Секция: История науки Отражение элементов языческой религии в быту и культуре древних славян и народов Поволжья (татар) icon

Секция: История науки Отражение элементов языческой религии в быту и культуре древних славян и народов Поволжья (татар)



Смотрите также:
Книга продолжение монографии Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян"...
Книга продолжение монографии Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян"...
Рыбаков Б. А. – Язычество древних славян...
План. Храмы, молитвы, жертвы. Отражение в религии греков природы и их занятий...
Реферат по теме: История костюма древних славян...
Программа вступительного испытания по истории для поступающих на 1-й курс на основные...
1. Югославский кризис: история и современность...
Семейно-брачные отношения в традиционной культуре народов Среднего Поволжья 24. 00...
-
-
Средневековые инструментальные ансамбли татар Поволжья: Опыт рекультурации инструментальных...
Задачи: Обучающие Знакомство с мифами древних славян. Знакомство с тем, где селились славяне...



скачать
Крындинская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района Республики Татарстан


Секция: История науки


Отражение элементов языческой религии в быту и культуре древних славян и народов Поволжья (татар)


Работу выполнила Рамазанова Динара ученица 7 класса Крындинской средней школы


Научный руководитель Садыкова Ризида Мухтаровна учительница II квалификационной категории


2007 г.

ПЛАН.


1.Из истории славянства:

а) складывание народности и государственности.

2.Особенности развития культуры, религии и быта древних славян.

3.Языческие боги в жизни мировоззрении славян.

4.Значение языческой религии, её влияние на христианство.


Язык- основа любого этнического образования, в том числе народности, но язык является не единственным признаком дающим возможность говорить о данном этническом образовании как о народности. Народность характеризуется не только общностью языка отнюдь не устраняющей местные диалекты, но и единой территорией, общими формами хозяйственной жизни, общностью культуры, духовными общественными традициями, бытовым укладом, особенностями психического склада так называемым «Национальным характером»


Народность складывается на определенном этапе общественного развития в эпоху классового общества. Древнерусская народность не является исключением из этого правила. Как мы уже знаем истоки ее восходят к очень отдаленным временам, складывание восточных славян в особую ветвь славянства датируется 7- 9 веками, т.е. относится к тому времени, когда образовывается язык восточных славян, а началом формирования древнерусской народности следует считать 9-10 века-время возникновения на Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства.

Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками основными средствами передвижения тех времён. Киев был одинаково близок к Византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических связей Руси.

Конец Х столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных

границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича(980-1015 гг.). В 981 г. была присоединена область червенских городов Перемышль т.е. восточнославянские земли до Сана. В 992 г. вошли в состав Древнерусского государства земли хорватов лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. В 989 г. русские дружинники ходили на Ятвягов и русское население заселявшее край вплоть до границ владений Пруссов положило начало Чёрной Руси.

В 981г. к Древнерусскому государству присоединилась земля Вятичей, хотя здесь ещё долгое время сохранялись следы былой её независимости. Спустя 3 года в 984 г. после битвы на реке Пищане власть Киева распространилась на Радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объединены под властью Киева «Мати градом Русским».

Теперь когда мы рассмотрели путь образование Киевской Руси настало самое время перейти к культуре, религии и быту древних славян.

В родовых общинах Древнерусского государства главой родовой общины является отец. Но каким же образом подержится единство рода, если умрёт его глава? Оно поддерживалось восстановлением отеческой власти, один из старших родичей занимал отеческое место. Одна из старых песен говорит: «Когда умрёт глава рода, то все дети сообща владеют имением, выбравши себе из роду своего владыку». Часто деревня состоит из одного рода, который управляется сам собой и сообщается с высшими властями государства посредством своего главы старшины.

Последующая история Рюрикова княжеского рода показывает, что и в быте наших восточных славян имели место те же самые явления: старший брат обыкновенно занимал место отца для младших. К старшинству последнего родичи привыкали ещё при жизни отца: обыкновенно в семье старший сын имеет первое место по отце, пользуется большей доверенностью последнего, является главным исполнителем его воли; в глубокой старости отца заступает совершенно его место в управлении семейными делами; отец при смерти обыкновенно благословляет его на старшинство после себя, ему поручает семью. Таким образом, по смерти отца старший брат, естественно, наследует старшинство, становится в отца место для младших. Младшие братья ничего не теряли с этою переменою: старший имел обязанность блюсти выгоды рода, думать и гадать об этом, иметь всех родичей как душу; права его состояли в уважении, которые оказывали ему как старшему; к нему относились во всех делах касающихся рода; без его ведома и согласия ничего не делалось, он был распорядителем занятий, раздавателем пищи и одежды, он судил и наказывал, но все эти распоряжения получали силу только при общем согласии, когда все видели, что старший поступает с ними как отец, соблюдает строгую справедливость. Власть и сила старшего основывалась на согласии младших, это согласие было для старшего единственным средством к деятельности, в следствии чего младшие были ограждены от насилия старшего, могущего действовать только через них.

Теперь перейдём к рассмотрению отношений между людьми. Брака как такого у славян не существовало, невесту либо выбирали из своего рода, либо воровали из другого с согласием последней, но это влекло за собой межродовые конфликты. Родовая община, из которой выкрали невесту могла потребовать за неё выкуп и если его не получала, могла пойти войной на последнюю. Нередко выкравшая невесту община сама предлагала за неё выкуп, не дожидаясь нападения.

Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальною религией арийских племён: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым, домашним гениям.

Основываясь на определённых высказываниях современников, мы находим у наших славян при поклонении многим различным явлениям природы под разными именами божеств поклонение одному верховному божеству, которому все остальные находились в подчинении. Это верховное божество по свидетельству одного из древнейших писателей о славянах, Прокопия, было божеством молнии, которое летописец называет Перуном. Явление грозы, молнии есть самое поразительное из всех явлений природы, немудрено, что человек дал ему первое место между всеми другими явлениями.

Если славяне поклонялись явлениям природы, то легко догадаться, при каких случаях, в какое время года они будут торжествовать свои религиозные праздники. Так например они праздновали в конце декабря, когда солнце начинает брать силу, дни начинают прибывать. Этот праздник совпадает теперь с рождеством Христовым носит преимущественно название Коляды. Существенный обряд праздника состоит в хождении славить божество и собирать подаяние. В некоторых местах Колядя, известна под названием Аусення или Таусеня, что можно принимать под изменённым Ясень-также, по всем вероятностям имя солнца.

Второй праздник торжествлялся в начале весны, но так как это время приходит в великий пост, то по принятии христианства праздник был перенесён на конец рождественского мясоеда и отчасти на Светлое воскресенье. Итак, масленица есть языческий весенний праздник. Встреча весны и провод зимы празднуется у всех славянских народов почти с одинаковыми обрядами: употребляется заклинание весны с разными приветами. Весну встречают на Красной горке. Тут начинаются хороводы, религиозное значение которых и отношение к солнцу не подлежит сомнению.

Третий праздник имеет место 23 июня и известен под названием Ивана Купалы. Хотя по обрядам праздника можно догадываться что он относится к трём стихийным божествам - обоим Сварожичам, солнцу, огню и воде, однако можно относить его и к одному солнцу. Ночь на Иванов день сопровождается собиранием трав, купанием, зажиганием костров и прыганьем через них.

Рассмотрев поклонения стихийным божествам, теперь обратимся к другой половине славянской мифологии, а именно:

Введение христианства в славянских землях (с 9 века) положило конец официальному существованию славянской мифологии, сильно разрушив её высшие уровни, персонажи которых стали рассматриваться как отрицательные, если только не отождествлялись с христианскими святыми, как Перун - со святым Ильёй, Велес - со святым Власием, Ярила- со святым Юрием (Георгием). Низшие же уровни славянской мифологии, как и система общих противопоставлений, оказались более устойчивыми и


создавали сложные сочетания с господствующей христианской религией.

Сохранилась, прежде всего, демонология: вера в лешего, водяного. У южных славян бытовал сложный мифологический образ вилы ( сербский), самовила, самобида (болгарский),- горных, водяных и воздушных духов. Общеславянский полевой дух-полудница, у восточных славян - полевик. Многочисленные мифологические образы связывались ( особенно у восточных славян) с домашним хозяйством: например всем известный домовой, у него существовало огромное количество имён (русский домовой): дедко, дедушко, доброхот, доброжил, суседко, хозяин он, сам, (украинский) хатний дiдко, (белорусский): хатник, господарь, (польский):skratz,(чешский):skritek, skrat, krat. Существовали также духи отдельных дворовых построек- банник, овинника. Двойственным было отношение к духам умерших: с одной стороны, почитались покровители семьи-деды-родители, умершие естественной смертью, с другой-считалось опасными мертвяки, умершие преждевременной или насильственной смертью, самоубийцы, утопленники. К числу предков-покровителей относился Чур, к враждебным мертвецам – упыри, мавки. Сохранилась вера в многочисленных злых духов-злыдней, мару, кикимору, анчутку, нячистиков-у белорусов шешки, цмоки. Болезни олицетворялись с подчёркиванием отдельных их симптомов: Трясея, Огнея, Ледея, Хрипуша, известны представления о двенадцати лихорадках в русских заговорах, находящие параллели в других индоевропейских традициях.

Рассмотрим это на примере Казанских татар.

Татарские баснословные существа:1)существа, обитающие в воде, и 2) существа, живущие на суше.

К первым относятся баснословные существа: су-бабасы, су-ияси, су-анасы, юха; а ко вторым: убыр, албасты, уряк, бичура, уй-ияси, абзар-ияси, чячяк-ияси, шюряли, джин и диу-пэри.

Рассмотрим прежде баснословные существа, стихия которых вода.

1)Под именем су-бабасы татары разумеют живущего в воде повелителя воды, водяного деда. Но ни в одной сказке не видно, чтобы дед этот выходил когда-либо из воды и относился к людям непосредственно; на это у него, как видно, есть родственное ему существо, вроде слуги, докладчика и исполнителя его повелений, это-

2)Су-ияси (то есть «водяной хозяин»).В одной из татарских сказок , су-ияси является татарину в образе бойкого мальчишки, посредника между татарином и своим повелителем, водяным дедом,- в образе посредника глуповатого, неопытного, не знающего хорошенько татарина, но более сильного, чем татарин и менее, чем медведь.

3) Су-анасы, как показывают сами слова, есть существо женского пола, ибо по–русски означает «водяную мать». Так как у татар нет более имён водяным существам, исключая юхи, неродственной по своему происхождению описанным сейчас, и так как, по словам татар, сказанные существа родственны между собою, то я заключаю, что су-анасы бывает иногда видима нечаянно подошедшему к воде татарину в образе женщины, чешущей себе гребнем волосы-видима днём и ночью.

4)У всех известных народов змеи служили и служат предметом баснословных сказаний; так и у татар. У них баснословие о змеях является со следующими чертами: все змеи бывают чёрного цвета, исключая князька их (джилан-падшасы), который белого цвета. Чёрные змеи злобны в отношении к татарину, а белый благоволит ему, и сверх того, имеет дар предвидения и предсказывания и пользуется им во благо татарина. Кроме того, кожа змея вообще прогоняет будто бы лихорадку. Если змей (джилан) проживает сто лет, то состарившись превращается в дракона(аждаха).

На острове, по прошествии тысячи лет, дракон превращается в юху-девицу. Превратившись в юху, дракон может принимать на себя различные чувственные образы и в них являться татарину, чтобы всячески вредить ему; между прочем он принимает иногда образ девицы необыкновенной красоты, которая расчёсывает себе волосы, сидя на берегу озера. Превратившись в девушку, юха может сделаться женою, может выйти замуж. При этом муж непременно пламенно полюбит свою супругу; но вместе с тем будет всё более и более худеть. Вот что такое юка-кыз, юха-девица! Но вот вопрос: может ли татарин как-нибудь узнать, что вместо женщины-человека он женат на юхе-девице?- Может, и вот каким образом: 1)у юхи всегда выходит самый дурной запах изо рта;2) юха никак не может обойтись без воды;3) у юхи не бывает пупа.

Перейдём теперь к баснословным существам, обитающим на суше.

1) Убыр, у малороссов упырь, у чуваш вобур ( в действительности вампир, животное кровожадное, водящееся в Южной Америке), по понятиям татар, есть такого рода баснословное существо, которое, хотя иногда и действует отдельно и самостоятельно, но всегдашнее виталище имеет в одном каком-либо человеке, который потому и называется убырлыкши («вампир-человек»). Узнать убыра-человека татарин может легко потому, что у него под мышкою вовнутрь организма бывает дырка, через которую входит в человека убыр. Убыр, как у славян «домовой», может давить татарина и даже являться ему наяву. Когда убыр давит татарина, то этот последний не может шевельнуться; но если только ему удастся как-нибудь укусить убыра, тогда то лицо, в котором давящий убыр имеет свое пребывание, будет непременно укушено в тот же член, в который давимый татарин грызнул убыра.

Убыр-старухи всегда, по сказкам, живут в глуши и вдали от татарских жилищ, куда может попасть татарин, только сбившийся с дороги - когда идёт или едет. Живут они в избушках, только не на курьих ножках, как в русских сказках. Впрочем, бывают случаи, когда татары, имея нужду узнать о потере чего-нибудь важного, сами стараются отыскать убыр-старуху; но это бывают счастливцы, люди достойные, силачи, хитрецы. Как же они узнают о местопребывании убыр-старухи? А вот как: они пускаются в путь, куда глаза глядят, и после долгого странствования находят, наконец, на берегу озера женщину-красавицу расчёсывающую гребнем; она-то и сказывает, где живут убыр. Но не подумайте, что это юха-кыз; юха татарину только вредит; а это жена диу-пэри, татарка, похищенная в детстве этим страшным и таинственным существом.

2) Албасты (тот эль-«рука» и басмак-«давить»: существо, давящее кого-либо рукою; или от алт-«перед» и басмак-«давить»:существо давящее перед, то есть грудь). Это баснословное существо, подобно русскому домовому и татарскому убыру, наваливается на татарина и давит его во время сна, и кроме того, по поверию татар, пьёт при этом из сердца кровь.

3) Уряк (от урмяк, «дуть»). Так называется баснословное существо, являющееся татарину где-нибудь в лесу или на дороге над умершим насильственною смертью. Его видит прохожий татарин, по поверью, в образе человека или копны, переваливающейся и идущей вперёд. Также рассказывают татары, что уряк может преобразиться в облако. Если бы прохожий татарин и не увидал сразу на пути мёртвое тело, то раздирающий клик уряка непременно обратил бы его внимание на это тело. Если при этом человек захотел бы на видимого издали и кричащего уряка посмотреть влизи, то уряк сделался бы невидимым. Из страха увидать непонятное и таинственное существо и слышать его раздирающий душу голос татарин всячески остерегается наткнуться ночью на пути на мёртвое тело.

4) Бичура у татар то же, что кикимора. Она не причиняет никакого существенного вреда татарину, но сильно и на разные лады беспокоит его ночью: кричит, играет, смеётся, шутит, спящего перетаскивает с места на место; вещи, положенные в одно место, прячет в другое. У татар о ней имеется поговорка: «куда делась эта вещь; не бичура ли украла?». Если закроют трубу, ночью она откроет, и вообще шалит. Как попадает в дом бичура? Татары об этом говорят вот что: она попадает в него на житье. Есть ли средства выгнать из дома бичуру? Одни говорят, что для этого нужно разобрать весь дом и построить его на другом месте, а другие утверждают, что довольно привести в дом медведя, и бичура убежит.

5)Уй-ияси (домохозяин). Отличается он от бичуры тем, что в доме не шалит, а занимается полезным трудом: в одном доме чеканит пенязи, в другом прядёт, в третьем пишет со скрипом пера по бумаге и перелистывает книги.

6) Абзар-ияси (хозяин хлева). Так называется воображаемый властелин домашнего скота, лошадей и коров-по преимуществу, имеющий своею конюшню и хлевы. Та скотина, которую он полюбит, всегда бывает жирна, гладка и красива, а которую возненавидит, та бывает потна и быстро худеет. Имеются такие чудаки из татар, которые заметив худобу или частую опотелость на лошади, продают её и при этом выражаются так: «Эта лошадь мне не по цвету», то есть не нравится абзар-иясию.

7) Чячяк-анасы и чячяк-ияси («оспенная мать» и «оспенный хозяин»). По поверью татар, когда ребёнок болит оспою, то в больших оспинах именно присутствуют сейчас сказанные существа. Здесь следует заметить, что одни из татар допускают существование чячяк-анасы, а другие утверждают совокупное бытие того и другого баснословных существ.

8) Шюряли, баснословное существо вроде лешего у русских. Шюряли водятся в лесах и не по одному; видимы бывают татарину в человеческом образе. Все они имеют очень большие груди, из которых одну закидывают на правое плечо, а другую - на левое. Если повстречается им в лесу татарин, то они приглашают его играть в щекотанье, и если тот согласится, защекочивают его до смерти. Но татарин может перехитрить шюряли; а как? Он предложит шюряли играть в щель, и тот, по глупости своей согласившись, погибает.

Теперь остаётся рассказать ещё о двух баснословных существах - джине и диу пэри.

9) Джин сам по себе не есть существо бесполое; но может сожительствовать татарину или татарке в образе мужа или жены. Кроме того, джин бывает видим татарину в образе собаки, кошки, змеи, и тот татарин, который увидит джина, начинает хворать нервическою какою-нибудь болезнью, ночью будет бредить или получит водянку. Джины боятся железа (и потому опасающиеся их татары, ложась спать, кладут под постель топор или какое-либо другое железное орудие).

10) Диу-пэри. Дивы являются татарину обыкновенно в лесах и в полях, и при том в различных образах: иногда копною сена, иногда в образе девицы, причём могут выйти за татарина замуж. Живут в особенных своих городах, имеют царства под землёю и морем, и невидимо-на земле. На нашей планете, между прочем, они живут и владеют теми местами и там, где положен клад; да и сами кладовыевещи, обыкновенно не благоприобретённые, от продолжительного пребывания в земле порождают дивов, подобных во всем свои предкам. О дивах нужно заметить, что они непримиримо враждебны татарину: 1) они похищают девочек; до возраста держат их у себя и тогда на них женятся; 2) дивы ругаются над татарином: например, в образе какого-либо знакомца или добряка див уводит татарина в свой город, в доме у себя угощает его; но если татарин скажет: «бисмиллю»( во имя Бога!) перед вкушением пищи, поставленной дивом, то явно будет татарину, что это не пища, а лошадиный помёт; 3) див непременно постарается зазвонного к себе в гости татарина свести с лица земли и обыкновенно так: прикажет жене истопить баню, поведёт в неё гостя, и когда тот разденется, див предложит ему с видимым радушием услуги свои-помыть, попарить, а когда татарин подставит спину то див забьёт его комлем веника до смерти и мёртвого зароет под полком своей бани. Однако див боится «бисмилли».

Вместе с тем древние традиции находили отражение в целом ряде таких памятников, в которых при использовании некоторых терминов и ключевых понятий христианской мифологии представлен и комплекс основных категорий славянской мифологии. Одним из наиболее характерных жанров у восточных славян являются духовные стихи, по форме и музыкальному исполнению продолжающие общеславянскую традицию пения эпических песен.

Славянские

Боги.

Сварог

Название: Единый Бог Вселенной

Также известен как: Яркий

Символ: Облака, раскалываемые молнией

Цвет: Небесно-голубой

Сварог - олицетворение неба, создатель мира. Некогда Сварог расколол облака стрелами молнии и зажёг факел солнца. Своим могучим мечом он поражает демонов ени.

В древности Сварог имел горячее желание обеспечить своим сыновьям будущее, поэтому Даждьбогу дал божественный дар огня, а Сварожичу-молнии. Он думал, что когда-то они должны будут занять его место, и надеялся, что его разделённая между ними мощь должна дать достаточно силы сыновьям, чтобы удержать трон в своих руках. К несчастью, Сварог не принимал во внимание амбиции других мощных божеств, подобно Перуну и Свантовиту.

Теперь Сварог - только жалкое подобие первоначального Сварога и лишь небольшой культ следует за ним. Его имя всё ещё запрещается произносить. Сварог больше не беспокоится о простых смертных и, хотя он всё ещё жалко злится над тем, что трон уже не принадлежит ему, он бессилен, чтобы изменить что-либо.


Перун

Название: Бог войны

Также известен как: Громовержец

Символ: Скрещённый топор и молот

Священные животные и растения: Коза, дуб

Как Даждьбог уступил свое место Свантовиту, Перун овладел местом Сварожича. Несмотря на то, что Сварожич считался очень силным, те, кто любил воевать, более признавали Перуна. И хотя Перун в формально не был священным, военные руководители и вожди горячо верили в него. У Перуна – серебряная голова и золотая борода, Летя на своей пылающей колеснице по небу, он пользуется луком, чтобы прокалывать облака вспышками молнии, подобно Сварогу в древности. Он может вызывать дождь и гром. Топор и молот – его любимые виды оружия.

В дубовых рощах или на холмах под открытым небом веселятся его поклонники. Они поддерживают огонь, полученный из веток дуба, рядом с чучелом Перуна и смертельно боятся допустить его исчезновения. К настоящему времени, руководство пантеона оспаривается последователями Свантовита и Перуна.


Свита Перуна.

Перуну помогают советом и силой свита мощных друзей. И хотя Волос (Велес) - его главный советник, Перун тоже советуется Ойнена Марией, незначительным огненным божеством. Когда Зоря Утренняя завершает свои повседневные работы во дворце Даждьбога, она свободна, чтобы принять свое другое воплощение-покровительницы воинов. Красивый девственный воин защищает ее поклонников своей длинной вуалью. Она владеет саблей и мчится в битву на черной лошади. Даже Варпулиса ,внука злого Стрибога, вызывает шум грома Перуна.

Даждьбог


Название: Бог лета и счастья.

Также известен как Щедрый бог.

Символ: Солнечный диск

Цвет: Золотой

Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он - веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается и зло наказано. Наконец, он является покровителем двенадцати знаков Зодиака и прилежно обслуживается придворными и очень красивыми девами.

При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омалаживается. Даждьбог

Летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем. Даждьбог находится в браке с месяцем. Красивая молодая девица появляется в начале лета, стареет с каждым днем и оставляет Даждьбога зимой. Говорят, что землетрясения -знак плохого настроения пары.


Девы Даждьбога.

Даждьбога обслуживают четыре девы исключительной красоты. Зоря Утренняя открывает дворцовые ворота утром. Зоря Вечерняя закрывает их вечером. Вечерняя Звезда и Звезда Денница, Утренняя стерегут чудных лошадей Даждьбога.


Мати-Сыра-Земля.

Название: Родина

Символ: Сумка, заполненная землей

Священные животные и растения: Овца

Мати- Сыра-Земля чувственна и справедлива. Если Вы могли бы понять ее непостижимый язык, она бы предсказала Вам ваше будущее. К ней взывают, когда начинаются эпидемии, также она защищает женщин во время родов. Ей приписываются знания о травах и растениях.

Мати – Сыра – Земля время от времени по ночам посещает дома своих поклонников, замаскировавшись под человека, одетого в украшенном лентами и орнаментами платье. Иногда она имеет сходство с овцой и выступает в качестве их защитницы. Когда она бродит по земле, она даже иногда сама их стрижет.

Представленная в виде соломенного идола, она присоединяется к священным родникам и святым огням.


Ярило - ее муж


Волос

Название: БОГ торговли и зверей

Известен как хранитель стад.

Символ: Сноп зерна или зерно, связанное в узел

Священные животные и растения: Вол, зерно, пшеница, кукуруза

Цвет: Коричнево-золотой


Волос - благосклонный бог, который регулирует товарообмени убеждается, что обещания держатся. Клятвы идоговоры приведены к присяге его именем. Когда Перун стал величайшим богом войны, он распознал, что, в отличие от Сварожича, ему нужна хладнокровная голова, чтобы посоветовать. В связи с этим, он привлек Волоса быть его правой рукой и советником. Волос также имеет другую сторону. Он - защита всех прирученных зверей. Волос появляется в обличие бородатого пастуха. Волос-бог-покровитель доспехов.


Ярило (Ярила)

Название: Бог весны и веселья

Символ: Гирлянда или корона из диких цветов.


Священные животные и растения: пшеница зерно.

Цвет: Белый


Веселый Ярило – покровитель весенних растений. Когда весной он появляется первый раз. Ярило похож на молодого человека, едущего на лошади босиком. Ярило носит белый плащ и корону из диких цветов и владеет связками пшеницы и шкивами зерна. ОН представлен соломенным идолом. Мати – Сыра – Земля - его жена.

Стрибог - повелитель ветра, Мокошь - божество плодородия. Для поклонения богам славяне не строили храмов. Они совершали религиозные обряды в священных рощах, у священных дубов , где стояли идолы-статуи божеств. Чтобы задобрить сердитого бога или заручиться его милостью, ему приносили в жертву животных, а в особых случаях - даже людей.


В изломные времена, когда слетает фальшивая позолота с мифов, созданных на глазах современников и на их памяти, возникает особая тяга к мифам и легендам иным, что необманно мерцают из тьмы веков. Пытаясь обрести равновесие и остаться в ладу с собой и всем миром, человек обращается к гармонии вымысла. Казалось бы, выдумки - а бередят душу, трогают в ней молчавшие доселе сокровенные струны. И ты – пращур ли твой далекий - вглядываешься в волчий глаз будущего дня, словно в затаившийся ночной лес, свой и не свой. Чудится среди светляков и болотных огней что-то неведомое, грозное. И так странно, невыразимо волнует…


Память крови и гены истории.

Таинственный мир мифов и легенд полон чудес и загадок. Вот хотя бы: лешие водятся только в старых дремучих лесах, будь то окресности Кырлая или заповедные тропы Мурома, ведьмы же во множестве встречаются по самым разным разным городам и весям. Причем лешаки, как ни пугают, все не страшно, а ведьмы… Ох, ведьмы!.. Забредя в средневековую Европу, наделали там шума. Корчились колдуньи на кострах, и все же не озлобились на род человеческий. И верят люди в существование добрых ведьм…

Пусть нам лешие попляшут, попоют. По-доброму.




Скачать 182,28 Kb.
оставить комментарий
Крындинской средней школы
Дата26.09.2011
Размер182,28 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх