Учебное пособие. М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2006. 140 с. Isbn 5-86456-035-9 icon

Учебное пособие. М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2006. 140 с. Isbn 5-86456-035-9



Смотрите также:
Учебное пособие Москва Издательство Московского института духовной культуры 2007...
М. В. Бахтин история христианской церкви (до 1054 года) Москва Издательство Московского...
М. В. Бахтин история христианской церкви (до 1054 года) Москва Издательство Московского...
Учебное пособие Изд. №8685 isbn 978-5-211-05510-0 Издательство Московского университета 2008...
Священное Писание Ветхого Завета (Моисеево Пятикнижие)...
Учебное пособие Издательство Дальневосточного университета Владивосток...
Учебное пособие Издательство тпу томск 2006...
Бад Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций...
Учебное пособие Челябинск Издательство юургу 2006...
Учебное пособие Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром...
Учебное пособие Издательство тпу томск 2006...
Учебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
скачать





М.В. Бахтин


ИСТОРИЯ РОССИИ

В КОНСПЕКТИВНОМ ИЗЛОЖЕНИИ


Москва


Издательство Московского

института духовной культуры

2006


БК 87.3

Б 30


М.В. Бахтин. История России в конспективном изложении. Учебное пособие. – М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2006. – 140 с.


ISBN 5-86456-035-9


 Бахтин М.В., 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ


ГЛАВА I. Цивилизация Древней Руси.

1.1. Древнейшие поселения на территории нашей страны (от возникновения до VI в. н. э.)

Предшественники древних славян

Прародина славян и их этногенез

1.2. Восточные славяне на пороге образования государства (VI-IX вв.)

Природные условия

Расселение восточных славян.

Хозяйственная деятельность.

Общественный строй.

Торговля, города.

Обычаи нравы и верования.

Вопросы для самопроверки


Глава 2. Русь в эпоху Средневековья

2.1. Киевская Русь (IX­XII вв.).

Образование древнерусского государства

Норманнская теория

Общественный строй

Хозяйственная жизнь

Христианизация Руси


2.2. Становление цивилизации в Русских землях (XI - XV вв.)

Феодальная раздробленность

Основные княжеские земли

Борьбе с монголо-татарскими завоевателями


2.3. Формирование и возвышение Московского государства (ХШ-XV вв.)

Особенности возникновения

Становление Московского централизованного государства

Вопросы для самопроверки


^ Глава 3. Россия в XVI-XVII веках

3.1. Россия в XVI веке

Завершение объединения

Правление Елены Глинской

Начало царствования Ивана IV

Реформы 50-х годов

Аграрный переворот. Опричнина

Внешняя политика

Экономика России


3.2. XVII век в истории России

Смутное время

Окончание интервенции. Борьба за Смоленск

Соборное Уложение 1649 г. и укрепление самодержавия

Внешняя политика

Внутриполитическая обстановка

Начало царствования Петра I

Экономики России в XVII в.

Вопросы для самопроверки


^ Глава 4. Россия в XVIII веке

4.1. Россия при Петре I

Абсолютизм и государственное устройство

Развитие мануфактурного производства

Торговля

Денежная реформа

Сельское хозяйство

Социальная политика


4.2.Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Первые годы после смерти Петра

Сельское хозяйство

Промышленность

Внутренняя и внешняя торговля

Развитие банковских систем

Укрепление феодального землевладения и диктатуры дворянства

Рост территории

Административная реформа


4.3. Просвещенный абсолютизм в России

Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения

Уложенная комиссия”

Российские просветители

Вопросы для самопроверки


^ Глава 5. Россия в XIX веке

5.1.Политическое и социально - экономическое развитие России в начале XIX в.

Реформы Александра I

Внешняя политика России

Реформы государственного управления

Отечественная война 1812 г

Положение России после войны. Движение декабристов

“Русская правда” Пестеля. “Конституция” Н.Муравьева

Восстание декабристов


5.2. Россия эпохи Николая I

Внутренняя политика Николая I

Внешняя политика Николая I


5.3. Россия во второй половине XIX в.

Подготовка крестьянской реформы

Отмена крепостного права

Земская реформа

Судебная реформа

Городская реформа

Военная реформа

Реформа образования

Значение реформ

Переход к реакции

Пореформенное развитие России

Общественно-политическое движение

Вопросы для самопроверки


^ Глава 6. Россия в первой половине XX века

6.1. Революции в России начала XX в.

Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.

Участие России в Первой мировой войне

Февральская революция 1917 г.

Мирное развитие революции в условиях двоевластия

Октябрьское вооруженное восстание


6.2. Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. - VI. 1941 г.).

Становление Советской власти

Гражданская война и военная интервенция

Новая экономическая политика (НЭП)

Образование СССР

Форсированное строительство государственного социализма

Планово-цетрализованное управление экономикой

Внешняя политика СССР в 20-30-е гг.


6.3. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

Основные периоды Великой отечественной войны

Война с Японией. Окончание Второй мировой войны

Вопросы для самопроверки


^ Глава 7. Россия во второй половине XX столетия

  1. Послевоенное восстановление народного хозяйства.

Развитие экономики СССР в 50-60-е гг.

  1. Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи

  2. Распад СССР

Посткоммунистическая Россия.

Трудности перехода к рыночной экономике

Вопросы для самопроверки


Глава 1. Цивилизация Древней Руси


  • Древнейшие поселения на территории нашей страны.

Предшественники древних славян.

  • Восточные славяне на пороге цивилизации

За свою более чем тысячелетнюю историю государство Рос­сийское прошло сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы. Возникшая на стыке Европы и Азии, впитавшая в себя черты и Запада, и Восто­ка, Россия представляет собой своеобразную евроазиатскую ци­вилизацию. Для того чтобы оценить место России в мировом раз­витии, необходимо проследить тот исторический путь, который она прошла от зарождения до настоящего времени.

История крупнейшего в Европе Российского государства раз­вивалась, с одной стороны, подобно истории других народов и государств, а, с другой, — имеет ряд особенностей. Нашими предками были древние славяне. До сих пор ученые не имеют единого мнения о прародине славян, откуда они пришли на про­сторы Восточно-Европейской равнины — территорию будущего Российского государства, когда это произошло, когда образова­лись древние славянские города, а также каким было хозяйство древних славян.

Различные гипотезы ученых сложились и продолжают уточ­няться на основе разнообразных археологических и лингвистиче­ских источников, а также письменных памятников.

По истории России написано много научных работ зарубеж­ными и русскими историками. Среди наших соотечественников исключительное место занимают выдающиеся ученые-историки Н.М. Карамзин (1766—1826), С.М. Соловьев (1820—1879), В.О. Ключевский (1841—1911), С.Ф. Платонов (1860—1933) и др. В советский период истории России посвятили свои труды такие известные ученые, как Б.Д. Греков (1882—1953), Б.А. Рыбаков (р. 1908), Л.Н. Гумилев (1912—1993) и другие.


^ 1.1. Древнейшие поселения на территории нашей страны

(от возникновения до VI в. н. э.)




На территории нашего Отечества первобытный человек появился в период ранне­го палеолита — древнекаменного века (примерно 700 тыс. лет назад). Заселение шло с юга, о чем сви­детельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500—300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100—35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравни­тельно малочисленны и располагались на значительном расстоя­нии друг от друга.

В период позднего палеолита (35—10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разум­ный (homosapiens), первобытное стадо заменяется болев высокой формой организации общества — родовой общиной.

Уникальным памятником эпохи позднего палеолита является Сунгирьская (близ Владимира) культура. Археологические наход­ки рассказывают о внешнем облике, одежде, материальной куль­туре и ритуальных обрядах того времени.

Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболов­ством (присваивающее хозяйство), а позже — земледелием и скотоводством (производящее хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плуж­ным — в плуг запрягались лошади или волы.

В эпоху бронзового века (III—II тыс. лет до н.э.) началась спе­циализация производящего хозяйства. На Севере в качестве ос­новного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.


С появлением железного топора (1 тыс. лет до н.э.) стало воз­можным расчищать участки леса под пашню, земледелие продви­галось все дальше на Север.

Применение металлических (медных, бронзовых, железных) орудий труда повысило производительность всех видов хозяйст­венной деятельности людей. Из охотничьих и земледельческих племен выделяются скотоводческие. Это было первое крупное общественное разделение труда.

Появление металлов, в особенности применение железа, спо­собствовало развитию ремесел. Второе крупное общественное разделение труда произошло, когда ремесло отделилось от зем­леделия. Это привело к производству излишков продукции, кото­рые шли на торговый обмен не только внутри племени и на его границах, но и с более дальними племенами. Усилился процесс имущественной дифференциации.


^ Предшественники древних славян

На северных берегах Черного моря, которые греки называли Понт Эвксинский, в VII—VI вв. до н.э. возникли многочис­ленные греческие колонии — города-государства (полисы). Наи­более известные из них — Ольвия в устье реки Буг, Херсонес (старорусское название — Корсунь) в окрестностях нынешнего Севастополя, Пантикапей (на месте нынешней Керчи), фанагория на Таманском полуострове, Танаис в устье реки Дон и др. Греки вели с местным населением — скифами не только оживленную но и оказывали на них свое культурное влияние. Греки покупали в основном хлеб, рыбу, а продавали ткани, вино, масло, предметы роскоши.

В результате таких связей создавались смешанные эллино-скифские поселения. С центром в Пантикапее возникло Боспорское царство1 (V—IV вв. до н.э.), объединившее некоторые грече­ские города, а также местные племена скифов.

Скифские кочевые племена в VIII—VII вв. до н.э. пришли из Азии в южные и юго-восточные степи, вытеснив господствующую здесь этническую общность2 земледельческий народ кимме­рийцев, которые ушли далеко во Фракию. Под общим названием “скифы”3 известны многочисленные кочевые племена, которые различались по месту заселения и своим занятиям. Главным пле­менем считались царские скифы, которые жили в низовьях Днеп­ра по левому берегу. На правом берегу нижнего Днепра жили скифы-кочевники, к западу от них — скифы-земледельцы и ски­фы-пахари на среднем Днепре.

Основным занятием скифов было скотоводство и земледелие. Скифы-земледельцы торговали зерном с причерноморскими грече­скими городами, откуда греки поставляли зерно в Элладу. По свиде­тельству древнегреческого историка Геродота, они выращивали "лучшую в мире пшеницу". Скифы хорошо владели ремеслами: обра­батывали железо и бронзу, изготовляли оружие, выделывали кожу. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки в скифских курганах.

В VI-IV вв. до н.э. скифы объединились в большой племенной союз, на основе которого сложилось ^ Скифское царство со столи­цей в Неаполе Скифском (близ нынешнего Симферополя). Это государство представляло собой союз воинственных племен во главе с царем, а вожди племен возглавляли войска во время по­ходов. Власть царя передавалась по наследству. В государстве происходило постепенное расслоение населения, выделялись во­енная и жреческая аристократия. Основные работы выполняли свободные общинники — скотоводы и земледельцы, труд рабов был незначительным.

Геродот пишет, что во второй половине V в. до н.э. Скифское царство занимало громадное пространство от Дона на востоке до устьев Дуная и Нижнего Днепра на западе.

В III в. до н.э. скифов вытесняет новая этническая общность — сарматы, жившие до этого на востоке от Скифии, за Доном. Границы сарматов, по свидетельству древних писателей, были более обшир­ны: почти от Карпат, Вислы, Дуная до Дона, Волги, Урала.

Во II—III вв. н.э. сарматов вытеснили германские племена готов, пришедшие в черноморские степи с берегов Балтийского моря и занявшие территорию от Дона до Карпат и Нижнего Дуная.

Вождь готов Германарих, прославленный в песнях и сказани­ях, объединил не только готские племена, но и подчинил сосед­ние, в том числе финские и славянские.

IV—VII вв. известны в истории как ^ Великое переселение наро­дов. Нашествием гуннов1 (с 70-х гг. IV в.) открывается ряд после­довательных азиатских нашествий в Европу. Гунны прошли через южно-сибирские степи и через "великие ворота народов" между Уральским хребтом и Каспийским морем в Восточную Европу. Они разбили готов, а их старый вождь Германарих в отчаянии по­кончил в собой. Возглавив мощный союз племен, гунны предпри­нимали опустошительные походы во многие страны. Наибольшего могущества гунны достигли, когда их возглавил (в 440 г.) свире­пый вождь Аттила. Они перешли из черноморских степей на за­пад, в Дунайскую равнину, нападая на Восточную и Западную Римские империи, брали у них выкуп. После смерти Аттилы1 в 453 г. союз гуннов распался.

В VI в. их сменили авары2 которые обитали в бассейне Дуная угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

В VII в. появилось новое кочевое племя — хазары, которые обосновали обширное государство от Кавказских гор до Волги и Среднего Днепра — Хазарский (до конца Х в.) каганат.

Все эти народы и племена не только предшествовали появлению на Восточно-Европейской равнине славянских племен, но уже и со­седствовали с ними и оказывали друг на друга взаимное влияние.

^ Прародина славян и их этногенез

Есть несколько версий прародины славян и их этногенеза3 , которые предлагались и предлагаются разными учеными. Но все они за основу берут древнейший русский письменный памятник — летопись "Повесть временных лет”4 , авторство которой припи­сывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору (начало XII в.). Нестор выдвигает мифологическую версию происхождения славян: будто бы род их восходит к младшему сыну Ноя—Иафету, который после раздела земель с братьями получил в удел Север­ные и Западные страны. Постепенно в повествовании появляются исторические факты. Нестор поселяет славян в римской провин­ции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда, теснимые волоками (подразумеваются римляне), славяне вынуждены были переселиться на новые места — на Вислу и Днепр.

"Дунайской" версии прародины славян придерживался рус­ский историк С.М. Соловьев, ссылаясь при этом на древнеримского историка Тацита.

Ученик С.М. Соловьева — историк В.0. Ключевский также признавал "дунайскую" версию прародины славян. Но он внес в нее свои уточнения: прежде, чем восточные славяне с Дуная по­пали на Днепр, они около 500 лет пребывали в предгорьях Кар­пат. По Ключевскому, только с VII в. восточные славяне постепен­но расселились на современной Русской равнине.

Часть советских ученых склонялась к дунайскому происхожде­нию славян, но большинство придерживалось той версии, что прародина славян находилась гораздо севернее. При этом они расходились во мнении и об этногенезе славян, и о том, где сла­вяне сформировались в единую этническую общность — в Сред­нем Поднепровье и по Припяти или в междуречье Вислы и Одера.

Археолог и историк академик Б.А. Рыбаков на основании но­вейших археологических данных попытался объединить обе эти версии возможной прародины славян и их этногенеза. По его мнению, праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы: с севера на юг шириной около 400 км, а с за­пада на восток протяженностью около 1,5 тыс. км. Западную ее половину с юга ограничивали европейские горы — Судеты, Татры, Карпаты, а на севере земли праславян доходили почти до Балтийского моря. Восточную же половину праславянской земли ограничивала с севера река Принять, а с юга — верховье рек Днестра и Южного Буга и бассейн реки Роси, впадающей в Днепр.

Б.А. Рыбаков считает, что славяне принадлежат к древнему индоевропейскому единству, в которое входят такие народы, как германские, иранские, кельтские, индийские, греческие и др. Центром первоначального индоевропейского массива 4—5 тыс. лет тому назад были северо-восточная часть Балканского полу­острова и Малая Азия. На рубеже III и II тыс. до н.э. в северной части Европы (от Рейна до Днепра) развилось пастушеское хо­зяйство, и в поисках пастбищ пастушеские племена во К тыс. расселились широко по Восточной Европе. Осевшие родственные индоевропейские племена постепенно образовали большие этни­ческие массивы. Одним из таких массивов и стали прославяне, заселившие территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от северных склонов Карпат на юге до широты реки Принять на севере.

Сведения о славянах (именовавшихся сколотами) появляются уже в V в. до н.э. у древнегреческого историка Геродота. Другие античные авторы — Полибий (III—II вв. до н.э.), Тит Ливии (1 в. до н. э.—1 в. н. э.), Страбон (1 в. н.э.), Тацит (ок. 58 — ок. 117) при­водят сведения о славянах под названием венедов (венетов), ко­торые жили среди скифских и сарматских племен где-то на Висле. Более подробные сведения о славянах появляются у визан­тийского историка Прокопия Кессарийского (ок. 500 — после 565) и готского историка Иордана (Иорданеса) (VI в).

Прокопий Кессарийский высоко оценивает славян, особенно их умение сражаться в гористых, труднодоступных местах. Об их политическом устройстве он пишет: "Эти племена славян и антов не управляются одним человеком, но издревле живут народовла­стием и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща".

Иордан впервые описывает славян под собственными племен­ными именами венедов, антов и склавенов, как происходящих "от одного корня". По его сведениям, венеды — предки западных славян, обитали на северо-западе до Вислы и на юго-востоке до Днестра. Предки восточных славян — анты, "самые могуществен­ные среди славян", по словам Иордана, — жили на юге по побе­режью Черного моря, в низовьях Днепра и Дуная. Вообще славяне (склавены) жили на севере, в Приладожье и Приозерье.

К тому времени, когда славяне присоединились к Великому переселению народов (VI в.), страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались огромные государства, шли активные миграционные процессы. В IV в. распалась огромная Римская империя. В Европе с центром в Риме образовалось За­падное Римское государство. На территории Балкан и Малой Азии возникло новое мощное государство — Восточное, с цен­тром в Константинополе, позже получившее название Византий­ской империи (просуществовало до 1453 г.). Оно стало наследни­ком и преемником греческой культуры, наиболее сильным и экономически развитым европейским государством. Оно оказывало большое влияние на своих соседей и торговавшие с ним племена, в том числе и славян.

В Западной Европе в V—VII вв. шло расселение германских племен, которые завоевали территорию Римской империи. Здесь сложились так называемые "варварские" королевства — франк­ское, Вестготское, Лангобардское и др.

В VI в. славяне (под названием словене) включились в миро­вой миграционный процесс. Расселение славян происходило в VI—VIII вв. по трем основным направлениям: на юг—на Балкан­ский полуостров; на запад — в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север — по Восточно-Европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. К южным славянам отно­сятся нынешние болгары, сербы, хорваты и др., к западным — поляки, чехи, словаки, мужичане, к восточным русские, укра­инцы и белорусы.


^ 1.2. Восточные славяне на пороге образования государства (VI-IXвв.)

Природные условия

На складывание и развитие государства и его населения оказывает влияние ряд факторов, и, в первую очередь, таких, как географическое по­ложение, климатические и природные условия.

Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограни­ченную четырьмя морями — Белым, Балтийским, Черным и Кас­пийским — и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. К морям направляются многочисленные реки с их прито­ками, которые в древние времена служили главным средством сообщения людей.

Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими хвойными и лиственными лесами, многочисленными озерами и болотами. Почвы в этих местах в основном суглини­стые и супесчаные. Далее к югу идет полоса лесостепи, которая приблизительно совпадает с полосой наиболее глубокого и мощ­ного чернозема. Еще далее располагается степная полоса — безлесая, но плодородная и удобная для земледелия. А на юго-востоке равнины, на северном побережье Каспийского моря на­ходится пустыня — непригодные для обработки песчаники и со­лончаки.

Климат в средней полосе Восточно-Европейский равнины кон­тинентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету с непродолжительной активностью растительного покрова прихо­дит долгая холодная и снежная зима.

Все эти природные условия оказывали разностороннее влия­ние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины. В лесной полосе, где после своего расселения в основном и прожи­вали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была свя­зана с лесом. Его использовали как строительный материал, топ­ливо, для изготовления домашней утвари и т.п. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество1 — сбор меда диких пчел. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков. В лесу же местные жители скрывались от нашествия врагов.

Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказывали и реки. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен: строились поселения — вна­чале небольшие деревушки, а затем большие села и города.

Речные пути со временем приобрели международное значе­ние, они соединяли уже не только отдельные племена, но и раз­личные народы и страны.

Наиболее важным был известный с VI в. великий водный тор­говый путь из Скандинавии в Византию, который в летописи на­зывается путем "из варяг в греки". Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево), далее по реке Волхов в озеро Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к вер­ховьям Днепра, и уже по Днепру к Черному морю. Таким образом у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них — с Византией.

Другой международный речной путь — "из варяг в персы" шел на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспийское море. Этот торговый путь служил сообщением с волжскими болгарами, Хазарским каганатом и далее — со Средней Азией и арабским миром: по-своему значению он не уступал пути "из варяг в греки".


^ Расселение восточных славян

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытно­общинного строя. В "Повести временных лет" говорится о пле­менных княжениях, которые историки называют племенными сою­зами. Такой союз включал 100—200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В лето­писи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили поля­не, в бассейне реки Принять — древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) — радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра — уличи, между реками Днестр и Прут— тиверцы. В предгорьях Карпат жили "белые" хорваты, а по Западному Бугу — дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра — кривичи, в среднем течении Западной Двины при впа­дении в нее реки Полоть — полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов — ильменские славяне, а в бассейне Оки — самые восточные из славянских племен — вятичи.

Каждое племя управлялось своим вождем — старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени — вече.

Данные летописи о расселении восточных славян через много ве­ков были подтверждены археологическими находками женских укра­шений — височных колец, типичных для каждого племенного союза.

Важный фактор в формировании народа и государства пред­ставляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культу­рой и т.п. В разное время соседские народы подчиняли себе славян­ские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельно­сти или, наоборот, находились под влиянием славян.

Соседями восточных славян (к IX в.) были на западе балтий­ские племена: ливы, чудь, весь, корела и др., западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, а также венгры (угры); на северо-востоке — многочисленные угро-финские племена: мордва, мари, мурома, меря и др.; на Нижней Волге — хазары, на востоке - волжские болгары, а на юге в Причерноморье — печенеги и дру­гие тюркские племена.

Расселяясь, восточные славяне вытесняли живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей обще­ственной и хозяйственной жизни.


^ Хозяйственная деятельность

Судя по сохранившимся литературным памятникам и археологическим находкам, славяне еще до своего расселения по Вос­точно-Европейской равнине занимались как хлебопашеством и скотоводством, так и охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия, хотя их пришлось приспосабливать к новым условиям. У славян лесостепной поло­сы господствовала пашенная система земледелия — перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали уча­сток леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также ис­пользовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес: из огородных культур — репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы, занимались и скотоводством: разводили лоша­дей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.

В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже — деревянный плуг с железным наконечником — лемехом.

В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне — лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: произво­дились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необ­ходимые для удовлетворения насущных потребностей.

^ Общественный строй

Расселившись по Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами, об этом свидетельствует и летопись: "Живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим".

Русский историк В.О. Ключевский писал: "Родовой союз дер­жался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздель­ности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры".

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распа­даться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже тре­бовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяй­ства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины — сосед­ской, территориальной, которая называлась "мир" на юге, и "вервь"1 на севере. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водо­емы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли — наделы. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собст­венность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собст­венность отдельных семей.

Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого как в натуральном хозяйстве, но и приба­вочного продукта. Происходило накопление прибавочного продук­та, а на его основе — развитие обмена между отдельными семья­ми. Это привело к дифференциации общины, росту имуществен­ного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.

Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече1 — народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.

Восточные славяне вели «многочисленные войны со своими со­седями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они со­вершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрез­вычайно возрастала роль военачальника — князя, который зачас­тую являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину группу воинов, преданных только князю. Так, в VIII—IX вв. формировалась в племенах и племенных союзах военно-дружин­ная знать, сосредотачивавшая и власть, и богатство. Они объяв­ляли себя собственниками земель племени или племенного сою­за, облагая соплеменников данью (налогом).

Князь и дружинники богатели и за счет военной добычи: за­хваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя ра­ботать на своих землях.

В VI—VIII вв. рабами у восточных славян были в основном за­хваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право2 , по которому запрещалось порабощать своих со­племенников, например, за долги и т.п. Рабы из военнопленных использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тя­желых работах. Принципиального различия между свободным общинником и рабом не было. Рабство у славян носило патриар­хальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.

Таким образом, у восточных славян происходила резкая диф­ференциация (расслоение) общества, оно вплотную подошло к образованию государства.


^ Торговля, города

Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже — появлению и развитию торговли, которая шла в основном по мно­гочисленным рекам и их притокам. Особенно активно использова­ли великие водные пути — "из варяг в греки" и по Волге к Кас­пийскому морю — "из варяга персы".

Путем "из варяг в греки" активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда и название самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Доходили они и до греческих причерноморских колоний, и до Византии. Варяги не только мирно торго­вали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям, и на службу в Византию.

Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебря­ные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.

Успехам торговли способствовало распространение по южно­русским степям кочевого тюркского племени хазаров. В отличие от других азиатских народов хазары вскоре стали оседать на зем­ле. Они заняли степи по берегам Волги и Днепра, создали свое государство, центром которого стал город Итиль на Нижней Вол­ге. Хазары подчинили себе восточнославянские племена полян, северян, вятичей, с которых брали дань. В то же время славяне использовали протекавшие по территории хазар Дон и Волгу для торговли. В.О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, пи­сал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину —десятину. По Волге купцы спус­каются к хазарской столице, выходят в Каспийское море, прони­кают на его юго-восточные берега и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада. Найденные археологами клады араб­ских монет в районе Днепра свидетельствуют, что эта торговля велась с конца VII—VIII вв.

С развитием торговли связано у славян появление городов. Большинство городов возникало по водному пути Днепр — Вол­хов. Чаще при слиянии двух рек появлялось место обмена това­рами, куда сходились звероловы и бортники для торговли, как тогда говорили для гостьбы1 . На их месте, сложились будущие русские города. Города служили торговыми центрами и главными складскими пунктами, где хранились товары.

В "Повести временных лет" уже называются города ^ Киев, Чер­нигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Рос­та, Суздаль, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Поэтому варяжские пришельцы называли сла­вянскую землю Гардарикой страной городов.

Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объе­динились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.

Появились первые княжества. Из арабских источников VIII в. мы узнаем, что в то время у восточных славян существовали та­кие княжества: Куявия (Куяба — вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде) и Артания. Появление та­ких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.

^ Обычаи нравы и верования

Быт восточно-славянских племен ярко описан в памятниках древнерусской литературы. Так, между селами устраивали игрищарелигиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали (похищали) себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хождения зятя по не­весту, когда невесту выкупали у ее родственников по взаимному до­говору. На смену этому обряду пришел другой — привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми.

Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной пиршеством и воинскими играми.

Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками. Они покло­нялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца — Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии — Перун, богом ветра — Стрибог, покровителем скота — Белое (Волос). Даждьбог и бо­жество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь — Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога — Перуна, бога грома, молнии, войны.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде камен­ных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах — капищах, богам приносились жертвоприно­шения — требы.

Большое развитие получил культ предков. Он связан с охра­нителем рода, семьи, родначальником жизни — Родом и с его Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще "чур", по церковнославянски — "щур". Сохранившееся и поныне выражение "чур меня" означает "храни меня дед". Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не все­го рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили пешие, в реках — водяные, русалки.

У славян были свои языческие праздники, связанные со времена­ми года, с земледельческими работами. В конце декабря колядовали ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хо­зяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздни­ком были проводы зимы и встреча весны — масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы — про­ходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.

Наши далекие предки, заселявшие Восточно-Европейскую равнину, прошли сложный путь развития. Трудные природно-географические условия и постоянная необходимость отражать набеги на свои земли различных племен и народов, возникновение городов у древних сла­вян задержало на несколько столетий по сравнению с западно­европейскими государствами складывание отдельных княжеств в са­мостоятельное государство. В то же время, вступив на путь разложе­ния родового строя, зарождения земельного и имущественного нера­венства и создания племенных княжеств, развития международной торговли и внешних экономических и культурных связей, восточные славяне в IX в. вплотную приблизились к созданию единого государства — Киевской Руси.

Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы определяют место России в мировой цивилизации?

2. Расскажите о древнейших поселениях на территории нашей страны.

3. Кто были предшественники древних славян на терри­тории нашего Отечества?

4. Где находилась прародина славян, каково происхож­дение (этногенез) славянских народов?

5. Какие факторы оказывают влияние на складывание и развитие народа?

6. Как происходило расселение восточных славян, кто были их соседями?

7. Расскажите о хозяйственной деятельности и общест­венном строе древних славян.

8. Расскажите о развитии торговли и появлении горо­дов у славян.






оставить комментарий
страница1/8
Дата26.09.2011
Размер2,12 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх