Тема: история керченского клада icon

Тема: история керченского клада


Смотрите также:
Тема: история керченского клада...
Реферат по истории зарубежной литературы Тема: Роль клада в сказаниях о нибелунгах...
История отечества Планы семинарских занятий и методические указания для студентов дневных...
Учебное пособие по курсу " История журналистики зарубежных стран "...
Художественные особенности фигурки крылатого медведя из васюганского клада (опыт семантической...
Доклад в Правительство РФ...
Пролог. Центр мира, или тайная история полуострова казантип...
Тема Философия как высший вид мировоззрения Тема История философии...
Тема Философия как высший вид мировоззрения Тема История философии...
Тема Государственность в Древней Месопотамии Тема История древнеегипетской государственности...
Тема История экономических учений как наука. 2...
Тема История экономических учений как наука. 2...



Загрузка...
скачать
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЙ ПРОЕКТ

ПРЕДМЕТ: ИСТОРИЯ

ТЕМА: ИСТОРИЯ КЕРЧЕНСКОГО КЛАДА

ИСТОЧНИКИ: очерк Ю. Марти «Сто лет Керченского музея»; исторические источники; исследования, посвященные пропаже т.н. «золотого чемодана» - 82 кг. золотых предметов из керченской экспозиции в 1942 году.

ИСПОЛНЕНИЕ: прозаическое произведение в жанре «фэнтези».

АВТОР ПРОЕКТА: Никотинева Мария, ученица 7 «А» класса ГОУ СОШ № 2014, г.Москва

ОБОСНОВАНИЕ: Паршина Светлана Валентиновна, учитель истории и МХК

ГОУ СОШ № 2014, г. Москва


^ Проектная деятельность как средство достижения нового образовательного результата.


Януш Корчак1, человек необыкновенной нравственной красоты, писал в книге «Когда я снова стану маленьким», что никто не знает, больше ли получает школьник, когда смотрит на доску, чем когда непреоборимая сила (сила солнца, поворачивающая голову подсолнечника) заставляет его взглянуть в окно. Что полезнее, важнее для него в тот миг – логический мир, зажатый в черной классной доске, или мир, плывущий за стеклами? Данная проблематика волновала меня на протяжении всей педагогической деятельности. Что является самым важным для развития личности ребенка, и есть ли вообще однозначный ответ на этот вопрос?

Найти ответ в истории педагогической мысли очень сложно, ведь общество изменилось, причем и все человеческое общество в целом, и российское общество в частности. Изменилось и Детство. У детей усугубилось чувство брошенности, ненужности взрослому миру с одной стороны, а с другой стороны на хрупкие плечи ребенка свалилась масса взрослых проблем, которые и опытному человеку решить бывает не под силу. И, наконец, изменился сам ребенок. Мы часто говорим, что мы были не такие, и это правда. У современного ребенка изменилась система ценностей, интересов, личностных ориентаций, структура умственной деятельности.

Этот процесс закономерный, ведь преподносимый учителем сегодня объем знаний и нравственные установки не просто сочетаются, но перекрываются огромным потоком информации, поступающей к ребенку с экранов телевизора, компьютера, из Интернета и печатных СМИ.

Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. В современной жизни мы редко сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют непредметных умений. Именно на них нас ориентируют государственные стандарты, именно они помогут ребенку решить те проблемы, которые заставляют его смотреть в окно, отворачиваясь от черной классной доски.

Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Кроме того, существует социальный заказ государства, родителей. Как показывают многочисленные исследования, родители хотят, чтобы их дети могли достичь успеха в жизни, быть уверенными в себе, найти себя и реализовать свои интересы и возможности.

«Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить».2

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции, которые в программе образовательной системы «Школа 2100» в 2004 году были обозначены как группы общеучебных умений:

  1. организационные (формулировать цель, составлять план, реализовывать его и оценивать результат), по терминологии ФГОС – это регулятивные универсальные учебные действия;

  2. интеллектуальные (ориентироваться в своей системе знаний, отбирать нужное, добывать новое, перерабатывать и преобразовывать информацию), по терминологии ФГОС – это познавательные универсальные учебные действия;

  3. оценочные (оценивать ситуации и поступки с разных точек зрения, объяснять свои оценки, свою позицию, самоопределяться в своей системе ценностей и действовать в соответствии с этой системой ценностей), по терминологии ФГОС – это основная составляющая личностных результатов;

  4. коммуникативные (донести свою позицию до других, понять иные взгляды и договориться с людьми, согласуя с ними свои интересы ради совместной деятельности), по терминологии ФГОС – это регулятивные универсальные учебные действия.

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если раньше серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то особенностью сегодняшнего дня становится обилие информации. Проектная деятельность развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Подобная деятельность делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и свести к минимуму отрицательные проявления подросткового кризиса.

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика может быть привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик определит задачи своей работы.

Следующий шаг — как решать задачи. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога. Для формирования алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные мини-проекты, которые можно предлагать ребятам уже с первого класса. Наш опыт убеждает, что, постоянно выполняя учебные проекты в 1–7-м классах, к 8-му классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными персональными проектами.

Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

Еще Л. С. Выготский в замечательной книге «Педагогическая психология» говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества… Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому».3 Учитель и ученик оказываются вовлеченными в деятельностный процесс, становятся равноправными звеньями охватившей их системы творчества. Личностные и профессиональные качества учителя в этой связи постоянно формируются и оттачиваются. И ничего, что ученики могут знать что-то лучше учителя, ведь не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать.

Мы с детьми постоянно прибегаем к проектной деятельности, результаты которой иногда очень удивляют даже самих авторов проекта. Так в 2010 году ученица 6-го класса нашей школы Никотинева Маша всерьез увлеклась историей керченского клада: золотая диадема, украшенная зёрнами граната, коллекция монет из червонного золота, древняя икона в золотом окладе, медальоны с изображениями Афродиты и Эрота, золотые бусы, пояса, кольца... Почти восемьдесят пять лет назад эти предметы стали известны всему миру благодаря историческому очерку Юлия Марти "Сто лет Керченского музея" - своего рода каталогу ценностей, найденных на Керченском полуострове. Спустя всего шестнадцать лет, в конце 42-го, восемьдесят килограммов золотых и серебряных предметов, уложенных в чемодан - бесценные крымские сокровища - затерялись в буре военного лихолетья.

Тайна Золотого Чемодана - одна из самых волнующих тайн отечественной истории, связанных с поисками сокровищ. И вовсе не потому, что это сокровище какой-то гигантской величины. Чемодан, о котором идет речь, вмещал не так много золота и серебра, но эти восемьдесят килограммов значили для мировой исторической науки гораздо больше, чем все сокровища Али-Бабы. Недаром фашисты во время Великой Отечественной войны гонялись за этим неуловимым чемоданом по всей территории оккупированного ими Причерноморья и Северного Кавказа, и извели множество людей, пытаясь заполучить его в свои руки. Но чемодан не найден и до сих пор. Зачем пытались фашисты добраться до этого клада?

Маша побывала в Керченском музее, перерыла массу литературы по данной теме, охватив время с III по XX века. Получился хороший информационно-поисковый проект. Однако, Маша не остановилась на этом и сочинила рассказ по мотивам исторических событий, связанных с Золотым чемоданом. Этот рассказ мы и хотим предложить вашему вниманию.

^ Паршина Светлана Валентиновна

Учитель истории и МХК

ГОУ СОШ № 2014

г. Москва

Царица готов.

Встречи не бывают случайными.


В мире все единой связаны судьбой –

И ребенок малый, и старик седой.

Се Ань (китайский поэт III в.)


Веселая ватага буквально скатилась с крыльца школы, диким криком оповестив всех в округе о начале каникул. Кто-то радовался концу бесконечных уроков и домашних заданий, кто-то грустил, что расстается с друзьями на целых три месяца. Больше всего радовались модницы тому, что можно, наконец, снять надоедливую школьную форму и облачиться в нормальную одежду. Девочки – семиклассницы собрались вместе в лагерь и решили сегодня же обсудить наряды.

- Маш, ты в чем поедешь? – спросила белокурую девочку ее подруга.

- Насть, а я не поеду в лагерь, я уезжаю с мамой в Керчь, - ответила Маша.

- Как в Керчь? – расстроилась подруга, - мы же договаривались, ты обещала.

- Настенька, ну не расстраивайся, мне очень надо в Крым. Помнишь, я рассказывала как наткнулась в инете на статью о золотых сокровищах древних крымских племен?

- Ну помню, что-то ты говорила о царице какой то, о ее украшениях… Только ты то тут причем? – насупилась Настя.

- Понимаешь, там всего одно предложение было о царице Федее, которой, как предполагалось, принадлежали многие из найденных древних украшений, но меня так зацепило, что перерыла гору всяческой литературы в поисках сведений о ней. А тут мама предложила поехать на каникулах в Керчь. Как же было отказаться?

- Ладно, езжай к своей царице, но только уговор: привези мне от нее привет, - захихикала Настя, обняв на прощанье свою подругу.

Вот и наступил долгожданный день отъезда. Весь день Маша жила в предчувствии какой-то неожиданной встречи. На вокзал они приехали за несколько минут до отправления поезда, все вокруг суетились, бежали куда-то, не выпуская из рук пухлые чемоданы. На платформе в растерянности стоял какой то старичок с билетом в руках, явно не знавший, куда идти. Вся грудь его была в орденах и медалях, и что-то знакомое, показалось Маше, есть в его взгляде.

- Вам помочь, дедушка? – спросила Маша, пока мама заносила чемодан в вагон.

- Дочка, посмотри номер вагона в билете, я без очков не разберу, - обрадовался старик.

- Седьмой вагон, - прочитала Маша, - ой, да мы с Вами в одном купе едем, - и Маша подхватила его небольшую, но тяжелую сумку, - ух, тяжелая какая, будто с камнями.

- Погоди, давай вместе, там ведь и правда у меня камень лежит, - заторопился дедушка.

- Камни таскать – это не дело стариков и детей, позвольте уж, я вам помогу, - раздался сзади мужской голос.

Маша обернулась и увидела молодого человека с удивительными голубыми глазами и золотыми локонами, выбивающимися из-под смешной белой бейсболки. Маша подумала, что сегодня необычный день, все почему-то ей кажутся знакомыми. Но самым странным было то, что молодой человек, которого звали Юра, ехал в том же купе. Все направлялись в Крым. Юра, студент исторического факультета МГУ, ехал на раскопки в Керчь, Маша с мамой и Василий Степанович, ветеран войны, воевавший под Керчью в партизанском отряде, - в санаторий отдыхать.

Как это часто бывает, в дороге все подружились, и целый день напролет рассказывали увлекательные истории. Маше не терпелось спросить, что за камень лежит у Василия Степановича в сумке, но ей казалось, что это будет невежливо. Тем более он так интересно рассказывал военные истории о партизанском отряде, обитавшем в керченских каменоломнях, всех по именам помнил.

- Сама по себе жизнь под землей в течение длительного времени уже испытание, - заканчивал свой рассказ Василий Степанович, - но жизнь, осложненная борьбой с сильным противником, при недостатке воды, питания, освещения и просто свежего воздуха — предел всех испытаний. В отряде были жители Керчи и Старого Карантина, которые ушли в катакомбы с женами, детьми и даже скотиной. Особенно отличились старые шахтеры, сражавшиеся в катакомбах еще в гражданскую войну, у которых уже были взрослые сыновья. Керченский отряд, насчитывавший около 50 человек, вскоре пополнился сначала двумя, а затем 43-я морскими пехотинцами, оттесненными противником в подземелье. Несмотря на усилия немцев, выкуривавших нас ядовитым газом и затапливавших морской водой, наш керченский отряд уцелел почти весь.

- Как Вы все запомнили с такой точностью, Василий Степаныч, - удивился Юра, слушая рассказы ветерана, - мне бы такую память.

- Я и сам не пойму, память то у меня всегда плохая была, а вот войну помню, каждый день помню, каждую минуту. Только знаете, ребята, по-моему, здесь не обошлось без волшебства. Я ведь, когда из Керчи в Москву жить уезжал, прихватил с собой камень один с Царского кургана, ну, вроде как на память. А в Москве уже обнаружил такую особенность камня: как возьму его в руки, так передо мной вся война снова, как на киноэкране, пробегает. Вот везу его назад, устал я вновь и вновь тяжелые военные минуты проживать.

Василий Степанович открыл сумку и достал оттуда аккуратно завернутый в тряпочку небольшой круглый камень, гладкий, как зеркало. Да и вправду зеркало! В темной глади камня проступали смутные полосы. Маша коснулась рукой холодной поверхности камня. Вот странность – в поезде жарко, а от камня прохладой веет, камень просто как лед. Полосы в камне вдруг стали складываться в причудливый узор, больше, больше, проступили черты лица, стало видно, что лицо это женское. Красивая женщина в сияющей диадеме манила к себе Машу. Маша поняла, что именно такой представляла она себе царицу древних готов Федею, о которой думала все время в поезде.

- Вы видели, видели, – закричала Маша, - лицо царицы, готской царицы Федеи, а в волосах у нее диадема?

- Вот, а я что говорил, - забеспокоился Василий Степанович, - и на тебя, дочка, подействовало, дай-ка я уберу этот камень от греха подальше.

- О какой такой царице ты говоришь, - поинтересовался Юра, - уж не о той ли, которая в III веке правила готским царством в Крыму?

Маша испуганно махнула головой, ее уже ничего не удивляло.

- Ох, Маша, опять ты за свое, - вступила в разговор мама, - она уже полгода бредит этой царицей и ее сокровищами. Подозреваю, что в Керчь со мной согласилась ехать только из-за нее. Только я в толк не возьму, откуда готы-то в Крыму взялись?

- Если бы кто-нибудь год назад, сказал мне, что я буду свою дипломную работу пересказывать случайным попутчикам, то я бы не поверил, - загадочно проговорил Юра, и начал свой рассказ.


^ Взгляд из истории.


Всю жизнь влечет вперед круговорот времен,

Зимою ждешь весны, весною просишь лета.

И говоришь всегда, часов заслышав звон,

^ Что песня лучшая твоя еще не спета.

Н. И. Рыленков (русский поэт)


Готы оказались в Крыму в ходе миграций поздней античности в III веке нашей эры. Вероятнее всего, по языку и культуре крымские готы были ближе к своим соседям остготам, жившим в северном Причерноморье, нежели к вестготам. В Крыму готы быстро захватили и ассимилировали остававшихся там скифов и заняли весь полуостров, кроме Херсонеса. В конце III века готы взяли под контроль Боспорское царство и внедрились в его элиту, сохраняя традиции военной демократии. Отряды готов нанимались на службу в Римской империи, участвовали в различных военных походах.

Пришедшие в Крым готы были язычниками. Они поклонялись богам, олицетворявшим силы природы. В погребениях германцев в могильнике у совхоза «Севастопольский» мы нашли несколько подвесок в форме молоточков. В германской мифологии молот — оружие бога грома и молнии Тора. Готы верили в существование потустороннего мира — не случайно их погребения сопровождал разнообразный инвентарь, который должен был служить владельцу и на том свете.

Воин-гот был вооружен копьем, мечом или боевым топором, кинжалом. В бою он прикрывался деревянным щитом, в центре которого была закреплена металлическая бляха — умбон. Воин держал щит за железную ручку. Мечи и кинжалы в ножнах подвешивались к поясу. Пояс застегивался крупной бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжки меньших размеров служили для застегивания одежды. В непогоду готы накидывали на плечи плащ, который застегивался на груди с помощью фибул (пряжек-застежек).

Готские женщины носили разнообразные украшения — фибулы, браслеты, серьги, подвески, бусы, кольца, перстни, диадемы (одну из диадем Маша как раз видела на царице через поверхность камня). Они пользовались различными косметическими средствами, которые хранили в балъзамариях — небольших стеклянных сосудах

Однако среди готов быстро распространилось христианство (арианство). К середине IV века после упадка Боспорского царства готы стали главной политической силой на полуострове.

В трактате «О постройках» историк и военный деятель Прокопий Кесарийский, говоря о событиях этого времени на северном берегу Черного моря, сообщает следующее: «Здесь же на этом побережье есть страна по имени Дори, где с давних времен живут готы… страна Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит лучшие плоды… Так как казалось, что их местность легко доступна для нападения врагов, то император решил укрепить все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов».

Точно неизвестно, где стоял этот Дорос. В настоящее время существует точка зрения, что Дорос находился на горном плато Мангуп, куда я и направляюсь на раскопки. Дорос был главной крепостью страны Дори, а позднее Готии.

Мангуп самой природой создан быть крепостью. Изолированное плато с плоской поверхностью и крутыми обрывами высотой до 70 м. Благодаря обрывам по большей части периметра плато, стены сооружались лишь в доступных для подъема местах. В основном это были три ущелья, прорезающие северную часть массива и отдельные расселины в других местах.

Немаловажным фактором было и наличие на плато источника воды, которую дает скала, конденсирующая атмосферную влагу даже в засуху. Общая площадь возведенной с помощью византийских инженеров крепости достигала почти 90 га .

Население Дороса достаточно рано принимает христианскую религию. Святое писание переведено на готский в VI веке. Дорос уже с VII в. выступает как центр самостоятельной Готской епархии. Возглавляли епархию сначала епископы, а с VIII века митрополиты готские, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху. В это время появляется второе название области – Готия или Крымская Готия.

В середине шестнадцатого столетия Аугерий Гислений Бусбеквий, пребывая в Константинополе в качестве посла германского императора Фердинанда I в Османской Турции и шатаясь по городскому рынку – то ли продуктов хотел человек прикупить, то ли искал сомнительных развлечений, - повстречал в одном из притонов двух колоритных персонажей. Один из них напоминал фламандца, другой – грека, но происходили оба из Таврики, то есть Крыма, и называли себя готами.

В ходе непринужденной беседы эти крымчане, действительно владевшие древненемецким языком, поведали послу удивительные вещи. Бусбеквий узнал, что обширные области горной Таврики населены воинственными и достаточно многочисленными потомками древних германцев, которым удалось не только уцелеть в ходе сокрушительной османской агрессии 1475 года, но даже сохранить в условиях жесткой оккупации свою веру, обычаи и архаическое наречие. Выяснилось также следующее: несмотря на варварский, в общем, уклад жизни, среди готов немало людей, склонных к знанию и премудрости, а важнейшие их города – Мангуп и Шиварин. Первый из упомянутых городов – Мангуп – хорошо известен, это Дорос, Феодоро, столица средневекового княжества, уничтоженного османами в 1475 году; второй – загадочен.

За время пребывания готов в Восточной Европе их соседи — славяне — переняли из готского языка множество слов — «хлеб», «котёл», «блюдо», «купить», «художество», «верблюд» и др.. На преемство по отношению к готам претендовали шведские короли («короли свевов, готов и вандалов»), потомками вестготов считала себя испанская знать.

Я не перестаю удивляться тому, как тесно связаны между собой народы, населяющие Землю, - закончил свой рассказ Юра.

Всю долгую и жаркую дорогу в поезде Маша представляла темные и странные глаза готской царицы, ее пышную прическу с причудливой диадемой, отсвечивавшей ярким золотом.

Попутчики даже не заметили, как прошло время и они прибыли на место, тепло попрощались, но не навсегда. Знали, что судьба обязательно сведет их вместе. И действительно, через несколько дней Василий Степанович пришел к Маше в номер и предложил отправиться на экскурсию к Царскому кургану. Даже странным показалось, что так все складывается – одно к одному. Может, кто и отказался бы, но не наша Маша. Как мистической нитью притянула к себе ее эта древняя история, как сирена позвала из глубины веков. И что им друг в друге – девочке и грозной царице-воительнице? Зачем она оказалась нужна там, у холодных, отполированных миллионами рук камней кургана?

Автобус остановился. Все ринулись к выходу: устали, очень хотелось размять ноги. Разбрелись по пустынной площадке. Экскурсовод кричала вслед, что сбор через 15 минут, чтобы никто далеко не уходил… Маша медленно пошла к кургану. Даже разрозненные камни рядом с ним впечатляли своей монументальностью, от них так и веяло древней историей. Задумалась: и как смогли древние люди возвести такой каменный свод, как смогли так подобрать камни, ведь стыков почти не видно, да и сами камни выглядят блестящими, как зеркало. Маша протянула руку к одному камню и застыла в оцепенении… Камень точь в точь, как тот – в поезде, а вот и выщерблина. По форме и размеру сюда как раз подойдет тот кусочек, что у Василия Степановича. Девочка коснулась ледяной поверхности камня и …


^ Великая царица готов.


Расставаясь, думаем всегда:

Минет время – встретимся опять.

Но, друг другу это говоря,

Разве знаем мы свою судьбу? –

И когда придет свиданья час?..

Оэ Тисато (японский поэт)


Вдалеке виднелись стены крепости, рядом паслись лошади. Нет не просто лошади – это были кони, настоящие военные кони. Среди них – несколько в поистине царской сбруе. Тут и там отдыхали группы воинов. Почему-то сразу было ясно, что это именно воины. Даже не по большому количеству оружия, которое лежало рядом с каждым из них: глаза на их мужественных лицах, казалось, навечно сохранили азарт боя.

Удивительное видение, но Маша очень комфортно и спокойно чувствовала себя, сидя на траве у ног готской царицы. Она помнила всю свою жизнь до самого момента прикосновения к камню, а теперь этот мир, в котором она оказалась, представлялся ей вполне родным.

- Маниль, - окликнула девочку царица, - посмотри как спокойно и тихо вокруг. Даже не верится, что совсем недавно я летела вместе со всеми по цветущей степи на верной каурке, и сердце билось в такт стуку копыт, и ветер заглушал все звуки вокруг.

- Да, госпожа, этот вечер необычайно спокоен, - ответила Маниль.

Но вместе с наступающим покоем приходило удивление. Так уверенно чувствовала Маниль себя в седле, у самого стремени грозной Федеи. Не смущало ее и то, что зовут ее теперь не Маша, а Маниль, и, казалось, что никто лучше нее не знает, какой на самом деле была царица: кокетка и любительница украшений, которые несли ей в дар покоренные племена, завоеванные ее суровыми воинами.

По вечерам в покоях замка царица повелевала зажечь больше факелов, прогоняла всех слуг, оставив лишь свою юную стременную, и принималась наряжаться. Ей совсем не скучно было снова и снова вынимать из сундуков свои диадемы, всевозможные браслеты, кольца, перстни, подвески с изображениями грифонов, сфинксов, льва; медальоны с изображением Афродиты и Эрота; маски, золотые пояса из серебряных пластин, золотые иглы и лепестки. Самой любимой была Золотая диадема, украшенная сердоликами и зернами граната. Царица принимала в ней послов. Кроме того в сундуках хранилось множество серебряных понтийских и боспорских монет. Маниль с большим интересом разглядывала их, а также россыпи самоцветов, лежащие на резных каменных подставках в покоях царицы.

- Маниль, - смеясь, заговорила Федея, - я обязательно выдам тебя замуж за Мангупского принца и подарю на свадьбу свою золотую диадему, я вижу, она тебе очень нравится.

Обе засмеялись и обнялись. Во дворце Маниль чувствовала себя в полной безопасности. С трех сторон цитадель оказалась защищенной неприступными обрывами скал, а с запада мощной оборонительной стеной. В замке часто звучала музыка. Звуки старинных инструментов напоминали песню ветра, навевали покой и мирный сон, но иногда будоражили душу. И тогда царица танцевала. Сколько огня было в том танце, как мелодично перезванивались браслеты на запястьях и щиколотках красавицы, в тон им позванивали и длинные массивные серьги. Маниль с восторгом глядела на госпожу и удивлялась своим непонятно откуда взявшимся мыслям: «Знаешь ли ты, что о тебе, такой прекрасной, живой, яркой скоро почти совсем забудут! Что я буду долго-долго искать воспоминания о тебе. Знаешь ли ты, что мало кто вспомнит о твоих подвигах воина и хрупкой женщины…» Но вот танец утихал, и только тихий голос певца эхом звучал под засыпающими сводами замка.

Казалось, ничто и никто не в состоянии нарушить очарование этих тихих вечеров. Но однажды во время тяжелого боя с мятежным скифским войском Федея была ранена стрелой в руку. В пылу боя, отбросив стрелу, царица и не вспомнила о мелкой ранке. Вернувшись в замок, она собрала пир в честь очередной славной победы. На пиру приближенные шептались, что хозяйка необычайно бледна и выглядит очень усталой. Маниль проводила госпожу в покои раньше обычного.

- Маниль, - тихо позвала царица, - не уходи далеко, я немного отдохну, и мы займемся любимым развлечением: будем наряжаться и слушать музыку, а рано поутру поедем прогуляться верхом по спящим улицам каменного города и увидим розово-золотой рассвет сквозь бойницы цитадели.

Маниль осталась сидеть у ложа царицы, но Федее становилось все хуже и хуже. К утру прекрасной царицы не стало, она даже не успела отдать последние распоряжения.

Маниль долго сидела на согретых солнцем камнях дозорной площадки, пока на Дорос не опустился фиолетовый вечер и замок не озарился множеством факелов. Жители города и скорбные воины медленно шли к главной дворцовой площади, где был уже разложен погребальный костер. Вокруг костра в каменных чашах лежали многочисленные украшения царицы. Воины подходили к костру и складывали горками надломленное оружие, женщины ставили рядом красивые глиняные чаши, украшенные искусным орнаментом.

Маниль почувствовала, как ее крепко подхватили под руки, приподняли и отвели к деревянному столбу в стороне от погребального костра. Рядом стоял диковинный сосуд. Девочка вдруг поняла, что это – погребальная урна для праха царицы. Раздалось тихое грустное пение, показалась процессия людей в белых одеждах, лица их были закрыты глубокими капюшонами. Среди них плыли над землей украшенные полевыми цветами носилки, на которых покоилась царица Федея.

Процессия подошла к центру площади, четверо воинов с хмурыми скорбными лицами возложили носилки на самый верх погребального костра. И тут девочка поняла, зачем ее привязали к столбу, и ей стало невероятно жутко, как будто ледяной ветер покрыл инеем ее волосы и ноги. В этот миг вспыхнул костер. Пламя взмыло прямо в небо. Жар коснулся лиц людей, стоявших вокруг. Но девочку била ледяная дрожь. Пламя костра ярко осветило стену, рядом с которой стоял столб. В коричневой полированной стене замка девочка увидела фигуры людей и свое лицо с расширенными от ужаса глазами. Она попыталась дотянуться до стены, и это ей удалось: рука легко выскользнула из цепи и…. Маниль увидела берег моря и чистое небо.

- Маша, Маша, - позвал Василий Степанович, - иди скорее, там экскурсовод о сокровищах твоей царицы рассказывает. Что с тобой? Ты сама не своя.

Маша оглядела себя с ног до головы, и даже легонько ущипнула.

- Нет, все в порядке, Василий Степанович, - вздохнула с облегчением Маша, - я уже «сама своя», пойдемте скорее, я теперь ничего не должна пропустить.


^ Удивительная находка.


Раздавши дары, не печалься о них,

Знай цену, о сын мой, сокровищ земных.

Знай, царственной доли достоин лишь тот,

^ Кто с легкостью отдал бы в дар небосвод.

А. Фирдоуси (персидский поэт)


В январе 1926 года крестьянин крымского села Марфовка по фамилии Нашев нашел на распаханном кургане богатый клад – захоронение готского царя, относящееся к III-V векам: золотую диадему, украшенную сердоликами и зернами граната, несколько золотых пряжек и ушных подвесок. Таких превосходных, высокого художественного качества готских памятников еще не находили. Они были переданы в Керченский историко-археологический музей и получили в литературе наименование «марфовского клада». Он вошел большей частью в знаменитую золотую коллекцию музея.

Она была, действительно, знаменита, общепризнанного мирового значения, входила во все специальные справочники и каталоги. Состояла из 719 золотых и серебряных вещей. Среди них – семьдесят понтийских и боспорских монет митридатовского времени, то есть II-I веков до нашей эры, тиритаковского клада, обнаруженного при раскопках в конце 1935 года. Особой известностью пользовались золотые бляшки с изображением скифов, пьющих вино из рога, бляшки с изображением юноши, сдерживающего коня, а также с изображением сфинкса, медальоны с изображением Афродиты и Эрота, золотые маски, бусы, пояса из золотых и серебряных пластин, золотые иглы и лепестки.

Редчайшей считалась коллекция средневековых пряжек из семнадцати предметов, собрание всевозможных браслетов, серег, колец, перстней, подвесок с изображениями грифона, сфинксов и львов. Наконец, в ней находились пантикапейские монеты червонного золота, золотые боспорские, греческие, римские генуэзские, византийские, турецкие, русские монеты, медали, древние иконы в золотых окладах, украшенных драгоценными камнями, и многое другое. Словом, это были бесценные памятники мировой культуры.

- А где же сейчас этот клад? – поинтересовалась Маша у экскурсовода.

- В 1941 году, когда немецкие войска вошли в Крым, - продолжила экскурсовод, - золото скифов подготовили к эвакуации. Вся коллекция поместилась в большом чемодане, который был опечатан и зарегистрирован как «спецгруз № 15». Чемодан погрузили на катер и отправили через Керченский пролив на кавказский берег. Туда, где еще находились советские войска. К сожалению, по дороге чемодан с сокровищами пропал.

Теперь я предлагаю вам погулять по кургану и через полчаса жду вас у автобуса.

- Послушай, Маша, а я ведь что-то слышал об этом грузе, - задумался Василий Степанович, - вернемся в санаторий, расскажу, - ты погуляй тут, а я пойду присяду, что то устал. Да, и нужно камень на место положить, я же его отсюда брал.

- Можно я положу, Василий Степанович? – сказала Маша, подхватив пакет с камнем.

Маша едва скрывала волнение, охватившее ее после увиденного и услышанного. Она смело подошла к той стене, ведь уже точно знала, куда положить камень Василия Степановича. Дрожащими руками вытащила камень из пакета и приложила его к углублению. Камень словно ожил, притянулся к стене и мгновенно прирос к поверхности, так что даже не видно стало ни одной трещинки. Только Машу уже удивить было невозможно. Ее сейчас занимали другие мысли. Как попасть в момент эвакуации золотого чемодана? Как там говорила экскурсовод: в сентябре 1941 года… Рука сама потянулась к камню и…

^ Спецгруз № 15.


Что толку восхвалять богатства,

В них лишь невежды видят прок.

Хвалы достойны труд и братство –

Добра и мудрости исток.

Хосров Дехлеви (индийский поэт)


Шла погрузка музейных ценностей на катера в керченском порту. Маруся помогала изо всех сил мрачным озабоченным сотрудникам керченского музея как можно скорее отправить ценности из погибающего города. Вот и он, бородатый и чрезвычайно уставший человек с большим черным чемоданом, обвязанным бельевыми веревками. Чемодан явно тяжелый. Дощатый пирс скрипит под его медленными натужными шагами. Но человек ни на минуту не отпускает ручку чемодана. Вот он ступает на трап катера. Вдруг покачнулся, правая нога резко ушла в сторону. Маруся стремглав полетела к трапу, вцепилась в ручку чемодана и изо всех сил потянула на себя. Человек тяжело вздохнул, выпрямился и, чуть обернувшись, пробормотал что-то похожее на благодарность. Маруся прошла следом за ним на катер. Человек снова мрачно обернулся в ее сторону, но промолчал. На трап взбежала еще одна сотрудница музея, и через несколько мгновений катер отваливает от причала в непроглядную темень черноморской ночи.

От моря веяло теплом, но это был единственный положительный момент этого страшного вечера. Через совсем короткое время после выхода из порта с небес все отчетливее доносится гул самолетов, и береговые прожектора опять начинают свою службу. Море вокруг кипит от падающих в него бомб. Марусе хорошо видно, как бомба попала прямо в катер, идущий параллельным с ними курсом. Взрыв – и даже криков о помощи не доносится с той стороны. Ей кажется, что их катер, будто галиот «Секрет» летит под парусами, неуязвимый и бесстрашный, через ночь к рассвету, и, будто оберегаемый доброй феей, не поддается фашистским бомбам.

Девочка уже знала, что мрачного хранителя загадочного чемодана зовут Юлий Юльевич Марти, женщину он называл «товарищ Иваненко». Что груз у них очень секретный, что его необходимо сохранить даже ценой собственной жизни. Маруся теперь точно знала, что, несмотря на все авианалеты, катер доберется до берега в целости и сохранности. Непонятно было, почему так оберегали их катер с «золотым» чемоданом фашистские самолеты? Казалось, что они просто сопровождали их в порт назначения…

Черный чемодан был совсем рядом. Маруся осторожно выглядывала из-под маскировочной сетки, что накрывала телегу. Скрипя и подпрыгивая на каждом ухабе, телега с маленьким отрядом во главе с полудохлой клячей медленно продвигался к темному лесу, казавшемуся совсем рядом. Но судя по всему, лес был довольно далеко. Армавир тоже уже почти совсем скрылся за холмами.

Во многих передрягах побывал этот чемодан за последние несколько недель.

Когда “экспедиция” добралась наконец в Краснодар, чемодан был передан в местный музей. Маруся осталась помогать сотрудникам музея, в такое опасное время никакие руки не были лишними. В феврале 1942 года Золотой Чемодан был отправлен с ответственной сотрудницей Иваненковой в Армавир. Ну и конечно, девочка уже по привычке сопровождала ценный груз. В один из налетов фашистской авиации на Армавир в дом, где хранились ящики, попала авиабомба, разрушив его до основания. Почти все экспонаты погибли. Но Золотой Чемодан опять остался целым и невредимым.

При эвакуации уже из Армавира им с чемоданом опять же каким-то чудом удалось почти впрыгнуть в последнюю телегу, увозящую людей в партизанский отряд. А во время короткого привала догнавшие их беженцы рассказали, что гестаповцы усиленно разыскивали по всему городу какой-то особый чемодан. Арестовали много народу, проводили обыски в квартирах и крестьянских избах, искали даже в стогах сена, попадавшихся на пути. Усиленно ходили слухи о специальной зондеркоманде с определенным секретным заданием

Въехали в станицу Спокойная. Телега остановилась. Маруся выглянула наружу и увидела вокруг много солдат в немецкой форме. Слышались резкие команды. Вся площадь была заполнена телегами. Уже доносился женский плач и отчетливые выстрелы. В телеге вместе с девочкой было несколько человек. Но было на удивление тихо. Повисло напряженное ожидание. Продлилось оно около часа, но показалось вечностью. Вдруг телега тихо тронулась и через полчаса была уже за пределами станицы. Только теперь кто-то сказал: «Непонятно, почему нас-то не тронули!» Но девочка уже не удивлялась. Ей было очень интересно, какая же судьбы уготована сокровищам «золотого» чемодана.

Маруся задумчиво шла по лесу. Партизаны организовали целый городок в самой глуши леса, свой отряд они называли Спокойненским. Редкие путники доходили к ним. Были и люди из-под Керчи. Рассказывали о партизанских отрядах в керченских катакомбах. Девочка с большим интересом слушала их рассказы о скитаниях, а перед глазами в такие минуты стояла керченская степь и вход в Царский курган. Она не помнила, откуда знает те места, да и не задумывалась об этом. Ей нравилось вспоминать тот мир. Долго потом не давали уснуть мысли: зачем она здесь, рядом с чемоданом, какая роль ей уготована. В тот миг Маруся верила, что ее жизнь должна быть важной и полезной для людей.

Прошло время. После передачи «золотого» чемодана командиру партизанского отряда, Маруся ничего о нем не слышала. Может, и хорошо, так и доживут сокровища в тайне до конца войны, а там их ждет обратная дорога, в керченский музей…

На тропе девочка увидела большой камень. Как осколок огромной скалы. Что-то смутно-привычное кольнуло где-то в колене. Сквозь ветки деревьев камень освещало весеннее солнце. Снег вокруг него совсем протаял. Девочка подошла к камню. Его гладкий, нагретый бок так и звал погреть озябшие руки…

Маша усилием воли заставила себя убрать руку от камня. Вокруг суетились туристы, донимая вопросами экскурсовода, Маша вернулась к Василию Степановичу, и они медленно направились к автобусу.

- Василий Степанович, а что вы знаете о золотом чемодане?- спросила Маша. – Мне не терпится послушать.

- Сейчас я тебе скажу только одно, - улыбнулся Василий Степанович, - что за этими сокровищами буквально по пятам, следовала особая Зондеркоманда, в составе которой были немецкие археологи и специалисты по античности. Пока ты там, у стены, стояла, я созвонился с Юрой, пригласил его к нам на ужин, поскольку без историка мне будет сложно обо всем рассказать. Так что потерпи до вечера.


^ Наследие предков.


Если путь твой к познанию мира ведет, -

Как бы ни был он долог и труден – вперед!

А. Фирдоуси (персидский поэт)


Вечером все собрались в номере Василия Степановича, Юра притащил огромный торт, а мама занялась приготовлением чая.

- Юра не томи, - с нетерпением заговорил Василий Степанович, - ты нашел, что я просил?

- Кое-что отыскать удалось, – начал свой рассказ Юра, - известно, что до конца XIX века в Германии господствовало изучение классической археологии — Древней Греции, Древнего Рима, Вавилона и других древних цивилизаций. И лишь в конце XIX века появилась тенденция к созданию национальной археологии. Большую роль в этом процессе сыграл немецкий филолог Густаф Коссинна (1858−1931). В 1902 году он получил кафедру в Берлинском университете и стал профессором германской археологии. В своих работах он отмечал, что германские народы находились на высоком уровне развития, о чем свидетельствовали металлические изделия из северной части Германии, датированные началом бронзового века.

В 1911 году Коссинна разработал так называемый метод «археологии поселения». Он считал, что наиболее характерные предметы, найденные археологами, могут использоваться для идентификации культуры. Притом, как отмечал доктор Херке, Коссинна обычно использовал только один типичный предмет материальной культуры. Распределение этих характерных предметов, по мнению Коссинны, отражало четкие границы культурно-исторических регионов и совпадало с ареалом поселений определенных племен и народов. Благодаря такой концепции, националисты смогли утверждать, ссылаясь на результаты археологических исследований, что та или иная территория исконно принадлежала определенному народу.

Кроме того, Коссинна считал, что в древности существовала нордическая арийская раса, потомками которой стали современные немцы. Притом, по его мнению, эта раса, сформировавшаяся в бронзовом веке, физически и интеллектуально превосходила все остальные расы, а их переселение с севера на юг стало ключевым событием мировой истории.

Уже после смерти Коссинны, во времена Третьего рейха (1933−1945), его теория стала мощным политическим оружием. В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, которые взяли под свой контроль все археологические исследования. Древняя история также использовалась нацистами для обоснования своих военных целей. Например, в одном из застольных разговоров Гитлер говорил: «Мы не хотим быть несправедливыми, мы просто хотим вернуть то, что нам принадлежало раньше». Это высказывание относилось к Крыму, который в древности заселяли готы, то есть германские племена.

- Вот теперь мне все понятно, - подхватил Василий Степанович, - подтверждением твоих слов и «готских планов» явилась организованная генеральным комиссаром Фрауэнфельдом в июле 1942 года археологическая экспедиция. Непосредственным руководителем этого мероприятия был назначен фюрер СС и полиции «Таврии» Людольф фон Альвенслебен. В ходе экспедиции было обследовано городище Мангуп, как я теперь понимаю – бывшая столица Княжества Феодоро. По-видимому, немецкие археологи сделали вывод: крепость Мангуп, а также еще целый ряд городов на Южном берегу Крыма были построены готами.

Мне еще тогда было известно, что Марфовский клад, занимавший большую часть объема Золотого Чемодана, полностью состоял из предметов, которые были извлечены из богатого готского захоронения.

- Да, - добавил Юра, - немецкие музеи до того времени практически не могли похвастаться ни одной вещью, которая принадлежала бы остготской культуре, и потому поискам керченских реликвий придавалось исключительное значение, тем более, что массивная золотая диадема, составлявшая гордость всей коллекции, по сведениям немцев, могла принадлежать твоей, Маша, старой знакомой – самой царице готов Федее, правившей в III веке нашей эры… В Германии даже вышел научный труд полковника Вернера Баумельбурга «Готы в Крыму».

- Вот почему Гитлер выразил желание, чтобы после окончания войны и решения вопроса с населением, Крым получил бы название «Готенланд», – воскликнул Василий Степанович, - еще в декабре 1941 года он заявил Розенбергу, что вслед за русскими и крымскими татарами должна наступить очередь украинцев, ибо «Крым должен быть полностью очищен от негерманского населения». Гитлер полагал, что в случае высылки русских в Россию проблем не возникнет – «Она для этого достаточно велика». Тогда, в годы Второй мировой, этим планам помешала осуществиться армия Советского Союза, освободившая весной 1944 года полуостров Крым и военно-морскую крепость Севастополь. Да, столько людей погубили из за своего тщеславия.

- Но что же стало с чемоданом? – спросила Маша.

- В начале декабря 1942 года, - продолжил Василий Степанович, - партизанский отряд попал в крайне тяжелое положение. Его продовольственные базы были разгромлены, кончались боеприпасы. Бойцы голодали, страдали от болезней и внезапно наступивших морозов. Отряд окружили каратели, и он понес большие потери. Поэтому его командование решило пробираться из окружения небольшими группами, частью рассеяться по родным селениям, чтобы продолжить подпольную борьбу с оккупантами.

Снаряжение, лишнее оружие, документы, ценности закопали в разных местах. О каждом таком тайнике знали лишь два-три человека. Кто прятал «золотой чемодан», неизвестно. Я слышал, что среди них был и Яков Маркович Лобода. Вероятнее всего, эти люди погибли, как погиб и Лобода. При выходе из окружения он и несколько его товарищей были схвачены гитлеровцами, а 14 декабря их расстреляли.

Среди спрятанных и переданных доверенным людям документов была и оперативная карта командира партизанского отряда, в которой были указаны места захоронения снаряжения, оружия и ценностей. Сохранилась ли бесценная карта? Если, конечно, сокровища остаются в партизанском тайнике до сего времени…”

- Я узнал, добавил Юра, - что летом 1946 года, в сотнях километров от Керчи, у станицы Спокойная, на юго-востоке Краснодарского края, мальчишки нашли в лесу древнюю золотую пряжку овальной формы и отнесли ее в милицию. Драгоценность позже сдали в местное отделение Госбанка, но, к сожалению, установить сегодня дальнейшую ее судьбу невозможно.

- Значит Золотой Чемодан не найден и до сих пор, - погрустнела Маша, - только зачем немцам понадобились эти 80 килограммов золота, которые хоть и уникальны для исторической науки в целом и для истории Северного Причерноморья в частности, но, на первый взгляд, не стоили того, чтобы задействовать на их поиски специальную зондеркоманду, которая крайне необходима была им совсем для других дел?

- Но если учесть, - ответил Василий Степанович, - что в реликвиях из керченского музея был заинтересован сам шеф СС Генрих Гиммлер, то тогда многое становится понятным. В поисках Золотого Чемодана были задействованы специалисты одной из самых могущественных и наиболее таинственных организаций фашистского рейха – «Анненербе».

- «Анненербе» - что это, - спросила Маша.

- «Анненербе», - пояснил Юра, - в переводе на русский язык – «Наследие предков». Создана эта организация была сразу же после прихода Гитлера к власти в Германии в 1933 году, и с тех пор «Анненербе» было поручено изучать все, что касалось духа, деяний, традиций, а также отличительных черт и наследия «индогерманской нордической расы». К деятельности общества были привлечены многие первоклассные университетские ученые, которые в той или иной степени были увлечены идеями нацистов. С помощью этих ученых общество начало производство раскопок в разных частях света – в Норвегии, на Ближнем Востоке, Тибете – нацисты упорно выискивали свои «корни», которые убедительно могли бы доказать претензии германской расы на мировое господство. Начиная с 1937 года, когда «Анненербе» полностью перешло во «владение» Гиммлера, все археологические раскопки проводились только с ведома общества.

- Да, и когда гитлеровцы вторглись в СССР и захватили Южную Украину, - продолжал Василий Степанович, - «Анненербе» приступило к исследованию древних поселений и курганов в Северном Причерноморье. Мы уже с вами знаем, что выходцами из этих земель являлась одна из основных групп германских племен – готов, которые до III века н. э. имели свою собственную довольно развитую культуру, и поэтому рассматривались гитлеровскими историками как самый важный объект для исследований и поиска корней всего германского народа.

Долго еще обсуждали «случайные попутчики» гитлеровские планы, разошлись только к часу ночи. Юра остался ночевать у Василия Степановича. Маша же, отправляясь спать, была уверена, что сегодняшний ее сон будет необычным. Уставшая от дневных потрясений, она уснула, как только ее голова коснулась подушки, уснула и оказалась не где-нибудь, а в Константинополе.


^ Необычный сон.


Пусть велика земля, но даже и она

Имеет свой предел,

Но в этом мире есть одно,

Чему конца не будет никогда,

И это бесконечное – любовь!

Японская народная песня


Господин Аугерий Гислений Бусбеквий вот уже несколько дней находится в Константинополе в качестве посла германского императора Фердинанда I в Османской Турции. Шатается по городу в сопровождении одного из своих учеников Эуриха. Это был мальчик с удивительным взглядом голубых глаз и золотыми локонами, торчащими из-под уродливой остроконечной шапки. И вот на городском рынке повстречали они двух колоритных личностей. Один из них напоминал фламандца, другой – грека, но происходили оба из Таврики (то есть Крыма), и называли себя готами.

Бусбеквий пригласил заинтересовавших его людей отобедать с ним в местной харчевне. Эурих не отставал от компании, за столом быстро переставил стул, уселся подле своего господина и во все глаза принялся разглядывать новых знакомых. В ходе непринужденной беседы эти крымчане, действительно владевшие древненемецким языком, поведали послу удивительные вещи. Бусбеквий быстро записал в своем путевом дневнике их рассказ.

Вкратце получилось нечто следующее: «…обширные области горной Таврики населены воинственными и достаточно многочисленными потомками древних германцев, которым удалось не только уцелеть в ходе сокрушительной османской агрессии 1475 года, но даже сохранить в условиях жесткой оккупации свою веру, обычаи и архаическое наречие. Выяснилось также следующее: несмотря на варварский, в общем, уклад жизни, среди готов немало людей, склонных к знанию и премудрости, а важнейшие их города – Мангуп и Шиварин (Scivarin). Первый из упомянутых городов – Мангуп – хорошо известен, это Дорос, Феодоро, столица средневекового княжества, уничтоженного османами в 1475 году; второй – загадочен…».

Беседа становилась все более доверительной. Эурих, затаив дыхание слушал рассказы о таинственных готах. Особенно заинтересовала его легенда о мангупском мальчике.

Сначала ее рассказал тот, кто напоминал фламандца. Не сводя тяжелого взгляда светлых глаз с сидевшего напротив него Эуриха, он неторопливо говорил:

- Мальчишка был последним мангупским принцем. Турецкие султаны обычно держали таких пленников в своем главном дворце Серале как заложников. Их насильно обращали в мусульманство и воспитывали для порабощения их собственного народа. Вырастая, эти оборотни своим фанатизмом в насаждении ислама и кровавыми зверствами в родных краях, пугали даже своих воспитателей. Поэтому принц не стал сдаваться в плен, а бросился со стены в отвесную пропасть. Было это, кажется в 1475 году.

С тех самых пор и нет покоя чужеземцам на Мангупе. Вот уже полтысячи лет появляется в лунном свете стройная прозрачная фигурка. Задержишь на ней свой взгляд и уже не оторвешь. И легко вскакиваешь на ближайшую стену из поросших ярким мхом неподъемных каменных глыб. И вот уже, как ребенок, забыв обо всем, ты мчишься наперегонки с легконогим мальчишкой. С камешка на камешек, с башни на башню. И странный этот танец настолько сладок, что мысль о смерти уже совсем не пугает. И ты делаешь вслед за ним свой последний шаг, и летишь в темное чрево пропасти. Отвесные скалы бесконечно повторяют твой крик, предостерегая тех, кто пока еще жив. Ведь для Мангупского мальчика, утратившего свою княжескую семью в день страшной резни, любой чужеземец в ответе за то, что было более пятисот лет назад.

- Я знаю другую легенду о мангупском мальчике»,- воскликнул похожий на грека собеседник,- Давным-давно, когда готское княжество Феодоро на горе Мангуп было в расцвете, его жители решили построить мощную стену-укрепление, которая защищала город от вторжения врагов. Но сколько, ни возводили строители стену, она раз за разом разрушалась. И тогда, повинуясь пророчеству, в каменной кладке замуровали сына предводителя города. С тех пор, вот уже сотни лет, жители окрестных деревень видят мальчика в старинной одежде, окруженного сиянием. Губы его беззвучно шевелятся, словно он хочет что-то сказать или о чем-то предупредить…

Но тут вступил в беседу до сих пор молчавший Учитель и, мечтательно улыбаясь, рассказал свою версию древней легенды:

- Когда Мангуп только строился, в нем случилась такая история. Парень и девушка очень полюбили друг друга, но родители девушки хотели отдать ее замуж за другого, а парня вскоре убили на войне. Девушка, не выдержав разлуки, умерла. Вскоре душа убитого влюбленного переродилась вновь, и душа девушки тоже, но где-то далеко, и каждый из них искал свою вторую половинку, но тщетно. Так продолжалось много поколений и продолжается до сих пор. Они повсюду ищут друг друга, но не могут найти.

Последние слова Учителя мальчик слышал уже сквозь сон, в котором приветливо махала ему рукой смуглая девчушка с вершины горы, сверкающей в лучах яркого солнца, как зеркало. Эурих бросился в ласковые волны теплого моря и поплыл к горе. Шапка утонула, а золотистые локоны ровным шлейфом потянулись по пенному следу пловца. Доплыл довольно быстро, рука его как-то совсем привычно прикоснулась к теплой зеркальной поверхности утеса и…

Маша проснулась, ее сердце колотилось. Она пыталась вспомнить свой сон, но никак не могла. Помнила только, что стояла на утесе и махала рукой подплывающему к скале молодому человеку, но лица его она так и не разобрала. Лишь знакомые золотистые локоны не давали ей покоя.

Время пребывания в санатории заканчивалось, Маше было и грустно и радостно покидать эти удивительные места. Но Маша знала, что не раз еще встретится со своими «случайными попутчиками».

Просигналил вокзальный гудок, приглашая своих пассажиров в обратный путь. По дороге все спали. И мама тоже. Маша сидела рядом с ней и пыталась собрать воедино все, о чем она узнала за эту длинную-длинную неделю. Чем же окончилась эта история с «золотым» чемоданом?

В результате приключений Золотого Чемодана, готские реликвии гитлеровцам не достались, как не достались по-видимому никому. И все же если есть хоть какой-то шанс отыскать древние исторические доказательства существования в Крыму загадочного народа, если есть возможность приоткрыть очередную завесу тайны над загадкой происхождения народов в Европе, то, наверное, неважно, кто первым доберется до исторических фактов. Главное, чтобы люди хотели поделиться своими знаниями со всем миром, чтобы факты существования прекрасной царицы Федеи стали достоянием благодарного человечества.

Ночной поезд отстукивал свою песенку. Девочка, наконец, спала. Но даже во сне проносились перед ней кони в тяжелой сбруе, падали в траву немецкие каски, прыгал со скалы мангупский мальчик. И кто знает, может быть, будущее не так далеко от прошлого для этой девочки…


Джаз ускользающего детства –

Как дар, как дождь тебе дано.

Девчонки милое кокетство

Разгонит лет веретено.

«Забудешь все»,- твердит усталый

В сединах путник – твой двойник.

Не помнит, что тебе так мало

В часах минуток, в сутках – книг.

Мангуп в огнях, и мчатся кони,

Федея ждет – и ты не спишь.

Да что там сон! Ты – дева-воин,

На страже Истины стоишь!


Никотинева Мария

ученица 7 «А» класса

ГОУ СОШ № 2014

Г. Москва


1 Януш Корчак – выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

2 Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.



3 Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.:, 1926, с. 346.






Скачать 347.12 Kb.
оставить комментарий
ПРОЕКТА: Никотинева Мария
Дата26.09.2011
Размер347.12 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх