Самостоятельная работа студента 47 Культура э гейского мира icon

Самостоятельная работа студента 47 Культура э гейского мира


Смотрите также:
Самостоятельная работа студента неотъемлемая часть учебной работы студента по изучению дисциплин...
Методические рекомендации по срс самостоятельная работа...
Методические рекомендации по срс самостоятельная работа...
Занятий
Самостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности...
Введение самостоятельная работа...
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов югу...
Самостоятельная работа (аудиторная и внеаудиторная) является обязательной для каждого студента и...
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи»...
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи»...
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи»...
Самостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Античность является одним из самых значительных и плодотворных этапов мировой культуры. Античная цивилизация оказала большое воздействие на процесс становления европейской и мировой культуры, стала основой всей культуры новой Европы. В Древней Греции зародилась демократия, Олимпийские игры, первый буквенный алфавит.

Задача курса – рассмотреть историю самобытной культуры Древней Греции и Рима в системе взаимодействия друг с другом и с другими культурными ценностями.

Основными формами обучения античной культуре являются лекционный курс, практические занятия и самостоятельная работа. Лекционный курс посвящен, главным образом, сложным и актуальным проблемам античности и направлен на постижение важнейших типологических примет данной мировой культуры. Содержание практических занятий не дублирует лекционный материал, а строится на принципах дополнительности.

Углубленному изучению античности будет способствовать и продуманная система самостоятельной работы, включающая написание рефератов, учебно-методических разработок по теме, а также составление рабочей картотеки, синхронистических таблиц и т.д.

По окончании курса проводится зачет, форму которого выбирает сам студент: традиционный ответ по билетам, зачетный семинар, зачет-коллоквиум, тестирование.


Объем дисциплины и виды учебной работы


Всего часов – 100

Аудиторные занятия – 53

Самостоятельная работа студента – 47


^ Культура эгейского мира


Районы распространения эгейской культуры. Памятники искусства и материальной культуры как источник для изучения эгейской культуры. Расшифровка эгейских надписей. Архив микенской крепости Пилоса. Раскопки Шлимана, Эванса, Дерпефельда.

Периодизация эгейской культуры.

Культурные центры Крита: Кносс, Фест, Агиа-Триада, Гурния.

Критское зодчество и особенности его развития. Строительные материалы, техника, конструкции. Большой Кносский дворец, его композиция, планировка, тип колонн. Дворец в Фесте. Критские дворцы Гурния. Городской дом Крита. Отсутствие симметрии в расположении жилых, парадных и хозяйственных зон.

Живопись Крита. Фресковые росписи дворцов и расписные рельефы. Своеобразие техники. Колористическое богатство и декоративность. Сюжеты: процессии, ритуальные игры, жанровые зарисовки. Растительные, антропоморфные морские мотивы росписей. Изображение двойной секиры. Реалистические черты фрески Кносса: «Собиратель цветов», «Игры с быками», «Парижанка», «Юноши с сосудами», «Шагающий принц». Интерьер и росписи тронного зала. Фрески на Мелосе и Фере. Росписной саркофаг из Агиа-Триады.

Пластика Крита и её реалистический характер. Образы человека и животного. Отсутствие монументальной скульптуры на Крите.

Вазовая роспись и ее стили: «камарес», «морской», «дворцовый». Разнообразие форм и декоративных приемов цветной керамики.

Художественные изделия из бронзы, золота и серебра.

Развитие эгейской культуры на материке. Результаты археологических раскопок. Царские дворцы Тиринфа и Микен. Построение. Строительные приемы. Отличие дворцов-крепостей Микен и Тиринфа от критских. Мегароны, купольные гробницы, крепостные стены.

«Микенский» стиль в монументальной живописи, погребальных масках, малой пластике.

Шахтовые гробницы XVII – XVI вв. до н. э. их стелы, золотые маски, ювелирные изделия, керамика. Живопись Микен. Фрески из дворца Тиринфа. Влияние критской живописи. «Девочка с коробочкой». Специфика сюжетов. Статичность композиции, строгая симметрия и схематичность форм.

Распространение микенского стиля на Кипр. Гибель ахейской цивилизации.


^ Культура Древней Греции


Гомеровский период (IX – VIII вв. до н.э.)

Начало формирования культуры эллинов. Характерные черты греческого города. Создание новой архитектуры. Колоннады, украшение металлическими деталями.

Постепенное складывание мифологии, выработка единого языка, общегреческого эпоса. Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея».

Примитивные изображения человека: мелкая глиняная и бронзовая пластика. Появление реалистической тенденции в изображении человека и животного.

Художественная керамика Аттики, Коринфа, Беотии. Геометрический стиль в керамике гомеровского периода.


^ Период архаики (VII – VI вв. до н. э.)

Образование греческих городов-государств (полисов).

Новое понимание человека, формирование новой морали, особого статуса «мудрости» и знания.

Мифология – основа художественной культуры Древней Греции.

Развитие поэзии. Поэмы Гесиода. Натурфилософы, первые шаги в гносеологии.

Значение восточного искусства в формировании греческого искусства. Проникновение в греческое искусство восточных мотивов (фантастические животные, орнаменты). «Ориентализирующее» направление греческого искусства в конце VIII – VII в. до н. э. Главные художественные центры: Милет, Родос, Эфес, Клазомены, Коринф, Самос, Афины, Мелос. Расписные вазы «ориентализирующего» стиля, формы и приемы декорации.

Архитектура архаического периода. Храм как ведущий тип общественного здания.

Сложение канона в греческой архитектуре VII – VI вв. до н. э. Дорический стиль. Храм Геры в Олимпии (конец VII в. до н. э.). Храм Аполлона в Коринфе (VI в. до н. э.). Коринфский стиль: храм Геры на острове Самос, Артемиды в Эфесе, храм Аполлона близ Милета. Взаимосвязь ионической архитектуры с архитектурой Востока.

Круглая монументальная пластика. Изображение богов и героев, образы свободных граждан-атлетов в искусстве. Воплощение в них мифологического мировоззрения древнего грека. Создание образа физически развитого человека.

Формирование канонов монументальной пластики. Тип обнаженной мужской фигуры – курос (курос из Аттики, с мыса Сунион, Аполлон Тенейский). Курос как отражение гармонии, цельности бытия. Отсутствие принципиальных отличий в изображении бога и человека. Архаическая улыбка, статуарная неподвижность. Динамика изменения типа, придание изображениям экзистенциальной энергии, ювенальных характеристик.

Развитие типа задрапированной женской фигуры – коры: Гера с острова Самос, Богиня с зайцем, Берлинская кора, Кора Херамия, Кора Ионийская, Евдитика Кора. Декоративное применение цвета.

Интерес греков к строению тела человека. Полихромия греческой архаической скульптуры и декоративизм статуарных изображений.

Связь пластики с архитектурой: фронтоны и метопы. Развитие фронтонных композиций. Своеобразие ранних фронтонов. Фронтоны храма в Корфу, Афинского акрополя. Основные техники греческого рельефа эпохи архаики.

Развитие художественного ремесла в VI в. до н. э. Эволюция архаической керамики. От геометрического стиля к антропоцентризму. Формы и функции древнегреческих сосудов. «Ориентализирующее» направление в вазописи VII в. (Родос, Клазомены, Коринф). Сосуды «коврового стиля». Чернофигурная техника вазовой росписи: развитие графики, усложнение тематики. Человек как главный объект изображения. Эпические сюжеты в вазописи (Клитий и Эрготим). Творчество Эксекия («Дионис в ладье», «Ахилл и Аякс, играющие в кости» и т. д.).

Складывание краснофигурного стиля в архаической вазописи. Мастера краснофигурной техники: Евфроний, Ефтимид, Эпиктет. Попытки передачи глубины пространства.

Возвышение Афин в VI в. до н. э. Реформы Солона и Клисфена. Начало рабовладельческой демократии. Тирания Писистрата и его сыновей. Развитие поэзии. Запись поэм Гомера. Утверждение земледельческого культа Диониса. Театрализованные празднества в честь Диониса.

Развитие аттической художественной школы. Особенности ионической и пелопонесской школ. Достижения греческой пластики второй половины VI в. до н. э. в передаче анатомического строения человеческого тела. Создание обобщенного идеала свободного грека.


^ Культура классического периода

Персидские войны и их значение в формировании патриотического самосознания греков. Расцвет греческого полиса. Развитие культурной жизни. Внимание к заслугам и достоинству человека. Идеалы и ценности гражданского самосознания общества.

Создание нового «классического» художественного стиля. Преодоление архаических тенденций, борьба с восточными влияниями.

Своеобразие зодчества классического периода. Отражение в нем модели мира. Эволюция архитектурных форм в храмовом строительстве.

Развитие стилевых ансамблей в архитектуре. Классическая ордерная система (дорический, ионический, коринфский ордер). Классический тип храма дорического стиля – храм Зевса в Олимпии. Своеобразие скульптуры храма. Композиционное решение фронтонов.

Эпоха Перикла (середина и третья четверть V в. до н. э.). Строительство ансамбля Афинского акрополя (V – IV вв. до н. э.). Композиционный и идейный замысел ансамбля Афинского акрополя. Акрополь как образец синтеза архитектуры и изобразительного искусства. Участие Фидия, Иктина, Калликрата, Мнесикла в создании храмого ансамбля.

Парфенон. Участие Фидия в создании храма. Композиционное построение фронтонов. Развитие действия на фризе Парфенона. Идейное содержание и мастерство исполнения скульптур Парфенона.

Связь архитектуры и скульптуры в период классики. Синтез неповторимости и «всеобщности» идеального типа в пластике данного периода.

Разработка мастерами проблемы движения и расположения фигуры в пространстве как средств, создающих реальный, одухотворенный образ человека. Творчество Пифагора Регийского («Бегун», «Мальчик, вынимающий занозу»).

Расцвет греческой драматургии. Возникновение трагедии и комедии (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Устройство театральных представлений.

Развитие греческой философии.

Софисты: Протагор из Абдеры, Георгий Леонтинский и др.

Воспитание и образование детей в Древней Греции. Спартанская система воспитания детей. Афинская гимназия.

Творчество Мирона. Реалистический характер творчества скульптора. Процесс одухотворения изображения через передачу движения («Дискобол», «Афина и Марсий»).

Творчество Фидия и его место в мировой культуре («Зевс Олимпийский», «Афина Промахос», «Афина Лемния», «Амазонка»). Идеализация реального образа человека в творчестве Фидия. Роль Фидия в реконструкции Акрополя.

Кресилай как последователь Фидия и его «Амазонка».

Творчество Поликлета, представителя пелопонесской школы. Канон пропорций. Воплощение идеала катокагатии в творчестве Поликлета. Изображение идеально-прекрасного гражданина («Дорифор», «Диадумен», «Амазонка», «Гера Аргосская»). Принцип хиазма. Трактовка человека как идеального, самодостаточного микрокосма. Роль Поликлета в становлении классического стиля греческой пластики.

Пэоний – создатель статуй Ники в Олимпии. Решение проблемы движения. Рельеф «Ника, завязывающая сандалию» с Афинского акрополя.

Расцвет греческой монументальной и станковой живописи. Техника. Творчество Полигнота. Картины Зевкиса («Семья кентавров»), Тиманфа («Жертвоприношение Ифигении»), Апполодора Афинского («Тенеписец»). Живописец Агафарх, его театральные декорации, разработка перспективы.

Памятники греческого искусства в городах-колониях Причерноморья. Фигурные вазы из Фанагории. «Таманский сфинкс». Золотые подвески из кургана Куль-оба.

Пелопонесская война. Нарастание кризисных элементов в культуре после Пелопонесской войны и их отражение в искусстве поздней классики. Развитие и борьба различных философских систем. Эмпедокл. Сократ и его борьба с софистами. Материализм Демокрита. Расцвет аттической комедии. Аристофан. Историки: Геродот, Фукидит.

^ Архитектура последней четверти V века до н.э. Гипподам Милетский. Первые планировки города. Усложнение архитектурных форм. Создание коринфского ордера. Деятельность архитектора Иктина (Парфенон, Телестерион, храм Аполлона Эпикурия). Увеличение архитектором объема и значимости интерьерного пространства.

Храм в Фигалии, его скульптурные украшения. Храм Ники на Акрополе (Калликрат). Эрехтейон (Филокл).

Развитие в скульптуре живописных элементов. Новый подход к изображению божества. Алкамен и его «Афродита в садах».

Развитие реалистического портрета. Творчество Димитрия из Алопеки.

^ Развитие идеалистической философии в IV веке до н.э. Гедонистическое учение Аристиппа: основание кинической школы. Рост индивидуализма.

Своеобразие архитектуры IV в. до н.э. Развитие ионического и коринфского ордеров в архитектуре IV века. Деятельность Поликлета-младшего. Постройки города Эпидавра («Святилище Асклепия», театр). Новый тип зданий. Архитектура греческих театров. Мавзолей Галикарнасский как особый тип сооружения.

Взаимодействие восточной и греческой культур. Памятник Лисикрата. Храмы в Малой Азии.

Черты психологической характеристики в скульптурных образах первой половины IV века до н.э. Кефисодот и его «Эйрена и Плутос».

Творчество Скопаса как архитектора и ваятеля. Храм в Тегее и его скульптура. Художественные приемы Скопаса для передачи человеческих эмоций: особая выразительность лица, трактовка глаз, контрастность. Передача глубины пространства. Основные принципы композиционных построений («Вакханка»).

Творчество Праксителя («Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом», «Отдыхающий сатир»). Композиционные приемы Праксителя: введение подпорки, натюрморта. Гедонизм Праксителя.

Творчество скульптора Лисиппа. Индивидуализация скульптурного образа. Развитие психологизма в его творчестве. Статуи Гермеса, Геракла, Апоксиомена. Проблема пространства и движения в статуях Лисиппа. Лисипп – портретист.

Творчество Леохара («Аполлон Бельведерский», «Ганимед», «Софокл»).

^ Греческая живопись IV века до н.э. Сикионская живописная школа. Тамфил как теоретик школы. Применение в живописи законов линейной перспективы, оптики. Творчество Павсия («Жертвоприношение», «Опъянение»).

Фиванско-аттическая школа. Аристид и его батальные композиции. Евфранор и его картина «Тезей, подводящий демократию к афинскому народу». Развитие живописной техники. Энкаустика.

Мифологические картины Никия.

Живопись времен Александра Македонского и его преемников (последняя треть IV века до н.э.). Творчество Апеллеса. Мастерство его рисунка и живописи. Разнообразие тематики. Портреты Апеллеса.

Прославление в живописи образа Александра Македонского. Батальная композиция Филоксена «Битва Александра с Дарием». Своеобразие композиции. Специфика колорита. Протоген и его картины «Александр и Пан», «Свадьба Александра и Роксаны».

Многогранность творчества Антифила.


^ Культура эпохи эллинизма (IV – I вв. до н.э.)

Эллинизм и его сущность с точки зрения политики и культуры. Образование эллинистических держав. Главный центр эллинистической культуры.

Развитие науки и техники и их влияние на развитие искусства.

Новые философские школы: эпикурейская и стоическая. Религиозный синкретизм.

Александрия и эллинистическая наука. Александрийские ученые.

Развитие эллинистической литературы. Александрийская поэзия (Феокрит, Аполлоний Родосский, Каллимах, Геродот).

Развитие эллинистического романа («Дафнис и Хлоя» Лонга).

Особенности эллинистической архитектуры. Появление новых типов сооружений. Преобладание ионического стиля и внесение его элементов в дорический стиль. Развитие коринфского ордера. Планировка эллинистических городов. Оборонительные стены, улицы, общественные сооружения. Развитие в архитектуре принципов Гипподама Милетского. Планировка Александрии, Милета, Пергама, Приены. Тип греческого жилого дома и его декоративное убранство. Архитектура дворцов монархов (дворец в Пергаме). Памятники Александрии (Фарос), Милета (Булевтерий), Пергама (Алтарь Зевса), Приены (Экклизиастерий).

Художественные ремесла эллинизма. Расцвет торевтики и глиптики.

Скульптура эллинизма. Развитие портрета. Полиевкт, Тимарх, Кефисодот-младший. Ученики Лесиппа: Эвтихид и Харес, его «Колосс Родосский».

Разнообразие стилевых, жанровых и пластических тенденций в произведениях пергамской и александрийской школ («Афродита Мелосская», «Менелай с телом Патрокла», «Казнь Дирки, или Фарнезский бык», «Лаокоон» Александра, Полидора и Афинодора. «Бельведерский торс», «Кулачный боец», «Раненый галл»).

Декоративно-садовая и парковая скульптура: мастер Боэф («Мальчик с гусем»).

Пергамская школа скульптуры. Пергамский акрополь, его планировка. Портретное искусство Пергама. Патетический характер пергамской школы. Прославление побед над галлами. Пергамский алтарь Зевса: скульпторы Дионисиад, Менекрат, Орест. Развитие стиля Скопаса и Лисиппа мастерами пергамской школы.

Родосская школа. Тематика. Развитие подчеркнутой патетики. Натуралистичность приемов. Идея безнадежности, безысходности. Творчество Аполлония и Тавриска («Казнь Дирки»). Введение элементов ландшафта в пластику.

Новоаттическая школа. Творчество Аполлония, сына Нестора из Афин. «Бельведерский торс». «Кулачный боец».

Живопись эллинизма. Развитие ландшафтной живописи. Творчество живописца Переика. Новизна тематики и образов. Творчество Тимомаха.


^ Культура Этрурии (VII – I вв. до н.э.)

Происхождение этрусков. Социально-политическая структура Этрурии. Учение этрусков о мироздании. Периодизация этрусского искусства.

Города Этрурии, их культурное значение (Цере, Тарвинии, Вейи, Вольсиниум, Вольтерра, Клузиум, Перуджия, Аретиум). Идея регулярной планировки города (Марцабото) и ее развитие при строительстве римских лагерей и городов. Интерьерные сооружения (стены, мосты, акведуки в Цере, Перуджии). Отличительные черты плана и ордера Этрурии. Своеобразие строительного материала. Декоративное убранство храмов. Терракотовая скульптура храма Аполлона в Веях, храма в Фалериях. Могильные сооружения: тумупосы, склепы. Их инвентарь. Применение в Тарквиниях росписи в подземных склепах. Росписи VII – начала V вв. до н.э. Росписи могил «Быков», «Авгуров», «Охоты и рыбной ловли», «Львиц», «Триклиния».

Скульптура этрусков.

Развитие портретов. Каменные и терракотовые саркофаги и урны с портретами. Произведения из бронзы и терракоты («Химера», «Капитолийская волчица», «Марс Поди», «Аполлон из Вей»). Бронзовая статуя Авла Метелла. Влияние этрусской скульптуры на древнерусскую пластику.

Керамика «Буккеронеро». Бронзовые зеркала и коробки-цисты с гравировкой.

^ Культура Древнего Рима


Хронологические и географические границы Древнего Рима (VIII в. до н.э. – V в. н.э.). Римская мифология. Римское искусство как заключительный этап культуры античного мира. Взаимодействие римской и греческой культур.


^ Республиканский период (V – I вв. до н.э.)

Становление римской культуры. Завоевание Римом Италии, Греции и эллинистических государств. Местные латинские особенности и традиции этрусков и греческого искусства.

Формирование собственно римских типов сооружений и архитектурных форм. Преобразование ордерной системы. Выработка канонических типов ордеров. Различные типы зданий храмов и театров: храм богини Весты, Фортуны Верилис на Бычьем форуме, большой и Малый театры и амфитеатр в Помпеях, Большой цирк в Риме. Архитектурный комплекс Форума Романум и его застройки. Витрувий и его трактат об архитектуре.

Перистиль и общественные постройки: Форум Помпея, Стабианские Термы в Помпеях, Нимфон Виллы Грация близ Тибура, дома Нептуна и Амфитриты в Геркулануме.

Инженерные сооружения Рима: водопроводы, канализационные сооружения, мосты, дороги. Строительные материалы и конструкции зданий республиканского времени. Смелый конструктивизм и рационализм римских зодчих в создании инженерных сооружений (акведуки Марция, Аппия, мост Эмилия и Мульвия).

Жилищное строительство Помпеи и Геркуланум. Живописный декор. Вилла Мистерий в Помпеях.

Римская скульптура V – I вв. до н.э. этрусская традиция (бронзовый бюст так называемого Брута, бронзовая статуя оратора «Авла Метеллы»). Культ предков и развитие портрета. Натуралистические черты портрета. Характерная фигура тогатуса.

Римская живопись, ее повествовательный характер. Прославление в живописи побед и завоеваний Рима.


^ Императорский Рим (I – IV вв.)

Установление императорской власти. Принципат Августа. Римский мир. Поэзия «Золотого века». Восхваление императорской власти в поэзии. Творчество Горация, Вергилия.

Архитектура. Композиционные, конструктивные и архитектурно-декоративные особенности римского строительства эпохи Империи. Монументальность и пространственный размах сооружений и комплексов. Принципы планировочных и архитектурно-композиционных решений (Рим-Остия, Тимгад, Милет, Пальмира, Дура-Европос). Сочетание архитравных и арочных форм. Римские архитектурные ордера. Применение новых строительных материалов: бетон, мрамор, гранит и порфир. Кирпично-бетонные конструкции стен и сводов. Усиление значения облицовки. Расширение тематики монументального строительства. Принципы планировочных и архитектурно-композиционных решений.

Римские форумы. Их цель и значение. Планировка, основные элементы форумов, композиция и декор (форумы Августа, Мира или Веспасиана и т.д.).

Религиозное мировоззрение древних римлян и храмовое строительство. Культовые сооружения Рима (Храм Юлия Цезаря).

Развитие римского жилого дома.

Богатство и грандиозность архитектурного стиля времени Флавиев. «Золотой дом» Нерона. Амфитеатр Флавиев – Колизей. Цирк Максенция в Риме. Значение римских зрелищных построек для европейской архитектуры.

Мемориальные и триумфальные сооружения: арки Тита, Трояна в Беневенте, Септимия Севера и Константина. Мавзолеи и гробницы. Оригинальность композиционного решения (мавзолей Цецилии Метеллы, гробница Эврисака, Гая Юлия Цезаря; мавзолеи Августа, Андриана, Диоклетиана в Салоне). Роль данного архитектурного типа в формировании центрического купольного здания.

Величайший архитектурный ансамбль императорского Рима – форум Траяна. Архитектор Аполлодор Дамасский. Колонна Траяна: сюжет, мастерство композиции. Образы богов. Своеобразие трактовки римлян. Разнообразие архитектурного пейзажа. Раскраска рельефов. Арка в Анконе.

Пантеон как монументальный образец купольного здания римской эпохи. Конструкция здания.

Вилла Адриана. Грандиозность масштабов. Мозаичные украшения. Ансамбль «Канона», его скульптурные украшения.

Термы и театры как типы общественных сооружений Рима. Термы как энциклопедия архитектурных форм древнего Рима. Рационализм планировки и богатство декоративного убранства (термы Траяна, Каракаллы, Диоклетиана).

Архитектура времен Антонина Пия и Марка Аврелия. Многоэтажные дома. Храм Антонина и Фаустины. Рельеф базы колонны Антонина Пия. Колонна Марка Аврелия. Сюжет, композиция. Варваризованный стиль рельефов.

Эволюция римской скульптуры в императорский период.

Идеал человека древнего Рима и специфика его отражения в скульптурном портрете времен Августа. «Классицизм Августа». Идеализм в официальном искусстве. Обожествление в искусстве Августа. Образы богов и героев в творчестве Вергилия, Горация, Овидия и воплощение их идей в изобразительном искусстве. Статуя Августа из Прима Порта (Рим, Ватикан); камея Августа; портреты Ливии (Санкт-Петербург, Эрмитаж; Копенгаген, Карлсберг, Глиптотека; Помпей); портреты императора Тиберия из собраний Санкт-Петербурга (Эрмитаж), Берлина (Государственный музей). Подражание классическому искусству V века до н.э. в портретах Гая Цезаря, Агриппы.

Продолжение традиций реалистического портрета в изображении частных лиц.

Регулярность и строгая ритмики в композиции Алтаря Мира на Марсовом поле и торжественная повествовательность его рельефов.

Скульптура времен Нерона и династии Флавиев (II пол. 1 века н.э.). Формирование новой стилистики в пластике периода Флавиев.

Поэзия Марциала и Ювенала, воспроизведение в них индивидуальности человека. Отражение человеческих пороков в скульптуре этого периода. Эстетическое и социальное значение натурализма в скульптуре. Психологическая характеристика художественного образа, сложность композиции, динамичность, живописность и реалистический подход к натуре в портретах императоров и частных лиц. Портреты Гальбы Вителия, Нерона (Рим, Национальная галерея), Луция Цецилия Юкунды (Неаполь, Национальный археологический музей), Веспасиана, Тита и Нервы (Рим, Ватикан), портрет неизвестной женщины (Рим, Капитолийский музей).

Рельефы Арки Тита.

Скульптура республиканского Рима эпохи Траяна (98-177 гг.н.э.). Портреты Траяна (Остии, Копенгаген), его жены Плотины (Рим, Капитолийский музей). Воплощение военной мощи Империи в рельефах колонны Траяна. Достоверность в трактовке римлян, мастерство пластического решения.

Подражание греческой классике в период правления Адриана (117-138 гг.н.э.). Личность императора в оценке античных авторов (Элий Спартиан, Плутарх) и его портреты из музеев Остии, Рима, Ватикана; статуя Адриана в образе Арея (Рим, Капитолийский музей).

Своеобразие скульптурных портретов Антиноя (Неаполь, Национальный музей), мраморный бюст (Париж, Лувр), Антиной в образе Диониса (Рим, Ватикан; Санкт-Петербург, Эрмитаж). Стремление к жизнеподобию путем специфической обработки материала.

Усиление индивидуалистических, скептических тенденций в культуре Рима. Тонкость психологической характеристики в скульптуре времен Антонина Пия (138-161 гг.н.э.) и Марка Аврелия (161-180 гг.н.э.). Конная статуя Марка Аврелия (Рим, Ватикан). Портреты Люция Вера (Санкт-Петербург, Эрмитаж; Париж, Лувр), императора Комода в виде Геркулеса (Рим, Палаццо Консерваторе), императрицы Фаустины Младшей (Копенгаген, Нью Карлберг, Глиптотека) и философа Мемнона (Берлин, Государственные музеи). Формирование типов портретов. Новые приемы в работе с мрамором.

Рельефные украшения колонны Антония Пия и Марка Аврелия.

Своеобразие скульптуры Римской империи III в. н.э. Развитие индивидуализма и психологизма в римском портрете III века. Портреты Септимия Севера, его жены Домны.

Новые черты в портретах императоров: Каракаллы (Париж, Лувр; Берлин, Государственные музеи), Александра Севера (Рим, Капитолийский музей), Бальбина (Рим, Музей катакомбы Претекстата на виа Аппия; Санкт-Петербург, Эрмитаж), Филиппа Аравитянина (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Максимина Фракийца, Филиппа Араба. Портреты частных лиц.

Возрождение классицизма при Галиене. Рельефы на саркофагах III века. Саркофаг «Людовизи».

Скульптура времен Домината Диоклетиана, Константина. Влияние на нее искусства Востока.

Портреты Константина, Максимина Даза, парные группы императора и его соправителя, портреты частных лиц. Утрата интереса к неповторимому миру человеческой души. Вычурность, гигантизм, застылость форм. Портретная статуя Валентина I.

Живопись Древнего Рима как переосмысление греческих художественных образцов. Проблема периодизации древнеримской монументальной живописи. Появление фресковой живописи. Мозаики и фрески. Создание первого декоративного римского стиля живописи – «инкрустационного».

Второй декоративный стиль - «архитектурно-перспективный». Роспись вилл в Помпеях. Росписи виллы Фарнезина в Помпеях, виллы «Мистерий» и виллы Боскореане. Открытие иллюзорности живописного пространства и использование различных способов его моделирования в художественной культуре. Живопись третьего помпеянского стиля. Многообразие теми жанров живописи времен Августа: натюрморт, портрет, пейзажи, бытовые сцены.

Монументальная живопись II-III вв., декоративные «помпеянские стили» (I век до н.э. – первой половины I века н.э.).

Росписи дома Ливии на Палатине, дома на Эсквилине. Роспись дома «Наказанного амура», картины «Похищение Европы», Флора. Развитие пейзажа в сюжетной картине.

Особенности декоративного стиля I века до н.э. Изделия художественного ремесла. Гильдесгеймский и Боскореальский клады.

Особенности четвертого помпеянского стиля: освоение иллюзорности живописного пространства, «провалов плоскости». Росписи домов Веттиев. Росписи «Золотого дома Нерона». Живопись в эпоху поздних Антонинов.

Мозаики Древнего Рима. Специфика трактовки мифологических сюжетов. Вилла Максимина Геркулия.

^ Культура Римских провинций

Урбанизация европейских провинций. Постройка новых городов, специфика их планировки. Римское строительство в провинциях. Виды сооружений: храмы, зрелищные здания (амфитеатры, театры, одеоны), форумы, арки, мосты, крепости.

Галлия и Германия. Города Арелат, Араузино, Вьена, Лугдункм, Нелпаус, Бурдигада, Лутеция, Реми. Колония Агрипинны (Кельн).

Своеобразие архитектуры городов. Амфитеатры, театры, арки, акведуки. Пластика, посвятительные и надгробные рельефы, скульптурные украшения мемориальных монументов (Арка в Араузио), колонна в Майнде, алтарь в Лугдунум, Конвенарум.

Портреты. Рельефы из Неймагена. Самобытность пластики Галлии, обобщенность форм. Росписи дворца Тревирорума. Мозаичная школа Галлии.

Искусство Фракии, Мезии. Пластика Фракии и Мезии.

Культовый рельеф как характерный тип фракийского искусства. Образ Хероса, Бендиды, богинь источника: фрикийско-римский портрет. Мозаики Фракии и Мезии, их сюжеты и декоративные мотивы.

Египет – римская провинция. Традиции эллинистического искусства и усиление местных художественных черт. Пластика и живописный портрет. Фаюмский портрет.

Искусство Сирии. Баальбек.

План Акрополя. Храм Юпитера (I – III вв. н.э.), храм Вакха (II век), Большой двор Акрополя. Круглый храм. Декоративное убранство храмов Баальбек.

Пальмира (II – III вв. до н.э.). Городские улицы. Склепы пальмирской знати. Живопись склепов. Скульптурный портрет в Пальмире. Дура – Европос. Африканские провинции. Планировка городов. Архитектурные сооружения.

Тимгад (II в. н.э.). Капитолий, театр, арка Траяна, Дугга. Виллы крупных земледельцев. Расцвет пластики во II – III вв.н.э. Мозаичные мастерские.

Историческое значение культуры античности.





оставить комментарий
страница1/4
Дата25.09.2011
Размер0.89 Mb.
ТипСамостоятельная работа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
средне
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх