високосный — 366. К високосным годам коптского календаря относятся годы, порядковые числа кото­рых при делении на четыре дают в остатке три; следовательно, поряд­ковое число високосного года равно сумме 4n+3. Летосчисление по коптскому календарю начинается 29 августа 284 г. н. э. по юлиан­скому календарю или 11 сентября 284 г. по григорианскому. Однако после коптского високосного года начало следующего приходится на один день позже, т. е. на 30 августа или 12 сентября. Например, надо определить, простым или високосным годом был 1699 коптский год. Делим 1699 на 4, равняется 424 и 3 в остатке. Следовательно, этот год високосный. Годы, порядковые числа которых при делении на 4 дают в остатке 1, 2 или 0 .(т. е. порядковые числа равны сумме 4п+1, 4п+2 или 4n+0), простые и имеют по 5 дополнительных дней.


^ Календарь из камня.


Существуют и другие системы счета времени. Одна из них, несомненно, представляет большой интерес. Между тем современным ученым удалось узнать о ней сравнительно недавно. Произошло это так: в середине прошлого века в Центральной Америке были обнаруже­ны какие-то руины, камни с надписями, странные по­дстройки; в тридцатые годы нашего века археологи подробно их изучили и таким образом извлекли из трясины забвения остатки некогда трагически погибшей культу­ры древних майя. Древние индейцы племени майя жи­ли в Центральной Америке на полуострове Юкатан. По данным археологов самые ранние сведения о них отно­сятся к тысячному году до н.э. В середине XV вера н. э. они потерпели сокрушительное поражение в войне со своими соседями и были покорены. Некогда сильный народ распался на отдельные слабые племена, а раз­валины их когда-то великолепных городов и храмов накрыли джунгли.

Когда археологи разобрались в своих находках, то стало ясно, что этот удивительный народ обожествлял время. Каждая возводимая ими постройка связывалась с определенной датой или каким-то астрономическим явлением. Здания строились лишь через определенные промежутки времени, например, в 5, 10,20лет. В прикладном искусстве древних майя все изображения, в том числе людей и животных, тоже были связаны с вполне опреде­ленными датами. Все, что они строили, исполняло не только свое непосредственное назначение жилья или храма, но одновременно было еще календарем из камня.

Астрономы древних майя определили продолжительность солнечного года в 365,2420 дня, что лишь на 0,0002 дня меньше принятого в настоящее время значения года и соответствует расхождению в 1 сут­ки за 5000 лет. Таким образом, их календарь был в 1200 раз (!) точнее древнеегипетского, в 40 раз точнее юлианского и в 1,5 раза точнее григорианского календа­ря, которым мы пользуемся в настоящее время.

Древние майя одновременно применяли несколько календарей с разной продолжительностью года: длин­ный, в 365 дней, использовался в быту; короткий, в 360 дней, применялся для культовых целей. Кроме того, для некоторых ритуалов служил календарь с 260-дневным годом. Пересчеты oт одного календаря к другому они умели делать с хорошей точностью. Связь между лун­ными и солнечными циклами (т. е. то, что, в 19 солнечных годах содержится 235 лунных месяцев) древним майя также была известна. Таким образом, это откры­тие различными народами делалось по крайней мере трижды и совершенно независимо: VI веке до н.э.— древними китайскими астрономами, в V веке до н. э.— Метоном в Греции, а несколько столетий спустя—древними майя.

Эта культура угасла в середине XV века н. э., а их завоеватели постараюсь, чтобы потомки древних майя забыли о своем прошлом. В XVI веке Юкатан за­воевали испанцы. Они искали и уничтожали памятники древней культуры, сжигали древние рукописи. Ведь уг­нетатели всегда боятся угнетаемых и поэтому старают­ся украсть них прошлое, чтобы лишить надежды на будущее. Однако под покровом джунглей часть памят­ников древних майя уцелела и рассказала нам кое-что о жизни своих создателей.


^ История календаря в России.


Большой интерес представляет история календаря в России. Древние славяне, пользовались лунным календарем. В конце Х века н. э. древняя Русь приняла христианство и в ней в обиход вошел применявшийся в Риме и Византии юлианский календарь, основанный на солнечном годе, с делением на 12 месяцев и семидневные недели. В древней Руси неделя называлась седми­цей, а воскресенье — днем недельным или про­сто неделей, т.е. днем отдыха, когда нет дел. Понедельник — первый день по (после) недели, вторник — второй, среда, или середа, — сере­дина седмицы, четверг и пятница — четвертый и пятый дни. Суббота получила название от еврейского слова «сабат» — конец дел. И теперь нередко говорят «шабаш» в смысле «довольно, кончено дело ». В конце XVI века во многих христианских странах был введен григорианский календарь. Однако Россия от этого уклонилась. В царской России введение нового стиля задержалось в связи с тем, что православная цер­ковь опасалась могущего при этом произойти «повреж­дения пасхалий»—совпадения дня празднования хрис­тианской пасхи с еврейской, и новый стиль был введен только после Октябрьской революции. В декрете от 25 января 1918 г., подписанном В. И. Лениным, гово­рилось: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления вре­мени Совет народных комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь». Согласно этому декрету предписывалось день, следующий после 31 января 1918 г., считать днем 14 февраля того же года. Таким образом, уподобившееся к этому времени расхождение в 13 дней было исправлено.

Между 1929 и 1940 годами в Советском Союзе календарная реформа проводилась трижды. В 1930 г. дек­ретом правительства СССР в стране был осуществлен переход на непрерывную производственную неделю, со­стоящую из четырех рабочих дней и одного дня отдыха. Предприятия работали непрерывно, а рабочие и служа­щие, распределенные по пяти группам, попеременно от­дыхали. С 1 декабря 1931 г. в СССР пятидневная неде­ля была заменена шестидневной так, что все рабочие и служащие отдыхали в одни и те же дни. 26 июня 1940 г. указом Президиума Верховного Совета СССР семи­дневная рабочая неделя была восстановлена.

Ныне в Советском Союзе, как и в большинстве стран, применяется григорианский календарь. Из сказанного ранее можно заключить, что этот календарь более или менее удовлетворительный, однако не единственный и не лучший.

^

Эры и эпохи.



В одной из древнеримских хроник сказано: «В 622 го­ду от основания Рима Публий Лициний Красс, консул и верховный жрец, был послан с прекрасно обученным войском против Аристоника».

Вычисление промежутка времени, отделяющего нас от этого исторического события, оказывается далеко не простым. Счет месяцев и дней в римском календаре от­личается от того, которым мы пользуемся в настоящее время. Однако, познакомившись с ним, сделать соот­ветствующий пересчет уже нетрудно. Гораздо сложнее обстоит дело с определением начала отсчета.

Автор этой исторической хроники ведет счет време­ни не в нашем летоисчислении, а в другом, в котором эпохой, т. е. началом отсчета, является момент основа­ния города Рима. Только ряд более или менее сложных сопоставлений различных исторических событий позво­лил установить, что «основание города Рима» римляне относили к тому моменту, который мы обозначаем 753 годом до нашего летоисчисления. Следовательно, выступление римского консула Красса с войском про­тив рабов, восставших под предводительством Аристоника, имело место в 131 г. до начала нашего летоисчис­ления.

Определение промежутка времени, отделяющего нас от определенного исторического события, указанного в одной из древнеассирийских хроник, связано с еще боль­шими трудностями, так как в ней использован совсем особый счет времени. В этой хронике указано: «В эпонимате Пур-ан-са-гал-а произошло восстание... В меся­це сиване Солнце потерпело затмение». В данном слу­чае счет времени ведется по эпонимам, т. е. по времени правления высших правительственных должностных лиц, именем которых обозначается год.

Сложные и кропотливые исторические изыскания пу­тем сопоставления различных событий позволили уста­новить, что упомянутый эпонимат относится к 763 г. до н. э. К счастью, в этой же хронике упоминается о солнечном затмении. Точные астрономические вычисления позволили установить, что в 763 г. до н. э. 15 июня (по ассирийскому счету — в сиване месяце) действительно было затмение Солнца.

Выбор начала отсчета в различных календарях де­лался из различных соображений, но всегда условно и произвольно. У домусульманских арабов существовал счет времени от «года слона». В этой «эре» эпохой (на­чалом отсчета) является событие сугубо местного зна­чения — нападение на Мекку войска из Йемена, в со­ставе которого были боевые слоны.

Такие «эры» местного значения в древности были весьма распространены. Древнегреческий историк Фукидид применял счет времени по Пелопонесской войне, падению Трои, изгнанию Пизистрата. Существовало не­мало эр, связанных с правлением того или иного царя или с их военными победами. Такова, например, упо­треблявшаяся в древней Александрии эра Августа. В этой эре за начало отсчета была принята решительная победа Августа над Антонием. Такова эра, установленная в 1550 г. нашего летоисчисления в Индии «великим Моголом» Акбаром, приказавшим согласовать летоисчисле­ние с годом вступления его на трон.

Богословы неоднократно создавали претендовавшие на универсальность «мировые эры», в которых за нача­ло отсчета принималось мифическое «сотворение мира». В александрийской эре, которая некоторое время была в ходу в Греции, а абиссинцами и коптами применялась вплоть до XX века, «сотворение мира» относилось к 5501 г. до н.э. В антиохийской эре «сотворение мира» было отнесено к 5969 г. до н. э„ а в византийской эре сотворение мира» соответствовало 5508 г. до н. э. Всего таких эр было придумано около 200.

В самой длинной из них «сотворение мира» относи­лось к 6984 г. до нашего летоисчисления, в самой корот­кой — к 3483 г. до нашего летоисчисления. Эти сроки до смешного малы с точки зрения современных научных знаний, согласно которым возраст планеты Земли исчис­ляется миллиардами лет, а возраст многих звезд ока­зывается еще большим.

Совершенно особняком от всех упомянутых выше эр стоит древнеиндийское летоисчисление, описанное в ста­ринных индийских религиозных книгах. В его основе лежит год, состоящий из 360 дней. Эра построена из гигантских периодов, по истечении которых, как сказа­но в этих книгах, все живое умирает. Каждый такой пе­риод, называемый эоном или кальпой, длится 4320000000 лет, но это, по словам древнеиндийских ре­лигиозных авторов, лишь один день в жизни Брамы. Каждый зон делится на 1000 периодов, махаюг, по 4 320 000 лет. Последняя махаюга состоит из четырех периодов: деваюги — царства богов или золотого века, третаюги — серебряного века, дванариюги — медного ве­ка и калиюги—железного века, века греха, в котором живем мы. Таково это удивительное летоисчисление, очень поэтичное и совершенно не обоснованное.

В настоящее время повсеместно получила распрост­ранение христианская эра, в которой эпохой является «рождество Христово». Эта эра была введена на осно­вании расчетов, сделанных римским монахом Дионисием Малым в 241 г. эры Диоклетиана, согласно которым «воскресение» Иисуса произошло за 253, а рождество— за 283 года до начала эры Диоклетиана. Поэтому сле­дующий год Дионисий назвал 525 годом от рождества Христова.

Вместе с распространением христианской религии предложенная Дионисием христианская эра начала рас­пространяться повсеместно. В 532 г. нашего летоисчис­ления она была принята в Риме, в VIII веке—во Фран­ции. В России вплоть до XVIII века была в ходу визан­тийская эра от «сотворения мира». Указом Петра 1 от 20 декабря 1699 г. в России была введена эра от «рож­дества Христова» и 1 января 7208 г. византийской эры было приказано считать 1 января 1700 г. от «рождества Христова». К XIX веку счет от «рождества Христова» был введен во всех христианских странах.

В тех странах, где господствует ислам, существует своя мусульманская эра, в которой эпохой считается «хиджра» — год бегства пророка Мохамеда из Мекки в Медину. Эта эра была введена халифом Омаром в 634—644 гг. нашего летоисчисления; «хиджра» была от­несена Омаром к 622 г. нашей эры.

Самой поздней была введенная во Франции «эра республики», эпохой которой был объявлен день провоз­глашения республики 22 сентября 1792 г. Этот кален­дарь был отменен Наполеоном, восстановлен во время Парижской коммуны и перестал действовать после ее гибели.

Календарь, которым мы пользуемся в настоящее вре­мя, не является вполне совершенным: выбор эпохи (на­чала отсчета) в нем произволен, деление на месяцы раз­ной длины не вполне удобно.

Впрочем, для отсчета промежутка времени, отделя­ющего нас от того или иного исторического события, выбор начала отсчета является второстепенным. Для правильного счета лет существенно не то, какое собы­тие (пусть даже мифическое) принято за эпоху, а то, что за начало отсчета всеми принята одна и та же оп­ределенная дата.


^ Хорош ли наш календарь?


Вопрос об улучшении календаря поднимался неодно­кратно и достаточно давно. В 1834 г. Марко Мастрофини предложил календарь, в котором год состоит из 364 дней, составляющих 52 семидневные недели, а в конце декабря имеется еще один «пустой» или «вненедельный» день. В високосный год еще один такой «пустой» день вставляется в конце июня. Легко видеть, что такая сис­тема времени обеспечивает «вечность» календаря, т.е. его неизменность для всех лет.

В 1849 г. Огюст Конт предложил 13-месячный вечный календарь. В этом календаре каждый месяц содержит 28 дней, или четыре полные семидневные недели. Таким образом, всем числам месяцев всегда соответствуют одни и те же дни недели. Так как такой календарный год содержит 364 дня, то периодически вводятся добавочные вненедельные праздничные дни Преимущества такого ка­лендаря заключаются в том, что в нем месяцы имеют одинаковую продолжительность, а недели оказываются нерасщепленными по месяцам. Существенным его недо­статком является отсутствие возможности деления года на равные полугодия и кварталы.

В 1888 г Гюстав Армелин опубликовал «Реформу календаря», в которой предложил разделить год на 12 месяцев с четырьмя равными кварталами по 91 дню в каждом. При этом в каждом квартале оказывается 13 полных семидневных недель и, следовательно, первый день года, каждый квартал и первые числа месяцев всег­да начинаются с одного и того же дня недели. Для со­гласования этого календаря с тропическим годом вводят­ся «пустые», «вненедельные» дни. Этот проект был удо­стоен первой премии Французского астрономического об­щества, однако принят не был.

Один из вариантов вечного календаря был придуман около 2000 лет назад, однако современным ученым об этом стало известно совсем недавно. Произошло это так. В 1945 г. мальчишка пастух гнал стадо коз вблизи от Кумран. Это место расположено в двух километрах западнее Мертвого моря и в тринадцати ки­лометрах южнее города Иерихона. Пастух потерял одну из коз. Пошел разыскивать ее. Набрел на пещеру. Стал бросать в нее камни и при этом услышал глухой звук разбиваемого глиняного сосуда. Тогда он спустился в пещеру и увидел ряд сосудов. Он стал разбивать их пал­кой, ища сокровища. В одном из них оказались кожаные свитки. Он взял их для того, чтобы сделать ремни для сандалий.

Так было разбужено далекое прошлое. Во II—1 веках до н.э. в расположенном здесь Иудейском государстве бушевали политические и религиозные страсти. В середине 1 века до н. э. Римская империя завоева­ла Иудею. В конце 1 века до н.э. в Иудее вспыхнуло восстание и Рим подавил его. В 66—73 гг. н. э. произош­ло еще одно антиримское восстание, значительно более мощное, получившее название иудейской войны. 0днако и это восстание было подавлено Римом. Такая же судьба постигла и третье восстание 132—135 гг. н. э.

Именно в это время жители Кумранской общины и прилегающих мест, ожидая гибели или изгнания, спеш­но прятали рукописи своих книг в потаенные пещеры. В этих пещерах они и пролежали около 2000 лет, вплоть до случайной находки пастуха.

В 1947 г. бедуины привезли эти свитки в Вифлеем, II их купил настоятель монастыря св. Марка митрополит Афанасий. Не зная древнееврейского языка, на котором они были написаны, митрополит обратился к специали­стам. Когда же удалось установить, что этим свиткам более 2000 лет, он потребовал за них миллион долларов и, в конце концов, продал Иерусалимскому университету за четверть миллиона. Вскоре цена этих свитков дошла до фунта стерлингов за один квадратный сантиметр ру­кописного текста, и в поисках древних рукописей пошло безудержное соревнование между бедуинами и археоло­гами.

Их совместными усилиями было сделано еще много ценных находок.

Выяснилось, что эти рукописи содержат около 600 книг, в том числе религиозные, юридические, эконо­мические, а также астрономические. В этих свитках и было обнаружено описание вечного Кумранского календаря.

В Кумранском календарном году 12 месяцев. Первые два месяца каждого квартала имеют по 30 дней, a третий — 31 день. Каждый год содержит 52 семидневные недели. Новый год всегда начинается со среды, каждый праздник всегда приходится на одно и то же число ме­сяца и один и тот же день недели. Расхождение с дли­ной солнечного года в этом 364-дневном календаре пе­риодически исправляется введением добавочных дней.

Легко увидеть, что сходство Кумранского календаря с календарем, предложенным в конце XIX века Гюставом Армелином, поразительное.

В нашем веке введение всемирного календаря стало более актуальным и соответственно вопрос об этом поднят на высокий международный уровень. В 1923 г. в Женеве при Лиге наций был создан Международный комитет по реформе календаря. За время своего сущест­вования этот комитет рассмотрел и опубликовал не­сколько сотен проектов, поступивших от разных стран. В 1954 г. и в 1956 г. проекты нового календаря обсуж­дались на сессиях Экономического и Социального Совета ООН, однако окончательное решение было отложено.

В настоящее время одним из наиболее подходящих считается календарь, в котором год состоит из 12 месяцев и делится на 4 квартала, содержащих по 91 дня или 13 недель. В каждом квартале первый месяц имеет 31 день, а два последующих по 30 дней. Первое число нового года всегда соответствует одному и тому же дню недели — воскресенью; каждый квартал начинается с воскресенья и кончается субботой. Наконец, в каждом месяце по 26 рабочих дней. Разумеется, определенные даты считаются праздничными днями. Они устанавливаются особо в каждой стране. Так как этот календарный год содержит 364 дня, то периодически вставляются вненедельные праздничные дни, например, после 30 декабря, а раз в четыре года еще и после 30 июня. Этот календарь является не только вечным, но и во многих отношениях удобным. В 1937 г. проект этого календаря получил одобрение в Совете Лиги наций, потом он был одобрен в Экономическом и Социаль­ном Совете ООН и назван Всемирным календарем.

Между тем были предложены проекты календарей, по-видимому, еще более удобных, в том числе так на­зываемый «стабильный календарь». В нем календарный год делится на 12 месяцев по 30 дней, а в каждом ме­сяце по 5 шестидневных нерасщепленных недель. Таким образом, получается, что каждый квартал состоит из 90 дней, все дни недели всегда приходятся на одни и те же числа месяцев, следовательно, все годы начинаются с одних и тех же дней недели и точно так же заканчива­ются. Для согласования этого 360-дневного календаря с солнечным годом вводятся «внекалендарные» празднич­ные дни, которые вставляются в конце кварталов. В обычном году таких дней вставляется пять, а в висо­косном — шесть. Эти вставные дни красиво названы: День весны, День лета, День осени, День зимы. День мира и дружбы народов и День високосного года.

Когда же будет введен тот или иной новый вечный календарь? Очевидно, тогда, когда по этому вопросу между представителями различных стран будет достиг­нуто согласие.




Скачать 373.38 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер373.38 Kb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  18
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх