Рабочая программа дисциплины «шрифт и промграфика» 1 курс icon

Рабочая программа дисциплины «шрифт и промграфика» 1 курс


Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины практический курс иностранного языка (Английский язык)...
Рабочая программа дисциплины практический курс художественного перевода (наименование...
Рабочая программа дисциплины практический курс первого иностранного языка (наименование...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф...
Учебной ф тпу 1 -21/01 дисциплины утверждаю декан Гуманитарного факультета В. Г...
Рабочая программа дисциплины «перевод экономического текста»  ...
Рабочая программа дисциплины «практический курс второго иностранного языка (английский язык)»  ...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Практический курс перевода» для специальности «031202...
Программа наименование дисциплины Углубленный курс иностранного языка По направлению подготовки...
Программа дисциплины сд. 02. 2 Практический курс перевода (второй иностранный язык)...
Рабочая программа дисциплины (наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки...
Рабочая программа дисциплины методы и приборы контроля окружающей среды и экологический...



Загрузка...
скачать
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ИНСТИТУТ АРИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ


Н. П. ПИСКУЛИН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ШРИФТ И ПРОМГРАФИКА»

1 КУРС, I-II семестр

ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ 070600 – ДИЗАЙН

СТЕПЕНЬ –БАКАЛАВР ДИЗАЙНА

КОД ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Р.02


Всего по курсу: 140 часов

из них: 140 часов – аудиторные занятия


Тюмень, 2010

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ШРИФТ И ПРОМГРАФИКА»

1 курс, семестры I – II.


Программу составил Николай Павлович Пискулин


Рассмотрено и одобрено на заседании

КАФЕДРЫ СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА


Протокол № 1 от 30 августа 2010 г.


Зав. кафедрой: _____________________ Н.В. Крамская

© (Н. П. ПИСКУЛИН), 2010


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка 4


2. Календарный график курса 5


3. Тематический план курса 7


4. Список литературы 11


5. Методическое обеспечение 13


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Культура шрифтовой графики и освоение норм типографики необходимы дизайнеру, позиционирующемуся в сфере графического дизайна: фирменный стиль, наружная реклама и полиграфическая продукция, web-дизайн и компьютерная графика требуют профессионального владения шрифтовой и типографической композицией.

Знания и основы мастерства, полученные в I-II семестрах по дисциплине «ШРИФТ И ПРОМГРАФИКА» получает дальнейшее развитие на занятиях по проектированию, дипломному проектированию.
^

Дисциплина «ШРИФТ И ПРОМГРАФИКА» способствует решению следующих задач:


  • Изучение истории шрифта;

  • Введение в терминологию и освоение культурных норм шрифтовой графики;

  • Введение в терминологию и освоение основ типографической культуры;

  • Развитие творческого мышления в средствах шрифтовой и типографической композиции;

  • Развитие проектного мышления;

  • Развитие художественно-образного мышления;

  • Овладение спецификой знаковой композиции;

  • Развитие чувства стиля;

  • Совершенствование зрительного восприятия и мастерства шрифтовой графики.



ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ «ШРИФТ И ПРОМГРАФИКА» НА 1 КУРСЕ:

  • Знание основных этапов истории развития шрифта и понимание логики стилеобразования шрифта как результата взаимодействия технологии шрифтовой графики, социальных потребностей и эстетических ценностей каждого исторического периода;

  • Знание терминологии и профессиональных норм в проектировании шрифта и шрифтовой композиции;

  • Знание основных этапов развития типографики;

  • Понимание закономерностей стилеобразования типографической композиции;

  • Творческое осмысление шрифтовой композиции как средства создания художественного образа;

  • Владение шрифтовой композицией в контексте культуры;

  • Развитие чувства стиля.


^ 2. Календарный график курса


№ п\п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоя-тельная работа










В том числе












Лекции


Практика

Семинары




1

^ Основы шрифтовой культуры.

Ведение в терминологию шрифта.

История развития шрифтовой графики:

пиктографическая, иератическая письменность, появление алфавита;

Греческий и римский капитальные шрифты, унциал;

Появление каролингского минускула;

Предневековое письмо;

Появление гуманистической антиквы;

Книгопечатание от ксилографии до наборного шрифта;

Элементы литеры и термины типографики (кегель, полу апрош, кернинг);

Развитие русской письменности: глаголица, кириллица, устав, полуустав;

Вязь, скоропись, петровский гражданский шрифт;

Антиква барокко и классицизма;

Акцидентные шрифты 19 века: египетский, итальянский, гротеск;

Период эклектики в шрифтовой графике;

Шрифты модерна и функционализма;

Эстетика типографического функционализма;

Эстетика современной акциденции.








58




2

^ Стиль в типографической композиции:

Средневековье; Возрождение;

Барокко; Классицизм; Эклектика; Модерн; Функционализм; Дадаизм; Декоративизм, Швейцарский стиль, Новая волна.








6




3

^ Основы шрифтовой композиции.

Ритм и пропорции.

Форма и контрформа.

Функция и форма.

Точка, линия, плоскость и пространство в типографической композиции.

Оптические иллюзии, их преодоление и использование.

Контраст и нюанс.

Оттенки серого.

Кинетика.

Сквозной дизайн полиграфического произведения.

Средства создания художественного образа: единство текста и формы, каллиграммы и типограммы, отношения «шрифт – изображение».








76
















140







^ Итого за год







140


Формы итогового контроля

Текущий контроль – (клаузуры).

Итоговый (промежуточный) контроль – (курсовая, экзамен).


3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ШРИФТ И ПРОМГРАФИКА»

I СЕМЕСТР, 17 НЕДЕЛЬ


Наименования тем


1. Вводная беседа. Знакомство с предметом, его проблемы и развитие.


2.1. История развития шрифта, письменности.

Этапы развития и форм:

  • шумерская клинопись;

  • египетские иероглифы (иератический, демотический);

  • финикийский (первый алфавит, 22 знака);

  • греческий алфавит;

  • латинский шрифт (римский капитальный).

2.2. Практическая работа. Римский капитальный шрифт с Троянской арки. А. Дюрер – антиква. Чернихов – троянская антиква. Конструктивные особенности, построение, вычерчивание латинского алфавита.

Цель. Изучение основ построения. Гармоничность. Точность пропорций. Аккуратность.

Формат. А4.

Материал. Тушь, рапидограф, циркуль, кисть.


3.1. Римский алфавит: прямой прописной, квадратный шрифты (перо в горизонтальном положении – 0º). Рустика (перо в наклонном положении – 15º). Культура письма, стиль (широкий, узкий, наклон пера и т.д.).

3.2. Практическая работа. Приобретение навыков письма.

Зачинка «калама» (тростниковая ручка). Написание текста под определенным углом (0º, 15º, 45º, 90º).

Формат. А4.

Материал. Перо, калам, тушь.


4.1. Унциал, полуунциальный шрифт (понятие прописных строчных букв). Каролингский маюскул, минускул (соединение строчных полуунциальных букв и прописных из древней антиквы). Основы современного алфавита и письма.

4.2. Практическая работа. Написание основных элементов, штрихов, составляющих современное письмо.

Цель. Приобретение навыков письма. Аккуратность.

Формат. А4.

Материал. Перо, калам, тушь.


5.1. Форматы (классические), маргиналии, зеркало набора (классическое), канон Виллера.

5.2. Практическая работа. Написание антиквой, кириллицей, латинской гарнитурами. Соблюдение канона Виллера, зеркала набора, маргиналий.

Цель. Практическое освоение понятий «дукта», стиля, угла письма, угла пера.

Формат. А4.

Материал. Перо, калам, тушь.


6.1. Декор письма. Историческое развитие декора в письме, рукописной книге, титул, концовка.

6.2. Практическая работа. Создание росчерк на основе антиквы.

Формат. А4.

Материал. Перо, калам, тушь, дорисовка.


7.1. 8 век н. э. Европа – Азия (каролингский минускул, кириллица, глаголица, устав). Рукописная книга (стиль письма устава). Константин Философ.

7.2. Практическая работа.

Цель. Шрифтовой, стилевой навык письма. Гармония разворота.

Задача. Написание разворота уставом. Начертание со сложным письмом «Устава» (резкий угол письма, пера, формат, зеркало набора, маргиналии, титлы). Особенности славянского письма.

Формат. А3.

Материал. Перо, тушь.


8.1. 12 век. «Готический шрифт». Швабское письмо, ротунда, фрактура, текстура, дукт. Пропорции.

8.2. Практическая работа. Буквица. Титул. Копирование.

Формат. А4.

Материал. Перо, калам, тушь.


9. 1445 г. Гуттенберг. Возникновение подвижных шрифтов. Литера, гарт, инкунабула. Ручной набор. Бумага, формат. Кегель (размер шрифта). Меры полиграфических измерений.


10.1. 14 век. Полуустав (кириллица), ранняя антиква, ранний курсив антиквы (Альдус Мануций), вязь и скоропись (кириллица).

10.2. Практическая работа. Освоение особенностей письма аббревиатуры.

Создать росчерк, аббревиатуру.

Формат. А3.

Материал. Перо, тушь.


11.1. Антиква переходного периода. Курсив переходного периода. Поздняя антиква. Курсив поздней антиквы. Классификация шрифта (оформительская, типографская): название, тип, вид и т.д.

11.2. Практическая работа. Освоение стилевых особенностей набора книги, титульного листа 17-18 века. Буквы, коллаж.

Формат. Выбрать формат: ин-фолио, ин-кварто, ин-октаво.

Материал. Компьютерная графика.


12.1. 18 век. Английский и немецкий рукописные шрифты. Дукт. Элементы штрихов. Наклон, угол письма. Каллиграфия.

12.2. Практическая работа. Изучение каллиграфии, освоение письма тонким стальным пером. Копирование. Создание росчерка.

Формат. А4.

Материал. Тушь, стальное тонкое перо.


13.1. Египетский шрифт. Гротеск. Итальянский шрифт. Орнаментальный шрифт (Тускан и т.п.). Акциденция. Модификация шрифта.

13.2. Практическая работа.

Афиша (шрифтовая композиция)

Формат. А3.

Материал. Тушь, коллаж, ксерокопии, компьютерная графика.


II СЕМЕСТР, 18 НЕДЕЛЬ


Наименования тем


14.1. Шрифты в стиле модерн, экспериментальные шрифты (Экмана, Альберса, Швиттерса после 1900).

14.2. Практическая работа. Шрифтовой знак. Логотип.

Цель. Выразительность слова.

Формат. А4.

Материал. Перо, кисть, тушь, коллаж, ксерокопии, компьютерная графика.


15.1. Лучшие шрифты нашего времени (Folio, Gill, Optima, Helvetica, Future). Набор. Выключка.

15.2. Практическая работа.

Шрифтовая композиция «Контраст шрифта». Шрифтовой плакат (швейцарский стиль).

Формат. А2.

Материал. Перо, кисть, тушь, коллаж, ксерокопии, компьютерная графика.


16.1. Тенденции развития шрифта. «Новая волна», Д. Корсон и т.д.

16.2. Практическая работа.

Создание авторской гарнитуры (альтернативный шрифт) 2-3 буквы.

Формат. А4.

Материал. Перо, кисть, тушь.


17.1. Современные методы изготовления шрифтов. Компьютерные программы изготовления шрифтов.

17.2. Практическая работа. Создание авторской гарнитуры.

Цель. Изучение конструктивного ряда построения гарнитуры.

Формат. А4.

Материал. Перо, карандаш, тушь, калька.


18.1. Типографика. Основные понятия. Тема: форма и функция.

18.2. Практическая работа. Клаузура: форма и функция.

Цель. Практическое закрепление теоретических сведений.

Формат. А4.

Материал. Коллаж, шрифтовая касса.

19.1. Типографика. Основные понятия. Тема: Форма – контрформа.

19.2. Практическая работа. Клаузура: Форма – контрформа.

Цель. Практическое закрепление теоретических сведений.

Формат. А4.

Материал. Коллаж, шрифтовая касса.


20.1. Типографика. Основные понятия. Тема: Тональность.

20.2. Практическая работа. Клаузура: Тональность.

Цель. Практическое закрепление теоретических сведений.

Формат. А4.

Материал. Коллаж, шрифтовая касса.


21.1. Типографика. Основные понятия. Тема: Членения.

21.2. Практическая работа. Клаузура: Членения.

Цель. Практическое закрепление теоретических сведений.

Формат. А4.

Материал. Коллаж, шрифтовая касса.


22.1. Типографика. Основные понятия. Тема: Пропорции.

22.2. Практическая работа. Клаузура: Пропорции.

Цель. Практическое закрепление теоретических сведений.

Формат. А4.

Материал. Коллаж, шрифтовая касса.


23.1. Типографика. Основные понятия. Тема: Спонтанность и случайность.

23.2. Практическая работа. Клаузура: Спонтанность и случайность.

Цель. Практическое закрепление теоретических сведений.

Формат. А4.

Материал. Коллаж, шрифтовая касса.


24.1. Типографика. Основные понятия. Тема: Единство текста и формы.

24.2. Практическая работа. Клаузура: Единство текста и формы.

Цель. Практическое закрепление теоретических сведений.

Формат. А4.

Материал. Коллаж, шрифтовая касса.


25.1. Фирменный стиль. История, развитие перспективы.


26.1. Фирменный стиль. Комплексное решение.

26.2. Практическая работа. Клаузура: Комплексное решение.

Цель. Практическое закрепление теоретических сведений.

Формат. А4.

Материал. Коллаж, шрифтовая касса.


27.1. Фирменный стиль. Вариации.

27.2. Практическая работа. Клаузура: Вариации.

Цель. Практическое закрепление теоретических сведений.

Формат. А4.

Материал. Коллаж, шрифтовая касса.


28.1. Фирменный стиль. Шрифт и изображение.

28.2. Практическая работа. Клаузура: Шрифт и изображение.

Цель. Практическое закрепление теоретических сведений.

Формат. А4.

Материал. Коллаж, шрифтовая касса.


4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ


Учебные пособия:


  1. Раменский В. А. Основы шрифтовой графики; Учебное пособие. – Барнаул: Изд. АлтГТУ им. Ползунова, 2006.

  2. Чернихов Я.Г., Соболев Н.А Построение шрифтов: Учеб. пособие. – М.: Архитектура – С, 2004.


Дополнительная литература:


  1. Большаков М.В. ДЕКОР И ОРНАМЕНТ В КНИГЕ. М. «Книга». 1990.

  2. Владимиров Л.И. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ КНИГИ. М. Книга. 1988.

  3. Волков Л.А. ОСНОВЫ НАБОРНЫХ ПРОЦЕССОВ. М. «Книга». 1986.

  4. Герчук Ю.Я. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МИРЫ КНИГИ. М. 1989.Гуссман Г. О КНИГЕ. М. «Книга». 1982.

  5. Джиго А.А., Калинин С. Ю.. СТАНДАРТЫ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ. М. «Юристъ». 1998.

  6. Иттен И. ИСКУССТВО ЦВЕТА. М. Д. Аронов. 2000.

  7. КНИГОПЕЧАТАНИЕ КАК ИСКУССТВО. М. «Книга». 1987.

  8. Кричевский В. ТИПОГРАФИКА В ТЕРМИНАХ И ОБРАЗАХ. Москва. «Слово». 2000.

  9. Кричевский В. ОБЛОЖКА: ГРАФИЧЕСКОЕ ЛИЦО ЭПОХИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПОИСКА. 1917-1937. М. «Самолет». 2002.

  10. Лаврентьев А. ЛАБОРАТОРИЯ КОНСТРУКТИВИЗМА. ОПЫТ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. М. «Грантъ». 2000.

  11. ОФОРМЛЕНИЕ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ ЗА РУБЕЖОМ. Издательство московского университета. 1978.

  12. Птахова И. ПРОСТАЯ КРАСОТА БУКВЫ. Л. «Русская графика». 1997.

  13. Рудер Э. ТИПОГРАФИКА. Руководство по оформлению. М. «Книга». 1982.

  14. Серов С.И. СТИЛЬ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ. 60-80 ГОДЫ. М. 1991.

  15. Солдатов А.А. ПЕЧАТНИКУ-ОФСЕТНИКУ. Словарь-справочник. М. «Книга». 1984.

  16. Тихомиров М.И., Муравьев А.В.. РУССКАЯ ПАЛЕОГРАФИЯ. М. Высшая школа. 1982.

  17. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. М. 1995.

  18. Хан-Магомедов С.О. ПИОНЕРЫ СОВЕТСКОГО ДИЗАЙНА. М. 1995.

  19. Ярмола Ю. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ШРИФТЫ. BHV-Санкт-Петербург. СПб. 1994.



Иллюстративный материал:


  1. ЛУЧШИЕ ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ РОССИИ. М. Линия графики. 1997.

  2. ЛУЧШИЕ ЗНАКИ И ЛОГОТИПЫ 1990-1995. М. Линия графики. 1995.

  3. ТИПОГРАФИКА. ШРИФТЫ. М. Ю. Л. Сокольников. 1994.

  4. A COLLEKTION OF TRADEMARKS AND LOGOTYPES IN JAPAN. Vol.7 Graphic SHA.

  5. A. Kapr, W. Schiller. GESTALT UND FUNKTION DER TYPOGRAFIE. VEB Fachbuchverlag. Leipzig.1980.

  6. ALPHABETE. (Novum press). E. D. Stiebner, H. Huber. Bruckmann. Műnchen. 1984.

  7. Gates D. TYPE. Watson – Guptill Publications. New York.

  8. GRAPHIC DESIGN GUIDE. 2/96. GDG Ltd. Wien.

  9. Kunze H. DAS GROßE BUCH VON BUCH. Der Rinderbuchverlag. Berlin. DDR. 1983.

  10. KALLIGRAFISCHE EXPRESSIONEN. VEB Fachbuchverlag. Leipzig.1988.

  11. Korger. SCHRIFT UND SCHREIBEN. VEB Fachbuchverlag. Leipzig.1981.

  12. THE COMPLETE GUIDE TO CALLIGRAPHY TECHNICUES AND MATERIALS. Chartwell Books. INC.

  13. THE END OF PRINT: THE GRAPHIC DESIGN OF DEVID CARSON. Lewis Blackwell. 1995.

  14. V. Toots. 300 durtu veidi. Latvijas Valsts izdevniecida. Riga. 1960.



5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА





Наименование, вид пособия, шифр (если есть таковой)

Форма, объем

Количество

1.

Работы из методического фонда

Бумага, граф. материалы ф. А-3, А-4

36 листа

2.

Цифровые фотографии работ 1235

CD

2 диска, 1235 файлов, 7 ГБ










Скачать 162,23 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер162,23 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх