Обсуждаем программы по мировой художественной культуре icon

Обсуждаем программы по мировой художественной культуре


Смотрите также:
Положение о Московском городском конкурсе проектов по «Мировой художественной культуре»...
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 9-11 классов Составитель: учитель...
Приказ № от 2010 г...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной...
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной...
Приказ № от 20 г. Рабочая программа по мировой художественной культуре (базовый уровень)...
Приказ № от 20 г. Рабочая программа по мировой художественной культуре (базовый уровень) 9 класс...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре...



Загрузка...
скачать
Обсуждаем программы по мировой художественной культуре.

Уважаемые учителя школ, преподаватели и студенты ВУЗов! Сегодня в Беларуси и СНГ существует множество экспериментальных проектов программ по мировой художественной культуре. Какая из них наиболее предпочтительна? Может быть, у Вас есть предложить что-то свое? Хотелось бы узнать Ваше мнение о новых проектах. Ждем также Ваших разработок.

Геннадий Шостак, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыки и пения Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина.


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПРОГРАММА

­­ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С БЕЛОРУССКИМ И РУССКИМ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ С 12-ЛЕТНИМ СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ

^ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

VIII класс

Утверждено Министерством образования Республики Беларусь

МИНСК

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

2004

Авторы-составители:

^ Л.В. Блохина, Т.Я. Вазинская, А.Б. Горбунов, А.С. Лаптенок, Г.В. Наполова, О.Ф. Нечай, О.Ф. Таланцева. В. Ф. Шматов, В. Д. Юркевич

­Министерство образования Республики Беларусь, 2004

­-3-

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Отечественная и мировая художественная культура — предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях; жизненные корни искусства, его связь с общественным движением эпохи, активную роль в жизни людей.

Принципы построения программы, ее содержание, методическая система преподавания имеют цель силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир учащегося, его идейно-нравственные убеждения, эстетическую восприимчивость, составляющие основу мировоззрения и жизненной позиции.

Задачи преподавания отечественной и мировой художественной культуры (ОМХК) в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с шедеврами мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни, обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и, окружая опытом поколений, помочь молодым людям «открыть в себе человека» (Ф.М. Достоевский); развивать у всех учеников способность быть читателем, зрителем, слушателем, т.е. способность и стремление воспринимать художественную культуру. С этой целью дать сумму знаний по предмету, сформировать умения и навыки, раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерности сложного процесса развития ОМХК; помочь овладеть языком искусства. Это позволит воспитывать у школьников любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным; пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, трудовой деятельности и формировать нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни; развивать у школьников воображение, творческие способности.

-4-

Программа и методика преподавания ОМХК преемственно продолжают и развивают идеи, заложенные Л.М. Предтеченской, а также идеи, заключенные в программах по музыке и изобразительному искусству. Однако особое место курса ОМХК, адресованного учащимся и призванного завершать наряду с литературой их духовное воспитание средствами искусства в базовой школе, потребовало создания особого предмета, интегративного по своей сути.

Интеграция лежит в основе курса и является принципом построения его программы. В курсе комплексно и синхронно изучаются отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусства: музыка, театр, кино, изобразительное искусство. Каждый вид искусства «живет» в курсе по своим законам, но между ними устанавливаются теснейшие идейно-эстетические связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономерностями развития искусства. Принципы историзма и опоры на творческий метод — два основополагающих принципа построения программы — эффективно решают задачу установления таких связей.

Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития ОМХК, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни. Ученика убеждают в этом не только исторический опыт человечества, сконцентрированный в произведениях искусства, но и современное состояние культуры, увиденные, эмоционально прочувствованные и понятые сквозь призму собственного жизненного опыта.

Принцип опоры на творческий метод позволяет развернуть перед учащимися широкое поступательное развитие различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях, т.е. раскрыть диалектику развития ОМХК. В творческом методе сконцентрированы общие черты и тенденции художественной культуры эпохи. С позиции историзма раскрываются идейные и эстетические причины появления и смены творческих методов, таких как просветительский реализм, классицизм и романтизм, реализм, черты преемственности и новаторства в них.

В творческом методе сконцентрированы мировоззрение художника, его отношение к миру, его понимание искусства в мире и тот принцип отбора художественных средств, который с наибольшей полнотой позволяет ему выразить и донести до современника свои идейные и эстетические идеалы. Так, опора на творческий метод позволяет ввести ученика в мир самого искусства, углубить его понимание языка различных искусств.

-5-

^ Интегративный принцип построения курса ОМХК в сочетании с принципами историзма и опоры на творческий метод открывает широкие возможности для мобилизации глубоких и разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического циклов. Программа и методика преподавания ОМХК требуют использования знаний, умений, навыков и впечатлений, полученных учащимися в процессе изучения литературы, истории, изобразительного искусства и музыки в младших и средних классах, обобщают и углубляют эти знания, завершают их формирование в школе. Органические внутренние связи — взаимопроникающие и взаимообогащающие — устанавливаются также между курсами ОМХК и литературы, истории и обществоведческих дисциплин, которые изучаются в старших классах.

Программа и методика преподавания ОМХК реализуют комплексную систему классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В ходе преподавания идет интеграция впечатлений, информации, полученных учащимися из внешкольных источников, их отбор, обобщение, оценка. Все это позволяет создавать в представлении учащихся целостную картину эпохи, широкое полотно жизни, активно и разносторонне влиять на воспитание чувств молодых людей.

Цель и задачи преподавания ОМХК в школе — формирование личности учащегося силой воздействия различных искусств — потребовали определения еще одного важнейшего принципа построения программы. Закономерности развития ОМХК раскрываются в курсе через непосредственное общение учащихся с искусством, «изнутри» искусства и с опорой на законы искусства. Этот принцип реализуется в структуре программы, содержании тем, логике построения разделов, кратких методических рекомендациях, содержащихся в них.

Идейно-нравственные и эстетические проблемы выдвигаются на первый план. В них — проблемы, волновавшие людей эпохи, и «вечные вопросы» жизни, на которые стремится найти ответ сидящий в классе молодой человек, еще только определяющий свой жизненный путь. К решению этих вопросов ученик подводится постепенно, в процессе непосредственного общения с искусством, когда он читает, слушает, рассматривает, сопереживает. Содержание тем, отбор произведений, их анализ — все нацеливает учителя на постановку этих вопросов.

На основе полученных знаний будет строиться каждый последующий раздел курса.

-6-

­Знакомство с объемными разделами программы целесообразно организовать в форме самостоятельной работы учащихся, а для подведения итогов этой работы проводить свободные дискуссии. Если во время дискуссий выпускник школы будет доказательно обосновывать и отстаивать свое понимание произведения, свое отношение к заключенным в нем идейно-нравственным и эстетическим проблемам и художественным ценностям, то этим он будет утверждать свою жизненную позицию. Станет очевиден и уровень его нравственно-эстетического развития — итог работы учителя, преподающего ОМХК.

Разговор о проблемах, связанных с искусством, строится на произведениях, с которыми ученики (участники дискуссии) хорошо знакомы (среди них могут быть и произведения, не включенные в программу и выбранные выпускником самостоятельно). Важно, чтобы сами произведения «участвовали» в дискуссии: звучали музыкальные произведения или фрагменты из них, стихи или отрывки из прозаических произведений, демонстрировались слайды.

Программа курса открывает большие возможности для творчества учителя. В каждой ее теме учитель найдет краткие методические рекомендации. В них даны преемственные связи, возможное направление анализа произведения искусства в единстве содержания и формы, которое позволяет сохранить целостное его восприятие. Эти рекомендации помогут учителю в разработке уроков. Выбирая для них наиболее целесообразную форму (это могут быть уроки-путешествия с героями по страницам романа, уроки-концерты, уроки-дискуссии, заключительные уроки могут проводиться в виде турниров знатоков ОМХК), учитель организует живое общение учащихся с шедеврами мирового искусства, вовлекая их в мир художественных образов. Важно, чтобы само произведение искусства, которое всегда будет главной частью урока, было близко самому учителю. Только тогда оно сможет взволновать ученика и заставить его задуматься над проблемами собственной жизни.

Учитывая это обстоятельство, а также возможности школы и класса, в программе предусмотрена вариативность в преподавании курса. Учителю предоставлена возможность заменить произведение, предложенное для разбора на уроке, или даже предпочесть другого автора.

10-балльная система оценки позволяет более точно оценить знания, умения и навыки, приобретенные учащимися на уроках

-7-

ОМХК. Для этого в программе представлен список обязательных для узнавания памятников художественной культуры, который включает меньшее число авторов и произведений, чем заявленное в основной программе. Это позволит учителю определить минимум необходимых знаний, которые должен усвоить учащийся, и в то же время создаст простор для творческого развития тех учащихся, которые претендуют на оценки в 9 и 10 баллов.

Звездочкой в программе обозначены сведения, которые уже известны учащимся из уроков музыки, изобразительного искусства, истории и литературы.

В конце программы дано приложение, которое включает списки памятников художественной культуры. Произведения, включенные в эти списки, учащиеся должны знать и узнавать в обязательном порядке.

-8-

^ Распределение часов по разделам

___________________________________________________________________________

Наименование разделов и тем | количество

| часов

___________________________________________________________________________

^ ViII класс

Введение в курс «Отечественная и мировая художественная культура». 4

I. Художественная культура Древнего мира. 4

Искусство первобытного общества.

Культура древних цивилизаций.

Искусство Древнего Египта.

Искусство Древнего Двуречья.

II^ . Культура Античности. 5

Искусство Древней Греции.

Искусство Древнего Рима.

Обобщающий урок.

III. Художественная культура Средневековья. 7

Искусство Византии.

Искусство стран Западной Европы.

Средневековая культура Беларуси.

Искусство Древней Руси.

Обобщающий урок.

^ IV. Художественная культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение. 8

Театр эпохи Возрождения. Итальянская комедия масок.

Искусство Северного Возрождения. (Нидерландское искусство. Искусство Германии. Искусство Англии.) Обобщающий урок.

Белорусское искусство второй половины XIII — XVII веков. Обобщающий урок.

^ V. Художественная культура Западной Европы XVII века. 8

Итальянское искусство. Искусство Фландрии.

Искусство Голландии. Искусство Испании.

Искусство Франции. Обобщающий урок.

итого 36

-9-

^ ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» (4 ч)

Общее понятие культуры. Научные представления о феномене художественной культуры. Художественная культура и система искусств. Роль языка разных искусств в передаче культурного наследия от поколения к поколению. Единство и многообразие художественной культуры. Ее динамика, историко-социальные, национальные и природно-географические факторы развития. Нормы и ценности личностей, этносов, наций, обществ и государств и их роль в возникновении и развитии искусства и художественной культуры.

Типология художественной культуры, преемственность в ее развитии. Взаимодействие разных типов художественных культур: традиционных восточных, евразийских и европейских. Профессиональная и народная художественная культура, особенности их взаимодействия. Проблема символа в искусстве. Специфика художественных ценностей. Виды и жанры искусства. Проблема синтеза искусств в разные эпохи.

Основные категории анализа художественной культуры. Понятия «художественная картина мира» и «художественный стиль эпохи»; их роль в периодизации исторического развития художественной культуры. Специфика анализа художественных школ, направлений, творчества композиторов, архитекторов, писателей, режиссеров, хореографов и др.

Понятие художественного образа. Самоценность искусства. Представление о художественной реальности. Основные научные направления искусствоведческих школ.

Общие закономерности и социально-культурные доминанты развития художественной культуры в каждую эпоху.

-10-

I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (4 ч)

^ ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Происхождение искусства. Его связь с трудовой деятельностью, верованиями и обрядами древних людей. Отличительные черты изобразительного искусства этой эпохи. Росписи пещер Альтамира (Испания), Ляско, Фон-де-Гом (Франции).

Первые жилища, предметы прикладного искусства, произведения скульптуры. Мегалитические сооружения Стоунхендж.

Место человека в мире первобытной культуры. Зооморфная модель мира. Синкретизм первобытной культуры. Гонение искусства. Образ пространства и времени в первобытной культуре. Роль языка в первобытной культуре. Способы передачи информации в первобытном обществе.

Характеристика культуры на территории Беларуси в древности.

Характеристика жилища человека. Орнаментальные находки. Скульптурные изображения. Первые изображения человека на территории Беларуси.

Музыка. Музыкальное искусство древности. Возникновение первых примитивных музыкальных инструментов: колотушки и погремушки, трубы-раковины, флейты из костей и рогов животных, музыкальный лук.

Возникновение песен труда и повседневного быта, лирических, заклинаний сил природы и др. Образование простейших ладов и зачатков многоголосия. Роль ритма.

^ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Место человека в культуре древнего мира. Древнеегипетские и древнегреческие храмы как модели космического мироустройства. Роль культурных феноменов в жизни древнего грека — театра, литературных произведений, произведений изобразитель-

­-11-

ного искусства, музыки. Древнегреческая школа — школа радости. Роль науки в жизни древнего грека. Роль письменности и книги в жизни древних народов: Древний Египет, Древний Китай, Шумер, Индия, Древняя Греция, Древний Рим, цивилизация майя. Появление библиотек, их значение в развитии цивилизации. Олимпийские игры, их значение.

^ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

*Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. Возникновение письменности. Культурные контакты, взаимодействие и взаимовлияние. Становление профессиональных форм деятельности. Особенности художественного мышления Древнего мира.

Монументальный, синтетический характер искусства Древнего Египта. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в нем.

Архитектура. Пирамиды. Скальные гробницы. Храмы — храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, Луксорский и Карнахский храмы.

^ Скульптура и живопись. Особенности изображения человеческой фигуры в древнеегипетском рельефе, живописи, объемной скульптуре. Сфинкс Хефрена, статуи Рахотепа и его жены Нофрет, Каапера, голова Сенусерта III, скульптурные портреты Нефертити.

^ Декоративно-прикладное искусство. Богатство и разнообразие техники и материалов. Предметы из гробницы Тутанхамона.

Музыкальное искусство. Запечатление на стенах усыпальниц словесных текстов народных песен. Распространение арабских напевов.

Возникновение монументальных форм искусства — массовых народных действий с музыкой и танцами. Ведущая роль музыки (песни, хоры, шествия, пляски, женские песни-плачи).

Возникновение профессиональной музыки египтян. Развитие светской профессиональной музыки. Главный жанр — песни-гимны в честь царей. Основные музыкальные инструменты.

^ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ДВУРЕЧЬЯ

*Культура Древнего Двуречья.

Крепостная и дворцовая архитектура. Зиккурат в Уре. Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Своеобразие конструкции и планировки. Ворота богини Иштар в Вавилоне.

-12-

Высокое мастерство резчиков по камню Статуя быка — Шэду. Художественная обработка металла, голова царя Саргона.

II. КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ (5 ч)

Роль эгейского искусства в формировании античной культуры. Ансамбль Кносского дворца. Львиные ворота в Микенах.

^ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Формирование основных принципов греческой культуры. Использование достижений восточной культуры, творческая их переработка и создание новых художественных форм.

Архитектура. *Ордер как главное достижение греческой архитектуры, его конструктивная и образно-художественная роль. Три типа ордеров: дорический, ионический, коринфский. Развитие классического типа греческого храма. Храм богини Геры. Ансамбль Афинского акрополя — высшее достижение греческого синтеза искусств. Парфенон Иктина и Калликрата. Органическое сочетание в нем архитектуры и скульптуры.

Скульптура. Ранние образцы греческой монументальной скульптуры периода архаики — «Артемида Делосская», «Аполлон Тенейский».

Скульптура греческой классики, ее гуманизм. ^ Мирон. «Дискобол», «Афина и Марсий». Мастерство в передаче движения, классического образа. Поликлет. «Дорифор». Фидий, его работа в Афинском акрополе. «Зевс», «Афина Лемния». Скульптура фронтонов и фризов Парфенона. Скопас. «Голова раненого воина» (фронтон храма Афины в Тегее). Рельеф Галикарнасского мавзолея «Битва амазонок». Пракситель. «Афродита Книдская», «Гермес с Дионисом». (Памятники художественной культуры по выбору учителя.)

Искусство эпохи эллинизма. Творчество Лисиппа. Появление различных художественных школ и направлений. Влияние местных восточных традиций на античное искусство. «Ника Самофракийская». Рельефы Пергамского алтаря. Агесандр. «Афродита Милосская»; Агесандр, Полидор, Атенодор. «Лаокоон».

^ Прикладное искусство. Греческая керамика и вазопись. Основные принципы росписи ваз.

Музыка. Широкое развитие музыки в Древней Греции. Обязательность обучения музыкальному искусству свободных граждан Греции. Состязания певцов, хоров, инструменталистов, поэтов.

-13-

Поэтические описания музыкальной жизни народа в поэмах «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Хоровая и сольная лирика. Искусство странствующих певцов-сказителей.

Греческий театр. Активная роль музыки в трагедии. Хор — участник античных трагедий.

^ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

*Влияние художественного наследия, мифологии, религии Древней Греции на культуру Древнего Рима.

Архитектура. Истоки римской архитектуры. Декоративное убранство дома (росписи, мозаика, скульптурное украшение). Помпейская живопись. Храм в Риме. Круглый храм в Тиволи. Новаторство римлян в области конструкции.

Общественные здания. Колизей. Форум. Пантеон. Термы Каракаллы. Базилика Максенция. Назначение базилики, ее характерные особенности.

Триумфальные мемориальные сооружения Древнего Рима. Арка Тита. Колонна Траяна.

Скульптура. «Капитолийская волчица». Развитие римского скульптурного портрета. Портреты старого римлянина, Вителия, Каракаллы. Римская монументальная скульптура, ее отличие от греческой. Август-оратор. Конная статуя Марка Аврелия.

Музыка. Широкое распространение музыки в зрелищах. Создание больших оркестров. Зарождение музыки раннего христианства. «Псалмы» Давида, «Песнь песней» Соломона.

Заключение

Утверждение идеи человечества как единого целого в древних культурах. Художественная культура как феномен древнего общества и ее фундаментальное значение в последующем развитии человечества.

^ III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (7 ч)

*Средневековье — новая ступень в развитии человеческой культуры. Религия — основа эстетических представлений Средневековья. Принципы периодизации и региональные особенности

-14-

культуры Средневековья. Особенности синтеза в эпоху Средневековья.

Место человека в средневековой культуре. Средневековый храм как центр всей духовной жизни человека. Духовное пространство средневекового храма. Храм как особая эстетическая среда. Образ жизни человека в период Средневековья.

Библиотеки средневековых монастырей, влияние переписчика и книги на развитие средневековой культуры. Книга в средневековой Беларуси. Сакральные и национальные языки. Сосуществование народной (смеховой) и религиозной культур в средневековой Европе.

Рыцарская культура. Феномен «рыцаря» и «Прекрасной дамы» в средневековье.

^ ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ

Особенности византийской культуры и искусства. Роль христианской религии в развитии искусства. Византийский стиль.

Архитектура. Типы христианских храмов. Базилика св. Аполлинария в Равенне. Храм св. Софии в Константинополе (Анфимий, Исидор).

Живопись. Основные принципы монументальной живописи. Мозаика храма Сан-Виталер в Равенне. Искусство иконы.

Музыка. Роль профессионального искусства. Взаимопроникновение светской и духовной музыки. Гимнисты (Иоанн Дамаскин и др.).

^ ИСКУССТВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Романский и готический стили в искусстве. Строительные приемы и основные стилистические черты романской архитектуры. Ведущая роль Франции. Собор Нотр-Дам в Пуатье, собор в Вормсе (Германия). Соборный коплекс в Пизе. Светские сооружения.

Скульптурные украшения романских храмов, их характерные черты. Портал храма в Везле — «Страшный суд». Портал церкви Сен-Пьер в Муассаке — «Апостол Петр».

*Эпоха расцвета городской культуры и начала формирования национальных государств.

Основные принципы готической конструкции. Декоративное оформление интерьеров. Нотр-Дам в Париже, собор в Реймсе, соборы в Кёльне и Марбурге.

-15-

Гражданское строительство. Палаццо Веккьо (Флоренция), Дворец дожей (Венеция).

Монументальная скульптура и ее роль в архитектурном ансамбле. Скульптура соборов Нотр-Дам в Париже, Реймсе, Шартре, Бамберге.

^ Прикладное искусство. Витражи, миниатюра, резьба по дереву. Изготовление оружия и доспехов.

Музыка. Западноевропейская музыка и античные традиции. Замковая музыкальная культура, рыцарское песенно-поэтическое искусство. Влияние христианства на музыку.

Культовая музыка. Грегорианский хорал.

Возникновение линейной нотации (X в.) и ее создатель Гвидо из Ареццо.

Искусство трубадуров (Франция) и миннезингеров (Германия), «Тристан и Изольда», «Песнь о Ролланде», «Тысяча и одна ночь».

Городской быт.

Профессиональное музыкальное образование при университетах, монастырях.

Театр. Своеобразие средневекового театра Западной Европы. Сохранение и развитие народных традиций в творчестве гистрионов — «профессиональных развлекателей» (в России — скоморохи). Мистерия и фарс.

^ СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ

Народная культура Беларуси.

Место человека в народной культуре. Белорусский дом, жилище как особая духовная среда. Система ценностей в белорусской культуре. Устное народное творчество как способ хранения и передачи важнейших сведений в жизни народа. Сказки, песни, пословицы.

*Полоцкое княжество. Города Беларуси. Значение христианства для развития белорусской культуры (строительство храмов, переписка книг, связи с Византией). Культурно-религиозные деятели, просветители Беларуси (Кирилл Туровский, Авраамий Смоленский, Ефросинья Полоцкая), их произведения, деятельность по развитию искусства, эстетических взглядов. Формирование и классификация видов и жанров искусства.

^ Градостроительство и зодчество. Старинные города. Деревянное зодчество. Софийский собор в Полоцке (XI в.) в контексте Киевской и Новгородской Софии.

-16-

Характерные черты зодчества Полоцкой земли (соборы Спасо-Ефросиньевского монастыря XII в., Витебской Добровещенской церкви XII в., Гродненской Нижней Борисоглебской церкви (Коложи) XII в., Каменецкой башни XIII в. и др.). Связь белорусских школ зодчества с храмами Смоленска (церкви на Смедыни XII в., Свирской церкви в Смоленске XII в. и др.). Синтез византийских и западноевропейских (романских) черт в памятниках древней Беларуси.

Иконопись. Первые иконы на Беларуси. Забота Ефросиньи Полоцкой о развитии искусства на Беларуси. Икона «Божья матерь Эфесская (Карсунская)» — дар византийского императора Мануила Комнина Ефросинье Полоцкой. Другие иконы в полоцких церквях (согласно «Жития Ефросиньи Полоцкой»).

^ Монументальная живопись. Роспись Полоцкой Софии, Спасо-Ефросиньевского монастыря, Пятницкой и Борисоглебской церквей. Сочетание в них византийского и романского стилей. Ефросинья Полоцкая и фрески Спасской церкви.

^ Книжное искусство. Миниатюра рукописей. Библиотеки и книгохранилища на Беларуси. Судьба библиотеки Полоцкой Софии. Переписчики рукописей (Авраамий Смоленский, Ефросинья Полоцкая и др.). Рукописная книга и ее особенности. Центры рукописания (Полоцк, Туров и др.). Туровское Евангелие XI в. Кодекс Гертруды XI в. и его миниатюры. Служебник Варлаама Хутынскаго XII в., особенности его оформления. Миниатюры Оршанского Евангелия XIII в.

^ Скульптура и мелкая пластика. Отображение языческих представлений. Шахматные фигурки XII-XIII вв. из Лукомля, Гродно, Волковыска и др. Иконки и произведения сфрагистики из Полоцка, Минска, Витебска и др. («Канстанцін і Алена», «Пётр, Мікола і Стэфан», «Нараджэнне Хрыста» и др.).

^ Декоративно-прикладное искусство. «Крест Ефросиньи Полоцкой» — знаменитое произведение Лазаря Богши. Его история, судьба, художественные особенности. Стеклянные и бронзовые изделия (фибулы, бусы, накладки) с Витебщины, Минщины, Новогрудчины и др. Гончарство, ткачество, вышивание.

Музыка. Отражение в песенном и инструментальном народном творчестве жизни и быта белорусского народа. Глубина содержания белорусских народных песен, разновидность их видов и жанров. Мелодичное, ритмичное и ладовое богатство белорусской народной музыки. Многоголосие. Форма песен.

-17-

Древние и устойчивые связи белорусской музыкальной культуры с русской и украинской. Общность происхождения, языковое родство, проявление близости фольклорных жанров, календарно-обрядовой поэзии и семейно-бытовой обрядности. Наличие в фольклоре похожих тем, сюжетов, мотивов, героев, изобразительных средств (композиции, образного лада, символики и др.).

Восхождение связей белорусской музыкальной культуры к творчеству странствующих актеров-музыкантов, скоморохов, к древней православной церковной музыке восточных славян, а также болгар, сербов, румын, которая была единой и первоначально имела тесные связи с музыкой Византии, до кантовой культуры.

^ Календарно-обрядовые и семейно-обрядовые песни. Календарно-обрядовые песни как вид фольклора — явление национальное со своей лексической структурой, жанрово-образной и ладово-интонационной спецификой. Четыре больших календарно-обрядовых цикла: зимний, весенний, летний и осенний. Разнообразие и неповторимость соответствующих ритуалов, обычаев, песенных сопровождений; их эстетическое назначение.

^ Театральное искусство. Истоки белорусского театра. Праздники календарного цикла. Купала. Коляды. Элементы театра в народных праздниках.

Культура племен, которые населяли территорию современной Беларуси, — основа, на которой формировалось искусство древнебелорусского периода.

Термин «скоморохи» и его происхождение. (Первое появление в летописях 1068 г.) Выступление скоморохов с музыкальными, танцевальными, акробатическими номерами. Исполнение комедийных и драматических сцен.

Скоморохи — носители устно-поэтического и театрального творчества народа, бессменные участники древнейших русалий, коляд, свадеб и других обрядов, военных походов, придворных праздников. Выступления на площадях городов, в местечках и деревнях, в замках, корчмах, домах. Странствующие и оседлые скоморохи. Социальное разграничение скоморохов: ремесленники (самая большая группа), придворные шуты и музыканты.

Наиболее древние скоморохи: домречеи (исполнители исторических песен и былей под аккомпанемент домры), бахары (сказочники и повествователи басен, фантастических и шутливых рассказов).

Скоморохи-музыканты: гусляры (гусельники), гудочники (гудки), волынщики, исполнители на сопелях, бубнах.

-18-

Скоморохи, народные актеры, известные с древности до начала XX в. в России, Беларуси, на Украине.

^ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

*Искусство Киевского государства X — XI вв. Значение связей с Византией для развития культуры древнерусского государства. Центры культуры Древней Руси. Киев и Новгород. Софийский собор в Киеве, его фрески. Золотые ворота. Софийский собор в Новгороде. Памятники архитектуры периода раздробленности (конец XII — середина XIV в.): Спасо-Нередицкая церковь и Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли. Храм Василия Блаженного в Москве.

Фресковая живопись и иконопись. «Богоматерь Владимирская».

^ Феофан Грек. Росписи.

Расцвет московской школы живописи. Творчество А. Рублева. «Троица».

Искусство периода образования русского централизованного государства (вторая половина XV — начало XVI в.). Возвышение Москвы. Московский Кремль. Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы. Грановитая палата. Фрески Дионисия.

Новый характер изображения в иконах XVII в. Парсунное письмо. Творчество С. Ушакова. «Царь Федор Иоанович».

Музыка. Многочисленность и разнообразие календарных, бытовых, трудовых, эпических и лирических песен. Светская и духовная музыка.

Развитие многоголосного, знаменного пения. Зарождение и расцвет былинного эпоса. Музыкальные инструменты.

^ Истоки русского театра. Театральные элементы в русском фольклоре. Скоморохи — первые профессиональные актеры.

Заключение

Философско-эстетическое самосознание средневековой художественной культуры. Роль искусства средневековья в развитии мировой художественной культуры.

-19-

^ IV. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (8 ч)

*Исторические, экономические и социальные условия эпохи Возрождения. Важнейшие особенности искусства эпохи Возрождения. Утверждение светского характера мышления и культуры. Возрождение в духовной жизни: создание новой концепции мира и место человека в ней. Обращение к античному наследию.

Изобретение книгопечатания в Европе. Роль печатной книги в истории.

^ ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

*Место и своеобразие итальянского Возрождения среди других европейских стран. Общечеловеческий дух культуры итальянского Возрождения. Раннее развитие итальянских городов, их роль как политических и культурных центров.

Архитектура. Использование традиций античности и конструктивных приемов готики. ^ Филиппе Брунеллески. Купол Флорентийского собора. Воспитательный дом во Флоренции.

Разработка типа современной жилой архитектуры. Палаццо Питти. Суровость и крепостной характер фасадов, комфорт и удобство интерьеров. Новое понимание синтеза различных видов искусства (Собор Святого Петра в Риме).

Скульптура. Скульптурный портрет эпохи Возрождения и его своеобразие. Донателло. «Святой Георгий», «Давид».

Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе. Рельеф кафедры Флорентийского собора. Вероккио. «Конный памятник кондотьеру Коллеоне».

Живопись. ^ Джотто ди Бондоне. Художественная реформа Джотто и искусство Возрождения. Фрески в капелле дель Арена в Падуе.

Сандро Боттичелли. «Весна», «Рождение Венеры».

Леонардо да Винчи. Художник и ученый, его взгляды на искусство. «Мадонна в гроте», «Мадонна с цветком». Фреска в церкви Санта Мария делле Грацие «Тайная вечеря», «Арсенал», «Автопортрет», «Джоконда». Роль Леонадро да Винчи в искусстве Возрождения.

Рафаэль. Значение творчества Рафаэля. «Мадонна Коностабиле», «Мадонна со щеглом». Росписи станц Ватикана: «Афинская школа», «Парнас», «Сикстинская мадонна».

-20-

Микеланджело. Новаторский характер его творчества. Особенности пластического языка и творческого метода. «Давид», «Моисей». Живописные произведения: росписи плафона Сикстинской капеллы. Гробница Медичи. Фреска Сикстинской капеллы «Страшный суд». Архитектурные работы: купол собора Святого Петра в Риме, лестница библиотеки Лауренцианы.

^ Искусство Высокого Возрождения в Венеции. Джорджоне. «Спящая Венера», «Юдифь». Тициан. «Динарий кесаря», «Венера Урбинская», «Любовь земная и небесная», «Венера перед зеркалом», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Автопортрет», «Портрет Ипполито Риминальди». Я. Тинторетто. «Чудо святого Марка», «Бегство в Египет».

Музыка. Инструментальная музыка.

Идеи гуманизма, воспевания человека, художественной красоты как в светской, так и в церковной музыке.

Расцвет музыкального искусства в Италии. Деятельность скрипичных мастеров — Амати, Страдивари, Гварнери.

Дж. Фрескобальди. Распространение мадригала. Дж. Габриели — «музыкальный Тициан Венеции».

Римская полифоническая школа. Дж. Палестрина.

^ ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ИТАЛЬЯНСКАЯ КОМЕДИЯ МАСОК

*Исторические предпосылки развития драматургии и театра в эпоху Возрождения. Вера в человека, утверждение его права на полноту земной жизни.

Комедия дель арте (итальянская комедия масок) и ее особенности.

Оптимистический пафос комедии масок и сатирическое отражение ею современной действительности. Условность постоянных персонажей комедии масок (типов): слуг, господ, влюбленных. Импровизация диалога на основе заданной краткой сюжетной схемы.

Значение комедии дель арте в развитии мировой театральной культуры. Комедия дель арте — один из источников эстрадного и циркового искусства.

-21-

^ ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Нидерландское искусство

*Особенности исторического и культурного развития Нидерландов. Формирование и усиление бюргерской культуры.

Гентский алтарь братьев Г. и Я. ван Эйков; Ян ван Эйк. «Мадонна канцлера Роллена», «Портрет Арнольфини и его жены»; ^ П. Брейгель Старший. «Крестьянский танец», пейзажи «Зима», «Лето», «Охотники на снегу», «Избиение младенцев», «Слепые»; И. Босх. «Несение креста», «Семь смертных грехов», «Воз сена», «Поклонение волхвов», «Сады земных наслаждений», «Искушение св. Антония».

Музыка. Создание в XV — XVI вв. полифонической школы. Г. Дюфаи, Ж. Депре.

О. Лассо. Песни О. Лассо. «Луна».

^ Искусство Германии

•Положение Германии в XVI в. Движение Реформации и его влияние на развитие немецкой культуры и искусства. Немецкий гуманизм начала XVI в. Своеобразие искусства немецкого Возрождения. А. Дюрер. «Автопортрет», «Четыре апостола». Гравюры Дюрера «Рыцарь, дьявол и смерть», «Меланхолия», «Четыре всадника Апокалипсиса», «Святой Иероним». Г. Голъбейн Младший. «Вообразимый остров Утопия», «Э. Роттердамский», «Томас Мор», «Мартин Лютер», «Покупка индульгенций». Л. Кранах Старший. «Отдых на пути в Египет». М. Нитхардт. «Изенгеймский алтарь».

Музыка. Искусство мейстерзингеров. Прославление музыкально-поэтического искусства и своего профессионального мастерства.

Ганс Сакс — основатель движения нюрнбергских мейстерзингеров. «Школяр в раю», «Корзина разносчика».

Протестантский хорал, его претворение в творчестве Иоганна Себастьяна Баха.

^ Искусство Англии

*Экономический расцвет в XVI в. Роль Реформации в общественной жизни. Самобытность английского гуманизма и его воздействие на развитие культуры нового типа.

Д. Дауленд (песни-пасторали, элегии). Клавирная музыка. У. Бёрд (бытовые песни). Роль музыки в воспитании молодежи.

-22-

Театр У. Шекспира. 37 драм Шекспира. Жизнеутверждающее начало ранних пьес (комедии «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего»). Трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Осмысление нравственных, общественных конфликтов эпохи. Отображение в произведениях различных человеческих качеств. Исторические хроники («Ричард III», «Генрих IV»).

Яркие, наделенные могучей волей и сильными страстями характеры, способные как к героическому противоборству с судьбой и обстоятельствами, самопожертвованию, переживанию ответственности за разлад мира, так и готовые преступить нравственный «закон» и погибнуть ради всепоглощающей идеи или страсти (честолюбия, власти, любви).

Требования Шекспира к актерскому исполнению. Понимание Шекспиром реалистической природы театра. Театр «Глобус».

Жизнь шекспировских пьес на современной сцене и экране.

Заключение

Гуманизм и универсализм художественной культуры Возрождения. Становление профессиональной художественной культуры, роль меценатства в этом процессе. Фольклорный пласт культуры. Процессы демократизации культурной жизни. Ренессансный синтез искусств.

^ БЕЛОРУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII — XVII вв.

Образование Великого княжества Литовского — нового белорусского государства. Связи с Западной Европой. Отход белорусского искусства от византийской традиции. Готика и Ренессанс.

Архитектура. Новая планировка белорусских городов (Брест, Диена, Несвиж, Быхов, Могилев, Пинск и др.). Изображение белорусских городов на картах XVII в. Замки в Новогрудке, Лиде, Крево, Гродно и др. Черты романского стиля в них. Готика: храм оборонительного типа в Ишкальде, церкви-крепости в Сынковичах, Маломожейкове, Супрасле (все XI в.). Их архитектурно-художественные особенности.

Проникновение в монументальное зодчество элементов Ренессанса. Появление готико-ренессансных типов сооружений: замки в Мире, Любче, Смолянах; протестантские собрания в Койданово,

-23-

Осташино, Новом Свержене; Кальвинистский реформаторский храм в Сморгони, костел иезуитов в Несвиже. Становление новых черт национальной архитектурной школы.

^ Монументальная живопись. Якуб Венжик, мастер Андрей и др. Росписи белорусских мастеров в Кракове, Сандомире, Люблине. Особенности их стиля.

Иконопись. Формирование школы белорусской иконописи («Замілаванно» XIV — XV вв. из Малориты, «Адзігітрыя Іерусалімская» XV в. из Пинска, «Параскева Пятніца» XVI в. со Случчины и др.). Брестская школа иконописи. Отход белорусской иконописи от византийской традиции (А. Ипель — о белорусских иконах). Петр Евсеевич из Голынца («Рождество Богоматери»). Воздействие на иконопись Беларуси народного творчества. Иконопись и скульптура.

Портрет. Формирование белорусских галерей и портретных собраний. Произведения местных мастеров (Навоша, Никифор, Дмитрий Иванович, Апанас Антонович, Гиераним и др.). Центры портретного искусства в Вильне, Несвиже, Супрасле, Слуцке. Лучшие произведения (портреты Михаила Борисовича, Юрия Радзивилла, Катерины Слуцкой — XVI в. и др.). Психологизм, рисунок и колористические качества белорусских портретов XVI в.

Скульптура. Влияние готики («Апостол», д. Шарошово; «Гжэгаж», «Іаакім», «Ганна» и др.). Ворота в храмах. Памятники, их особенности.

^ Миниатюра и гравюра. Продолжение рукописной традиции. Рукописи и книгохранилища в монастырях (Супрасль, Жировичи и др.). Мстиславское (XIV в.), Лавришово (XIV в.), Шарошовское (XVI в.) евангелия, их украшение и миниатюры. Смоленский псалтырь 1395 г. Особенности миниатюр.

Франциск Скорина и начало белорусского печатания. Гравюры пражских изданий Скорины (1517 — 1519 гг.). Скорина и появление на Беларуси нового вида искусства — гравюры. Гравюры виленских изданий Скорины (1523 — 1525 гг.). «Портрет Скорины». Украшение его изданий. Скорина и Ренессанс. Участие немецких мастеров в оформлении изданий Скорины (Израель ван Макенем, Михаэль Сольгемут). Дюрер и гравюры Скорины. Новые типографии в Вильне, Бресте, Заблудове, Несвиже. Симон Будный и Василий Тепинский: издания, их художественное оформление. Петр Мстиславец как художник книги: отделка московского «Апостола» (1564 г.), заблудовского (1569 г.) и вилен-

-24-

ского (1575 г.) евангелий. Оформление «Статута» (1588 г.) и «Трибунала» (1586 г.).

^ Декоративно-прикладное искусство. Особенности кафеля. Первые стекольные заводы. Оклады книг.

Музыка. Развитие общерусского певческого искусства в белорусских братских школах с конца XVI в. Возникновение в хоровой практике Беларуси 5-линейной нотации и многоголосия.

Кант — светская, бытовая, хоровая песня — гимн, распространенный в XVI — XVIII вв. Характерные черты канта.

Появление канта у западнославянских народов (в Чехии в XIV в., Польше в первой половине XV в.), с конца XV в. — распространение на Беларуси и Украине, с начала XVII в. при посредничестве белорусских и украинских деятелей — в России. Белорусские певчие (И. Кокля, И. Календа, И. Канюховский, А. Бережанский, органист К. Василевский) при царе Алексее Михайловиче в московском Новодевичьем монастыре, в Тверском на Валдае, в составе хоров патриаршего и государевых дьяков.

Первый сборник кантов Симеона Полоцкого (1680 г.).

Псалмы — канты на религиозную тематику, известные с XV в. в Чехии, Германии и распространившиеся в Польше, Беларуси в XVI в.

Существование в Беларуси псалмов на различные библейские и евангельские сюжеты. Псалмы гражданского звучания, отражение в них борьбы белорусов против принудительного окатоличивания (гимновый кант А. Филиповича «Даруй спакой царкве сваей, Хрысце божа», патриотический кант XVII в. о стремлении белорусов к объединению с Россией «Прачыстая дзева, мащ рускага краю», «Схіліцеся, вякі»).

Первый сборник псалмов — «Псалтыр рыфматворная» Симеона Полоцкого.

Прикрепление псалмов к определенным обрядам (колядному, свадебному, волочебному) и представлениям вертепа; сохранение их в народном быту и в наше время.

Рукописный сборник старинной белорусской музыки XVI — XVII вв. «Полацкі сшытак» — яркий образец белорусской светской кантовой культуры.

^ Зарождение белорусского драматического и музыкального театра. Зарождение театра в недрах народных песен, обрядов и праздников, хороводов, игр, вечеринок. Народный кукольный театр-вертеп. Существование школьных театров в XVI — XVII вв. в коллегиумах и братских школах.

-25-

Создание групп, артелей скоморохов в XVI в., включение в их представления драматических и комедийных сцен.

Воспоминания о скоморохах, которые жили и работали в Бресте (Герасим Тит и Горман в «Апісанні старасты Берасцейскага ад 1566»), Могилеве (Бокач, Кураны, Миха, Ахвер, Федор).

Заключение

Художественное мышление и концепция личности в рамках развития искусства. Синтез искусств, соотношение светского и религиозного, народного и профессионального. Формирование и становление профессиональных национальных школ.

Распад средневековой художественной системы, преодоление ее принципов. Возникновение предпосылок художественной культуры Нового времени. Утверждение светского начала и основ национального искусства. Главная черта культуры — личностное начало в рамках церковной культуры.

^ V. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII в. (8 ч)

*Общая характеристика исторического развития стран Западной Европы XVII в. Развитие национальных школ в искусстве. Разнообразие художественных течений: барокко, классицизм, академизм.

^ Итальянское искусство

Формирование стиля барокко в искусстве Италии.

Ведущая роль архитектуры. Новые принципы планировки городов. Создание монументальных ансамблей.

Ансамбль площади собора Святого Петра в Риме, Королевская лестница Л. Бернини в Ватикане.

Скульптура. Произведения Л. Бернини. «Экстаз св. Терезы», «Давид», «Портрет Людовика XIV», «Кардинал Боргезе».

Живопись. Л. Бернини. «Положение во гроб», «Играй», «Успение Марии»; М. Караваджо. «Евангелист Матфей», «Юноша с лютней», «Корзина с фруктами».

^ Музыка. Появление новых жанров: опера, оратория, кантата, соната, симфония, инструментальный концерт. Стиль барокко в музыке.

-26-

Возникновение оперы во Флоренции. «Дафна» и «Эвридика». Крупнейший представитель оперного искусства ^ К. Монтеверди.

Инструментальная музыка. А. Корелли. «Фоллия»; А. Вивальди. «Времена года».

Фортепианная музыка в творчестве Д. Скарлатти, создателя жанра сонаты.

^ Искусство Фландрии

*Нидерландская революция конца XVI в. Подчинение Фландрии испанскому абсолютизму. Распространение в искусстве стиля барокко. Устойчивость местных реалистических народных традиций.

Живопись. П. Рубенс. «Венера с зеркалом», «Снятие со креста», «Последствия войны», «Вирсавия», «Персей и Андромеда»; исторический цикл «История Марии Медичи и Генриха IV». Пейзажи и портреты Рубенса. Его влияние на формирование фламандской национальной школы живописи, значение Рубенса в мировом искусстве.

^ А. ВанДейк. «Автопортрет», «Карл V». Творчество Я. Йорданса. Развитие бытового жанра в его искусстве. Ф. Снейдерс. Развитие жанра натюрморта.

Искусство Голландии

*Особенности развития голландского государства. Влияние Нидерландской революции на голландскую культуру первой половины XVII в.

Живопись. Ф. Хале. «Цыганка», «Рыбак». Групповой портрет. «Портрет гильдии стрелков святого Георгия». ^ Х. Рембрандт. «Анатомия доктора Тульпа», «Даная», «Автопортрет с Саскией», «Ночной дозор», «Святое семейство», «Давид и Саул», «Ассур, Аман и Эсфирь», «Возвращение блудного сына», «Портрет синдиков цеха суконоделов», «Читающий Титус», «Автопортрет», «Хендрикье Стоффельс», «Портрет брата», «Портрет старика в красном». Офорты Рембрандта. Я. Вермер Делфтский. «Девушка с письмом», «Девушка с ожерельем».

Развитие пейзажного жанра: ^ Я. Рейсдал.

Мастера голландского натюрморта: В. Хеда, П. Клас, В. Кальф. Своеобразие голландского натюрморта, живописное мастерство и разнообразие технических приемов.

-27-

­Искусство Испании

Общая характеристика испанского искусства XVII в. Живопись. Расцвет живописи. Народная основа испанской культуры. Утверждение реалистических тенденций в испанской живописи первой половины XVII в. Своеобразное претворение караваджизма. Ярко выраженный национальный характер. Эль Греко. «Святые апостолы Петр и Павел». Х. Рибера. «Мучение святого Варфоломея», «Святая Инесса», «Хромоножка».

^ Д. Веласкес. «Продавец воды», «Завтрак», «Кузница Вулкана», «Ткачихи», «Портрет шутов», «Сдача Бреды», «Папа Иннокентий Х», «Менины». Роль Д. Веласкеса в развитии европейского искусства.

^ Искусство Франции

*Рост национального самосознания и утверждение идеалов гражданственности в искусстве.

Формирование принципов мировоззрения классицизма. Прогрессивный характер классицизма.

Архитектура. Ее расцвет. Размах дворцового строительства.

Ансамбль Версаля (Л. Лево, А. Ленотр, Ш. Лебрен, Ж. Ардуэн-Мансар).

Живопись. Я. Пуссен. «Танкред и Эрминия», «Ринальдо и Армида», «Отдых Венеры», «Пейзаж с Полифемом». ^ К. Лоррен. «Полдень», «Утро», «Вечер», «Ночь». Л. Ленен. «Крестьянское семейство», «Трапеза», «Семейство молочницы».

Музыка. Французская композиторская школа: Ж. Люлли, Ж. Рамо, Ф. Куперен, К. Дакен.

Распространение клавесина, своеобразие тембра инструмента.

^ Театр эпохи классицизма. Мольер. «Тартюф», «Мещанин во дворянстве».

Мольер — гордость национальной культуры Франции: театр французской комедии — Дом Мольера.

Заключение

Стремление к синтезу искусств, образование взаимопроникающих жанровых форм. Самоопределение художественной культуры в системе культуры XVII — первой половины XVIII в., Завершение процесса профессионализации художественной деятельности, формирование творческой интеллигенции. Возникно-

-28-

вение академий и концепция «свободного» художника. Дифференциация народного и профессионального искусства.

^ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса «Отечественная и мировая художественная культура» учащиеся должны знать:

• содержание понятия «художественная культура» и ее функции в социуме;

• основные эстетические категории и их воплощение в искусстве и социуме;

• виды, жанры, выразительные средства искусств, специфику творческой деятельности в различных видах художественной деятельности;

• выразительные средства театрального искусства, особенности их создания и творческой реализации;

• взаимосвязь истории художественной культуры и истории человечества:

основные временные рамки и названия эпох;

мировоззренческие и экономические основы, определившие своеобразие искусства каждой эпохи;

ведущие стилеобразующие элементы художественной культуры эпохи и своеобразие их регионального воплощения;

• выдающихся деятелей искусства каждой эпохи и их произведения (шедевры мирового значения);

• важнейшие этапы возникновения и развития зарубежного и отечественного театра, выдающиеся достижения мастеров театрального искусства;

• достижения отечественной художественной культуры; вклад отечественных деятелей искусства в мировой социокультурный прогресс;

• наиболее известные памятники изобразительного, музыкального, театрального, их названия и авторов;

Учащиеся должны уметь:

• выделять наиболее характерные элементы произведений различных видов и жанров, позволяющие отнести их к культуре определенной эпохи и региона;

-29-

­• анализировать шедевры мировой художественной культуры в контексте эпохи, их создавшей, и с позиций современного восприятия.

Учащиеся должны уметь сравнивать:

• произведения различных видов и жанров в рамках одной эпохи или стиля;

• динамику развития жанра от эпохи к эпохе;

• воплощение ведущих тем искусства в их историко-культурной динамике.

• анализировать проявления национального характера и национальной художественной школы в рамках эпохи;

• воплощать свои знания в творческих работах, понимать и объяснять взаимосвязь теоретического и практического освоения основ художественного творчества.

-30-

Приложение № 1

^ СПИСОК ПАМЯТНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ УЗНАВАНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Первобытное искусство

1. Изображение бизона (пещера Альтамира).

2. Виллендорфская Венера (верхний палеолит).

3. Стоунхендж (Англия).

Искусство Древнего Египта

4. Пирамиды в Гизе.

5. Большой Сфинкс в Гизе.

6. Статуя писца Каи.

7. Саркофаг Тутанхамона.

8. Голова Нефертити.

Искусство Древней Месопотамии

9. Зиккурат в Уре (современное состояние или реконструкция).

10. Ворота Иштар.

11. Статуя быка-Шэду.

Античное искусство

12. Парфенон.

13. Поликлет. «Дорифор».

14. Мирон. «Дискобол».

15. Агесандр. «Афродита Милосская».

16. «Ника Самофракийская».

17. Агесандр, Полидор, Атенодор. «Лаокоон».

18. Колизей.

19. «Капитолийская волчица».

20. Триумфальная арка.

-31-

Искусство Средневековья. Западная Европа

21. Собор Парижской Богоматери.

22. Соборный комплекс в Пизе.

Древнерусское искусство.

23. Богоматерь Владимирская. Икона.

24. Храм Покрова на Нерли.

25. А. Рублев. «Троица Ветхозаветная».

26. Аристотель Фиорованти. Успенский собор Московского Кремля.

27. Храм Покрова на Рву (Василия Блаженного) в Москве.

Белорусское искусство

28. Софийский собор в Полоцке.

29. Борисоглебская церковь (Коложская) в Гродно.

30. Белая Вежа.

31. «Св. Параскева». Икона.

32. Петр Евсеевич из Голынца. «Рождество Богоматери».

33. Ф. Скорина. «Автопортрет».

Искусство Возрождения. Италия

34. С. Боттичелли. «Рождение Венеры».

35. Л. да Винчи. «Джоконда», «Тайная вечеря», «Автопортрет».

36. Рафаэль. «Сикстинская мадонна», «Афинская школа».

37. Микеланджело. «Давид», «Сотворение Адама» (фрагмент росписи Сикстинской капеллы).

38. Джорджоне. «Спящая Венера».

39. Тициан. «Динарий Кесаря», «Даная».

40. И. Босх. «Несение креста».

41. П. Брейгель. «Слепые», «Охотники на снегу».

42. А. Дюрер. «Автопортрет», «Четыре всадника Апокалипсиса» .

Искусство XVII века

43. Собор и площадь Святого Петра в Риме.

44. Х. Рембрандт. «Даная», «Возвращение блудного сына».

45. П. Рубенс. «Персей и Андромеда».

46. А. Ван Дейк. «Автопортрет».

47. Эль Греко. «Святые апостолы Петр и Павел».

48. Д. Веласкес. «Менины».

-32-

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ....................................................... 3

Введение в курс «Отечественная и мировая художественная культура»........................................................................... 9

I. Художественная культура Древнего мира ........................... 10

II. Культура античности ....................................................... 12

III. Художественная культура Средневековья ......................... 13

IV. Художественная культура эпохи Возрождения.................. 19

V. Художественная культура Западной Европы XVII в............ 25

Приложение 1..................................................................... 30

Учебное издание

ПРОГРАММЫ для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения с 12-летним сроком обучения

^ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

VIII класс

Нач. редакционно-издательского отдела Г.И. Бондаренко Редактор Л.Б. Сопот Технический редактор Д.А. Яшкин Корректор И.Н. Лапанец Компьютерная верстка А.Н. Киселева, И.В. Шутко

Подписано в печать 04.08.2004. Формат 60х84/16. Бумага газетная. Гарнитура Школьная. Печать офсетная . Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,66. Тираж 4480 экз. Заказ 1210

Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования » Министерства образования Республики Беларусь. Лицензия J« 02330/0133302 от 30.04.2004. 220004, Минск, Короля, 16

Унитарное предприятие «Светоч». Лицензия № 02330/0056609 от 27.02.2004 г. 220034, Мввсх, Первомайская, 7




Скачать 360.17 Kb.
оставить комментарий
Л.В. Блохина
Дата26.09.2011
Размер360.17 Kb.
ТипПояснительная записка, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх