Учебное пособие Для студентов вузов Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим icon

Учебное пособие Для студентов вузов Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим


Смотрите также:
Учебное пособие по развитию навыков устной речи для студентов неязыковых вузов...
Учебное пособие Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего...
Конспект лекций...
Конспект лекций...
Прикладная информатика в экономике Бийск Издательство Алтайского государственного технического...
Учебное пособие Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром...
Тесты для диагностики психических качеств личности. 2-е изд., испр...
Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области...
Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и...
Учебное пособие/Под ред проф. Е. И. Шо...
Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим объединением вузов по образованию в области...
Курс теоретической механики : Учебное пособие А. В. Чигарев, Ю. В...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
скачать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности


Т.В. Батурина, С.В. Ивлев


Политология


Учебное пособие


Для студентов вузов


Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим

центром высшего профессионального образования

для межвузовского использования

в качестве учебного пособия

для студентов технических вузов


Кемерово 2011

УДК 33(075)

ББК 66я7

Б28


Рецензенты:

В.М. Золотухин, доктор философских наук, профессор,

зав. кафедрой социологии, политических отношений

и права КузГТУ;

^ Е.В. Матвеева, кандидат политических наук,

доцент кафедры политических наук КемГУ


Рекомендовано редакционно-издательским советом

Кемеровского технологического института

пищевой промышленности


Батурина, Т.В.

Б28 Политология : учеб. пособие / Т.В. Батурина, С.В. Ивлев; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2011. – 246 с.

ISBN 978-5-89289-648-1


Цель учебного пособия – дать будущим инженерам необходимые знания по политологии, которые они могли бы использовать в своей практической деятельности. Обстоятельно рассмотрены история политической мысли, сущность политической власти, политическая система общества, дана характеристика современного политического процесса.

Предназначено для преподавателей и студентов высших учебных заведений технического профиля.


УДК 33(075)

ББК 66я7

ISBN 978-5-89289-648-1




^ Охраняется законом об авторском

праве, не может быть использовано

любым незаконным способом

без письменного договора




КемТИПП, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ


В современном мире вопросы политического образования приобрели особую актуальность и значимость. Не зря говорится: если человек не интересуется политикой, то тогда политика интересуется человеком. «Рассуждающий электорат» – не просто модная политологическая теория, но и общецивилизационный стандарт, перспектива современного гражданского общества, необходимое условие для нормального функционирования правового государства.

Политология в нашей стране – наука молодая. В системе изучаемых в России общественных наук она получила «гражданство» в годы «перестройки». Ранее это слово употреблялось только в кавычках, когда оно рассматривалось как чужеродное, заимствованное из иностранного лексикона. Сегодня политология преподается во всех вузах страны, ибо знания в данной области необходимы каждому человеку независимо от его профессии.

Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике формируется в ходе систематического приобретения ими соответствующих знаний и опыта. Особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам.

Цель настоящего издания – восполнить в какой-то мере имеющийся недостаток в соответствующей учебной литературе. Представленная концепция курса основана на различных теоретических источниках. Однако, работая с многочисленными публикациями, авторы видели свою задачу не в простом пересказе имеющихся точек зрения по тому или иному вопросу курса, а в систематизированном, концептуальном изложении науки о политике. При этом использовались результаты исследований, полученные в разное время как отечественными, так и зарубежными учеными.

При многообразии точек зрения на предмет политологии авторы придерживаются позиции, в соответствии с которой предметом политологии является политическая сфера общественной жизни, точнее, политическая система общества. Такой подход позволил охватить основные элементы политической системы и предопределил структуру и содержание данного курса. Центральной его темой является политическая власть, составляющая ядро политической системы. Кроме собственно политической власти, ее сущности, функций, форм и т.д., рассмотрены также ее основные субъекты – политические лидеры и политические элиты.

Значительный блок вопросов посвящен элементам политической системы общества, среди которых важнейшая роль принадлежит государству как форме реализации политической власти. Государство рассматривается в аспекте, интересующем политологию, то есть как политический институт. Здесь раскрываются сущность и типология политических режимов. Среди других важных элементов политической системы особое внимание уделено политическим партиям, общественно-политическим движениям, политической культуре общества. В учебном пособии рассматриваются актуальные проблемы мировой политики, а также место России в системе международных отношений.

В процессе освоения учебного материала студенты могут самостоятельно проконтролировать свои знания с помощью вопросов, которые расположены после каждой темы, а также с помощью итогового теста. Данное пособие может быть полезным при подготовке к семинарским занятиям, зачету и экзамену. Для более детального изучения категориального аппарата студенты могут использовать словарь-справочник «Основные понятия по политологии и социологии», подготовленный авторами данного пособия. Дополнительные материалы по изучению политологии содержатся в списке рекомендуемой литературы.


Тема 1. ПОЛИТИКА. ПРЕДМЕТ

^ И ЗАДАЧИ ПОЛИТОЛОГИИ


1.1. Политика как общественное явление


Политика – ключевое понятие в политической науке. Все другие проблемы данной науки исходят из категории «политика» и замыкаются вокруг нее.

Политика – понятие историческое. На заре истории человечества не было такого понятия, как политика; люди вели повседневную борьбу за свое существование – добывали пищу, защищались от нападений более сильных, чем они, представителей животного мира; все взаимоотношения между людьми объяснялись инстинктом самосохранения. Политика возникает с появлением в обществе властных отношений.

Как явление социальное политика возникает только в обществе, которое представляет взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей. Каждый из них преследует прежде всего свои интересы. В примитивных обществах согласованное поведение индивидов было основано на естественном совпадении их интересов. Однако с развитием человеческих потребностей появился прибавочный продукт. Возникновение частной собственности обособило отдельного человека. В результате этого сформировался самостоятельный человек, не зависимый от власти общины. Индивидуальный интерес все реже совпадал с общим, с интересами других общинников. В этих условиях интеграция общества, согласие его членов не могли обеспечиваться традиционными институтами. Поэтому можно подчеркнуть, что именно потребности в согласовании различающихся групп интересов привели к появлению политики и ее институтов. Теперь с помощью этих институтов политики индивидуальные стремления людей стали переводиться в политическую волю общества. Значит, политика была предназначена для удовлетворения не только личных потребностей, но и общезначимых групповых интересов.

Политика возникает также в зависимости от географических, природных, экономических, социальных, культурных условий конкретной страны. Притом от этих объективных факторов зависят направленность политики, возможности, средства и методы реализации власти. Так, в странах западной цивилизации политика возникла в результате социального расслоения общества. Однако, как показала история, она возникла не только вследствие усиления социального неравенства. В странах Востока потребность в политике была вызвана необходимостью обеспечения продовольствием и предметами первой необходимости, защиты территориальной целостности страны от нападений чужеземцев, освоения новых земель.

Слово «политика» пришло к нам из Древней Греции и происходит от греч. polis (город). В Древней Греции оно обозначало различные формы государственного правления. Одно из первых произведений, посвященных изучению политики, – трактат Аристотеля «La Politika», дословно так и называется: «То, что относится к государству».

В английском языке, а также в американской и мировой политической науке в целом для обозначения различных сторон политики используют три самостоятельных термина: polity («полити» или «полития»), policy («полиси») и politics («политикс»). Эти понятия примерно соответствуют форме политики, ее содержанию и политическому процессу.

Полития означает политическую организацию того или иного общества, государство в широком смысле слова, т.е. совокупность всех граждан страны и весь механизм осуществления власти. Другими словами, полития – это политический строй страны и политический порядок в единстве составляющих его институтов и норм.

Политикс – это политика, рассматриваемая с точки зрения возникновения и разрешения в ней конфликтов. Политикс-анализ занимается субъектами, претендующими на власть или стремящимися повлиять на политические решения: партиями, общественными организациями, СМИ, заинтересованными группами, а также конфликтующими интересами.

В политической науке полити (форма), полиси (содержание) и политикс (процесс) называют измерениями политики, отражающими ее важнейшие аспекты.

Как видим, понятие «политика» многогранное и многообъемное и охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека в обществе. В этой связи в политологии имеют место различные парадигмы (подходы) объяснения политики.

Выделим основные парадигмы политики.

1. Теологическая – сверхъестественная интерпретация политики.

  1. Натуралистическая – природа политики вытекает из влияния: внешней среды – географическая парадигма; свойств живой природы – биологическая парадигма; качеств самого человека – психологическая парадигма.

  2. Социальная – политика характеризуется через воздействие других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта.

  3. Рационально-критическая – политика объясняется не только внешними по отношению к ней факторами, но в большей мере ее внутренними причинами, свойствами, элементами.

Если суммировать, то современная политическая наука выделяет следующие основные толкования политики:

  • отношения между классами и социальными группами общества;

  • господство, связанное с завоеванием и использованием власти;

  • управление, упорядочение общественной жизни;

  • система принципов и норм регулирования жизни общества в целом и социальных групп, имеющихся в данном обществе.

В любом из этих толкований просматривается понимание политики как области межгрупповых отношений по поводу использования власти, ее публичных институтов для реализации их общественно значимых интересов и потребностей.

Все это позволяет рассматривать политику в двух ее основных аспектах: во-первых, как средство организационного и духовного начала нового государственного устройства; во-вторых, в качестве регулятивно-контрольной сферы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций и взаимоотношения между странами.

Современное состояние политической науки позволяет рассматривать политику в условиях методологического плюрализма как многомерное общественное явление. В этой связи многие исследователи многомерность политики видят в том, что она выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:

  1. как сфера общественной жизни;

  2. как один из видов активности социальных субъектов, их совокупной деятельности и индивидуального поведения;

  3. как тип социальных отношений.

Из такого подхода вытекают следующие аспекты политики: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, связанная с регулированием интересов путем использования политической власти; совокупность вопросов или событий государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой.

Вышесказанное позволяет дать следующее общее определение политики. Политика – это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Характерными чертами политики являются:

  1. связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества в целом);

  2. любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства;

  3. связь с действиями и интересами больших масс людей;

  4. целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа и учета многообразия условий и компонентов политических действий;

  5. властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

Политика, обладая этими специфическими чертами, имеет характерные только для нее свойства. Они таковы: универсальность – способность сознательно увеличивать или уменьшать число объектов государственно-властного регулирования; инклюзивность – способность проникать в другие области общественной жизни. Есть и такое свойство политики – это способность сочетаться с неполитическими общественными явлениями и сферами.

Весьма сложной и многоуровневой является структура политики. Выделим узловые части структуры, наиболее полно характеризующие внутреннюю сущность политики.

^ Политический интерес как структура политики представляет собой внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

^ Политическая организация, отражающая роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.

^ Политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти.

Политическая деятельность, выступающая разновидностью социальной активности субъектов, действия которых выражают реализацию ими своих политических статусов.

^ Политическое сознание, характеризующее зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам.

Сложная структура политики определяет непростую схему ее взаимоотношений с другими сферами общественной жизни. Выделяются причинно-следственные связи, которые объясняют детерминированность происхождения и характера протекания политических процессов неполитическими (экономическими, идеологическими, культурными и другими) факторами; функциональные связи отражают взаимозависимость политики и других сфер жизни общества как относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов.

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы его жизнедеятельности. В современных обществах политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут нормально развиваться.

  1. ^ Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивая их ресурсами.

  2. ^ Функция мобилизации и эффективности общей деятельности. Политика формулирует ценностно значимые цели поступательного развития и обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти.

  3. ^ Управленческая и регулятивная функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных социальных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и влияет на них путем принятия политических решений. Согласно данной функции политика управляет социальными процессами и регулирует их, воздействуя на интересы групп, используя социальное принуждение и насилие.

  4. ^ Функция рационализации. Учитывая групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и осуществляет их цивилизованное разрешение.

  5. ^ Функция политической социализации. Благодаря вовлеченности индивида или группы политика включает личность в социальные отношения, наделяет ее опытом и навыками преобразовательной деятельности и эффективного выполнения политических ролей и функций.

  6. Интеграция различных групп и слоев общества в единое целое.

  7. Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком и природой.

  8. Обеспечение целостности общественной системы и порядка в обществе.

Эти функции наиболее полно раскрывают сущность политики и позволяют рассматривать ее в трех измерениях. Во-первых, институциональном как совокупности институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность, оформляются и функционируют властеотношения. Во-вторых, нормативном как совокупности ценностей и норм, целей и задач политической деятельности, зависящих от общих интересов социальных групп. В-третьих, процессуальном как системы действий по защите и реализации общих инте­ресов и целей по осуществлению власти и управлению государством.

Многогранность политики определяется и не менее сложной типологией. В современной науке выделяют различные типы политики: 1) директивная; 2) функциональная; 3) коммуникативная.

^ Директивная политика основана на прямом принудительном насилии. Это политика силы, в основе которой лежат принципы «игры с отрицательной суммой». Характерной чертой такой политики является риторизм, означающий нетерпимость и нежелание «поступаться принципами».

^ Функциональная политика акцентирует внимание на правилах игры, учитывающих разнообразие существующих социальных ролей и институтов. Это политика компромисса, основанная на логике «игры с нулевой суммой».

^ Коммуникативная политика это политика сотрудничества на принципах игры «с положительной суммой».

Далее классификация идет по следующим основным критериям. ^ Сферы общественной жизни здесь выделяются такие типы: экономическая, социальная, национальная, научно-техническая, экологическая, культурная, военная. Объект воздействия внутренняя и внешняя политика.

^ Субъект политики – государственная политика, политика партий, политика общественных организаций и движений. Приоритет деятельности (цель) – это политика нейтралитета, политика национального примирения, политика «открытых дверей», политика «большого скачка», политика компромиссов.

В жизни общества, особенно современного, большое значение имеет соотношение политики и морали. Являясь сферой социального выбора группы, индивидов, организаций, политика органично связана с моралью. Как известно, выбор проектов желаемого, будущего, значимость тех или иных целей, определение средств и методов их достижения основываются на моральных представлениях человека о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

Между политикой и моралью есть то, что их сближает, одновременно есть и то, что их различает.

Сближает их то, что и та и другая относятся к сфере социального выбора. Их содержание обусловлено влиянием множества факторов, начиная от исторических и социокультурных и заканчивая субъективными представлениями и случаем. Кроме того, надо сказать, что упорядочение поведения людей осуществляется при помощи нравственных и политико-правовых норм, которые являются общеобязательными для всех людей. Вот что их сближает.

Теперь посмотрим, каковы различия между ними. Нравственные и политические нормы различаются способом формирования и средствами реализации. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, совести, справедливости. Они становятся обязательными для всех по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические нормы устанавливаются государством и закрепляются в законах. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, а существуют в сознании людей. В большинстве случаев они соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписаний, благодаря внутреннему убеждению и силе общественного мнения. Нравственные нормы выступают в виде обобщенных правил поведения, свойственных для всех ситуаций, а политические нормы более детализированы и специализированы для конкретных участников политической жизни. Мораль и политика также различаются механизмом воздействия на общество. Так, мораль является разновидностью индивидуального регулирования с помощью наиболее общих правил поведения. Политика же обращена к общественным или групповым интересам и поэтому прямо не выражает индивидуальных особенностей.

В реальной практике взаимоотношения политики и морали намного сложнее и противоречивее. Как показывает исторический опыт многих цивилизованных государств, сбалансированного взаимодействия политики и морали можно добиться только в зрелом гражданском обществе, где соблюдение законов властью и индивидом является естественным следствием их культурного, цивилизованного и интеллектуального развития.

В истории чаще встречались две крайности. Первая, когда политика полностью подчиняла себе нравственные нормы и ценности. При этом потребности конкретного человека приносились в жертву интересам общества. В таком случае политическая целесообразность подменяла простые требования честности, порядочности, совести. Замена морали политикой привела к утверждению тоталитарных режимов. Вторая крайность выражается в слиянии политики и морали. Опираясь на вечные ценности, мораль снижает эффективность и результативность политических решений, и при принятии решений политиками всякий раз приходится соизмерять их с нравственными нормами общества.

Макиавелли определил сущность политики через «государственный интерес». Реализация «государственного интереса» предполагала, по Макиавелли, использование различных средств, даже самых жестоких. Однако еще раньше Аристотель утверждал, что политика и мораль неразделимы, поскольку целью политики является достижение общего блага, счастливой жизни для всех граждан.

В наши дни мы часто встречаемся с выражением, что политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело». Ответить на поставленный вопрос однозначно невозможно, поэтому с древних времен идет вечный спор. Смысл этого спора можно сформулировать следующим образом: выяснить, как в реальности должны соотноситься цели, средства и главным образом результаты политической деятельности; можно ли добиваться решения самых благородных целей насильственными методами; следует ли во имя достижения счастья большинства людей принести в жертву жизнь одного человека.

Как было сказано выше, политика как деятельность по руководству и управлению может быть ориентирована на реализацию интересов как всего общества, так и отдельной группы или личности. Субъекты политики в своих действиях нередко руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти ценности задают порой определенную направленность конкретным политическим действиям. Однако, как показывает историческая действительность многих стран мира, подобное взаимодействие политики и морали существует скорее идеально, нежели реально. На практике порой оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попав в политику и получив власть, постепенно утрачивают свои лучшие благородные качества, деградируют сами и разлагающе воздействуют тем самым на свое окружение, способствуя и его деморализации. В истории можно найти такой пример. Н. Чаушеску, бывший руководитель Румынии, за 20 лет своего «правления» «сколотил» свое личное состояние в размере 3,8 млрд фунтов стерлингов. Это состояние равно стоимости личного имущества английской королевы Елизаветы II. Но здесь надо учесть одно обстоятельство: монархи накапливали эти богатства в течение нескольких поколений, имея при этом определенные финансово-экономи-ческие основания. Вовсе не случайно Н. Чаушеску был расстрелян своим же восставшим народом прямо на центральной площади страны.

Напрашивается такой вопрос: в силу каких причин или факторов политики перерождаются в худшую сторону, утрачивая свои лучшие качества, которыми они обладали, когда шли к власти? Политологи, изучающие эти проблемы, выделяют такие причины этого неординарного явления.

Первая причина заключается, по их мнению, в том, что опережающий рост потребностей человека наталкивается на ограниченные возможности их удовлетворения и порождает желание осуществить их за счет других людей. Политика как раз открывает во многих случаях такую возможность, где идет распределение ресурсов и благ, статусов и привилегий с помощью власти. С помощью власти субъект политики может удовлетворить все свои искушения: в богатстве, в желании повелевать, в господстве над другими людьми.

Вторая причина – индивидуальные и общественные интересы, как правило, противоречат друг другу. Конкретно взятый человек живет в обществе и поэтому вынужден подчиняться тем правилам, которые сложились в нем. В такой ситуации в действие вступают две взаимоисключающие друг друга тенденции. Первая – общество как бы «репрессирует» индивидуальность и уникальность личности. Вторая – политика же предоставляет этой личности право выйти за пределы установленного общественного контроля.

Эта опасность развращения человека властью давно была подмечена в истории политической мысли. Выше мы отмечали взгляды по данному вопросу Аристотеля и Макиавелли. Мыслители прошлого пытались сдержать разрушающие начала политики с помощью морали. Они утверждали, что мораль является единственным и одним из наиболее важных институтов регулирования непростых отношений между людьми в сфере общественных и политических отношений. Линия концепции особого выделения морали как сдерживающего фактора у древних мыслителей была выстроена следующим образом: во-первых, обязательность моральных устоев основана на силе общественного мнения и внутреннем убеждении индивида в истинности данных правил; во-вторых, мораль согласовывает свободу и необходимость и снимает противоречие между личностью и обществом. Однако в бурный XX в. мораль постепенно утратила свои прежние позиции и политика стала в большей степени аморальной, так как произошло слияние политики и морали. Мораль теперь снижает уровень результативности политических решений. Выход из этого замкнутого круга двести лет тому назад предложил президент США, автор Декларации независимости США Томас Джефферсон, который утверждал, что искусство управления состоит в искусстве быть честным. Но в политике выполнить данное требование не очень просто. Удержаться от соблазна получения благ за счет других, от искушения богатством, славой, привилегиями для большинства политиков, к сожалению, оказывается невозможным.

По поводу соотношения политики и морали определенно высказывался также Макс Вебер. Полагая, что особенностью политики является опора на силу, он пытался «примирить» мораль и насилие установлением границ сферы их действия. Он утверждал, что до принятия политического решения политик может руководствоваться своими идейными убеждениями и моральными принципами. Однако при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах. Выбор между меньшим злом и неукоснительным соблюдением своих моральных принципов остается за политиком. Поэтому единого морального кодекса нет, в каждой конкретной ситуации политик сам выбирает свою модель поведения.

В современных условиях, говоря о проблемах контроля и нравственности в политике, предлагают двоякую систему мер: во-первых, когда с помощью права определяется критерий гуманности политики; во-вторых, меры контроля за деятельностью политических институтов, когда они должны не просто уважать права и свободы граждан, но и гарантировать их защиту.


^ 1.2. Политология: объект, предмет, методы и функции


Человек – существо политическое. Эта истина была сформулирована еще великим древнегреческим философом Аристотелем. С древних времен каждый человек в той или иной мере оказывается вовлеченным в политические отношения как подданный того или иного государства, член той или иной социальной общности. Эта политическая вовлеченность существовала уже в условиях древневосточных деспотий, хотя большинство их населения и не осознавало собственного участия в политических процессах. В наибольшей степени она проявляется сегодня в условиях демократических обществ, когда все взрослые дееспособные граждане через различные механизмы (выборы, референдум, массовые акции, консолидированное общественное мнение и др.) участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей.

Политика тем или иным образом затрагивает интересы всех людей. Вопрос заключается в том, насколько сознательно или бессознательно каждый человек оказывается субъектом политических отношений, насколько он обдуманно делает свой политический выбор при выборах в органы государственной власти, понимает ли он последствия своего того или иного действия, участвуя в каких-либо общественных акциях протеста или поддержки. Изучение политологии призвано помочь молодым людям самоопределиться в политической жизни, чтобы не стать объектом манипулирования со стороны политических лидеров, партий и движений, средств массовой информации и коммуникации.

Политология – одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она завершила процесс институциализации и оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х гг. ХХ в. Институциализация же любой научной дисциплины предполагает прохождение ею определенных этапов развития: 1) накопление теоретического и эмпирического материала в рамках родственных наук; 2) проведение специализированных научных исследований и публикация их результатов; 3) создание специализированных научных изданий; 4) подготовка кадров, создание научных и учебных заведений; 5) формирование научного сообщества ученых и преподавателей данной дисциплины, объединенных в национальные и международные ассоциации. Все эти необходимые этапы становления прошла и политология.

Политология, как следует из буквального перевода самого этого слова, – наука о политике. Такая ее общая трактовка обычно не вызывает особых возражений, хотя вопрос о том, в каком объеме политология изучает политику, является дискуссионным. Исследователи трактуют эту проблему по-разному, и в этой полемике выделяются следующие основные позиции.

1. Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также других политических явлений. Как указывает англо-американский «Словарь политического анализа», к нынешнему этапу развития политологии ее предметное содержание значительно расширилось и обычно включает «управление на национальном и местном уровнях; сравнительный или межстрановый анализ»; политику и политическое поведение; публичное право и судебно-правовое поведение; публично-административную деятельность и организационное поведение; международные отношения. При таком подходе политология – дисциплина, однопорядковая с политической социологией, политической философией, политической психологией, т.е. одна из наук о политике.

2. Политология – единая наука о политике. Однако она включает не все знания об этой сфере общественной жизни, а лишь те, которые опираются на строго научные, преимущественно эмпирические методы. В состав политической науки не входят такие общетеоретические дисциплины, опирающиеся на нормативный, ценностный подход, как политическая философия, политическая этика, история политических идей и другие. Эта точка зрения представлена сторонниками бихевиоризма, о котором речь пойдет ниже. Бихевиористы отрицают подлинную научность предшествующих политических теорий и уподобляют политологию естественным наукам, основанным на точных эмпирических, математических, кибернетических и тому подобных методах.

3. Политология – общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включая весь комплекс наук о политике и о ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов (прежде всего государства и права) и процессов и т.д. Понимаемая в подобном значении политология тождественна экономической науке, социологии, философии и другим интегральным наукам, объединяющим соответствующие комплексы знаний о тех или иных сферах жизнедеятельности.

Итак, политология представляет собой единую, интегральную науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом. Дать более конкретное общее определение этой науки практически невозможно. Это вызвано прежде всего чрезвычайной многозначностью термина «политика», возможностью различных способов ее описания, а также дискуссионных представлений о предмете политологии. Учитывая все вышесказанное, некоторые авторы предлагают вообще отказаться от попыток дать этой науке общепризнанное определение.

^ Наука – это особый способ познания и объяснения челове­ком объективного мира. Метод – это способ познания объекта, в науке он выполняет роль проводника: ведет исследователя по различным закоулкам изучаемого объекта, позволяет увидеть недоступное непосредственному наблюдению.

В политологии используются три группы методов: теоретические, эмпирические и общенаучные (логические).

^ Теоретические методы представляют собой сложные абстрактные конструкции политической реальности и политического поведения. Они предназначены для извлечения такого знания о политике, которое недоступно непосредственному наблюдению. Теоретические методы не только задают логику познания, но и формируют категориальный аппарат науки.

К первой группе теоретических методов относятся: структурализм в основе этого метода лежит убеждение, что в обществе и в политике есть устойчивые социальные и политические образования – структуры; функционализм в отличие от структуралистского подхода акцентирует внимание на выявлении факторов взаимозависимости политических институтов, организаций и других элементов политической реальности; системный анализ ориентирует исследователей на конструирование политики как структурированной целостности, взаимодействующей со своей окружающей средой; топологический метод (от греч. topos – место) – это когда политика рассматривается в категориях политического пространства или политического поля.

Вторая группа теоретических методов ориентирована на объяснение политического поведения. Часто эту группу называют бихевиористским (от англ. вehaviour – поведение), или поведенческим, методом. На самом деле методов, моделирующих поведение человека, много. Они создавались главным образом социологами и психологами, но в настоящее время успешно применяются при изучении различных видов политических действий. Одним из них является бихевиоризмэто методологический подход, основанный американским психологом Б.Ф. Скиннером. В основе этого подхода лежит предположение, что поведение человека есть реакция на различные раздражители, стимулы. Каждый теоретический метод имеет свои достоинства и ограничения. К достижениям метода относятся создаваемые им возможности описать, объяснить, проанализировать тот или иной сегмент политической реальности.

^ К эмпирическим методам относятся: метод наблюдения, опрос, контент-анализ, метод «фокус-группы», или групповой дискуссии.

Эмпирические методы в политологии играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам, задающим общую направленность любого научного исследования, стремящегося не столько к поиску факта, сколько к его объяснению, к поиску зависимостей между фактами, выявлению тенденций развития.

^ Общенаучные, логические методы. В ходе развития общего научного знания и прежде всего в рамках философской традиции сложились единые для всех наук методы познания и объяснения объективной реальности. Логические методы представляют собой универсальные правила, устанавливающие соответствующие процедуры для достижения рациональных выводов. К ним относятся: определение и классификация, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический анализ и др.

Можно выделить теоретико-познавательную функцию политологии. Ее смысл заключается в том, что данная научная дисциплина расширяет и углубляет знания людей о политической реальности, позволяет увидеть важные тенденции политического развития общества, механизмы функционирования политической системы, факторы воспроизводства политической культуры и многие другие явления и процессы, которые невозможно познать и объяснить на уровне обыденного познания. Только политология с ее постоянно развивающейся методологией позволяет проникать в глубинные пласты политической реальности, объяснять сложную природу политических феноменов.

^ Инструментально-практическая функция политологии заключается в том, что создаваемая и постоянно развивающаяся система политологического знания может подсказывать людям эффективные способы достижения поставленных целей, обосновывать и предлагать рекомендации для выработки политических управленческих решений. Современное политическое и государственное управление, поиск путей выхода из политического конфликта, проведение избирательной кампании не могут быть эффективными без предварительной диагностики политических проблемных ситуаций.

Наука должна помогать людям не только видеть и понимать настоящее, но и обладать прогностическим потенциалом. ^ Прогностическая функция политологии заключается в возможности политической науки конструировать гипотетические модели развития наблюдаемых в настоящее время тенденций, делать обоснованные предположения по поводу различных вариантов развития политических событий, предвосхищать последствия принимаемых управленческих решений.


Вопросы для контроля


1. В чем отличие политики от других сфер общественной жизни?

2. Назовите объект и предмет политологии.

3. В чем проявляется специфика политологии как самостоятельной науки?

4. Определите соотношение понятий «теоретическая» и «прикладная» политология.

5. Какие основные этапы прошла в своем развитии политическая наука? На какой период приходится формирование ее как самостоятельной науки?

6. С чем был связан очевидный застой в развитии теории и методологии политических исследований в советский период?

7. Какое место занимает политология в системе гуманитарного знания?

8. Перечислите специфические методы политологического исследования.

9. Кто, по вашему мнению, прав: те, кто считает, что в политике должна преобладать мораль, или те, кто полагает, что в политике должна господствовать целесообразность? Аргументируйте свой ответ.

10. Охарактеризуйте функции политологии.






оставить комментарий
страница1/12
Дата25.09.2011
Размер3,05 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх