Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов заочной формы обучения на 2009/10, 2010/11, 2011/12 учебные годы icon

Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов заочной формы обучения на 2009/10, 2010/11, 2011/12 учебные годы


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс цикла дисциплин гсэ. Ф. 09...
Учебно-методический комплекс цикла дисциплин гсэ. Ф. 09...
Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф...
Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф...
Учебно методический комплекс по курсу «Право социального обеспечения» Для студентов всех форм...
Учебно методический комплекс по курсу «Право социального обеспечения» Для студентов всех форм...
Учебно-методический комплекс цикла дисциплин гсэ. Ф...
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения по специальностям: 030501...
Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин гсэ. Ф. 04...
Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 21...
Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф...
Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф...



Загрузка...
скачать


14

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

НОУ ВПО «ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»


КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ


Учебно-методический комплекс по курсу


«ФИЛОСОФИЯ»


для студентов заочной формы обучения


на 2009/10, 2010/11, 2011/12 учебные годы


МОСКВА

2009


Составители:

профессор В.М. Артемов,

профессор О.В. Афанасьева


Под редакцией

профессора В.И. Кириллова


Программа утверждена Ученым советом МГЮА


© МГЮА, 2009

Содержание

Введение.......................................................................................4

Программа курса..........................................................................7

Учебная литература....................................................................18

Методические рекомендации к изучению курса.....................20

Тематика и планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения...........................................................32

Задания для самостоятельной работы студентов.....................34

Вопросы для самоконтроля........................................................49

ВВЕДЕНИЕ


Философия как особая форма духовной деятельности ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с целостным взглядом на мир, на место в нем человека, на его отношение к этому миру. Освоение философских проблем помогает сформировать четкие мировоззренческие и методологические позиции, глубже понять окружающий мир, ориентироваться в противоречиях общественной жизни, в проблемах, возникающих в профессиональной деятельности.

Курс философии состоит из двух больших разделов и изучается два полугодия. В первом полугодии студенты изучают историю философии от ее возникновения до наших дней. В развитых философских системах рассматривается, как правило, широкий круг проблем. Важно поэтому выделить основные, сосредоточив внимание на проблемах бытия, познания, человека и общества. Данный подход позволит систематизировать материал, лучше усвоить суть философских учений. Во втором полугодии изучаются основные философские проблемы, представленные в определенной системе. Изучение философии по проблемам предполагает опору на знание истории философии, дающее возможность сопоставить различные подходы к их решению и сформировать собственную позицию.

Учебным планом предусмотрено два экзамена. По первому разделу «История философии» студенты сдают экзамен на зимней учебно-экзаменационной сессии, на весенней сессии — экзамен по второй части «Основные проблемы философии».

^ Цель и задачи курса — дать студентам знания об основных представителях, школах, направлениях и проблемах философии в их мировоззренческом и методологическом значении, что позволит им глубже освоить юридические дисциплины, в целом развить и усилить собственные профессиональные и личностные качества.

В результате изучения философской дисциплины студент должен

знать:

— основные философские системы и учения в их становлении, развитии, взаимосвязи и внутренней противоречивости с учетом социально-исторических условий и индивидуальности тех или иных мыслителей;

— предмет, функции и основные проблемы философии;

— всеобщие законы и методы, принципы и категории философии;

уметь:

— целенаправленно и последовательно осмысливать значение философских принципов, методов и категорий применительно к теоретической и практической деятельности юриста;

— творчески применять знания истории и теории философии в ситуациях, требующих личностного и гражданского участия в деле совершенствования социальных отношений, структур и общества в целом;

—осуществлять нравственно-философскую, аксиологическую экспертизу политико-правовых и иных документов, проектов готовящихся законов;

иметь представление о (об):

— новых явлениях и тенденциях в современной философии;

— возможностях и перспективах взаимодействия философии с другими формами общественного сознания и наукой;

— различных вариантах использования философских знаний и оценок в юридической теории и практике.

Последовательно изучая темы курса, следует начинать с соответствующей главы учебника, выделить при этом узловые вопросы и усвоить основные философские понятия и лишь после этого приступать к изучению темы по первоисточникам и специальной литературе. Для прочного усвоения материала целесообразно составить конспекты, выписывая определения философских понятий.

Семинарские занятия на дневном, вечернем и заочном факультетах проводятся по планам, помещенным в комплексе. При подготовке к семинарским занятиям студент должен разобраться в вопросах темы, использовав учебную и дополнительную литературу. По итогам работы на семинарских занятиях студенты получают зачет.

Основной формой освоения курса студентом-заочником является самостоятельная работа. Определенную помощь в этой работе окажут занятия, которые проводятся в период учебно-экзаменационных сессий: установочные и обобщающие лекции, семинарские занятия и групповые консультации.

При изучении курса и подготовке к экзаменам следует руководствоваться программой и вопросами для самопроверки, помещенными в данном комплексе.


^ ПРОГРАММА КУРСА


Раздел I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ


Тема 1. Философия, ее проблемы и функции


Понятие мировоззрения, его важнейшие компоненты. Основные исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозный, философский. Обыденное мировоззрение. Специфика философского мировоззрения, его отличие от других типов мировоззрений.

Предмет философии. Основные философские проблемы, их эволюция в процессе становления и развития философского знания. Структура философского знания: учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), учение о методах познания (методология), учение о человеке (философская антропология), учение об обществе (социальная философия), учение о ценностях (аксиология). Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая и др.

Роль философии в жизни общества, ее место в духовной культуре. Приоритет непреходящих общечеловеческих ценностей и идей гуманизма.

Предмет истории философии. Возникновение философии, основные этапы ее развития. Основные направления в развитии философии: материализм и идеализм; объективный и субъективный идеализм; гносеологический оптимизм и агностицизм. Особенности западноевропейской и восточной философских традиций. Особенности русской философии.


^ Тема 2. Философия Древнего Востока


Философия Востока, ее особенности в постановке проблем и в методах их исследования. Место религии и философии в культуре Древнего Востока, их отношение к научному познанию. Проблема взаимного влияния восточной и западноевропейской философии.

Философия Древней Индии. Традиционные (ведические) школы: сан-кхъя, веданта, и др. Нетрадиционные школы: буддизм, локаята-чарвака, вайшешика-ньяя.

Древнекитайская философия: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.

Человек в философии и культуре Древнего Востока.

^ Тема 3. Античная философия


Становление и основные этапы развития древнегреческой философии. Космоцентризм, наивный материализм, стихийная диалектика. Милетская школа: проблема первоначала. Пифагорейский союз. Гераклит и элеаты. Атомистическое учение Демокрита.

Антропоцентризм: софисты, Сократ, сократические школы (киники, киренаики). Философия Платона, его учение об идеях, о познании как «припоминании». Аристотель, энциклопедический характер его учения. Аристотель о бытии, материи и форме, видах причин, душе и человеке.

Этическое учение Эпикура. Стоицизм. Скептицизм. Неоплатонизм.


^ Тема 4. Средневековая философия


Религиозный характер философской мысли Средневековья. Теоцен-тризм. Креационизм. Провиденциализм.

Патристика, ее этапы. Учение Августина Блаженного о природе и человеке как творении Бога. Учение о «двух градах».

Схоластика, этапы развития. Философия Ф. Аквинского. Проблема разума и веры, сущности и существования. Номинализм и реализм: спор о природе общих понятий («универсалий»).

Философские идеи поздней схоластики. Д. Скот, У. Оккам: «правило бритвы».


^ Тема 5. Философия Возрождения


Специфика философских проблем в эпоху Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, природа человеческой индивидуальности. Раннее итальянское Возрождение.

Высокое Возрождение. Философские взгляды Н. Кузанского; пантеизм и диалектика.

Позднее Возрождение. Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной. Дж. Бруно, его учение о природе.


^ Тема 6. Философия Нового времени


Материализм XVII в., его связь с развитием науки. Разработка методов исследования природы. Эмпиризм и рационализм. Философские взгляды Ф. Бэкона. Критика предрассудков («идолов»). Учение о материи и движении, разработка индуктивного метода.

Т. Гоббс, учение о единой материальной субстанции; теория познания; учение о государстве.

Дуалистическая философия Р. Декарта. Рационализм. Учение о методе. Картезианское сомнение.

Монизм Б. Спинозы. Учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, о свободе как осознанной необходимости.

Монадология Лейбница.

Теория познания Д. Локка, учение о первичных и вторичных качествах.

Субъективный идеализм Д. Беркли. Скептицизм Д. Юма.

Основные направления философии французского Просвещения XVIII в.: деистическое (Вольтер, Монтескье, Руссо); атеистическо-материалистическое (Д. Дидро, П. Гельвеции, П. Гольбах); утопически-социалистическое (Сен-Симон и др.). Ключевые идеи: «разумность» и «естественность», свободомыслие, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс.


^ Тема 7. Классическая немецкая философия


Особенности классической немецкой философии. Проблемы познания, развитие диалектического метода.

Философия И. Канта. Учение о явлении и «вещи в себе». Априорные формы чувственного созерцания; априорные категории рассудка. Антиномии чистого разума. Этическое учение: категорический императив как закон практического разума.

«Наукоучение» И. Г Фихте. Натурфилософия Ф. В. И. Шеллинга.

Философская система Гегеля: логика, философия природы, философия духа. Идеалистическая диалектика, разработка логических категорий. Противоречие между методом и системой.

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Теория познания. Учение о человеке и обществе. Критика религии.


^ Тема 8. Марксистская философия


Исторические предпосылки формирования идеологии марксизма и марксистской философии. Роль естественно-научных открытий XIX в. в создании марксистской философии.

Оценка К. Марксом и Ф. Энгельсом философии Гегеля и Фейербаха, формирование диалектического материализма. Единство материализма и диалектики.

Разработка Марксом и Энгельсом теории познания и концепции общественно-исторической практики. Материалистическое понимание истории и проблема человека в философии марксизма.


^ Тема 9. Русская философия


Традиции и особенности русской философии, ее практически-нравственная ориентация.

Русская философия XI—XVII вв.

Философская мысль в России XVIII в.: М.В. Ломоносов, НА. Радищев.

Русская философия XIX в. Историософия П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники.

Разработка диалектического метода и материалистические идеи в трудах А. И. Герцена, его концепция философии истории. Антропологический принцип, проблемы познания в философских взглядах Н.Г. Чернышевского; эстетическая теория.

Философия марксизма (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

Философия всеединства В. Соловьева. Религиозный экзистенциализм Н. Бердяева: разработка проблемы свободы и творчества.

Русский космизм. Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, АЛ. Чижевский.

Нравственно-правовые проблемы в трудах русских философов (И. Ильина, П. Сорокина, Н.Я. Данилевского и других). Вклад русской мысли в мировую философскую культуру.


^ Тема 10. Западная философия второй

половины XIX—XX вв.


Отношение к разуму и науке в западной философии второй половины XIX—XX вв. Рационализм и иррационализм. Культ научно-технического разума и его противники. Сциентизм и антисциентизм.

Позитивизм, его исторические формы. Позитивизм О. Конта, «второй позитивизм» (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм. Основные идеи постпозитивизма. «Критический рационализм» К. Поппера. «Историческая школа» (Т. Кун, И. Лакатос). «Гносеологический анархизм» П. Фейерабенда.

Проблема истины и ее критерия в философии прагматизма. Инструментализм Д. Дьюи.

Иррационализм и волюнтаризм философии А. Шопенгауэра, ее влияние на философию жизни. Ф. Ницше: учение о воле к власти, сверхчеловеке, переоценке ценностей. Интуитивизм А. Бергсона.

Психоанализ 3. Фрейда и неофрейдизм. Учение 3. Фрейда о бессознательном; трактовка культуры и религии. Аналитическая психология К. Е Юнга; коллективное бессознательное; архетип и символ. Э. Фромм: социальное бессознательное; идеи «гуманного» социализма. Феномен «бегства от свободы».

Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций» в философии экзистенциализма.

Проблема языка и исторического понимания в философской герменевтике.

Основные течения религиозной философии. Неотомизм: учение о бытии, познании, человеке. Интегральный гуманизм (Ж. Маритен). Проблема человека в философии персонализма.

Философское осмысление достижений науки и техники: технократические социальные теории, теории «индустриального», «постиндустриального», «информационного» и «технотронного» общества. Концепции «технологического пессимизма» и «технооптимизма».

^ Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ


Тема 1. Бытие


Онтология как учение о бытии. Бытие как исходная философская категория, предпосылка формирования и осмысления основных философских проблем. Основные формы бытия. Материальное и идеальное бытие.

Многообразие и единство бытия. Понятие субстанции в истории философии. Плюрализм, дуализм, идеалистический и материалистический монизм.

Формирование философского понятия материи. Современная наука об организации материи. Основные уровни организации неживой и живой природы, их качественная специфика и несводимость друг к другу. Общество как высший уровень организации материи.

Вещь, свойство, отношение как способы бытия материи. Понятие вещи. Отношение, связь, взаимодействие.


^ Тема 2. Основные свойства бытия


Понятие движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь. Современная наука и проблема классификации форм движения материи.

Движение и развитие. Метафизика и диалектика. Развитие диалектического взгляда на мир: Гераклит, Гегель, Маркс. Материалистическая диалектика, ее принципы, законы, категории. Диалектика и синергетика.

Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени, их мировоззренческая и методологическая основы. Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, движения, пространства и времени.

Системность и самоорганизация как свойства бытия. Понятие системы.


^ Тема 3. Сознание


Проблема сознания в истории философии. Понятие сознания. Сознание и мозг. Сознание как отражение. Общественная природа и активность сознания. Роль труда, языка и общения в формировании сознания.

Структура психической деятельности.

Структура сознания: познавательная, эмоциональная и мотивационно-волевая сферы. Сознание и бессознательное.


^ Тема 4. Познание


Познание как активная деятельность человека, направленная на приобретение знаний. Гносеология — учение о познании. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм и агностицизм. Субъект и объект познания.

Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. Чувственное познание, его основные формы. Рациональное познание. Основные формы мышления. Единство чувственного и рационального познания. Односторонность сенсуализма и рационализма.

Проблема истины в философии и науке. Классическая, когерентная, прагматическая концепции истины. Истина и заблуждение. Правда и ложь. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное в истине. Конкретность истины. Критерии истины. Общественно-историческая практика как критерий истины. Истина в судебном исследовании.


^ Тема 5. Методология научного познания


Специфика научного познания, его отличия от ненаучного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их различия по объекту и видам знания, по методам исследования.

Особенности социального познания.

Понятие метода. Методология как учение о методах. Классификация методов: частнонаучные, общенаучные и всеобщие.

Общенаучные методы. Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Теоретические методы: абстрагирование, идеализация, формализация. Восхождение от абстрактного к конкретному. Исторический и логический методы, их единство.

Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория.

Всеобщие (философские) методы: метафизика и диалектика. Основные принципы диалектического метода.

Категории философии как ступени и формы познания. Свойство, качество, количество, мера. Единичное, общее, особенное. Целое и часть. Элемент, система, структура. Содержание и форма. Причина и следствие. Необходимость и случайность. Закон и закономерность. Явление и сущность. Возможность и действительность.

Основные принципы диалектического метода.


^ Тема 6. Человек


Проблема происхождения человека. Биологизаторские и социологизаторские концепции сущности человека. Общественное (социальное) бытие человека. Труд, сознание, общение — воплощение родовой сущности человека.

Понятие личности, его соотношение с понятием «человек». Личность, индивид, индивидуальность. Структура личности. Роль социальной среды в формировании личности. Воздействие научно-технической революции на условия существования человека как биологического вида.

Понятие свободы. Концепции детерминизма и индетерминизма. Свобода и ответственность. Историческая необходимость и свобода личности. Права и обязанности личности, их философский и юридический аспекты. Соотношение свободы, прав и обязанностей человека в правовом государстве. Нравственное измерение свободы.

Конечность индивидуального существования человека. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни. Смерть и бессмертие.


^ Тема 7. Общество


Природа и общество. Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. Естественная и искусственная среда обитания («первая» и «вторая» природа). Исторические этапы взаимодействия общества и природной среды. Противоречия в системе «общество — природа» в современную эпоху. Экологическая проблема, ее научные, социально-философские и этико-гуманистические аспекты. Идеи В.И. Вернадского о ноосфере, их актуальность.

Общество как система. Важнейшие подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая подсистема. Материальное производство. Способ производства, его структура и основные элементы.

Социальная подсистема общества. Социальные классы и слои, нации и народности. Социальные отношения: классовые, национальные, семейно-бытовые и др. Человек в системе социальных отношений. Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Теория элит и элитарных отношений.

Политика и политическая подсистема общества. Государство, общественно-политические организации и учреждения, политические идеи и политика, их роль в общественно-историческом процессе. Понятие политической власти. Право и правосознание. Гражданское общество и правовое государство.

Духовная подсистема. Общественное и индивидуальное сознание. Относительная самостоятельность общественного сознания и его роль в историческом процессе. Структура и уровни общественного сознания: обыденное и теоретическое; общественная психология и идеология. Массовое сознание. Формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, философское, религиозное.

Общество как исторический процесс. Проблема периодизации истории. Концепции исторического процесса (Дж. Вико, О. Конт, Г. Спенсер, Т. Парсонс, О. Шпенглер, Э. Тойнби и др.).

Виды социальных изменений. Общественный прогресс, его критерии, направленность и исторические типы. Революция и реформа.

Социальный детерминизм и его виды: географический, демографический, социально-экономический, технологический.


^ Тема 8. Культура. Ценности. Оценка


Понятие культуры. Структура и функции культуры. Материальная и духовная культура. Элитарная и массовая культура. Единство и многообразие культур. Проблема преемственности в культуре, традиции и новаторство. Детерминация культуры.

Аксиология как учение о ценностях. Критерии ценности. Ценности и оценка. Ценности и нормы. Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание норм. Система ценностей. Духовные и материальные ценности. Общечеловеческие, классовые, национальные, индивидуальные и иные конкретно-исторические ценности. Проблема социального идеала и переоценки ценностей.

Культура и цивилизация. Типы цивилизаций.


^ Тема 9. Глобальные проблемы и перспективы их решения


Понятие глобальных проблем, их классификация. Экологическая и демографическая проблемы, роль права в их решении. Проблема энергетических и сырьевых ресурсов. Устранение войны из жизни общества и обеспечение прочного мира на Земле — важнейшая проблема, стоящая перед человечеством. Роль науки и техники в решении глобальных проблем. Политика и глобальные проблемы.

Футурология о будущем человечества.


^ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная


1. Философия. Часть первая. История философии / Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999. Дополнительный тираж 2002, 2003, 2004, 2005, 2006.

2. Философия. Часть вторая. Основные проблемы философии / Под ред. В.И. Кириллова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999. Дополнительный тираж 2005, 2006.

3. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Составители: П.В. Алексеев, А.В. Панин. М.: Проспект, 2001.

4. Хрестоматия по западной философии. Учебное пособие / Составитель Н.И. Фокина. М.: Проспект, 2006.

5. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. М., 1999.


Дополнительная*


1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник., М., 2001.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие. 5-е изд. М.: Проспект, 2008.

3. Гриненко Г.В. История философии. Учебник. М.: Юристъ, 2004.

4. Философия. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.:Юристъ, 2002.

5. Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005.

6. Фокина Н.И. Современная западная философия. Учебное пособие. М.: Проспект, 2008.

7. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.

8. Маслин М.А. и др. История русской философии. М.: Республика, 2001.

9. Русский космизм. Антология философской мысли. М.: Педагогика-пресс, 1993.

10. Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000—2001.

11. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

12. Хрестоматия по истории философии. М., 1997.

­­­­­­


_______

* Список литературы к темам курса см. в учебном пособии: Философия. Часть первая. История философии. С. 369—371. Часть вторая. Основные проблемы философии. С. 297— 299. Указанные в нем первоисточники и монографические работы могут быть использованы для более основательного усвоения философских учений.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА


Рекомендации к изучению первой части курса «История философии»


Первая тема «Философия, ее проблемы и функции» является вводной ко всему курсу. Изучение предмета и особенностей философии следует начинать с понятия мировоззрения, наиболее развитый тип которого — философское мировоззрение. Оно отличается от мифологического, религиозного, обыденного мировоззрений ориентацией на рациональное объяснение мира, стремлением теоретически обосновать положения и выводы.

Как особая форма духовного освоения мира философия имеет своим предметом всеобщее: свойства, связи, процессы, относящиеся ко всем сферам действительности: природе, обществу, человеку. Всеобщее в философии выражается в ее принципах, законах, категориях, которые формируются на основе выводов специальных (частных) наук; специальные науки опираются на принципы и категории философии. В этом проявляется взаимосвязь философского и частнонаучного знания.

Проблемы философии следует рассматривать в связи с ее функциями, основными из которых являются мировоззренческая, гносеологическая, методологическая. Центральная проблема (основной вопрос философии) мировоззренческой функции — отношение человека к миру (духа к природе, мышления к бытию), в зависимости от ее решения философов принято делить на материалистов и идеалистов. Если материалисты признают основой всего существующего природу, материю, то идеалисты считают такой основой духовное начало. Гносеологическая функция философии выражает познавательное отношение человека к миру; философы, признающие возможность достоверного познания мира, относятся к гносеологическим оптимистам, философы, отрицающие такую возможность, относятся к агностикам.

Теоретически обосновывая основные философские методы — метафизический, рассматривающий мир в состоянии покоя, и диалектический, рассматривающий его в изменении и развитии, — философия выступает в методологической функции.

Важную роль выполняют интегрирующая, аксиологическая (оценочная) и критическая функции философии.

Вводная тема предполагает выяснение значения философии для специальных, в том числе — юридических наук, ее места в духовной культуре.

Изучая историю философии, следует прежде всего учитывать изменение круга ее проблем. Для начального периода древней философии характерен космоцентризм — стремление понять мир как целое, его основу и происхождение. Позднее внимание перемещается к проблемам человека; в центре философских учений оказывается человек, нравственные проблемы, отношения личности и общества. Это направление называется антропоцентризмом. Для философии Средневековья характерен теоцентризм: природа и человек рассматриваются как творение Бога. В Новое время на первый план выступают проблемы познания, метода, общественного устройства, создаются универсальные философские системы, охватывающие основные философские проблемы.

Следует также иметь в виду противоречивость историко-философского процесса. В нем существовали и существуют различные идеи и противоположные направления. Это прежде всего решение основного вопроса философии материалистами и идеалистами. По-разному решают вопрос о единстве мира монисты, признающие одно начало всего существующего (материальное или духовное), и дуалисты, признающие два начала — материю и дух. Существуют, кроме того, плюралисты, отрицающие какое-либо единство мира. Немало расхождений и противоречий и по другим вопросам. Не следует, однако, преувеличивать эти различия. В любом философском учении содержатся ценные идеи, размышления над которыми формируют и развивают философское мышление.

Освоение истории философии предполагает осмысление всего многообразия философских систем и учений в их становлении и развитии, взаимосвязи и противоречивости с учетом исторических условий и индивидуальности мыслителя.

Изучение истории философии начинается с темы «Философия Древнего Востока». Следует, прежде всего, выяснить особенности древневосточной философии: нерасчлененность философского знания, всесторонность исследования проблем, тесная связь с моралью и правом. Тема предполагает знакомство с основными идеями традиционных (ведических) и нетрадиционных школ Древней Индии, с философскими учениями Древнего Китая: даосизмом, конфуцианством, моизмом.

Специфика античной философии связана с осознанием недостаточности традиционно-мифологических представлений в условиях развитого рабовладения и расцвета полисной жизни. В центре внимания первых философов находился Космос. Выражениями формирующегося научного познания выступали не только космоцентризм и античный материализм (Милетская школа, Гераклит, Демокрит), но и оперирование числами (Пифагор), оттачивание понятийного способа мышления в доказательствах незыблемости и абсолютности бытия (элеаты).

Расцвет философии в подлинном смысле слова связан с выдвижением Сократом проблемы человека. Знаменитые метод и ирония учителя Платона способствовали раскрепощению сознания, хотя не все ученики Сократа оказались готовыми продолжать эту традицию. Если киник Антисфен отрицал все принимаемые сверху законы, исходя из приоритета самой природы, то Платон, первый систематизатор идеализма, абсолютизирует государство. Вместе с тем вскрывается внутренняя порочность «крайней свободы» демократии, удалившейся от идеала справедливости. Аристотель систематизирует наличное научное знание, развивает теорию познания, закладывает основы формальной логики и этики, ратует за самореализацию человека.

В эпоху эллинизма на первый план выходят проблемы этики, тематика индивидуального спасения (эпикурейцы, стоики); усиливаются сомнения в существовании сколько-нибудь надежного критерия истины (скептики); происходит возврат к идеям Платона, мифу и религии (неоплатонизм).

Изучая тему «Средневековая философия», следует уяснить сугубо религиозный, теоцентричный ее характер. Бог оказывается в центре внимания философов, представлявших как патристику, включая Августина, так и схоластику, включая Фому Аквинского. Однако не следует отождествлять религию и философию. Свободная мысль проявилась и в углубленном анализе внутреннего мира личности, и в догадке о том, что познание необходимости есть существенный момент свободы человека, и в споре между реалистами и номиналистами. Провозглашенная Фомой идея гармонии веры и разума способствовала снижению религиозной нетерпимости.

В теме «Философия Возрождения» особое внимание следует обратить на объективные процессы утверждения буржуазных отношений, накопление новых знаний об античной культуре. Все это привело к возникновению гуманизма как мощного идейного движения, ориентирующегося на свободного и гармонично развивающегося человека. По-новому начинают звучать космологические, натурфилософские мотивы, что в конечном счете привело к торжеству пантеизма и диалектики в учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно.

В «Философии Нового времени» происходит поворот к осмыслению роли научного знания, приемов и способов его достижения. Сложность познавательного процесса приводит к появлению двух течений — эмпиризма и рационализма. Ф. Бэкон и Т. Гоббс абсолютизируют чувственную ступень познания, данные опыта; Р. Декарт и Б. Спиноза — рациональную ступень, интеллектуальную интуицию. Важно отметить, что в вопросе о субстанции сходятся противники (Бэкон и Спиноза исходят из самой природы), расходятся союзники (Декарт признает два начала, Лейбниц — множество духовных монад). Углубляясь в проблемы познания, Д. Локк выделяет внешний и внутренний виды опыта; Д. Беркли в качестве единственной реальности признает ощущения; Д. Юм обосновывает агностицизм. Просветители превозносят возможности разума, ратуют за его активизацию и рациональное обновление всей жизни (в этом сходятся как деисты Ф. Вольтер и Ж.-Ж. Руссо, так и материалисты Д. Дидро, П. Гольбах и др.).

Важное значение имеет тема «Классическая немецкая философия». Сделав законодателем и творцом познания самого субъекта, И. Кант вместе с тем отчуждает его от «вещи в себе». Следует учесть позитивное содержание учения об антиномиях разума, нравственного категорического императива — стержня этики Канта. Однако нравственные основания свободы личности как цели самой по себе оказываются в сфере абсолютно неведомого трансцедентного. Еще дальше в русле возвеличивания субъекта идет И.-Г. Фихте. Этому попытался воспрепятствовать Ф.-В.-Й. Шеллинг, обратившись к природе с ее внутренней диалектикой и неисчерпаемыми возможностями. Вершиной немецкого системотворчества является философия Г.-В.-Ф. Гегеля, где весь мир мыслится как результат развертывающейся абсолютной идеи. Диалектика приходит в противоречие с замкнутой системой. Обнаружив ограниченность гегелевского учения, Л. Фейербах, преодолев гегелевский идеализм, создает систему антропологического материализма.

Изучая тему «Марксистская философия», следует обратить внимание на социально-критическую направленность философствования, последовательно проведенную по отношению как ко всей предшествующей философии, так и к капиталистической действительности. Важно выявить вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в философию: соединение материализма и диалектики; введение критерия практики в теорию познания; анализ социальной сущности человека; материалистическое понимание истории.

Важное значение имеет тема «Русская философия».

В XVIII в. видное место занимают философские идеи М.В. Ломоносова. Его научные исследования послужили основой материалистических взглядов на природу. Родоначальник революционных идей в России А.Н. Радищев, выступивший с критикой крепостного права и самодержавия, является автором философского произведения « О человеке, его смертности и бессмертии», некоторые положения которого предвосхитили идеи русского космизма.

Типичный для нашей культуры дух самокритики и даже самобичевания на философском уровне представляет П.Я. Чаадаев. Он выдвигает ряд позитивных идей (всеединство, родовая сущность человека).

Разбираясь в споре славянофилов и западников, важно выявить не только собственно философское содержание их позиций (соборность, предполагающая духовную свободу, с одной стороны; свобода, основанная на справедливости и социальном прогрессе, — с другой), но и практически нравственную направленность их творчества.

В материалистическом, революционно-демократическом течении особое место занимают А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, создавшие труды, вошедшие в историю философской мысли: «Письма об изучении природы», «Антропологический принцип в философии» и др.

Религиозный вариант идеализма представляют B.C. Соловьев (философия всеединства), Н.А. Бердяев (проблема свободы и творчества), кос-мист Н.Ф. Федоров (идея общего дела). Научно ориентированную, в основном материалистическую традицию продолжают К.Э. Циолковский (расселение в космосе), В.И. Вернадский (учение о ноосфере).

Завершением первой части курса является тема «Западная философия второй половины XIX—XX вв.». Наряду с линией рационализма и своеобразной идеализацией науки (три формы позитивизма, постпозитивизм) возникает широкое иррационалистическое течение — «философия жизни». Наиболее яркими его представителями являются Ф. Ницше и А. Бергсон, а идейным предшественником — А. Шопенгауэр.

Шопенгауэр рассматривает мир как представление, а сущность мира — как некую недоступную познанию мировую волю — «волю к жизни». В учении Ф. Ницше — это уже не мировая воля, а воля к власти, множество воль. Ницше выдвинул, кроме того, учения о сверхчеловеке, вечном возвращении, переоценке всех ценностей.

Философия жизни оказала влияние на другие философские течения, в том числе — экзистенциализм. М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю исходят из единства субъекта и объекта, рассматривают человека в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций».

Главная проблема прагматизма — проблема истины. Истина не отрицается, но ее критерий сводится к пользе в условиях выхода из «проблематической ситуации» (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).

Более широкий, культурологический подход, преодоление утилитарного отношения к науке свойствен герменевтике, сосредоточившейся на проблемах гуманитарного знания, языка и диалога ( В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер).

На западную философию и культуру XX столетия значительное влияние оказали учение о бессознательном 3. Фрейда и его последователей — неофрейдистов — К.-Г. Юнга (учение о коллективном бессознательном, оно проявляется в символах и архетипах), Э. Фромма (концепции социального бессознательного, «бегства от свободы») и др.

Существуют, кроме того, религиозные философские учения, к числу которых следует отнести неотомизм и персонализм.

В целом западная философия второй половины XIX—XX вв. представляет собой большое многообразие различных течений, школ, концепций, нередко противостоящих друг другу.


^ Рекомендации к изучению второй части курса

«Основные проблемы философии»


Если первый раздел курса требует от студента целостного охвата и общего понимания процесса становления и развития философского знания, то второй предполагает освоение самих результатов. Важно подняться на более высокую ступень изучения материала.

Основные философские проблемы должны рассматриваться на основе знания истории философии. Важно осмыслить значение философских принципов, методов, категорий для теоретической и практической деятельности юриста.

К основным разделам философии относятся: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), методология (учение о методах), социальная философия (учение об обществе), философская антропология (учение о человеке), аксиология (учение о ценностях). В соответствии с этими разделами рассматриваются основные философские проблемы.

Фундаментом философии выступает онтология, поэтому темы «Бытие» и «Основные свойства бытия» заслуживают особого внимания. Категория бытия фиксирует все существующее: и материальное, и идеальное бытие. Их взаимосвязь через деятельность людей обуславливает социальное. Мир одновременно един в субстанциональном смысле и многообразен в отношении свойств и состояний. Проблема единства мира по-разному решается в монистических, дуалистических и плюралистических концепциях бытия.

Рассматривая философское понятие материи, следует уяснить разницу между гносеологическим (противоположность материального и идеального) и онтологическим пониманием материи.

Необходимо основательно разобраться в понятиях движения и развития, пространства и времени. Важное место в философии занимает метафизика, рассматривающая мир в его статике, в состоянии покоя, и диалектика, с позиций которой мир предстает в динамике, во взаимосвязи, изменении и развитии.

Наряду с движением и развитием, пространством и временем к основным свойствам бытия относятся системность и самоорганизация, в понимание которых существенный вклад внесли теория систем и синергетика.

Серьезное внимание должно быть уделено одной из наиболее сложных проблем — проблеме сознания, в формировании которого решающая роль принадлежит трудовой деятельности, языку и общению.

Изучая темы «Познание» и «Методология», важно разобраться в проблеме познаваемости мира, в содержании и характере взаимодействия субъекта и объекта познания, в особенностях и формах чувственной и рациональной стороны познавательной деятельности. Центральной гносеологической проблемой является проблема истины и ее критериев, по-разному трактуемая в разных философских теориях. Важно разобраться в этих теориях, уяснить, что истина включает в себя и объективное и субъективное, и относительное и абсолютное знание, что она не дана в готовом виде, а представляет собой процесс, движение от неполных и неглубоких знаний к знаниям более полным и глубоким. Необходимо подчеркнуть, что проблема истины имеет важное значение для юридической теории и практики.

Серьезного внимания заслуживает специфика научного познания, его отличия по объекту, цели и средствам от обыденного и других видов познавательной деятельности. Современная наука располагает мощными материальными и интеллектуальными средствами: разнообразными приемами исследования, специальной аппаратурой, научной терминологией.

Изучая проблемы методологии как учения о методах познания, следует прежде всего провести различие между частнонаучными, общенаучными и всеобщими (философскими) методами. Общенаучные методы принято делить в соответствии с двумя уровнями научного познания — на эмпирические и теоретические. Важную роль в научном познании играют его формы: проблема, гипотеза, теория.

Серьезное внимание следует обратить на диалектический метод. Являясь учением о всеобщей связи и развитии, диалектика выступает всеобщим философским методом; ее принципы и законы в своей методологической роли позволяют объективно, всесторонне и глубоко исследовать предмет в его изменении и связях.

Следует хорошо усвоить категории философии. Имея своим содержанием обобщенные знания о свойствах и связях действительности, они эффективно используются в процессе познания.

Изучая тему «Человек», важно еще раз уяснить ключевую роль проблемы человека в философии. Являясь природным существом по происхождению и биологическому существованию, человек вместе с тем социален. Критический анализ односторонних биологизаторских и узко социологизаторских концепций должен осуществляться в русле целостного понимания человека, сущность которого складывается и реализуется благодаря труду. Такой подход позволяет объяснить формирование и развитие личности как собственно человеческого в человеке. Важно понять: будучи объектом и субъектом общественных отношений, обладая устойчивыми самосознанием и мировоззрением, ориентируясь на нравственные, эстетические и иные ценности, личность проявляет себя в конечном счете через поступки. Только в них обнаруживается наличие или отсутствие основного критерия состоятельности личностного бытия — единства свободы и ответственности. Представления о совершенном человеке в связи с осуществлением осмысленной цели человеческой жизни, имеющей естественные пределы, можно найти в различных культурах. В своеобразной философской экспертизе нуждаются как светские, так и религиозные идеи о жизни и смерти человека.

При изучении темы «Общество» следует прежде всего рассмотреть понятие природы как естественной основы общества. Являясь обособившейся частью природы, общество взаимодействует с ней, развиваясь, вместе с тем, по своим законам. Как сложная система общество состоит из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и духовной, каждая из которых имеет сложную организацию. Именно поэтому предстоит основательно разобраться в их элементах и структуре, выяснить место и роль человека в экономических, социальных и других отношениях.

Рассматривая духовную подсистему общества, следует обратить внимание на проблему общественного сознания, его уровни и формы, на отношение общественного и индивидуального сознания.

Социальная философия рассматривает общество не только как систему, но и как процесс. Проблема исторического процесса по-разному трактуется в многочисленных концепциях, знание которых позволит лучше понять источники и движущие силы социальных изменений, выяснить их направленность и критерии.

Существенное значение в изучении темы имеют вопросы о видах социального детерминизма, о соотношении необходимости и случайности в процессе развития общества.

Важное теоретическое и практическое значение имеет тема «Культура. Ценности. Оценка». Для того чтобы достаточно полно и корректно определить понятие культуры, целесообразно не просто выделить ряд ключевых понятий («человек», «деятельность», «творчество», «ценности»), но и уяснить общую позитивную направленность всего культурного процесса. Вопрос о структуре культуры в целом решается путем обращения к самим основам общественной жизни — материальной и духовной деятельности. Должны быть учтены и собственно духовные основания внутреннего деления, детерминанты и факторы развития культуры. Сюда следует отнести поиски ценностных приоритетов, осуществление переоценки ценностей в контексте как уже имеющегося духовно-нравственного опыта, так и размышлений об идеале. В этом же русле, но в конкретно-историческом и более приземленном аспекте, рассматривается нормотворчество.

Указанный аспект доминирует и при анализе проблемы соотношения культуры и цивилизации. Последняя появляется на определенном этапе развития культуры, закрепляет достигнутое, а впоследствии (на современном этапе) даже становится преградой на пути самосовершенствования человека и общества.

Изучая тему «Глобальные проблемы и перспективы их решения», нужно учесть ее актуальность и междисциплинарный характер. Появление данных проблем нельзя не связать с оборотной стороной достижений современной цивилизации; а теоретическую постановку — с усилиями всего человечества в разрешении накопившихся противоречий в мире в целом. Имея в виду невозможность одновременного и сколько-нибудь быстрого устранения всех препятствий на пути в достойное будущее, важно осуществить правильную классификацию глобальных проблем, выявить основные и установить взаимосвязь между ними. Особое внимание следует обратить на экологическую и демографическую проблемы, на роль науки, нравственности и права в их решении.

Философия призвана найти решение важнейшей проблемы современного мира — проблемы глобализации.


^ ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИИ

для студентов заочной формы обучения


ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ


Темы: Классическая немецкая философия. Западная философия второй половины XIX—XX вв. — 4 часа1


1. Философия Канта. Теория познания: понятие явления и «вещи в себе», априорные категории чувственности и рассудка, антиномии разума. Этическое учение.

2. Философская система Гегеля: логика, философия природы, философия духа. Разработка диалектического метода. Противоречие между методом и системой.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Проблемы познания. Учение о человеке и обществе.

4. Позитивизм. Исторические формы позитивизма. Постпозитивизм. Неопозитивистский принцип верификации. Принцип фальсификации К. Поппера.

5. Учение А. Шопенгауэра о мире как воле и представлении. «Философия жизни». Ф. Ницше: воля к власти, «вечное возвращение», учение о сверхчеловеке и переоценке всех ценностей.

6. Экзистенциализм. Трактовка существования, свободы и «пограничной ситуации».


_______

1 Вопросы 1 -и темы «Философия, ее проблемы и функции» рассматриваются в установочной лекции. Некоторые темы, кроме включенных в семинарское занятие, — в обобщающих лекциях.

Литература


Философия. Часть 1. История философии. М.: Юристъ, 1999. Главы 7,10.

Дополнительную литературу к темам семинарского занятия см. в разделе «Литература» учебного пособия Философия. Часть 1. История философии. М.: Юристъ, 1999. С. 370, 371.


^ ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Тема. Познание — 4 часа1


1. Проблема познаваемости мира, ее решение в истории философии. Гносеологический оптимизм и агностицизм.

2. Субъект и объект познания. Познание как процесс. Чувственное познание и его основные формы. Рациональное познание, его формы. Единство чувственного и рационального познания. Односторонность сенсуализма и рационализма. Иррационализм.

3. Проблема истины. Истина и заблуждение. Субъективное и объективное, относительное и абсолютное в истине. Конкретность истины.

4. Критерии истины. Роль практики как критерия истины. Истина в судебном исследовании.

5. Специфика научного познания, его уровни и различия по предмету, методам и видам знания. Особенности социального познания.


__________

1 Вопросы, относящиеся к темам «Бытие» и «Основные свойства бытия», рассматриваются в установочной лекции. Важнейшие вопросы остальных тем — в обобщающих лекциях.

Литература


Философия. Часть 2. Основные проблемы философии. М.: Юристъ, 1999. Глава III.

Дополнительную литературу к теме см. в разделе «Литература» учебного пособия Философия. Часть 2. Основные проблемы философии. М.: Юристъ, 1999. С. 297-298.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Примерная тематика докладов, рефератов, сообщений

Тема может быть уточнена, расширена или сужена, студент может предложить другую тему, согласовав ее с преподавателем.


^ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ


Тема 1. Философия, ее проблемы и функции


1. Роль мировоззрения в современном обществе.

2. Философия и социальные науки, их соотношение.

3. Роль философии в работе юриста.

4. Функции философии, их взаимосвязь.


Литература


1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М.: Проспект, 2001.

2. Борзенков В.Г., Юдин В.Г. Введение в философию. Учеб. пособие. М., 2005.

3. И.Т. Фролов и др. Введение в философию. Учеб. пособие для вузов. М., 2003.

4. Гиндельбранд Д. Что такое философия? СПб., 1997.

5. Гобозов И.А. Куда катится философия. М., 2005.

6. Губин В.Д. Основы философии. М., 2003.

7. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 2001.

8. Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005.


Тема 2. Философия Древнего Востока


1. Особенности философии Древнего Востока, ее отличия от западноевропейской философии.

2. Проблема взаимовлияния философских учений Востока и Запада.

3. Философские учения Древней Индии, их влияние на жизнь общества.

4. Учение о «дао» в учении древнекитайской философии.

5. Этическое учение Конфуция, его роль в жизни современного Китая.


Литература


1. Дао и даоизм в Китае. М., 1992.

2. Древнекитайская философия. В 2 т. М., 1989.

3. История китайской философии / Пер. с кит. М., 1997.

4. Степанянц М.Т. Восточная философия.М., 1997.

5. Четтерджи С., Датта Д. Древняя индийская философия. М., 1954.

6. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.


Тема 3. Античная философия


1. Проблема первоначала в философии Древней Греции.

2. Гераклит и элиаты, сущность и различие учений.

3. Атомистические учения в Древней Греции и Древнем Риме.

4. Учение Сократа, его влияние на сократические школы.

5. Философские идеи Платона и Аристотеля: их учения о бытии и познании (сходство и различие).

6. Этические учения Эпикура и стоиков (сравнительный анализ).


Литература


1. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

2. Платон. Соч. В 4т. 1990-1994.

3. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

4. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

5. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1979.


Тема 4. Средневековая философия


1. Учение Августина Блаженного о «двух градах».

2. Учение Фомы Аквинского, его влияние на современную западноевропейскую философию.

3. Проблема разума и веры, сущности и существования в философии Средневековья.


Литература


1. Августин А. Исповедь. История моих бедствий. М., 1992.

2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

3. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.


Тема 5. Философия Возрождения


1. Особенности философии эпохи Возрождения, ее отличие от философии Средневековья.

2. Учение Н.Кузанского: основные идеи и связь с наукой.

3. Диалектические идеи в философии Дж. Бруно.

Литература


1. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М., 1953.

2. Кузанский Н. Соч. в 2 т. М., 1979-1980.

3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.

4. Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII веков. М., 1984.


Тема 6. Философия Нового времени


1. Философия XVII в., ее связь с развитием науки.

2. Учения о методах познания в философии Нового времени.

3. Учения о субстанции в философских учениях Р. Декарта, Б. Спинозы и В. Лейбница.

4. Сходство и различие философских учений Д. Беркли и Д. Юма.

5. Основные идеи «философии истории» Вольтера.

6. Сущность и значение учения Ж.-Ж.Руссо об общественном устройстве.

7. Французский материализм XVIII в.: социальные идеи.


Литература


1. Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1978.

2. Гольбах П. Система природы // Избр. произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1963.

3. Декарт Р. // Соч. В 2 т. М., 1989-1994.

4. Лейбниц Г.В. Монадология. // Соч. В 4 т. Т. 1. М., 1982.

5. Спиноза Б. Этика // Избр. произведения. В 2 т. Т. 1. М., 1957.

6. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М., 1981.

7. Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII веков. М., 1984.


Тема 7. Классическая немецкая философия


1. Был ли И. Кант агностиком?

2. Трактат И. Канта о вечном мире и современности.

3. Наукоучение Фихте и натурфилософия Шеминга: сходство и различие их учений.

4. Право, нравственность, государство в философской системе Гегеля.

5. Этические идеи в философии Фейербаха.


Литература


1. Гегель. Энциклопедия философских наук. Наука логики. Т. 1. М., 1974.

2. Кант И. Пролегомены. Соч. В 6 т. Т. 4 Ч. 1. М., 1963-1966.

3. Фейербах Л. Основные положения философии будущего. Избр. филос. произведения. В 2 т. Т. 1. М., 1955.

4. ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. М., 1989.


Тема 8. Марксистская философия


1. Диалектика Гегеля и диалектика Маркса.

2. Сущность и значение практики в философии марксизма.

3. Роль объективного и субъективного факторов в историческом процессе.

4. Эволюция марксизма (западный марксизм).


Литература


1. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли. собр. соч. Т. 18.

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.

3. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

4. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. филос. произведения. В 5 т. Т. 1. М., 1956.

5. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.


Тема 9. Русская философия


1. Славянофилы и западники: история и современность.

2. Социальные идеи А.И. Герцена.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха и антропологический принцип в философии Н.Г. Чернышевского: сравнительный анализ.

4. Нравственные идеи в философии В. Соловьева.

5. Основные идеи философии космизма, их актуальность.


Литература


1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

2. Герцен А.И. Письма об изучении природы // Соч. в 2 т. М., 1985—1986.

3. Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М., 1988.

4. Чаадаев П.Я. Философские письма и статьи // Соч. М., 1989.

5. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1986-1987.

6. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

7. Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.

8. Философы России XIX—XX столетий (биографии, идеи, труды). М., 2002.


Тема 10. Западная философия XIX—XX вв.


1. Учение О. Конта о трех стадиях развития науки.

2. Основные идеи логического позитивизма.

3. «Историческая школа»: проблема развития знания.

4. Учение о воле в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

5. Проблема бессознательного в философии 3. Фрейда и К.-Г. Юнга.

6. Проблема отчуждения в философии экзистенциализма.


Литература


1. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988.

2. Мунье Э. Что такое персонализм. М., 1994.

3. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 1990.

4. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.

5. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1998.

6. История современной зарубежной философии. СПб., 1997.

7. Современная западная философия: словарь. М., 1991.

8. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.


^ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ


Тема 1. Бытие


1. Место онтологии в системе философского знания.

2. Бытие как философская категория. Виды бытия.

3. Субстанция, ее трактовка в разных философских системах.

4. Проблема соотношения материального и идеального.

5. Современная наука о строении материи.


Тема 2. Основные свойства бытия


1. Диалектика прогресса и регресса.

2. Теория относительности о единстве материи, движении, пространстве и времени.

3. Пространство и время, их основные свойства.

4. Соотношение диалектики и синергетики.


Литература к темам 1 и 2


1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1996. Гл. 3.

2. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.

3. Диалектика в науках о природе и человеке: эволюция материи и ее структурные уровни. М., 1983.

4. Доброхотов АЛ. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

5. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

6. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

7. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

8. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2003.

9. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М.Ижевск, 2003.


Тема 3. Сознание


1. Проблема происхождения сознания.

2. Общественная природа сознания.

3. Современная наука о строении и функциях мозга.

4. Сознательное и бессознательное.

5. Творческая природа сознания и возможности искусственного интеллекта.


Литература


1. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований // Мозг и сознание. М., 1990.

2. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). М., 1983.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

4. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

5. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М., 1985.

6. Шалютин С.М. Искусственный интеллект. Гносеологический аспект. М., 1985.


Тема 4. Познание


1. Проблема познаваемости мира.

2. Объект и предмет познания: общее и особенное.

3. Личностное знание как важная характеристика субъекта познания.

4. Место и роль интуиции в познавательной деятельности человека.

5. Истина как цель и ценность.

6. Абсолютная и относительная истина в праве.

Литература


1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика: учебное пособие для вузов. М., 1991.

2. Когнитивный подход: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины. М., 2008.

3. КокаревЛ.Д., Кузнецов Н.П. Уголовный процесс: доказательство и доказывание. М., 1985.

4. Миронов В.В. Онтология и теория познания. Учебник. М., 2005.

5. Многомерность истины. М., 2008.

6. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

7. Рассел Б. Человеческое познание. М., 1983.

8. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974.

9. Шептулин А.П. Категории диалектики. М., 1967.

10. Язык, знание, социум. Проблемы социальной эпистемологии. М., 2007.


Тема 5. Методология научного познания


1. Формирование и развитие науки как особого вида познавательной деятельности.

2. Проблема соотношения науки и религии.

3. Особенности неклассического и постнеклассического этапов развития науки: гуманитарная экспертиза.

4. Диалектика теоретического знания и опытных данных в научном познании.

5. Возможности использования философских категорий в юридической науке.

6. Этика науки: традиционные подходы и новые проблемы.


Литература


1. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

2. Герасимов И.Г. Структура научного исследования (философский анализ познавательной деятельности в науке). М., 1985.

3. Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре. М., 2008.

4. Марков Б.В. Проблема обоснования и проверяемости теоретического знания. Л., 1984.

5. Наука глазами гуманитария./ Отв. ред. В.А. Лекторский. М., 2005.

6. Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход. М., 2006.

7. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. М., 2006.

8. Рузавин Г.И. Методы научного познания. М., 2003.

9. Сачков Ю.В. Научный метод. Вопросы и развитие. М., 2003. 10. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М., 1989.


Тема 6. Человек


1. Человек как предмет философского осмысления.

2. Проблема сущности человека.

3. Личность и общество как равновеликие величины.

4. Свобода и нравственность.

5. Ответственность, ее основные предпосылки и проявления.

6. Осмысленная жизнь как философская проблема и философское отношение к жизни.


Литература


1. Аристотель. Евдемова этика. М., 2005.

2. Артемов В.М. Свобода и нравственность. М., 2007.

3. Бауман 3. Свобода. М., 2005.

4. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

5. Бубер М. Проблема человека. К., 1998.

6. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М., 1973. (Над чем работают, о чем спорят философы.)

7. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

8. Каган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.

9. Кант И. Основоположение к метафизике нравов. Критика практического разума// Иммануил Кант. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. III. M., 1997.

10. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М., 2003.

11. Марков Б.В. Философская антропология: Учебное пособие. 2-е изд. СПб., 2008.

12. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972.

13. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX — начало XX века. СПб., 1995.

14. Толстой Л.Н. Не убий никого.// Этическая мысль. М., 1991.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

16. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

17. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.

18. Чеснокова Т.Ю. Постчеловек. От неандертальца до киборга. М., 2008.


Тема 7. Общество


1. Общество как предмет философского осмысления.

2. Социальная философия в системе наук об обществе.

3. Место человека в системе социально-экономических и политических отношений.

4. Государство для общество или общество для государства?

5. Проблема соотношения нравственности и права.

6. Динамика общественной жизни: основные факторы и перспективы.


Литература


1. Алексеев П.В. Социальная философия. М., 2003.

2. Диалектика общественного развития. М., 1988.

3. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991.

4. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

5. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.


Тема 8. Культура. Ценности. Оценка


1. Основные факторы формирования и развития культуры.

2. Человеческое измерение культуры.

3. Философия и культура.

4. Национальная и социокультурная самоидентификация в контексте социального взаимопонимания.

5. Ценности в культуре и культура как ценность.

6. Проблема приоритетных ценностей в современном образовании.

7. Культурологическая оценка цивилизации: история и современность.


Литература


1. Артемов В.М. Стратегия формирования культуры свободы и образование// Культурология. Учебное пособие. Глава 9. М., 2002.

2. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм// Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

3. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 2001.

4. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 2007.

5. Летурно ТТТ. Прогресс нравственности. М., 2007.

6. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006.

7. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

8. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М., 2005.

9. Философия в системе культуры. Учебное пособие для вузов. М., 2005.

10. Философское осмысление судеб цивилизации. Ч. 4. М., 2005.

11. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003.

12. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

13. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. М., 2003.


Тема 9. Глобальные проблемы современности и перспективы их решения


1. Глобальные проблемы как проявления кризиса современной цивилизации.

2. Основные причины и сущность экологического кризиса.

3. Нравственно-философская экспертиза экологического и демографического законодательства: реальность и перспективы.

4. Бедность в контексте глобальных проблем: социально-экономический, политико-правовой и духовно-нравственный пути решения.

5. Глобализация как проблема.


Литература


1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.

2. Келле В.Ж. Искоренение нищеты — императив XXI века// Человек. М., 2000.

3. Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции. М., 2007.

4. Тапилина B.C. Представления о причинах бедности и богатства // Социологический журнал. 1997. № 3.

5. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизацион-ный контекст. М., 2006.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ


1. Мировоззрение, его структура и основные типы.

2. Философское мировоззрение, предпосылки его возникновения и отличие от иных типов мировоззрения.

3. Предмет и функции философии.

4. Основные философские школы Древней Индии.

5. Древнекитайские философские школы. Учение Конфуция.

6. Учения о первооснове всего сущего в философии Древней Греции. Милетская школа, Пифагор.

7. Учение о первовеществе природы и движении в философии Гераклита.

8. Элеаты. Учение о неизменности бытия.

9. Атомистический материализм Демокрита.

10. Сократ, его метод, учение о человеке.

11. Философия Платона, его учение об идеях.

12. Философская система Аристотеля, его учение о сущности, материи и форме, этическое учение.

13. Этическое учение Эпикура.

14. Этика стоиков.

15. Геологический характер философии в Средние века: патристика и схоластика.

16. Дискуссия о природе общих понятий («универсалий») в философии Средневековья: номинализм и реализм.

17. Геологическое учение Фомы Аквинского, его традиция в современной религиозной философии.

18. Пантеизм и диалектика в учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно.

19. Проблемы познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Бэкон, Декарт).

20. Концепции Локка о «первичных» и «вторичных» качествах.

21. Учение о субстанции и ее атрибутах в философии Декарта и Спинозы. Монадология Лейбница.

22. Субъективный идеализм Беркли.

23. Философский скептицизм и его обоснование в философии Юма.

24. Французский материализм XVIII века: Дидро, Гельвеции, Гольбах.

25. Философия Канта: учение о познании, этическое учение.

26. Этическое учение Канта.

27. Основные идеи «наукоучения» Фихте.

28. Система и метод в философии Гегеля. Противоречие между методом и системой.

29. Антропологический материализм Фейербаха.

30. Единство материализма и диалектики в философии марксизма.

31. Концепция социально-исторической практики в марксистской философии.

32. Диалектико-материалистическое понимание истории в философии марксизма.

33. Марксистская философия в России: Г. Плеханов, В. Ленин.

34. Русская философия XVIII в.: Ломоносов, Радищев.

35. Историософия П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники: философские и социально-политические взгляды.

36. Русская материалистическая философия XIX в.: Герцен, Чернышевский.

37. Философия всеединства В. Соловьева.

38. Религиозный экзистенциализм и социальная философия Н. Бердяева.

39. Религиозно-философский космизм Н. Федорова.

40. Естественно-научный космизм: Циолковский, Вернадский.

41. Позитивизм и его исторические формы.

42. Постпозитивизм, его представители и основные идеи.

43. Проблема истины и ее критерия в философии прагматизма.

44. Философская герменевтика: сущность и основные этапы развития.

45. Философия А. Шопенгауэра: учение о мире как воле и представлении.

46. Иррационализм и волюнтаризм философии Ф. Ницше.

47. Бергсон: учение о «жизненном порыве» и сверхразумной интуиции.

48. Психоанализ 3. Фрейда. Учение о бессознательном. Неофрейдизм.

49. Проблема человека в философии экзистенциализма.

50. Основные течения религиозной философии XX в.: неотомизм, персонализм.


^ ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ


1. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

2. Проблема единства мира, ее решение в философии: плюрализм, дуализм, монизм.

3. Материя как философская категория. Современная наука об организации материи.

4. Понятие движения. Основные формы движения материи, их качественная специфика и взаимосвязь.

5. Понятие развития. Метофизическая и диалектическая концепции развития.

6. Единство материи и движения.

7. Пространство и время, их основные свойства.

8. Понятие сознания, его происхождение и сущность. Роль труда, языка и общения в формировании сознания.

9. Сознание и бессознательное. Структура сознания: познавательная, эмоциональная и мотивационно-волевая сферы.

10. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм и агностицизм.

11. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. Ограниченность сенсуализма и рационализма.

12. Истина и заблуждение. Субъективное и объективное в истине.

13. Абсолютное и относительное в истине. Конкретность истины. Истина в судебном исследовании.

14. Проблема критерия истины.

15. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их различия по предмету, методам и видам знания.

16. Понятие метода познания. Классификация методов.

17. Методы эмпирического познания: наблюдение, сравнение, эксперимент.

18. Методы теоретического познания: абстрагирование, идеализация, формализация и др.

19. Категория качества, количества, меры, их взаимосвязь.

20. Категории единичного, общего и особенного, их роль в познании.

21. Система, структура, элемент, их взаимосвязь. Сущность системного подхода.

22. Категории содержания и формы. Содержание и форма в праве.

23. Категории причины и следствия. Проблема причинности в судебном исследовании.

24. Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.

25. Сущность и явление, их взаимосвязь. Познание как движение к постижению сущности.

26. Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.

27. Противоречивость как всеобщее свойство бытия. Единство и борьба противоположностей.

28. Категория отрицания в диалектике и метафизике. Понятие отрицания отрицания.

29. Метафизика и диалектика как всеобщие методы познания. Основные законы диалектики.

30. Понятие природы. Природа и общество, этапы их взаимодействия.

31. Естественная и искусственная среда обитания («первая» и «вторая» природа). Понятие ноосферы.

32. Опасность глобального экологического кризиса, его сущность. Роль права в решении экологических проблем.

33. Общество как система, его важнейшие подсистемы.

34. Экономическая подсистема общества. Человек в системе экономических отношений.

35. Социальная подсистема общества. Человек в системе социальных связей.

36. Духовная жизнь общества. Понятие духовного производства.

37. Понятие и структура общественного сознания, его относительная самостоятельность и роль в обществе.

38. Политическое и правовое сознание, их социальная детерминация.

39. Нравственное сознание. Взаимосвязь морали и права.

40. Эстетическое сознание. Роль искусства в жизни общества.

41. Религия и религиозное сознание. Свобода совести.

42. Концепции исторического процесса.

43. Источники и движущие силы социальных изменений. Понятие социального детерминизма.

44. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека.

45. Личность как субъект и объект общественной жизни. Историческая необходимость и свобода выбора.

46. Свобода и ответственность личности. Соотношение свободы, прав и обязанностей в правовом государстве.

47. Понятие культуры. Ее структура и функции.

48. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций.

49. Ценности и ценностные ориентации. Ценности и оценки. Переоценка ценностей в современных условиях.

50. Глобальные проблемы современности, их взаимосвязь.





Скачать 470,11 Kb.
оставить комментарий
В.И. Кириллова
Дата25.09.2011
Размер470,11 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх