Учебное пособие Томск 2004 Попова Л. Л. Социодинамика культуры. Учебное пособие. Томск: тпу, 2004 icon

Учебное пособие Томск 2004 Попова Л. Л. Социодинамика культуры. Учебное пособие. Томск: тпу, 2004


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебное пособие Томск 2004 ббк 65. 272...
Учебное пособие Томск  2004 Министерство образования и науки Российской...
Учебное пособие Издательство тпу томск 2005...
Учебное пособие Издательство тпу томск 2006...
Учебное пособие Издательство тпу томск 2007...
Учебное пособие Издательство тпу томск 2007...
Учебное пособие Томск-2002 ббк 65. 272 Удк 36. 4001...
Учебное пособие Томск 2000 удк 373: 930. 9...
Учебное пособие Томск 2007 ббк: Т3(2)4-2 я73...
Учебное пособие Издательство тпу томск 2006...
Учебное пособие Томск 2007 ббк 65. 272...
Учебное пособие Томск 2007 ббк 65. 272...



страницы:   1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации


Томский политехнический университет


Кафедра социологии, психологии и права


СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ


Учебное пособие


Томск 2004


Попова Л.Л. Социодинамика культуры. Учебное ПОСОБИЕ. - Томск: ТПУ, 2004.


Учебное пособие по социодинамике культуры, подготовлено доцентом кафедры социологии, психологии и права Поповой Людмилой Львовной. Оно предназначено студентам ТПУ специальности "Менеджмент организации" всех форм обучения для самостоятельной работы, для подготовки к экзаменам и зачетам.


Научный редактор – заведующий кафедрой социологии, психологии и права ТПУ, профессор доктор Камышев Эдуард Николаевич


Пособие составлено исходя из требований государственного стандарта подготовки специалистов данных специальностей, утвержденных Минобразованием и науки РФ.


Содержание


Введение

Тема 1. Основные понятия социодинамики культуры

Тема 2 . Пространственно-временные параметры социокультурных

Тема 3. Эволюционистская парадигма в социодинамике культуры

Тема 4. Волнообразные и циклические модели социодинамики культуры

Тема 5. Идеи синергетики в исследованиях социокультурной динамики

Тема 6. Типы культурных изменений

Словарь основных понятий


ВВЕДЕНИЕ


Современному менеджеру, обеспечивающему успех и процветание своей организации, приходится выполнять множество функций, одна из которых - создание организационной (корпоративной) культуры. Для этого менеджер должен иметь достаточно полное представление о социокультурных процессах в целом, об источниках и факторах распространения знаний, норм, ценностей в организации, о роли управления, регулирования, саморегулирования культурных процессов, т.е. проблем, связанных с исследованием социодинамики культуры. Реализуя стратегию организации, менеджер должен уметь предвидеть последствия своих решений, для чего требуется владение основами социокультурного проектирования. Необходимо менеджеру и умение диагностировать причины неудач, многие из которых прямо или косвенно относятся к культуре.

В этой связи представляется актуальным введение в систему подготовки специалистов – «менеджеров организации» курса «Социодинамика культуры».

Понимания закономерностей социокультурных процессов требуют от менеджеров организации разного уровня и усложняющиеся задачи управления при транзитивном (переходном) характере российского общества, определяющего существование множества субкультур, меняющего представление о субъекте культуры, о содержании культурной политики.

Актуальность дисциплины обусловлена также растущей интернационализацией экономики, ее глобализацией, превращением во взаимосвязанную единую систему, что вызывает необходимость понимания людей, представляющих различные деловые культуры. Менеджер должен владеть способами нейтрализации этих различий, их распознания, примирения, согласования; вырабатывать методы обучения совместной работе представителей различных деловых культур

"СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ" (СДК) - междисциплинарная сфера исследования, которая предполагает определенные знания студентов в области философии, истории, социологии, культурологии, антропологии, теории организации и др. наук.

ЦЕЛЬ преподавания дисциплины - формирование у студентов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации", социокультурного подхода, направленного на поиск оптимальных решений в управлении организациями различного уровня.

Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие научно-познавательные, образовательные и практические ЗАДАЧИ:

  • расширить кругозор студентов в области фундаментальных проблем социального, гуманитарного знания, выделяя социокультурный аспект функционирования организации;

  • раскрыть содержание современного знания проблем социодинамики культуры;

  • научить практическому применению метода социокультурного анализа в решении актуальных социальных проблем жизнедеятельности организации;

  • дать навыки кросс-культурного (сравнительного) анализа при взаимодействии различных национальных деловых культур.



После овладения дисциплиной студенты должны:

  • понимать и уметь объяснять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

  • знать методологические основы изучения социодинамики культуры, быть знакомыми с историей развития представлений о СДК, основными научными направлениями, школами;

  • уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способными к диалогу как способу отношения к культуре и обществу,

  • понимать и использовать в практической деятельности принципы, методы социокультурного проектирования,

  • знать условия формирования деловой культуры, владеть навыками кросс-культурного (сравнительного) анализа деловой культуры организации;

  • иметь основательный культурологический тезаурус;

  • приобрести опыт освоения культуры на примере ТПУ, участвовать в формировании корпоративной культуры ТПУ.



Тема 1

^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОДИНИМИКИ КУЛЬТУРЫ



  1. Работа со словарём. Основные понятия.


Движение, развитие, социокультурные изменения, социальная динамика, эволюция, революция, культурная революция, реформа, прогресс, регресс.


  1. ^ Содержание темы


Основные понятия социодинамики культуры. В культуре, как и в обществе в целом, нет неизменных объектов и субъектов. При этом часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Например, появление новых норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными и наоборот. Практически все важные изменения имеют как культурный, так и социальный аспекты, а потому к ним применяются термины «социокультурные изменения», «культурная социодинамика», «социальная культура».

Исследование проблем социодинамики культуры – важная и актуальная область познания изменений, происходящих в обществе.

Сам термин «динамика» (греч.) буквально означает сила, учение о силах и производимых ими движениях.

В физике – это раздел механики, где изучается движение тел под воздействием приложенных к ним сил. В теории машин и механизмов в разделе динамики учитывается действие сил на движение их отдельных составных частей. В музыке этот термин используется, когда говорят о разной степени силы звучания, громкости и их изменениях. Культурная динамика исследует социокультурные изменения, явления с позиций различий: типов культурного взаимодействия, источников и факторов социокультурной детерминации; содержания моделей траектории развития и т.д.

Термин «социальная динамика», трактуется неоднозначно:

О.Конт (который ввёл его в научный оборот), понимал под ним однонаправленные поступательные процессы общественного развития; процессы общественного развития; исключающие скачки и перерывы, П.Сорокин полагал, что «подобно физиологии человеческого организма, которая изучает основные физиологические процессы, повторяющиеся в человеческих организмах, «социальная физиология» или динамика концентрирует своё внимание на основных социальных процессах, повторяющихся в жизненной истории всех социальных групп».

Если в первом случае под социальной динамикой понимаются линейные процессы, во втором – циклические.

В целом понятие «социальная динамика» отражает определённую и существенную сторону общественного развития – направленность общественных изменений, их траекторию. Под «социокультурными изменениями» понимается любое изменение характеристик наблюдаемого соицокультурного объекта.

В социокультурных и культурологических исследованиях рассматриваются: насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Они могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными, отличаться по времени существования и уровню (индивид, группа, организация, институт, общество). Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных, возникших под воздействием самоорганизации.

Изменение - неотъемлемое свойство культуры, которое включает в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (нетождественность самим себе во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве, изменения во времени).

При этом особо важное значение приобретает категория «системного времени», имеющего количественные и качественные характеристики в развитии социума, культуры. Так называемое социальное время является формой организации социального опыта, оно может ускоряться и замедляться, зависеть от направления в будущее или в прошлое. Одно время эквивалентно деньгам, а другое требуется «убить». Различны культурные явления, происходящие во времени, различно его восприятие в разных национальных культурах.

Термину «изменение» близок по значению термин «развитие». Он употребляется для обозначения поступательного движения культуры, перехода от одного состояния к другому.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

● Обратимость культурных изменений характеризует циклические процессы;

● отсутствие закономерности характерно для случайных изменений катастрофического типа;

● отсутствие направленности разрывает взаимосвязанную непрерывную внутреннюю линию развития.

Развитие культуры проявляется как через увеличение уже, так и через возникновение качественно новых форм.

Развитие включает в себя:

● восходящую линию – прогрессивную. Прогресс – направленность развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Это глобальный вопрос процесс, характеризующий движение человеческого общества на всём протяжении истории.

● нисходящую линию – регрессивную. Регресс - «обратное движение», тип развития, возращение к отжившим структурам и формам. Это локальный процесс, охватывающий отдельные общества в короткие промежутки времени.

Развитие предполагает диалектическое и вместе с тем принципиальное различие двух основных типов – эволюции и революции, характеризуемых постепенностью и прерывностью, накоплением качественных показателей.

Для эволюционных теорий социодинамики культуры характерен поиск универсальных принципов и механизмов развития социума. Предполагается, что общество развивается по аналогии с биологическим организмом, при этом какие-то важные показатели неуклонно увеличиваются. Теоретики доказывают, что в процессе эволюции неуклонно растут: сложность и дифференциация; адаптивность и разнообразие; рациональность и свобода; урбанизация и бюрократизация.

В классическом эволюционном процессе развитие имеет свою логику, определяющую постепенный, непрерывный характер эволюции.

Революция – комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Революции бывают научные, религиозные, универсальные, социальные, технические, политические, экономические, культурные и др.

Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя, называют реформой.

Реформы – целенаправленный, заранее планируемый и определённым образом организуемый процесс, а культурные революции имеют значительный элемент стихийности.

По своей продолжительности реформы и революции могут различаться. Они заканчиваются лишь тогда, когда достигнута основная цель, определяющая всё содержание социокультурного процесса.

Рассмотренные понятия являются базовыми для данного курса и в дальнейшем будут раскрываться в различных темах.


  1. Вопросы для размышления, самопроверки, повторения.




  1. В чём состоит проблема интегрального критерия общественного прогресса.

  2. В чём относительность понимания регресса в СДК.

  3. Приведите основания типологии социокультурных изменений.

  4. Есть ли различия между понятиями СДК и СКД.

  5. Чем вызвана необходимость введения понятия «Социальное время».

  6. Как связаны между собой революционное и эволюционное в истории?


Тема 2.

Пространственно-временные параметры социокульутрных явлений


  1. Пространство, как характеристика СДК

  2. Временные параметры СДК.

  3. Отношение во времени в различных национальных деловых культурах.




  1. Работа со словарём. Основные понятия


Время, время социальное, время субъективное, темп, ритм, инверсия, тренд, линейное время, циклическое время, полиактивные деловые культуры, пространство.


  1. ^ Содержание темы


Любая культура развивается в определенных пространственных и временных рамках, которые являются её важнейшими атрибутами.

В диалектико-материалистической теории рассматриваются всеобщие свойства пространства и времени: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количественная и качественная бесконечность.

К всеобщим свойствам пространства относятся прежде всего протяжённость, связность, непрерывность, трёхмерность.

^ Специфические свойства пространства, характеризуются симметрией и асимметрией, конкретной формой и размерами, местонахождением, расстоянием между телами, границами, отличающими различные системы.

^ К всеобщим свойствам времени относятся: объективность, неразрывная связь с материей, пространством, движением и другими атрибутами материи, длительность, выражающая последовательность существования и смены состояния тел. Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.

^ Специфическими свойствами времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно новые формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные изменения между различными циклами в структуре систем.

Данные теоретические характеристики пространства и времени являются исходными для понимания специфики их восприятия в рамках социодинамики культуры, например при рассмотрении роли пространства в искусстве, в межличностном взаимодействии, что особо актуально в практической деятельности менеджера для повышения эффективности общения, которая зависит от правильно выбранной дистанции (определения зоны общения), организации пространства в помещении фирмы, конфигурации размещения партнёров по общению в зависимости от его целей .

"Здесь и сейчас" - это не только философский принцип, но и простое указание на то, что каждую минуту мы живем в определенном пространстве и времени. Эти два фактора являются вечными рамками, в которых мы принимаем решения, действуем, общаемся. Часто время и пространство определяют рисунок нашего общения, но и мы можем оказывать на них определенное влияние - структурировать время, программировать пространство. Во многом именно отношения с пространством определяют наши отношения с людьми. А.Шопенгауэр писал о том, что между двумя людьми всегда должна быть "дистанция неколючести", иначе они будут напоминать двух дикобразов, пытающихся в холодную ночь согреться в обнимку.

Исследуя поведение людей в различных ситуациях, Эдуард Холл пришел к выводу о существовании определенных зон - дистанций общения между людьми. Каждый из нас имеет несколько невидимых глазу, но достаточно прочных "колпаков", не реагировать на пересечение которых - выше наших сил. Первый из них - в радиусе до полуметра от нас - интимная зона, вторгаться в которую мы позволяем только самым близким людям и только в минуты тесного эмоционального контакта. Вторжение любого другого человека на эту территорию мы воспринимаем как нарушение наших границ. Личная зона - до 1,5 метров предполагает общение близких друзей, доверительный разговор с хорошо знакомым собеседником, но не с начальником по службе или клиентом в офисе, с которыми мы общаемся в рамках социальной зоны - от двух до шести метров. Наконец, публичная зона (больше шести метров) предназначена для выступления перед большой группой людей.

Нарушение этих границ чревато иногда серьезными последствиями. В пылу чувств, дружески похлопав по плечу партнера, с которым вы только что условились о выгодной сделке, вы рискуете потерять договоренность.

Границы эти могут искусственно расширяться или сужаться. Нами заселяют малогабаритные квартиры государственных строений, заполняют троллейбусы и вагоны метро, утрамбовывают подземные переходы в часы пик. В этих ситуациях мы вырабатываем защитное поведение, позволяющее не замечать непрошеное вторжение в наши личные и интимные зоны. Наиболее распространенный механизм - обезличивание и игнорирование контакта. Людей вокруг как бы не существует, мы даже намеренно пытаемся не смотреть на них - не замечать. Понаблюдайте за самим собой и своими попутчиками, например, в тесной кабине лифта. Один из вас, вероятно, будет сосредоточенно разглядывать доску с кнопками этажей, другой внимательно изучать стену в двадцати сантиметрах от своего носа, а третий напряженно перебирать связку из двух ключей.

Можно попробовать сломать эту схему, сделав усилие над собой, "увидеть" в случайном попутчике человека и начать даже не пристально его разглядывать, а просто смотреть на него. И хотя никакими писаными правилами это не возбраняется, вы заметите, что встревожили его.

Организуя пространство общения следует помнить, что:

  • проникновение в ближнюю зону без разрешения является средством невербального давления и расценивается как фамильярность или агрессия; упорное пребывание в дальней зоне может быть расценено как безразличие, холодность, и также не способствует контакту;

  • находясь в ближней зоне партнера, следует воздерживаться| от резких движений и высказываний в любой адрес, иначе это будет расценено партнером как уменьшение своей безо­пасности;

  • необходимо держать дистанцию соответственно отношениям особенно в начале контакта;

  • соблюдение дистанции в процессе общения осуществляется методом итераций: партнер приближается - стоите на месте, удаляется -пробуете приблизиться;

  • если партнер приближается и при этом не агрессивен и не враждебен - он склонен к взаимодействию.

Территория - участок пространства, на котором удовле­творяются какие-либо потребности человека. Как и все жи­вотные, человек метит свою территорию, но замками, таблич­ками, заборами, кладя руки, вещи и т. п. Собственность - предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность человека. Посягательство чужака на территорию и собственность, бесцеремонное поведение вызывают у их хо­зяина защитную реакцию, а то и агрессию. Поэтому, чтобы этим не осложнить общение, рекомендуется сдержанное пове­дение на чужой территории (кабинет, здание, автомобиль, квартира и др.), использование обстановки с согласия хозяина и, вообще, признание его права собственности на территорию и предметы на ней. Противоположное поведение является вызовом или демонстрацией своего превосходства и используется как средство давления.

Знание подобных фактов дает возможность использования пространственных характеристик для сознательной трансформации рисунка общения. Сидя за столиком кафе напротив собеседника, вы способны дезориентировать его так, что он сам этого не заметит, путем несложных действий - не прекращая разговора, вы можете "случайно" отодвинуть от себя свою пачку сигарет, потом - чашку, лист бумаги и ручку. Сев за столик, вы негласно разделили его пополам - на "его" и "вашу" территорию, теперь же вы начали наступление. Многие люди отреагируют на это определенным образом: отклонятся или "отъедут" со стулом назад, машинально попробуют вернуть предметы на "вашу" половину, а если это не удастся, уже через несколько минут начнут нервничать и терять нить разговора, не отдавая себе отчета в причинах появившегося дискомфорта. В этом случае вы можете навязать свою линию общения.

« Знай свое место» – слышим мы, входя в огромный кабинет начальника, где у линии горизонта возвышается гигантский стол, уставленный батареей телефонов. Но в подобном случае речь идет скорее окомплексе неполноценности его хозяина, нуждающегося для самоутверждения во внешних признаках своей значительности. По-настоящему деловые и уверенные в себе люди предпочитают функциональные кабинеты разумных размеров.

Следует иметь ввиду и продуманное расположение партнеров по переговорам за столом, и планировку помещения при прведении собраний, а также организацию пространства в кабинетах сотрудников. По ним можно даже сделать вывод о «закрытости» или «открытости» самой организации.

Отношение к пространству различно в городе и на селе, в каждом доме, в различных национальных культурах.


^ Временные параметры социодинамики культуры.

Изменчивость во времени – одно из условий существования культуры. В рамках СДК социологи рассматривают время как « свойство реальности, выражающейся в последовательности сменяющих друг друга событий» (Социологический энциклопедический словарь.-М.: 1998, с.46.). Культурологи выделяют ритм и темп как важнейшие характеристики времени, поскольку многие сферы жизнедеятельности людей подвержены чередованию подъема и спада активности. Что проявляется в ритмах и темпах движения культуры в целом. Так, например, культуролог Ю. М. Лотман сравнивает возникновение великих научных идей и открытий со взрывом, а их техническую реализацию – объясняет законами постепенной динамики. Динамические процессы в культуре строятся как своеобразные колебания маятника между состоянием взрыва и состоянием организации, реализующей себя в постепенных процессах.

Эти тенденции в истории культуры взаимообусловлены. Одна из них не может существовать без другой «Заминированное поле с непредсказуемыми местами взрыва и весенняя река, несущая свой мощный, но направленный поток, – таковы два зрительных образа, возникающих в сознании историка, изучающего динамические – взрывные – и постепенные процессы», писал Юрий Лотман.


Исследования ритмических изменений в различных областях жизни дают основания говорить о своего рода эталонных ритмах, характеризующих определенные классы природных и социокультурных явлений. Например, эмоциональный ритм и его фазы, сезонная мода, внутриутробное развитие, сезонный ритм работоспособности и его фазы, выборные кампании, социальное созревание, время смены поколений, художественныет культуры (стили), коллективная память о выдающихся людях и событиях мифы в народной памяти и т.д.

При исследовании общеродовых, общесоциальных, групповых и индивидуальных аспектов процессов социокультурных изменений в рамках СДК понятие времени конкретизируется.

^ Время субъективное отражает специфику восприятия времени индивидом, группой, проявляющуюся в переживании ритма и темпа событий.

Время социальное рассматривается как темп и ритм протекания событий за определенный период существования индивида, группы или общества, как «временное пространство человеческой деятельности, мера деятельности», которая характеризует последовательность различных видов деятельности, их частоту. Исследование социального времени развивается в двух направлениях.

Во-первых, осуществляется фундаментальный анализ самого времени, характеризуется социальная его природа, выделяются различные типы времени, т.е. создаются различные теоретические модели времени.

Во-вторых, анализируется специфика различных культурных явлений, происходящих во времени. Особо выделяется специфика восприятия прошлого, настоящего и будущего представителями различных социальных групп.

Время социальное влияет на нематериальную форму богатства общества и каждого его члена. Сущность этого богатства определяется величиной и содержанием социального времени, тем, как оно используется.

Социальное время как смена социальных явлений и состояний может быть представлена 4 моделями, отражающими его восприятие в национальных культурах:

  • линейной моделью, где ход событий необратимо движется от прошлого к будущему;

- цикличной моделью, где «ход» времени постоянно повторяется и образует замкнутое кольцо;

  • точечное время (где есть один модус времени – настоящее);

  • фазовой моделью, где время состоит из относительно независимых временных фаз прошлого, настоящего и будущего, смена которых может происходить дискретно в любой последовательности.


Такой подход представляет особый интерес для менеджера организации, которому в своей профессиональной деятельности приходится контактировать с представителями различных национальных деловых культур.

Глава центра кросс-культурного делового взаимодействия Р.Льюис предлагает оригинальный подход к решению одной из самых трудных загадок современной сравнительной культурологии – критерия для сопоставления культур. В общепринятый континуум «индивидуализм» – «коллективизм» (т.е. в одной культуре человек принимает решение, ориентируясь на группу, в другой – на себя) Льюис ввел новый критерий: способ организации такого измерения реальности как время. По нему культуры делятся на три типа: моноактивные (или линейно организованные); полиактивные и реактивные.

В моноактивной культуре человек приучен делать какое-либо дело, разбивая деятельность на следующие друг за другом этапы, не отвлекаясь на другие задачи. Типичными представителями такой культуры являются англосаксы: американцы, англичане, немцы, северные европейцы, методично, последовательно и пунктуально организующие свое время и жизнедеятельность. Они придерживаются линейной модели, по которой учет времени возводится в культ, время рассматривается как товар, измеряется в деньгах. Время, не заполненное принятием решений или выполнением каких-либо действий, убивается без пользы, потерянное время. Линейное время – представление о следующих друг за другом событиях, где прошлое позади нас, а будущее – впереди. Время привязано к часам и календарю, разбито на части.

В культуре полиактивной, типичными представителями которой выступают латиноамериканцы, южные европейцы, принято делать одновременно несколько дел, зачастую не доводя их до конца. Они не придают большого значения расписаниям и пунктуальности, убеждены, что реальность важнее расписания встреч. Для испанцев, итальянцев, арабов межличностное взаимодействие – наилучшая форма инвестирования времени. Время – субъективная величина, которую можно подделать под себя, формировать, растягивать, с которой можно обращаться независимо от того, что показывают часы.

Наконец, в реактивной культуре, характерной для азиатских стран, деятельность организуется также не по строгому и неизменному плану, а в зависимости от меняющегося контекста, как реакция на эти изменения, Это соответствует циклическому времени. Когда единственно возможное отношение ко времени – адаптация к нему. Восточные люди не могут быстро принимать решения, Прошлое создает контекст, подоплеку настоящего решения. Время вращается по кругу. Причем с теми же возможностями, риском и опасностями, тогда как люди становятся мудрее на несколько дней, недель, месяцев, Жители Востока вместо того, чтобы решать проблемы непосредственно одну за другой. Кружат вокруг них несколько дней прежде чем связать себя обещанием или решением. При этом китайцы обладают острым чувством ценности времени извиняясь после переговоров, встреч за отнятое у партнеров драгоценное время, Японцы тщательно и твердо делят время на части, обращая внимание как оно распределено согласно с уместностью, правилами вежливости и традициями. Поражает контраст между скоростью работы фабричного рабочего и неторопливым созерцанием японских садов или медленным развитием действия в традиционном театральном жанре. На деловые мероприятия накладывает отпечаток типично японский подход – важность перехода от одной фазы деятельности к другой. Так обязательный при первой встрече менеджеров двухминутный обмен визитками является одним из самых ярких примеров ритуализации времени, отличающей начало отношений. В своем традиционалистском и тщательно регламентированном обществе японцы всегда предпочитают знать, где и в каком положении они находятся.

Имея дело с японцами, можно рассчитывать на их щедрость в выделенном времени вам или вашему конкретному делу. Взамен следует попытаться делать «правильное дело в правильное время». В Японии форма и символы не менее важны, чем содержание.

По мнению Р.Льюиса различные модели восприятия времени могут привести к конфликтам в социальной и деловой сферах, однако объективно индустриальная организация требует определенного уровня синхронизации планов и целей, вызывая необходимость разработки учения о лучшем и органичном отношении ко времени и о том, как это время следует тратить.

Кроме того, моделирование времени имеет теоретическое и практическое значение при прогнозировании конкретных социокультурных явлений и процессов, когда необходимо знать, определяют ли прошлые и настоящие социальные явления будущее, или, быть может, будущее не связано с настоящим и прошлым, и тогда прогноз принципиально невозможен.

Восприятие времени привлекает все больший интерес исследователей, связанный с актуальностью проблем социальных изменений. «Само переживание времени и идея времени вытекают из изменения природы реальности». (П. Штомпка Социология социальных изменений. –СПб, 1996, с. 67.). Временные характеристики лежат в основе современных моделей социодинамики культуры, определяя содержание основных научных парадигм.


Вопросы для контроля, повторения, размышления


  1. Каково философское понимание пространства и времени?

  2. Какова роль пространства в межличностном общении?

  3. Объясните с позиций психологии воздействие уменьшения личного пространства на рост агрессивности человека.

  4. Как можно манипулировать партнером по общению с помощью пространства?

  5. Каковы принципы классификации деловых культур на основе временных характеристик?

  6. Почему изменчивость во времени называют необходимым условием существования культур?

  7. В чем состоит различие между циклическим и линейным временем?



^ Тема 3

Эволюционистская парадигма в социодинамике культуры





оставить комментарий
страница1/5
Дата25.09.2011
Размер0.9 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
хорошо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх