Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История античной литературы» Ростов-на-Дону icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История античной литературы» Ростов-на-Дону


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Пьезоэлектрические преобразователи для...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «физические основы получения информации» по...
Учебно-методический комплекс по курсу “Прокурорский надзор” г. Ростов-на-Дону 2010 год...
Учебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания для студентов 4...
Рабочей программы учебной дисциплины история античной культуры уровень основной образовательной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «философия» для студентов очного отделения экономических...
Учебно-методический комплекс по дисциплине мировая экономика ростов-на-Дону...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психология конфликта» Ростов-на-Дону...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Античная литература вузовского компонента цикла...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Античная литература вузовского компонента цикла...
Учебно-методический комплекс к спецкурсу: «Социальная психология личности» Ростов-на-Дону...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг» (часть I) вузовского...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Садовская И.Г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «История античной литературы»


Ростов-на-Дону

2010

Учебно-методический комплекс разработан доцентом кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики И.Г. Садовской.


Ответственный редактор к.ф.н. доцент Гайбарян О.Е.


Компьютерный набор и вёрстка Багдасарова А.А.


Печатается в соответствии с решением кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики ЮФУ, протокол № 4 от 17 декабря 2009 года.

Содержание


  1. Пояснительная записка к курсу…………………………………………… 4

  2. Рабочая учебная программа……………………………………………….. 5




    1. Учебно-тематический план дисциплины……………………………….. 5

    2. Рабочая программа по модулям…………………………………………. 7




      1. Модуль 1……………………………………......................................... 8

      2. Модуль 2………………………………………………………………. 12

      3. Модуль 3………………………………………………………………. 16

      4. Модуль 4………………………………………………………………. 25

      5. Модуль 5………………………………………………………………. 27

      6. Модуль 6………………………………………………………………. 30




  1. Литература к курсу …………………….. ………………………………… 32

Программа семинарских занятий ............................................................... 35

  1. Глоссарий………………………………………………………………….. 44

  2. Итоговый тест …………………………………………………………….. 50

  3. Вопросы к экзамену……………………………………………………….. 56

  4. Тезисный план лекций…………………………………………………….. 60
^

Пояснительная записка к курсу


Курс «История античной литературы» студенты дневной формы обучения отделений отечественной и романо-германской филологии (бакалавриат и специалитет) слушают в течение первого семестра первого года обучения. Курс открывает для студента-филолога историю всемирной и прежде всего западноевропейской литературы. Можно выделить следующие основные цели курса: составить представление о художественном своеобразии античной литературы и условиях ее формирования и развития, на материале курса обеспечить основу для понимания последующего многовекового культурного процесса и показать непреходящую ценность античного наследия для последующих веков. Задачи курса традиционно сложны:

  1. ознакомление с мифологией Греции и Рима, классическими произведениями античной литературы, предусмотренными программой;

  2. формирование представлений об историко-культурном контексте их возникновения;

  3. изучение закономерностей возникновения трех литературных родов и их основных жанровых разновидностей;

  4. формирования навыков работы с исследовательской литературой, учебными пособиями и словарями-справочниками;

  5. освоение основных понятий, необходимых для понимания античной литературы и культуры в целом.

В течение семестра читаются лекции по курсу (34 часа) и проводятся семинарские занятия (34 часа).

Литература из дополнительного списка рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо обращаться к литературоведческим энциклопедическим изданиям и хрестоматиям.
^

Рабочая учебная программа


Учебно-тематический план дисциплины



Тема

Вид занятия

Количество часов

^ Лекции и самостоятельная работа

1

Значение античного искусства

лекция

2

2

Античное наследие в Европе и России

самост. работа


2

3

Развитие греческой цивилизации и периодизация

греческой литературы

лекция

2

4

Мифология Греции

лекция

2

5

Мифология Рима

лекция

2

6

Гомеровский эпос. «Илиада».

лекция

2

7

Гомеровский эпос. «Одиссея»

лекция

2

8

Гомеровский вопрос

Самост. работа

2




9

Общая характеристика древнегреческой лирики

лекция

2

10

Творчество Сапфо

самост. работа

2

11

Творчество Архилоха

самост. работа

2

12

Творчество Пиндара

самост. работа

2

13

Греческий театр (трагедия)

лекция

4

14

Афины после Греко-персидских войн

самост. работа

4

15

Происхождение греческой драмы

самост. работа


2

16

Эпоха эллинизма


лекция

4

17

Творчество Лукиана

самост. работа

2

18

Греческая проза

лекция

2

19

Греческая риторика

самост. работа

4



Творчество Геродота и Фукидида

самост. работа


4

21

Римская литература. История возникновения и периодизация

лекция

2

22

Литература эпохи республики

лекция

2

23

Римская историография

самост. работа

4

24

Творчество Цицерона

лекция

2

25

Римская литература эпохи Августа

лекция

2

26

Эпоха Нерона

самост. работа

2

27

Античный роман

лекция

2

^ ВСЕГО лекций – 34 часа, самостоятельной работы - 36 часов

Семинарские занятия

33

Греческая мифология


Семинар,

самост. раб.

4

4

34

Гомеровский эпос


Семинар

Самост. раб.

4

4

35

Греческая трагедия


Семинар

Самост. раб.

4

4

36

Древнегреческая комедия


Семинар

Самост. раб.

2

4

37

Афинская проза


Семинар

Самост. раб.

4

4

38

Римская поэзия


Семинар

Самост. раб.

4

4

39

Античный роман


Семинар

Самост. раб.

4

4

40

Ораторская проза античности


Семинар

Самост. раб.

4

4

^ ВСЕГО семинарских занятий – 32 часа, самостоятельной работы – 32 часа (доклады к семинарам, индивидуальные анализы худож. текстов)

^ Аудиторных занятий – 68 часов, самостоятельной работы – 68 часов


Рабочая программа по курсу « История античной литературы»

Данная рабочая программа содержит подробные характеристики основных модулей и входящих в них тем, как читаемых в лекциях и разбираемых на семинарских занятиях, так и вынесенных на самостоятельное изучение.

Введение

В истории мировой культуры античная литература занимает особое место. Исключительная содержательность, разнообразие художественных форм и стилистических средств, осознанное стремление про­анализировать существующую жанровую систему, предпринятое Платоном и Аристотелем, определило значительное влияние античности на духовную культуру средних веков, Возрождения, XVII - XVIII веков.

Под термином «античность» понимается культура греко-римского рабовладельческого общества, которая является древнейшей в Европе: цивилизации Египта и Вавилона сформировались значительно раньше.

Для студентов филологического факультета курс «История античной ли­тературы» является базовым. Он изучается всего один (первый!) семестр, на протяжении которого студенты слушают лекции и готовятся к практическим занятиям. Данный курс представляет традиционную сложность, по крайней мере, по трем причинам: во-первых, неподготовленность студентов к восприятию объемных текстов, особенно эпических поэм Гомера и Вергилия; во-вторых, незнание античной мифологии и истории, осложняющее восприятие многих памятников античной литературы; в-третьих, сравнительно небольшой промежуток времени, за который необходимо подготовить сложную программу.

Итак, работа над курсом «История античной литературы» требует терпения, т.к. необходимо «войти» в материал, научиться ориентироваться в мифологических персонажах и исторических реалиях, внимательного чтения художественных текстов, а также изучения работ ведущих отечественных исследователей, например, А.Ф. Лосева и М. Бахтина.

В основе выделения модулей лежит принцип периодизации греческой и римской литературы


МОДУЛЬ 1 Греческая литература

^ АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД


При изучении данного модуля пред студентами стоит задача освоения, во-первых, самого принципа периодизации, во-вторых, изучения текстов Гомера и Гесиода, древнегреческих поэтов, но самое главное – научиться ориентироваться в мифологических сюжетах.

Древнейший в истории греческой литературы Архаический период имеет, в свою очередь, следующие этапы:

  1. Долитературный («догомеровский» период).

  2. Древнейшие литературные памятники (гомеровские поэмы, Гесиод).

3. Литература периода становления античного рабовладельческого
общества и государства (VII в. - начало V в. до н.э).

Долитературный период соответствует эпохе родового общества. В это время активно развиваются фольклор и мифология.

Первобытная поэзия - поэзия коллектива, из которого личность еще не выделилась, - находит свое выражение в традиционных жанрах фольклора: песне, сказке, заклинании и др. Следует отметить, что от греческого фольклора сохранилось немного текстов, которые были за­писаны в более поздний период (V - IV вв.).

Мифология представляет собой первую мировоззренческую си­стему, отражает особое понимание мира, связанное с первой попыткой человека объяснить окружающий мир.

Греческая мифология является одной из наиболее развитых ми­фологических систем, включающих две большие группы мифов: кос­могоническую и героическую. Космогония - древнейший мифологический пласт, объясняющий возникновение мира и различных явле­ний природы, например, происхождение солнца и звезд (солярные и астральные мифы), смену времен года (календарные мифы), происхождение богов (теогония), людей (антропологические мифы). В ге­роических мифах, представленных многочисленными циклами (троянский, фиванский и др.), формируется этический идеал благородного героя - защитника племени, победителя сил хаоса и зла. Значение мифологии для греческого искусства чрезвычайно велико.

Древнейшими литературными памятниками, относящимися к концу VIII - VII вв. до н.э., являются поэмы «Илиада» и «Одиссея» Го­мера и дидактический эпос Гесиода «Труды и дни» и «Теогония». Отсутствие прямых исторических свидетельств, совокупность семантических и стилистических несоответствий в «Илиаде» и «Одиссее» составляют сложный и до конца еще не разрешенный гомеровский вопрос. Студентам следует обратить внимание на концепцию героя в эпосе, композицию поэм, а также на особую роль в эпосе предметов мате­риальной культуры (щит Ахилла, описание дома Одиссея и др.). С произведениями Гесиода необходимо познакомиться по хрестоматии.

VII – VI вв. до н.э. - эпоха социально-политической борьбы, в процессе которой сформировалось в Греции рабовладельческое общество и государство, старые родовые связи разрушались с ростом полисов, развитием торговли и ремесла, нарастающими классовыми противоречиями. Важнейшими литературными процессами данного периода являются:

  1. Упадок и отмирание старинного эпоса.

  2. Расцвет лирики: декламационной (элегии Тиртея, Солона, ямбы Архилоха), монодической (лесбосская лирика Алкея и Сапфо), (творчество Анакреонта), хоровой (оды Алкмана и Пиндара).

  3. Зарождение литературной прозы (философские сочинения Гераклита, Эмпедокла и др., прозаические басни Эзопа).

Следует подчеркнуть, что термин «лирика» не принадлежит рассматриваемой эпохе: он создался позже, во времена александрийских филологов, заменив более ранний термин «мелика» (от «песня»).

Контрольно-тестовые задания к модулю 1

  1. Дайте определение мифу. (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

  2. Дайте определение легенде. (2балла)

  3. Что такое космогония? (2балла)

  4. Что такое теогония? (2балла)

  5. Какими признаками характеризуется жанр эпоса? .(2балла)

  6. Кто такие аналитики и унитарии? (2балла)

  7. Когда возник термин лирика? (2балла)

  8. Каковы функции хоровой лирики? (2балла)

  9. Что означает термин мелика? (2балла)

  10. Что означает термин дидактический эпос? (2балла)

  11. Кто в Греции является родоначальником дидактического эпоса? . (2балла)

  12. Что означает гомеровское понимание судьбы? (2балла)

  13. Как называются запреты, нарушение которых жестоко каралось и в основе которых лежит представление о животном-первопредке? (2балла)

  14. С какого события начинается действие «Одиссеи»? (2балла)

  15. Какое событие является кульминацией «Илиады»? (2балла)

^ Нормы оценки. Набравшие от 15 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 14 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.


^ Литература к модулю 1

Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М., 1975 или любое издание.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // А.Ф Лосев Философия, мифология,
культура. М., 1991. С. 21-186.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. М., 1980-82.

Садовская И.Г. Мифология. М.- Ростов-на-Дону., 2006.

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1996.

Сахарный Н. Гомеровский эпос. М., 1976.

Шталь И.В. Одиссея – героическая поэма странствий. М., 1978.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Ярхо В.Н. Эпос. Ранняя лирика. М., 2001.

Бонар А. Греческая цивилизация. В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1994.

Мякин Т.Г. Сапфо Я0зык мировоззрение жизнь Санкт.-Петер. 2004.


МОДУЛЬ 2 Греческая литература

^ АТТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

При изучении данного модуля студенты должны овладеть знаниями уникального культурного феномена – греческого театра. На данном этапе изучения античной литературы большое внимание уделяется также развитию греческой прозы (философии, истории, риторике). Для достижения поставленной задачи необходимо не только прочитать программные тексты, изучить лекции, которые помогут при подготовке практических занятий, но уделять достаточное время рекомендуемой (конспектировании, подготовка рефератове) самостоятельной работе.


Греческое рабовладельческое общество переживает в V в. до н.э. период своего наивысшего расцвета - экономического, политического, художественного. Расцвет этот связан с последовавшим за греко-персидскими войнами возвышением Афин и развитием афинской де­мократии. С 50-30 гг. до н.э. продолжается "век Перикла", во время которого развивается философия (софистика Горгия и Протагора, школа Сократа), театр, естественные науки (деятельность Гиппократа), архитектура (оформление Фидием афинского акрополя).

Основной проблемой литературы становится проблема человека и его задач в обществе равных ему людей, проблема выбора своего пути, этического самоопределения и моральной ответственности за сво­бодно принятое решение. Активное осмысление данной проблемы принадлежит трагедии Эсхила, Еврипида и комедии Аристофана.

Имена трех великих трагиков Греции знаменуют этапы в разви­тии аттической трагедии и в истории афинской демократии.

Эсхил, поэт эпохи становления афинского государства и греко-персидских войн, является основоположником античной трагедии. Для его произведений характерна убежденность в прогрессивности принятых афинским государством законов, отсутствие углубленной индиви­дуальной характеристики персонажей, которые являются представителями нравственных (Орест) и даже космических сил (Прометей), малая динамичность сюжета и торжественный, «дифирамбический» стиль.

Софокл - поэт эпохи высшего расцвета, "эпохи Перикла". В его трагедии все внимание обращено на изображение человека, его реше­ний, поступков, борьбы. По словам Гегеля, герои Софокла воплощают «право бодрствующего сознания», право деяния. Софокл модернизировал трагедию: ввел третьего актера, сократил партии хора, нашел гармоническое соотношение между отдельными частями композиции.

Еврипид принадлежит эпохе кризиса полисной идеологии, эпохе Пелопоннесской войны (431 - 404 гг.). В творчестве Еврипида нашла свое отражение критика мифологической системы, института рабства, традиционных государственных и семейных устоев. Еврипида отличал интерес к внутреннему миру человека, стремление изобразить человека реального с его личными стремлениями и страстями.

В конце V - начале IV в. до н.э. развивается проза. Устанавли­ваются три основных направления - историография (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), красноречие (Лисий, Исократ, Демосфен), философский диалог (школа Сократа, Платон).

Особое место в истории античной культуры принадлежит ученику Платона Аристотелю, автору сочинений по различным облас­тям знания, в том числе и трактата «О поэтическом искусстве». В нем исследовались вопросы эстетики и теории искусства, принципы худо­жественной оценки, происхождения и особенности композиции траге­дии и эпоса.

Студенту необходимо ознакомиться с одним из диалогов Плато­на («Пир», «Федон», «Федр»), а также глубоко и всесторонне изучить «Поэтику» Аристотеля.


Контрольно тестовые задания к модулю 2

  1. Что означает термин полис? (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

  2. Когда наступает и чем характеризуется эпоха Перикла? (2балла)

  3. Как, согласно Аристотелю, происходит рождение греческой драмы? . (2балла)

  4. Что означает слово театр? (2балла)

  5. Кто автор пьесы, не основанной на мифологическом сюжете, и как она называется? (2балла)

  6. В какой комедии Аристофана бог театра вершит суд над умершими трагиками? (2балла)

  7. Как называется в древнегреческой комедии вступительная песнь хора?

  8. Что означает слово агон в переводе? (2балла)

  9. Как называется трагедия, в которой речь идет о самопожертвовании во имя родины юной девушки? (2балла)

  10. Как переводится термин трагедия? (2балла)

  11. В какой из комедий Аристофана в наиболее полной мере выражены его эстетические взгляды? (2балла)

  12. В какой из трагедий Софокла звучит гимн Эроту? (2балла)

  13. Какая из трагедий Софокла не содержит трагического финала? (2балла)

  14. Как называется заключительная песня хора, с которой он удалялся в конце трагедии? (2балла)

  15. Кому из греческих философов принадлежит утверждение: ^ Я знаю то, что я ничего не знаю? (2балла)

Нормы оценки. Набравшие от 15 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 14 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.


Литература к модулю 2

Аристотель. Поэтика. // Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1984, т...

Гончарова Т. Еврипид. М., 1984.

Еврипид. Медея. Ифигения в Авлиде. Ипполит. // Еврипид. Траге­дии. М., 1980. т. 2.

Каллистов Д.П. Античный театр. Л., 1970.

Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки. //Аристофан. Комедии. М.,
1986, т. 1-2.

Ярхо В. Аристофан и его комедии. - Аристофан. Избранные коме­дии. М., 1974. Вступ. ст. с. 5-27.

Ярхо В.Н. Древнегреческая литература. Комедия. М., 2002.

Лосев А.Ф. Эрос у Платона. - А.Ф.Лосев Философия. Мифология.
Культура. М., 1991. С. 188-208.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. М., 1977.

Федон. Пир. Федр. Апология Сократа. - Платон. Соч. в 3-х т. М.,
1968-1971.

Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. М., 1978.


МОДУЛЬ 3 Греческая литература

^ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД

При изучении данного модуля предлагается уделить внимание исторической составляющей, поскольку события, изменившие мир, стали своего рода эмблемой человеческого гения – гения Александра Македонского. Заслуживает внимание и принципиально новая и активно развивающаяся жанровая система – для осмысления всего этого студенту предлагается вдумчиво проработать рекомендованные художественные тексты и монографические исследования, изучить синхронистическую таблицу развитие греческого мира.

Битва при Херонее (338 г.), установившая в Греции македонское господство и завоевание Персии Александром Македонским (334 - 330 гг.) открывают новую страницу греческой истории.

Огромная держава, созданная Александром, распалась после его смерти и была поделена между македонскими полководцами. Образовался ряд новых государств-монархий: Египет (монархия Птолемеев), Сирия (монархия Селевкидов) и др. Государства эти, в которых про­исходило скрещение восточных и греческих элементов, принято назы­вать эллинистическими. В них значительно меняется социально-политический и психологический статус человека: материальный уро­вень его жизни резко повышается, но человек перестает чувствовать себя гражданином, хозяином своей судьбы и окружающего мира - он становится подданным монарха. Указанные изменения находят свое отражение во влиятельнейших философских системах эпохи - эпику­рействе и стоицизме.

Искусство и литература существенно меняются в эпоху эллинизма. Небывалой высоты достигает книжная культура, а важнейшими культурными центрами становятся библиотеки (Александрийская, Пергамская). В целом для литературы эллинизма характерны следующие черты:

1. Космополитизм - следствие невиданного расширения горизонта греческой публики.

2. Элитарность, выразившаяся в ориентации литературы на высокообразованную часть публики.

3. Разрыв с традицией.

В Александрии, столице Птолемеев и новом культурном центре Греции, развивается поэзия. Александрийские поэты свободно экспе­риментируют, выбирая малые поэтические формы - элегию, послание, дидактическую поэму, создают новые, например, малый эпос - эпиллий (Каллимах), буколику (Феокрит).

Существенные изменения претерпевает комедия: на смену поли­тическим темам Аристофана приходят бытовые, на смену публи­цистической агитации - моральное поучение, фантастическим сюжетам - характеры и ситуации современной жизни. Лучшим мастером новой комедии считается афинянин Менандр (342 - 293 гг.).

II и 1 вв. до н.э. - период экспансии Рима на восток, в Грецию и страны эллинизма - отмечен социально-политическим, экономическим и культурным упадком.

Для этого периода характерно развитие прозы: красноречия (риторические трактаты Дионисия Геликарнасского), историография (сочинения Плутарха), романа (Харитон, Лонг, Ахилл Татий). Основ­ное внимание студенту следует уделить изучению особенностей сюжетостроения и композиции античного романа.

Особое место в поздней греческой литературе принадлежит Лукиану (120-180 гг.), в творчестве которого переосмысливаются и пароди­руются традиционные идеологические и стилистические каноны. Ра­ционалистическое высмеивание старинной мифологии в «Разговорах богов» и «Морских разговорах», критика философского догматизма и всевозможных суеверий в «менипповых» произведениях Лукиана ока­зали значительное воздействие на гуманистическую сатиру Возрожде­ния и Просвещения.


^ Контрольно-тестовые задания к модулю 3

  1. Кто является автором поэтического жанра буколика? (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

  2. Кто является автором поэтического жанра эпиллий? (2балла)

  3. Какой из романов посвящен автором «Эроту, нимфам и Пану»? (2балла)

  4. Какой из мотивов активно использует Лонг в романе «Дафнис и Хлоя»? (2балла)

  5. Кто из романа Лонга «Дафнис и Хлоя» мог сказать о себе: «меня, как и Зевса вскормила коза»? (2балла)

  6. Что описывается в пасторали? Приведите примеры. (2балла)

  7. Что такое новоаттическая комедия? (2балла)

  8. Какова роль Плутарха в античной историографии? (2балла)

  9. К какой эпохе относят возникновение термина лирика? (2балла)

  10. Назовите основные тенденции в литературе эллинизма. (2балла)

  11. Назовите основные тенденции в философии эллинизма. (2балла)

  12. Что такое установка на элитарность и как она проявилась в литературе эллинизма? (2балла)

  13. Что такое установка на космополитизм и как она проявилась в литературе эллинизма? (2балла)

  14. В чем причина популярности в новоаттической комедии мотива подброшенного ребенка? (2балла)

  15. В чем причина пренебрежительного отношения к богам в творчестве Лукиана. (2балла)

^ Нормы оценки. Набравшие от 15 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 14 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.


Литература к модулю 3

Бахтин М.М. Вопросы литературы и поэтики. М., 1975. /Главы:
греческий роман. С.236-296. Эпос и роман. С. 447-483.

Татий. Лонг. Петроний. Апулей. М., 1963.

Лосев Л.Ф. Эллинистически-римская эстетика. - М., 1979.

Бонар А. Греческая цивилизация. В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1994.Т.2.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. -М., 1961-1964. -Т. 1-3.


Приложение к модулям 1-3

Синхронистическая таблица: развитие греческого мира


Исторические события

Даты

(гг. до н.э.)

Литература, искусство, культура




2600 - 1150

Крито-микенская культура. Кносский дворец. Культурная гегемония Микен. «Львиные ворота» в Микенах. «Гробница Агамемнона».

Троянская война.

Ок. 1200




Гомеровская эпоха.

1000 – 750







Ок. 800

Возникновение алфавита. Завершение «Илиады».




Ок. 700

Завершение «Одиссеи».




Ок.

700 -650

«Труды и дни» Гесиода. Начало лирики. Архилох. Тиртей.

Формирование в Греции рабовладельческого государства и общества. Становление полисной системы.

600 - 500




Реформы Солона.

Ок. 590

Солон: элегии




520 - 440

Алкей, Сапфо: сольная лирика.

Анакреонт: песни. Пиндар: оды.

Возвышение Афин.

600 - 400

Классическая литература и культура.

Реформы Клисфена.

509 - 507

Строительство на Акрополе: Парфенон, Эрехтейон, Одеон, Пропилеи. Укрепление Афин и морского порта Пирей. Расцвет театра. Скульптуры Фидия.

Греко-персидские войны.

500 – 449







525 - 456

Эсхил: трагедии.




496 – 406

Софокл: трагедии.

Битва при Саламине.

480







480 - 406

Эврипид: трагедии.




480 - 425

Геродот «История».

Битва при Платеях

479




Создание Афинского Морского союза.










468

Софокл берет верх в состязаниях драматургов над Эсхилом. Отъезд Эсхила в Сицилию.













Активная деятельность Перикла.

460 - 429







450 - 400

Проповедь софистов




460 - 396

Фукидид: «История Пелопонесской войны».




446 - 388

Аристофан: комедии




470 - 399

Сократ: философия

Пелопонесская война.

431 - 404

Деятельность риторов (Лисий, Горгий).

Архидамова война.

431 - 421

Антивоенные комедии Аристофана (446 - 388) («Лисистрата», «Ахарняне», «Мир»).

Сицилийская экспедиция.

415




Олигархический переворот.

411

Поздние трагедии Софокла (трилогия об Эдипе).

Победа афинян при Аргинуэзских островах

406

Поздние трагедии Эврипида («Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде»). Смерть Эврипида и Софокла. «Лягушки» Аристофана.

Победа спартанцев при Эгоспотамах.

405




Поражение афинян в войне со Спартой

404







Ок. 400

Философ Демокрит. Врач Гиппократ.




399

Смерть Сократа.




427 - 327

Платон: философские сочинения.




387

Платон основал Академию

2-й Афинский Морской союз.

378




Возвышение Македонии.

360 - 340

Скульпторы Скопас и Пракситель. Аристотель (384 - 322): философские труды. Ораторская деятельность Демосфена (384 - 322). Выступления против Филиппа; «филиппики».

Битва при Херонее.

338




Смерть Филиппа. Царем становится Александр Македонский.

336







343 - 330

Полемика Демосфена с Эсхином













Закрепление македонской гегемонии в Греции (разрушение Фив, покорение Афин, верховенство в Коринфском союзе).

336 - 334







334

Основание Ликея

Завоевательные походы Александра Македонского.

334 - 323




Битва при Гранике. Освобождение греческих городов в Малой Азии.

333




Битва при Иссе. Завоевание Финикии. Взятие Тира. Поход в Египет.

332




Основание Александрии. Обожествление Александра. Поход в Месапотамию.

331




Покорение Средней Азии.

329




Поход в Индию.

327 - 326




Смерть Александра.

323




Борьба за власть между его поководцами.

322

Гибель Демосфена.




321

Начало «новоаттической» комедии (Менандр. 342 - 292)

Афины под властью олигархов. Македонское влияние в Афинах.

317 - 307

Скульптор Лисипп. Художник Апеллес.




300

Начало формирования эллинистичес- кой культуры и литературы.




306

Начало эпикурейской философии.




294

Начало стоической (Зенон) философии. Развитие науки. Геометрия Евклида.




280 - 220

Александрийская библиотека и Музей. Развитие александрийской поэзии. Новые поэтические формы(эпиллий, идиллия, мимиямб).




310 - 245

Каллимах: гимны, «Начала».




305 - 240

Феокрит: идиллии.




290 - 215

Аполлоний Родосский: «Аргонавтика». Герод: мимы













Рим покоряет Грецию, которая превращается в Римскую провинцию Ахайя.

146




Переход в Риме к империи. Начало христианства.

30




Династии Юлиев-Клавдиев и Флавиев.

1 в. н. э.

«Греческое Возрождение». Философ Эпиктет. Ритор Дион Хрисостом. Историк Иосиф Флавий. Плутарх (46 - 120): «Сравнительные жизнеописа-ния», «Моральные» трактаты. Лукиан (125 - 180): диалоги, сатира.

Династия Антонионов (Адриан, Пий, Марк Аврелий, комод).

2 - 4 в. н. э.

Греческий любовно-авантюрный роман.

Харитон (1 – 2 в.): «Повесть о любви Херея и Каллирои».

Лонг (2 – 3 в.): «Дафнис и Хлоя».

Гелиодор (3 – 4 в.): «Эфиопика».

Христианская империя.

313




Эдикт о веротерпимости.

325






МОДУЛЬ 4 Римская литература

^ АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

При изучении данного модуля студентам необходимо приобрести знания об особенностях исторического развития Рима и римской литературы, четко уяснить ее отличие от греческой. Для этого необходимо обратиться к истории города Рима, что поможет составить представление о формировании Рима-республики и Рима-империи.


Римская литература развивалась значительно позже греческой, поэтому активно использовала богатейший опыт своей предшественницы. Историческая роль римской литературы состоит в том, что она явилась передаточным звеном между литературами греческой и западно-европейской.

Для древнейшего этапа развития римской литературы характер­ны фольклорные песни (гимны, фесценнины, нэнии и др.) и мифология. Важно отметить, что космогония Рима не сохранилась, известны лишь отдельные имена старинных богов: Янус, Юпитер, Веста, Лары, Пенатры и др. Наибольшую известность получили мифы об образовании города Рима, его первых царях и героях.

Во II в. до н.э. появляются художественные произведения латин­ской письменности. Первые римские поэты (Ливий Андроник, Гней Невий, Квинт Энний) начинают переводить греческие памятники, создают римскую драму.

В творчестве Плавта и Теренция активно развивается комедия, на которую значительное воздействие оказала новоаттическая комедия Менандра и южноиталийский фарс - ателлана.

^ Контрольно-тестовые задания к модулю 4

  1. Кто является главным героем комедии Плавта «Кубышка»? (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

  2. Кому их римских авторов принадлежат слова: «я человек: считаю, что ничто человеческое мне не чуждо»? (2балла)

  3. Как звали бога-покровителя Рима? (2балла)

  4. Кому покровительствовали Лары и Пенаты в Римской мифологии? (2балла)

  5. Кто вскормил братьев-близнецов Ромула и Рема? (2балла)

  6. Как звали бога-покровителя Рима? (2балла)

7. Какими признаками характеризуется жанр паллиаты? (2балла)

8. Какими признаками характеризуется жанр тогаты? (2балла)

9. Какими признаками характеризуется жанр ателланы? (2балла)

10. Кто из римских драматургов создал образ хвастливого воина? . (2балла)

Нормы оценки. Набравшие от 10 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 9 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.


Литература к модулю 4

Плавт. «Кубышка» (по хрестоматии. -Т.2. - С. 19-66).

Теренций. «Братья» // Там же. - С. 129-167.

Садовская И.Г. Мифология. – Ростов-на Дону,2006. «Рим. миф.»

Лосев Л.Ф. Эллинистически-римская эстетика. - М., 1979.


МОДУЛЬ 5 Римская литература

^ ЗОЛОТОЙ ВЕК РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

При изучении данного модуля пред студентами стоит задача изучить главные направления римской литературы эпохи Августа. Особое внимание следует уделить лирике, поскольку творчество Вергилия, Овидия, Горация оказало значительное влияние на искусство слова последующих веков, в том числе русскую литературу.


На рубеже архаического и классического периодов Рим пережи­вает сложную и противоречивую эпоху гражданских войн. В обстанов­ке социальной и политической борьбы конца II - начала I в. до н.э. значительное развитие получила проза: красноречие, историография (Саллюстий, Корнелий Непот), мемуарная («Записки о галльской и гражданских войнах» Юлия Цезаря) и эпистолярная литература (письма Цицерона, Плиния Младшего).

Крупнейшим представителем римского красноречия был Цице­рон, выработавший в своих речах и теоретических трактатах («Брут», «Об ораторе») принципиально новый, «средний стиль» - синтез азианского и аттического стиля.

В творчестве Лукреция развивается просветительская дидак­тическая поэма. Его произведение «О природе вещей» иллюстрировало популярную в Риме философию Эпикура.

Влияние эллинистической традиции нашло отражение в поэзии неотериков и Катулла.

Приход к власти Августа (43 г. до н.э.) принес в Рим мир и граж­данское спокойствие. Официальная поддержка литераторов способствовала образованию и активной деятельности кружков Мецената и Мессалы. Век Августа - золотой век римской поэзии.

В творчестве Вергилия развиваются следующие поэтические жанры: созданная Феокритом буколика («Эклоги»), дидактическая поэма («Георгики»), героический эпос («Энеида»).

Студенту следует обратить внимание на сюжетное сходство двух частей «Энеиды» с поэмами Гомера, а также на существенные раз­личия, например, в концепции героя и способе его изображения в по­эме Вергилия.

Жанровое, тематическое и стилистическое разнообразие харак­терно для творчества другого крупнейшего поэта Рима - Горация.

Традиции неотериков, культивировавших любовную элегию, продолжили Галл, Тибулл, Проперций и Овидий.

Студенту следует подробно ознакомиться с «Метаморфозами» и «Начальными элегиями» Овидия, оказавшими значительное влияние на русскую поэзию (Пушкин, Мандельштам).


^ Контрольно-тестовые задания к модулю 5

  1. Какое из произведений Вергилия вошло в историю как земледельческая поэма? (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

  2. Кто из героев Вергилия был назван В. Топоровым «человеком судьбы»? (2балла)

  3. Кому из героев «Энеиды» принадлежат слова:

Римлянин! Ты научись народами править державно –

В этом искусство твое! – налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных? (2балла)

  1. Что, по мнению Цицерона, было первой задачей оратора? (2балла)

  2. Как назывался эпохальный труд Тита Ливия? (2балла)

  3. Кто является автором «Записок о Галльской войне»? (2балла)

  4. Какое второе название у «Послания к Пизонам» Горация? (2балла)

  5. Кто из римских поэтов в жизни и в искусстве придерживался золотой середины? (2балла)

  6. В каком произведении Овидия провозглашается:

Каждый влюбленный – солдат, и есть у Амура свой лагерь…

Возраст, годный для войн удобней всего для Венеры…? (2балла)

  1. Кто из римских поэтов является автором строк:

Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!

Книги философов могут тебя в том достойно наставить,

А выраженья за мыслью придут уже сами собой. (2балла)

^ Нормы оценки. Набравшие от 10 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 9 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.

^ Литература к модулю 5

Гораций. Оды, сатиры, «Послание к Писонам» (по хрестоматии. С. 325-355).

Гаспаров МЛ. Избранные труды в 2-х т.-М., 1997

Вергилий. «Буколики», «Георгики», «Энеида» (любое издание).

Овидий. «Песни любви», «Метаморфозы», «Печальные элегии» (любое издание).

Дюрант В. Цезарь и Христос. - М., 1995.


МОДУЛЬ 6 Римская литература

^ СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

При изучении данного модуля пред студентами стоит задача уяснить общую характеристику римской литературы данного периода, обратить внимание на изменение жанровой палитры и, наконец, проследить развитие романа. Для достижения указанных целей необходимо обратить внимание на рекомендованные для изучение и конспектирования статьи и монографии.


Литература империи стремится к возвышенному пафосу, но при отсутствии значительного содержания это приводит к господству риторическо - декламационного стиля. Лучший мастер этого нового стиля - Сенека - стремился возродить высокую греческую трагедию. Наиболее значительными произведениями эпохи Нерона являются: исторический эпос Лукана «Фарсалия», роман «Сатирикон» Петрония, исторические произведения Тацита, сатиры Ювенала.

Студенту необходимо познакомиться с римской литературой данного периода по хрестоматии.

Со II века в римской литературе наступает оскудение. Решающую роль в этом сыграло возвышение провинций.

В это время в творчестве Светония продолжает развиваться исто­риография, однако наиболее значительным литературным явлением становится творчество Апулея.

Студенту следует подробно проанализировать концепцию героя, сюжетостроение и композицию романа Апулея «Метаморфозы».

^ Контрольно-тестовые задания к модулю 6

  1. Как называлась поэма приверженца «нового стиля» Лукана, посвященная гражданской войне? (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

  2. Какой поэтический жанр характерен для творчества Ювенала? (2балла)

  3. Какому периоду римской литературы принадлежит творчество Ювенала? (2балла)

  4. В каком из романов присутствует сцена «Пир Тримальхиона»? (2балла)

  5. Какому божеству служит после повторного превращения герой романа Апулея Луций? (2балла)

  6. Что означает термин метаморфоза? (2балла)

  7. В каком романе рассказывается сказка об Амуре и Психее? (2балла)

  8. Какое событие, случившееся в жизни персонажей Апулея – Луция и Психеи – их объединяет? (2балла)

  9. Какое свойство человеческой натуры стало причиной страданий персонажей Апулея – Луция и Психеи? (2балла)

  10. Каково предназначение драматических произведений (трагедий) Сенеки? (2балла)

^ Нормы оценки. Набравшие от 10 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 9 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.


^ Литература к модулю 6

Апулей. «Золотой осел».

Ювенал. Сатиры (по хрестоматии. - С. 670-695).

Альбрехт Михаэль фон. История римской литературы / Пер. А.И.Любжина. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 2002. - Т.1.; 2004. - Т.2; 2005 - Т.3.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и поэтики. М., 1975. /Главы:
греческий роман. С.236-296. Эпос и роман. С. 447-483.


^ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Александрийская поэзия. Феокрит. Каллимах (по хрестоматии. -
Ч.1.- С. 537-547).

Апулей. «Золотой осел».

Аристотель. «Поэтика».

Аристофан. «Всадники», «Облака», «Лягушки».

Вергилий. «Буколики», «Георгики», «Энеида».

Гесиод. «Труды и дни» (по хрестоматии).

Гомер. «Илиада», «Одиссея».

Гораций. Оды, сатиры, «Послание к Писонам» (по хрестоматии. С. 325-355).

Еврипид. «Медея», «Ифигения в Авлидс».

Катулл. Лирика // Там же. - С.175-188.

Лирика VII-VI вв. до н.э.: Архилох, Тиртей, Солон, Анакреонт, Ал­кей, Сапфо, Пиндар (по хрестоматии. -С.34-121 или по книге «Античная лирика». БВЛ).

Лонг. «Дафнис и Хлоя».

Лукиан. «Прометей, или Кавказ», «Разговоры богов» (по хресто­матии. -Т. 1. - С. 556-600).

Лукреций Кар. «О природе вещей».

Менандр. «Третейский суд» (по хрестоматии Ч.1. - С.489 - 500).

Народное творчество (по хрестоматии. - Ч.1. - С. 11 - 15).

Овидий. «Песни любви», «Метаморфозы», «Печальные элегии».

Плавт. «Кубышка» (по хрестоматии. - Т. 2. - С. 19-66).

Сенека «Федра».

Софокл. «Эдип-царь», «Антигона».

Теренций. «Братья» // Там же. - С. 129-167.

Цицерон. «Речи против Катилины», «Об ораторе» (по хрестома­тии. С. 212 - 231).

Эсхил. «Прометей прикованный», «Орестея».

Ю.Платон. «Пир», «Федон», «Федр».

Ювенал. Сатиры (по хрестоматии. - С. 670 - 695).


^ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Гиленсон Б.А. Античная литература. Древняя Греция. М., 2001.

История древней Греции /Под редакцией В.И.Кузищина. -М.: Высшая школа,1986

История эстетической мысли. Т.1 - Искусство.1985.

Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. - М., 1975.

Лосев А.Ф. Античная литература (любое издание).

Мифы народов мира. Т.1, 2. - Советская энциклопедия, 1980.

Никола М.И. Античная литература. Учебное пособие. Практикум. М., 2001.

Садовская И.Г. Мифология. – Ростов-на-Дону, 2006.

Тронский И.М. История античной литературы. -М., 1983.

Хрестоматия по античной литературе /Под редакцией Дератани. - Т. 1 и 2. -М., 1959, 1980.

Чистякова Н.Ф., Вулих Н.В. История античной литературы. - М., 1972.


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Альбрехт Михаэль фон. История римской литературы / Пер. А.И.Любжина. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 2002. - Т.1.; 2004. - Т.2; 2005 - Т.3.

Арский Ф. Перикл. - ЖЗЛ, 1971.

Бонар А. Греческая цивилизация. В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1994.

Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литера­туры. - М., 1989.

Гаспаров МЛ. Избранные труды в 2-х т.-М., 1997. Статьи о Катулле, Пиндаре и др.

Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. - Ростов-на-Дону, 1997.

Древнегреческая литературная критика. - М., 1975.

Дюрант В. Жизнь Греции. - М., 1997.

Дюрант В. Цезарь и Христос. - М.. 1995.

История древнего мира в художественно-исторических образах. - М.: Просвещение, 1968.

Каллистов Л. Античный театр. - М., 1970.

Кравчук А. Закат Птолемеев. - М., 1973.

Культура древнего Рима: В 2-х томах. - М.: Наука, 1985.

Левек П. Эллинистический мир. - М., 1989.

Лосев Л.Ф. Эллинистически-римская эстетика. - М., 1979.

Лосев А.Ф. Гомер. - М., 1996.

Ораторы Греции. - М.: Художественная литература, 1985.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - М., 1961-1964. -Т. 1-3.

Полякова С.В. «Метаморфозы» или «Золотой осел» Апулея. - М., 1968.

Поэтика древнегреческой литературы. - М., 1981,

Радциг С. Введение в классическую филологию. - МГУ, 1965.

Сахарный Н. Гомеровский эпос. - М., 1976.

Светоний. Жизнь 12-ти Цезарей. - М., 1966.

Утченко С. Древний мир. - М., 1969.

Утченко С. Цицерон и его время. - М., 1972.

Утченко С. Юлий Цезарь. - М., 1976.

Федоров Н. Греческая лирика. - М., 1963.

Федоров Н. Греческая трагедия. - М., 1960.

Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. - М., 1986.

Шталь И.В. Одиссея - героическая поэма странствий. - М., 1978.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. - М., 1983.

Ярхо Н.Н. У истоков европейской комедии. - М., 1979.

Программа семинарских занятий по курсу «История античной литературы» (34 часа)

Тема 1

Греческая мифология (4часа)

  1. Понятие «мифология»: определение, отличие мифа от сказки, исто­рического повествования, поэзии и религии. (При подготовке этого
    вопроса необходимо ознакомиться с работой А.Ф.Лосева «Диалектика
    мифа»).

  2. Этапы развития греческой мифологии. Хтонический период.

  3. Принцип организации Олимпа и его обитатели. Культ красоты и
    гармонии мира.

  4. Герой и его судьба (Персей, Геракл, Тезей, Ясон).

  5. Структура и идейно-художественное своеобразие легенды (привести
    примеры).

  6. Греческие мифы об искусстве.




оставить комментарий
страница1/5
Дата26.09.2011
Размер0,82 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх