Семиотика цвета драгоценных камней icon

Семиотика цвета драгоценных камней


Смотрите также:
«актуальные проблемы обеспечения развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней» от 17...
Приказ минкультуры СССР от 15. 12...
Методика расследования преступлений связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и...
Учебная программа дисциплины ен. В. 08...
7 июня. Президент России Дмитрий Медведев предложил незаконный оборот драгоценных металлов и...
Закон республики таджикистан "о валютном регулировании и валютном контроле"...
Название выставки...
Соединения бериллия в виде драгоценных камней были из- вестны еще в древности...
Статья из журнала...
Отчет Секретариата I) Кадровые вопросы (только на заседании Президиума) II) Организация работы...
Изделия из янтаря в памятниках домонгольской волжской булгарии...
Реферат по географии «Природные ресурсы Урала»...



Загрузка...
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Факультет: Гуманитарный


Направление: Лингвистика

Дисциплина: Семиотика

РЕФЕРАТ



Тема: Семиотика цвета драгоценных камней


Выполнила: Софронова С. А.

Гр. Лд - 51

Проверила: Арзамасцева И. В.


УЛЬЯНОВСК 2004



Начало формы

Конец формы

    ПЛАН:

Введение………………………………………………………….……….…3

1. Талисманные свойства драгоценных камней…………………………….7

2. Символическое значение цвета драгоценных камней …………………..10


3. Предназначение амулетов…………………………………………………16

4. Ношение драгоценных камней……………………………………………20

5. Сочетание камня с именем………………………………………………..21

Заключение………………………………………………………………….24

Список используемой литературы………………………….……………25


Введение

 Использование драгоценных камней в качестве амулетов и талисманов упоминается во многих древних рукописях, и, как полагают некоторые ученые, именно из-за веры в волшебное могущество камней их чаще использовали как личные украшения. Конечно, сейчас очень сложно подтвердить или опровергнуть эту теорию, но даже в случае с самыми старыми текстами, необходимо принимать во внимание, что в них представлены отнюдь не первобытные условия. По этой причине некоторые исследователи предпочитали искать решение проблемы в обычаях и привычках так называемых нецивилизованных людей нашего времени; но не стоит забывать о том, что условия, кажущиеся нам рудиментарными, являются, тем не менее, результатом долгого процесса развития. Даже если это развитие остановилось сотни или тысячи лет назад, оно всё же потребовало значительного периода времени, чтобы превратиться в обычаи, существование которых находят даже среди нецивилизованных рас. Действительно, многие нецивилизованные народы имеют очень сложные обряды и ритуалы, свидетельствующие о значительной работе мысли.

Амулет это некий предмет, жест или изображение, которые способны защитить человека от беды, неприятностей, угрозы(злых духов!). Однако в этом определении не хватает одного существенного признака: чтобы амулет "сработал", его обладатель должен верить в возможность этого. Амулеты стали носить тогда же, когда появился разумный человек, поскольку даже первобытного человека окружало множество опасностей и он был вынужден придумать что-то, чтобы себя оберегать.

Первобытный человек боялся практически всего, что его окружало: животные, стихии и все, что ему было непонятно. Именно страх заставлял человека видеть во всех явлениях природы некое разумное начало, некий дух: ведь если есть какое-то разумное существо, то с ним всегда можно договориться. Духу можно поклоняться, приносить жертвы, хотя и это ему может, не понравится. Но, на любой дух можно найти управу- найти себе заступника в лице более могущественного духа, или же придумывали всяческие подвески, все, в чем люди видели "добрую "силу, которая может их защитить, естественно это была природа. Матери надевали их на шеи детей, дабы защитить от смерти, или тех же "Злых духов"". Например, амулет из персикого дерева, из костей вырезалось что-то вроде замка, и на нитке подвешивалось на каждую из ног детей. 1

Фетишизм во всех его формах зависит от неполного понимания того, что представляет собой жизнь и сознательное существование. Таким образом, воля и мысль относятся к неодушевленным объектам. Это можно наблюдать у животных и совсем маленьких детей, считающих живым любой движущийся предмет. В случае с камнями, возможно, их считали жилищами духов, добрых и злых, и отбирали их по естественной форме, напоминающей животное или часть тела человека. С другой стороны, ношение того, что называют драгоценными камнями, скорее всего, обусловлено их яркими цветами, привлекающими взгляд к владельцу драгоценностей и желанием иметь какой-нибудь отличительный знак. Эта тенденция просматривается в высшем царстве зверей, и работы по этим вопросам послужили основой теории естественного отбора.

 Похоже, что в этом есть правдивое объяснение мотивов приобретения, хранения и ношения драгоценных камней. Так как сами по себе эти предметы неподвижны, они вряд ли внушали первобытным людям мысль о том, что они являются живыми существами; они не впечатляли своей массой, как большие камни, и вряд ли напоминали животное своей кристаллической формой. Таким образом, можно сказать, что древних привлекал в драгоценных камнях только цвет и блеск. Вывод о том, какой эффект они производили на первобытных людей, можно сделать, наблюдая за маленькими детьми. Ребёнок не пугается маленького, блестящего цветного предмета, который ему показывают, и с удовольствием протягивает руку, чтобы потрогать, подержать, рассмотреть яркий цветной камень. Так как предмет совершенно инертен и прост в обращении, у ребёнка нет особых оснований предполагать наличие в нем какой-то скрытой власти, способной принести вред и, таким образом, ничто не нарушает приятного ощущения, возникающего в зрительном нерве малыша от игры цвета. В этом наивном восхищении блестящими и цветными предметами ребёнок, без сомнения, является примером умственного восприятия первобытного человека.
     Возможно, первые предметы личных украшений легко нанизывались или связывались друг с другом, например - раковины с отверстиями, блестящие семена, мягкие камни, в которых с помощью простейших инструментов легко проделывались дырочки; а более твёрдые камни, прежде чем их стали использовать для орнаментальных украшений, сохранялись как красивые игрушки.
     Бесспорно, когда камни стали надевать, появилась склонность соотносить те или иные события с их властью и влиянием. Таким образом, усилилась вера в их силу и, наконец, появилось убеждение, что в камнях живут могущественные духи. В этом случае, как и во многих других, первая инстинктивная человеческая оценка была самой верной, но потребовалось несколько веков просвещения, чтобы вернуть любовь к драгоценным камням только за их эстетическую красоту. Действительно, даже сегодня можно наблюдать власть слепых предрассудков в случае с опалом, который некоторые робкие люди едва осмеливаются носить, хотя три или четыре века назад этот камень считался сочетающим в себе все достоинства различных цветных и драгоценных камней, оттенки которых объединяются в его блеске.
     Подтверждением тому, что первобытные люди собирали и хранили яркие и цветные предметы просто из-за привлекательности, служит тот факт, что некоторые птицы, например, достопримечательность Австралии - Хламудера, похожая на ворона, после обустройства своего гнезда разбрасывает по полу пеструю гальку, напоминающую мозаичный пол. У входа накапливаются груды мелких костей, раковин, перьев и камней, принесённых зачастую издалека и свидетельствующих о том, что они собирались птицею не наугад. Странно, что эту чисто зрительную привлекательность блестящих и цветных предметов, в то же время легких и удобных в обращении, упускают из вида те, кто склонен считать, что все орнаментные узоры отбирались и хранились только из-за предполагаемых талисманных качеств.


^ 1. Талисманные свойства драгоценных камней

Популярная версия происхождения слова "амулет" от арабского hamalat, означающего "нечто подвешенное, носимое", не принимается лучшими арабскими учеными; возможно, оно имеет латинское происхождение, несмотря на то, что нельзя найти полностью удовлетворяющей этимологии. У Плиния употребление слова amuletum не всегда означает предмет, носимый человеком, хотя позже оно приобретает это значение. Старая этимология, предлагаемая Варроном (118-29 до н.э.), относит amuletum к глаголу amoliri - "устранять, удалять, уносить". Возможно, это значение не совсем согласуется с современной филологией, но имеет все же некоторое смысловое сходство, так как амулет отводит или устраняет опасность. Слово "талисман", которое не использовалось в классические времена, без сомнения, происходит от арабского tilsam, которое, в свою очередь, берёт начало от τελεσμα, значившего у поздних греков "посвящение" или "заклинание". 2
     Отмечено, что в раннем каменном веке нет следов каких-либо идолов или образов; мало известно об искусстве этого периода. В позднем каменном веке доминирующее влияние приобрели совсем другие идеи, и большинство предметов пластического искусства имеет религиозное значение. Это, очевидно, вытекает из концепции о том, что каждый образ живого предмета поглощает часть сущности этого предмета, и эта концепция, хотя и примитивная, всё же несет в себе элемент развития. Это правило в основном применялось к амулетам, которые затем украшались, насколько это позволяло первобытное искусство, дабы быть достойным жильём добрым духам, оживляющим их и дающих силу.

Любопытный идол из Хуаилу, Новая Каледония, есть в коллекции синьора Джильоли. Это - каменная фигурка, имеющая грубое сходство с человеческим органом. Легко понять, что этот предмет считался обителью духа и, по мнению людей более цивилизованных, чем аборигены Новой Каледонии, должен был внушать суеверное благоговение подобным племенам.

На протяжении средних веков, вплоть до XVII столетия, в талисманные свойства драгоценных камней верили высшие и низшие, принцы и крестьяне, образованные и невежды. Однако оттенок скептицизма проявлялся и у одних, и у других, как, например, в знаменитом ответе придворного шута императора Карла V на вопрос: "Какими свойствами обладает бирюза?" "Хм, - ответил он, - ну, я думаю, если бы Вам случилось упасть с высокой башни, и в тот момент у Вас на пальце был бы перстень с бирюзой, то камень бы остался цел".

Доктрина симпатии и антипатии находит выражение и в вере в то, что сама субстанция некоторых камней подвержена изменениям в связи с состоянием здоровья и поведением владельца. В случае болезни или приближения смерти камни тускнеют, темнеют яркие цвета; измена или вероломство производят тот же эффект. Что касается бирюзы, объяснение может быть вполне прозаическим: камень подвержен определённому влиянию кожной секреции; но из-за популярного суеверия то же обнаружили и в рубине, и в бриллианте и в других камнях, на самом деле не обладающих такой чувствительностью. Подобным образом можно дать объяснение распространённой идее о существовании скрытой симпатии между камнем и хозяином.     Персидская легенда о происхождении бриллиантов и драгоценных камней гласит, что на Востоке на эти прекрасные предметы смотрели как на источник великого греха и печали. Утверждалось, что, когда Бог сотворил мир, он не создал таких бесполезных вещей, как золото, серебро, драгоценные камни и бриллианты; но Сатана, всегда стремившийся посеять зло среди людей, пристально следил за желаниями и страстями человеческого разума. К своему великому удовольствию он заметил, что Ева страстно любит красочные цветы, растущие в Саду Эдем, и попытался имитировать их цвета и яркость вне земли - так появились драгоценные камни и бриллианты. Впоследствии жадность и алчность, ими вызываемые, стали причиной многих несчастий и преступлений.

Во всех этих случаях не сам по себе предмет, но идея, которая за ним стоит и которую он несет в себе, даёт веру его владельцу, и в этом смысле ношение талисмана уже не является подтверждением слепого суеверия. Тенденция придавать материальную, видимую форму абстрактной идее уходит так глубоко корнями в человеческую природу, что должна рассматриваться как удовлетворение человеческих нужд. В редком случае люди довольствуемся чисто интеллектуальной концепцией, она должна иметь какую-то внешнюю, ощутимую и видимую форму, чтобы производить больший эффект.

Хотя при поверхностном рассмотрении это походит на фетишизм, но использование знаков и символов есть нечто радикально и абсолютно отличное. Зная, что символ сам по себе - ничто, также известно, что он имеет реальную силу при соотнесении его с идеей, которую он олицетворяет.
     Какое сверхтонкое чувство делает некоторых женщин способными наделять свои драгоценные камни индивидуальностью, заставляет почувствовать, что эти холодные безжизненные предметы играют какую-то роль в человеческих эмоциях? Французский писатель Катюль Мендес рассказывает, что носит столько колец, сколько возможно, так как камни обижаются, когда ими пренебрегают. Он продолжает: "У меня есть рубин, который тускнеет, 2 бирюзы, которые становятся бледными, как смерть, аквамарин, который выглядит, как глаза сирен, наполненные слезами, когда я не вспоминаю о нем слишком долго. Как грустно было бы мне, если бы камни не любили покоиться на моём теле".3


^ 2. Символическое значение цвета драгоценных камней

 В 1909 году очень красивый и любопытный предмет был найден в месторождениях опала в Австралии. Это - скелет рептилии, походящий на небольшую змею, превратившийся в опал под влиянием естественных процессов. Совершенный во всех деталях, наделённый поразительной игрой цвета, этот образец работы Природы обладает красотой, превосходящей все изделия человеческих рук. Как амулет он, конечно, своеобразен и в древние времена стоил бы невероятно дорого - фигурка змеи была излюбленным символом медицины; даже сейчас нет сомнений, что за этим странным предметом будут охотиться коллекционеры, и особенно привлекателен он будет для тех, кто интересуется оккультными науками, ценит поэтическое и, быть может, мистическое значение формы, знака и символа.

Невозможно переоценить значение цвета в определении предполагаемого влияния камней на судьбы или здоровье его владельцев. Когда вглядываешься в великую игру цвета прекрасного рубина или сапфира, полностью осознается производимый эстетический эффект; но в ранние времена, когда научные идеи еще не были доминирующими, складывалось много других мнений в попытках придать определенное значение блестящим камням. В силу их редкости и дороговизны предполагалось, что они обладают мистической и оккультной силой и являются жилищами духов, иногда добрых, иногда злых, но всегда наделенных властью влиять на людские судьбы в счастье и в горе. К этому добавилась инстинктивная оценка основных качеств некоторых световых лучей, которым современная наука, далекая от этих идей, кажется, уже нашла достойное объяснение. Хорошо известно терапевтическое влияние ультрафиолетовых лучей, но для неподготовленного сознания они казались воплощением чистоты и целомудрия, при этом некоторые догадывались и об их целебности и положительных функциях. В то же время страсть ассоциировалась с красным сияющим рубином - другая концепция, относительная достоверность которой была продемонстрирована специальным анализом, так как красные лучи излучают тепло и энергию. Но это не являлось единственным источником примитивных идей в отношении цвета; терапевтический эффект часто пытались извлечь из забавного сопоставления цвета камня и характера заболевания. Так, предполагалось, что желтые камни были особенно действенны при лечении желтухи - пример инстинктивной гомеопатии по принципу simili similibus curantur (подобное лечится подобным). Отсюда красные камни наделялись способностью контролировать кровотечения; особенно в этих случаях рекомендовался так называемый кровавик, предполагалось, что одно лишь его прикосновение способно остановить самое сильное кровотечение. Зелёный цвет считался наиболее благоприятным для зрения. Таким образом, целительная сила в этом случае приписывалась изумруду и другим зеленым камням. Впоследствии простое влияние цвета стали связывать с его символическим значением. В языческой мифологии это отражается в приписывании изумруда Венере как представительнице репродуктивной энергии природы, в то время как в христианской концепции он стал символом воскрешения, возрождения к новой, лучшей жизни. Нигде не найти лучшего примера трансформации различных и диаметрально противоположных концепций о воздействии природных объектов. Чистые, бесцветные и блестящие камни, такие как бриллиант и другие белые камни, связывались, естественно, с луной, хотя бриллиант из-за своих высочайших качеств, исключительного блеска и ценности часто называли "камнем солнца". Все камни, ассоциирующиеся с луной, несли и оттенок ее загадочности. Светящая в полночный час, когда власть принадлежит злым и коварным духам, луна иногда казалась зловещей, пример тому - связывание лунатизма с влиянием лунного света; в других случаях предполагалось, что она способна изгнать злых духов и власть тьмы. 4

О символическом значении цветов драгоценных камней подробно рассказывает Джачинто Джимма, собравший огромное количество материала по этому вопросу.

^ Желтый цвет, носимый мужчиной, означал тайну и был присущ тайным воздыхателям; носимый женщиной - указывал на великодушие. Золотисто-желтый оттенок был, конечно, символом солнца и относился к воскресенью. Драгоценными камнями этого цвета являлись хризолит и желтый гиацинт, животным - лев, без сомнения - по ассоциации с зодиакальным знаком Льва и летним солнцем. С семилетнего возраста желтый цвет олицетворял юность. Римские матроны покрывали свои головы желтой вуалью, показывая свою надежду на потомство и счастье. Так как одежды этого цвета были знаком величия и аристократизма, золотой наряд, как знак ее превосходства, принадлежал Царице Небесной.

^ Белый цвет означал: для мужчин - дружбу, религию, цельность натуры; для женщин - созерцание, приветливость и чистоту, он ассоциировался с Луной, понедельником и был представлен жемчугом. Животным, имеющим отношение к белому цвету, считался, несомненно, горностай; числом - мистическая семерка. Белый олицетворял младенчество. У древних белый был цветом траура и печали, и греческие женщины облачались в белое после смерти своих мужей. Джимма утверждает, что и в его время в Риме вдовы обычно носили белое как траур по мужьям, а по всей Италии белая лента вокруг головы была знаком вдовства.

Красные одежды на мужчинах указывали на господство, знатность, аристократизм и месть; на женщинах - означали гордость, упорство, высокомерие. Это был цвет Марса и вторника. Из камней он был представлен рубином. Сложно понять, почему из животных для него была выбрана именно рысь, но не вызывает удивления выбор этого самого живого цвета в качестве символа полного возмужания. Его число - могущественная 9, тройка, умноженная на саму себя. Древние покрывали красным полотном гробы тех, кто погиб в борьбе, как пишет Гомер, рассказывая о братьях и соратниках Гектора, накрывших урну с пеплом героев мягкой пурпурной тканью. Плутарх утверждал, что лакедемоняне одевали своих солдат в красное, чтобы посеять страх в сердцах врагов и вызвать у воюющих жажду крови. Сегодня можно сказать то же и об английских "красных плащах" (форма английских солдат). Итальянский уголовный кодекс, известный под названием Digesto Nuovo, имел красный переплёт, означая, что кровавая смерть ожидает воров и убийц.

^ Голубой цвет в мужских одеждах означал мудрость, высокие и великодушные мысли; в женских - ревность в любви, учтивость и бессонницу. Его представляли пятница и Венера, число - 6, а также сапфир - камень, в котором этот цвет проявлялся во всей красе. Голубой был символом детства. Менее понятен выбор козы, как животного, ассоциирующегося с ним. Естественные науки, созерцание небес и небесных тел, изучение влияний звёзд - все это относилось к голубому.

^ Зелёный цвет означал: для мужчин - довольство, мимолётную надежду, ухудшение дружеских отношений; для женщин - необоснованные амбиции, детское восхищение и изменения. Быстро переходящая ранняя зелень может считаться как символом надежды, так и символом возможного разочарования. С зелёным связывались Меркурий и среда - день Меркурия, магическое число 5, хитрая лиса - олицетворение коварного идола, возраст юности и типичный зелёный камень - изумруд. В древние времена зелёный цвет использовался в случае смерти в расцвете лет, и кольцо с зелёным изумрудом надевалось на палец умершего как знак угасшего света надежды. Рукоятки факелов в религиозной церемонии были отмечены зелёным. Фулвий Пеллегрини пишет, что в могиле Туллии, горячо любимой дочери Цицирона, был найден один из наикрасивейших изумрудов. Он перешёл в руки Маркезаны ди Мантова, Изабеллы Гонзаго да Эсте. В Италии могилы девушек и детей накрывались зелёными ветвями. Когда Кодекс Юстиниана был заново открыт и добавлен к другим Пандектам, он был переплетён в зелёный цвет в знак обновления прав.

^ Черный цвет означал: для мужчин - серьезность, здравый смысл, постоянство и силу духа; для девушек - непостоянство и безрассудство, но для замужних женщин - постоянную любовь и упорство. Сатурн и суббота были отмечены этим цветом. Предполагалось, что число 8 - дважды четыре - имело с ним некоторое соответствие. Странно сказать, бриллиант, по преимуществу светлый камень, стал представителем этого мрачного оттенка. Возможно, в качестве компенсации из животных был выбран кабан. Так как черный является траурным цветом, стоит ли удивляться, что он был символом дряхлости и ветхости. Это был также символ зависти, злых мыслей, очерняющих душу и заставляющих страдать тело. Свод правил о порядке ведения дел, касающихся смерти, имел черный переплёт. Зловещее значение этого цвета хорошо иллюстрирует притча о безжалостном Тамерлане. При атаке одного из городов, он приказал поставить себе белую палатку в первый день осады в знак того, что жители будут помилованы, если немедленно покорятся. На 2 день была установлена красная палатка, означая: если город сдастся в плен, всех вождей ждёт смерть. На третий день была разбита черная палатка как зловещий знак: никому не будет пощады, всех жителей ждёт порабощение.

^ Фиолетовый цвет для мужчин означал трезвое суждение, трудолюбие и серьёзность, для женщин - высокие мысли, религиозную любовь. Это - цвет Юпитера и четверга. Сапфир был выбран для того, чтоб (наряду с голубым) представлять и этот цвет. То, что животным этого цвета стал бык, объясняется мифологической связью с Юпитером, и, возможно, связано с мифом о Европе и быке. Фиолетовый считался цветом старости и связывался с числом 3. 5

Влияние цвета на нервную систему было отмечено некоторыми из ведущих специалистов по гипнозу. Например, доктор Поль Фере открыл, что красный свет оказывает стимулирующее, а голубой и фиолетовый - успокаивающее воздействие, и предлагает тем, кто лечит пациентов с помощью гипноза, иметь две комнаты для приёма пациентов, в одной из которых шторы, обои, мебельная обивка и т.п. были бы красного оттенка, а в другой - фиолетово-голубого. Страдающих безразличием, вялостью или депрессиями следует принимать в красной комнате, а перевозбуждённых пациентов - в голубой. Более того, согласно доктору Фере, успокаивающие качества фиолетово-голубого могут быть использованы при погружении человека в гипнотическое состояние. С этой целью он рекомендовал фиолетово-голубой диск, быстро вращающийся перед глазами пациента.
     Красные камни, такие как рубины, карбункулы и гранаты, чей цвет ассоциируется с кровью, считались не только наделявшими неуязвимостью, но некоторые азиатские племена использовали их как пули, исходя из обратного принципа: кроваво-красные камни могут сделать рану более смертельной, чем обычная пуля. Такими пулями пользовались мятежники Ханза в 1892 году, во время войны с Британскими войсками на границе Кашмира, и многие из этих драгоценных снарядов были сохранены как антиквариат.
     В своём "Рассказе о паломничествах" Эразм устами одного из героев спрашивает: "Разве не видишь ты, как Творец - Природа наслаждается, наделяя всё цветом и формой, в особенности восхищаясь драгоценными камнями". Затем он перечисляет различные образы природных предметов, отраженных в камнях. В ceraunia появляется гром и молния, в пурпуре - живой огонь, chalazia (горный хрусталь), даже брошенный в огонь сохраняет форму и прохладу градины. В изумруде отражаются глубокие и переливающиеся волны моря, carcinia имитирует форму крабов, echites -змей, hieracites - ястребов, geranites - журавлей; aehites -напоминает орла с белым хвостом, taos - павлина, chelonites - аспида; myrmecites несет в себе фигурку муравья - камни с этим именем были, вероятно, образцами янтаря, с попавшими внутрь муравьями. Греческие названия этих камней, перечисленные Эразмом, означают их реальное или воображаемое соответствие некоторым реальным предметам или их характеристикам. Многие из них были окаменелостями, сохранившими форму каких-то живых организмов; другие получили свои имена благодаря легендам или мифам, отражавшим их достоинства, как в случае с aetites (камнем-орлом), найденным, якобы, в орлином гнезде. Очевидно, это была кварцевая галька.


^ 3. Предназначение амулетов

В древнем египетском захоронении в Карнаке при раскопках, проводимых Пассалака, была найдена мумия молодой женщины. По ее украшениям совершенно очевидно не только то, что она была знатного происхождения, но и то, что она была исключительно красива и умерла в расцвете лет. Волосы были красиво уложены и украшены двадцатью бронзовыми заколками. На шее было великолепное ожерелье, с бусинами в четыре ряда и многочисленными подвесками в виде божеств и священных символов; два меньших ожерелья с бусинами из золота, ляпис-лазури и карнеола; в уши были вдеты две больших драгоценных серьги в виде колец, а на указательном пальце - кольцо со скарабеем. Вокруг талии - золотой пояс, украшенный ляпис-лазурью и карнеолом, а на левом запястье - золотой браслет с полудрагоценными камнями. В саркофаге было найдено зеркальце из позолоченной бронзы и три гипсовых вазы, в одной из них сохранились остатки какого-то бальзама или духов, в другой - свинцовый блеск (сульфид натурального свинца), используемый как косметика для глаз, так же как и маленький эбеновый карандаш. Все эти предметы сейчас находятся в Египетской коллекции Берлинского Музея и принадлежат, скорее всего, к периоду XVIII Династии, около 1500 до н.э. Большое ожерелье, без сомнения, считалось египтянами могущественным амулетом, но ему не удалось уберечь свою хозяйку от преждевременной кончины; возможно, его свойства помогли её душе пройти испытания загробного мира. Многочисленные подвески также придавали ожерелью свойства амулета: три фигурки бога Бес из карнеола; семь фигурок бегемота-богини Таурт - тоже из карнеола и две - из ляпис-лазури; сердечко и кот из ляпис-лазури, четыре сокола из карнеола; фигурки крокодила, одна из карнеола и две - из ляпис-лазури; четыре рыбки из карнеола и 2 других из черно-белого и зеленого камней; 2 скорпиона и семь цветков из карнеола. Большая часть бусин в ожерелье - из золота, electrum, слоновой кости и ляпис-лазури и имеет кольцеобразную форму; - некоторые кольцеобразные и сферические бусины из карнеола, хризопраза и малахита и достигают в диаметре 3.5 см.

Ожерелье времен Старой Империи (3500 до н.э.), украшенное в основном подвесками из бирюзы, в общих чертах повторяющее ibex, было найдено немецким Orient-Gesellschaft в Абусир эль-Мелек в 1905 году. Это ожерелье, части которого были найдены на шее, предположительно, молодого мужчины, состояло из округлых или кольцеобразных бусин из карнеола и раковин; из плоских, перфорированных кусочков бирюзы и миндалевидных гранатов; а также аметиста ромбовидной формы, размером 1,7 x 1,4 см. Основное украшение - бирюзовый козел длинной 1,7 см и высотой 0,9 см. Это изображение наводит на мысль о его сходстве с формами животного и птицы, изготовленными из бирюзы и найденными в индейских могилах в Аризоне и Нью-Мексико. По всей видимости, они были чем-то вроде фетиша или, по крайней мере, талисманом, хранящим владельца ожерелья от напастей.
     То, что в Египте были склонны использовать только определённые камни для таких амулетов, можно заметить из записей, сделанных в специальных разделах Книги Мёртвых. Это же касается и формы амулетов. Например, амулет, охраняющий голову владельца, обычно изготавливался из гематита в форме квадрата. Из 47 насчитываемых "сердечных" амулетов в огромной коллекции музея Каира девять изготовлены из карнеола, 4 - из гематита, 2 - из ляпис-лазури и 2 - из зелёного порфира и зелёной яшмы, что свидетельствует о том, что карнеол пользовался самой большой популярностью среди драгоценных камней. Амулеты в форме животных в изобилии представлены в этой коллекции, предлагая бегемота, крокодила, льва, быка, корову, зайца, обезьяну с собачьей головой, кота, собаку (нечто сомнительное), шакала, ежа, лягушку, ястреба, кобру и рыб; к этому списку можно добавить четырёхголового барана и сфинкса с головой барана.

Некоторые амулеты специально предназначались для мореплавателей, и, особенно в древние времена, все, кто отправлялся в море, хотели защитить себя в своих маленьких суденышках от неистовства стихии. Отрывок из "Греческого гранильщика", написанный, возможно, в III или IV столетии нашей эры, перечисляют по крайней мере 7 амулетов, специально предназначенных для этих целей. Возможно, их количество связано с днями недели, и амулет считался наиболее действенным в отведенный для него день.
     Первый состоял из карбункула и халцедона - он охранял моряка от крушения. Второй амулет изготавливался из двух разновидностей adamas - один, македонский, походил на лед (возможно это был горный хрусталь), тогда как другой, индийский, имел серебристый оттенок (скорее всего, это был наш корунд); из них македонский ценился больше. В третьем амулете использовался берилл, "прозрачный, блестящий, оттенка морской волны" - очевидно, голубой берилл - он прогонял страх. В четвертом был druops, "белый в центре", скорее всего - разновидность агата, оберегавший от сглаза. Коралл вправлялся в пятый амулет и прикреплялся к носу корабля полосками из тюленьей кожи - он охранял корабль от волн и ветров во всех водах. Для шестого амулета был выбран камень ophiokiolus, вероятнее всего - граненый агат. Говорили, он привязывался к поясу чем-то вроде змеиной шкуры, и тот, кто его носил, уже мог не опасаться волнующегося океана. Седьмой, и последний из этих "морских" амулетов, имел камень с названием opsianos, очевидно - резиновый или битумный материал, возможно, разновидность гагата (черного янтаря); он появился из Фригии и Галатии и считался надёжной защитой для морских или речных путешественников.
     Древние трактаты о магическом искусстве говорят, что обязательно должны пользоваться амулетами те, кто осмеливается вызывать духов потустороннего мира, иначе они рискуют оказаться в их власти. В одном из этих текстов даются указания по изготовлению амулета, или phylacterion, для "похоронных дел". Берется камень со "сладким запахом", вырезается в форме сердечка и на нем гравируется фигурка Гекаты.

 Дорогой китайский амулет состоит из бриллианта, рубина и изумруда, к которым добавлены жемчуг и коралл; восточный сапфир и топаз ставятся в один ряд с рубином. Считается, что амулет с таким набором камней объединяет защитное влияние различных божеств, управляющих ими, и продлевает жизнь его обладателю. Иногда пять основных драгоценных камней заворачиваются в бумагу, содержащую имена соответствующих божеств, к которым добавляется имя Луны и 27 созвездий, или домов Луны. Такой амулет, прикреплённый у входа в дом, предназначен для защиты его обитателей.
     На языке древних мексиканцев кровь называлась водой "драгоценных камней" как квинтэссенция всего, что считается самым драгоценным. Хотя эти поэтические образы в наши дни - всего лишь красивые обороты речи, у первобытных людей они имели большое значение. Весьма вероятно, что ацтеки, как и другие древние народы, носившие драгоценные камни, верили, что они обогащают кровь, способствуют здоровью и силе, так как "кровь - это жизнь".

Тот факт, что камни имеют половую принадлежность, утверждали как самые древние писатели, так и многие из их последователей. Обычно это следует понимать как один из поэтических способов цветного различия: более темные разновидности считались мужскими, более светлые - женскими. Теофраст, древнегреческий писатель, рассказывает, что иногда эти различия не безосновательны: он заявляет, что, каким бы удивительным это не казалось, некоторые камни способны производить потомство. Эта странная идея превалировала даже в XVI веке, и этому феномену самые изощрённые толкования.     Говорят, что ловцы жемчуга с Борнео тщательно защищают каждую девятую жемчужину, которую находят, помещая ее в бутылочку с двумя зёрнышками риса на каждую жемчужину, и верят, невзирая на все свидетельства обратного, что эти отдельные жемчужины могут производить потомство. Обычай и суеверие требуют, чтобы каждая бутылочка затыкалась пальцем мертвого мужчины.


^ 4. Ношение драгоценных камней

Талисманные влияния учитываются при ношении драгоценностей на Востоке. 2 браслета часто носились, чтобы один орган не ревновал другому, нарушая этим равновесие всего организма. Прокалывание ушей под серьги связывалось с желанием наказать ухо за его нескромное подслушивание секретов, а дорогие серьги-украшения вставлялись в уши, чтобы утешить их страдания, причиненные прокалыванием. Ожерелья из блестящего металла с подвесками из переливающихся камней, предназначались для привлечения взгляда и защиты, таким образом, от таинственных и опасных влияний сглаза; т.е. ожерелье или его украшения должны были играть туже роль, что и громоотвод при электрическом разряде.

В давние времена христианская церковь заносила в списки своих противников тех, кто носил амулеты. На Совете лаодицея, учреждённом в 355 г. н.э. в 34 каноне было установлено: священники и слуги не должны быть ни математиками, ни волшебниками, ни астрологами, они не должны делать то, "что зовется амулетами", так как последние являются оковами души, и тот, кто носит их, должен быть отлучен от церкви. Этот эмфатический приговор был не столько протестом против предрассудков per se (в чистом виде - лат.), сколько протестом против языческих суеверий, так как почти все использовавшиеся ранее амулеты имели языческие или еретические символы или надписи. Позже неискоренимая тенденция носить предметы такого рода нашла выражение в использовании символов, ассоциирующихся с христианской верой, таких как реликвии святых, медальоны, благословлённые священником и пр.6

Амулеты иудеев во многом отличались от христианских. Запрет отражения образов животных или человека в мозаиках наложил большие ограничения и на использование гравированных камней. Иудей мог надевать или носить только образы мистического или символического значения. Во времена талмуда амулеты иногда прятались в полых жезлах, наделяя их, как считалось, большой властью. Они напоминали спрятанное оружие, и говорилось: как отец может передать такой амулет сыну, так и Бог дал Закон Израилю для его защиты.

^ 5. Сочетание камня с именем

      Существует весьма забавная привычка сочетания женских и мужских христианских имён с определёнными камнями, и эти "именные" камни часто использовались вместе с камнями рождения, талисманами и камнями святого покровителя. Считалось исключительно хорошим предзнаменованием, когда все три камня совпадали.

Камни женских имён:7

Аделаида
Агнесса
Алиса
Анна
Беатрис
Белла
Берта
Каролина
Катерина
Шарлотта
Клара
Констанс
Доркас
Дороти
Эдит
Элеонора
Элизабет
Элен
Эмили
Эмма
Флоренс
Франс
Гертруда
Глэдис
Грейс
Ханна
Хелен
Ирен
Джейн
Джесси
Жозефина
Джулия
Луиза
Люси
Маргарет
Марта
Мари
Мэри
Оливия
Паулин
Роза
Сара
Сюзан
Тереза

Андалузит
Агат
Александрит
Янтарь
Базальт
Гематит
Берилл
Халцедон
Тигровый глаз
Карбункул
Карнеол
Хрусталь
Бриллиант
Диаспорий
Агпт глазковый
Элеолит
Изумруд
Эссонит
Эвклаз
Эпидот
Флюорит
Огненный опал
Гарнет
Золотой берилл
Гроссуларит
Гелиотроп
Гиацинт
Иолайт
Иакинф
Яшма
Жадеит
Неофит
Ляпис-лазурь
Лепидолит
Торфяной агат
Малахит
Молдавит
Лунный камень
Оливин
Жемчуг
Рубин
Сподумен
Сапфир
Бирюза


Камни мужских имён:

Абрахам
Адольф
Адриан
Альберт
Александр
Амброз
Андрей
Арчибальд
Арнольд
Артур
Бенджамин
Бернард
Чарльз
Кристиан
Клод
Клемент
Константин
Корнелиус
Денис
Дориан
Эдмунд
Эдвард
Эрнест
Эжен
Фердинанд
Френсисис
Фредерик
Джорж
Гильберт
Годфри
Грегори
Густав
Гай
Генри
Герберт
Гораций
Хуберт
Хью
Хамфри
Джеймс
Джаспер
Джером
Джон
Джозеф
Юлий
Ламберт
Лоренс
Лео
Леонард
Марк
Мэтью
Морис
Майкл
Натан
Николас
Оливер
Озборн
Осмонд
Освальд
Патрик
Поль
Петер
Филипп
Ральф
Раймонд
Ричард
Роберт
Роджер
Роланд
Стефан
Теодор
Томас
Валентин
Винсент
Вальтер
Вильям

Арагонит
Албайт
Андалузит
Агат
Александрит
Янтарь
Авантюрин
Аксинит
Аквамарин
Аметист
Гематит
Берилл
Халцедон
Хрусталь
Цианит
Хризолит
Хризоберилл
Тигровый глаз
Демантоид
Бриллиант
Изумруд
Эвклаз
Эпидит
Эссонит
Полевой шпат
Огненный шпат
Флюорит
Гарнет
Гадолинит
Гагат
Гроссулярит
Галактид
Золотой кварц
Гелиолит
Гиацинт
Арлекин
Гелиотроп
Гелиодор
Гиперстен
Неоффит
Яшма
Жадеит
Иакинф
Жаргон
Джет
Лабрадолит
Ляпис-Лазурь
Лепидолит
Магнетит
Малахит
Лунный камень
Мохомой агат
Микроклин
Содолит
Нефрит
Оникс
Ортоклаз
Опал
Обсидиан
Пироп
Жемчуг
Порфир
Прэйз
Рубеллит
Розовый кварц
Рутил
Горный хрусталь
Родонит
Рувин
Сапфир
Турмалин
Топаз
Везувианит
Вердемит
Древесный опал
Виллемит



Заключение

Согласно христианской мистической традиции, цвета занимают подобающее им место в метафизической онтологии, имеют гносеологическую ценность как образы и символы, связующие человека с миром сверхчувственным, и являют собой духовную характеристику человека перед лицом высших законов развития. И в сверхчувственном, и в воспринимаемом органами чувств мире цвета реальны и являются свидетельствами высшего света, который невидим. Во всех случаях они выступают в роли семантических сущностей, а не «химер».8 Цвета несут в себе потенцию откровения как, будучи укоренены в материальных предметах, так и являясь характеристиками «светоносных органов» души. В видимом мире цвет может рассматриваться как «праматерия» или метафизическая субстанция физических тел, неотъемлемая часть физического мира. Они появляются на этапе формообразования, конкретизации отвлеченных потенций как первые качественности. В этом смысле цвета – это доступные зрению формообразующие качества, проявление в материи энергии изначального трансцендентного Света. Цвета имеют предметное содержание, определенное их символической функцией. Цвета могут рассматриваться как особый род языка. Цвета обладают символической потенцией, но становятся “полноправными” символами только для “культурного” глаза, готового прозревать в них высшую реальность.




^




Список используемой литературы


1. Бенц Э. Цвет в христианских видениях // Психология цвета. Сб. пер. с англ. М., “Рефл-бук”, “Ваклер”, 1996. С. 79-130.

2. www.colormind.narod.ru

3. www.melfo.ru

4. www.timondr.nm.ru



1 www.timondr.nm.ru

2 www.melfo.ru

3 www.melfo.ru

4 www.colormind.ru

5 www.colormind.ru

6 www.melfo.ru

7 www.melfo.ru

8 Бенц Э. Цвет в христианских видениях // Психология цвета. Сб. пер. с англ. М., “Рефл-бук”, “Ваклер”, 1996. С. 128.





Скачать 247,15 Kb.
оставить комментарий
Софронова С. А
Дата25.09.2011
Размер247,15 Kb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх