Сравнительно короткий период между двумя мировыми войнами подарил миру удивительно декоративный и привлекательный стиль Ар Деко. Временем его появления можно с icon

Сравнительно короткий период между двумя мировыми войнами подарил миру удивительно декоративный и привлекательный стиль Ар Деко. Временем его появления можно с


Смотрите также:
«Мир между двумя мировыми войнами: д еятельность Л. Барту и М...
О. шпенглер о западноевропейской цивилизации: оценки и прогнозы...
Учебные вопросы: Военно-Морской Флот в период его восстановления и строительства в 1921 1941...
Между светлым будущим и апокалипсисом...
«Мировой рынок труда: основные тенденции»...
Программа по дисциплине «Стилистика»...
Культура аборигенов. Культура колониального периода (1607 1783)...
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции...
Предисловие
Библиографический указатель. Москва 2000 г...
Курс лекций по геодезии Составила преподаватель Трубкина Е. Г...
Классический мир от Ньютона до Эйнштейна...



Загрузка...
скачать
Ар Деко и мода

Сравнительно короткий период между двумя мировыми войнами подарил миру удивительно декоративный и привлекательный стиль Ар Деко. Временем его появления можно смело назвать 1918 год – той осенью закончилась Первая мировая война, приведшая к огромным изменениям в парадигме этого мира.

Великие перемены в эти годы происходят и в судьбах женщин. Предшествовавшая мировой войне 1914 года мода Belle Epoque была создана для клиенток с совсем иными запросами. То была прекрасная эпоха, когда дамы в большинстве своем не зарабатывали на службе. Они занимались семейными хлопотами и детским воспитанием, меняли по нескольку раз на дню длинные платья из удивительных иллюзорных тканей и только начали по приказу императора парижской моды Поля Пуаре и под влиянием врачей освобождаться от корсета. Носили пышные прически, объемные шляпы, роскошные шиншилловые манто, гаремные тюрбаны с эгретками цапли в подражание Баксту, с упоением танцевали модное тогда аргентинское танго, зачитывались поэмами Габриеле д’Аннунцио, романами Артура Шницлера и стихами Игоря Северянина, не пропускали ни одного представления балета Сергея Дягилева и были, впрочем, как и их мужья, уверены, что эта прекрасная эпоха будет длиться вечно. Отрезвление реальностью произошло в первые месяцы войны, когда в одночасье множество женщин Европы потеряли на фронте своих отцов, мужей, братьев или сыновей. Столкнулись не только с военной нуждой, очередями и разрушениями, но и сами были вынуждены впервые найти себе работу. Одетые в траур женщины в тылу поступили на фабрики и заводы, стали незаменимыми сестрами милосердия в госпиталях, кондукторами в трамваях, телефонистками и телеграфистками, словом, начали ту трудовую деятельность, без которой изменения в моде 1920х годов были бы невозможны и непонятны.

Но вот, как только страны Антанты отпраздновали победу над Германией и Австро-Венгрией, жители Европы стали возвращаться к мирной жизни и дамы сняли платья и фартуки сестер милосердия, мир уже более никогда не вернулся к вычурным и длинным платьям Belle Epoque. Эйфорическое ощущение победы охватило общество и, слившись со звуками привнесенного войной из США новомодного джаза, оно потребовало срочных перемен и в модном женском силуэте. В первую очередь, период 1920х годов знаменит новой концепцией женского тела – не «бельфамистой», то есть пышногрудой фигуры femme fatale, а стройной, спортивно-подтянутой и узкобедрой фигурки Garconne, названной так по имени нашумевшего в те годы романа французского писателя Виктора Маргерита.

Итак, не слишком избалованная скудной пищей военного времени женщина нового десятилетия старалась во многом быть похожей на мужчину – водить автомобиль и аэроплан, работать с утра до вечера, курить в обществе, заниматься спортом, купаться и загорать на смешанных пляжах, пить шампанское и лихо танцевать чарльстон или фокстрот. С легкой руки Голливуда, чьи немые фильмы во многом способствовали распространению моды Ар Деко во всем мире, в моду вошел новый тип беззаботной, надушенной духами «Babani» девушки с короткой стрижкой и ярким макияжем в стиле «вамп», мечтавшей о романах с миллионерами, роллс-ройсах, шампанском и полуночных танцах. Эти юные создания получил прозвище «флэппер» (от английского слова «хлопушка»). Для подобного образа жизни требовались новые, отражающие запросы той бурной эпохи платья, вовсе не похожие на вышедшие из моды силуэты прошлых лет.

Следует отметить не только социальные и культурные, но и геополитические причины изменения женской моды в ту пору. Во время Первой мировой войны одна за другой пали крупнейшие Европейские империи – Российская, Германская, Австро-Венгерская и Оттоманская. На карте мира появилось много новых государств, о существовании которых в Западной Европе ранее не ведали . Так из праха возродилась Польша, на карте образовались Литва, Латвия, Эстония, Чехословакия, Венгрия и Румыния, а на обломках Австро-Венгерской монархии родилось королевство Югославии. Рождение этих новых государств мотивировалось в первую очередь их культурной уникальностью и неповторимостью. А значит, в связи с этим, возник интерес к их национальному искусству, фольклору, орнаменту и опосредовано, костюму. Мода, а ее столицей после Первой мировой войны вновь стал блистательный и трудолюбивый Париж, моментально взяла на вооружение орнаментальную часть восточно-европейского фольклора, особенно вышивок. Ведь по время недавней войны множество ткацких фабрик, ранее вырабатывавших великолепные шелковые ткани на нужды модной индустрии, были вынуждены, волею судеб, переквалифицироваться на нужные армии ткани для обмундирования, и первые послевоенные сезоны в моде нового направления ощущалась очевидная нехватка роскошных материалов. Так в моду вошла ручная вышивка, неотделимая от концепции стиля Ар Деко в 1918 – 1929 годы, то есть до периода экономического кризиса осени 1929 года, повлекшего за собой Великую депрессию и рождение совсем другой, более скромной, но в чем-то более элегантной и женственной моды. Среди вышивок на платьях тех лет особенно были заметны славянские и русские мотивы, чья популярность поддерживалась небывалым притоком русских беженцев в страны Европы из пылавшей Гражданской войной послереволюционной России. Лишенные средств к существованию, семьи беженцев были вынуждены не только продавать семейные ценности, чудом вывезенные с собой, что породило небывалый интерес к русскому прикладному искусству, но и искать любую оплачиваемую работу. На всех путях изгнания новых эмигрантов, женщины часто быстрее и лучше адаптировались в городах. Многие из них занялись шитьем, вышиванием и, позднее, моделированием платьев. Как грибы после дождя, стали отрываться модные ателье и салоны в городах, ставших временным приютам русских беженцев – в Константинополе и Харбине, Берлине и Праге, Белграде и, конечно, в Париже. Интерес к творчеству в области моды русских эмигрантов первой волны был вызван не только новизной и экзотикой, но и высоким качеством шитья и особенно вышивкой круглым венецианским или граненым богемским бисером, тонким стеклярусом и желатиновыми пайетками, в технике работы с которыми у русских дам не было конкурентов в ту пору. Вышитые вручную платья стоили немалых денег, что было очень созвучно периоду экономического подъема тех лет. Так, увлекшись модной вышивкой, великая Коко Шанель обратилась к талантливой Великой Княгине Марии Павловне, кузине Императора Николая Второго, с целью организации специального русского дома вышивки «Китмир», который бы эксклюзивно создавал вышитые модели для дома «Шанель».

«Ирфе», принадлежавший князю и княгине Юсуповым, «Итеб», принадлежавший баронессе Бетти Гойнинген-Гюне, в замужестве баронессе Врангель, «Поль Каре», принадлежавший княгине Лобановой-Ростовской, «Тао» – детище княгинь Трубецкой и Оболенской, и некоторые другие. Около 20 больших и малых домов и ателье мод было создано в 1920х годах в Париже русскими эмигрантками, и некоторые их уникальные, чудом сохранившиеся изделия мы показываем на этой выставке. Кроме всевозможных декоративных вышитых моделей в «русском стиле» с двуглавыми орлами, куполами церквей и народными орнаментами, обилие русских домов моды ввело в обиход меховые отделки в «боярском» стиле. В те годы воротники и манжеты так называемых «оперных манто» и самих дневных и вечерних платьев часто отделывались мехом.

Главные изменения силуэта в тот период коснулись длины платьев, которая постепенно с 1918 года до 1925 год поднималась все выше и выше, пока не достигла шокировавшей тогда многих ретроградов поколенной длинны, и продержалась на том же уровне приблизительно три сезона, для того, чтобы вновь опуститься длинными хвостами и неровным подолом в сезоне 1928/29. Другие изменения коснулись линии талии, которая в 1920 годы не подчеркивала ее узость и естественное положение, а окончательно упала низко на бедра, что, впрочем, предсказывал в своих творениях Поль Пуаре еще в 1912-13 годах. Новое положение талии, перекликающееся с покроем детских платьев конца XIX столетия – то есть эпохи детства модниц «ревущих 1920х», позволило совершенно выпрямить силуэт женских платьев, сделав их почти геометрически прямоугольными, что вторило стилю архитектуры, живописи, убранству интерьера и орнаментам периода Ар Деко. Сам термин «Ар Деко» пришел в моду лишь в 1925 году, когда в Париже открылась прекрасная международная выставка «Des Arts Decoratifs», на которой в отдельных павильонах были представлены новые аспекты достижений человеческого гения послевоенной поры – в том числе, и в области моды. Много павильонов имели строго выдержанные геометрические формы пирамиды, призмы или конуса, там самым задавая тон всему визуальному пространству той творческой эпохи.

Интерес к пирамидам был вовсе не случаен: в 1923 году английский археолог Картер открыл ранее неизвестную гробницу забытого египетского фараона Тутанхамона, умершего в юности и похороненного под гробницей своей матери. Обилие золотых украшений египетского стиля, мебель и предметы быта, найденные там, стали мировой сенсацией и вызвали волну так называемой «египтомании», сильно повлиявшей и на модные тенденции – появление «египетских платьев», шляп, серебряных каирских шалей, оригинальной обуви и украшений, моды на псевдоегипетские прически и грим, характерные позы манекенщиц на модных фотографиях тех лет.

Период 1920х годов славится феноменальным ростом количества и качества парижских домов моды. Число богатой интернациональной клиентуры, особенно американской, желавшей одеваться тогда в туалеты с грифами больших домов Haute Couture было велико. Самыми известными домами моды этого времени были легендарная «Jeanne Lanvin» прославившаяся своими «румынскими» вышитыми платьями с кораллами и бисером, прекрасный «Jean Patou», мастер спортивной линии в трикотаже и удивительных вечерних платьях, несравненный дом «Callot seurs», прославившийся экзотическими вышитыми платьями в восточном стиле, строгая и стильная «Chanel», создательница маленького черного платья, элегантный «Lucien Lelong», женившийся на русской княжне Натали Палей, несравненный автор кроя по косой «Madeleine Vionnet», чей вклад в моду Ар Деко трудно переоценить и несколько других, увы, сейчас уже почти совсем забытых. В особом ряду в эту пору стоят художники и модельеры, авторы редких по актуальности своих идей моделей. Среди них надо отметить талантливую Наталью Гончарову, создававшую апплицированные модели для парижского дома «Мырбор» и многоцветную и неожиданную в своих «симультанных» творениях украинку Соню Делоне, а также фантастические модели, созданные русским парижанином Эрте (Романом Тыртовым), чьи обложки много лет подряд украшали журнал «Harper’s Bazaar» .

Все вышеперечисленные творения парижских дизайнеров не могли не вызвать волну копиизма за океаном. Так, в США в 1920е годы появляется множество небольших ателье мод, которые усердно копируют эти глубоко декольтированные, смелые и эфемерные муслиновые бисерные платья, созданные для дансингов и ночных клубов бесшабашной эпохи «Великого Гетсби», когда женщин было значительно больше, чем мужчин, в связи с большими военными потерями.

Особую статью в модах Ар Деко представляют неповторимые аксессуары той эпохи. Это элегантные бисерные сумочки и клатчи, оригинальные, часто напоминающие солдатские каски, шляпки и огромные страусовые цветные веера, бакелитовые пудреницы и блестящие мундштуки, стразовые броши и миниатюрные лорнеты. Особняком стоит, конечно же, нарядная обувь, которая отличается изящной ручной работой, вышивкой, каблуками, украшенными стразами и «Т-образными» перепонками, созданными для того, чтобы в ритме новых танцев дамы не становились бы слишком быстро Золушками. Уникальная коллекция первоклассной обуви тех лет предоставлена для нашей выставки Московским музеем обуви под руководством Назима (фамилия), скрупулезно собравшего не только эти прекрасные образцы из разных стран и мастерских, но и предоставившего к ним уникальные модели платьев Haute Couture того же времени.

Большинство вечерних сумочек тех лет было выполнено в технике бисерной или стеклярусной вышивки, как и вечерние платья. Многие из них имеют этикетки, рассказывающие о странах их производства – Чехословакии, Бельгии, Германии или Франции. Их рисунки с особым изяществом передают орнаменты в стиле Ар Деко, с характерными для них стилизованными изображениями цветов, геометрических форм и симметричных узоров.

Счастливый и орнаментальный период царствования стиля Ар Деко в моде продлился только десять лет, но дал удивительные и прекрасные плоды, которые навсегда останутся в непревзойденным примером творческой энергии, стиля и трудолюбия дизайнеров, так сильно повлиявших на развитие мировой моды на много десятилетий вперед.

Александр Васильев

Венеция, июнь 2009






Скачать 82,06 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер82,06 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх