29. Проблема Бога и мира, Бога и человека в творчестве Ф. М. Достоевского icon

29. Проблема Бога и мира, Бога и человека в творчестве Ф. М. Достоевского


Загрузка...
скачать

29.Проблема Бога и мира, Бога и человека в творчестве Ф.М.Достоевского.

Главной темой идейных исканий Достоевского стала темя взаимоотношения Бога и человека, Бога и мира. Д.было очевидно, что вне идеи Бога как высшего начала «все нравственные основания в человеке, оставленном на одни

бытием, в той или иной степени зависит от Бога. Принимая личность человека за Абсолют, Достоевский, казалось бы, подрывает основания для самого понятия Бога. Однако более внимательный анализ показывает, что это не совсем так; наоборот, в том случае, когда личность







свои силы, условны…» и только религия может дать абсолютное обоснование нравственности. Человек, по Дост., есть великая тайна: нет ничего значительнее и дороже человека, хотя нет и ничего страшнее его. В своих произведениях Д. Исследует все губительные последствия отказа человека

объявляется Абсолютом, необходимость понятия Бога для объяснения человека и его бытия становится еще более насущной. Ведь Абсолют - это то, что первично по своему бытию, не зависит ни от чего превосходящего его и в свою очередь определяет все, что есть реального в мире. В противоположность







от веры в Бога. Подлинная сущность, ядро человека заключается в стремлении к самоутверждению, к свободе. Дост. исследует парадоксы свободы, поскольку свобода для человека – это всегда свобода выбора между добром и злом. Проблема заключается в том, может ли человек сам, руководствуясь

этому человек в своем эмпирическом проявлении зависим от множества явлений и сущностей и не является "господином" всей окружающей реальности. Вера в Христа для Достоевского оказывается практически тождественной вере в бессмертие человека. История Христа несет в себе залог







чисто человеческими установлениями, определить, что есть добро и что есть зло. Он показывает, что, отрицая Бога, человек логически приходит к мысли, что «если Бога нет, то все позволено». Нет Бога, нет греха, нет бессмертия, нет смысла жизни. Человеку как нравственному существу невозможно прожить

грядущего воскресения каждого человека, залог его бессмертия, но это и есть главное, что позволяет признать человека абсолютным элементом бытия; конечный, смертный человек, всецело подчиненный эмпирическому времени, не может претендовать на то, чтобы быть причастным Абсолюту.







без Бога, ибо «совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного». Кто теряет веру в Бога, тот неизбежно становится на путь саморазрушения личности. Проблема тех отношений между личностью и Богом, которые в значительной степени и определяют смысл










самих понятий "личность" и "Бог", является одной из главных и наиболее сложных в творчестве Достоевского. В традиционной религиозной метафизике Бог является прежде всего творцом мира и человека. Во всех случаях человек в основаниях своего бытия признается обусловленным божественным










^ 30.Филосовские идеи русского консерватизма. К.Леонтьев, Т.П.Победоносцев и др. Консерватизм в русской общественной мысли второй половины 19 в. представлен в различных вариантах и никогда не исчерпывался лишь официальным «охранительством».

времени». Демократия безнравственна,т.к.основана на лжи.Он показывает,что идея народовластия очень привлекательна, но в основе своей ложная, и это идея никогда не воплощалась и не воплотится в жизнь, т.к. в действительности управлять будет не народ,а политическая элита.

, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский). Уже в ближайшем будущем, считал Данилевский, огромную роль в истории предстоит сыграть новой культурно-исторической общности – России и славянскому миру.

культурологического циклизма – китайский мыслитель Лян Шумин). Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) испытал существенное влияние идей Данилевского. Сам Леонтьев называл себя идейным консерватором. К тем ценностям, в которые он верил, следует отнести прежде всего византийско-православное христианство

В современной политологии использование таких понятий, как «либерал-консерватизм», «либертарный консерватизм», давно уже стало привычным. В России еще в 19 в. были те, кто указывал на сложную идейную диалектику внутри классической оппозиции «либерализм – консерватизм». «Что либерал, по сущности дела, должен быть в

Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) – ученый-естествоиспытатель, автор фундаментального научно-критического исследования эволюционной теории Дарвина (Дарвинизм, 1885–1889). Однако самым известным сочинением ученого стала работа Россия и Европа, в которой была изложена

Он отнюдь не утверждал, что историческая миссия России должна осуществиться с какой-то фатальной необходимостью. Напротив, русско-славянский тип может как развиться и достичь необычайно высоких результатов, так в равной мере и не реализовать себя, превратившись в простой «этнографический материал».

, прочную монархическую государственность и «цветущую сложность» культурной жизни в ее самобытных национальных формах. В целом принимая предложенную Данилевским циклическую модель исторического процесса, Леонтьев в большей степени подчеркивал естественно-органический характер

большинстве случаев консерватором, а не прогрессистом и ни в каком случае не революционером, – писал консерватор Н.Н.Страхов, – это едва ли многие знают и ясно понимают». Традиционная максима консерватизма: «что можно не менять, менять не надо», не только не исключает, но,

оригинальная концепция культурно-исторического процесса. Книга оказала определенное влияние на Ф.М.Достоевского, К.Н.Леонтьева, Н.Н.Страхова, К.Н.Бестужева-Рюмина и др. Данилевский подверг критике европоцентризм, доминировавший в историографии 19 в., и, в

Данилевский вообще не был склонен к фатализму – ни в его детерминистско-материалистической, ни в религиозной версии. Он настаивал на том, что «государство и народ суть явления преходящие и существуют только во времени, а следовательно, только на требовании этого их временного существования

исторического развития. Он писал о «триедином универсальном процессе», имеющем место и в природе, и в обществе. Все этнические, государственные и культурные образования проходят в своем развитии три стадии: первоначальной, «младенческой» простоты, «цветущей сложности» зрелого

напротив, предполагает признание необходимости реформирования общества. Нет ничего парадоксального в том, что, скажем, консервативно мыслящие представители позднего славянофильства Аксаков и Самарин, считавшие любое ограничение самодержавия и введение конституционного строя в

частности, общепринятую схему деления мировой истории на Древность, Средние века и Новое время. Русский мыслитель считал подобное деление имеющим лишь условное значение и совершенно неоправданно «привязывающим» к этапам европейской истории явления совсем иного рода.

могут основываться законы их деятельности». Рассматривая понятие общечеловеческого прогресса как слишком отвлеченное, Данилевский практически исключал возможность непосредственной преемственности в культурно-историческом развитии. «Начала цивилизации не передаются от одного

возраста и, наконец, «вторичной простоты», характеризующейся всеобщим упрощением и уравнением, завершающимися неизбежной смертью исторического организма («космический закон разложения»). В 18 в. Европа, по Леонтьеву, как раз и вступила в эту последнюю стадию. В эпоху Просвещения

России крайне опасным, «механическим» преобразованием, в то же время были горячими сторонниками реформ, Александра II и последовательно выступали за осуществление основных гражданских свобод – слова, печати, совести. К числу наиболее ярких представителей российского консерватизма

Центральное место в учении Данилевского занимает понятие «культурно-исторического типа». Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой

культурно-исторического типа другому». Речь шла именно о началах, составляющих основу своеобразия определенной культурной традиции и остающихся, по Данилевскому, всегда чуждыми иному типу культуры. Различные же формы воздействия одного культурного типа на другой не только

и Великой Французской революции на Западе утверждается идеология равенства и начинается «эгалитарный процесс», который «везде разрушителен». Леонтьев с тревогой думал и о будущем России, считая, что после Крымской войны и реформы 1861 года эгалитарная буржуазность начала

принадлежат Н.Я.Данилевский и К.Н.Леонтьев,а также Победоносцев. Их философские и общественные воззрения не исчерпывались политическим консерватизмом. Сопоставив теорию и практику демократии и показав полное их расхождение,Поб. Находит такой емкий образ для харакеристики демократии, как «великая ложь нашего

языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский

возможны, но и фактически неизбежны. Намеченная Данилевским циклическая модель исторического процесса предвосхитила последующие весьма разнообразные опыты подобного рода как на Западе (О.Шпенглер, А.Тойнби), так и на Востоке (здесь наиболее яркий представитель

утверждаться и в российском обществе. В отличие от Данилевского он с большим сомнением относился к идее объединения славянства, опасаясь, что более тесный союз с западными славянами, уже зараженными духом «эгалитаризма», может принести России больше вреда, чем пользы.

^ 31.Русский космизм.Н.Ф.Федоров и его последователи Среди множества ученых и мыслителей, отдавших дань этому направлению, мы должны в первую очередь выделить Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского. Человек для русских космистов - существо

полного владычества над временем и пространством, Н.Ф.Федоров ставит перед человечеством ряд задач. В их исторической последовательности одной из первых должна была стать регуляция, по выражению философа, "метеорических", космических явлений. Эволюция для Федорова

- смертность - одновременному действию поколений разумных существ на всю Вселенную". Первая ограниченность - в пространстве, прикрепленность к Земле - разрешается, по мысли Федорова, расселением в космосе, обретением способности к "бесконечному перемещению", вторая- во времени, наша смертность -

умножиться в тысячу и более раз. Только тогда оно сможет стать абсолютным хозяином почвы, океана. воздуха и самого себя. В своей работе Циолковский разворачивает широкий фронт многомиллионных трудовых армий, основной массированный удар которых направляется на

еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу. Космическая экспансия человечества - только одна из частей этой грандиозной программы. В русском

- процесс пассивный, регуляция же должна стать сознательно-волевым действием. Но не стоит причислять Федорова к тем ученым, кто отвергал или недооценивал важность эволюционного процесса. Наоборот. Признавая важность эволюции (хотя бы в происхождении знания, к

завоеванием бессмертного статуса бытия, восстановлением погибших, умерших. "Борьба с разъединяющим пространством" для Федорова "первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем". Ибо бессмертие возможно только при условии преодоления изолированности

экваториальную область для ее хозяйственного освоения. Он входит во все детали борьбы с экваториальными стихиями, вплоть до постепенно передвигающейся тонкосетчатой ограды, в пространстве которой истребляется дикая тропическая фауна и флора и культивируется полезная

космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосма ( Земли, биосферы, космоса ), так и микрокосма ( человека, как биологического отражения макрокосма ). Недаром такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении болезней и смерти и,

примеру), Федоров делает более далеко идущий вывод: существует необходимость сознательногоуправления эволюцией, преобразования природы, исходя из глубинных потребностей разума и нравственного чувства человека. Федоров уже в конце XIX века видел единственный выход для человечества,

нашей Земли от космоса при одновременной регуляции космических явлений. Все проекты регуляции природы, в том числе и космические, включены Федоровым в высшую цель достижения бессмертного, преображенного статуса мира. Еще один мыслитель, чье имя неразрывно связано с русским

человеку. Циолковский признает существующей и действующей во Вселенной одну субстанцию и одну силу - материю в ее бесконечном превращении. Материи свойственно усложняться в своем развитии. В отличие от Федорова, Циолковский признает широчайшее распространение жизни в космосе,

как логическое следствие, - о достижении бессмертия. Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма. Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич

упирающегося в неотвратимый земной финал - истощение земных ресурсов при все большем умножении численности населения, космическая катастрофа, затухание Солнца и т.д., - в завоевании человечеством новых сред обитания, в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и

космизмом - К.Э.Циолковский. Достаточно взять для примера работу Циолковского "Будущее Земли и человечества". В ней он ярко воображает наглядные картины самого процесса будущего преобразования планеты. Тут мы найдем немало активно осуществляющихся федоровских

в разных формах ( до крайне невероятных ) и на различных ступенях ее развития, вплоть до самых совершенных, высокосознательных и бессмертных ее представителей. У него сознательная жизнь буквально кишит во Вселенной. Огромен и конкретен научно-философский вклад

Федоров. Мыслитель так развивает свои идеи эволюции природы и человечества: природная эволюция в своем все усложняющемся развитии привела к появлению человеческого вида и сознания. Человечество призвано всеобщим познанием и трудом овладеть стихийными силами как вне, так и внутри себя,

дальнего космоса. Только такая безбрежная, требующая дерзновения область деятельности, как овладение космосом, привлечет к себе и бесконечно умножит энергию ума, отваги, изобретательности, самоотверженности, всех совокупных человеческих сил, которые сейчас расходуются на

проектов: и метеорическую регуляцию, и широкое использование солнечной энергии, и усовершенствование растительных форм. "Солнечная энергия теряется очень незначительно, проходя через тонкий прозрачный покров оранжерей. Мы избавлены от ветров, непогод, туманов, смерчей

В.И.Вернадского в космизм. Научными фактами, эмпирическими обобщениями Вернадский доказывает: идти против эволюции, против нового и объективно неизбежного сознательного, разумного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, - неразумно и бесполезно. Он дает обоснованную

выйти в космос для его активного преобразования и обрести новый, космический статус бытия, когда будут побеждены болезни и сама смерть. Федоров говорит об "имманентном (естественном) воскрешении" всех человеческих поколений. Это одна из конечных и величайших задач человечества. Чтобы достичь

взаимную рознь или растрачиваются по пустякам. Федоров отмечает две фундаментальные ограниченности нынешнего человека, тесно связанные между собой. "Ограниченность в пространстве препятствует повсеместному действию разумных существ во все миры Вселенной, а ограниченность во времени

и их разрушительного действия. Мы не имеем вредителей для растений и человека. Растения утилизуют более 50% солнечной энергии, так как разумно подобраны и имеют самые лучшие условия для своего существования". Причем Циолковский считает, что для выполнения всех своих грандиозных будущих задач человечество должно

надежду на будущее. Но чтобы жить дальше и выполнять свою великую космическую функцию авангарда живого вещества, человечеству требуется непрерывно восходить, следуя в этом законам эволюции.

^ 32. Философия всеединства Вл.Соловьева. Философия всеединства Владимира Соловьева, в основе которого лежит идея синтеза, слияния культур, относится также и к проблеме нации, национальности. Сущность Российской империи он видел в единстве Востока и Запада. Суть учения Соловьева заключается в

для Соловьева – эпидемическое безумие, нарциссическое поклонение народов своему образу вместо вселенского Бога. Русская идея, по Соловьеву, и заключается в выполнении сердцем и душой миссии бросить свои национальные силы на осуществление вселенского единства человеческого рода.

более или менее демократических государств – европейские соединенные штаты. Наиболее важным в учении В. Соловьева является то, что он наиболее последовательно отстаивал космологический характер любого народа, подчеркивая тот факт, что любой народ существует лишь как




двух словах – соборность, как плюрализм действий, организаций, партий, знаний и мнений, устремленных к единой цели, и любовь, – как высший духовный потенциал человека и человечества. Россия – это модель мира, поэтому к ней применимы слова В.С. Соловьева: "Раз мы признаем

При этом мы должны избавиться от ленивой любви и ленивой веры. Качества русских не могут проявиться нормально, пока они скованы насилием и обскурантизмом. Соловьев утверждает, что мы должны прежде всего покаяться и отречься от национального эгоизма, отказаться от

органическая часть мирового всечеловечества. Через серию испытаний, войн и потрясений оно с неизбежностью вернется к своему единству, основой для которого выступит европейско-христианская цивилизация.




существование и реальное единство человеческого рода, ... раз мы признаем это субстанциональное единство, мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации".

политики русификации и признать без оговорок религиозную свободу. Чтобы достигнуть идеала совершенного единства и объединиться в свободе, нужно объединиться в послушании: возвышение до вселенского братства лежит через подчинение нации, государства и властителей







Национальный вопрос вписан им в проблему смысла существования России во всемирной истории. В соответствии с учением Соловьева, истинно национальной идеей выступает та органическая функция, которая возлагается на ту или иную нацию во вселенской жизни. Она носит моральный

сначала вселенскому сыновству. Во многом В. Соловьев предрекает будущность человечества. В "Трех разговорах о войне, прогрессе и конце всемирной истории" в разделе "Краткая повесть об Антихристе" он описывает полувековую войну европейской цивилизации с мусульманским миром.







характер, но во всех случаях действует как реальная мощь, т. к. моральное существо не может освободиться от власти божественной идеи и носит ее в своем сердце как благословение или как проклятие. В этом смысле долг патриота сводится к тому, чтобы поддерживать свою страну,

Какова конечная мораль? Если полувековое подчинение азиатским варварам произошло вследствие разъединения государств, думавших только о своих отдельных национальных интересах, то великое и славное освобождение достигнуто международной организацией соединенных сил







преследовать свой национальный интерес. В. Соловьев считает, что наше национальное дело, имевшее таких предшественников, должно быть велико и прекрасно. На примере событий конца XIX века он показывает отношение к роли России у представителей разных позиций. Национализм

всего европейского населения. Естественным следствием этого очевидного факта оказывается то, что старый, традиционный строй отдельных наций повсюду теряет значение и почти везде исчезают последние остатки старых монархических учреждений. Европа в XXI веке представляет союз







^ 33.Философия свободы Н.А.Бердяева Философия свободы Н.А. Бердяева основывается на оригинальной онтологии, близкой к религиозно-философским конструкциям русской традиции всеединства. Иррациональная человеческая свобода, полагает Н.А. Бердяев, коренится в том

Философия Берд. Является подлинным гином человеку, ярким выражением абсолютного поклонения ему. По его мнению, человек является абсолютным центром не только данной замкнутой планетной системы,но и центром всего бытия.







“ничто”, из которого Бог сотворил мир. При этом “ничто” не есть совершенная пустота, это первопринцип, предшествующий Богу и миру и не содержащий никакой множественности и дифференциации. Н.А. Бердяев говорит, что из божественного Ничто рождается Св. Троица, Бог-Творец. При этом,










утверждает философ, свобода не создана Богом, а коренится в Ничто извечно. Таким образом, и зло, порождённое свободой, также вышло из Ничто. Бог-Творец властвует над созданным им бытием, но над небытием и несотворённой свободой он не властен. Зло, по Н.А. Бердяеву, есть нарушение божественной










иерархии бытия в силу самоопределения иррациональной свободы. В материальной сфере это ведёт к распаду и рабству вместо свободы. Он обращается к гностическому по своей сути пониманию самораскрытия Божества, что позволяет совместить креационистские представления










с идеей независимости и свободы человеческой личности. Как и гностики, решает философ вопрос о происхождении зла: зло заключается в отпадении от Божества в силу свободного самоопределения сущего в мире, субстанциально отличном от Ничто, т. е. являющимся по отношению к










Ничто небытием.В своей “антропологии” Н.А. Бердяев также опирается на учение Я. Бёме, которого он считает “величайшим из мистиков-гностиков”. Знание Бёме Н.А. Бердяев считает “сверхчеловеческим” и “природно- божественным”.










^ 34.Философия всеединства в XX в. Концепция всеединства, начало которой было положено Вл.Соловьевым, получила дальнейшее развитие в трудах его последователей, прежде всего Павла Александровича Флоренского. Сущьностью всеединства у Флоренского является любовь, создающая и скрепляющая единство. В поздних, послереволюционных

узнать. Поэтому только при соединении рационального и иррационального, интуитивного способов постижения может быть раскрыт сам предмет в его трансцедентальной реальности. Философия всеединства внесла весомый вклад в развитие мировой философской мысли. Она способствовала преодолению







произведениях Флоренского концепция всеединства получила дальнейшее развитие. В этот период он больше обращает внимание на разные уровни осуществления всеединства в различных областях реальности, как матер.,так и духовной. В процессе движения по этим ступеням решающая роль

односторонности, неполноты как материалистических, так и идеалистических систем классической философии, противопоставив им учение о целостности, ограниченности бытия, его несводимости к материальной или духовной основе.







принадлежит религии. Другим крупным продолжателем идей Соловьева был Сергей Александрович Булгаков. Мир, согласно его учению, представляет собой такое творение, основой которого является особое, идеальное, божественное начало, именуемое Святой Софией. Божественной является не










только потусторонняя, но и земная жизнь. Всестороннее развитие Булгаковым той составляющей философии всеединства, которая у Соловьева именуется софиологией, учением об идеальности бытия,- отличительная черта концепции Булгакова. Известным последователем










философии Соловьева был также Семен Людвигович Франк. Основной мотив его философии –стремление примирить рациональную мысль и религиозную веру. В подходе Франка к пониманию концепции всеединства проявляется интерес к двум ее аспектам: онтологическому, проблеме соотношения










материального и идеального, и гносеологическому, проблеме соотношения постижимого и непостижимого. Весь мир, полагает он, есть инобытие Бога, его раскрытие, выражение. По мнению Франка, всякая вещь и всякое существо в мире есть нечто большее и иное, чем все, что мы когда-либо сможем о нем










^ 35.Проблемы религии,человека и судьбы России в русской философии первой половины 20в. Наряду с течениями в литературе возникли новые течения в философии. Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и

основных произведениях он предстает перед нами прежде всего как религиозный мыслитель. Он был глубоко верующим человеком. Бог для него безусловно существует. Хотя он резко критиковал христианскую религию и церковь, его критика была формой богоискательства. Он верил







жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как: -природа человека, его свобода, смерть и бессмертие; -гуманизм и его кризис;

в Бога на уровне интуиции, подсознания. Сложность его позиции связана с тем, что , мистически принимая Бога сердцем, он не мог столь же прочно принять его рассудком. В понимании сущности человека он отстаивал представления о единстве божественного и природного начал духа и плоти







-смысл человеческой истории; -ряд важных социальных вопросов. Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С. Соловьев. Соловьев во главу угла своей философской концепции ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее

человека. Особенность его подхода к этой традиционной в философии теме состояла в том, что ярчайшим воплощением человеческой сущности он считал половую любовь – высший синтез души и тела. Философ утверждал простую в своей основе мысль: половая любовь всегда одухотворена,







государственное устройство. Он резко критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик. Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позиции

ибо она от Бога, а дух всегда связан с полом. Половая жизнь, утверждал Розанов, не есть нечто постыдное, запретное, а есть мистическая основа жизни человека, семьи, общества. Постоянный размышления о вере, о человеческой любви естественно подводят Розанова к 3ей его основной теме-теме Родины, России. Тема судеб







объективного идеализма.^ Начало всего сущего - абсолютное, т.е. бог. Бог воспринимает не разумом, а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. Этот физический мир связан с богом через человека, который

России одна из главных связующих нитей его творчества. С большой любовью относясь к своему народу, Розанов в то же время резко выступал против темных,саморазрушительных сил в русской натуре. Главными причинами этой тяжелой духовной болезни он считал «ложный пафос







обладает и материальной и идеальной субстанциями. Возможность познания человеком окружающего мира Соловьев связывал с верой в бога - познание через веру. Василий Васильевич Розанов был в высшей степени оригинальным философом, обладавшим большим литературным талантом. В своих

общественности» в сочетании с традиционной русской ленью, нежеланием делать регулярную работу, нигилизм. Нигилизм и революция были для Розанова однопорядковыми явлениями. В революции он видел лишь разрушение национальной жизни, «конец России», поэтому он не принял ее. Но верил он и в плодотворность социализма.










оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер213 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх