Предпосылки возникновения. Наскальная живопись, миниатюрная скульптура, геометрический орнамент icon

Предпосылки возникновения. Наскальная живопись, миниатюрная скульптура, геометрический орнамент


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Е. А. Керсновская наскальная живопись...
Конкурс был направлен на п...
Программа дисциплины живопись и скульптура индекс дисциплины по учебному плану Направление...
План Введение > Скульптура Древней Греции 1 скульптура в Древней Греции...
Разработка урока по предмету: изобразительное искусство тема: «Палех. Миниатюрная живопись»...
Литература    музыка     драма     опера и  балет     кино     скульптура   живопись   ...
Программы
Методические указания к изучению дисциплины “Фотожурналистика” Тема Исторические и...
Урок-вернисаж
«Миниатюрная скульптура»...
Просвещение в россии социокультурные предпосылки возникновения идеологии Просвещения...
Одна из наиболее интересных и разнообразных стран Европы...



Загрузка...
скачать


План:



  1. Предпосылки возникновения. Наскальная живопись, миниатюрная скульптура, геометрический орнамент.

  2. Неолитическая революция. Зарождение архитектуры. Погребения.

  3. Ранние формы религии (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм).



Введение.

Культура первобытного общества.


Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.


Цель: ознакомится с предпосылками возникновения культурного первобытного общества, неолитической революцией ранними формами религии.


Задачи:

  1. изучить возникновение искусства в эпоху первобытного общества, жанры.

  2. изучить дальнейшее развитие искусства после неолитической революции, зарождение архитектуры и возникновение погребения.

  3. изучить ранние формы религии, такие как: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм.



Актуальность данной темы заключается в том что культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая, культура насчитывает более 30 тыс.лет.



  1. Предпосылки возникновения. Наскальная живопись, миниатюрная скульптура, геометрический орнамент.


Предпосылки возникновения. Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

^ Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н.э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы, появившиеся то 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия . они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпун с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.


^ Наскальная живопись и миниатюрная скульптур, геометрический орнамент. Из поколения в поколения передавалась техника изготовления орудия и некоторые её секреты. Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствует о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда – почти на миллион лет.

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:

  • Каменная скульптура;

  • Наскальная живопись

  • Глиняная посуда.


В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы – камень, дерево, кость.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет. Тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше – около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «Венеры» - фигурки женщин высотой 10-15 см. женские скульптуры ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигуры и изображения зверей получили название пластики малых форм.

^ Звериный стиль – условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных.

Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура – трехмерное или объемное. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных обычно не соблюдались. Это не позволяло художнику подчинить композицию законом перспективы. Движение в пещерной живописи передаётся через положение ног (скрещивающиеся ноги - бег), наклон тела или поворот головы.

И зоологические, и антропоморфорные изображения выполняли культовую функцию. Таким образом, религия и искусство возникли практически одновременно.

Культ матери – продожительницы рода – один из древнейших культов. Культ животного – анимического родоначальника рода – не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй – духовное.

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего ряда обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных водах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра.

Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры.

В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен. Первые «гравюры» появились здесь по оценкам специалистов, 8000 лет назад. До настоящего времени зарегистрировано около 170 000 наскальных рисунков, но многие из них пока только ожидают научной экспертизы.

Особая область первобытного искусства – орнамент.

Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. Однако подлинного расцвета геометрический орнамент достигает в эпоху земледельческих обществ, где он превращается в настоящее искусство геометрических абстракций, за которыми скрывалось определенное мировоззрение и сложная символика.

Орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картинкой мира. Уже искусство эпохи неолита показывает, что религиозное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесообразности.

На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду. Украшения утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприятие людей, их социальное взросление.



  1. Неолитическая революция. Зарождение архитектуры. Погребения.


Неолитическая революция. Еще большее развитие культура получает после так называемой неолитической революции.

Обработка почвы в неолите и искусственное выращивание растений создали условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций.

В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетия до н. э.

Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия – над собирательством, оседлого образа жизни – над кочевым, патриархата - над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.


^ Зарождение архитектуры. Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях – с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие – на сооружение общественных учреждений. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки – временные неукреплённые лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения земледельцев, которые могли принимать форму крепости или городища. Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости. Несколько позже – в период древневосточных цивилизаций – архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область – градостроительство.


Погребения. На пересечении скульптуры, архитектуры и религии возникло погребение. Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80-100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры.

Обряды погребения отражали двойственное стремление – удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др.

На более высокий уровень культура погребения поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты). Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка. Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религиозных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кремация и захоронение в землю.

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких либо надмогильных сооружений.



  1. Ранние формы религий (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм)


Анимизм. Верования в древнем человеческом обществе являли собой реакцию совокупной личности на её восприятие совокупной вселенной. Тесно связанные с первобытными мифическими воззрениями, они основывались на анимизме ( от лат. Anima – дух, душа), наделении природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э.Б. Тайлором (1832-1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Ядром этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделятся от тела.

Анимистические представления о природе души предопределили отношение первобытного человека к смерти, погребению, умершим.


Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia – волшебство), представляет собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религии. Одни ученные, как английский религиовед этнолог Джеймс Фрэзер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. Исследуя культы первобытных и древних народов, он составил классификацию магических приемов, выводя их из психологических представлений. Магию он подразделяет соответственно на подражательную и заразительную. Немецкий этнолог и социолог А.Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я.Штернберг (1861-1927) считает её продуктом ранних мистических верований. Несомненно одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное».

Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных или рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из той роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.

Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражание животным, зачастую с употреблением шкур животных. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.

Одним из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов. Любовная магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов, поверья о половых связях людей с духами, культ божеств любви – весь этот обширный и довольно пестрый комплекс религиозно-магических представлений и действий может быть предметом самостоятельного научного исследования.

Многие виды магии используются и в настоящее время. Например, один из самых устойчивых видов магии – половая магия. Её обряды нередко и сейчас продолжают существовать в самой простой и непосредственной форме. У культурных народов Европы по сей день сохраняются разные «присушки» и «отсушки»,удержавшие свой крайне архаический характер. Причина ясна: ведь источник и корни половой магии – те взаимоотношения между полами, которые и в наши дни во многом сохраняют антагонистический, иррациональный, не поддающийся разумному регулированию характер.

Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.


Фетишизм. Разновидность магии – фетишизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) –поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Объектами поклонения – фетишами – могут быть камни, палки, деревянные, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу.

Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом, которому приписывались сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий, болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб. Костяные амулеты в виде птиц обитатели палеолитических стоянок Буреть и Мальта носили на шее. В Карелии встречаются сверленные каменные навершия декоративных молотов с головами лосей и медведей на конце. По всей видимости, изготовлялись они не для забавы, а для обрядовых действий, жизненно необходимых с точки зрения первобытного охотника.

Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.


Тотемизм. В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным: деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным. Тотемизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным.

Существует родовой, фратриальный (от греч. фратрия - братство), групповой, половой и индивидуальный тотемизм. По мнению большинства исследователей, тотемы фратрий были древнейшими. Фратрии возникали по мере разложения племен на более мелкие родовые группы.

От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных. Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

Следы и пережитки тотемизма обнаруживается и в религиях классовых обществ. В Китае в древний период племя инь (Иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. В японском синтоизме с пережитками тотемизма связано почитание животных: лисиц, обезьян черепах, змей и др. Весьма вероятно что известное предание о волчице, вскормившей легендарных Ромула Рема, основателей Рима, - тоже отголосок тотемизма. Прослеживается влияние тотемистических пережитков на мировые и национальные религии, например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.


Заключение.


Первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображение в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудия труда и строительство оседлых поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы – все это начало происходить в период неолитической революции.

Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенно нового искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре.

Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии.

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.

Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникали и сохранялись там и тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.

Также существуют один из видов магии – это фетишизм. Объектами которого могут совершенно различные предметы, естественного происхождения и созданные самим человеком.


Список использованной литературы.



  1. Кравченко А. И. Культорология. М.: Академ. проэкт, 2001.

  2. Культорология: история мировой культуры: учеб. для вузов / под ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2000.

  3. Силичев Д. А. Культорология: учеб. пособие для вузов. М.: Приор, 1998.

  4. Тейлор Э. Б Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.






Скачать 154.53 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер154.53 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх