Вопросы по истории религии icon

Вопросы по истории религии


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Вопросы по истории религии...
Российский православный университет вопросы к зачётной сессиии по истории и феноменологии...
Экзамен философия религии : Вопросы-ответы от [Логово белой волчицы ] (Тиннаро ): Понятие...
Вопросы к экзамену по курсу «Философия религии»...
Итоги 9 > Вопросы и Ответы 10 Послесловие 12 Из воспоминаний 12 Кзвездам 13 Лекция в Санта-Круз...
Координатор программы Пчелянская Татьяна Михайловна главный специалист по музейному развитию...
Феноменология религии: между сакральным и профанным...
Тематический план изучения истории религии № п\п Наименование тем Количество часов лекция...
Рабочая программа по элективному курсу истории «Религии и мифы народов мира» 5 класс...
«этнос»
Тесты по истории религии @ 1...
Вопрос Предмет философии религии. Философия религии...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать


Вопросы по истории религии.


1. Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии.

Слово «религия» происходит от латинского religio (или relegere) – благоговеть, собираться. Римский философ Цицерон (I в. н.э.) утверждал, что это слово означает «собрание». Западный оратор Лактанций (330 г.) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, что означает “связывать”, “соединять”. Поэтому религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. Блж. Августин считал, что «религия» – от reeligere, что значит воссоединять утраченную связь человека с Богом. Согласно общему определению, религия – это совокупность способов воссоединения человека с Богом. Все прочие определения страдают редукционизмом – сводят высшее к низшему. Одни определения сводят только к учению о Боге, другие – только к обрядам и практикам, третьи – только к влиянию на человека (согласно марксизму, религия – иллюзорная форма отражения действительности). Согласно философскому словарю, религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфич. Действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, священного, т.е. сверхъестественного.

Религия (в широком смысле) – совокупность основанных на непосредственном опыте представлений об иной реальности (отличной от обыденной чувственно воспринимаемой – Боге, Небе, богах, духах энергиях, истинном бытии истинном Я и т.п.), а так же совокупность способов установления с этой реальностью правильных с точки зрения данной религии, взаимоотношений, значимых для человека при жизни, так и (за редким исключением) после смерти.

Религия имеет несколько принципов, без которых она теряет себя, упраздняется, выраждаясь в оккультизм и магию, а может уклониться в сторону философии и этики. 1-й – представление о невидимом мире и убеждение в том, что человек способен к общению с Богом; этим религия отличается от других мировоззрений, для которых искомый идеал обхективно не существует, но является не более как теоретической моделью. 2-й Складывается философско-догматическая система. Христианство – образец такой чистемы: учение о Боге, об отношении Бога к миру, учение о мире и человеке, о его конечных судьбах, о спасении и воссоединении с Богом. Ислам и иудаизм также имеют отточенные формы учения. В исламе нет спасения и воссоединения с Богом, есть только чувственный рай, где нет Бога. В буддизме и даосизме есть спасение, но Бога нет. В иудаизме есть все, но только для евреев. Конфуцианство – этическое учение, но только для китайцев. В вишнуизме есть все. 3-й – религиозная практика: поклонение священным изображениям, использование разных веществ; общественные обряды и индивидуальные религиозные действия; 4-й – религиозная организация (самая слозная организация в католицизме и тибетском буддизме). Все крупные религии – культурообразующие.

Дуализм – признает равноправными два начала: дух и материю или добро и зло. Пантеизм – это учение, отждествляющее Бога и мир. Пантеизм учит, что человек, мир и Божество имеют одну сущность, а в человеке эта сущность затемнена, ее надо высвободить (позднее античное язычество, шиваизм – каздый – это Шива, но надо это раскрыть в себе). Бог как личность уже не существует, сливаясь с тварным началом. Разновидности пантезима: сабеизм (поклонение и обозествление небесных светил, звезд, комет), антропотеизм (обожествление живых людей: императоров, полководцев и т.д.), зоотезм (обожествление животных), анимизм (обожествление духов умерших предков), фетишизм (обожествление материальных предметов и вещей). Все это породило т.н. «племенные религии», т.е. языческие культы. К пантеистическим можно отнести те религии, в которых нет Бога. Это джайнизм и южный буддизм (хинаяна), здесь спасение только для монахов, освободивших дух от тела.

Меонизм – отрицает бытие этого мира. В индуизме окружающая нас материя – это лишь сон Брахмы, совокупность субъективных ощущений.

Вопрос о происхождении и сущности религии: редукционизм, агностицизм, психологизм, конфессионализм; всеобщность религии. Религиозный опыт.

Редукционизм (от лат.Reductio – возвращение) – методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам; методологическая установка, которая заключается в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей. В отношении религии редукционизм требует объяснять духовное через душевное, мистический опыт - через психологию измененных состояний сознания. Но редукционизм легко становится также средством безосновательной дискредитации религии, ее сути, предмета и содержания.

Агностицизм, философское и научное воззрение, утверждающее, что мы ничего не знаем о действительной сущности вещей, так как она остается за пределами нашего опыта вследствие этого первопричины явлений - душа, Бог - непознаваемы.

Психологизм, воззрение, что исходным пунктом всякого познания является внутренний опыт, касающийся наших душевных состояний; психология. Психологический аргумент существания Бога: поскольку идея Бога как Существа всесовершенного, вечного присутствует в человеческом сознании, а таковая идея не могла произойти ни от впечатлений внешнего мира, как глубоко отличного от представлений о Боге, ни как результат чисто мыслительной деятельности человека, его психики, следовательно, источник этой идеи принадлежит Самому Богу.

^ Всеобщность религии. Люди всех веков и стран, на всех, и самых низких и самых высоких, ступенях своего развития, всегда и везде имели у себя божество, признавали иной, загробный мир, стремились к богоугодной жизни, воздавали божеству известное чествование, приносили жертвы и пр., – словом имели религию. ...

Всякое религиозное верование и всякое религиозное делание, – даже самое странное, темное, суеверное и с виду бессмысленное, – имеет в своей основе особый религиозный опыт. … особливость религиозного опыта дает людям повод совсем забывать о нем, пренебрегать им и не заботиться о его углублении и очищении.


^ 2. Социокультурные и психотерапевтические функции религии.

Религия есть источник всей вообще высшей (культурной) человеческой жизни. Все великие религии были культурообразующими (социокультурными). ... История человечества фактически подтверждает первоисточное значение религии для всей высшей жизни людей. Она свидетельствует, что все виды высшей духовной жизни человека действительно постепенно выделились и развились из религиозной жизни его и что, следовательно.

(Шахнович) Социокультурные и психотерапевтические функции религии.

Функции

Социологи религии

Содержание функции

Компенса-торная

К. Маркс

Религия является иллюзорным восполнением социального бессилия личности;: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, ...дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа»

Мировоз-зренческая, или смыслопо-лагания

М. Вебер,

Р. Белла,

Э. Фромм

Предназначение религии в том, чтобы придать смысл человеческой жизни, разрешить проблему иррациональности человеческого существования, … выстраивается иерархия морально-нравственных норм и регулируемых ими социальных отношений

Интегрирующая, или цементирующая

Э. Дюркгейм,

Б. Малиновский,

Т. Парсонс

Религия призвана укреплять социальное единство. ... Ритуал позволяет восстанавливать социальное единство при неизбежной прерывности социальной жизни

Регулирую-щая, или дисциплини-рующая

Э. Дюркгейм,

Б. Малиновский,

А. Р. Радклифф-Браун

Религия мотивирует действия индивида таким образом, чтобы они отвечали требованиям общества. Культовая практика помогает людям совершенствоваться в самоотречении, терпении, послушании, без которых не может быть ни религии, ни общества

Социализа-ции

Э. Дюркгейм,

Б. Малиновский,


Религиозный ритуал подготавливает индивида к социальной жизни, налагая на пего ограничения

Трансляции

Э. Дюркгейм

передачу социально значимой информации из поколения в поколение

Эйфоричес-кая

Э. Дюркгейм, Б. Малиновский,


Важная функция ритуалов состоит в создании радостного чувства социального благополучия. …когда группа сталкивается с социальным неблагополучием или со смертью сородичей

Легитими-рующая

Т. Парсонс

Моральные нормы, от выполнения которых зависит социальная стабильность, объявляются божественными заповедям.

Моторная, или социальной динамики

М. Вебер

Поскольку религия влияет на формирование идеалов, которыми руководствуются люди в своей деятельности, она может выступать в качестве стимулирующего общественное развитие фактора. …может стать необходимой предпосылкой для развития новых экономических отношений


^ 3. Основные религиозно-философские представления китайцев: культ Императора и предков.

(д. Плотников) К традиционной религии Китая сами китайцы обычно относят «три учения» (сань цзяо) – конфуцианство (жу цзяо – «учение просвещенных»), даосизм (дао цзяо – «учение Дао-Пути») и буддизм (фо цзяо – «учение Будды»). Конфуцианство и даосизм – это не разные религии, а именно «учения», то есть религиозно-философские школы, сложившиеся в рамках китайской религиозной традиции. Буддизм – это религия, пришедшая в Китай из Индии. Буддизм оказал значительное влияние на китайскую религию, но в еще большей степени сам китаизировался. Со временем «три учения» так перемешались, что китайцы стали говорить: «три учения суть одно». В пределах китайской религии определенно можно говорить о религиозной принадлежности только даосского духовенства, буддийских монахов и небольшого числа мирян.

^ Периодизация истории традиционного Китая

В конце III тыс. до н.э. на территории центральных равнин Китая начинало складывться протогосударство, племенной союз. Этот период называют Шан-Инь – по имени клана. Царство Шан-Инь (XVI-XI вв. до н. э.). Около 1028 г. до н. э. князь Чжоу сверг последнего царя династии Шан. В период династии Чжоу были заложены основы практически всех философских школ и мистический учений. Западное Чжоу (11-3 вв. до н. э.) завоевавшая Инь (запад) в 771 г. до н. э. под ударами кочевников распалось. Последующая эпоха Восточной Чжоу была временем борьбы княжеств за гегемонию, когда власть царя была номинальной. Особенно кровопролитным был период Воюющих царств (VI ― III вв. до н. э.), завершившийся в 221 г. до н. э. приходом к власти Цинь Ши Хуанди. династия Цинь. К этому времени сложились две основные философско-религиозные системы: даосизм и конфуцианство. Цинь существовавшей непрерывно до революции 1911 г.

^ Культ Неба, царя и предков. В эпоху Шан почитали духов земли, водоемов и гор, но особенно ― духов предков. Над духами и людьми царил высший небесный бог Шанди (Верховный Владыка), или Тянь (Небо), который почитался как первопредок царей (ванов) и всего народа шан. Шанди управлял природными явлениями, от него зависели урожай, успех охоты, исход родов, победа на войне; он посылал болезни и смерть. Чтобы узнать волю Неба, шанцы гадали по костям животных. Верховным жрецом Шанди, духов земли и царственных предков был сам ван, Сын Неба. В жертву Небу и духам приносили еду, вино и пленных.

Загробная жизнь рисовалась шанцам по-видимому неотличимой от земной. Об этом свидетельствуют царские гробницы, в которых, вместе с умершим, хоронили его жен, воинов, слуг, собак, лошадей, колесницы, драгоценности и оружие.

При Чжоу возрастает почитание Шанди-Неба как вездесущего и всеведущего Владыки, обитающего на Полярной звезде, ставящего и низлагающего царей, хранящего нравственный закон и порядок в мире.

Начиная с эпохи Чжоу и до падения монархии в 1911 г. императорский дворец рассматривался как священный центр мира. Государь ― Сын Неба ― низводит на своих подданных и на варваров «четырех сторон» благую силу Неба ― дэ. Если царь следует небесному Повелению и совершает должные ритуалы годового круга, то вся Поднебесная (обитаемая земля) приходит в гармонию и варвары добровольно покоряются владыке Цветущего государства средины (самоназвание Китая).

При Чжоу человеческие жертвоприношения исчезают. Складывается духовенство, состоящее из чиновников (жрецов и гадателей) и шаманов (знахарей и заклинателей злых духов).

В эпоху Чжоу завершается формирование представлений о сложносоставности человека. Согласно этим представлениям, уходящим корнями в шаманизм, в человеке соединяются «небесная» субстанция хунь, состоящая из нескольких, как правило трех, «разумных душ», и «земная» субстанция по, включающая обычно семь «животных душ».

Считалось, что души-по возникают в момент зачатия, а души-хунь ― при рождении. Во сне или при обмороке хунь покидают тело, но по продолжают поддерживать его существование. После смерти хунь становятся благим небесным духом шэнь, а по образуют опасный дух гуй. Свое существование на небе продолжают духи-шэнь только царя, его приближенных и некоторых выдающихся людей. Существование прочих душ обеспечивается выполнением положенных заупокойных ритуалов, исполняемых китайцами и поныне.

Погребальных церемонии особенно продолжительны, сложны и дорогостоящи в случае смерти родителей. Первые три дня никто из членов большой китайской семьи ничего не должен есть. Старший сын покойного подносит ему рис, вино и чай. После целого ряда приготовлений тела, умершего кладут в гроб вместе с его любимыми, обычно дорогими, вещами. Гроб закрывается, но еще несколько недель покойника посещают и оплакивают близкие. Домашние спят рядом с гробом. Похороны совершаются в день, назначенный в соответствии с предписаниями астрологии и геомантии (фэншуй). Затем в течение трех лет продолжается траур, на время которого сын, если был чиновником, то оставлял службу. В первый год траура нельзя пить вино и есть мясо, плоды и овощи, во второй запрещается только вино и мясо. Все три года предписывается носить траурные одежды белого цвета, воздерживаться от празднеств и увеселений, претерпевать и другие лишения. Далее из поколения в поколение продолжаются регулярные поминовения.

Начиная с эпохи Чжоу считалось, что духи-шэнь пребывают в особых поминальных табличках, которые помещаются на алтарях в семейных храмах предков или, по бедности, в домах. Местом обитания духов-гуй представляются могилы. Глава семьи должен ежедневно поклоняться табличкам, а вся семья дважды в месяц совершать жертвоприношения в храмах предков и в особые дни ― на могилах.

Китайцы верили, что если заупокойные ритуалы не были совершены или прекратились, то дух-шэнь постепенно растворится в небесной субстанции, а дух-гуй превратится в злого призрака, который будет являться и мстить живым. Особо опасными считались духи-гуй убитых, нищих и преступников. Считалось, что изгнанный заклинателем, гуй уходил в подземный мир Желтых источников, где влачил некое подобие существования, пока вовсе не растворялся в земной субстанции.


^ 4. Монотеизм иудейской религии.


5. Раввинистический иудаизм. Мишна. Талмуд.

Последние очаги сопротивления римляне подавили к 73 году. …фарисеями, основавшими центр в г. Ямнии. Именно они в изменившихся обстоятельствах, … положили начало так называемому позднему, раввинистическому иудаизму, – по сути, уже иной религии.

… был упразднен ритуал жертвоприношений, в связи с чем, по ветхозаветным меркам и заповедям все современные иудеи находятся в состоянии скверны, ритуальной нечистоты. Упразднено священство как особое родовое сословие. Отсутствует храм и предписанное Писанием храмовое богослужение, в связи с чем, празднования и обряды современных иудеев не могут признаваться истинными с точки зрения Завета. Прервана цепь пророков, и сами последователи позднего иудаизма признают, что после I века у них не было ни одного пророка. Наконец, нет царя.

Вместо этого появилось новое Писание – Талмуд, новое иерархическое служение – раввины, центром религиозной жизни стала синагога, богослужение и обряды претерпели значительные изменения, появились новые праздники, новые вероучительные положения, каббала.

Раввинизм (от рав 'учитель, почтенное лицо') сформировался после X в. среди еврейства центральной и восточной Европы. Раввины продолжили дело вавилонских гаонов (сост-ли вав. талмуда) в разработке и толковании положений Талмуда. Главной задачей средневекового иудаизма была разработка строгих правил внутренней дисциплины и самодисциплины, норм поведения каждого еврея и целой общины, способствующих сохранению в неприкосновенности принципов еврейской религии, независимо от изменявшихся внешних обстоятельств.

Мишна. Талмуд.

Талмуда (от ламад 'учить'). Талмуд представляет собой объемный кодекс религиозных, этических и правовых норм …полагают его Устным Законом, дополняющим Закон Письменный, Танах. Согласно традиционному преданию («предание старцев» (Матф. 15:2, Мар. 7:3,5)), оба Закона пророку Моисею были сообщены Богом одновременно на горе Синай.

Формально текст Талмуда представляет собой своего рода юридический комментарий, каким образом в различных ситуациях исполнять 613 заповедей Священного писания (248 повелений и 365 запретов). Считается, что именно в Талмуде окончательно сформулировано библейское законодательство. Однако фактически в Талмуде собрано все, созданное еврейской традицией с V в. до н. э. до V в. н. э. В его составлении принимали участие около двух тысяч мудрецов. В текстах кодекса наряду с нормами еврейского права, положениями этического и философско-религиозного характера содержатся, конечно в специфической форме, сведения по медицине, географии, астрономии, о событиях еврейской истории греческого, римского и персидского периодов, а также богатейший фольклорный материал. Существуют две редакции Талмуда – Талмуд Вавилонский и Талмуд Иерусалимский. Древнейшая часть текста, общая для обеих редакций – Мишна (Второучение), составлена иудейскими духовными руководителями-танаями (законоучителями), начавшими свою работу в 70 г. н. э после разрушения Храма; их труды были обобщены и записаны примерно в 200 г. В Мишне кодифицированы по шести тематическим разделам все толкования Устной традиции: о земледелии, соблюдении субботы и праздников, семейном праве, законы гражданские и уголовные, о храмовой службе и пищевых запретах, обо всем, связанном с ритуальной чистотой. Язык Мишны – правильный еврейский с примесью греческих и латинских слов и выражений.

В дальнейшем, продолжателями танаев стали ученые-амораи (толкователи). Они занимались толкованием и составлением комментариев уже к Мишне. Их труды составили Гемару (Дополнение). Школа амораев, остававшихся в Галилее под гнетом власти Византии, постепенно приходила в упадок, и в конце ее существования, к началу V в. была записана Палестинская Гемара. Вместе с Мишной она составила Иерусалимский Талмуд. Амораи, работавшие в более благоприятных условиях, в еврейских общинах на территории Месопотамии (Вавилонии), входившей в состав Новоперсидского царства, к 500 г. н. э. разработали более обширную и подробную Вавилонскую Гемару. Она вместе с Мишной составляет гораздо более авторитетный Вавилонский Талмуд. Язык обеих Гемар, Палестинской и Вавилонской, – арамейский, близкий к разговорному языку членов тогдашних иудейских общин.

Содержание Талмуда своеобразно. Законодательная часть изложена в форме протоколов рассуждений мудрецов. Каждый трактат состоит из неразделимых элементов: Галахи и Агады. Галаха представляет собой рассуждение о соотношении законов Мишны с Пятикнижием и об определении необходимых толкований (по Смоляру: Галаха – законодательное предписание, касающееся религиозной, семейной и гражданской жизни). В Агаде содержатся нравственные поучения, исторические предания, мудрые изречения и притчи, иллюстрирующие тексты Галахи. Необычно и размещение материала. В центре страницы всегда помещается фрагмент из Мишны, а по краям – Гемара и другие толкования Мишны.

Талмуд …заменил само Ветхозаветное богооткровенное Писание. Талмуд во многих местах провозглашает свое превосходство над Библией: так например, уподобляя Писания воде, Мишну вину, а Гемару – ароматическому вину, утверждается, что «грехи против Талмуда более тяжки, чем грехи против Писания» (Санхедрин, 88)…Сами иудеи признают, что талмудические комментарии нередко приводят к совершенно иному и даже прямо противоположному смыслу, нежели непосредственное понимание библейского текста, о таких случаях говорят: «Закон вытесняет текст» (Сота 16а).


^ 6. Классический индуизм. Бхагавадгита.

История возникновения. Индуизм в период своего развития приблизительно с IV в. до н. э. по VII в. н. э именуется классическим, или эпическим, что связано с созданием в течение этого времени эпоса и других классических литературных памятников на санскрите.

Индуизм начинает формироваться сразу после появления буддизма и джайнизма. Буддизм и джайнизм не признавали авторитет Вед и деления общества на варны.

Чтобы выжить, брахманизму сначала пришлось постепенно стать, во-первых, религией не только брахманов, и во-вторых, не только ариев. В поздних Упанишадах окончательно устанавливается точка зрения на ведийских и неведийских богов как на проявления высшей реальности – Брахмана. На первое место пантеона выдвинулись Вишну и Шива, отождествленные с Брахманом.

В сер. I тыс. до н.э. бродячие отшельники и мудрецы составили «Упанишады», в котором указывали дорогу к истинному знанию и освобождению. На этом пути сложная наука брахманов об обрядах с ее громоздким и застывшим ритуалом теряла свое прежнее значение. Первая уступка была сделана Праджапати – богу-творцу и устроителю мира. Он слился с местным божеством Нараяной. Отныне он именовался Бхагават (Наделяющий долей, Щедрый, Милостивый). Так обращались ведийские арии к своим богам во время жертвоприношения.

Представления о Нараяне довольно рано переплелись с культом другого неарийского божества – Санкаршаны. Это – царь змей и воплощение вселенского змея Шеши: своими ста капюшонами Шеша поддерживает земную твердь. …Брахманская теория 4-х вьюх (эманаций) гласила, что Нараяна имел 4 формы, причем все они существовали параллельно с ним и одновременно друг с другом: Васудэва (Кришна), Санкаршана (Баларама), Прадьюмна и Анируддха. ... Позже эта теория была переосмыслена. Вселенское божество Бхагават раскрывает себя в высшей форме под именем Васудэвы. Так начинается космический процесс творения. Васудэва …постепенно сливаясь с Нараяной. Вскоре Васудэва был уподоблен ведийскому божеству Вишну, Нараяна также слился с Вишну.

…новая религия – индуизм – сохраняла отдельные части брахманической системы, дополняя ее новыми богами, ритуалами... Брахманизм как бы пережил новый подъем... Имя Бхагават стало одним из основных имен верховного бога, а все религиозное течение, в русле к-рого происходило слияние, именуется бхагаватизмом.

Во время империи Гуптов (IV – VI вв. н. э.) индуизм стал господствующей религией в стране. …Предполагают, что под влиянием буддизма индуисты отказались от кровавых жертвоприношений, завели монастыри и храмы, стали поклоняться священным изображениям.

«Бхагавадгита» часть 6-й книги «Махабхараты», возник в сер. 1-го тыс. до н. э., философская основа индуизма. Главным путем к «освобождению» — мокше в «Бхагавадгите» считается карма-йога — йога действия, включающая бескорыстное исполнение своих обязанностей. Бхагават (санскр. — Благодатный, Благостный), в индуизме эпитет благих божеств, в особенности Вишну и Кришны. Основной сюжет занимает меньшую часть «Махабхараты». («Махабхарата» – эпос народов Индии. Современный вид приобрел к сер. 1-го тыс. Авторство приписывается Вьясе. Состоит из 18 книг, вводных эпических сказаний главным образом фольклорного характера («Сказание о Нале», «Повесть о Савитри»). …наиболее важная из которых — «Бхагавадгита» («Песнь Господня»), добавленная к основному тексту «Махабхараты» приблизительно в III в. н. э.).

«Бхагавадгита» начинается с построения войск перед битвой на поле Куру. Арджуна видит в рядах войск Кауравов своего учителя воинских искусств, своего дядю, своего деда и других родственников. И он отказывается сражаться, говоря, что пусть он лучше будет рабом Кауровов, чем совершит адхарму («беззаконие»), убив близких. Тогда Кришна, возничий его боевой колесницы, обращается к нему с наставлением, убеждая начать сражение.

Кришна разъясняет Арджуне три пути ко спасению, т. е. к освобождению от сансары и воссоединению с Атманом-Брахманом, явленном в лице Бхагавана Кришны.

«Путь познания» (джняна-марга, или джняна-йога) заключается в осознании своего единства с Абсолютом. Кришна напоминает Арджуне, что, согласно Упанишадам, все воины, которых он видит, все люди, вообще все существа, и он сам, и Кришна суть Одно — Атман-Брахман, и Его нельзя убить. Атман человека вовлечен в сансару, он бессмертен, он меняет тела, как одежду. Убив тело, не убьешь дух, атман, потому не совершишь убийства.

«Путь дел» (карма-марга, или карма-йога) состоит в соблюдении дхармы (религиозного закона и сословного долга). «Лучше плохо исполнить свой долг, чем хорошо - чужой», – говорит Кришна. Дхарма Арджуны как воина-кшатрия — сражаться

«Путь преданности» (бхакти-марга, или бхакти-йога) заключается в преданном служении Богу. Бхакти состоит в том, что человек всегда помнит о Боге и все свои дела совершает не ради достижения результатов, а ради Бога, исполняя Его волю. Арджуна должен воевать не для отмщения Кауравам, не для завоевания престола, но чтобы исполнить волю Кришны, желающего восстановления справедливости. Арджуна все еще сомневается, и Кришна напоминает ему, что в его лице тот имеет дело с аватарой Вишну: «Выше меня нет ничего… Я — сущность человека,... Я — начало Вселенной, Все от Меня происходит».

Арджуна просит Кришну явить ему свой истинный, божественный облик. Кришна преображается перед Арджуной, и тот видит огромную фигуру, заполняющую собой все пространство до неба. Она «сверкает ярче тысячи солнц», у нее бесчисленное множество гигантских голов, пылающих глаз, чудовищных отверстых ртов, в которых торчат исполинские клыки. В эти страшные пасти устремляются люди.

«Я, Время, — объявляет Кришна пораженному Арджуне, — Я миры разрушаю... И без тебя погибнут все воины... Рази не колеблясь!»...

«Махабхарата» стала своего рода энциклопедия индуизма, а «Бхагавадгита» — его важнейшим священным текстом. Традиционный тип богословского трактата в ортодоксальном индуизме — толкования на «Бхагавадгиту». Хотя формально священным писанием индуизма считаются Веды, именно «Бхагавадгиту» называют «Библией индуизма».

Тримарга – основное содержание Бхагавдгиты, проповедь единства трех путей, ведущих к достижению конечной цели человеческой жизни – мокше, т.е. освобождению от тягот бытия (сансары). Эти пути – джняна-марга (путь знания), карма-марга (путь действия), и бхакти-марга (путь любви).





оставить комментарий
страница1/5
Дата25.09.2011
Размер0.81 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
плохо
  2
средне
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх