Учебно-методический комплекс для студентов-заочников (Для всех специальностей кроме культурологии) icon

Учебно-методический комплекс для студентов-заочников (Для всех специальностей кроме культурологии)


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей, кроме 080102 Мировая экономика...
Учебно-методический комплекс дисциплины по политологии для всех специальностей Семестр...
Учебно-методический комплекс Для студентов всех специальностей, кроме специальности...
Учебно-методический комплекс Для студентов всех специальностей...
Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Москва...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Этнология для всех специальностей...
Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям по культурологии (Для студентов всех...
Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения...
Учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов основной группы отделения дневного...
Учебно-методический комплекс уфа 2008 удк 811. 161 Ббк 81. 2Рус...
Учебно-методический комплекс по общей психологии для специальностей: 050507 «Русский язык и...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» для всех...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать


Министерство образования Российской Федерации


Российский государственный гуманитарный университет


Факультет истории искусства


Кафедра истории и теории культуры


КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Учебно-методический комплекс

для студентов-заочников

(Для всех специальностей кроме культурологии)

Москва 2000


Учебно-методический комплекс составлен на кафедре истории и теории культуры


© Автор-составитель: канд. геогр. наук, доцент Волкова Э.Н.


Утверждено:

протокол заседания

кафедры истории

и теории культуры

от 05.10.99 № 12


Российский государственный гуманитарный университет, 2000.


СОДЕРЖАНИЕ


1. Программа курса


2. Список источников и литературы



3. Контрольные вопросы


^ 4. Тематический план курса


5. Рабочая тетрадь студента-заочника


6. План тематических консультаций


7. Методические указания по подготовке рефератов


8. Темы рефератов


Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный гуманитарный университет

Факультет истории искусства

Кафедра истории и теории культуры


КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Программа курса для студентов-заочников

(Для всех специальностей кроме культурологии)


Москва 2000


КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Программа курса составлена на кафедре истории и теории культуры


Составитель: канд. геогр. наук, доцент Волкова Э.Н.


Утверждено:

протокол заседания

кафедры истории и теории культуры от 05.10.99 № 12


Российский государственный гуманитарный университет, 2000


^ Пояснительная записка


Учебный курс по культурологии входит в состав дисциплин общефедеральной компоненты образования и предназначен для студентов I – II курсов РГГУ непрофильных специальностей, заочной формы обучения.

Предмет курса – культура как социально-исторический феномен, отличающийся динамизмом и устойчивостью, сложной структурой и целостностью, многообразием и единством.

Цель курса – сформировать у студентов представления об основных подходах и направлениях анализа культуры, о важнейших особенностях различных эпох истории мировой и отечественной культуры, о современных проблемах и тенденциях развития культуры.

Задача курса – познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, с современными представлениями о “постмодернизме” и проблемами межкультурного диалога.

Подход к изучению культурологии основан на методологических принципах исторической и культурной антропологии, на поиске связей между представлениями о сущности культуры и “природы человека” (у различных авторов и в разные исторические эпохи).

Особенности структуры программы: первые две темы имеют вводный характер, помогают сформировать у студентов представления о предмете культурологии, о множестве различных понятий о культуре и о ее начале (в связи с началом человеческой истории); темы № 3-8 раскрывают основные особенности истории мировой и русской культуры (на базе исторической типологии культур); темы № 9-11 посвящены характеристике некоторых из важнейших концепций культуры и заключительная тема № 12 обобщает материал курса и дает представление о состоянии и важнейшей проблематике современной отечественной культуры.

Объем лекционного курса для студентов-заочников всех специальностей – 10 часов; он включает проблематику, отраженную в двух вводных темах данной программы и втором его разделе (темы № 9-12). Первый раздел курса, посвященный истории культуры (темы № 3-8), студенты могут освоить самостоятельно, с помощью рекомендуемой литературы. Основной формой контроля этой самостоятельной работы является оценка качества заполнения ими Рабочей тетради студента (РТС) либо написание тематических рефератов.

Для получения зачета по курсу “Культурология” студенты должны представить заполненную РТС (либо текст реферата), а также ответить на контрольные вопросы по курсу (устно, либо письменно, по выбору преподавателя). Студенты-заочники, живущие в Москве, имеют возможность заменить последнюю форму контроля, регулярно (в течение учебного семестра) отчитываясь преподавателю об освоении отдельных тем на плановых консультациях (их программа прилагается). Система оценок (в баллах) за каждый из этих видов заданий приводится в РТС.

Введение


  1. Предмет культурологии. Понятие о культуре.

История формирования культурологии как гуманитарной дисциплины и социологической науки.

Этимология слова "культура", изменения смысла этого понятия начиная с античности до наших дней. Связь представлений о сущности культуры и сущности человека. Модификация подходов к анализу культуры под влиянием археологии и этнографии, европейской "культурантропологии".

Анализ различных определений культуры и выбор “рабочего” (для данного курса) определения. Понятие “общение” как основание и условие человеческого бытия (М.Бахтин), возможности использования этого понятия для определения культуры.

^ 2. Антропогенез и начало культуры.

Современные представления об антропогенезе и становлении различных элементов ранней культуры: основные факторы расселения архаического человека, формирования многоязычия и культурных стереотипов поведения, социальной и культурной дифференциации человечества, магических форм искусства. Роль языка в становлении человека и его культуры. Анализ концепции “начала человеческой истории” Б.Ф.Поршнева, новые данные археологии и антропологии по данной проблеме.


Часть 1. История мировой и отечественной культуры


^ 3. Архаические формы общения как первоосновы культуры.

Представления о месте и роли “первобытного” человечества в истории мировой культуры (с точки зрения формационного, цивилизационного и этнологического подходов). Анализ ранних форм общения с позиций современной культурной антропологии: значение обмена дарами для становления человека и его культуры (М.Мосс) Роль "первичного монотеизма", истоки магии и религии (Дж.Фрэзер). Переживание "священного" и "мирского" пространства и времени в архаических ри­туалах (М.Элиаде). Роль имени, возрастных инициаций, отношение к рождению и смерти; понятие "партиципации" (Л.Леви-Брюль). Ранние формы культуры как предмет изучения современной психологии религии (Е.А.Торчинов).

  1. ^ Традиционные культуры Древнего Востока.

"Неолитическая революция" и первые "речные" цивилизации Древнего Востока, их общие черты: сословно-кастовая структура социума, сакральный характер власти, мифологичность картины мира. Понятие о “профессионально-именном” ключе культур Востока (М.К.Петров). Отношения "учитель-ученик" как основной тип общения на Востоке. Образы мудреца и пророка в библейской культуре, ее “анонимность” и традиционализм (С.С.Аверинцев). Влияние культур Древнего Востока на античную и общеевропейскую культуру.

  1. ^ Становление античной культуры: переход от мифа к логосу.

Образ “античности” в современных историко-культурных исследованиях". “Греческое чудо" как культурологическая проблема. “Гомеровская эпоха” и ее роль в процессах перехода от мифа к логосу (М.К Петров). Архетипы античной культуры: Дионис и Апполон (в интерпретации Ф.Ницше и Вяч.Иванова). Греческий полис и номос, "телесность" античного космоса (по А.Ф.Лосеву). Роль рабства и ораторского искусства в истории античной культуры. Общие черты и различия "стилей" греческой и римской культур. Игровое начало античной культуры, роль авторства, "запрета на плагиат". Идеал мудрости в античности. Античный политеизм и "философский монотеизм".


  1. ^ Средневековая европейская культура.

История формирования современных представлений о “средневековье”, смена оценок и проблематики. Особенности “формационного” подхода: исследования генезиса феодализма, сословно-иерархической структуры общества и церкви. Анализ архетипов и символов средневековой Европы. Отношения "варварства" и "христианства", микрокосм и макрокосм, циклическое и эсхатологическое время (по А.Я.Гуревичу). Роль средневековых университетов и схоластики, "энциклопедизм" знаний, отношения церкви и культуры . Понятие об иконе и "обратной перспективе" как воплощении средневековой картины мира. Роль ритуала и жеста. Официальная, "куртуазная" и народная карнавальная культура. Явления культуры "осени средневековья" (И.Хейзинга); роль алхимии и астрологии в истории формирования нового типа личности. Итальянские гуманисты и эпоха Возрождения как переход к культуре Нового времени (смена культурных парадигм).


  1. ^ Новоевропейская культура.

Проблемы изучения генезиса культуры и науки Нового времени в Европе. Роль Великих географических открытий в формировании полицентрической картины мира. Основные перемены а “культуре повседневности” к началу ХУП века. Роль реформационных и контрреформационных процессов в ХУП-ХУШ в.в. Содержание и формы "научной революции" ХУП-ХУШ в.в. Распространение научного (сайентистского) метода мышления на гуманитарное знание и художественную культуру. Принцип индивидуализма в философии, этике, политике. Проблемы взаимоотношений человека, общества и го­сударства в концепциях деятелей Просвещения. Черты раннего романтизма в "высокой" культуре Европы. Становление позитивистского мировоззрения. Рождение "массовой культуры", ремифологизация культуры. Феномен модер­низма, его соотношение с культурой Просвещения и Романтизма. Понятие о постструктурализме и постмодернизме, их месте в истории культуры Нового времени (различные подходы и концепции).

^ 8. Место и роль России в истории мировой культуры.

История обсуждения проблем специфики русской культуры “западниками” и “славянофилами”, русскими писателями, историками и философами (взгляды П.Я.Чаадаева, А.С.Хомякова, К.Леонтьева, А.И.Герцена, Ф.М.Достоевского, М.Волошина, Н.А.Бердяева и др.). Различные интерпретации и оценки значения принятия православия для истории культуры Киевской Руси, роли “византийских начал” и “татаро-монгольского ига” в формировании особенностей культуры Московского царства, значения культурных реформ Петра 1, дооктябрьского и советского периода истории культуры России

Анализ историософской схемы В.С.Соловьева: место России между Востоком и Западом, медиативная роль ее культуры в становлении гармонического “всеединства”.

Критика идеи монистического единства мировой культуры, “европеизма” и глобализма деятелями культуры русского зарубежья. Концепции русской национальной самобытности у ранних “евразийцев”, их отношение к культуре советской России.

Особенности культуры постсоветского периода, идейно-теоретические споры последователей А.Д.Сахарова и А.И.Солженицына.

Русская культура в концепциях зарубежной россики.

Культура России на рубеже ХХ1 века: выбор культурных альтератив.


Часть II. Концепции культуры.


^ 9. Культура и природа: "экология культуры.

Культура и природа как противоположные и взаимодополняющие понятия современной теории культуры. Культура как этап общей эволюции природы, ее функция компенсации биологической недостаточности человека. Роль природной среды в формировании "культурной оседлости" человека.

Культура как "этническое поле" (Л.Н.Гумилев). Многообразие "образов мира" как культурная ценность (Г.Гачев). Актуальность проблем экологии культуры, их мировоззренческое значение.

Проблема границ допустимого вмешательства в “природу человека” (в медицине, генной инженерии и др.)


^ 10. Концепции культуры в аналитической психологии.

Значение открытий З.Фрейда для истории культуры ХХ века. З.Фрейд о природе человека и функциях куль­туры, фрейдистский миф о происхождении человека. Символы Эроса и Танатоса в контексте культуры ХХ века. Особенности подхода к анализу культуры в нео­фрейдизме.

К.Г. Юнг о коллективном бессознательном и архе­типах, их значении для творчества. Универсализм архе­типов мировой культуры. Религиозные символы как архетипы.

Анализ основных понятий аналитической психологии, их современных интерпретаций.


^ 11. Проблемы культуры в "философии жизни" и у мыслителей русского

серебрянного века”.

Критика Ф.Ницше оснований новоевропейской культуры. Эллинство и варварство, “Дионис” и “Апполон” как архетипы культуры.

Русские символисты и "богоискатели" - последователи и критики ницшеанства. Романтический и пророческий символизм, их значение для русской культуры "серебряного века". Актуальность культурной проблематики, вы­явленной русскими символистами (Вяч. Иванов, А.Блок, А.Белый, Д.Мережковский и др.).

Отношения между культурой и религией (по П.Флоренскому, С.Н.Булгакову, Л.Шестову). В.С.Соловьев о религиозном значении культурного многообразия. Истоки и ключевые образы Востока и Запада как основных принципов общения между чело­веком и Богом.

Сопоставление культурфилософских моделей мировой истории западных и русских мыслителей.


  1. ^ Современные культурологические проблемы.

Теории “глобальной культуры” и мультикультурализма на рубеже третьего тысячелетия.

Постмодернизм как явление культуры ХХ века. Пост­структурализм (Р.Барт, Ж.Лакан, М.Фуко) и деконструктивизм (в концепции Ж.Дерриды) как элементы постмо­дернизма (Симона де Бовуар, Ю.Кристева). Проблема языкового сознания у Жака Лакана и его последователей. Феминистская критика как явление постмодернизма. Кризис личностного начала в культуре, "демонтаж" классического философствования о культуре (по Ж.Бодрийару).

Роль межкультурных и межконфессиональных диа­логов в современном мире; концепции научной школы “диалогика культур” (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Л.М.Баткин и др.)

Условия и структура межкультурных коммуникаций. Основные элементы и понятия современных межкультурных коммуникаций: семантема, сообщение, текст культуры, локальная культурно-семантическая система (этническая культура, национальный язык, конфессиональная система).

Факторы поддержания культурного многообразия в современной системе мировой культуры.

Список источников и литературы


ИСТОЧНИКИ

Обязательные:

1. Бубер М. Я и Ты. М., 1996.

  1. 2. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т.т. М.,1993-1995

  2. Ницше 3. Рождение трагедии из духа музыки Соч, т.1, 1996.

  3. Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика // Соч. т. 1, 1989.

  4. Фрейд З. Я и Оно. // Фрейд З. Избранное. М., 1995.

  5. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1980.

  6. Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного. ВФ, № 1, 1988.


Дополнительные:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

3. Иванов Вяч. По звездам: статьи и афоризма // Иванов В. Избранное. М., 1996.

4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышле-

нии. М., 1994.

5. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1983.

6. Тейяр-де-Шарден. Феномен человека. М., 1983.

8. Флоренский П.А. Мысль и язык. //Соч. Т.П., М., 1990.

9. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1, 1993; т.2,1998.

10. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

11. Эко У. Когда на сцену приходит Другой // Пять эссе на темы этики. М., 1988.

12. Ясперс К. Истоки истории и ее цель //Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

ЛИТЕРАТУРА


Основная:

  1. Белик А.А. Культурология. Антропологическая теория культур. М., 1998. Гл. 1-2.

  2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры М., 1996. Гл. 1-4.

  3. Гуревич П.С. Культурология. М. , 1996. Введение и гл. 1.

  4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994 Часть 1.

  5. История мировой культуры. Наследие Запада. М.. 1998. Гл. 1-2.

  6. Ильин И.П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М.,1998.

  7. Кондаков И.В. Введение в историю культуры. М., 1997. Гл.1-5.

  8. Кондаков И.В. Культура России. М., 1999.

  9. Культура: теория и проблемы. М., 1995. Гл. 1-4.

  10. Культурология (очерки теории культуры). М., 1994. Часть 1.

  11. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995. Изд. 2, М.,1997. Гл 1-3.

  12. Культурология. Теория и история культур. М., 1996. Введение.

  13. Культурология. М., 1998. Гл. 1-5.

  14. Культурология. ХХ век. Словарь, Спб, 1997.

  15. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1-2, Спб, 1998.

  16. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997.

  17. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998. Гл.1

  18. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М, 1991. Гл. 1-5.

  19. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. Гл. 3,7.

  20. Торчинов Е.А. Религии мира. Спб,1997. Гл. 1-4.

  21. Флиер А.Я. Культурогенез. М. 1995. Ч.1.

  22. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1995.


Дополнительная:

  1. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы ли­тературы , №8, 1971.

  2. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. Ч.1-2.

  3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. Гл. 1, Заключение.

  4. Великовский С.И. Культура как полагание смыслов // Одиссей. М.1989.

  5. Волкова Э.Н. Категории культуры // Гуманитарные науки и новые информационные технологии. М., 1994

  6. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988. Введение, гл 1-3.

  7. Григорьян. Б.Т. Философская антропология. М., 1982. Гл. 1

  8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. Часть 1Х

  9. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. Введение.

  10. Гуссейнов А.А. Природа как ценность культуры // Экология, культура,

  11. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977

  12. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. М., 1989. Гл.1

  13. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Гл. 1-2

  14. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф-имя-культура. Тарту, 1973.

  15. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. Гл. 1.

  16. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1980. Гл. 1-3.

  17. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995.

  18. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

  19. Сушков Б.Ф. Русская культура: новый курс. М., 1996.

  20. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990. Гл.1.

  21. Федотов Г. Статьи о культуре // Вопросы литературы. № 2, 1990.

  22. Федотов Г. Судьба и грехи России //Г.Федотов. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Спб, 1991. Т.1.

  23. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.. 1990. Гл.1.

  24. Фромм Э. Психоанализ и религия. // Сумерки богов. М., 1989.

  25. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексальности. М., 1997. Гл. 1

  26. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. Введение.

  27. Шульгин В.С., Кошман Л.В. , Зезина М.Р. Культура России Х-ХХ в.в. М., 1996.

  28. Яковенко И.Г. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы. Новосибирск, 1999. Гл. 1. 6.


Контрольные вопросы


  1. Основные подходы к определению культуры (из числа упомянутых в учебных пособиях по культурологии).

  2. Какой образ человека возникает из различных определений культуры?

  3. Возможные смыслы понятия "общение" - ключевого понятия для рабочего определения культуры в данном курсе.

  4. Анализ определения культуры как способа и способ­ности к общению.

  5. Основные моменты антропогенеза, по гипотезе Б.Ф. Поршнева.

  6. Что принципиально отличает человека от животных (варианты возможных подходов)?

  7. Роль языка, появления "имен собственных" в станов­лении человеческой культуры.

  8. Магия и религия как особые формы общения в начале человеческой истории.

  9. Какую роль в становлении культуры сыграла этниче­ская и социальная дифференциация?

  10. Функции музыкального и образного искусства в архаической культуре человечества.

  11. Какова роль суггестии (и защиты от нее) в антропо­генезе и рождении ранних форм культуры?

  12. Какие общие черты культур Древнего Востока по­зволяют отнести их к одному типу культуры?

  13. Основные особенности мифологического мировос­приятия.

  14. Как обеспечивалась надежная трансляция традици­онной культуры Востока?

  15. Основные факторы возникновения античной культуры (согласно гипотезе Петрова М.К.).

  16. Как осуществлялся переход "от мифа к логосу"?

  17. Проанализировать и сопоставить понятия античной культуры: полис, номос, логос, космос.

  18. Античная культура как игра, отношение античных авторов к новаторству и канону.

  19. Имперские символы Древнего Рима и символика раннесредневековой культуры (заимствования и переосмысления).

  20. Пространство и время в христианской и варварской картине мира.

  21. Роль алхимии и астрологии в становлении "возрожденческой" творческой личности.

  22. Диалог культур как феномен новоевропейской культуры.

  23. Система ценностей и новый идеал человеческой личности в европейской культуре.

  24. Основные черты культуры Просвещения.

  25. Что такое "экология культуры" в понимании Д.С.Лихачева, Л.Н.Гумилева и Г.Д.Гачева?

  26. Анализ концепции этногенеза и сущности культуры Л.Н.Гумилева.

  27. "Национальные образы мира" как элементы общечеловеческой культуры, по Г.Д.Гачеву.

  28. Основные факторы формирования человеческой личности, по З.Фрейду.

  29. Культура как "сублимация" подсознательных влечений, по З.Фрейду. Социальные и психологические функции культуры, согласно его концепции.

  30. Архетипы коллективного бессознательного, их место в истории мировой культуры, в творчестве.

  31. Сравнительный анализ образа человека и его культуры в концепциях З.Фрейда и К.-Г.Юнга.

  32. На какие философские и культурологические концепции опираются русские символисты, кого можно назвать их предшественниками?

  33. Какие идеи заимствовали символисты у Ф.Ницше и что отвергли в ницшеанстве?

  34. Дионисийство и аполлонийство как архетипы культуры, их место в "эллинской" и "варварской" культурах, по Вяч.Иванову.

  35. О чем "пророчили" русские символисты и как во­плотились их идеи в культуре ХХ века?

  36. В.С.Соловьев о Востоке и Западе как архетипах мировой культуры.

  37. Общее и особенное в "способах общения" культур Индии, Ирана, Египта и библейской Иудеи, по В.С. Со­ловьеву.

  38. Ключевая идея культуры Запада (в Древней Греции и Древнем Риме), по Соловьеву.

  39. Представление о центре мировой культуры (месте встречи Востока и Запада) и дальнейших перемещениях этого центра (в русской религиозной философии).

  40. Как ставили вопрос о месте и предназначении России и ее культуры русские символисты и религиозные философы?

  41. Основные положения концепции спора постструктуралистов (М.Фуко, Ж.Лакана, Р.Барта).

  42. Что такое "языковое сознание", по Ж.Лакану?

  43. Задачи феминистской критики культуры, ее основные аспекты.

  44. Представление о глобальной культуре-музее в совре­менном постмодернизме.

  45. Условия глубины и полноты межкультурных диалогов.



Тематический план курса лекций для студентов-заочников (10 ч.)


1. Введение. Предмет культурологии. Понятие о культуре

(основные подходы и определения) 2 часа


2. Проблемы антропогенеза и начала культуры. Механизмы становления ранних форм общения как основания культуры 2 часа


3. Концепции культуры классиков аналитической психологии

и современное состояние психологии культуры 2 часа


4. Анализ кризиса новоевропейской культуры в “философии

жизни” и у русских символистов. Русская культура между

Востоком и Западом: традиционная и современная постановка

проблемы 2 часа


5. Понятие о постмодернизме. Проблемы межкультурного

диалога. Русская культура на пороге Ш тысячелетия.

Заключение 2 часа


Министерство образования Российской Федерации


Российский государственный гуманитарный университет


Факультет истории искусства


Кафедра истории и теории культуры


КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Рабочая тетрадь студента-заочника

(Для всех специальностей кроме культурологии)


Москва 2000


Рабочая тетрадь студента (РТС) составлена на кафедре истории и теории культуры


Составитель: канд. геогр. наук, доцент Волкова Э.Н.


Утверждено:

протокол заседания

кафедры истории и теории культуры

от 05.10.99 №12


Российский государственный гуманитарный университет, 2000.


^ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА


Фамилия И.О. студента _____________________________________

Факультет ___________________________Курс ______Группа_____


Фамилия И.О. преподавателя _________________________________


СОДЕРЖАНИЕ:


1. Памятка по пользованию РТС.

2. Пояснительная записка.

3. Тема № 1. Понятие о культуре.

4. Тема № 2. Антропогенез и начало культуры.

5. Тема № 3. Архаические формы общения как первоосновы культуры

6. Тема № 4. Традиционные культуры Древнего Востока

7. Тема № 5. Становление античной культуры: переход от мифа к логосу

8. Тема № 6. Средневековая европейская культура

9. Тема № 7. Новоевропейская культура.

10.Тема № 8. Современные проблемы культуры


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая тетрадь студента-заочника (РТС) является учебно-методическим пособием, обеспечивающим изучения курса “Культурология” и дополняющим документы учебно-методического комплекса по данной дисциплине. Основное назначение РТС - создать необходимые условия для успешной самостоятельной работы студента-заочника по изучению данного курса. РТС отражает две вводные темы и первую часть курса, посвященную истории культуры. Вторая его часть (основные культурологические концепции) находит отражение в лекционном курсе и разъясняется на тематических консультациях для студентов, имеющих возможность регулярно встречаться с преподавателем.

Постоянная работа студента и преподавателя с РТС дает возможность адекватно оценить знания и навыки студента к окончанию учебного года, при условии использования лекционного материала и изучения источников и литературы по разделам РТС.

^ ПАМЯТКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РТС


  1. В течение учебного года студент должен регулярно заполнять соответствующие разделы РТС.

  2. Для выполнения заданий РТС студентам необходимо прежде всего внимательно ознакомиться с текстами, рекомендованными по данной теме, после чего приступить к выполнению заданий, ответам на соответствующие вопросы. Эти ответы должны продемонстрировать знание и понимание данных текстов.

  3. РТС обязательно должна быть заполнена студентами тех специальностей, учебными планами которых не предусмотрено написание рефератов по курсу “Культурология” . Остальные студенты могут выбрать между написанием реферата по одной из предлагаемых тем и заполнением РТС, так как оба данных вида самостоятельной работы предполагают овладение близкими навыками и умениями и относятся к одной (первой) части курса. Однако, студентам ряда специальностей, смежных с культурологией (философия, психология история, музеология и др.) преподаватель может предложить работу с РТС в качестве обязательной.

  4. Студенты должны сдать преподавателю для проверки заполненную РТС (либо текст реферата) не позднее чем за 1 месяц до срока зачета, установленного деканатом.

  5. Всем студентам-заочникам, учебными планами которых предусмотрено написание реферата по курсу “Культурология”, следует внимательно ознакомиться с Методическими указаниями по подготовке рефератов и выбрать одну из тем предлагаемого списка (либо предложить свой вариант темы, по согласованию с преподавателем).

  6. В случае выполнения всех требований, преподаватель выставляет итоговую оценку и ставит зачет по курсу “Культурология”. Критерием оценки работы студентов являются их навыки и умения давать содержательные ответы и выполнять задания по темам РТС, а также их способность к написанию развернутого, логично построенного реферата по одной из тем.

  7. Качество ответов на каждое из заданий РТС оценивается преподавателем в рецензии и количеством баллов : 0 (что означает, что ответ неудовлетворителен), 1 (ответ неполный, неточный) и 2 (отличный ответ, задание выполнено полностью). Максимальная сумма баллов за данный вид отчетности (по 8-ми темам) - 16 баллов.

  8. Студенты-заочники, выбравшие в качестве формы текущего контроля плановые консультации, могут заработать за этот вид учебной работы 10 баллов (0, 1 или 2 за каждую тему). Качество реферата может быть оценено (если он принят) в пределах от 10 до 16 баллов.

  9. Для получения зачета по курсу студенту необходимо набрать не менее 20 баллов: по сумме оценок за работу с РТС - либо за реферат- (минимум 10 баллов) и оценок за ответы на контрольные вопросы по курсу (минимум 10 баллов); то же количество баллов можно получить за работу в течение учебного года на плановых консультациях.







оставить комментарий
страница1/5
Волкова Э.Н
Дата26.09.2011
Размер1.02 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх