Pistis sophia в комментариях е. П. Блаватской icon

Pistis sophia в комментариях е. П. Блаватской


Смотрите также:
Ладимирова
Личные мемуары Е. П. Блаватской...
Планетарной жизни – в этом обзоре научно-философских публикаций. Здесь вы найдёте пресказания...
Книга первая
Итоги Возвращение От Системы к Источнику Кульминация...
Евгений Хелимский, Гамбург...
1. Предмет и специфика философского знания...
Следующие вопросы...
Итоги международного саммита fbn в Сингапуре в комментариях членов “fbn-украина”. 11: 00-12: 00...
"Рынок молочной продукции рф" получатель...
1. Предмет философии и ее структура...
Следующие вопросы...



Загрузка...
скачать





PISTIS SOPHIA

В КОММЕНТАРИЯХ Е.П. БЛАВАТСКОЙ

(ВКЛЮЧАЯ КОММЕНТАРИИ К

ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ СИМВОЛИЗМУ)


1. Это случилось, когда Иисус восстал из мертвых и провел одиннадцать лет1 говоря со своими учениками и уча их только до Мест2 Первых Заповедей3 и Первой Тайны [Μυστηριον], Тайны под Покровом, внутри Первой Заповеди, то есть Двадцать Четвертой Тайне, и после сих [Заповедей], которые находятся во Второй Сфере Первой Тайны, которая прежде всех Тайн и есть Отец в облике Голубя4, Иисус сказал своим ученикам: "Я пришел из Первой Тайны, которая есть также и Последняя5, Двадцать Четвертая Тайна". Тогда ученики не знали этой Тайны, не понимали ее, потому что [как они предполагали] не было ничего внутри этой Тайны... @


1. Число одиннадцать является ключом к этой ситуации. Одиннадцатое испытание или степень посвящения была благополучно пройдена, и теперь происходило вхождение в двенадцатую и последнюю, которая, если кандидат достигал успеха, венчала собой всю работу. Геркулес должен был приступить к совершению своего двенадцатого подвига, и солнце вступает в двенадцатый знак Зодиака. Даже народная присказка "в одиннадцатый час" - эхо этой тайны. Во втором томе "Dogme et Rituel de la Haute Magie", (стр. 386 и далее), Элифас Леви показывает никтамерон Аполлония Тианского. Никтамерон означает время дня и ночи, или двадцать четыре часа. Каждый градус посвящения имеет две ступени, в целом двадцать четыре. Это объясняет смысл «Первой Тайны», которая в тексте «есть Двадцать Четвертая». Читателей сочинения аббата Констана, незнакомых с греческим языком, следует предупредить о том, что французские слова под греческим текстом - это даже не некий туманный его пересказ, но лишь идеи Элифаса Леви относительно текста. Однако он абсолютно прав, говоря, что "эти двенадцать символических часов, которые можно сравнить с двенадцатью знаками зодиака и подвигами Геркулеса, воспроизводят ступени Посвящения". (См. "Тайную Доктрину", т. I, 450.)


2. Греческое слово, переведенное как "Место", суть τοπος; оно соответствует санскритскому слову лока. Во втором томе «Тайной Доктрины», на стр. 174, сказано, что «Самджна, дочь Вишвакармана, вышла замуж за Солнце, и, [неспособная вынести жара своего господина], отдала ему свою чхайю (тень, образ, или астральное тело), тогда как она сама удалилась в джунгли для свершения религиозных обрядов, или тапаса». Verb. Sap. [Умный человек поймет с полуслова].


3. В масонских ложах тилер (страж у дверей ложи) требует от ученика или кандидата произнести сакраментальные слова, повторяющие таким образом древнюю формулу. Как прекрасно доказал Регон, следуя оккультной традиции, масонство было вынужденным продуктом гностических мистерий, рожденным в результате компромисса между «политическим» христианством и гностицизмом.


4. Голубь. Сравни: «Ты - Первая Тайна, если смотреть из Внутренних [Частей], ты пришел из Небесных Сфер и Тайн Царства Света [Φως], и ты снизошел на Покров Света, который ты получил от Барбело, чье покрывало есть Иисус, наш Спаситель [Σωτηρ], на которого ты опустился в облике Голубя». (Стр. 128 пер. Шварца с коптского текста.) Вторая Сфера [Σφαιρα] Первой Тайны соответствует в эзотерическом языке второму плану сознания «изнутри», или сверху, на котором пребывает буддхи (духовная душа), носитель Атмана (универсального духа), «Первой Тайны», которая является также и «последней Тайной» в бесконечном цикле эманаций и повторных поглощений. В египетском эзотеризме гностический «символ голубя» был представлен глифом крылатого земного шара. Голубь, который опустился на Иисуса во время его крещения, - это типичное сознательное «нисхождение» «высшей личности», или души (атма-буддхи) на манас, высшее Эго; или же, другими словами, соединение в ходе посвящения Христоса с Хрестосом, или непреходящей «индивидуальностью» во Всем – с трансцендентной личностью, Адептом.


5. Последняя Тайна. Точно также как атман есть первый или седьмой принцип, что объяснялось ранее.


^ 2. Кроме того, Иисус не рассказал своим ученикам обо всем, что исходит из всех Мест Великого Невидимого и о Трех Троесильных, и о Двадцати Четырех Невидимых1, и обо всех Местах, Эонах и Чинах, [т.е.] о способе, которым распределены последние, являющиеся также Эманациями [Προβολαι] Великого Невидимого. Также [не сказал он об] их Нерожденных, Саморожденных и Порожденных2, об их Звёздах и Непарных3, их Архонтах [Αρχωνοι] и Силах [Δυναμοι], их Господах и Архангелах [Αρχαγγελοι], их Ангелах [Αγγελοι] и Деканах [Δεκανοι], их Литургах [Λειτουργοι] и обо всех Домах их Сфер, и о Чинах каждого из них. Не говорил Иисус своим ученикам обо всех Эманациях Эманаций Сокровища, и их Чинах, … об их Спасителях4 и об их Чинах…


  1. Троесльные [Τριδυναμοι] являются одним из аспектов троичного Логоса, а 24 невидимых – это 21 (7 х 3) исходящий луч с их тремя λογοι.

  2. Или Вечных, нерожденных Силах – аджа на санскрите; Саморожденном, анупападака (не имеющем родителей), Самосущем – сваямбху на санскрите; и порожденном, включая сюда и эманации от высших Эманаций (четвертого плана), и эманации дхиан-коганов и дэвов, которые были людьми, то есть, уже прошли через манас-цикл.

  3. Непарные. «Вечные девственники», кумары; буквально те, кто не имеет сизигии, пары или партнера. Именно иерархия кумаров воплощается в человека как его Высшее Эго или манас.

  4. Их Спасители. Шкала Эманаций или Проекций. На страницах 190 и 191 дается шкала Двенадцати Спасителей. Первые семь управляют проекциями, или эманациями, Семи Гласов [φωνοι], Гласных или Аминь, а последние пять правят Пятью Деревьями; и все они – от Сокровища Света.


3. … ни о Месте Спасителя Близнецов, который есть Дитя Ребенка1; ни в какие Места изошли Три Аминь; ни о Месте Пяти Древ и Семи Аминь, которые суть также Семь Гласов2, согласно способу своей эманации.

Не рассказал Иисус своим ученикам и о том, каковы Пять Помощников и каково Место их эманации; ни о Пяти Печатях и Пяти Заповедях, и каким образом они развиваются3


1.«Дитя Ребенка» – манас, ребенок буддхи на высшем плане, и низший манас, дитя высшего, на низшем, полу-человеческом, плане. «Близнецы» – это дуальный манас в эзотеризме.

2. «Три Аминь» - высшая триада в септенарном [семеричном] человеке; Место «Пяти Деревьев» – это земля и местности, на которых развивались нынешняя и прошлые Пять Коренных Рас. «Семь Аминь» и «Семь Звуков» идентичны «Семи Аум и Семи Мистическим Звукам», «голосу внутреннего Бога» (см. «Голос Безмолвия», стр. 9 и 10). «Семь громов», о которых сказано в Откр. – это типичное представление аналогичной мистерии духовного посвящения. Опять-таки, в макрокосмическом аспекте «Семь Аминь» суть семь лучей каждого из «Трех Аминь», образующих «Двадцать Четыре Невидимых», и так далее ad infinitum.

3. «Первая Заповедь» и т.д. Поскольку некоторые из этих терминов в известной степени объясняются в дальнейшем, нет никакой нужды глубоко погружаться в подробное исследование этих иерархий. Для общего ознакомления изучающим следует сравнить с «Тайной Доктриной», т. I, стр. 213, 435, а также с Частью I «Трудов Ложи Блаватской».


^ 5… Поэтому они думали, что это было Концом всех Концов, сущностью Вселенной, и всецелой Плеромой1. …мы получили всю полноту [плерому] и совершенство… Это было на пятнадцатый день луны месяца Тобе2, день полнолуния, когда солнце поднялось на своем пути так, что после того возник великий поток чрезвычайно ярко сияющего света3


1.Плерома. См. «Тайную Доктрину», т. I, стр. 406, 416, 448; т. II, стр. 79, 506, и «Разоблаченную Изиду», т. I, 302. С эзотерической точки зрения, Плерома в гностической схеме соответствует абсолютному пространству с его семью планами или ступенями Сознания и всем остальным. См. отрывок о «Семислойной Вечной Матери-Отце» в «Тайной Доктрине», т. I, 9, а также в части 1 «Трудов Ложи Блаватской».

2. Месяц ^ Тобе, или Тевет. Продолжается с 20 декабря до 18 января.

3. Разница между словами lux и lumen, которые означают «свет», сохранена в английском переводе, так как слово «свет» напечатано с заглавной буквы тогда, когда она обозначает lumen.


  1. Тогда свершилось это на пятнадцатый день месяца Тобе, в день полнолуния1.

1. Эта дата доказывает, что все вышеизложенное - описание мистерий, все великие посвящения происходили при полной луне.


  1. И пели гимны1 все Ангелы и их Архангелы и все Силы Небесные…


1. См. «Голос Безмолвия», стр. 65, где гимн природы провозглашает: «Учитель восстал, УЧИТЕЛЬ ЭТОГО ДНЯ», см. тж. стр. 72.


7… И Три Степени Света были различной яркости и аспекта, бесконечным образом превосходя друг друга1


1.На странице 71 [«Голоса»] описаны три Мантии или Покрова. В буддизме три буддхических тела или формы называются таким образом: нирманакайя, самбхогакайя и дхармакайя, как сообщается об этом в Словаре «Голоса Безмолвия» (стр. 96), в котором и следует искать полное описание.


^ 9. «…говорить с вами от Начала [Αρχη] до Завершения [Πληρωμα]…»

11. «…когда я явился в Мир сей, я принес с собой Двенадцать Сил, как я говорил вам от начала. Я взял их у Двенадцати Спасителей Сокровища Света по приказу Первой Тайны. Таким образом, когда я явился в мир сей, я погрузился во чрево ваших матерей, которые ныне пребывают в вашем теле1… Ибо все люди в этом Мире получили свою Душу от Архонтов Эонов2. Но Сила, которая есть в вас, есть и во мне. Истинно, душа ваша принадлежит Небесам»3.


1.Обратите внимание, что слова «чрево» и «тело» употреблены в единственном числе.

2. Согласно тому, чему учит эзотерическая философия, четыре низших человеческих принципа, то есть тело, двойник, жизнь и инстинкт (животная душа, или кама, принцип страсти), человек получает от планетарных иерархий и архонтов низших земных сфер – планов рупа. Сравните со шлоками «[Книги] Дзиан» в «Тайной Доктрине», т. 2, станца IV, 16-17:


«Как же рождаются ^ Мануши? Ману, обладающие разумом, как они возникли? Отцы призвали на помощь свой собственный Огонь, который суть Огонь, горящий в Земле. Дух Земли призвал себе на помощь Солнечный Огонь. Эти трое создали совместными усилиями подходящую рупу. Она могла стоять, ходить, бегать, лежать или летать. Но, все же, она была лишь чхайя, Тень, лишенная разума… Дыханию требовалась Форма; Отцы дали ее. Дыханию требовалось Плотное Тело; Земля сформировала его. Дыханию требовался Дух Жизни; Солнечные Лха вдохнули его в форму ее. Дыханию требовалось Зеркало Тела своего; «Мы дали ему наше собственное!» – сказали Дхиани. Дыхание нуждалось в Носителе Желаний; «Оно есть у него!» – сказал Осушитель Вод. Но Дыхание нуждается в Разуме, чтобы охватить им Вселенную; «Мы не можем дать его!» – сказали Отцы. «У меня никогда не было его!» – сказал Дух Земли. «Форма сгорит, если я дам ей свой!» – сказал Великий Огонь…»

3. Небеса. ^ Арупа, или лишенные формы планы, которые показывают данного «Иисуса» как «махатмический» прототип, высший манас.


12. «…Архонты Эонов не знали меня, но думали они, что я был ангелом Гавриилом»1

«Это случилось, когда я явился среди Архонтов Эонов, и, взирая свыше на мир людской, я обнаружил Елизавету, мать Иоанна Крестителя, прежде чем она зачала его. Я посадил в нее Силу, которую я получил от Малого ИАО, Благого [Αγαθος], который пребывает в Середине [Μεσοτης]2, чтобы он проповедовал до меня и приуготовил мне путь, и крестил водой во имя отпущения грехов. Таким образом, эта Сила есть3 в теле Иоанна. Кроме того, вместо Души Архонтов, предназначенной для ее получения, я обнаружил Душу пророка Илии в Эонах Сферы4… Так, Сила Малого ИАО5, Благого, пребывающего в Середине, и Душа пророка Илии, соединились вместе в теле Иоанна Крестителя».


  1. Гавриил. См. «Разоблаченную Изиду», т. II, стр. 247.

2. Середина. То есть, следует понимать, что посаженная (или посеянная) Сила является отражением Высшего Эго, или низшего кама-манаса.

3. Есть в теле Иоанна. Обратите внимание на настоящее время, т.к. ортодоксальный Иоанн скончался за много лет до этого.

4. Эоны Сферы. Здесь интересно отследить взаимозаменяемость терминов; в конце стр. 12 мы видим архонтов Сферы и архонтов Эонов, а сейчас мы видим Эоны Сферы и, немного ниже, Сферу Архонтов. Все это специально придумано для введения читателя в заблуждение.

5. Малый ИАО. На стр. 194 [195 в NHS-78, гл. 86] мы читаем о «Великом Архонте Середины, которого Архонты Эонов называют Великим ИАО, согласно имени Великого Архонта, который есть в их Месте, … и о Двенадцати Диаконах, благодаря которым он получает Форму и Силу». «Как вверху, так и внизу»; этот неоспоримый дуализм вполне сохраняется во всех эзотерических системах. – «Daemon est Deus inversus» [Демон – это перевернутый Бог].


Ипполит, епископ остийский, абсолютно прав, сравнивая валентинианскую систему с системами Пифагора и Платона, и утверждая, что она имела некоторое математическое обоснование. (См. "Опровержение всех ересей", более широко известное как "Философумены" [Philosophumena], кн. VI, гл. 25 - 31.) Гнозис во все времена и во всех странах основывался на естественных законах, а различные ветви математической науки – просто способы выражения этих законов. Для того чтобы реабилитировать эти тонкие и древние системы и доказать, что они базировались на чем-то большем, чем «суеверное воображение», нам будет необходимо предложить читателям несколько рисунков и дать несколько кратких советов (или намеков) о том, каким образом следует пытаться понять их. Однако следует помнить, что поскольку подобные изображения бесконечны, и перемещения и комбинации их свойств, связей и качеств точно также бесконечны, то в рамках этой краткой статьи можно дать только очень грубый и приблизительный их эскиз. Однако поскольку при дальнейшем изложении мы будем делать на эти рисунки весьма частые ссылки, читателю в самом начале нашего предприятия необходимо овладеть их общей схемой. Мы надеемся, что благодаря этим изображениям читатели получат настолько ясное, насколько это возможно, доказательство того, что, как говорил Платон, «Бог все время геометризирует»


^ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ.


КАРТА ПЛЕРОМЫ СОГЛАСНО ВАЛЕНТИНУ






Сперва (точка), монада [μωναδ], βυθος (бездна), неведомый и непостижимый Отец.

Δ

Затем (треугольник), βυθος и первая изошедшая пара, или диада, νους (ум) и его сизигий.



Затем квадрат, двойная диада, тетрактис, или кватернарий, две мужского ||, λογος (слово) и ανθρωπος (человек), и двое женского пола, их сизигии, === ζοη (жизнь) и εκκλησια (церковь или собрание), всего семь. Треугольник - это потенциальность Духа; квадрат - это потенциальность материи; прямая вертикальная линия - это могущество Духа, а горизонтальная - могущество материи.





После этого идет пентаграмма - пентада, таинственный символ манасапутров, или Сынов Мудрости, которые вместе со своими сизигиями составляют число 10, или декаду.





Самая последняя из всех, гексалфа, или переплетенные треугольники - гексады, которые вместе со своими сизигиями составляют число 12, или додекаду. Таковы составляющие Плеромы, или полноты, Идеи в Божественном Разуме, в целом 28, поскольку βυθος, или Отец, не входит в их число, ибо Он - Корень всего. Два маленьких круга внутри Плеромы представляют собой сизигию Христос-Пневма (Христа и Святого Духа [ж.р.]); они суть последующая эманация, и, как таковые, в одном аспекте олицетворяют нисхождение Духа для просвещения и развития материи, которая по своей сущности происходит из того же самого источника; а в другом аспекте - нисхождение или воплощение кумаров, или Высших Эго человечества.


Круг Плеромы поддерживается и ограничивается окружностью, которая эманировала из βυθος (точки) и которую называют Γορ (предел), Σταυρος (опора, столб или крест) и Μετεχω (разделитель); он изолирует Плерому (или полноту) от гистермы (неполноты), большой круг от меньшего круга, непроявленное от проявленного. Внутри круга гистермы находится квадрат первичной материи, или Хаоса, созданного благодаря Софии, называемого Εκτρωμα (или недоношенной). Над ним располагается треугольник, Изначальный Дух, называемый совокупным плодом Плеромы, или Иисусом, ибо для всех, кто ниже плеромы, она кажется неким единством. Обратите внимание, что треугольник и квадрат гистермы являются отражением треугольника и квадрата Плеромы. И, наконец, поверхность листа бумаги, включающая в себя все и всепроникающая, есть Συγη (безмолвие).










^ НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ СОВЕТЫ ПО ПОВОДУ ИСТОЛКОВАНИЯ РИСУНКОВ


Во всех рисунках, за исключением рис. 8, отлично проявляется герметическая аксиома "Как вверху, так и внизу", так же как представление о сизигии, паре или противоположности. Начнем мы с рис. 8, помня о том, что точка создает линию, линия - поверхность, а поверхность - Сплошное Тело.


На этом изображении мы имеем символ Огня или Духа. Вертикальная линия в центре рисунка - это тончайший Огонь; он постепенно принимает вид треугольников, их вертикальные углы становятся всё менее и менее острыми, так как их основания увеличиваются и в то же время опускаются на более низкие уровни. В целом мы имеем шесть уровней или оснований, и шесть треугольников, вместе с точкой - семь. Седьмая фигура, произошедшая из точки - это прямоугольный треугольник, наиболее совершенный. Чем более острый угол, тем тоньше Огонь, и, в конце концов, мы подходим к прямому углу, точке равновесия, или поворотному пункту всех углов.


Теперь берем центральную точку всего рисунка и соединяем ее с концами оснований треугольников; мы обнаружим, что вместе с точкой мы снова имеем вторую серию семи, а именно, точку, два острых треугольника, один прямоугольный, два тупоугольных треугольника, и горизонтальный диаметр всей фигуры. Это - планы рупа, причем первый септенарий является семью огненными λογοι, а второй септенарий - семью небесными телами на четырех низших планах Великой Семерки [Γεβδωμαδ], и т.д., и т.п. Обратите внимание и на серии четырехугольников, образуемых точками пересечений оснований и сторон треугольников, которые состоят из 2, 4, 6, 8 и 10 штук - совершенное число. Таким образом, начав с нашей перпендикулярной линии, или Духа, мы достигли через серию углов, через их видоизменяющуюся остроту, прямоугольный треугольник, и перешли от него через разнообразие тупых углов - к горизонтальному диаметру, материи.


Этот значительный факт можно увидеть отчетливее в рис. 11-18, где аналогичные серии прослеживаются в виде прямоугольников, моментом равновесия которых является квадрат. Безусловно, следует помнить, что здесь даются только совершенные типы, а число промежуточных типов бесконечно. Например, чтобы перейти от рис. 11 к рис. 12 требуется бесконечное число точек; от рис. 12 к рис. 13 - бесконечное число линий; от рис. 13 к рис. 14 - бесконечное количество промежуточных фигур, и так далее, семь бесконечностей и семь вечностей в целом.


В этих рисунках следует также отметить, что вертикаль расширилась и снова сузилась в горизонталь, но при этом она изменила направление, иными словами, колесо повернулось. В одной из следующих статей мы надеемся показать происхождение свастики и ее связь с этими рисунками.







Получив теперь нашу самую совершенную треугольную фигуру, а именно, прямоугольный треугольник, мы перейдем к рассмотрению действия пары таких треугольников. В серии рисунков 1-8 мы видим треугольник Духа с вершиной, обращенной вверх, и треугольник материи с его вершиной, обращенной вниз. Пусть желающий понять смысл двух кругов, окружающих эти треугольники и постепенно проникающих друг в друга, пока они, в конце концов, не становятся одним (рис. 7), вспомнит кадуцей и подумает о том, что написано в "Тайной Доктрине" (том I, стр. 550 и далее) о lemniskat и о развитии зародышевой клетки (том II, стр. 117 и далее).


Эти треугольники при своем пересечении создают квадраты, и мы получаем следующие серии произведенных при этом точек: 1, 4, 9, 16, 25, 36 и 49, то есть: 12, 22, 32, 42, 52, 62 и 72.


Таковы порожденные cорок девять огней.

Н
а четвертом уровне первичный тип изображенной выше веретенообразной фигуры
повторяется, но как некий дуализм; в двух последующих рисунках этот дуализм также повторяется, однако имеет всё меньший и меньший размер, пока в рис. 8 не исчезает полностью.







Если мы соединим наши прошлые изображения вместе, то получим рис. 9. Все произошло из точки (Первого Логоса). Так, из нее мы имеем шесть нисходящих треугольников и шесть сфер материи, которые вместе с точкой составляют число 7. То же самое касается менее отчетливо видных треугольников и кругов Духа, восходящих вверх. И все же две отправные точки, по сути, едины в своей природе. Горизонтальный диаметр не является ни тьмой, ни светом, ни духом, ни материей, так же как и самый большой круг, очерчивающий его.


Рис. 10 – увеличенное изображение рис. 7. Это развернутая пирамида и "четырехликий Брахма", "четыре махараджи", и т.д., и все они состоят из четырех частей; таково также раскрытие Тетрактиса. Обратите внимание на две серии, в каждой из которых есть три квадрата, и на точку в центре, которые в совокупности составляют число 7. Отметим также, что квадрат двенадцати огней ограничен треугольниками десяти. Изображением пифагорейского Тетрактиса оказался треугольник, содержащий десять йод.


Наша фигура имела бы совершенную форму, если бы углы были загнуты к центральной точке, огни, или сизигии, совпадали бы, и данный процесс повторялся бы до тех пор, пока вся фигура не исчезла бы в точке. Но в природе данный тип несовершенен, и огни находятся на разных расстояниях, так что при загибании четырех углов образуется трехмерная пирамида, причем ее духовная ось и материальные диаметры, лежащие в основании, видоизменяются пропорционально соотношению духа и материи в каждом их проявлении.


Рис. 7 продемонстрирует нам все наши пары и посвятит нас в ^ Тайну отражения. Так, мы видим две единицы, две двойки, две тройки, две четверки, две пятерки, две шестерки и лишь одну семерку. Мы имеем здесь все таинственные гностические числа; от 1 до 7, затем 8, или огдоаду, 10, или декаду, и 12, или додекаду.


Честно говоря, об этом можно было бы написать еще весьма немало; однако и того, что уже было сказано, вполне достаточно, чтобы привлечь внимание читателей к тайне сорока девяти огней и дать им ключ к постижению гностических авторов, которые современным исследователям до сих пор кажутся безнадежно туманными.


Что касается рисунков, следует четко понимать, что в действительности нет ни верха, ни низа, ни вершины, ни дна. Однако можно высказать предположение, что было бы предпочтительно перевернуть рис. 8 так, чтобы точка находилась на вершине.


13. "Кроме того, после всего этого я взглянул вниз, в мир людской, и нашел Марию, которую называют моей Матерью по природе этого материального тела (гиле); кроме того, я говорил с ней в облике Гавриила1, и когда она отправилась ко мне на Небеса [т.е. в Плерому], я посадил в нее Первую Силу, которую я получил от Барбело2, - Тело, в которое я был облечен на Небесах. И вместо Души я посадил в нее Силу, (14.) которую я получил от Великого Саваофа, Благого3, который пребывает в Месте Правых [Частей]4. И Двенадцать Сил Двенадцати Спасителей5 Сокровища Света, которые я получил от Двенадцати Дьяконов, находящихся в Середине6, я принес в Сферу Архонтов, и Деканы7 Архонтов и их Дьяконы думали, что это души архонтов: и Дьяконы сопровождали их. Я соединил их в теле ваших матерей. И когда ваш час настал, они принесли вас в этот Мир, причем в вас не было Души Архонтов. И вы получили вашу порцию Силы, которую последний Помощник вдохнул в Смесь [Κερασμος, см. Таблицу I], которая была смешана со всеми Невидимыми, Архонтами и Эонами; лишь однажды она была смешана с Миром Разрушения; эту (Силу) я принес изнутри Себя (то есть из Двадцать Четвертой Тайны) в самом начале и вселил ее в Первую Заповедь; а Первая Заповедь вселила ее часть в Великий Свет; а Великий Свет вселил часть того, что получил, в Пять Помощников; а Последний Помощник получил сию часть и замесил ее в Смесь8. (15.) Таково свойство всех вещей, которые есть в этой Смеси, как я рассказал вам.


1.Гавриил. В системе Иустина ("Философумены", V, 26) Первая Триада описана как состоящая из двух мужских принципов и одного женского. Первый Мужской Принцип назван Благим и наделен вселенским предвидением; второй, Элохим, является (совокупным) отцом всех творений или порождений, он не обладает предвидением и является незрячим. Третий, Женский Принцип, также лишенный предвидения, колеблющийся и нерешительный, обладает двойным телом, или двумя телами, причем он выглядит как дева в верхней части и как змея в нижней (астрономически он суть Дева-Скорпион древнего Зодиака); его имя - Эдем или Израиль.




В Элохим и Эдем возникло желание друг друга, и из их соития родились двадцать четыре ангела, двенадцать из которых называют отцовскими, а двенадцать - материнскими. Среди двенадцать отцовских ангелов и находится Гавриил. Эти двенадцать, разумеется, являются двенадцатью знаками Зодиака, и т.д., согласно используемому ключу. В Талмуде и Каббале Эдем называется "Садом Наслаждения" и рассматривается «отцами церкви» как изображение йони после совершения первородного греха. Гностики, напротив, объясняли этот термин в его наиболее духовном и метафизическом смысле, рассматривая его космогоническое и теогоническое значение и игнорируя его материальное и физиологическое толкование.


В сочинении "Adversum Celsus" ("Против Цельса", VI, 30; см. "Доникейских Отцов", т. IV, стр. 586) Ориген довольно многословно и презрительно обсуждает "ненавистную диаграмму" офитов, на которую ссылался его оппонент Цельс. В ней Гавриил - четвертый из "Семи Управляющих Демонов", поскольку там мы читаем: "Кроме того, Цельс утверждает, что "четвертый имел облик орла"; диаграмма изображает его как Гавриила, подобного орлу". В древней астрологии утверждалось, что Гавриил правит под знаком Тельца и Луны.


Опять же, египтяне, согласно Плутарху (см. Плутарх: "Моралии"; "Исида и Осирис", гл. 43), наделяли Луну некой мужской и некой женской природой (φυσιν αρσηνωθηλθν). В ходе празднований Луноса-Луны во время весеннего равноденствия, когда солнце находилось в созвездии Тельца, мужчины приносили жертвы Луносу, тогда как женщины - Луне, и люди одного пола надевали на себя одежды другого. Кроме того, бык (Телец) у древних народов являлся символом порождения, и в символизме Мистерий Митры посвященный погружал меч или ятаган в глотку распростертого быка. Сравним все описанное с "Голосом Безмолвия":


"Прежде, чем вступить на путь, ты должен разрушить свое лунное тело, очистить свое разумное тело и сделать чистым свое сердце..."


"Прежде чем "Мистическая Сила" сможет сделать из тебя бога, о, Лану, ты должен обрести способность по своей воле убивать в себе свою лунную форму".


Сопоставив все сказанное с тем, что говорится в "Тайной Доктрине" о питрисах и их деятельности по формированию низшего человека, а также о двуполой, или андрогинной, природе древних Рас, мы поймем, почему ангел Гавриил, демон Луны и управитель знака Тельца, явился Марии во время ее зачатия; проблема Благовещения при этом будет решена при помощи намного более простых терминов, чем это обычно делается, и мы узнаем кое-что о тайнах астрального тела.


2. Барбело. При объяснении этого термина было бы интересно, прежде всего, посмотреть, что же говорили о Барбело другие гностические системы, а затем уже исследовать утверждения из "Pistis Sophia".


Мы узнаем от Иринея (см. Ириней: "Против ересей", кн. I, гл. 29; в "Доникейских Отцах" – т. I, стр. 353), что Несказанный Отец явился этому "никогда не стареющему эону [αιων] в облике девы" через эманацию четырех существ, имена которых выражали мысль и жизнь; и что он[а], увидев это, зачала и породила три подобных существа.


Сравним сказанное со следующим:


«Тогда три (треугольники) распадаются на четыре (четырехугольники). Лучезарная сущность становится Семью внутри и Семью снаружи. Светящееся Яйцо (Хираньягарбха), которое само по себе есть Три (три ипостаси Брахмы, или Вишну, три Авастха), сворачивается и распространяется подобно молочно-белому творогу повсюду в глубинах Матери, как Корень, который вырастает в глубинах Океана Жизни.» ("Тайная Доктрина", т. I, 66.)


Согласно Епифанию, одна из офитских школ учила, что Барбело являлась эманацией Отца и Матерью Иалдабаофа (или, по мнению некоторых, Саваофа), то есть, можно сказать, что Барбело была идентична с Софией-Ахамот, или Пистис Софией. Она обитала на Восьмом Небе, в то время как ее сын самовольно и дерзко завладел Седьмым и заставил свою мать горько плакать и сокрушаться. Эта идея является общим достоянием всех гностических систем, причем если термины у них различаются, то это представление остается неизменным. Далее следует сказать, что она постоянно является архонтам, или правителям, в прекрасном облике, и таким образом она может воссоединить свою разделенную на части силу, украденную у нее Демиургом, его богами, ангелами и демонами [δαιμον].


Опять же, по Иринею, восхождение душ завершается в высшем Месте, "где пребывает Барбело, Мать Живущего (или Жизней)". (^ Прим. «Люцифера», 1990: Эта фраза ошибочно приписана Иринею. В действительности - Епифаний: "О драгоценных камнях", II, 20.)


"Pistis Sophia" сообщает нам, что Барбело является одной из Триады Невидимых - Аграммахамарег, Барбело и Бделле - в Месте Левых [Частей] (см. Табл. I), где расположен Тринадцатый Эон (стр. 359). Дважды она именуется Силой (δυναμις) Невидимого Бога; также она – мать Пистис Софии и двадцати трех других Эманаций (стр. 49, 361). Место Левых [Частей] со всей очевидностью называется гиле ([тонкой] материей, [«веществом»]) Барбело (стр. 128).


У Епифания (см. "Панарион", или "Против ересей", книга I, том 2; XXVI, 3, примечания Петавия) мы опять узнаем, что одним из названий валентиниан было "барбелоиты", и мы склонны согласиться с мнением К. Амелинью, высказанным в его «Эссе о египетском гностицизме» (Париж, 1887), что это было названием высшей степени их посвящения, на которой адепт становился совершенным пневматиком, или иллюминатом, Сыном Бессмертия. Еврейская этимология привела бы здесь иное значение - сын или дочерь Божья. Нам известно, что у гностиков и, особенно, у докетов («иллюзионистов»), которые утверждали, что человек Иисус совершенно отличен от Христоса, Принципа, и отрицали факты таинственного зачатия, воплощения, смерти и воскресения, - мать Иисуса, человека, считалась низкой, тогда как матери Христоса, Принципа, они осуществляли всяческое поклонение. Последний был "Святым Духом" и считался их школами женским. Однако когда мы осознаем, что эзотерически есть семь аспектов Софии (семь планов мудрости), нам будет легче понять, что оба отца церкви, непреднамеренно, и гностики, преднамеренно, рассматривали только один из этих аспектов.


3. Великий Саваоф, Благой. В "Pistis Sophia" есть три Саваофа, так сказать, три аспекта силы, или принципа, сокрытого в этом имени. (а) Великий Саваоф, Благой, Отец "души" Иисуса (стр. 14, 193); (б) Малый Саваоф, Благой, названный в Космосе Зевсом (Юпитером) (стр. 351), одним из планетарных владык; (в) Саваоф-Адамас, владыка шести из двенадцати архонтов (стр. 360), а также в Нижнем мире - один из архонтов, которые подвергают души наказанию, чей "вершитель", или подчиненный, подносит "чашу забвения" перерождающимся душам.


В некоторых школах учили, что тот, кто хочет стать "совершенным", должен подняться через царства архонтов и в конце концов попрать стопой своей главу Саваофа, и таким образом достигнуть Восьмого Неба, где обитает Барбело. Говорили, что у Саваофа женские волосы, некоторыми он изображался в виде осла, некоторыми – в виде свиньи. Здесь следует вспомнить красного осла Тифона в египетских мистериях; нисхождение в Гадес Бахуса на осле в "Лягушках" Аристофана (бурлеске об Элевсинских мистериях); "Золотого осла" Апулея, и, наконец, последнее, но немаловажное - въезд "Иисуса" в "Иерусалим" (земной Иерусалим, другими словами, физическое бытие) на "осле". В каждом из этих случаев эти термины происходят из мистерий, и никто, кроме "совершенного", не знал их тайного смысла. Для большинства людей они всегда оставались "абракадаброй", и останутся ею для всех, кроме наиболее решительных исследователей.


Ориген ("Против Цельса", VI, 31) приводит формулы молитв, которые умерший, или пневматик, возносил к планетарным властителям. Они были, вероятно, частью тайн их внешнего посвящения, и были использованы епископом Ахайи, чтобы показать, что он знал об их секретах даже лучше самого Цельса. Отрывок, относящийся к Саваофу, утверждает нижеследующее:


"После того они переходят к Саваофу, к которому, как они думали, следует обращаться так: "О, Владыка Пятого Царства, могущественный Саваоф, защитник закона своего создания, которое освобождается милостью и помощью некоей более могущественной Пентады, позволь мне, зрящему безупречный символ искусства твоего, сохраненный благодаря некоему отпечатку одного образа, иметь тело, освобожденное Пентадой. Пусть будет со мной твое благоволение, о, Отец, пусть пребудет со мной милость твоя".


4. Место Правых [Частей]. Вероятно, будет небезынтересно, если при объяснении этого термина мы переведем несколько строк из сочинения «Против ересей» Иринея, который был, вероятно, самым яростным противником гнозиса. Этот «святой» отец будет учить нас Знанию, к уничтожению которого он прилагал столь много усилий.


Говоря об итальянской школе валентиниан, Ириней пишет:


"Они утверждают, что Демиург, придавая форму Космосу, сделал также «гилического» (материального) человека, но не из этой сухой земли, но из невидимой сущности, из флюида и не отстоявшейся порции гиле, и что он вдохнул в него психического (или астрального человека). И этот человек, рожденный по образу и подобию (т.е. чхайя), это гиле-существо было создано согласно образу, напоминающему, но не имеющему той же сущности, что и Бог (питрис), тогда как психический человек был создан по подобию: потому также и его сущность, происходящая из духовной эманации, называется духом жизни. Впоследствии они говорили, что его покрывал слой кожи, который, по их утверждению, есть плотское тело, воспринимаемое чувствами... так они производят душу от Демиурга, тело от Земли (Choos), а плотский покров - от гиле, но духовного человека (Антропос - Ανθρωπος) - от Матери Ахамот [Αχαμοθ] (то есть, от Вышней или Внутренней Софии, Матери Софии Внешней, или Пистис Софии)... Об этих трех они говорят, что гиле, которое они также именуют Левым, должно обязательно погибнуть, поскольку оно не имеет внутри себя дыхания нетленности; но психическое, которое они называют Правым, находясь в середине между духовным [πνευματικης] и гиле [υλη], идет в любом направлении, которое оно может выбрать самостоятельно; в то же время духовное (манас) было послано для того, чтобы, соединившись здесь с психическим (т.е. с излучающим кама-манасом), оно могло принять Форму и обучаться вместе с ней (психическим принципом, или кама-рупа), участвуя в ее существовании или превращаясь вместе с ней (αναστροφη)». (См. Ириней: "Против ересей", кн. V, гл. 5, части 5 и 6.)


В "Pistis Sophia" планы, непосредственно примыкающие сверху или снизу к Сокровищу Света, подразделяются на три главных локи, или подплана, - Правый, Левый и Средний.


Обязанность Архонтов Правых [Частей] – формирование, оформление или строительство всех низших сфер или планов существования путем привнесения вниз Света из его Сокровища и принуждения его вернуться туда снова, то есть, в другом смысле, осуществляя спасение тех душ, которые пригодны для восхождения на некий высший план. Архонты Середины осуществляют опеку над человеческими душами. Левые [Части], называемое также Местом Справедливости, - это лока, или положение, к которому тяготеют все кающиеся души, ибо именно здесь впервые произошел конфликт между Светом и гиле (то есть разделение и распределение). В словах предыдущего абзаца, выделенных курсивом, мы могли увидеть образы Брахмы, Вишну и Шивы, индийской Тримурти или Троицы, открывающей себя; причем здесь очень ясно представлены идеи Творения, Сохранения и Разрушения, или Восстановления.


В системе Валентина мы читаем о "силе психической или душевной сущности, которая называется "Правой". Саваоф также обитает в Правых [Частях] в аспекте Демиурга и Творца душ.


Прежде чем двигаться дальше, мы должны привести здесь условную таблицу планов и лок в соответствии с "Pistis Sophia".


ТАБЛИЦА 1 (см. тж. "Тайную Доктрину", т. I, стр. 200).


ТРИАДА

← Тайна Несказанного →

АРУПА

Пневматический

или духовный

Сокровище Света,

или Плерома

Люмен, или Свет

Психический

Правое


Середина


Левое (лока

13-го Эона)

Керасмос, или смесь

(т.е. Люмен и Хиле)

Химический, или

Т звездный

Е

Т

Р

А

Д

А



12 Эонов

Судьба (Эймармене)

Сфера

Хиле, или тонкая

материя Р

У

П

А

Хаотический,

или материальный

Небесная твердь


Мир (космос) людей


Преисподняя (Оркус, Хаос,

Внешняя тьмя – Caligo Externa)

Космос

(«хаотичная» материя)

ПЛАНЫ

ИМЕНА

СУБСТАНЦИИ


5. Двенадцать Спасителей. Двенадцать Спасителей являются частью содержимого Сокровища Света и аналогичны додекаде валентинианской плеромы. Двенадцать Диаконов несомненно представляют собой проявление первоначального типа додекады плеромы в локе другого плана.


6. Середина. В валентинианской системе μεσωτης, или Место Середины, располагается над Высшим Небом, но ниже Плеромы. Это особое место пребывания психиков, как плерома - пневматиков. Это – место, где пребывает София-Ахамот, Внешняя София, или Пистис София, которая, возжелав Света, пала из огдоады в гептаду, высшей локой, или подпланом которой управляет Демиург – Своевольная Сущность Пистис Софии. Когда она достигнет Плеромы, Демиург вознесется в Место Середины. Или, другими словами, когда низший манас соединится с высшим, те кама-элементы, которые сопровождают высший манас и постоянно внедряются в него, очистятся.


7. Деканы. Во главе Сферы (см. Таблицу I) ИЕУ (или "Первый человек" - гностический термин, употребляемый в "Pistis Sophia") стоят Пять Великих Архонтов, или архонтов, созданных из Сил Света Правых [Частей]; это планетарные правители: Сатурн, Марс, Меркурий, Венера и Юпитер. Под ними размещаются 360 других сил, или деканов; под ними, опять-таки, в Месте Воздуха, находятся, совпадая с ними в числе, 360 других архонтов с пятью правителями над ними. Низшие отказываются верить в Таинства Света и склоняют души ко греху. Этот бесспорный дуализм характерен для гнозиса в целом. Всё в природе является добром или злом согласно природе и намерению человека; в каждый момент своей жизни человек может выбрать Левое или Правое.


Эти числа 360 и 365 встречаются в системах Вардесана, Василида и в «эонологии» других школ; иногда они составляют часть содержимого Плеромы.


Маттер, рассказывая о гностических школах Египта, сообщает нам, что гении-хранители каждого дня призывались против силы Тифона, египетского Ахримана. Они составляли третий уровень богов египетского пантеона.


«Эти боги, - говорит он, - столь же мало известны по имени, как и 360 разумных сил, которые составляли Абраксас Василида. Древние давали им общее название демонов. Эти демоны группировались по классам вокруг богов, называемых космическими божествами, то есть, так сказать, это были боги, которые правили видимым миром; они были его движущими силами (космократорами), точно так же как главные среди них были агентами наднебесных богов. Уполномоченные, так сказать, поддерживать связь между двумя мирами, они руководили нисхождением душ из высших регионов в нижнюю зону и передавали им в течение данного периода испытания и искупления дары божественной жизни. Они делили между собой 36 частей человеческого тела и, после того как их земная карьера была окончена, служили душам проводниками в деле их возвращения к Высшему Существу.» (См. А. Jacques Matteres, "Historie critique du Gnosticisme, et de son influence sur les sectes religieuses et philosophiques des six premiers siecles de l'Ere Chretienne", Paris, 1828, т. II, 34.)


8. Смесь. Хотя в данной статье и невозможно дать полную и подробную таблицу всех бесчисленных синонимов терминов, использованных в схеме "Pistis Sophia", мы, рискуя показаться читателю утомительными, предложим некоторое объяснение той странной номенклатуры, с которой мы встречаемся на каждом шагу.


Ниже Последней Тайны в вышнем мире, который, как мы склонны полагать, соответствует Сокровищу, или Плероме, находятся: Великий Свет Печати (или Знака) Света, разделяющийся на Пять Печатей Света; Первая Заповедь (или Статут), которая делится на 7 Тайн; Великий Свет Светов; 5 Великих Помощников, которые проводят Силы Света в Нижние Места [τοποι], или планы; и, последнее из всех – Место Наследия [Κληρονομης] Света, где будут обитать спасенные души.


Мы имеем здесь 7 элементов, или принципов, и любопытно отметить, как Пять Печатей (χαραγμαι, в некоторых системах - иероглифов), или идей, повторяются как Пять Помощников, а Великий Свет Печати Света - как Великий Свет Светов.


Другие Помощники [παρασταται] считаются принадлежащими к Месту Середины, их пятнадцать, а их имена приводятся по коптскому Бодлеанскому папирусу в уже упомянутой работе Э. К. Амелинью (стр. 252). Этот папирус содержит в себе три трактата, очевидно, принадлежащие к той же школе, что и "Pistis Sophia", которые озаглавлены: "Тайна букв алфавита", "Книга гнозиса Божественного Невидимого" и "Книга Великого Логоса в согласии с Тайной".


Эти повторяющиеся пятерки и комбинации пятерок соответствуют типу пентады, как это показано на карте валентинианской плеромы. Пять - это число человека, поскольку среднему человеку триада атма-буддхи-манас, входящая в совершенный септенарий, кажется единством.


^ 15. [продолжение] "Потому возрадуйтесь, что пришло то время, когда я должен облачиться в свое Одеяние1…"Смотри! Я облекся в одеяние мое, и все силы были даны мне Первой Тайной..."


1. Одеяние мое. Очень любопытно и интересно узнать, с какими оккультными представлениями гностиков были связаны эти тела или одеяния. Например, говоря о докетах, - это общее название для тех школ, которые утверждали, что тело адепта было лишь видимостью, или, другими словами, майави-рупа, - автор "Философумен" ( т. VIII, гл. 3) сообщает нам, что они следующим образом истолковывали мистерию-драму Иисуса:


«Он пошел и омылся в Иордане [мистической "Реке", которая остановила Исход евреев из Египта, "который суть тело" (V, 7)], и, делая это, получил Знак и Печать в воде, тела, рожденного от Девы, чтобы, когда архонт приговорит свой собственный (то есть, архонта) образ (πλασμα, т.е., тело) к смерти, а именно – к Кресту [тж. Столбу – σταυρος], эта его (Иисуса) Душа, выращенная в теле, не смогла бы остаться голой после того, как лишится тела и его прибьют гвоздями к дереву, и она восторжествует над всеми началами и архонтами, но она могла бы облачиться в тело, созданное в воде вместо плотского тела при его крещении.» (Ставр, или крест (+) - это потенциальная возможность положительной и отрицательной, или мужской и женской силы в природе. Они называются также участниками, потому что они участвуют в творении Вышнего, в некоем абстрактном смысле, и в творении Нижнего - в конкретном. В абстракции крест (+) исчезает и становится О, и потому именуется пределом, ибо Нижнее - это естественное творение пола, тогда как Вышнее является творением богов или разума; другими словами, Плеромы, или МАХАТА. Мы видим это Порождающее Начало, или замещение естественного творения божественным, запечетленное в мифах о Сатурне, оскопляющем Уран, о Зевсе и Сатурне, Тифоне и Осирисе.)


Едва ли нужно объяснять читателям глубокое оккультное значение этого отрывка, в котором содержится все таинство "Рождения" и "Крещения". Полностью постигнет его лишь тот, кто окунулся в космический поток.


16. "Это случилось, когда солнце взошло на Востоке, и снизошел великий поток света, в котором было мое Одеяние, которое я поместил в Двадцать Четвертую Тайну. И я нашел Тайну на моем Одеянии, написанную Пятью Словами, принадлежащими Небесам. ZAMA ZAMA OZZA RACHAMA OZAI1. И вот сему истолкование: Тайна, пребывающая во внешнем мире, благодаря которой была создана Вселенная, - это эволюция всего и развитие всего; она испускает в него все эманации и все вещи. Благодаря ей существуют все Тайны и их Места. Приди к нам2, ибо мы твои товарищи. Мы все едины с тобой. Мы – одно и то же, и ты одно и то же. Вот – Первая Тайна, (17.) которая пребывала от начала в Несказанном, прежде чем она появилась оттуда; и ее Имя - все мы. Таким образом, мы все вместе живем для тебя до последнего Предела3, который суть также Последняя Тайна Внутренних [Частей]..."


1. Сравним с "Тайной Доктриной", т. II, стр. 580:


«Пять Слов (Панчадаса) Брахмы стали у гностиков "Пятью Словами", написанными на сияющем одеянии (акаша) Иисуса при его прославлении: слова ZAMA ZAMA OZZA RACHAMA OZAI переводятся ориенталистами как "одеяние, чудесное одеяние моей силы". Под этими пятью словами были, в свою очередь, сокрыты при помощи анаграммы пять таинственных сил, изображенных на одеянии "воскресшего" посвященного после его последнего испытания, пребывания в трехдневном трансе; пять становятся семью только после его смерти, когда адепт становится законченным ХРИСТОСОМ, совершенным КРИШНА-ВИШНУ, т.е. погружается в Нирвану.»


2.Приди к нам. Ср. с "Тайной Доктриной" (т. I, станцы V и VI, и стр. 130, 131), где великий день "будь с нами" описывается как


«тот день, когда человек, освобождающий себя от сетей неведения и в полной мере осознающий неразделенность Эго внутри его личностного аспекта, - который ошибочно считается его собственным, - от УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭГО (Anima Supra-Mundi, Сверх-Мировая Душа), вследствие этого погружается в Единую Сущность, чтобы стать не только единым "с нами" (проявленной универсальной жизнью, которая есть "ЕДИНСТВЕННАЯ" ЖИЗНЬ), но и стать самой этой жизнью».


В египетских мистериях мы также находим упоминание о дне "Приди к нам", и объясняют его как "день, когда Осирис сказал Солнцу: "Приди" ("Книга мертвых", xvii, 61). Более полное истолкование см. в "Тайной Доктрине", том I, стр. 134, 135.


3. Последний Предел. Он соответствует Гору, или Ставру валентинианской системы. Однако "Pistis Sophia" намного богаче по своему эзотеризму, и существуют многие пределы, или центры лайя (см. "Тайную Доктрину", passim), соответствующие каждому плану и подплану, как существует и несколько плером. Сравните также, что сказано в "Тайной Доктрине" о кольце "Не преступи" и дхиани-паша, или о "веревке богов".


17. [продолжение] "Приди к нам! Ибо мы4 все стоим возле тебя, облекающегося в Первую Тайну..."


4. Заметьте изменение числа.


19. "...Тайна трех Троесильных5, а также Тайна всего их Места, а также Тайна всех их Невидимых и всего, что пребывает6 в тринадцатом из эонов... и всех их Мест7".


5. Упоминается о двух таинственных названиях Трех Троесильных (стр. 361), а именно: IPSANTACHOUNCHAINCHOUCHEOCH и CHAINCHOOOCH; некая сила излучается от первого на Марс и от второго - на Меркурий. В том же самом отрывке нам говорят, что сила Великого Невидимого пребывает в Сатурне, тогда как сила Пистис Софии, дочери Барбело, - в Венере.


6. Или обитает; а именно, "Колёса" (ср. с "Тайной Доктриной").


7. О Местах и т.д. см. Таблицу I.


21. "И, оставив это Место, я вознесся в Первую Сферу, сияющую безграничным Светом, в сорок девять раз (типичные 49 Огней в оккультных доктринах; см. рисунки) превосходящим тот блеск, с которым светился я в Небесной Тверди"…


^ 24. "И их великое смятение и страх достигли Места Великого Невидимого Праотца1, а также Места трех Великих Троесильных".


1. Великий Невидимый Праотец. Он пребывает во главе иерархии Левой [Части], Места Справедливости и Тринадцатого Эона. Великая Сила (или Δυναμις) этого Невидимого Божества есть Барбело, а сразу за ней находятся Трое Троесильных (ср. стр. 19, 23, 41 и 183). В дальнейшем мы увидим, каким образом Типы Плеромы отражаются во всех планах и локах. Другими словами, поскольку состояния сознания меняются, видимые облики вещей изменяются вместе с ними, тогда как вещи в себе, или типы, остаются теми же самыми. См. выше карту валентинианской Плеромы.


^ 24. [продолжение] "Но в Двенадцати Эонах мой Свет сильнее, чем в Мире сем среди вас, в восемь тысяч семьсот раз"2...


2. Восемь тысяч семьсот раз: octies millies et septies centies (пер. на лат. – Р. Шварц). Если оставить в стороне несчастные латинские septies centies, то будет трудно связать это число с предыдущим числом – «сорок девять» раз. Перевод, очевидно, ошибочен, ибо мы находим в примечаниях - "centies (...decies millies", Петерманн). Однако, это исправление, по-видимому, делает ситуацию лишь еще хуже. У Миня это переведено так: "huit fois mille fois et sept fois cent fois", и, как обычно, все это не сопровождается никакими разъяснениями или комментариями. Вероятное решение этого затруднения состоит в том, каким бы ни был правильный перевод, что это либо неопределенное выражение, означающее "много тысяч раз", точно так же как в латыни число священного цикла, 600, стало общим наименованием любого большого числа, либо же это сознательная "шторка", скрывающая смысл. [Е.П.Б., до некоторой степени, была права – перевод Шварца неточен: в коптском тексте «восемь тысяч семьсот мириад раз» - прим. пер.].


24. [продолжение] "...и все Эоны, и Небеса, и все их Чины, затрепетали от великого страха, который был в них, (25.) потому что они не знали тайны, которая совершилась"3.


3. Поистине авидья, или неведение (точнее, незнание) - это корень всех нидан, или взаимосвязи причины и следствия (см. "Тайную Доктрину", sub. voce).


25. [продолжение] "И Адамас, Великий Деспот4, и все Деспоты, пребывающие во всех Эонах, начали тщетно бороться против Света".


4. Адамас. На стр. 360 мы читаем, что шесть из двенадцати Эонов управляются Саваофом-Адамасом, а шесть - Иабраофом. Эти двенадцать эонов, для того, чтобы увеличить свою власть, продолжают упорствовать в Таинстве Сношений. Однако в этом им противостоит ИЕУ, Отец Отца Иисуса, и потому Иабраоф и его архонты обращаются к таинствам Света. Таким образом, ИЕУ поднимает их в Вышнее Место и приносит их в Чистый Воздух, в Свет Солнца, в Место Середины и Невидимого Божества. Однако Саваоф-Адамас и его архонты не собираются воздерживаться от Таинства Сношений; поэтому ИЕУ заключит их в Сферу (Σφαιρα), в количестве 1800 (360 х 5), а над ними еще 360 других архонтов, а над ними опять-таки 5 Великих Архонтов. Если использовать астрономический ключ, то ИЕУ - это Духовное Солнце, отец физического Солнца, которое, в свою очередь, является отцом "внутримеркуриальных планет". См. "Тайную Доктрину", т. II, 28, и часть I "Трудов Ложи Блаватской", стр. 48.


Приведенное выше описание извлечено из IV Книги, или Раздела, "Pistis Sophia", который, по мнению Рихарда Лепсиуса, "случайно попал в то место манускрипта, где мы его сегодня читаем. Она представляет простую и древнюю форму гностического учения, и, вероятно, была сочинением некоего другого автора". Однако как бы то ни было, поскольку нашей задачей является понимание идей "Pistis Sophia", будет достаточно отметить, что приведенное выше описание дается Иисусом своим ученикам в тот момент, когда он перенес их, во время их инициации, в "Место Воздуха Середины, на Путях Тропы Середины, которая ниже Сферы", и что, благодаря аналогии, это немало способствует пониманию "обращения архонтов", которое следует далее.


Некий намек на объяснение слова "деспот" дается на стр. 76, где говорится о "всех деспотичных божествах, которые до сих пор не отказались от чистоты своего Света".


Термин "Адамас" часто встречается в гнозисе офитов, и в "Философуменах" X, 9 мы читаем, что: "наасены (школа офитов) называют Антропоса (Человека) Первым Принципом Вселенной (Archen Universorum), а также Сыном Человеческим [Υιος Ανθρωπον], и подразделяют его на три части. Ибо они говорят, что в нем есть некий разумный, психический и физический принципы. И они называют его Адамас и думают, что знание, которым он (Адамас) обладает о своем предназначении – начало нашей сущности, способной познать Божество". Из всего вышеизложенного очевидно, что есть три адаманта, из которых Адамас является низшим.


В связи с этими "деспотическими божествами, которые все еще не отказались от чистоты своего Света", и от которых Иисус взял "третью часть их Силы", а также для прояснения последующего текста, читателям следует провести сравнение с станцей VI, шлокой 5 "Тайной Доктрины" (том. I, 191 и далее):


В четвертом [Цикле, или повороте жизни и бытия вокруг "семи меньших колес"] сынам приказали создать свои подобия. Одна треть отказалась. Две повиновались.


25. [продолжение] "И я изменил их Судьбу и Сферу, которые являются их Господами, и заставил их обратиться на шесть месяцев налево, и шесть месяцев смотреть направо, осуществляя свои влияния, (26.) ибо по приказу Первой Заповеди и Первой Тайны5, ИЕУ6, Страж (или Блюститель) Света, поставил их смотрящими налево на все времена и осуществляющими свои Влияния и Действия". И сказав это своим ученикам, он добавил: "Тот, кто имеет уши слышать, да слышит".

^ Когда Мария7 услышала эти слова, сказанные Спасителем, всматриваясь с изумлением в небо (или с воодушевлением в Воздух – Αερα; см. Комм. 4 об Адамасе, «Месте Середины Воздуха») в течение часа... (28.) никакой Архонт не знает вещей, которые ты можешь делать с этих пор, с этого часа; поскольку Архонты поистине есть Египет8, поскольку они - это бесплодный гиле..."


5. Первая Тайна. Иисус, который происходит от Первой Тайны (его Отца), также носит имя Первой Тайны. Иерархия эманаций в Сокровище Света, согласно первым трем книгам, состоит из Несказанного, называемого также Божеством Истины [Αληθεια] и Внутренней [Частью] Внутренних [Частей], а также из членов (или слов) с одной стороны, и Тайн Несказанного - с другой. Во главе всех Тайн стоит Тайна Несказанного, или Первая Тайна, именуемая также Единственным (Unicum [у Шварца]) Словом (или Логосом) Несказанного. От нее исходит Единственная [Первая] Тайна Первой Тайны, а затем три, пять и двенадцать других Тайн.


6. ИЕУ называется Отцом Отца Иисуса, причем Отец Иисуса - это Великий Саваоф, Благой (См. "Pistis Sophia", 14 (3)). Место ИЕУ – Правые [Части], а титулами этого принципа являются: Смотритель Света, Первый Человек, Представитель Первой Заповеди (См. "Pistis Sophia", 14 (8)) и Страж Покрова. Обратив также внимание на то, что в IV Книге Несказанное, к которому взывает Иисус, называется Отцом всего Отцовства, мы имеем трех Отцов Иисуса, то есть: Несказанного, ИЕУ и Великого Саваофа. Дальнейшее объяснение значения этих трех "Отцов" и трех "Жизней" см. в "Разоблаченной Изиде", т. II, стр. 227 и далее.


7. Не следует смешивать Марию, называемую также Мариам и Марией Магдалиной, с Марией, телесной матерью Иисуса. Эта Мария обладала наибольшей интуицией («пневматичностью») и являлась наиболее выдающимся из всех учеников.


Из "Философумен", V, 7, мы узнаем, что школа наасенов считала, что они получили свои учения от Мариам, которой перед тем передал их "Иаков, брат Господа". Ориген также ("Против Цельса", V, 62) говорит о некой гностической школе, которая производила свои учения от Мариам.


Те, кому покажется интересным проанализировать полемику об этих трех Мариях, - то есть, о Марии Магдалене, Марии, сестре Марты, и "la femme pecheresse", - в том смысле, являлись ли они тремя различными персонажами или одной и той же личностью, следует обратиться к перечню авторитетных источников в "Патрологии" Миня, т. XXIV, кол. 541 и 542. Однако, в эзотерическом смысле, Мария-мать, Мария, сестра Марты и Мария Магдалина соответствуют буддхи, манасу и низшему манасу.


8. Египет. Этот отрывок местами весьма темен, особенно его последняя фраза, "Quae eadem sunt Aegyptus" (перевод Шварца), который грамматически может относиться к предыдущей фразе, - "вещи, которые ты можешь делать". Если, однако, он образован таким образом, то наши читатели придут в отчаяние. Поэтому мы восстановили идею гностического автора при помощи изучения отрывков из "Философумен", например, следующего:


«Вот что было написано, сказал он: "Я сказал, что все вы будете Боги и дети Всевышнего, если вы поспешите бежать из Египта и, перейдя Красное море, придете в пустыню", - то есть, от ведущего снизу сношения (mixis) - к связи с Горним Иерусалимом; "но если вы снова возвратитесь в Египет", то есть, в низшую связь, "вы умрете подобно людям" (Пс. 82, 6-7). Ибо он сказал, что все нижние порождения смертны, в то время как все, рожденные свыше, бессмертны. Ибо от Воды и Духа рождается лишь Духовный (человек), а не плотский. Низший (человек), напротив, суть плотский: об этом, сказал он, было написано: "То, что рождено от плоти, есть плоть, а то, что рождено от Духа, есть Дух". Это, в соответствии с ними, духовное порождение. Это, говорит он, есть Великий Иордан, который, стекая вниз и помешав Исходу детей Израилевых из Египта (то есть, от низшей связи, ибо Египет - это тело, согласно их взглядам), был обращен вспять и потек вверх благодаря Иисусу (V, Псалом Наасенов).»


^ 29. И она [Мария] сказала: "Учитель, все те, кто знает Тайну Магии Архонтов всех Эонов, и Тайны Судьбы и Сферы, так как научили их Преступившие Ангелы (если они вызывают их в своих таинствах, которые являются дьявольскими магическими ритуалами для противодействия добрым деяниям), достигнут ли они теперь своих целей, в это время, или нет?" И Иисус ответил, и сказал Марии: "Они не достигнут их, как они не достигли их от начала, потому что я взял третью часть их Силы. Они будут ошибаться1 пред очами тех, кто знает Тайны Магии Тринадцатого Эона..."


1. Этот отрывок представляет величайший интерес, поскольку он показывает отношение школ посвящения к астрологии непосвященных и содержит намек на то, что "влияние звезд" должно было иметь отношение лишь к физическому, или гиле-человеку, тогда как те, кто познал Мистерии Тринадцатого Эона, т.е., психики (см. Таблицу I), были выше данных влияний.


^ 30. [О Служителях Часа - Часовых Астрологах] "... Я изменил их влияния, их Четыре и Три Угла и Восемь Конфигураций"1.


1. Их четыре и три угла. Это термины оккультной системы астрологии, которые основаны на типе треугольника и квадрата и соответствуют трем высшим и четырем низшим принципам, в сумме составляющим число семь. В экзотерической астрологии они обозначают обычную троицу и квадрат, причем восемь конфигураций следующие:








Скачать 388.9 Kb.
оставить комментарий
Дата25.09.2011
Размер388.9 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх