Коляда icon

Коляда


6 чел. помогло.
Смотрите также:
Премьера!!!! Николай Коляда...
Спектакль – номинант «Золотой маски-2007» Николай Коляда...
Николай Коляда...
Форма проведения...
Премьера!!!! Николай Коляда...
Рейтинг участников конкурса по номинации «Фильм о педагогах»...
Премьера!!!! Антон Чехов...
Коляда в диканьке...
Николай коляда группа ликования...
Заседание правомочно. Присутствовали также...
Заседание правомочно. Присутствовали также...
Пьеса-сказка Николая Коляды по мотивам повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
скачать
http://www.calend.ru/holidays/0/0/1702/

Коляда








25 декабря



Дети в этот день собирают угощения





Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем.

Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5-6 января.

«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи»
А. Стрижев «Народный календарь»

День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, Славяне отмечают Коляду. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком и обавник восклицает:
«Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чем ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросенком!»

Накануне Нового года, дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество.

На пиру поминают Тура, поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики). Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами:
«В гору катись, с весной воротись».



http://www.hrono.info/religia/yazych/kolyada.html

Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. А праздник Коляды справляют с 25 декабря по 6 января (Велесов день). Праздник Коляды иначе называют Даждьбожий день или Карачун.

Коляда у славян знаменует новогодний цикл. В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия.

Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Младенца Коляду захватывает ведьма Зима и превращает его в волченка. Когда снимут с Коляды волчью шкуру и сожгут ее на весеннем огне, Коляда предстанет во всей красе. И Солнце на возу отправляют на юг, встречать весну.

Пока народ колядует и трещит от мороза под ногами снег, ведьмы и нечистая сила неистовствуют, похищая с небес звезды и месяц. Всюду гадают на супружество, на урожай, на приплод. А за сговорами и сватовством следуют свадьбы.



КОЛЯДА (Коледа), в древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего солнцеворота, перехода солнца от зимы к лету, неизбежности победы добрых божеств над духами зла.

Празднование Коляды происходило с 25 декабря/7 января (Рождество Христово) по 6/19 января (Крещение Господне). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгли костры, а юноши и девушки “наряжались в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.

О.П.


http://www.25december.ru/kolyadi.html

Коляды - 15 дней веселья

Этап первый — предыстория. Колядование, коза, хороводы и пляски.
Наступают долгожданные праздники — Новый год и Рождество. Такие привычные, родные и милые… Ёлки на площадях, куранты по телевизору, рождественские семейные обеды.… Кажется — так было всегда. Было ли?
До начала двадцатого века основополагающими зимними праздниками в белорусской традиции были Коляды и Рождество Христово. Потом, вследствие известных исторических событий, Новый год стал цениться больше. Это, наверное, неплохо, но традиции забывать всё-таки нельзя. И отказываться от них — тоже.

Теперь мы празднуем и Рождество, и Коляды, и Новый год. И всё чаще видим на улицах городов колядующих. Экзотическое зрелище, не правда ли? А ведь это очень древняя традиция — петь песни в честь Коляды, ведь Коляды — очень древний языческий праздник, который совсем не связан с Рождеством Христовым, как думают некоторые. Так получилось, что с приходом христианства на белорусские земли, а было это в раннем средневековье, церковь начала нещадно боролась со старой религией. На местах капищ — языческих храмов — строились христианские церкви, языческие праздники заменялись христианскими. Примерно также получилось и с Колядами. На время зимнего солнцестояния, а это главная «причина» празднования, выпадает рождение Иисуса Христа.

Поэтому и не удивительно, что Коляды ассоциируются с Рождеством, и переняли много христианских традиций. Меж тем это праздник Бога неба — Даждьбога, ведь после зимнего солнцестояния день становиться дольше и солнечнее. Значит, Даждьбог уже проснулся. Зима обязательно закончиться, и придёт пора тепла и работы. Языческие колядные празднества хорошо сохранились и прижились в нашем времени.

Коляды длились не один день. Если переносить на современный календарь, а лучше взять церковный, то они охватывают Рождество Христово, День Василия Великого и Крещение Иисуса. Сюда попадает и Новый год.

^ День первый.

24 декабря (по православному календарю — 6 января) наши предки встречали Коляду, скорее всего, Божью Мать Солнца. Точно установить нет возможности, ведь всё происходило так давно! В честь Коляды в каждом доме готовили святой ужин. Обязательно на столе красовалась кутья, блины и много-много еды, за что этот вечер в народе прозвали «большой кутьёй». Все блюда обязательно готовились постными, среди них чаще всего были квас с грибами, овсяный кисель, отвар из сушеных яблок. Ужинать садились при первой звезде, зажигая на кутье свечку. Под скатерть подстилали сено или солому. Это напоминало о том, что Иисус родился в хлеву. Однако многие этнографы считают, что сено подкладывали и в языческое время, как признак плодородия.

^ День второй.

На следующий день отмечали Коляды — праздник, которого ждали целый год. Отмечать было принято в кругу семьи, но если считать, что в деревне все свояки, то гудела вся деревня.

После долгого поста скромная еда и спиртные напитки недвусмысленно намекали на продолжительное застолье, плавно переходящее в бодрый завтрак. С этого дня начинали ходить колядующие — небольшие группы молодых людей, которые пели колядные песни, славили святой вечер, а заодно и хозяев. Последние в свою очередь старались одарить колядующих разными вкусностями так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед Богами. Ведь обряд колядования непосредственно связан с приношением жертв языческим Верховным Божествам. Так, на Полесье до наших времен сохранился обычай относить деньги, которые дают люди в колядные дни, «на ахвяраванне» в местную церковь.

Колядующих в их нелёгком труде сопровождала «коза», но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и весёлый юноша. Коза была главным действующим лицом (или мордой?). Верили, что присутствие этого животного во дворе отпугивает разных нечистиков, приносит плодородие, хороший урожай, радость и благополучие в доме. Советую попробовать затянуть к себе во двор колядовщиков вместе с этим милым животным, скорее это будет милый юноша, и наутро ни соседей, ни чертей, ни тараканов, никого. Жизнь хороша!

Колядование проходило весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. Незаметно появлялись музыканты, в современной интерпретации — это магнитофон, водка, самогонка, шкварки (без комментариев). Пелись песни, кружились хороводы — оттягивался народ по полной. Большой популярностью пользовались различные игры, старинные, подвижные, весёлые. Наиболее известная и в полной мере дошедшая до нас, является игра «Женитьба Терешки». Всё действо происходило ночью и в самом большом доме. На протяжении нескольких дней, точнее ночей «родители» выбирали, жениха, невесту, сватали, женили. Все свадебные обряды были как настоящими. Участники забавы должны были уметь танцевать «лявониху», вести хороводы-мостики, петь песни. Приготовления к театрализованной игре начинались ещё осенью, и все участники с нетерпеньем ждали этих зимних, колядных ночей, чтобы всласть посмеяться и потанцевать.

^ Этап второй — Щедрый вечер
Вторую кутью отмечали под самый Новый год, который в празднование Коляд пришел сравнительно недавно. Наши предки отмечали его первого марта по летоисчислению от создания мира. Приход весны предзнаменовал для земледельца начало нового витка в сельскохозяйственной деятельности, витка важного и насыщенного. Точно неизвестно, когда у белорусов появился традиция встречать Новый год зимой. Есть данные, что с введением в Великом Княжестве Литовском (1584 год) григорианского календаря, Новый год стали праздновать на государственном уровне первого января.

Вторая кутья — был один из самых обильных праздничных ужинов — эдакий праздник живота. На столе можно увидеть много мяса — вяленого, копченого, вареного, жареного. За такое обилие пищи новогодний вечер называли щедрым, мясным, жирным, толстым или богатым. Сама же кутья заправлялась маслом и медом. Кроме игр, застолья, песен и хороводов у наших предков огромной популярностью пользовались различные гадания и ворожба. Естественно, главными действующими лицами были незамужние девушки. Кому же, как не им интересоваться своей судьбой. Чтобы узнать грядущее, девушки бегали под окна соседнего дома, сыпали зёрна овса или конопли, прислушиваясь к праздничному говору. Если до них долетали слова: «Не спеши, посиди, вечер долог» или «Ещё рано, успеешь домой» — то это предсказывало ещё год сидеть в девках. Если гости говорили: «Время собираться», «Хватит сидеть, пора идти» — это воспринималось, как счастливая весточка о предстоящей женитьбе. Так что не гоните девушек из-под своих окон и не удерживайте гостей, быть может, в данный момент решается кого-то судьба.

Очень распространенной ворожбой среди молодёжи были гадания с помощью зеркала. Для этого в полночь, обычно в бане ставили на стол зеркальце, а перед ним — свечку. Напротив зеркала ставили ещё одно — поменьше, так, чтобы, смотря в него, можно было увидеть бесконечный «коридор». Всматриваясь вдаль, можно было увидеть своего жениха или услышать его голос. Сразу скажу, что для слабонервных такое гадание запрещено, слишком страшно. Без шуток.

^ Этап третий — последний.
Третья кутья празднуется 5 (по православному календарю18) января и называется «постной». В этот день звали на ужин мороз. Хозяин выходил во двор и кричал «мароз, мароз, хадзі куццю есці». Все садились за стол, и каждый старался угодить морозу, чтобы зима была нехолодной, весна тёплой, а урожай — богатым. Если погода на следующий день потеплела, то считалось, что морозу понравилось в гостях. На утро следующего дня хозяйка пекла блины, а хозяин с первым испечённым блином шёл «отписывать» Коляды — своеобразный обряд прощания. Над порогом дома, над воротами, над дверями хлевов и других помещений он рисовал мелом крестики. Вообще-то последним колядным днём в наших краях считалось 21 января, когда праздновались Проводы Коляд.

Коляды заканчивались, оставаясь в памяти ярким и красочным событием зимы. Впереди были тяжелые дни работы, борьба за жизнь, проблемы, сбор урожая, посиделки. Круговорот жизни бесконечен: и следующие Коляды ждали с нетерпеньем и сладким чувством приближения праздников. Вот и Вы ловите момент, чтобы не было бесконечно стыдно за упущенную возможность по настоящему повеселиться и отдохнуть в такой-то праздник!


http://lib.swarog.ru/books/0source/galk/29.php

В основе всех языческих праздников русского народа лежало поклонение природе – собственно солнцу, подателю тепла и урожая. Но к солнечному характеру празднеств присоединялся ещё культ мёртвых. Празднуя поворот солнца с зимы на лето, или наступление весны, славянин – язычник верил, что вместе с теплом, цветами и травами на землю возвращаются и души умерших. Смерть – это долгая ночь, зима; с возвратом тепла могут возвращаться и мёртвые. Впрочем, наши предки были убеждены, что умершие всегда присутствуют с ними невидимо, как это явствует из культа рода и рожаниц. Весеннее обновление природы только сильнее приводило на память связь между живыми и мёртвыми. Мы начнём обзор языческих русских праздников с зимнего солнцеворота, отмечая попутно остатки старинных праздников,уцелевшие до наших дней.

Самый короткий день, как известно, бывает 10 декабря; с этого времени дни начинают увеличиваться, к празднику Рождества Христова день прибывает “на куриный шаг”. Конечно, наши предки не были сильны в астрономии и потому праздновали поворот солнца с зимы на лето тогда, когда этот поворот становился заметным. Кажется, этот праздник назывался колядой. Слово коляда уцелело до наших дней, но смысл его служит предметом пререкание между учёными. Коляду производят от следующих санскритских слов: ку – воспевать; ла – Индра; ийа – слава, свет, блеск; Да – холм – песнь славного Индры на холме, холмная песня славному Индре; вообще коляда – песня. Гедеонов сближал коляду с греческим хαλήώδή; Щепкин объяснял, что коляда произошла от формы – Кол-ед (вокруг едущий) или кол-еда (круговая яства). Безсонов подозревал здесь видоизменённое слово колода (зажженный пень); Костомаров производит коляду от слова коло (колесо). Соловьёв указывал на сложные слова Коло Лада, Ко-Ладу. Кажется, вернее сближать это слово с латинск. kalendae. Kalendae первоначально означало первое число каждого месяца, а потом стало употребляться в значении Январских календ, с 1 по 5 января. На тождество коляды с латинск. kalendae указывал ещё Я. Гримм. В Синодальной Кормчей 1282г. No. 132 календы изъясняются, как Стурналии, праздник в честь Диониса, когда участники предавались пляскам, переряживались и проч. Наши святки имеют сходство с римскими языческими празднествами. Зимние римские празднества начинались Врумалиями – в честь Диониса с 24 – го ноября до 17 декабря; далее шли Сатурналии и Опалии – от 17 до 23 декабря и Воты – от 23 декабря до 1 января; эти празднества заканчивались Январскими календами с 1 по 5 января.

Сатурналии справлялись среди зимы. Всего естественнее видеть в Сатурналиях, справлявшихся в период зимнего солнцестояния, когда бывает самый короткий день, праздник Сатурна, как божества земных недр, которому вверен посев, и от которого ждут благополучия от будущей жатвы. Зимний солнцеворот считался началом обновления природы, её постепенного воскресения к новой жизни, и встречался всеобщей радостью. В дни Сатурналий всюду царила радость, свобода, необузданное веселее; римляне пировали и обменивались подарками; принята была игра в кости на орехи и на деньки. В декабре же, во время полного замирания природы, совершалось всеобщее поминовение умерших. В январские календы гадали; накануне первого дня календ молодые люди толпами ходили по улицам, плясали и пели песни, а в первый день календ ходили дети по домам с поздравлениями.

Христианство перерождало греко-римский мир, но языческие празднества продолжали существовать. Так было и с зимними празднествами. Получилась сложная и смешанная обрядность, где христианство переплеталось с язычеством. Последовал протест церкви. Был установлен праздник Рождества Христова. Юстиниан в 6 веке отменил предшествовавшие праздники и постановил праздновать с 25декабря по 5января. Академик Веселовский допускает, что вместе с христианством греко-римского мира могли проникнуть к другим народам не только церковные, но и народные обряды, и обычаи, а с ними и песни, в данном случае щедровки, колядки. По мнению Веселовского внешняя обрядность святочных празднеств, маски и ряженые, - это наследие языческого греко-римского мира; эти обычаи переносились с места на место греко-римскими мифами, а потом их последователями и подражателями – шпильманами, глумцами, скоморохами. Близкое сходство наших рождественских праздников с римскими Врумалиями, Сатурналиями и календами не подлежит сомнению. Так, 21 декабря римляне совершали жертвоприношение в честь Геркулеса и Цереры, совершался характерный обряд заклания поросёнка. И у нас приблизительно в это время “бьют свиней”. Окорок, колбасы, поросёнок – обязательное рождественское кушанье; на Рождество обыкновенно разговляются колбасой или ветчиной. Переряживанья и пляски до сих пор у нас существуют, как бывали они у римлян во время Врумалий; хождение римской молодёжи и детей накануне и в день календ в неприкословности дошли до наших дней в форме наших колядований. И всё-таки трудно допустить, что наша коляда и вообще рождественские развлечения, отзывающиеся языческой стариной, были простой копией римских календ и Сатурналий. Мы заимствовали христианство от греков, а не из Рима. Столь близкое сходство римских и русских языческих обычаев, приуроченных к зимнему солнцевороту, не могло возникнуть на почве христианства. Допустим, что глумцы и скоморохи передали нам обычай переряживаться на святках; но каким образом те же глумцы могли вкоренить обычай разговляться колбасой, что считается обязательным, напр. в Смоленской губ.? Из исследования Потебни видно, что наши рождественские праздники проникнуты глубоким мифическим характером, смысл которого забыт. Необходимо иметь в виду, что религиозные заимствования возможны только в том случае, если народ, делающий заимствование у другого, имеет соответствующее верование. Близость римских и русских зимних празднеств мы относим к доисторическому религиозному сродству этих народов, которое могло подновиться в христианскую эпоху. Да и подновления до времён династии Романовых, особенно Петра, делались туго: русские со времён св. Владимира враждебно относились ко всему римскому. Ещё греческий философ, просвещая Владимира, предостерегал его от латинян. Языческий праздник, совпадавший и слившийся с христианскими рождественскими праздниками, был посвящён божеству огня – грома, подателю плодородия полей, богатства, покровителю брака, имевшему, вероятно, отношение и к смерти. В настоящее время не ясно, в наш праздник коляды входил ли культ мёртвых. Кажется, - да. Доказательством тому служат гадания, главным образом, о женитьбе и смерти. Здесь можно усмотреть и простую психологическую причину: накануне нового года естественно задуматься о предстоящем, о судьбе в будущем году. Но в древнее время у нас год начинался с весны – с марта, что продолжалось до 15 века, хотя был и другой – византийский счёт с сентября. Новый год с января у нас введён Петром Великим; обычай же гадать, очевидно, очень древний, идёт к нам от времён язычества. Обычай гадать при посредстве жжёной бумаги, растопленного олова, воска, очевидно, остаток языческих жертвоприношений. Гадание при посредстве зеркала, когда стол покрывают скатертью и ставят прибор, невольно наводит на мысль известное поставление трапезы роду и рожаницам, т. е. предкам, покойникам. По народному верованию гадать при посредстве зеркала и греховно и опасно: в зеркале является нечистый, собственно покойник; он может увлечь в могилу. Известна международная легенда о мертвеце, увлекшем девушку в могилу (Ленора Бюргера, Светлана Жуковскаго).

В настоящее время в Смоленской губернии слово коляда означает, кроме кануна праздника Рождества Христова, ещё сбор добровольных подаяний лицами духовного звания. На Рождественских праздниках духовенство ходит по приходу с молебном и получает благодарность натурой: Крестьяне дают печёный хлеб, колбасы, поросят. Бывает осенняя коляда в октябре; тогда крестьяне дают хлеб зерном. Духовенство ходит по приходу и на пасхальной неделе, но это колядой не называется: платят деньгами. Колядование носит следы сборов для древних языческих жертвоприношений. Существовало, и в настоящее время существует поверье, что на святках по ночам разгуливает и резвится нечистая сила; вероятно, это предки-покойники, под влиянием христианства ставшие нечистой силой.

Итак, несомненно, что, говоря о коляде, мы имеем дело с весьма древним обычаем. Но откуда возникло это слово? Думаем, что оно распространилось среди славян со времени христианства. Коляда писалась, конечно, через юс – кол..да. Обозначало это слово особенно чтимый день (канун Рождества Христова, канун Крещения). Коляда соответствует римскому выражению dies kalendae, Слово kalendae – было в широком употреблении в греко-римском мире. Оно употреблено в Кормчей в 62 правиле 6 вселенского собора. В славянском переводе слово коленды удержано. Замечая среди славян обычай, осуждённый церковью, духовенство естественно могло пользоваться уже готовым термином, который мог привиться. Усилия духовенства принесли свои плоды: смысл древних обычаев забыт народом, а в Польше и вообще на западе России словом колядка обозначается уже христианское песнопение, духовный стих, который верующие поют в костеле вечером пред праздником Рождества.


http://www.5pinta.ru/pr/kol.php

Коляда
(25 декабря—7 января)

С рождением Христа связано понятие об установлении новой эры, которую уже давно исчисляют "до и после Рождения Христова". Пение колядок являлось прославлением этого великого события, "первого в эре". Колядки-общехристианские песни, появившиеся еще в дни зарождения христианства, но только у славянских народов они сохранили свое название.
"Колядовать" у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома, колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Все славянские племена праздновали с незапамятных времен У чехов, сербов и болгар "ходите по коледе" означало поздравлять с Новым годом;у словаков "коледовать" значило благославлять в Новый год; у задунайских славян "коледою" именовался подарок в Новый год. У поляков все сословия принимали участие во взаимном поздравлении и одаривании,это называлось "коленда".
Слово "колядки" имеет своим корнем латинское слово "календа", то есть первый в месяце или первый в году, откуда в европейских языках и появилось слово "календарь".

В России коляды две: одна перед Новым годом - Васильевская; вторая перед Богоявлением - Крещенская. Первая еще известна под именем богатой, а вторая - постной. Канун Нового года в России назывался Васильев вечер, в который провожали старый год со всевозможным весельем, чтобы Новый год был счастливым.

Раньше эти рождественские праздники торжественно освещались благочестивыми делами. Государи освобождали народ от разных недоимок, уменьшали подати, выпускали преступников из темниц. Пастыри наставляли святить праздники Господни богоугодными приношениями. Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли Святками, или Святыми. Народ же обратил их в свои забавы.
Коляда,коляда!
Пришла коляда
На канун Рождества;
Мы ходили,мы искали
Коляду святую
По всем по дворам, по проулочкам.
Нашли коляду...

С 25 декабря начинались на Руси Святки, веселое время для всех возрастов. Утро дети проводили в "славлении" и "виршевании". Славление заключалось в хождении с вертепом (ящиком), звездой,рацеями и виршами. Вертеп в Сибири, например, устраивался в виде ящика с двумя ярусами. В верхнем ярусе изображалась смерть Ирода, а в нижнем - Иродиадины пляски. В вертепе горели свечи. Славельщики ходили с ним по домам. За пение награждали поющих деньгами и пирогами. Для сбора пирогов один человек носил кузов, деньги в тарелку собирал сборщик. За свое пение славельщики получали подарки. Они приходили к своим патронам и милостивцам и приветствовали их виршами. Рацеи (речь певучим говорком) переходили из поколения в поколение по наследству. Славление у взрослых начиналось около полудня. В старину нем участвовали все сословия. В наши дни вместо славления взрослые ездят с поздравлениями в гости к родным и знакомым.

С 26 декабря на Руси начинались гадания и переряживания."Васильев вечер" для русских девиц был очень важным днем. Он приходился на восьмой день Святок, когда святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются и чтобы ни вышло по гаданию в этот вечер, то обязательно сбудется.
В Васильев вечер происходили варения каши, засевание зерен, хождения по домам.

Варение каши совершалось до рассвета. Старшая в доме женщина в два часа ночи приносила из амбара крупу. Старший мужчина приносил воды из реки или колодца. Крупа и вода должны были стоять на столе до тех пор, пока не истопится печь. К ним никто не имел права прикасаться, в противном случае могла случиться беда. Когда нужно затирать кашу, все семейство садилось за стол, а старшая женщина, причитая, размешивала кашу со словами: "Сеяли, ростили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали - позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к ним гостевать".
После этого все вставали, а хозяйка вынимала кашу из печи со словами: " Милости просим к нам во двор со своим добром".

Первым делом смотрели: полон ли горшок. Нет хуже несчастия, если каша вылезет из горшка. Если горшок треснул - тоже хорошего не жди. Потом снимали ножом пленку: каша полная, красная предвещала счастье всему дому, будущий хороший урожай и талантливую дочь. Каша мелкая, белая угрожала бедами. Завтрак из каши заканчивал попытки предсказать будущее. При плохих предзнаменованиях кашу выбрасывали в реку.

В некоторых местах для Васильего вечера варили свиные ноги. Поселяне ходили в этот вечер под окнами, собирали пироги и свиные ноги, приговаривая: "Свинку да боровку выдай для Васильего вечерка". Подходя к окнам, толпа причитала: "Кишку да ножки в верхнее окошко".



















оставить комментарий
страница1/10
Дата26.09.2011
Размер1,05 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
плохо
  3
хорошо
  2
отлично
  9
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх