Тема учебного занятия icon

Тема учебного занятия


Смотрите также:
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) Город:...
Тема учебного занятия...
Тема учебного занятия: Транспортные системы организма...
Тема учебного занятия...
Урока № Тема учебного занятия: «Углерод» (рассчитан на 2 учебных часа)...
Конспект учебного занятия по Всеобщей истории Тема учебного занятия...
Планирование занятия. Конструирование задач учебного занятия Модель учебного занятия...
Методические рекомендации по анализу занятия учебной группы Можно выделить три типа анализа...
Методические рекомендации по анализу занятия учебной группы Можно выделить три типа анализа...
Рекомендации к проектированию учебного занятия При проектировании учебного занятия можно...
Учебного занятия: «Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь, творчество...
План и конспект учебного занятия Методы и приемы обучения на занятиях...





Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)


Тема учебного занятия:

Античность – колыбель европейской культуры. (урок № 1)


Класс 10


Разработала: Алехина Ю.Ю.

учитель ИЗО и МХК

МОУ «СОШ № 51 им. Ф.Д. Воронова»


Город: Магнитогорск, 2007г.


Урок №1


Тема учебного занятия: Античность – колыбель европейской культуры. Искусство архаики анализ древнегреческой архитектуры в процессе изучения памятников афинского Акрополя классического периода.


^ Продолжительность занятия: 45минут.


Тип учебного занятия: комбинированный урок.


Цели учебного занятия:

1. Дать общие представления об особенностях культуры Древней Греции. Рассмотреть основные периоды развития культуры и определить характерные гомеровского периода, периода архаики и классического периода Древней Греции.

2. Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления; овладение умением анализировать произведение искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.

3. Воспитание художественно-эстетического вкуса, освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре и их характерных особенностях.


Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.Диск «Мировая художественная культура 10-11 классы» ЗАО «Инфостудия Экон», диск «Культурология» ЗАО «Новый диск», диск «МХК от зарождения до XVII века» Издательский дом «Питер».


^ Дидактические материалы к учебному занятию: Презентация на основе ЦОР «Античность – колыбель европейской культуры»;

Литературный текст с рисунком «Архитектура Древней Греции»

План Афинского Акрополя.


^ Ход учебного занятия:


1 Организация начала урока (2мин.)

Цель этапа: Подготовка учащихся к работе.

Знания: организация внимания и внутренней готовности.

Умения: умение организовываться.

Методы: словесный.

Формы: фронтальный.

Деятельность учителя: приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, изложение темы урока – художественная культура Древней Греции гомеровского, архаического и классического периодов.

Деятельность учащихся: Подготовка к работе. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа.


^ 2 Повторение пройденного материала. (3мин)

Цель этапа: Актуализация и проверка знаний учащихся.

Знания: Знать основные этапы развития мировой истории, в частности истории Древнего мира, Древней Греции. Знать периоды развития Древней Греции.

Умения: Иметь навык работы с различными источниками информации.

Методы: Фронтальная беседа.

Формы: фронтальная работа с классом.

Деятельность учителя: Мы продолжаем изучать искусство Древней Греции. Но прежде чем мы начнем новую тему, давайте вспомним основные периоды развития античного искусства.

Деятельность учащихся: Учащиеся перечисляют основные этапы развития античного искусства.

^ Эгейский или критомекенский (III–II тыс. до н.э.),

Гомеровский (XI-IX вв.до н.э.);

Архаический (VIII-VI вв. до н.э.);

Классический (V-IV вв. до н.э.);

Эллинистический (вторая половина IV-середина I вв. до н.э.).


^ 3 Знакомство с новым материалом: (25мин.)


Цель: Знакомство с особенностями культуры Древней Греции. Рассмотреть гомеровский, архаический и классический периоды развития культуры Древней Греции и определить характерные черты искусства.

Знания: Знакомство с материалом с демонстрационного экрана, выборка интересной информации.

Умения: Анализировать полученную информацию, сравнивать пройденный материал с новым материалом. Работа с репродуктивным материалом.

Методы: Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивная беседа (трансляция).

Формы: Коллективная, индивидуальная, самостоятельная и исследовательская.

Используемые ЦОР: слайд-фильм на цифровых носителях. Использование аудиторной демонстрационной техники на основе ПК.

Деятельность учителя: Через проектор с монитора ПК проводится демонстрация подобранного материала по теме урока «Античность- колыбель европейской культуры».

Деятельность учащихся: Смотрят, слушают, заполняют таблицу в тетради, отвечают на вопорсы.

Материал: Античность – одна из самых ярких и многогранных страниц истории мировой художественной культуры. Погребенные средневековьем древнегреческие руины открыли мастера эпохи возрождения.

Античность провозгласили непревзойденной и совершенной. Она вдохновляла едва ли не всех великих художников.

Было создано совершенное по форме искусство. Эллада вышла далеко за пределы национальных границ, создав искусство понятное не только эллинам, но и всем другим народам. Красота и глубокий смысл эллинских творений продолжают пленять человечество.

Возникнув в Древней Греции, античная культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Спустя многие тысячелетия она продолжает сохранять свое непреходящее значение. Греческая архитектура и скульптура, философия и драматургия, литература и театр не утратили свое эстетическое значение и в наши дни, как и греческая система образования.


^ Гомеровский период.

Период гомеровской Греции, названный так по имени древнегреческого аэда, Гомера, автора “Иллиады” и “Одиссеи” (VIII в. до н. э.), из произведений которого мы узнаем о жизни Греции того времени. (XI - IX вв. до н. э.). Произведения великого Гомера являются не только важнейшим источником исторической информации, где миф переплетается с историей, но и прекрасным поэтическим произведением эпического характера. Гомер пишет о событиях Крито-микенской цивилизации, отражая ее культуру и ее уровень. Герои Гомера перенесены автором в более позднюю историческую среду – это цари и предствители знати.

Гомеровский период был бесписьменным. После длительного перерыва появляются первые греческие надписи (вторая половина VIII в. до н.э.). В них используется новое алфавитное письмо. Однако считается, что огмеровский период не нес в себе стремительное культурное развитие. Он способствовал скорее вызреванию предпосылок для подъема греческого общества на последующем этапе.

В это время Греция вернулась к родоплеменному строю, были утрачены письменность, умение строить дворцы, навыки мореплавания и многое другое. Но с дорийцами Греция вошла в Железный век. С ними в Греции начали формироваться вышеперечисленные особенности древнегреческой культуры и цивилизации, определившие высочайший уровень ее художественной культуры.

В этот период начала складываться греческая мифология, в рамках которой человек создал целостную картину мира, основной чертой которой стала сказочно-религиозная условность.

Боги Олимпа стали источником сюжетов и образов художественного творчества.

Проверка домашнего задания:

Цель этапа: Актуализация и проверка знаний учащихся.

Знания: Знать основные этапы развития мировой истории, в частности истории Древнего мира, Древней Греции. Знать древнегреческую мифологию.

Умения: Иметь навык работы с различными источниками информации.

Методы: Контроль и проверка знаний. Актуализация знаний учащихся.

Формы: Индивидуальная. Фронтальный письменный опрос.

Деятельность учителя: На дом вам было дано задание изучить древнегреческую мифологию.

Проверим и повторим ваши знания по изученному материалу.

Учитель использует мультимедийный проектор и на экран выводит изображение древнегреческих богов и краткую характеристику каждого божества.

Деятельность учащихся: Определить и записать в тетрадь имена древнегреческих богов демонстрируемых на экране.

В это время греки строят храмы своим богам (на Крите этой цели служили дворцы), но до нас они не дошли, сохранились лишь остатки фундаментов и изображения на вазах. До наших дней сохранились керамические изделия того времени, расписанные в так называемом «геометрическом стиле» - орнаментом из кругов, ромбов, треугольников и т.д.


^ Период архаики.

Искусство греческой архаики – новое по стилю и духу – возникло в эпоху становления республиканского правления, возникновения полисов – греческих городов-государств. Каждый полис обладал своим государственным устройством, имел свою денежную систему, широкие торговые связи. Были разработаны главные эстетические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, основные жанры литературы, театр, ордерная архитектура и т.д.

Самостоятельная работа учащихся:

Цель этапа: Приобщить учащихся к навыкам работы с литературным текстом.

Знания: Знать особенности ордерной системы Древней Греции и ее основных элементов.

Умения: давать определения новым архитектурным понятиям, доказывать свою точку зрения, используя литературный материал.

Методы: Исследовательский. Фронтальный опрос.

Формы: Работа с текстом, обсуждение в парах.

Деятельность учителя: Организация исследовательской работы. Контроль. Вывод результатов на экран.

Деятельность учащихся: Изучение и анализ текста.

Архитектура носит культовый характер и связана, прежде всего, со строительством храмов, которые были центрами политической, религиозной и экономической жизни каждого полиса, местом хранения его казны и других сокровищ. Храмы – это жилище богов (они были обращены фасадом на восток) и героев (ориентированны на запад), украшенные рельефами статуями. Храмы были небольшие по размеру, воплощая идею о соизмеримости человека и природы. Пропорции колонн, баз, капителей рассчитывались исходя из пропорций человеческого тела. Это поднимало человека до уровня богов и героев.

В основе планировочной структуры храма лежал жилой дом типа мегарон, где очаг был заменен статуей божества; не случайно слово «наос» означает одновременно и храм, и жилище. Первоначально это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план с двускатной крышей и небольшим внутренним пространством. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутемном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм лишь снаружи. Очевидно, поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

^ Создан единый архитектурный язык – ордерная система: определенное соотношение несомых и несущих частей сооружения и особенностей его украшения.

Существует три типа греческих ордеров: дорический, ионический, коринфский.

В эпоху архаики (VII в до н. э.) сложились два основных типа греческого ордера.

1)Дорический – самая древняя разновидность. Назван в честь суровых и мужественных дорийцев, живших на севере Греции. В дорическом ордере прообразом колонны был ствол дерева. Дорическая колонна, коренастая и приземистая. Колонны ставили прямо на стереобат без подставок, колонны резко сужались кверху и обычно имели утолщение в центре - энтазис (чтобы подчеркнуть тяжесть, которую приходится нести опорам здания); колонны так же имели обычно двадцать желобков – каннелюр (они зрительно облегчали вес колонн и подчеркивали устремленность вверх).

^ 2)Ионический. Его название происходит от названия другой древней основной ветви эллинов – ионийцев, которые населяли центральные Балканы.

Ионический ордер более легкий, стройный и изящный. Для него характерны тонкие, высокие колонны; они не могли стоять прямо на ступенях, им нужна подставка – база. Каннелюры колонны более глубокие. Своеобразна и капитель колонны – два завитка спирали – волюты.

Если сравнить оба ордера, то можно сказать, что дорический одер воплощал идею мужественности, ионический – женственности. Не случайно впоследствии в дорическом ордере колонны заменяются или дополняются мужскими фигурами (атлантами), а в ионическом – женскими (кариатидами).

^ 3)Коринфский – этот тип ордера возник в период эллинизма (IV в. до н. э.), когда Александр Македонский расширяет границы Греции до берегов Черного моря.

Результатом «проникновения» эллинов на восток стали новые формы искусства, сочетающие, греческие и варварские принципы культуры. Восточное влияние проявилось в декоративности. Коринфсикй стиль создавал чрезвычайно богатый, пышный, нарядный образ. По пропорциям этот ордер совпадал с ионическим, но отличался более высокой капителью, декорированной листьями аканфа – ядовитого растения.

^ Архитектурный ордер, созданный древними греками на основе стоечно-балочной конструкции, стал основой античных храмов.


В эпоху архаики строили греческие святилища: Аполлона (бога света и искусств) – в Дельфах; Геры (супруги верховного бога Зевса) – в Олимпии. Святилища являлись сосредоточием древнейших ритуалов и постепенно крупными центрами искусств.

Большое место в художественной культуре архаики занимала скульптура, которая украшала не только храмы, но и была важной составной частью религиозного культа. Скульптурой греки хотели выразить красоту человеческого тела. Поэтому основными типами статуй в этот период были обнаженные атлеты – куросы с вытянутыми вдоль тела руками, широкими плечами, узкими бедрами, ногами в неподвижно застывшем шаге и блуждающей на губах полуулыбкой, и задрапированные женщины – коры, которые отличались от куросов лишь одеянием. Они несколько примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к телу руки, устремленный вперед взгляд, одна нога у нее обычно выдвинута вперед – для сохранения равновесия.

В искусстве происходит знаменательный сдвиг. В вазовой росписи человеку начинают уделять основное внимание, и его образ приобретает все более реальные черты. Бессюжетный орнамент теряет свое былое значение. С этого момента греческое изобразительное искусство твердо вступает на путь гуманизма, где ему суждено было завоевать немеркнущую в веках славу. Цель искусства – создание красоты, которая равнозначна добру, равнозначна духовному и физическому совершенству человека. Творимая искусством идеальная красота рождает в человеке благородное стремление к самоусовершенствованию. Искусство вазописи быстро совершенствуется в позднюю архаическую эпоху. Чернофигурные вазы характерны для первых трех четвертей VI в. до н. э., и в их изготовлении первое место занимает Аттика с ее столицей Афинами. Чернофигурная роспись сугубо декоративна. Рисунок наводится на глиняный желтый, розовый или оранжевый фон сосуда. В основе рисунка – силуэт, так что фигура дается не объемно. Детали прорабатываются резцом, подобно гравировки по металлу.

В конце VI в. до н. э. в вазописи наступает коренной перелом: чернофигурную роспись сменяет более совершенная – краснофигурная. Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается блестящим черным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими черными линиями, более мелкие – едва заметными бледно-желтыми штрихами.

Искусство греческой архаики обладает особой гармонией и поэтическим чувством, оно обращено к человеку, отражает радость жизни.


^ Классический период.

Архаическое искусство заложило основы для последующего классического этапа развития. Классический период античного искусства (480 – 323 гг. до н. э.) продолжал традиции архаики во всех видах искусств: архитектуре, живописи, пластике.

Величайшие произведения греческого искусства были созданы в V в. до н. э. Начало этого периода ознаменовано победоносной борьбой свободолюбивых греков с персами, пытавшимися их поработить. В передовых полисах, таких, как Афины, складывается демократический республиканский образ правления. Но нельзя забывать, что только свободные граждане этих полисов пользовались всеми правами, что культура Греции была основана на эксплуатации труда многочисленных рабов.

Идеалы демократических полисов, проникнутые пафосом героической борьбы с врагами, нашли выражение и в искусстве, и в литературе, и в архитектуре. V и IV века до н. э. — время наибольших достижений во всех областях культуры Древней Греции. Этот период носит название классического, т. е. образцового. В архитектуре совершенствуется тип храма, устанавливаются окончательно пропорции ордеров. Около 460 г. до н. э. в общегреческом святилище в Олимпии был построен дорический храм в честь верховного бога Зевса. На главном, восточном его фронтоне изображена сцена из мифа, рассказывающая о состязании на колесницах между героями Пелопсом и Эномаем. По преданию, это состязание положило начало знаменитым Олимпийским играм.

Центром культурной и художественной жизни Греции V в. до н. э. были Афины — полис, возглавивший борьбу греков против персов. Вождем афинской рабовладельческой демократии в середине V в. до н. э. был Перикл. Сохранился скульптурный портрет Перикла работы Кресилая (Британский музей, Лондон). Греки не стремились воспроизвести в портрете индивидуальные черты человека. Скульптор Кресилай создал наделенный красотой и благородством идеальный образ первого гражданина Афинского государства.

Памятником могущества Афин и величия победы над персами стал воздвигнутый при Перикле ансамбль афинского кремля — Акрополя. Как и другие сооружения древних греков, Акрополь сильно пострадал от времени, но и теперь он поражает гармонией и уравновешенностью своей планировки, красотой отдельных зданий. Лучшие архитекторы и скульпторы того времени трудились над его возведением. Руководил же всеми работами величайший скульптор Греции, друг Перикла — Фидий.

Украшенный колоннадой вход — Пропилеи — ведет на Акрополь. В центре Акрополя возвышается Парфенон (447 — 438 до н. э.) — дорический храм, посвященный богине Афине Парфенос (Афине-Деве) — покровительнице города. Но его строители, архитекторы Иктин и Калликрат, ввели и отдельные элементы ионического ордера.

Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия. На рельефах фриза он изобразил торжественное шествие афинского народа в день праздника богини Афины — Великих Панафиней.

Вот скачут юноши на неоседланных конях (Всадники); едут колесницы; мерным шагом идут юноши и девушки с дарами богине, ведут жертвенных быков; возглавляют процессию почтенные старцы. (Фриз Парфенона находится в Британском музее в Лондоне. Отдельные его плиты — в музее Акрополя в Афинах и в Лувре в Париже. Часть фриза сохранилась на стенах Парфенона.) На длинной, около 160 м, ленте фриза расположено более 500 фигур людей и животных, и ни одна из них не повторяет другую.

Фронтонные скульптуры Парфенона дошли до нас в обломках, но даже в таком виде они полны величия и красоты. На восточном фронтоне Фидий изобразил миф о рождении богини Афины, которое происходило в присутствии других богов Олимпа. Особенно хороша статуя безмятежно отдыхающего бога Диониса, исполненная ленивой грации (Британский музей, Лондон). К числу лучших творений Фидия принадлежит группа трех богинь, расположенная в правой части фронтона. Она привлекает необычайной свободой и гордой грацией (Британский музей, Лондон). Великолепно переданы свободные и естественные позы, тонкие одежды богинь.

Для Парфенона Фидий создал колоссальную, высотой 12 м, статую богини Афины Парфенос из золота и слоновой кости (442 — 432 до н. э.). Она не сохранилась до наших дней и известна лишь по небольшим копиям (уменьшенная мраморная римская копия хранится в Национальном музее в Афинах). Богиня войны и мудрости была представлена спокойно и величаво стоящей в полном вооружении. Эта статуя олицетворяла мощь Афинского государства. Не сохранилась и самая прославленная работа Фидия — 14-метровая статуя Зевса, сделанная также из золота и слоновой кости для храма в Олимпии. Греки считали ее одним из семи чудес света.

Кроме Парфенона на Акрополе были возведены и другие храмы. Привлекателен небольшой храм Нике Аптерос (Афины-Победительницы). Он построен в 449 — ок. 420 гг. до н. э. архитектором Калликратом в ионическом ордере близ входа на Акрополь.

В ионическом ордере был построен и Эрехтейон — третий храм Акрополя (конец V в. до н. э.). Его отличительные черты — асимметрия плана и портик, в котором колонны заменены фигурами девушек — кариатидами, поддерживающими перекрытие. Эрехтейон лишен торжественного величия Парфенона, зато он привлекает своей живописностью и нарядностью наружного убранства.

^ 4. Закрепление и применение знаний(5мин).

Цель этапа: Проверка и контроль полученных знаний.

Знания: Знать важнейшие памятники афинского Акрополя.

Умения: Анализировать композиционные особенности комплекса афинского Акрополя и его основных памятников. Пространственно мыслить, ориентируясь по представленным фотографиям памятников на плане Акрополя.

Методы: Контроль полученных знаний.

Формы: Работа в группах.

Деятельность учителя: Мы на уроке познакомились с художественной культурой древней Греции.

Закрепим ваши знания по изученной теме.

На экране вам будут представлены изображения архитектурных памятников афинского Акрополя. Ваша задача состоит в том, чтобы узнать памятник, найти его на плане и отметить соответствующим номером.

Деятельность учащихся:

В группах, работа с планом, ответы на вопросы.


^ 5.Итог урока(3мин).

Цель этапа: Обобщение знаний по теме «Искусство Древней Греции».

Знания: Знать художественные произведение Древней Греции.

Методы: Словесные.

Деятельность учителя: Мы на уроке познакомились с художественной культурой древней Греции.

1.Культуру, каких периодов мы рассмотрели?

2.Каковы особенности периодов развития архаического и классического периодов?

Деятельность учащихся: Зачитывают информацию, записанную в таблице, по ходу урока.


^ 6.Домашнее задание(2мин).

Деятельность учителя: Предлагает разноуровневое домашнее задание:

1.Подготовить сообщения о скульпторах Древней Греции.

2.Составить вопросы для проверочной работы.

3.Составить кроссворд.

Деятельность учащихся: Записывают задание в дневники.


Список литературы, используемый для подготовки к уроку:.

  • Е.П. Львова, Н.Н. Фомина «Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века» Очерки истории. – М.: Питер, 2007г.

  • Л. Любимов «Искусство Древнего Мира» - М.: Просвещение, 1980г.

  • Н.Н. Куцман «Элективный курс Культура Древнего Мира». – Волгоград «Корифей»

  • Ю.Е. Галушкина «Мировая Художественная Культура». – Волгоград: Учитель, 2007г

  • Журнал «Искусство» №7 1993г.

  • Т.Г. Грушевская «Словарь по МХК» – Москва: «Академия», 2001г.






оставить комментарий
Алехина Ю.Ю
Дата26.09.2011
Размер147 Kb.
ТипПрезентация, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх