3. Культура древнейших цивилизаций (Древний Египет, цивилизации Месопотамии) icon

3. Культура древнейших цивилизаций (Древний Египет, цивилизации Месопотамии)


5 чел. помогло.
Смотрите также:
Шумеро-аккадская культура...
Тема №2 «культура древнего востока» выполнила студентка 2-го курса...
Тема урока Кол-во ч...
Синхроническая таблица древнего востока (древний ближний восток, древний иран, древний египет)...
Предмета
И. А. Пашутин и его вклад в отечественное зубоврачевание...
Урок по теме «Древний Египет»...
Урок-обобщение по теме «Древний Египет»...
Цивилизации Месопотамии и Древнего Египта...
Тема: древнй египет...
Реферат должен быть написан в ms...
Лекций 36 часов, семинаров 36 часов, самостоятельная работа 72 часа Часы консультаций...



Загрузка...
скачать


3. Культура древнейших цивилизаций

(Древний Египет, цивилизации Месопотамии)

  1. Общая характеристика культуры Древнего Востока.

  2. Художественные типические явления и памятники культуры Древнего Египта в их историческом развитии.

  3. Многообразие культурного развития государств Месопотамии.

Основная литература:

  1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцев Н. Искусство Древнего Востока. – М., 1976.

  2. История искусства зарубежных стран. – М., 1962. – Т. 1.

  3. История начинается с Востока//Преподавание истории в школе. – 1998. - №2. – С. 7-16.

Дополнительная литература:

  1. Богословский Е. Искусство Древнего Египта // Художник. – 1988. - № 12. – С. 55-64.

  2. Керам К. Боги, гробницы, учёные. – М., 1960.

  3. Косидовский З. Когда солнце было богом. – М., 1991.

  4. Любимов Л. Искусство древнего мира. – М., 1996.

  5. Матье М.Э Искусство Древнего Египта. – СПб., 2001.

  6. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.

1. К древнейшим цивилизациям относят Древнее Перу (народы инки), Древнюю Мексику (народы майя и ацтеки), Месопотамию, Древний Египет, Древний Китай и Древнюю Индию. Из всех древнейших цивилизаций выделяют цивилизации Древнего Востока. Древним Востоком обычно называют Древний Египет и страны, располагавшиеся в долинах рек Евфрат и Тигр (Месопотамию). Это название в наше время совершенно условно и употребляется только как пережиток периода римского владычества, когда и Египет, и Двуречье входили в состав римской империи и были по отношению к Риму действительно востоком. Раскопки и исследования ХIХ – ХХ вв. расширили смысл выражения «Древний Восток», в который стали входить Древняя Индия, Древний Китай, а также Древняя Палестина, Древняя Сирия.

Особенный характер культуры государств Древнего Востока объясняется несколькими причинами. Так, древние люди верили в бессмертие души и её перевоплощение – реинкарнацию. Поэтому высшая цель жизни состояла в приближении к идеалу, цель бытия – в постижении сакрального смысла.

В восточных цивилизациях не было чёткой классовой структуры. Частная собственность в западном понимании отсутствовала. Существовало право пользования, которое определяла власть. Власть правителя ничем не ограничивалась. В управлении большая роль принадлежала бюрократии. Основной тип государств Древнего Востока – деспотия, опирающаяся на силу.

Уравнительность, отсутствие сложной дифференциации общества определяли отсутствие личной инициативы. Поэтому изменения в таких цивилизациях редки, или происходят медленно. Высшая ценность культуры – традиция. Активные изменения могли происходить только в стадиях катастрофы. Застой и неизменность общества определяли консервацию культуры.

2. Зарождение египетской цивилизации относится к концу IV тыс. – началу III тыс. до нашей эры. Сначала Египет состоял из отдельных областей (номов), в результате объединения которых возникло два царства – Нижний и Верхний Египет (Нижний – область в дельте реки Нил). Около 3000 г. до нашей эры основатель I династии египетских фараонов – царь Мина (греч. - Менес) объединил обе части Египта в одно целое. Летоисчисление в Древнем Египте велось по династиям фараонов.

Историю Древнего Египта принято подразделять на следующие периоды:

  1. додинастический (конец IV тыс. до нашей эры);

  2. древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до нашей эры) 1 – 10 династии;

  3. среднее царство (ХХI – начало ХIХ в. до нашей эры) 11 – 17 династии;

  4. новое царство (XVI – XII вв. до нашей эры) 18 – 20 династии;

  5. позднее время (ХI в. – 332 г. до нашей эры) с 21 династии.

Одной из характерных черт Древнего Египта была его относительная замкнутость, которая давала возможность стране жить и развиваться во всём своём своеобразии. Греческий историк Геродот (IV в. до нашей эры) назвал Египет «даром Нила». Это название ярче всего определяет огромное значение великой реки Нил в жизни египтян. Египет очень богат камнем различных пород, поэтому камень в строительном деле заменил собой дерево. В безлесном Египте дерево было очень дорогим материалом. Золото добывалось в Нубии (современная Эфиопия), серебро завозилось из Малой Азии.

Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей своей истории имели, в основном, культовый характер. Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений, что в свою очередь повлекло за собой канонизацию художественных образов.

Ведущим видом искусства в Египте была архитектура, которая определяла развитие всех других видов искусства. Египетской архитектуре была свойственна простота форм – поверхность зданий изнутри и снаружи была плоской и ровной, а очевидную геометрическую замкнутость и однообразие смягчали настенные росписи и рельефы.

^ Додинастический период. Стены зданий и гробниц в Древнем Египте покрывали высеченными на камне изображениями – рельефами. В это время сложился особый «египетский стиль» изображения человека на плоскости. Человеческое лицо передавалось в профиль, глаз изображался в фас, оба плеча также показывались в фас, а ноги опять в профиль. Человеческая фигура как бы сплющивалась: художник отказывается от перспективы и вместо единой точки зрения создаёт множество точек зрения на изображаемый объект. Кроме этого в древнеегипетском изображении не было передачи глубины: изображение строилось рядами, одно над другим. А для того, чтобы показать знатность и положение человека в обществе, его фигуру делали во много раз крупнее фигурок простых людей. Эти особенности «египетского стиля» просуществовали на всём протяжении существования египетского искусства.

^ Древнее царство. Значительными сооружениями этого периода являются пирамиды. Одна из первых – пирамида фараона III династии Джосера – была построена около 3000 г. до нашей эры и сохранилась до наших дней. Пирамида имеет ступенчатый характер и достигает в высоту 60 метров.

Самые знаменитые пирамиды находятся в местечке Гизе (современном пригороде Каира). Это – пирамиды фараонов IV династии ^ Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкуара (Микерина).

Самая значительная – пирамида Хеопса – достигает в высоту 146,6 метра. Длина каждой стороны основания – 233 метра. Пирамида сложена из блоков известняка около 3 т весом каждый. Всего 2 300 000 таких блоков были плотно пригнаны друг к другу. Саркофаг с мумией фараона помешался в небольшой камере, вход в которую вёл с северной стороны.

Ни один памятник египетского искусства не отражает так ярко основных черт Древнего Египта, как деспотичную власть обожествлённого фараона, представления о загробной жизни, как пирамиды.

Заупокойный культ в Древнем Египте развивался в связи с культом обожествлённого фараона. Особенностью религиозных верований древних египтян было представление о «двойнике» человека – «ка». Двойник является отражением тела и продолжает жить после смерти тела. Но «ка» может жить, если только сохранена оболочка – тело – или его дубликат (копия, обычно скульптурное изображение). Отсюда столь важным для египтян было мумифицирование (бальзамирование) тела.

^ Среднее царство. В эту эпоху в Египте окончательно сложилась развитая система иероглифической письменности (от греч. «гиерос» – священный и «глюфо» – вырезаю). Знаки египетского письма были рисуночными и звуковыми, выражавшими согласные звуки. Чтение древнеегипетских иероглифов стало возможным благодаря выдающемуся открытию в 1822 г. французского учёного Ж.Ф. Шампольона (1790-1832), который впервые разработал основные принципы дешифровки древнеегипетского письма.

В период среднего царства достигла расцвета литература, которая была представлена разными жанрами: сказками, поучениями, гимнами в честь богов, поэзией, мифами, повестями.

^ Новое царство. Архитектура по-прежнему оставалась ведущим видом искусства. Начиная с фараона Тутмеса I, все фараоны стали устраивать свои усыпальницы в так называемой «Долине царей» на западном берегу Нила, напротив столицы города Фивы. Гробницы представляют собой тщательно скрытые от посторонних глаз тайники. Почти все они были построены по единому плану: в толще скалы были высечены наклонные коридоры, которые заканчивались несколькими комнатами. В одной из них ставился саркофаг или помещённые один в другой несколько саркофагов – из гранита, алебастра, позолоченного дерева и даже чистого золота. Стены и потолки покрывались красочными фресками. Вход в гробницу замуровался и маскировался под окружающий каменистый ландшафт.

Фивы становятся грандиозным городом Древнего Востока. В течение нескольких веков строились знаменитые храмы в ^ Карнаке и Луксоре. Храмы представляли собой открытый двор, окружённый колоннадой, из которого путь вёл в сумрачный колонный зал, а из него – в святилище с кладовыми. Колонный зал Карнакского храма был настоящим лесом колонн: мощные колонны имели в высоту 20 м, а диаметр некоторых колонн достигал 5 метров. Всего колонный зал в Карнаке составляли 134 колонны. Дорогу к храму украшали сфинксами или овнами.

Особый расцвет художественная культура переживает в эпоху фараона 18 династии Эхнатона (Аменхотепа IV). Скульптура и живопись становятся более реалистичными, передавая индивидуальные черты портретируемого человека. Если вообще для древнеегипетской скульптуры было характерно строгая фронтальность, симметричность, статичность, схожесть пропорций фигур, то скульптурные находки времён Эхнатона показывают, что создавали портреты по гипсовым маскам, снятым с живых и умерших людей. Особенно прославились скульптурные портреты Нефертити – жены фараона.

^ Позднее время. В этот период наблюдается упадок древнеегипетской культуры. В 663-525 гг. до нашей эры произошёл расцвет саисской культуры, однако все виды искусства этого времени характеризуются сознательным обращением к формам прошлого. Страна очень часто подвергается завоеваниям. В 332 г. до нашей эры Египет подвергается новому нападению греко-македонцев и прекращает своё самостоятельное существование.

Культурное наследие Древнего Египта чрезвычайно многообразно. Оно поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубиной содержания. Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов.

3. Второй после Египта значительной областью, ставшей очагом древневосточной культуры и создавшей огромные художественные ценности, была Передняя Азия с разноплеменным населением. Наиболее древней и изученной культурой Передней Азии является культура племён Двуречья (Месопотамии), где на протяжении трёх тысяч лет, сменяя друг друга, создавались и распадались различные государства. Месопотамией древние греки называли земли, лежавшие между реками Западной Азии – Тигром и Евфратом. Характерной особенностью художественной культуры стран Передней Азии является отсутствие единообразия художественной жизни в разных районах. Культура Двуречья, по сравнению с Древним Египтом, развивалась более динамично.

В целом раннюю культуру Двуречья исследователи обозначают как Шумеро-аккадскую. Двойное название свя­зано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность.

Шумерская письменность намного старше аккадской. Она очень декоративная и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Со временем рисуночное письмо ви­доизменялось и совершенствовалось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к их не­полному, схематическому или символическому изображению. Однако возможности такой письменности по-прежнему оставались огра­ниченными. Так, для многих сложных понятий вообще не существовало сво­их знаков и даже для того, чтобы обозначить такое привычное и понятное всем явление, как дождь, писцу приходилось соединять символ неба – звезду и символ воды - рябь. Такое письмо называют идеографическо-ребусным (от греч. idea - идея, образ и grafho - пишу) - принцип письма, использующий идеограммы - письменные условные знаки, соответствующие сути изображаемого слова. Так, глаз обозначал слова «видеть», «смотреть».

За­писи делались на глиняных плитках или табличках: на мягкую глину нажима­ли углом прямоугольной палочки, и линии на табличках имели характерный вид клиновидных углублений. В целом, вся надпись представляла собой массу клинообразных черточек и поэтому шумерскую письменность принято назы­вать клинописью.

Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине IV тыс. до н. эры. Это древнейшие в мире письменные памятники. Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться прин­ципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обознача­ющих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным бук­вам. Они использовались в основном для обозначения служебных слов и час­тиц.

Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В середине II тыс. до н. э. клинопись стала международ­ной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фара­оны. В середине I тыс. до н. э. клинопись становится алфавитным письмом.

К настоящему времени установлено, что большинство текстов - это гим­ны богам, молитвы, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникно­вении мира, человеческой цивилизации и земледелия.

Исключительно сильное воздействие на мировую литературу имели также предания о всемирном потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели — благочестивый Зиусудра, который по совету богов заранее построил корабль. Легенда гласит, что боги спорили между собой, стоит ли уничтожать все человечество: некоторые полагали, что наказывать людей за грехи и сократить их численность можно и другими способами, в частности голодом, пожарами, а также наслав на них диких зверей.

Важнейшим памятником шумерской литерату­ры был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который, как следует из динас­тических списков, правил в XXVIII в. до н. э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун. Под­робно описываются странствия Гильгамеша по миру в поисках тайны бессмертия и его дружба с диким человеком Энкиду. Предания о Гильгамеше оказа­ли очень сильное воздействие на мировую литера­туру и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали легенды к своей национальной жизни.

Шумеры в IV – II тыс. до нашей эры начинают развивать ирригационное земледелие, скотоводство. Устанавливаются связи с долиной Инда, возникает применение рабской силы из числа военнопленных. К концу IV тыс. до нашей эры архитектура становится ведущим видом искусства. Храмы строили, в основном, из кирпича-сырца, реже – из камня. Наиболее древние архитектурные сооружения – «белый» и «красный» храмы, открытые в Уруке. В ХХIV в. до нашей эры борьба городов-государств за земли и оросительные каналы привела к возвышению города Аккада. Расцвет Аккада связан со временем правления царя Саргона, имя которого окружено легендами. Он первый объединил Двуречье в единое государство.

Шумеры - авторы первых и древнейших в мире медицинс­ких книг - сборников рецептов. Они первыми разработали и записали кален­дарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые пись­менно зафиксировали тоже шумеры.

^ Старый Вавилон. Наследницей Шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В первой половине II тыс. до нашей эры самой значительной культурной областью была южная половина Двуречья, область Шумера и Аккада, объединённая под главенством Вавилона на реке Евфрат (Бабили означает «Ворота бога»). Цари Вавилона во II тыс. до н. э. смогли объединить под своим главенством все области Шумера и Аккада. Расцвет Старовавилонского царства пришелся на время правления шестого царя I Вавилонской династии - Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры). При нем Вавилон из небольшого города превратился в крупнейший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.

При Хаммурапи появился знаменитый ^ Свод законов, записанный клино­писью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяй­ственная жизнь, быт и нравы жителей Старовавилонского царства. Из этих законов мы знаем, что свободный полноправный гражданин назывался «авилум» - человек. В эту группу населения входили земельные собственники, жрецы, крестьяне-общинники, ремесленники, к которым также относились врачи, ветеринары, цирюльники. Свободные с ограниченными правами назывались «склоняющиеся ниц», од­нако они владели имуществом и рабами и их права как собственников строго защищались.

Важным новшеством в религиозной жизни Месопотамии стало постепенное выдвижение сре­ди всех шумеро-вавилонских богов городского бога Ва­вилона - Мардука. Он почти повсеместно почитался как царь богов. Жрецы объясняли это тем, что великие боги сами уступили верховенство Мардуку, так как именно он смог избавить их от страшного чудовища - кровожадной Тиамат, с которой никто не отваживался вступить в борьбу.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, что­бы служить богам. И именно боги определяли судьбы людей. Волю бога могли знать только жрецы: они одни умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил.

Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию аст­рономии и математики. Так, была создана шестидесятеричная система, кото­рая и по сей день существует в исчислении времени — минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений, и в целом они значитель­но опередили в астрономических наблюдениях египтян. Научные познания в области математики и астрономии часто опережали практические потребнос­ти жителей Вавилонии.

Все основные интересы древних обитателей Месопотамии были сосредо­точены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображения погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта того же периода.

Сложившись в своём образе ещё в эпоху Шумера, храмы строились так, чтобы продемонстрировать могущество своего бо­жества. Классической формой месопотамских храмов была высокая ступенча­тая башня - зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за усту­пом. Таких уступов-террас могло быть от четырех до семи. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы делались более темными, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. Собственно святилище бога, его «жилище», находилось в верхней башне зиккурата, нередко увенчанной золотым куполом, - там бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Впрочем, эту башню использовали и для более конкретных земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения.

Территория Двуречья была бедна камнем, и ос­новным строительным материалом был кирпич, просто высушенный на солн­це. Такой кирпич был очень недолговечным - кирпичные постройки почти не сохранились. Кроме того, непрочный и тяжелый материал существенно ограничивал возможности строителей, диктуя сам стиль зданий Месопота­мии, которые отличались тяжеловесностью, простыми прямоугольными фор­мами, массивными стенами. Наряду с этим важнейшими элементами архи­тектуры здесь были купола, арки, сводчатые потолки. Ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма. Это обстоятельство позволило искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые впоследствии легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы.

Ассирия. В IХ – VII вв. до нашей эры Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе почти всю Переднюю Азию.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили асси­рийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в VIII в. до н. эры. В развалинах дворца в Ниневии ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.) учёные обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала множество (десятки тысяч) клинописных текстов. Предполагает­ся, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Царь Ашшурбанипал - образованный и начитанный человек - вошел в историю как страстный собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для по­томков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

Ассирийское искусство I тыс. до н. э. исполнено пафоса силы, оно прославляло мощь и победу завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глаза­ми. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргона II (VII в. до н. э.). Но и другие знаменитые рельефы из ассирийских дворцов - это всегда прославление царя - могущественного, грозного и бес­пощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и асси­рийская действительность. Не случайно поэтому, особенность ассирийского искусства - беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи в присутствии царя. Все это было фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости и колебаний.

Жестокость нравов ассирийского общества была связана, по-видимому, с его невысокой религиозностью: в городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же как в рельефах и роспи­сях ассирийских дворцов - не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепно исполненные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня.

^ Новый Вавилон. В 612 г. до нашей эры столица Ассирии Ниневия была взята царём Вавилона Набопаласаром. Гегемония снова и в последний раз перешла к городу Вавилону.

Одним из наиболее деятельных царей этого периода был Навуходоносор II (604-562 гг. до нашей эры). При нём Вавилон стал огромным, правильно распланированным городом. Новый Вавилон был огромным и шумным восточным городом с населением около 200 тыс. человек - крупнейший город на Древнем Востоке. Сам город стал неприступной крепостью - его окружали широкий ров с водой и две крепостные стены, одна из которых была такой мощной и толстой, что на ней могли свободно разъезжаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспектов. В мощной тройной стене были сделаны восемь ворот, носившие имена восьми главных богов. С северной стороны находились знаменитые ворота богини Иштар.

Самым известным в истории зиккуратом можно считать храм бога Мардука в Вавилоне - знаменитую ^ Вавилонскую баш­ню, о строительстве которой как о Вавилонском столпотворении говорится в Библии. (По другой версии рядом с главным святилищем Вавилона, храмом бога Мардука, находился знаменитый уже в древности зиккурат «Этеменанки», о котором говорится в Библии как о «Вавилонской башне»). Высота этого сооружения была 90 м, площадь основания 90 на 90 метров. Зиккурат состоял из семи уступов, выкрашенных в разные цвета и посвящённых семи богам. На самом верху находилось святилище бога Мардука и его жены – богини утренней зари Сарпанит.

В этом же городе находились знаменитые висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес света по представлениям древних греков.

Вскоре после смерти Навуходоносора II политическое и экономическое могущество Вавилона падает. В VI в. до н. э. на Вавилон начали наступление персы: город пал и в него торжественно вступил персидский царь Кир II (? - 530 до н. э.). Персы отно­сились с уважением к религиозным праздникам и ритуалам вавилонян, при­носили жертвы их богам. Кир формально сохранил Вавилонское царство в составе Персидской державы как особую политическую единицу и ничего не изменил в социальной структуре страны. Вавилония по-прежнему активно торговала с Египтом, Сирией, Малой Азией и была одной из богатейших про­винций Иранской империи, ежегодно уплачивая в качестве царской подати более 30 т серебра.

С этого времени Вавилония стала легкодоступной для желающих посе­литься в ней. Активное переселение людей привело к ускорению процессов этнических смешений и взаимопроникновению культур.

 В ноябре 1922 г. весь мир облетело сенсационное известие: английскому археологу Картеру удалось после долгих поисков обнаружить в «Долине царей» тщательно скрытую усыпальницу фараона Тутанхамона, в которой оказались несметные сокровища. Общий вес золота, обнаруженного в этой гробнице, превысил тонну. Все эти бесценные по художественному уровню и историческому значению сокровища хранятся теперь в Каирском национальном музее. Одно из самых лучших произведений искусства погребения – портретная маска фараона из золота со вставками из лазурита, различных самоцветов.







Скачать 170,58 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер170,58 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
не очень плохо
  3
средне
  3
хорошо
  3
отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх