Программа спецкурса для магистрантов отделения «Русская филология» icon

Программа спецкурса для магистрантов отделения «Русская филология»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа спецкурса для магистрантов отделения «Русская филология»...
Программа лекционного курса для магистрантов отделения «Русская филология»...
Программа практического курса для магистрантов отделения «Русская филология»...
Программа спецкурса для магистрантов Москва: мгу, 2002...
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 01 Белорусская...
Учебное пособие для студентов специальностей 050205-Филология: русская филология...
Программа спецкурса Для студентов филологического факультета специальности д-1-21. 05...
Программа спецкурсов для магистрантов I и II гг обучения по направлению 031000 (520300)...
Программа спецкурсов для магистрантов I и II гг обучения по направлению 031000 (520300)...
Учебная программа для специальности: 1 21 05 02 «Русская филология» Под общей редакцией доктора...
Учебная программа для специальностей: 1-21 05 01 Белорусская филология...
Рабочая программа дисциплина «Русская диалектология» для студентов II курса дневной формы...



Загрузка...
скачать
Библия в русской культурно-языковой традиции

(программа спецкурса для магистрантов отделения «Русская филология» Института иностранных языков Нанкинского университета, Китай)

Составитель – проф.Самохвалова Л.Д.


  1. Организационно-методический раздел

  1. Цель курса. Познакомить слушателей с православным аспектом русского языкового сознания, восходящим к библейскому тексту, с прецедентными феноменами библейского происхождения, показать эстетическую ценность Библии как «памятника человеческой духовности», ее взаимосвязь с широким культурным контекстом российской действительности.

  2. ^ Задачи курса. Представить систему знаний о библейских событиях в русле теории прецедентности; сформировать представление о библейском тексте как сверхтексте, пронизывающем русскую культуру и мировые христианские культуры; познакомить с православной эстетикой, спецификой русской ментальности посредством обращения к реалиям православной культуры. Познакомить с лексическим минимумом, связанным с данной тематикой.

  3. ^ Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс является научно-практическим воплощением основных положений дисциплины «Лингвокультурология и Межкультурная коммуникация» и их разделов «Культурология» и «Страноведение».

  4. ^ Требования к уровню освоения содержания курса. Магистранты должны приобрести обозначенный круг культурологических и языковедческих знаний, необходимых для подготовки специалистов по русской филологии, а также для целей межкультурного общения.




  1. Содержание курса.

  1. Разделы курса.

    1. Христианство в кругу мировых религий. Библия как основа христианства.

    2. Структура Библии. Ветхий Завет и его отражение в культуре и языке.

      1. Структура Ветхого Завета

      2. Прецедентные феномены Ветхого Завета (события как прецедентные ситуации, их атрибуты, прецедентные имена и прецедентные высказывания)

      3. Фразеологизмы ветхозаветного происхождения

      4. Ветхий Завет в русской художественно-эстетической системе

    3. Новый Завет и его отражение в русской культуре и языке.

      1. Евангелие как «благая весть», его структура и предназначение

      2. Евангельские события в сюжетах русской иконы. Русская икона как феномен древнерусской живописи, «умозрение в красках»

      3. Новый Завет и проблемы прецедентности. Фразеология новозаветного происхождения.

      4. «Троица» Андрея Рублева и тринитарный догмат в русском сознании истории. Его отражение в художественном тексте и языке

      5. Софистийный комплекс в русском сознании в свете философских воззрений Серебряного века.

      6. Культ Богородицы в русском языковом сознании.

      7. Новозаветная реальность как предмет художественно-эстетического освоения

    4. Храмовое зодчество как отражение системы мировидения носителей русской культуры

    5. Художественно-эстетические системы христианства.

    6. Русские монастыри и история России.

    7. Православные таинства, обряды и обычаи. Лексико-тематические группы.

  2. Краткое содержание разделов и тем.

    1. Христианство в кругу мировых религий.

Ведущие мировые религии и культуры, на них основанные. Место христианства в кругу мировых религий, специфика православия. Православие в русской культуре, история его зарождения. Библия как основа христианской культуры. Содержательная структура библейского текста – Ветхий Завет и Новый Завет.

    1. ^ Ветхий Завет и его отражение в культуре и языке.

      1. Структура Ветхого Завета (1-5 Книги Моисея – Бытие, Исход и др., Книги Царств, Книги Пророков, Книга Притчей царя Соломона, Песнь Песней, Книга Екклесиаста и др.). События Ветхого Завета, Книги Пророчеств как предуготовление событий Нового Завета.

      2. Прецедентные феномены Ветхого Завета, их структура (библейское событие, инвариант восприятия), атрибуты и дифференциальные признаки (Адам и Ева – первородный грех, змей-искуситель, древо познания; Каин и Авель, Ноев Ковчег, Вавилонская башня, Лествица Иакова, Авраам и Сарра - Троица, Исход – казни египетские, манна небесная, Неопалимая Купина, Содом и Гоморра – соляной столб, Видение Иезекииля - тетрамоф, Самсон и Далила, страдания Иова, Иона, Соломон, Иерихон; Явление трех ангелов Аврааму и Сааре, библейские пророки и др..).

      3. Фразеологизмы ветхозаветного происхождения.

      4. Ветхий завет в христианской художественно-эстетической системе.

События Ветхого Завета в западноевропейском и русском искусстве (Питер Брейгель Старший, Доре, Лукас Кранах Старший, Микеланджело, Марк Шагал, Врубель и др.), в художественной литературе (в творчестве Пушкина, Толстого, Лескова, Шмелева, Бунина и др.).

Система тестового контроля.

    1. Новый Завет и его отражение в русской культуре и языке.

      1. Евангелие как «благая весть», его структура и предназначение.

    2. Содержание Евангелия, его образно-символическое отражение в праздничном цикле русской иконы (Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Исцеление Лазаря – деяния Иисуса, Вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, Плач в Гефсиманском саду, Предательство Иуды, Распятие, Воскрешение, Вознесение, Пятидесятница), праздник Пасхи. Понятие об иконописании как о феномене древнерусской живописи, «умозрении в красках», воплощении нравственно-эстетических идеалов; основные циклы русской иконы (Богородичный, Христологический, Церковно-исторический). Творческая индивидуальность великих русских иконописцев как отражение воззрений времени (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий). Церковно-исторический цикл русской иконы, нравственный подвиг русских святых в историко-культурном контексте, житийная литература, повесть И.Шмелева «Старый Валаам». Заповеди Иисуса Христа как мировоззренческая основа русской ментальности.

      1. Новый Завет и проблемы прецедентности. Фразеология новозаветного происхождения

      2. «Троица» Андрея Рублева и тринитарный догмат в русском сознании и истории. Русский исихазм, его отражение в литературе, воззрения и деятельность Сергия Радонежского.

      3. Софистийный комплекс (вера-надежда-любовь) в русском сознании в свете философских воззрений Серебряного века. Его отражение в русской эстетической мысли – в художественном тексте.

      4. Культ Богородицы и Иисуса Христа в культуре христианских стран.

2.3.7. Новозаветная реальность как предмет художественно-эстетического освоения: в европейском искусстве эпохи возрождения (Джотто, Чимабуэ, Леонардо, Рафаэля, Микелнджело, Тициана), позднего времени (Рембрандт, Рубенс, Пуссен и др.); в русском искусстве (Иванова, Поленова, Перова, Крамского, Сурикова, Репина, Врубеля, Маковского, Нестерова, Н.Рериха и др.), в литературе (Данте, Мильтон, Расин, Шатобриан и др.; Достоевский, Толстой, Лесков, Шмелев, Бунин, Булгаков, Ахматова, Цветаева и др.).

    1. 2.3. Храмовое зодчество как отражение системы мировидения носителей русской культуры

Архитектурные особенности русского храма. Храмовое зодчество в контексте мировосприятия носителей русской культуры. Архитектура храма Василия Блаженного как воплощение концепции «Москва – III Рим, Небесный Иерусалим», дихотомии чистоты и греха в русской ментальности, ее отражение в искусстве, литературе и языке. Храмовое зодчество Петербурга как отражение общественно-политических идеалов (метафизика Петербурга).

    1. ^ Художественно-эстетические системы христианства.

Православный художественно-эстетический мир - исихазм, соборность; концепция «симфонической личности» Л.П.Карсавина. Католический художественно-эстетический мир – сочетание начал мистичности и натурализма. Протестантский художественно-эстетический мир – запечатление мгновений быстротекущей жизни. Библейский космизм и эстетическая космология христианской культуры. Категории времени и пространства в христианском художественно-эстетическом сознании. Эстетика космизма в живописи (пейзаж, портрет, натюрморт). Русский космизм Серебряного века.

    1. ^ Русские монастыри и история России. Даниловский, Марфо-Мариинский, Новодевичий, Зачатьевский и Чудов монастыри и их связь с русской историей. Именитые узники.

    2. ^ Православные таинства, обряды и обычаи (крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак, елеосвящение, погребение усопших). Структура русской православной церкви (патриарх, епископ, митрополит, дьякон и т.д.). Священнические облачения. Церковная утварь. Литургия. Выделение лексико-тематических групп, семантизация лексики, включенной в произведения художественной литературы (Лесков, Шмелев, Чехов, Бунин, Горький и др.).




  1. ^ Примерный перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы.

. Почему православную эстетику можно рассматривать в качестве одного из компонентов русской ментальности?

. Почему библейский текст В.Бачинин называет «сверхтекстом»?

. Почему события и персонажи Библии можно отнести к числу прецедентных феноменов?

. Как повлиял библейский текст на развитие русской православной эстетики, христианского сознания?


  1. ^ Примерная тематика рефератов и курсовых работ.

. Икона как отражение мировоззренческих представлений носителей русской культуры

. Прецедентные феномены библейского происхождения

. Мотивная оппозиция «чистота-грех» в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник»

. Космологическое восприятие пространства и времени в русской художественно-эстетической системе

. Соборность в русской ментальности

. Прецедентные ситуации Ветхого Завета

. Библеизмы с антропонимическим компонентом в русском языке

. Храмовое зодчество и метафизика Петербурга

. Влияние Библии на русское искусство

. Библия и художественно-эстетическая система Серебряного века русской культуры

. Библейские сюжеты в русском искусстве

. Философско-теологические основы искусства русского барокко

. Литературно-эстетическая христология Достоевского.

. «Троица» Андрея Рублева. Ее духовное и историческое значение.

. Л.Н.Толстой и христианство

. Прецедентные феномены русской православной культуры в творчестве А.П.Чехова

. Православные обычаи и их концептуализация в творчестве И.Шмелева

. Прецедентные феномены Нового Завета в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

. Библейский контекст в рассказе М.Булгакова «Собачье сердце»

. Житийный аспект повести И.Шмелева «Старый Валаам»

. Архитектураные особенности русского храма

. Богородичный цикл русской иконы

. Русские святые и их нравственный подвиг

. Сюжеты Нового завета

. История русских монастырей


  1. Примерный перечень вопросов по курсу.

  1. Христианство в кругу мировых религий, его основы

  2. Структура Ветхого Завета

  3. Прецедентные ситуации Ветхого Завета

  4. События Ветхого Завета в западноевропейском и русском искусстве

  5. События Ветхого Завета в художественной литературе

  6. Новый Завет, его структура

  7. События Нового Завета

  8. Прецедентные феномены библейского происхождения

  9. Библейская фразеология в русском языке

  10. Отражение событий Нового Завета в русской иконе

  11. Феномен русской иконы («умозрение в красках»)

  12. «Троица» А.Рублева. Ее духовное и историческое значение

  13. Концепция архитектуры русского храма

  14. Храмовое зодчество Петербурга, его метафизика

  15. Храмовое зодчество Москвы, его концепция

  16. Специфика письма Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Исторический процесс и духовные идеалы

  17. Новозаветная реальность как предмет художественно-эстетического освоения

  18. Христианские идеи космизма и их отражение в художественно-эстетических системах

  19. Русский космизм Серебряного века

  20. Православные таинства, обряды и обычаи

  21. Православные праздники в России.

  22. Особенности литургии

  23. Структура православной церкви

  24. Священнические облачения

  25. Церковная утварь




  1. Распределение часов курса по темам и видам работы.

1. Христианство в кругу мировых религий. Библия как основа христианской культуры - 2. ч.

2. Ветхий Завет и его отражение в культуре и языке - 10 ч.

3. Новый завет и его отражение в русской культуре и языке – 12 ч.

4. Храмовое зодчество как отражение системы мировидения носителей русской культуры – 4 ч.

5. Художественно-эстетические системы христианства – 4 ч.

6. Русские монастыри и история России – 2 ч.

7. Православные таинства, обряды и обычаи. Лексико-тематические группы – 2 ч.

Всего: 36 лекционных часов

IV. Форма итогового контроля – зачет, реферат.


V. Учебно-методическое обеспечение курса.


^ Рекомендуемая литература.

  1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.. М., 1977; Золото в системе символов ранневизантийской культуры \\ Византия. Южные славяне. Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973

  2. Алпатов М.В.Краски древнерусской живописи

  3. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. В 2-х тт. М., 1963

  4. Бачинин В.В. Введение в христианскую эстетику. СПб, 2005

  5. Библия. Ветхий Завет. Евангелие.

  6. Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнофф фон Карольсфельда

  7. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи

  8. Библия в иконах, фресках и картинах русских художников. М., 1977

  9. Буслович Д.С. Библейские, мифологические, исторические и литературные образы в произведениях искусства. СПб, 1995

  10. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. М., 1992

  11. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003

  12. Евангельский текст в русской литературе 18-19 веков. Петрозаводск, 1994-1998

  13. Еремина Т.С. Русский православный храм. М., 2002

  14. Кондаков Н. Иконография Иисуса Христа. Иконография Богоматери. 2 т. Пг, 1914-1915

  15. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М., 2002

  16. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992

  17. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. М., 2002

  18. Лосский Н.О. Мир как существование красоты. Основы эстетики. М., 1998

  19. Майкапар А. Новый Завет в искусстве (Очерки иконографии западного искусства). М., 1998

  20. Философия русского религиозного искусства 16-20 вв. Антология. М.,1993

  21. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988

  22. Христианство и русская литература. Сб. 1-3. СПб, 1994-1999

  23. Четина Е.М. Евангельские образы, сюжеты, мотивы в художественной культуре: Проблемы интерпретации. М., 1998

  24. Шеффер Ф. Искусство и Библия. СПб, 1998

  25. Энциклопедия мировой живописи. М., 2002

  26. Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995


Дополнительное обеспечение: альбомы по искусству, видеокассеты, CD, DVD-фильмы, художественные тексты.








Скачать 96,49 Kb.
оставить комментарий
Самохвалова Л.Д
Дата25.09.2011
Размер96,49 Kb.
ТипПрограмма спецкурса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх