План Экономическая мысль в Древней Греции Аристотель: что лежит в основе обмена icon

План Экономическая мысль в Древней Греции Аристотель: что лежит в основе обмена


Смотрите также:
План Экономическая мысль в Древней Греции Аристотель: что лежит в основе обмена...
Контрольная работа по дисциплине: История экономических учений...
1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае...
План урока: Беседа об истории Древней Греции, географическом расположении Греции...
I. Экономическая мысль Древней Греции, Древнего Рима и средневековья...
План Введение > Скульптура Древней Греции 1 скульптура в Древней Греции...
Планы семинарских занятий тема Экономическая мысль ранних цивилизаций...
Планы семинарских занятий тема Экономическая мысль ранних цивилизаций...
Урок литературы в 6 классе Тема: Мифы Древней Греции...
Урок 2 «Олимпийские игры Древней Греции»...
Медицина в Древней Греции...
История становления и развития политической науки политическая мысль древнего мира политическая...



Загрузка...
скачать


Лекция 2

Возникновение экономической мысли

План


  1. Экономическая мысль в Древней Греции

  2. Аристотель: что лежит в основе обмена

  3. Экономическая мысль в Древнем Риме

  4. Фома Аквинский о «справедливой цене» и богатстве

  5. Реформация и этика хозяйственной жизни

Значительное развитие экономическая мысль получила в античной Греции. О характере ее экономического строя мы узнаем из сочинений Ксенофонта Афинского (444-356 до н.э.). Он был современником Платона и предшественником Аристотеля. Он происходил из аристократических кругов афинского полиса. Прожив долгую жизнь он участвовал в в бурных политических событиях. Получив от спартанцев земельный участок в Скиллунте (в Эллиде, близ Олимпии), Ксенофонт занялся сельским хозяйством и литературным трудом. Наиболее известные его труды - «Домострой», «Экономикос», трактат «О земледелии», состоящий из 12 томов. Пятый век до н.э. для Греции время высшего подъема греческой цивилизации. В этот период окончательно оформляется классическое рабство, достигает расцвета полис. Основной отраслью экономики по прежнему остается сельское хозяйство: в нем было занято большинство населения , земледелие считается единственным видом практической деятельности, достойным гражданина. Процессы, начавшиеся в сельском хозяйстве в 8-6 вв. до н.э., получают дальнейшее развитие: увеличивается товарность производства, углубляется региональная специализация (например греческие полисы Северного Причерноморья и Сицилии являлись поставщиками зерновых, Афины – оливкового масла, острова Хиос и Фасос – вина и т.д.) Однако полностью натуральное хозяйство не было вытеснено. По-прежнему привлекательными как для отдельных людей, так и для полисов оставался принцип автаркии – независимости от окружающего мира, политической и экономической самостоятельности, самообеспеченности. Вместе с тем признается, что все необходимое полису может быть обеспечено с помощью торговли.

В связи с общим экономическим подъемом, широким использованием рабского труда , развитием торговли в греческом ремесле происходит развитие производства, углубление разделения труда. Особенно активно развиваются отрасли, связанные с судостроением и мореплаванием, горное дело, производство керамики. Еще большее значение приобретает внешняя торговля. На экспорт шили ремесленные изделия, оливковое масло, вино. Импорт – зерно, соленая рыба, меха, кожа, лен.

Ксенофонт, как и все в то время наиболее ценил сельское хозяйство. Он разделял изречение «земледелие – мать и кормилица всех профессий». Если земледелие процветает, то и все другие профессии идут успешно.

В отличии от земледелия ремесло не является достойным занятием. Оно не способствует гармоничному развитию тела, обрекает занимающегося им на сидячий образ жизни, лишает его солнца. Свободному гражданину не пристало быть ремесленником.

Cогласно Ксенофонту, хороший хозяин дома тот, кто умело ведет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, мелет хлеб на ручных мельницах, заставляет печь дома хлеб, при участи хозяйки прясть шерсть, ткать пряжу, изготовлять одежду для рабов и господ Покупки на рынке не играют важной роли. Всю работу в домашнем хозяйстве и в поле исполняют только рабы.

Домоводство, по словам Ксенофонта, - наука об управлении хозяйством, при помощи которого люди могут обогащать его.Важно «не только справляться со своим хозяйством, но и иметь излишек, чтобы и родной город украсить и друзьям облегчать нужду».

В «Домострое» Ксенофонт отмечает, что ценность зависит от полезности вещей. Ценность представляют те предметы, которые потребны в хозяйстве, которыми человек умеет пользоваться. Флейта для того, кто не умеет играть не представляет ценности, как иземля, которую хозяин не способен обрабатывать. И деньги не являются ценностью для человека, который не умеет ими пользоваться. Здесь богатство получило чисто потребительское толкование.

Правда Ксенофонт затрагивал также вопросы товарного производства, признавая полезность разделения труда, которое дает большой эффект даже в поварском деле и большие возможности в крупных городах, чем в малых. «Ведь в небольших городах один и тот же мастер делает ложе, дверь, плуг, стол, а нередко тот же человек сооружает и дом, причем он рад, если хоть так найдет достаточно заказчиков, чтобы прокормиться. Конечно, такому человеку, занимающемуся многими ремеслами невозможно все изготовлять одинаково хорошо. Напротив, в крупных городах благодаря тому, что в каждом предмете нужду испытывают многие, каждому мастеру довольно для своего пропитания и одного ремесла. А нередко довольно даже части этого ремесла: так, один мастер шьет женскую обувь, а другой мужскую. А иногда даже человек зарабатывает на жизнь единственно тем, что шьет заготовки для башмаков, другой тем, что вырезает подошвы, третий только тем, что выкраивает только передки, а четвертый не делая ничего из этого, только сшивая все вместе. Разумеется, кто проводит время за столь ограниченной работой, тот и в состоянии выполнять ее наилучшим образом.»

Однако практические вопросы хозяйствования, экономические идеи не получили самостоятельного статуса. Экономика как самостоятельная отрасль знаний не выделилась Под этим термином древние греки понимали смесь практических рекомендаций пов едению домашнего хозяйства.

^ 2. Аристотель: что лежит в основе обмена

Наиболее глубоким исследователем экономических проблем Древней Греции был Аристотель (384-322 до н.э.). Он был учеником Платона, являясь в течение 20 лет (367-347 до н.э.) участником платоновской Академии. В 343 году он был приглашен македонским царем Филиппом в качестве воспитателя его сына - будущего великого полководца Александра Македонского. Вернувшись в 335 г. в Афины, Аристотель основал свою школу (Ликей). Труды Аристотеля весьма обширны и касаются различных отраслей знаний: философии, логики, этики, физики, биологии и др. Его основные социально-политические сочинения - «Политика» и «Полития».

Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы современной ему Греции. Аристотель разрабатывал науку рабства. Он давал ему экономическую характеристику, полагая, что ни производство, ни жизнь не могут обойтись без рабов. Орудия не могут сами работать, их должны приводить в движение рабы как особый вид говорящих орудий. Таким образом, по Аристотелю рабство существовало в силу экономической необходимости. Назначение же гражданина состояло в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни.

Аристотель стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен привел к появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность как определенные слитки взвешенного металла и стали обслуживать обмен. Он по существу констатировал здесь зарождение функции денег как средства обращения. Ему было ясно, что возникновение денег не было случайным. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей, возникли деньги».

Аристотель ставил перед экономической наукой задачу открыть сущность соизмеримости обмениваемых благ. По его мнению основой обмена могла служить заинтересованность общества в том, что подвергается обмену. Измерителем неоднородной продукции служат деньги. Связующей основой является потребность. «Если нет потребности друг в друге, то обмен не происходит». То, что подвергается обмену, должно быть сравнимо. Для этого по соглашению между людьми была введена монета: «она все соизмеряет, что дороже и что дешевле и сколько, например, сандалий равны дому или дневному пропитанию». Монета делает вещи соизмеримыми.

Обмен, как утверждал Аристотель, должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен – естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемой экономикой. В противоположность ей деятельность, направленная на обогащение, искусство наживать состояние, заслуживает осуждения. Аристотель именовал ее хремастикой (от греч. Хремата – имущество, богатство).

Аристотель проводил различие между истинным богатством, которое представляет собой имущество, необходимое семье для удовлетворения насущных потребностей, и богатством, целью которого служит накопление денег до бесконечности. Он осуждал ростовщичество, торговлю ради умножения денег.

В противоположность тем, кто требовал установления имущественного равенства внутри общины свободных, Аристотель выдвигал тезис, что распределение благ должно строиться на принципах спарведливости, т.е. по достоинству. Это означало, что имущественное неравенство должно сохраняться, но не допускается ни крайнего обгащения, ни обнищания. Средний достаток из всех благ лучше всего.

Он считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения благой жизни. Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без нее, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют собой одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда ни какой пользы в житейском обиходе.

В целом экономическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась на первых этапах под влиянием разложения общины и генезима рабства, а затем в условиях усиления его противоречий в период расцвета и кризиса. Трактовка проблемы рабовладения занимала главное место. Речь шла о его реабилитации, определении эффективных методов эксплуатации рабов.

На экономическую мысль большое влияние оказывало развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. Мыслители Древней Греции понимали значение разделения труда. В период расцвета экономической мысли ее представители пытались анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Речь шла не только о советах, как вести хозяйство, но и о попытках теоретического осмысления экономических процессов. У большинства древнегреческих авторов преобладал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.

^ 3. Экономическая мысль в Древнем Риме

Успехи Древнего Рима в умножении материального богатства основывались на рабском труде. Источником пополнения рабов были войны.

Для римских патрициев занятия коммерцией, ремеслом, производством, кроме занятий, связанных с землей, земледелием, считалось делом недостойным. Основное внимание привлекали вопросы практики хозяйственной деятельности, организации управления земельной латифундией.

Во 2-1 вв. до н.э. в древнериммской экономике произошли серьезные изменения. Процесс концентрации крупной земельной собственности стал основой перехода от мелкого парцеллярного (раздробленные на мелкие земельные участки) производства к крупному хозяйству рабовладельческого типа. По сравнению с крестьянской парцеллой организация поместного хозяйства крайне усложнилась. В поместьях широко использовался труд рабов, а также наемных работников. Многие хозяйства были связаны с рынком, зависимы от городского спроса. В этих условиях возникли проблемы рациональной организации рабовладельческих хозяйств. Появились писатели-аграрии, пытавшиеся решить эти сложные вопросы. жизни

Марк Порций Катон (234-149 до н.э.) написал трактат «О земледелии». Это было практическое руководство для хозяина среднего поместья. Катон считал земледелие наиболее достойным занятием для свободного гражданина. Из земледельцев выходят «самые верные люди и самые стойкие солдаты». Земледелие приносит доходы, которые не вызывают зависти.

Катон рекомендовал приобрести имение в 100 югеров (25 га с небольшим) с хорошей землей, которая сама родит. Он давал подробные советы, как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу,; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что на продажу» (хозяину любо продавать, а не покупать).

Он пишет об обязанностях вилика (управителя); об организации труда рабов – необходимости проверить выполнены ли работы своевременно, о поощрении и наказании рабов; о работах в дожливую погоду и по праздникам; об уходе за посевами и скотом; о постройках и сельскохозяйственных орудиях.

Как экономист-практик Катон пытался установить оптимальные пропорции элементов производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств. По его мнению оливковую виллу в 240 югеров могли обслуживать 13 работников (вилик, ключница, 5 работников, три пахаря, погонщик ослов, свинопас и овчар).Катон скрупулезно перечислял весь набор инструментов и предметов домашнего обихода, вплоть до лоскутных одеял рабов.

Известным экономистом-аграрником был Марк Теренций Варрон (116-27 до н.э.), принадлежавший к сословию всадников. Он жил в период, когда происходило развитие товарно-денежных отношений. Рост товарности рабовладельческих хозяйств сопровождался интенсификацией агрикультуры. Однако достичь подобного в условиях малоэффективного рабского труда было невозможно. Отсюда его стремление создать условия, чтобы у раба была охота к работе. Он хорошо понимал ограниченные возможности рабского труда и потому считал, что на больших сельскохозяйственных работах - сбор винограда, жатва – лучше использовать труд наемных работников. За счет смягченных форм рабства он стремился решить многие проблемы организации рабовладельческого хозяйства. Он подчеркивал необходимость содержания домашних животных, которые обычно даются в собственность рабам, чтобы им легче жилось и они были бы прилежнее.

Основная форма экономического мышления древних римлян – это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об их экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций.

^ . 4.Фома Аквинский о «справедливой цене» и богатстве

На развитие экономической мысли классического средневековья огромное влияние оказывала церковь. Большое влияние на экономическую мысль средневековья оказывала каноническая (канон – гр. Правило, предписание, положение какого-либо направления учения) доктрина, которая разрабатывалась церковными юристами, интерпретаторами церковного права. Канонисты часто трактовали м экономические вопросы, часто с позиций античной традиции, воззрений Аристотеля.

Классическое истолкование канонической доктрины дал Фомы Аквинский (Аквинат) (1225 или 1226-1274) - итальянский монах, аристократ по происхождению, объявленный церковью святым Созданный им знаменитый трактат «Summa theologiae» стал своего рода энциклопедией католицизма.

Свои экономические взгляды он излагал в виде постановки ряда вопросов, которые иногда оказывались надуманными. Он решительно осуждал стремление к социальному равенству, общество мыслилось им как иерархическое и сословное. Он уверял, что подняться выше своего сословия грешно, так как деление на сословия установлено богом.

Наиболее интересны для нас его рассуждения о справедливой цене. По его утверждению она должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она должна обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством труда и издержек. Во-вторых, справедливой является цена , обеспечивающая участникам обмена пропитание по их социальному статусу. Один уровень юлагосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой - церковнослужителю, третий – феодалу.

В цене должны учитываться и затраты на хранение, транспортировку, а также страховку и в случае возможной утраты.

Каноник признавал справедливым получение надбавки к первоначальной цене и прибытка, возникающего благодаря участию в создании продукта сил природы. Люди неодинаковы по своему положению и характеру занятий. Получение владельцем земли рентного дохода позволяет ему заниматься умственным трудом в интересах общества, во имя спасения остальных. Тот, кому предназначено заниматься физическим трудом, обязан трудиться.

Фома Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, что не существует в природе.. Но денежные займы на содержание наемной армии, на государсвтенные нужды допустимы. В этом случае взимание процента – компенсация за риск потери денежной ссуды.

Вопреки каноническим правилам о недопустимости взимания процентов монастыри, располагавшие немалыми денежными средствами, находили пути обхода таких правил. Зачастую ссуда предоставлялась под залог земель: в случае неуплаты земля по договору переходила к кредитору.

Ф.Аквинский проводил различия между займом денег и наймом земли. Плата процентов за денежную ссуду осуждается, она незаконна, плата за аренду земли – приемлема и справедлива.

Деньги по его утверждению возникли в результате договренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти: она чеканит монету и обозначает ее ценность. Каноник выступает против порчи денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Он сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.

В целом он придерживался натурально-хозяйственных воззрений, считая , что государство должно быть самообеспеченным и все необходимое получать со всей территории, чтобы не зависеть от купцов. Характерно и деление богатства на естественное и искусственное (золото, серебро). Последнее, по его мнению, не делает человека счастливым. А приобретение такого богатства не может быть целью, так как она должна состоять в нравственном усовершенствовании. В этих сентенциях сказывались отголоски суждений Аристотеля и влияние натурального хозяйства Но он уже отчасти порывал с натурально-хозяйственными воззрениями. Он оправдывал обмен и даже считал город с его сословным делением населения совершенной формой общества.

  1. ^ Реформация и этика хозяйственной жизни

Глубокие перемены, связанные с изобретением книгопечатания, возрождением науки, открытием новых морских путей в Америку, Индию, активизировали торговлю, предпринимательскую деятельность, вызвали перелом в искусстве, культуре, мировоззрениях. Во второй половине 15-16в. были подорваны замкнутость феодального хозяйства, расширены рамки межгосударсвтенной торговли, откурыты пути к промышленному подъему Англии, Нидерландов, Франции, Италии. Погоня за драгоценными металлами, торговля с востоком множили богатство и силу торговых городов Европы. Источником богатства становились не земельная собственность, а торговля,флот, искусное ремесло, промышленные изделия.

Падение Константинополя (1453) ознаменовало падение наследницы Рима – Византийской империи. Крах Византии символизировал окончание средневековья, начало Возрождения и Реформации римско-католической церкви. Религиозная реформация означала раскол церкви на два крыла: римско-католическое и пртестантское, выступившее с критикой прежних постулатов и догм.

Мартин Лютер (1483-1546) – один из первых реформаторов – провозгласил принцип «оправдания одной верой», что означало отказ от посредничества духовенства между верующим и Всевышним ; спасение достигается внутренней верой , а не внешней обрядностью и строгим подчинением церковным установлениям.

Реформация подрывала экономическое могущество католической церкви, создавала условия для установления новых норм и форм экономических отношений. В протестантской критике особую роль сыград кальвинизм, который в немалой степени соответствовал интересам предпринимательства, основанного на личной инициативе и активности. В отличии от взглядов римско-католической церкви труд признавался достойным делом, служил источником спасения. Успехи в сфере коммерции, умножении богатства рассматривались как показатель избранности.

Ян Кальвин (1509-1564), последователь Лютера, провозгласил принцип дешевой церкви и мирского аскетизма.. Прибыль в коммерческих операциях признавалась оправданной и благословенной, ссужение денег поощрялось. Люди не должны предаваться праздности, следует быть рачительными , расчетливыми хозяевами.

Религиозные идеи всегда оказывали существенное влияние на экономические воззрения, нормы хозяйственной жизни. Но это воздействие неоднозначно и противоречиво. К примеру, положения и требования ислама ( в переводе ислам означает покорность богу и судьбе), оправдывавшие роскошь и беззаконие власть имущих, провозглашавшие фатализм, не способствовали воспитанию у верующих предприимчивости инициативы. Христианство и иудаизм, напротив, нацеливали на развитие подобных качеств. Религиозная этика, проповедуемая этими религиями, способствовала формированию этики хозяйственной жизни, а значит экономическому подъему стран Западной и Центральной Европы.





Скачать 126,08 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер126,08 Kb.
ТипЛекция, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх