Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «культурология» федерального компонента цикла опд по специальности 080505 «управление персоналом» icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «культурология» федерального компонента цикла опд по специальности 080505 «управление персоналом»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «культурология» федерального компонента цикла...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история религий» федерального компонента цикла...
Учебно-методический комплекс Специальность: 080505 Управление персоналом Москва 2009...
Учебно-методический комплекс Для специальности 080505 Управление персоналом Москва...
Учебно-методический комплекс Для специальности 080505 Управление персоналом...
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление персоналом...
Учебно-методический комплекс Специальность: 080505 Управление персоналом Москва 2009...
Учебно-методический комплекс Специальность: 080505 Управление персоналом Согласовано:...
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление персоналом...
Одобрено учебно-методическим советом факультета управления Управление организацией...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «культурология» федерального компонента цикла...
Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080505 Управление персоналом Москва 2009...



Загрузка...
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет философии и культурологии



Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры исторической культурологии

Протокол № 1

«20» сентября 2010г.

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Штомпель О.М.________________

УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета д.ф.н., проф. Драч Г.В.

(зам. декана по учебной работе)

___________________________

___________________________



^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

федерального компонента цикла ОПД

по специальности 080505 - «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»


Составитель: профессор, доктор культурологии

^ ХМЕЛЕВСКАЯ Г.Б.


Ростов на Дону.

2010 г.

Оглавление

Пояснительная записка………………3

Учебно-тематический план……….....4

Программа лекций……………………5

Темы рефератов………………………17

Глоссарий……………………………..18


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цели и задачи курса. «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» призвана – раскрыть специфические черты культуры Востока, Запада и России в связи с объективными истоками их формирования.

Для реализации данной цели решить следующие задачи:

  • раскрыть содержание основных понятий культурологии;

  • выявить специфику культуры восточных, западных и российской цивилизаций;

  • проследить изменения культуры России в условиях современной модернизации;

^ Место курса в учебном процессе. Данный курс позволяет расширить и углубить знания культуры различных народов мира и России;

-получить методологические навыки научного понимания и объяснения современных процессов в мировой и отечественной культуре;

- сформировать способность прогноза в развитии цивилизационно-культурных процессов в современной России.

Занятия по курсу «Культурология» на экономическом факультете ЮФУ по специальности «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»проводятся в форме лекций (32 часа).

Форма контроля – зачет.


^

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№№ темы Название темы кол.часов


Часть 1.

1. ТЕТОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА 2

ЧАСТЬ П. ВОСТОК.

^ 2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГОЕГИПТА И МЕСОПОТАМИИ 2

3. КУЛЬТУРА КИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И

ИДЕЯ СТАБИЛЬНОСТИ – 2

4. КУЛЬТУРА ИНДИИ. МНОГОМЕРНАЯ КОСМОАНТРОПОЛОГИЯ И ИДЕЯ

ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАДАНИЙ – 2

^

Часть Ш. ЗАПАД



5. ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ ГРЕЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА - 2

6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

7.. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ - 2



^ 8. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ – 2

9. ЭВОЛЮЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО

ВРЕМЕНИ – 2

ЧАСТЬ 1У. РОССИЯ


10. КУЛЬТУРНАЯ ДОМИНАНТА РОССИИ – СОБОРНОСТЬ И

^ ИСТОКИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ - 2


11. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ – 2

12. КУЛЬТУРНЫЕ ИННОВАЦИИ ПЕТРА 1 и ЕКАТЕРИНЫ П

в контексте цивилизационно-культурного кода России – 2

13. ДиНАМИКА ЦЕЛЕЙ И ИДЕАЛОВ КУЛЬТУРЫ Х1Х века

- ВЕКА «МЫСЛИ И СЛОВА- 4

^ 14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ- 4


  1. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ И КОФЛИКТ

ЦЕННОСТЕЙ- 2

Итого..............................................................................................................................32


^

ПРОГРАММА ЛЕКЦИЙ



Часть 1.


Тема I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ »-4 часа


Основные культурологические концепции.

Понятия культуры как деятельности, ее основные виды и функции. Понятие цивилизации.

Элементарные уровни культуры.

Различие социокультурных функций элиты и народа.

Понятия « культурная доминанта», «идея народа «характер народа» и механизмы их формирования.

Специфика первобытной культуры. Мифопоэтическое мышление древнего человека. Сущность и типы мифов, проблема их генезиса. Роль мифов в жизни первобытного общества.Специфика и роль первобытного искусства.


Литература:


  1. Бердяев Н. А., «Философия неравенства» ( «О культуре»), - М., 1990.

  2. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

  3. Гачев Г.Д., «Национальные образы мира», - М., 1988.

  4. Гачев Г.Д., «Национальный космо-психо-логос», (Вопр. филос., 1994, 2).

  5. Касьянова К., «О русском национальном характере», - М., 1994.

  6. Федотов Г.П., «Письма о русской литературе», (Русская идея, - М., 1992).

  7. Флоренский П.А. «Культ, религия, культура». М., 1977).

  8. Массон В.М. Первые цивилизации. М., 1989. Гл. 1.



Часть П ВОСТОК


Тема П. Культура Древнего Египта и Месопотамии – 2 часа


Особенности природы Египта и Месопотамии и противоположный характер доминананты двух культур.

Знания египетских и месопотамских жрецов. Религиозные верования, мифология. Представления о загробной жизни и их влияние на ценности жизни.

Литература Египта и Месопотамии.

Искусство: памятники культуры и их предназначение.

Значение культуры Египта и Месопотамии в истории мировой культуры.

Культура современного Египта.


Литература по Египту


1 Антес Р. Мифология в Древнем Египте. М. 1977 .

2. Бадрис Уоллис. Путешествие души в царстве мертвых. М., 1997.

3. В преддверии философии. Гл. 1,2,4. М. 1984.

4. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л. 1956

5. Немировский Л.Н. Мистическая практика как способ познания. М. 1993.

6. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М. 1994.

7. Рашкин Б.И. Искусство Древнего Египта. М. 1967.

8. Тураев Б.А. Древний Египет. СПб.,2000. С.5-14.

9. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. 1. М.1980. С. 25.

10.Херс Г. Нил. Общее описание реки и использование ее вод. М..1954.

11.Уваров В.М. Жезлы Гора. Возвращение тайн Древнего Египта. СПб.1999.

12.Уилсон Дж. Египет: природа вселенной. Географические факторы//В преддверии философии. М.,1984.


Литература по Месопотамии


  1. Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве. М., 1979.

2.Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971.

  1. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. М., 1983.

4. Липин Л., Белов А. Глиняные книги. Л.,1956.

5. Поэзия и проза Древнего Востока. М.,1973. С. 71-72.

  1. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1980.

7.Матвеев К., Сазонов А. Земля Древнего Двуречья. М., 1986.

8.«Я открою тебе сокровенное слово…» Литература Вавилонии и Ассирии. М., 1981.

9.Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.


Тема Ш. КУЛЬТУРА КИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И

ИДЕЯ СТАБИЛЬНОСТИ – 2 час


«Золотой век» китайской цивилизации и культуры: природные условия, представление о вселенной и человеке. Этическое учение древности. Идея ненасилия и ее истоки.

Кризис природы и цивилизации в ХУ в. до н.э. Изменения технологии и создание антропогенного ландшафта. Формирование государства-собственника.

Учения Даосизма и Конфуцианства и их роль организации социокультурной жизни китайского общества. Содержание и система образования, государственный экзамен ( кэцзюй).

Культура современного Китая.


Литература


  1. Васильев Л.С. История религий Востока. М. 1988.

  2. Григорьева Т.П. Дао и Логос. М., 1992.

  3. Древнекитайская культура. М. 1972. ТТ. 1-2..

  4. Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972; т. 2. М., 1973

  5. История культуры Китая. М., 1974.

  6. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Л., 1980.

  7. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.

  8. Конфуций. « Я верю в древность…». М., 1995.

  9. Кравцова М. История культуры Китая. М.,1999.

  10. Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М., 1990.

  11. Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

  12. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. М., 1979.



Тема 1У. КУЛЬТУРА ИНДИИ. МНОГОМЕРНАЯ КОСМОАНТРОПОЛОГИЯ И ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАДАНИЙ –2 часа


Особенности природы Индии. Арийские Веды и формирование кастовой структуры общества.

Эволюция миропонимания и антропологии в Брахманах и Упанишадах. Идея тождества микро- и макромира.. Учение о карме и ее роль в культуре и жизни общества.

Учение Будды: Четыре истины и восемь ступеней совершенствования на пути преодоления страданий. Роль Буддизма в мировой культуре.

Судьба буддизма в Индии. Индуизм, его истоки и проявления.

Искусство Индии.


Литература


  1. Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. Мю, 1979.

  2. Бонгард-Левин Г.П. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.

  3. Брихадараньяка Упанишада. М., 1964.

  4. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

  5. Гусева Н.Р. Индия: тысячелетия и современность. М., 1971.

  6. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Л., 1980

  7. Ильин Г.Ф. Религии Древней Индии. М., 1959.История культуры Древней Индии. МУ. 1990 (Тексты).

  8. Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1968.

  9. Культура Древней Индии . М. 1975.

  10. Литература и культура Древней Индии. М. 1979.



^

Часть Ш. ЗАПАД


Тема У. ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ ГРЕЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА - 2 часа


Культура Запада начинается с Древней Греции.

Природа региона и становление греческого полиса. Частная собственность и греческая пайдейи ( система образования) как источники греческого рационализма. Идеал телесной человеческой красоты Достижения греческого гения: философия, наука, право, искусство, театр.

Ограниченность человеческого интеллекта как причина трагедии Древнегреческой цивилизации.


Литература


  1. Аристотель. Афинская полития. М., 1937.

  2. Грейвс Роберт. Мифы Древней Греции. М., 1992.

  3. Гесиод. Труды и дни//Хрестом. по античной литературе, 1965.

  4. Глускина Л.М. Проблема кризиса полиса//Античная Греция. В 2 тт.Т.2. М., 1983.

  5. Драч Г.В. Античный полис как феномен культуры// Учебный курс по культурологии. Ростов-н/Д. 1996.

  6. Кессиди Ф.Х. от мифа к логосу. М., 1972.

  7. Кессиди Ф.Х. Сократ. 1999.

  8. Тарнас Ричард. История западного мышления. М., 1995.

  9. Фролов Э Рождение греческого полиса //Становление и развитие раннеклассовых обществ. Л, 1986.



Тема У1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА 2 часа


Природные и внешние условия становления рабовладельческой цивилизации Рима. Частная собственностьи ценности культуры: гражданственность и патриотизм.

Римское право: истоки, эволюция и роль в мировой истории. Нравы римского общества. Утилитаризм и практицизм образования. Гигантизм в архитектуре.

Рождение Христианства. Нормы христианской этики в Откровении Христа.

Причины гибели Римской цивилизации.


Литература


1.История Древнего Рима/Под ред. В.И. Кузищина.М., 1994.

2.. Кнаббе Г.С. Древний Рим: история и повседневность. М., 1986.

3. Культура Древнего Рима. Т. 1-П. М., 1985.

4.Момзен Т. История Рима//Соч. в трех Т.; Т. 3. СПб., 1995.

5.Немировский Л.Н.Мистическая практикак как способ познания., М. 1993. Гл. «Христианство».

6.Петроний Арбитр. Сатирикон. М.,1990.

7.Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987.

8.Штаерман Е. Кризис античной культуры. М., 1976.

9.Херлинг Гельмут. Римляне. Рабы. Гладиаторы. М., 1992.


^

Тема УП . КУЛЬТУРА ЗАПАДНОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ - 2 час

Католическая церковь и монастыри, их социокультурная роль. Романское, христианское и германское начала в культуре.


Католичество и культурная доминанта средневековой цивилизации Запада. Рыцари и монахи: ценности, идеалы, образ жизни.

Нравы элиты и народа. Вера, знания и искусство.


Литература


  1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и ренессанса. М., 1990.

  2. Гуревич А.Я. Категории Средневековой культуры. М., 1984.

  3. Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

  4. Де Гофф Жак. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992.




  1. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1980.

  2. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

  3. Порьяз А.В. Мировая культура. Средневековье. М., 2001.

  4. Художественный язык средневековья. М., 1982.

  5. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.


Тема УШ. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ –2 час.


Генезис индустриальных городов. Частная собственность в сфере торгово-ремесленного и художественного труда и становление западноевропейских социальных институтов и доминанты культуры – индивидуализма и рационализма. Истоки этики протестантизма.

Индивидуализм, свобода, рационализм как основы нового миропонимания и культуры эпохи Возрождения. Негативные стороны культуры Возрождения.

Литература



  1. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: этические учения Х1У-ХУ вв. М., 1977.

  2. Бенвенутто Челлини. Жизнь Бенвенутто Челлини. М., 1987.

  3. Дживелегов А.К. Начало Итальянского Возрождения. М., 1927.

  4. Зомбарт В. Буржуа. М.,М. 1994. кн. Первая. С.21-117.

  5. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979.

  6. Кульпин Э.С. Бифуркация. Запад-Восток. М., 1996.

  7. Лосев А.Ф Эстетика Возрождения. М., 1978.

  8. Сунягин Г.Ф. Промышленный труд и культура Возрождения. ЛГУ., 1987.

  9. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М. 1983.

  10. Фурманов Д.Е. Идеология Реформации и ее роль в становлении буржуазного сознания и нравственности// Философия ранних буржуазных революций. М., 1983.



Тема 1 Х ЭВОЛЮЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО

ВРЕМЕНИ – 2 часа

Рождение индустриальной цивилизации. Основные этапы общеевропейского духовно-нравственного процесса, их проявление в различных сферах культуры. Задачи и ценности Просвещения. Материализм, атеизм в миропонимании западного общества: теория и практика. Юридизм сознания, социальных отношений и нравов.

Инволюция духа в религии, антропологии и искусстве (классицизм, реализм, романтизм, модернизм и постмодернизм).

МАСССОВАЯ КУЛЬТУРА, ее функции в западном обществе.

Культура эпохи постмодерна – основные черты. Признаки упадка западной культуры.

Литература:



  1. Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). М., 1994.

  2. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.

  3. Бердяев Н.А. Новое Средневековье. Размышления о судьбе России и Европы//Соч. В 2 тт. Т. 2. М., 1994.

  4. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М., 1994.

  5. Заблуждающийся разум. М., 1990.

  6. Зомбарт В. Буржуа. М.,М. 1994.

  7. Камю. А. Бунтующий человек. М., 1990.

  8. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

  9. Матяш Т.П. Постмодерн//Кульурология (под ред. проф. Г.В. Драча). Ростов-н/Д., «Феникс». 2003-2007. С. 364-384

  10. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993.

  11. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

  12. Осипов Ю.М. Эпоха постмодерна. М., 2004

  13. Поликарпов В.С. История нравов. Ростов-н/Д. 1996.

  14. Поликарпов В.С. Закат Америки. Ростов-н/Д. 1999.

  15. Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.

  16. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

  17. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

  18. Хейзинга Й.Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.


^ ЧАСТЬ 1У. КУЛЬТУРА РОССИИ


Тема № Х КУЛЬТУРНАЯ ДОМИНАНТА РОССИИ – СОБОРНОСТЬ И

ИСТОКИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ - 2 часа


Понятия «духовность» и «соборность»; содержание цивилизационно-. Культурного кода России. Проблема специфики культуры России в Отечественной и зарубежной мысли.

Императив безопасности как фактор российской истории и его роль в становлении культурной доминанты российского социума.

Природа России и ее влияние на характер и мышление народа.

Природа России – общинная собственность и доминанта культуры.

Православная мораль в характере народа и культурной доминанте России.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Кульпин Э.С. «Путь России», кн.1, - М., 1995.

  2. Кауфман А.Л «Русская община в процессе ее зарождения», - М., 1908.

  3. Милов Л.В. Великоросский пахарь и особенности российского исторического процесса». М., 1998.

  1. Вышеславцев Б.П., «Этика преображенного эроса», Гл. 1, - М., 1994.

  2. Илларион, «Слово о законе и благодати», (Русская идея), - М., 1992.

  3. Ильин И.А., «О православии и католичестве» (Ильин И.А., «О грядущей России»), - Св. Троиц. Мон., 1991.

  1. Лосский Н.О., «О сущности любви»//Условия абсолютного добра. - М., 1991.

  2. Лосский Н.О., «Характер русского народа» (условия абсолютного добра), - М., 1991.

  1. Новгородцев П.И., «Сущность русского православия» (Соч.), - М., 1995.

  2. Соловьев В., «Русская идея» ( Русская идея), - М., 1992.

  3. Федотов Г.П., «Социальное значение христианства» (Г. Федотов, «О святости, интеллигенции и большевизме»), - Спб., 1994.

  1. Кавелин К.Д. Взгляд на русскую сельскую общину// Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.



Тема Х1. ^ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ –2 часа


Общие черты цивилизации в жизни древнерусского общества.

Культура языческого периода. Социокультурные функции жречества; мифология славян, пантеон богов, знания и культы.

Главная идея и ценности в древнерусского эпоса и литературы Древнерусской цивилизации.

Причины гибели Древнерусской цивилизации .


Литература ч. 1


  1. Арциховский А.В., Янин В.Л., «Новгородские грамоты на бересте», - М., 1978.

  2. Афанасьев А.Н., «Древо жизни», - М., 1982.

  3. Василькова Ю.В., «Страницы Отечественного образования. С древнейших времен до конца 18 века», Кн. 1, - М., 1996.

  4. Гриневич Г.С., «Праславянская письменность. Результаты дешифровки», - М., 1993.

  5. «Законодательство Древней Руси», - М., 1984.

6. Евсюков В.В., «Мифы о вселенной», - М., 1983.

7.«История культуры Древнерусского города», - М., 1989.

  1. Лесной С., (Парамонов) «Откуда ты, Русь?», - Ростов-на-Дону, 1995.

  2. «Мифы Древних славян», - Саратов, 1992.

  3. Рыбаков Б.А., «Язычество Древних славян», - М., 1981, Гл.1,7,8.

  4. Рыбаков Б.А., «Язычество Древней Руси», - М., 1987

  5. Русские веды. М. 1992.

  6. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю., «Города-государства Древней Руси», - ЛУ, 1988.

  7. Шуклин В., «Мифы русского народа», - Екатеринбург, 1995.

  8. Нидерле Любодар, «Славянские древности», - М., 1956.

  9. Шайкин А.Е. «Се повести временных лет…» (От Кия до Мономаха). М.,1989.


^
ТЕМА ХП. КУЛЬТУРНЫЕ ИННОВАЦИИ ПЕТРА 1 и ЕКАТЕРИНЫ П
В контексте цивилизационно-культурного кода России –

2 часа


Реформы Петра Великого и инновации в культуре России.

Социокультурные нововведения Екатерины П и их следствия.

Служение народу – категорический императив культуры пореформенного периода и и его воплощение в творчестве «Передвижников».

Культура Серебряного века: изменение идеалов и ценностей. Причины, социокультурные последствия.

Литература:


  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. М., 1989.

  2. Анисимов Е.В.,«Петр Первый - рождение Империи» (История отечества: люди, идеи, решения), - М., 1991.

  3. Ключевский В.О., Указ. соч., т. 4, - М., 1989.

  4. Кавелин К.Д., «Наш умственный строй», - М., 1989.

  5. Костомаров Н.И., «Арх. Феофан Прокопович» (Русская история в

жизнеописаниях ее главнейших деятелей», - М., 1992, Кн. 3

  1. Мавродин В.В., «Рождение новой России», - Л., ЛГУ, 1988.

  2. «Очерки русской культуры XVII в.», - М., 1985-1990, Ч. 1-3.

  3. Павленко Н.И., «Петр Великий», - М., 1975.

  4. Смирнов В., «Феофан Прокопович», - М., 1994.

  5. Соловьев В., «Публичные чтения о Петре Великом. Византизм и Россия» (Соч. в 2 тт.), - М., 1982, т.2.

  6. «Хрестоматия по истории России XVII-XVIII вв.», - М., 1995.

Анисимов Е.В., «Россия в середине XVIII в. Борьба за наследие Петра 1», - М., 1986.

  1. Гордин Я., «Меж рабством и свободой», - Спб., 1994.

  2. «Екатерина II», Сочинения, - М., 1990.

  3. Ключевский В.О., Указ. соч., Т.У., - М., 1989.

  4. Лотман Ю.М., «Беседы о русской культуре», - Спб., 1994.

  5. «Очерки Русской культуры XVIII в.», ч. 1-4, - М., 1985-1990.

  6. Чайковская О., «Как любопытный скиф...», - М., 1990.

  7. Чистов К.В., «Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв.», - М., 1967.

  8. Чурмачева М.Д., «Крепостная интеллигенция в России», - М., 1983.

  9. Штранге М.М., «Демократическая интеллигенция в России XVIII в.», - М., 1965.



ТЕМА ХШ.. ДИНАМИКА ЦЕЛЕЙ И ИДЕАЛОВ КУЛЬТУРЫ Х1Х века

- ВЕКА «МЫСЛИ И СЛОВА- 4 часа


Истоки и культурологическое содержание программы «Православие, самодержавие и народность». Основные достижения Золотого века культуры России. Культура России в концепциях славянофилов и западников.
Реформа 19 февраля 1861 г. - ожидания и воплощение. Служение народу - императив пореформенной России и его воплощение в социокультурной деятельности «Передвижников».

Модернизация России на рубеже Х1Х-ХХ веков. Главная идея искусства «Серебряного века». Модерн. Основные направления развития искусства и их общие черты. Элементы расцвета и декаданса в контексте цивилизационно-культурного кода России.


Литература


  1. Гордин Я., «Мятеж реформаторов 14 дек. 1825 г.», - Спб., 1995.

  2. Греч Н.И., «Записки о моей жизни», - М., 1990.

  3. «В поисках своего пути. Россия между Европой и Азией». Хрестоматия. М., 1994, ч.1.

  4. «Декабристы и русская культура», - М., 1975.

  5. Левандовский А.А., «Время Грановского. У истоков формирования русской интеллигенции», - М., 1990.

  6. Ключевский В.О., Указ. соч., Т.У., - М., 1989.

  7. Познанский В.В., «Очерки русской культуры 1 пол. XIX в.», - М., 1975.

  8. Павлова Г.Е., «Организация науки в России в 1 пол. XIX в.», - М., 1990.

  9. Сокрутенко Е.Е., «Русская литература XIX в.», - Киев, 1968.

  10. Стернин Г.Ю., «Художественная жизнь России сер. XIX в.», - М., 1991.

  11. Цимбаев Н.И., «Славянофильство», - М., 1986.

  12. Сарабьянов Д., «Русская живопись XIX в. среди европейских школ», - М., 1980.

  13. Эйдельман Н.Я., «Из потаённой истории России XVIII-XIX вв.», -М.,1993.

  1. Бурлина Е., «Город. Страна. Планета. Модели туманизма в художественной культуре», - Самара, 1995.

  2. «Мир русской деревни», - М., 1991.

  3. Дмитриева Н.А., «Краткая история искусств», - М., 1993.

  4. Кавелин К.Д., «Дворянство и освобождение крестьян»// Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989.

  5. Касьянова К., «О русском национальном характере», - М., 1994.

  6. Ключевский В.О., «указ. соч.», Т.У., - М., 1989.

  7. «Очерки истории русской культуры II-я пол. XIX в.», - М., 1976.

  8. Рогинская Ф.С., «Товарищество передвижных художественных выставок. Исторические очерки», - М., 1989.

  9. Стасов В.В. «Изб. Соч. Живопись, скульптура, музыка», - М., 1952. Т

1-3.

  1. Стернин Г.Ю., «Художественная жизнь России середины XIX в.», - М.,

1991.

  1. Успенский Г.И., «Власть земли», Избр. Соч., - М., 1990.

  2. Энгельгардт А.Н., «Из деревни. 12 писем 1872-1887», - М., 1985.




  1. Белый А., «На рубеже веков. Начало века. Между двух революций», Сер. Литер.мемуаров в 3 тт., - М., 1969 -1990.

  2. «В раздумьях о России XIX в.», - М., 1996.

  3. « «Воспоминания о Серебрянном веке», - М., 1993.

  1. «Поэтические течения в русской литературе конца XIX нач. XX в.», Хрестоматия, - М., 1988.

  2. Рапацкая Л.А., «Искусство Серебрянного века», - М., 1996.

  3. «Россия на рубеже веков: исторические портреты», - М., 1991.

  4. Тойнби А., «Постижение истории», - М., 1991. Раздел «Надлом».



ТЕМА Х1У. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ- 4 часа


Цели и идеалы правящей и духовной элиты. Общенародная собственность в свете культурной доминанты России: теория и практика.

Трансформация культуры в советский период:

  • состояние религии и церкви;

  • нравы элиты и народа;

  • состояние образования и науки;

  • правовая культура и институты;

  • искусство соцреализма: истоки, идеалы.

Формы творчества народа, художественная самодеятельность в советскую эпоху.

Идея интернационализма в контексте объективной доминанты жизни российского общества.


Литература:



  1. «Великая Октябрьская соц. рев. И становление советской культуры 1917-1927», - М., 1985.

  2. Голомшток И., «Тоталитарное искусство», - М., 1994.

  3. «История русского искусства», - М., 1987.

  4. Козлов В.А., «Культурная революция и крестьянство», - М., 1969.

  5. Маца И., «Проблемы художественной культуры XX в.», - М., 1969.

  6. Максакова Л.М., «Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны», - М., 1977.

  7. «Русь многоликая», Сб. Ст., - М., 1990.

  1. Сироткин В.Г., «Вехи Отечественной истории», - М., 1991.

.

  1. Поликарпов В.С. Сталин - Великий планировщик Советской цивилизации. М.- Ростов-н/Д., 2007.



^ ТЕМА ХУ. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ

И КОФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ- 2 часа


Причины крушения Советского цивилизации. Оденомерная модель собственности, раскол и кризис культуры российского общества.

Понятие социо-культурного кризиса. Прошлое толкует нас… История кризисов России и способов их преодоления.

Способ преодоления кризиса в контексте цивилизационно-культурного кода России. Отечественная и зарубежная мысль о роли русской культуры в мировой истории, в духовно-нравственной эволюции человечества.


Литература


  1. Бердяев Н.А., «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы», Соч. в 2-х тт., - М., 1994.

  2. Бердяев Н.А., «Философия неравенства», - М., 1990.

  3. Бессонов Б.Н., «Судьбы России. Взгляд русских мыслителей», - М., 1993.

  4. Ильин И.А., «О грядущей России», - Св. Тр. - Серг.Мон., 1993.

  5. Карташов А.В., «Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси», - М., 1991.

  6. Касьянова К., «О русском национальном характере», - М., 1994.

  7. «Культура и перестройка: нормы, ценности и идеалы», - М., 1990.

  8. «Модернизация России и конфликт ценностей», - М., 1994.

  9. Струве П.Б., « Исторический смысл русской революции и национальные задачи», «Из глубины», Сб. ст., - МУ, 1990.

  10. Федотов Г.П., «Письма о русской культуре», Русская идея, - М., 1992.

  11. «Мыслители русского зарубежья», - Спб., 1992.

  12. Артановский С.Н., «На перекрестке идей и цивилизации», - Мпб., 1994.

  13. Панов Е., «Путь России. Понять и жить.», Со.-филос.этюды, М.,1995.

  14. «Актуальные проблемы культуры XX в.», - М., 1993.



^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Общие черты Древнерусской цивилизации и культуры.

  2. Письменность славян: проблема истоков и времени возникновения.

  3. Язычество Древней Руси. Пантеон славянских богов.

  4. Жреческое сословие и его социо-культурные функции в период ведического язычества.

  5. Языческие святилища Древней Руси.

  6. Земледельческие знания и аграрные культы языческой Руси.

  7. Основные ценности культуры и народа в Древнерусском эпосе.

  8. Защита Русской земли и ее роль в формировании русской культуры.

  9. Православные истоки Русской идеи.

  10. Православие и русский национальный характер.

  11. Удельные века: ценности и идеалы правящей элиты.

  12. Природа Северо-Восточной Руси и характер народа.

  13. Роль российской духовной элиты в объединении и освобождении Руси.

  14. Характер московской правящей элиты и ее роль в собирании Руси.

  15. Роль реформ Петра 1 в судьбах русской культуры.

  16. Соборные начала в характере и деятельности Петра 1.

  17. Цели и содержание инноваций Петра 1 в сфере образования.

  18. Освобождение дворянства от службы и последствия для культуры.

  19. Идеалы художественной культуры эпохи Екатерины П.

  20. Расцвет науки в эпоху Золотого века русской культуры.

  21. Интеллектуальное и художественное творчество М.В. Ломоносова.

  22. Влияние М.В. Ломоносова на культуру России.

  23. Культурологическое значение программы «Самодержавие,

Православие и Народность»

  1. Курологические программы Славянофилов и Западников.

  2. Дворянская усадьба как культурный феномен в контексте Русской идеи.

  3. Идея служения народу в творчестве «Передвижников».

  4. Культура Серебряного века: основные течения и идея эпохи.

  5. «Мир искусства - его эстетическая и просветительская роль».

  6. Проблема Родины в поэзии С.А. Есенина.

  7. Ценности и идеалы художественной интеллигенции в годы социалистического строительства.

  8. Культура Донского казачества: сущность, истоки формирования.



ГЛОССАРИЙ

1.КУЛЬТУРА – 1. совокупность общественных сфер деятельности, направленных на воспитание, формирование, «взращивание» человека определенной, конкретно-исторической культуры.

2. Культ – почитание; ур (санскрит) – свет. Культура – почитание Света, всех сил созидания и жизнеутверждения.

2.ЦИВИЛИЗАЦИЯ – рубежное событие в истории человечества, связанное с переходом общества от присвоения продуктов природы к производственной системе жизнеобеспечения на основе земледелия, ремесла и торговли. Получение прибавочного продукта привело к появлению в обществе следующих новых черт и сфер разделения труда: государственной и собственнической деятельности; городов; письменности; рабовладения; записи права; монументальных сооружений.

3.КУЛЬТУРНАЯ ДОМИНАНТА - главная отличительная черта культуры народа, проявляющаяся в характере народа и во всех сферах жизни общества, существующая в ней постоянно или очень длительное время. Носит необходимый характер, так как формируется под влиянием объективных условий цивилизационно-культурного развития народа.

4. ИДЕЯ НАРОДА - от греч. «идеин» - видеть (отсюда греческое «айдос», идея вещи, невидимая душа ее.

Система идей составляет невидимый тонкоматериальный мир совершенных, бессмертных праобразов видимых, смертных земных вещей (См.: Платон. «Федон», «Пир», «Федр»).

По Аристотелю – идея - это форма вещей, оформляющая инертную материю и создающая, творящая земные вещи, затем у Гегеля, во главе иерархии мир идей стоит Мировой Разум, который в религии называется Богом, Абсолютом.

Следовательно, производно от философского понятия идеи идею народа можно определить как айдос народа – невидимый тонкоматериальный образ, матрицу, алгоритм, план развития народа, его предназначение в мире, роль в развитии человечества ЗАМЫСЕЛ ТВОРЦА О ДАННОМ НАРОДЕ, провиденциалный план развития культуры народа.

Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»( В. Соловьев. Русская идея//Русская идея. М., 1992.С. 187).

5.КУЛЬТУРНЫЙ ГЕНОТИП - включает преобладающие черты характера представителей каждого народа определенной культуры, передаваемые генетическим путем. Формируется под влиянием природных и КУЛЬТУРНО-исторических условий развития народа.

6.АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРЫ – ( от греч. «архе» – власть, начала) историко-культурная память народа. Состоит из набора значимых образов, предметов, символов или идей в сознании каждого носителя определенной культуры, связанных с гаммой определенных чувств, переживаний, эмоций. Появление в сознании любого из этих предметов приводит в движение всю гамму связанных с ним чувств и переживаний, которые, в свою очередь, становятся импульсом к более или менее типичным действиям и оценкам. (К. Касьянова. О русском национальном характере. М., 1994. С. 32).

7.ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР – (характер народа) формируется под влиянием культурного генотипа и культурных архетипов данного народа и представляет собою систему наиболее общих, устойчивых черт характера и поведения этноса, одинаково проявляющихся в самых различных видах деятельности, общении и оценках.

8.ИМПЕРАТИВ БЕЗОПАСНОСТИ - характер внешних условий развития России, отличающийся такими составляющими как: 1) наличие постоянной военной угрозы извне; 2) частыми военными вторжениями на территорию России соседних народов, сопровождающимися разрушением цивилизационно- культурной инфраструктуры, гибелью людей; 3) необходимостью освобождения и восстановления инфраструктуры общества. Специфика действия данного фактора состояла в требовании постоянного перераспределения значительных средств, человеческих сил, интеллектуальной и духовно-нравственной энергии на оборонные нужды страны.

9.КУЛЬТУРНАЯ ДОМИНАНТА РОССИИ - самоограничение и отдача, специфическая норма поведения. формирующаяся под влиянием четырех различных факторов российской истории: 1) императива безопасности; 2) неблагоприятного характера природных условий; 3) общинной формы собственности; 4) норм православной этики, объективная духовно-нравственная доминанта – самоограничение и отдача – составляет онтологическую основу философского понятия «русская идея» и содержание и смысл нового типа объединения людей, обозначаемого в русской философии понятием «соборность».

10.«РУССКАЯ ИДЕЯ» - Содержание объективной доминанты цивилизационно-культурной жизни российского общества в философском понятии «русская идея» может быть выражено положением о приоритете общенародных интересов над частными.

11.СОБОРНОСТЬ – определение содержания и смысла «Русской идеи» в русской философии Х1Х века. В соотношении с доминантой русской культуры может быть определена как новый тип объединения людей, предполагающийо свободу, сознательность и самоограничение как свои средства и отдавание себя служению общенародным интересам – как свою цель.

12.НОРМЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЭТИКИ – нормы межличностных отношений, данные в Откровении Иисуса Христа:

Любовь, прощение, милосердие и указание на зло, содержащееся на уровне мысли и предшествующее поступку.


-*-*-*-*-






Скачать 232.25 Kb.
оставить комментарий
ХМЕЛЕВСКАЯ Г.Б
Дата25.09.2011
Размер232.25 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх