Б. А. Фролов Взаключительных замечаниях на книгу Ю. К. Щуцкого \"Китайская классическая \"Книга перемен\", В. М. Алексеев констатировал: \" icon

Б. А. Фролов Взаключительных замечаниях на книгу Ю. К. Щуцкого "Китайская классическая "Книга перемен", В. М. Алексеев констатировал: "


Смотрите также:
Сборник: Китайская классическая поэзия...
Адамович А. Блокадная книга / А. Адамович, Д. Гранин...
День воинской славы россии...
Исповедь вашего современника...
Фролов А. А. "Педагогика А. С. Макаренко (наука о взаимодействии поколений)"...
Фролов И. Т. и др. 3-е изд...
А. А. Справочник по машиностроительному черчению справочное издание/ В. К. Осипов...
Книга о Русском Севере (автор) : Ю. Барашков, книга "-Вы сказали: "...
-
Книга и эпоха «Акбар-наме»...
Лазарев С. Н. Диагностика кармы (книга третья). Любовь...
Лекция 8-2010



Загрузка...
скачать
Генезис графической символики

Б.А. Фролов



В заключительных замечаниях на книгу Ю.К. Щуцкого "Китайская классическая "Книга перемен", В.М. Алексеев констатировал: "загадка "И цзина" неразрешима вплоть до новых данных археологии…" (1).

Более шести десятилетий, прошедших с той поры, оказались насыщенными необозримым множеством археологических открытий разного рода, включая такие, которые кардинально изменили наши представления о началах культуры и самого процесса становления человечества. От Африки до Западной Европы и Восточной Азии выявляются всё более древние и многообразные свидетельства первобытных форм развития.

Рассмотрение современных данных о генезисе графической символики естественно начать с Европы и Северной Азии. Здесь выявлена палеолитическая эпоха развития графического искусства, собраны наиболее обширные коллекции, разработана методология их анализа (2). Отнюдь не претендуя на исчерпывающее решение задачи, постараемся приблизиться к её корректной постановке, обеспечивающей, впрочем, едва ли не половину решения.

Первое, что обращает на себя внимание: простейшие исходные элементы первобытной графики: линии, точки, ямки, лунки, насечки – полулунные, клиновидные и т.п. - появились в эпоху нижнего палеолита в виде следов, обычно оставляемых на костяных наковальнях при изготовлении каменных орудий и на костях животных при очистке их от мяса. Т.е. с чисто технической точки зрения древнейшая графика – производная первобытной техники. Эти данные получены на долговременных стоянках HOMO ERECTUS, исследованных к настоящему времени от Африки и Пиренеев до Индонезии и Китая (3).

Длительная осёдлость общин способствовала накоплению технического и социального опыта, эволюции психики людей. Таково естественное объяснение археологическим открытиям в поздних стоянках, датируемых периодом от 350 до 250 тысячелетий, качественно новых свидетельств эволюции первобытной техники: предметов с упорядоченным и преднамеренным нанесением ряда графических элементов. Очевидное стремление к упорядочиванию – важный феномен в генезисе древнейшей графики. Рассмотрим, например, резные прямолинейные знаки. Как правило, они наносились в определённом ритме. Это достигалось выполнением следующих условий: 1) равенство а) размеров линий; б) промежутков между ними; 2) параллельность линий; 3) одинаковость углов схождения или пересечения линий. В ряде случаев начертания фигур являлись практически правильными в геометрическом отношении. Ритмично наносились и другие изображения: круглые лунки, красочные пятна. Графика палеолита уже использовала фундаментальные понятия математики: мера, геометрическая фигура (окружность, шар, сфероид, цилиндр, спираль, треугольник, квадрат и др.), число и счёт (включая основы наиболее распространённых в мире систем счисления) (4).

Сопряженную с этим феноменом психологическую проблематику пытались разрабатывать в рамках гипотез о специфике "первобытного мышления" как "пралогического", "мистически ориентированного" и т.д. (5). Последующие археологические, антропологические, историко- научные, психологические исследования выявили неадекватность подобных гипотез. Новое – современное – понимание проблематики можно представить по тезису, обоснованному на ХХII Всемирном психологическом конгрессе (1980 г.) его президентом Ф. Кликсом: мыслительная основа познания инвариантна от древнейших памятников графики до математики и физики ХХ в (6).

Своеобразие ритмичного повторения графических элементов в палеолите привлекло внимание пионеров первобытной археологии ещё в ХIХ веке. В их трактовке счётный смысл таких насечек сводился к утилитарным потребностям "троглодитов", как, например, в известном труде К. Бюхера "Работа и ритм". В ритмах коллективного труда архаических обществ отыскивались истоки особенностей их духовной культуры. В ХХ в. поле изысканий значительно расширилось. Выяснилось, например, что освоение ритмических процессов (чередования дня и ночи, светлого и тёмного периодов суток…) во многом определяло формирование категории времени и памяти в психическом развитии человека (7), (8).

Первобытные охотники вели основные работы с орудиями, включая графику, на стоянках, в жилищах – во внутренней среде жизнедеятельности, малой, но упорядоченной начатками культуры, в то время как внешняя - дикая, с её опасностями, лишениями, хаосом - осваивалась ими в ходе миграций, кочёвок, экспедиций за дичью и сырьём для орудий (9). В первобытности различалось "динамическое" освоение внешнего пространства преследующими наземную дичь по горизонтальным путям охотниками (прежде всего мужчинами) и "статическое ("радиальное") внутреннего пространства в стойбищах, где дольше находится женская часть общины.

Далее, процесс постоянного поддержания огня требовал периодического пополнения запаса топлива, как бы "измерения" горения "квантами" топлива, что практически означало нечто вроде начал простейшего алгоритма. В какой бы форме ни осознавался этот процесс, известен его результат: у очагов вместе с красной охрой (символика её цвета повсюду связана с представлениями об огне и Солнце) всё чаще встречались композиции из графических элементов, ритмичный порядок коих соответствовал единицам измерения времени.

С дальнейшим развитием графики было связано становление изобразительного искусства, появление которого многие специалисты полагают самым ярким отличием верхнего палеолита от предшествующих периодов древнекаменного века. Первые в его истории контуры фигур животных были образованы сочетанием вертикальных и горизонтальных линий в сопровождении кратно группируемых из уже известных нам с нижнего палеолита графических элементов. Ритмичная графика, усложняясь, проходила сквозь всю эпоху расцвета верхнепалеолитического искусства (ок.40 – 8 тыс. л. до н. э.) и, не утрачивая простейших (и исходных) нижнепалеолитических форм, вновь сосредотачивалась на них после заката анималистического творчества. Отметим следующее:

1). Миниатюрная графика в интерьере жилища дополнялась монументальной вне его, в гротах и пещерах; масштабы изображений животных в жилищах сокращались до 1:400, в пещерах росли до 2:1 Художественное освоение внешнего пространства шло с графической фиксацией той же ритмики, что и внутреннего. Кратность 2 и 3 всё чаще усложнялась числами кратными 5 и 7; (10). Организация композиций из знаков и образов развивалась различно: в статичном окультуренном пространстве жилища мелкие "мобильные" изделия концентрировались вокруг очага или зрителя, а в хаотичном внешнем для жилищ пространстве пещер композиции виделись в динамике маршрутного движения зрителя по подземным галереям (11).

2). Развивались отношения графической символики со светом и цветом. В первобытной триаде цветов - белый, чёрный, красный - доминировал последний, точнее, красно- жёлто- оранжевая часть спектра, соответствовавшая огню и Солнцу. Ритмичное нанесение цветовых пятен минеральными красителями создавало предпосылки технического обособления цветописи от графики. Опыт изучения крупнейших (многотысячных) комплексов искусства палеолита говорит о становлении там представлений о небесных процессах, о стихиях огня, воды, земли как первоэлементах бытия (12).

3). Древнейшие образы животных в основе представляли 4-угольные фигуры, где вертикальные и горизонтальные линии лишь намекали на некое четвероногое вообще, вне видовых и родовых признаков. Постепенно множились выразительные линии, выявляя чёткие признаки отдельных видов, подвидов, пород. Ещё через тысячелетия эволюции стиля начали появляться неповторимые индивидуальные признаки зверя.

4). Усложнение рисунков сопровождалось совмещением зоологических мотивов с более ранней нижнепалеолитической "арифметической" и "геометрической" символикой графики. При этом для "горизонтальных" мотивов были типичны 2- и 4-кратные ритмы, 4-угольные фигуры (прямоугольник, крест…) и образы сухопутных млекопитающих. Для "вертикальных" – 3-кратные ритмы, более сложные узоры, основанные на концентрических фигурах (спираль, меандр, кольцо), образы птиц и змей, соответственно "верху" и "низу" вертикальной оси мира. В вертикальном варианте узоры покрывали всю поверхность вещи, тогда как в "горизонтальном" линии знаков обычно занимали малую её часть, опять-таки ассоциируясь с маршрутами по неосвоенному внешнему пространству, или подземным "картинным галереям". Динамика перемен горизонтального варианта была явно контрастна статике, полноте, стабильности, "законченности" вертикального (13).

В генезисе первобытной, как и детской, графики "интеллектуальный реализм" опережал "визуальный реализм" – в терминологии Ж. Люкэ, подробно исследовавшего в фило- и онто- генезе этот феномен, характерный и для этнографической современности. В пещерном искусстве палеолита композициями редко переданы визуальные, непосредственно наблюдавшиеся группировки животных. Типичны странные их сочетания, явно опосредованные мысленно заданной схемой. Проведя статистическую и топографическую "инвентаризацию" монументальных и мобильных изображений в палеолите Западной Европы, А. Леруа- Гуран сделал вывод: образы животных чётко разделяются соотношениями с комбинациями знаков двух типов α и β, глубинная суть коих сопоставима с символикой ян – инь. При этом художественное оформление пещер составлялось из 7 зон, в центральной из которых были сосредоточены знаки β ("женские") и изображения быков, а по другим зонам располагались знаки α ("мужские"), изображения других зверей, особенно лошадей (14).

Анализ темы "бык/ лошадь: β/ α" в палеолите Евразии выявил истоки этой символики в репродуктивных циклах животных: у женщин и самок быков беременность длится 10 лунных месяцев, у лошадей совпадает с солнечным годом и с циклом сезонных промыслов, коими была занята мужская часть охотничьей общины (15).

В графике палеолита доминировали триады, как бы напоминая о приоритете "интеллектуального" реализма перед "визуальным" в данной сфере культуры. Графика – ручной труд, и 10 пальцев двух рук чаще других дискретных множеств находилась в поле зрения мастера, но он, очевидно, следовал иной мотивации, к постижению коей скорее приближают такие отношения, как свойства вертикали, цикличности космических ритмов, формы круга (число 3 представляет отношение окружности к диаметру), очага, кольцевых украшений (16), (17).

Эволюция графической символики характеризовалась усложнением отношений величин, как участвовавших в разных сферах материальной культуры, так и воспринятых в природных процессах - судя по известному многообразию календарных и счётных систем древних архаических обществ. Тем примечательнее совпадение соотношений базовых величин графики палеолита и космических ритмов, влияющих на биосферу (18). Следует отметить, что в эпоху создания ранних календарных систем природная ритмика биосферы проявлялась и ощущалась яснее и чётче, чем в современных цивилизациях - с адекватной фиксацией её была связана вероятность выживания общины.

Ориентация по ритмам природы сопровождалась "когнитивным диссонансом" - расхождением информации об одном и том же явлении, приходящих из разных источников. Различалось время дневное/ ночное, солнечное/ лунное, промысловое/ родовое, мужское/ женское и т.д. Требования практической деятельности, выхода из когнитивных диссонансов приводили к синхронизации доминировавших (важнейших для выживания) циклических переменных. При синхронизации отношений психического с биологическим и физическим/ астрофизическим, вместе с парными делениями суток, месяца, года выделялись прежде всего троичные: 3, 9, 21, 27-суточные и 3-месячные. Использовались пропорции 2:1, 3:1, 2:3, 6:3. Фиксированные ритмы графики, выраженных в линиях и числах, свидетельствовали о развития счёта, долговременной памяти (индивидуальной и общественной) и появлении иных предпосылок для генезиса простейших практик осмысленного прогноза, вне коего были бы невозможны многотысячелетние традиции культур, от сохранения огня до создания и использования календарей.

Примечательно, что ряд чисел/ пропорций, использованных в графике палеолита, совпадает с числами, характерными для структуры "И Цзина". Думается, в глубинах ритмических, графических и семантических традиций палеолита находились истоки ряда фундаментальных мотивов мировой культуры, включая символику и методологию "Чжоу и".


В замечаниях на книгу Ю.К. Щуцкого В.М. Алексеев подчёркивал, что "китайский консерватизм питался из разных источников" (19). Судя по приведённым примерам (их можно множить и множить), исторически исходный источник можно отнести к ранним эпохам антропосоциогенеза, нашедшим отражение в памятниках первобытной графики и символики от их появления в формирующейся культуре, и не утраченных в её эволюции до Древнего мира и этнографической современности. В XXI веке многомерная связь символики "И цзина" с палеолитической в свете возможностей математики, физики, астрономии, биологии, психологии, общей теории систем представляется взаимопроясняюще перспективной (20). Ибо и доныне "продолжает бытовать мир представлений первобытного человека… В этот мир стоит иногда заглянуть как в один из возможных истоков научных гипотез. Он удивителен и сказочен; в этом мире между явлениями природы смело перекидываются мосты-связи, о которых иной раз наука ещё не подозревает" (21).

Примечания


1. Цит. по кн. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1997, с.515. Имелась в виду и более широкая, чем чисто китайская, база исследования (с.9).

2. Подробный историографический, источниковедческий, методологический анализ: Фролов Б.А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, 1974; он же. О чём рассказала Сибирская мадонна. М., 1981; он же. Первобытная графика Европы. М., 1992. О перспективности использования этих данных палеолита для анализа истоков китайской письменности и науки: Кучера С. Китайская археология. М., 1977, с.169-170; Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. с.179-180; Этнографические исследования развития культуры. М., 1985, с.166-167.

3. Ср.: Historical Atlas of the Ancient World. 4.000.000-500 BC. Oxf., 2001.

4. Фролов Б.А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, 1974; он же. Первобытная графика Европы. М., 1992., с. 69-122;

Frolov B. Measure and Culture // Social Sciences, 2000, № 3, p. 112-125.

5. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.1930, с.142, 316 и др.

6. Кликс Ф. Об эволюции когнитивных процессов и возможностей // Психологический журнал, 1980. Т.1, № 6; его же. Пробуждающееся мышление. М., 1985.

7. Fraisse P. Structures rythmiques. Bruxelles, 1957; Ib. Psychologie du Temps. 1967.

8. Leroi-Gourhan A. La Memoire et Les Rythmes. Paris, 1965.

9. Ср.: Палеолит СССР. М., 1984; Охотники, собиратели, рыболовы. Л., 1972.

The Cambridge Encyclopedia of hunters and gatherers. Cambridge, 1999.

10. Фролов Б.А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, 1974. с. 107-108, 146.

11. Кожин П.М., Фролов Б.А. Изображение палеолитическим человеком прямоугольных фигур // Общая биология. М., 1972, с. 5-8; их же. Представление о пространстве в творчестве палеолитического населения Европы // Сов. Этнография, 1973 №2, с. 10-22; развитие проблематики: Кожин П.М. Пространственно-ориентационные и числовые решётки как инструмент традиционной китайской науки // Информационные материалы ИДВ, серия "Г", № 7-8. М., 2001, с. 92-95

12. Фролов Б.А. Палеолитическое искусство и мифология // Первобытное искусство. Новосибирск, 1978, с. 106-115; его же. Предыстория символа // Этнознаковые функции культуры. М., 1991, с. 86-128; его же. Первобытная …, с. 97-172.

13. Характерно сохранение и в "вечных" календарях (Буткевич А.В., Зеликсон М.С. Вечные календари. М., 1984, с.44-45) концентрических форм и троекратных ритмов палеолитических календарей (Календарь в культуре народов мира. М., 1993, с.15-37 и др.; Фролов Б.А. Первобытная … с. 90-96, 155-168; Числа … с. 124-127). Тут круговая цикличность и исчерпывающая полнота "вертикальной" символики вездесущего времени примечательно сопоставима со значением иероглифа чжоу: "оборот, круг, цикл, везде, повсюду, полный, исчерпывающий" в кн. Щуцкий Ю.К. Китайская …, с. 8).

14. Leroi-Gourhan A. Préhistoire de L`Art Occidental. Paris, 1965; Ib. Préhistoire:

Annuaire du Collége de France. Resumé des cours. Paris, 1969 – 1979.

15. Фролов Б.А. Числа …, с. 145-146; его же. Первобытная …, с. 85-92, 130-137; Календарь …, с. 22-34. Примечательно совпадение акцентов на связь именно этих двух эталонов–календарных ориентиров репродукции живых организмов–на противоположных сторонах Евразии, в частности, в ранних постулатах европейской и китайской философии. Ср. Аристотель. О возникновении животных. М., 1940, с. 127; Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии М., 1994, с. 49.

16. Следует отметить, что ритмы 3, 6, … 60, 120 акцентированы в вертикальном варианте графики палеолита и сопряжены с концентрическим типом пространства и цикличным счётом времени (в парадигме Небо – круг; вертикаль - триада). Подробнее см. сн.24: Невский Н.А. Айнский фольклор. М., 1972; Батжаргал Б.К. К истории математических знаний в Монголии. Докт. дис. М., 1972; Фролов Б.А. Числа … с.98, 100, 124-144; его же. Первобытная …с. 93-96, 160-162.

17. Истоки монументальной графики в палеолите Евразии и Австралии сходны: змеевидные полосы прочерченные в глине 3 или 4 пальцами, затем трёхлинейные полосы переходят в контуры знаков  и фигур животных, пока последние слиянием 3 линий в одну не утверждаются окончательно как монолинейные (возможные аналогии – с чертами в "Чжоу и": с их внутренне счётной, но внешне не обозначенной троичностью). Там же на красочных оттисках рук нередко отсутствуют фаланги 1-2 пальцев, что трактуется связью как с обрядом инициации (главной переменой в жизненном цикле, маркирующей полноту вхождения подростков в мужскую или женскую часть общины), так и счётом по фалангам календарных вех – подобная архаическая традиция в Восточной Азии, в частности, на 9 вехах: счёт по 3 фалангам каждого их 3 пальцев (Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. М., 1985, с.177). Трёхпалый персонаж - один из "мировых сюжетов" первобытного искусства, в Китае известен с неолита в миниатюрных изображениях и недавно открыт в монументальных.

Обратим внимание на 3 аспекта.

1). В лаконичной ритуальной графике северяне объясняли каждую линию исходящую от Человека (аналогично – от Солнца и Луны) единством значений "луч/ день/ путь". Идущий сверху вниз, с Неба на Землю животворный луч уподоблялся нити, связующей светило с зародышем организма.

2). Дальнейшая жизнедеятельность его длится пока сохраняет вертикальное положение незримая ось (нередко заключённая в 3, 6, 9 незримых кругов или сфер её защиты), первичную и определяющую реальность коей могут лишь отдалённо опредмечивать вертикальные 3-членные символы типа столбов с рисунками птиц наверху и змей внизу, линий-ступенек лестницы между Небом и Землёй (ср. вертикальную последовательность внутренне-тройственных линий в гексаграммах).


3). Бесплотная неявленная чувствам троичная ось изнутри мотивирует по собственной внутренней динамике внешние преобразования и метаморфозы поведения индивида, а его промежуточное положение между Небом и Землёй космогонический миф определяет примечательным порядком становления: от числа к календарной вехе – и к живому организму. См. сн. 24; Фролов Б.А. Экологическая ориентация в генезисе символики //Экология и традиционные религиозно-магические знания. М., 2001, с. 261-73

Совпадение "живой" интерпретации графической символики со свидетельствами первобытной археологии от математических структур к календарным, а затем к сюжетно-образным визуальным композициям пещерной живописи проясняет, думается, и эволюцию соотношений в символике "И Цзина" на разных уровнях, от чёткой замкнутой системы математических преобразований в комбинаторике гексаграмм до открытой системы сюжетно-образных трактовок афоризмов с их космологическими, календарными и числовыми ориентирами также палеолитических истоков.

Обратим внимание на связь 3-кратных насечек на костях и "вертикальной" семантики украшений палеолита. Развитие этой семантики и троичного счёта как доминант (в обширных материалах неолита и бронзы Китая они давно изучаются специалистами – ср.: Этнографические … с. 166- 7) созвучно проясняющей нашу тему гипотезе: синкретизм символических ассоциаций триады с окружностью и вертикалью мог восходить к истокам культурогенеза. Подробнее см.: Фролов Б.А. Экологическая ориентация в генезисе символики //Экология и традиционные религиозно-магические знания. М., 2001, с. 261-273; его же. Начала первобытной символики// Историко-филологический журнал, №1, 1984. с. 54-66; Демирханян А.Р., Фролов Б.А. Первобытная символика вертикали. Там же, №3, 1985, с. 68-86.

18. Древняя астрономия: Небо и Человек. М., 1998, с. 38-50, 56-61.

19. См. сн.1, с. 501.

20. При сокращении известного разрыва между историко-археологическими и филологическими исследованиями. Подробнее см.: Кожин П.М. "Девять дэ" в концепции государственного управления Гао Яо //От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998, с. 107-117.

21. См. сн. 12, с.3. Ср.: Фролов Б.А. Метрология на заре культуры //Историко- математические исследования. М., 2002; его же. Знания предков //Наука и человечество. Международный ежегодник. М., 1989; его же. Первобытная графика: актуальные проблемы// Гипотезы. Прогнозы. Будущее науки. Международный ежегодник. Вып.21. М., 1988, с. 254 - 71; его же. К истокам познания творчества// Там же. Вып.23.М., 1990, с. 252 - 71.




Скачать 133.38 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер133.38 Kb.
ТипКнига, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх