Предмет тгп – это наиболее общие закономерности, возникновения, становления, функционирования и развития государства и права государственно-правовых явлений icon

Предмет тгп – это наиболее общие закономерности, возникновения, становления, функционирования и развития государства и права государственно-правовых явлений


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа вступительного экзамена по специальности 12. 00...
Теория права включает в себя следующие основополагающие вопросы: происхождение права...
Предмет, метод, периодизация истории отечественного государства и права...
Предмет и методология теории государства и права предмет теории государства и права...
Утверждаю
Утверждаю
Рабочая программа по дисциплине Проблемы теории государства и права для специальности 030501...
Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. Ф...
Программа по теории государства и права для вступительных экзаменов собеседования лиц...
Учебно-методические материалы по дисциплине «Теория государства и права» для студентов дневного...
Вопрос №1 Понятие и предмет тгп...
Программа итогового (государственного) экзамена по направлению 521400(030500...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9
1.Предмет теории государства и права



Каждая наука имеет свой предмет исследования: строго определенный круг изучаемых явлений и их закономерностей. Объектом исследования ТГП являются государство и право, которые изучаются и другими науками, например, философией, политологией и т.д. Часть объекта (государство и право), которая изучается данной наукой и будет являться предметом ТГП. Каждая наука имеет свой объект и предмет изучения. Понятие объекта науки шире, чем понятие предмета, поскольку объект может быть общим у ряда наук, а предмет у каждой науки свой. Этим она отличается от других наук.

^ Основа предмета ТГП – общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

ТГП имеет свой предмет изучения, (предмет отвечает на вопрос – что наук изучает).

Предмет ТГП – это наиболее общие закономерности, возникновения, становления, функционирования и развития государства и права государственно-правовых явлений.

Элементы предмета:

  1. Изучение общих черт, признаков, присущих государству и праву любого типа и любой системы (например, признаки государства: территория, население, власть, суверенитет и т.д.).

  2. Изучение общих закономерностей генезиса (происхождения) государства и права (например, на формирование государства и права оказали влияние экономические, политические, социальные и др. явления).

  3. Изучение общих закономерностей, принципов, механизмов развития и функционирования государства и права (ТГП рассматривает не только процессы функционирования современного государства и права, но также перспективы развития данных явлений в будущем).

  4. Формирование понятийного аппарата государственно – правовых явлений. ТГП формирует понятия, определения, юридические конструкции, позволяющие уяснить сущность государственно – правовой действительности.


Особенности предмета ТГП как науки выражаются в следующем:

- ТГП изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.

- Содержание предмета ТГП составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

- Предмет теории составляют государство и право в их единстве, т.к. они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолировано не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.

ТГП является комплексной дисциплиной, которая изучает вместе и государство и право по следующим причинам:

    • Государство и право возникает одновременно в силу одних и тех же причин.

    • Государство и право развивается параллельно.

    • Государство и право не могут существовать друг без друга.

Хотя ряд ученых разделяют данную науку на 2 самостоятельные дисциплины теорию права и теорию государства.


Вывод: ТГП в системе всех юридических наук занимает базовое место, поскольку изучает все государственно-правовые явления в самом обобщенном виде, поскольку дает определение всех юридических категорий и представляет собой самый высокий уровень теоретической систематизации всех юридических знаний.


2. Методология теории государства и права : понятие, классификация, характеристика основных методов

Методология представляет собой совокупность принципов и методов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений.

Принципы:

  1. Историзм. Требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

  2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально.

  3. Конкретность. Данный принцип требует от ТГП точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.

  4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Плюрализм познания означает, что учитывается не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.

Методы: Метод- это совокупность средств, приемов и способов познания. Если предмет отвечает на вопрос: «что наука изучает», то метод «как, Каким образом она это делает».

Выделяют три группы методов исследования предмета ТГП:

1. Общие научные методы – это те методы, которые используют всеми науками.

  • Общефилософский метод познания (метод материалистической диалектики) – этот метод позволяет изучать все явления окружающего мира в их взаимной связи и взаимообусловенносвти. метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

  • Средства и приемы логики: - Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. - Синтез – соединение элементов в единое целое. - Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. - Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). - Дедукция – умозаключение от общего к частному (фактам).- Аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения. - Абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях. - Моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.

2. Специальные методы исследования:

  • Системный – в его основе лежит рассмотрение объектов как систем; он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. (система права, структура механизма государства).

  • Сравнительный – метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, ступени и тенденции их развития. (сравнение различных явлений между собой).

  • Функциональный – метод исследования, позволяющий проникнуть в сущность явления посредством изучения его функций. (функции государства, функции права).

  • Статистический – состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества.

  • Математический – состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов.

  • Конкретно-социологический – состоит в исследовании права и государства на основе фактических данных: опрос; анкетирование; интервьюирование; наблюдение.

3. Частно-научные методы.

    • Сравнительное правоведение – это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов.

    • Правовой эксперимент – это апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах

    • Правовое прогнозирование – это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений

    • Формально-юридический – метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т.д.).


3. Место теории государства и права в системе общественных наук.


Наука – это сфера человеческой деятельности, включающая как выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Виды наук по характеру знаний: естественно-математические и технические и общественные (гуманитарные).

Общественные (гуманитарные) науки:

1. Юридические – система взглядов об общих и частных понятиях – юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

2. Иные науки:

  • Философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

  • Социология – науке об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах.

  • Политология – наука о политике, ее формах, процессах, объединениях, средствах достижения политической и государственной власти.

  • Другие.

Юридические науки:

      1. Историко-теоретические: Теория государства и права, История отечественного государства и права, История государства и права зарубежных стран, История политических и правовых учений.

      2. ^ Отраслевые юридические науки: Конституционное право, Административное право, Гражданское право, Семейное право и т.д.

      3. Специальные (прикладные) юридические науки (это науки, которые используют научные данные и достижения других наук применительно к юриспруденции): Криминалистика, Судебная психиатрия, Судебная медицина, Юридическая психология и т. д.

      4. ^ Межотраслевые науки: Хозяйственное право, Криминология, Прокурорский надзор и др.

      5. Международное право: Международное публичное право и Международное частное право.

Таким образом, ТГП является:

  • общественной наукой, т.к. изучает такие общественные явления как государство и право;

  • юридической наукой, т.к. изучает только государственную и правовую стороны общественной жизни;

  • теоретико-правовой наукой, т.к. выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

^ ТГП рассматривается в тесной взаимосвязи с историко-теоретическими дисциплинами. Их общность состоит в том, что рассматривают государство и право в целом; изучают все ранее существовавшие типы государства и права; исследуют причины возникновения государства и права и закономерности их развития. Взаимодействие ТГП и исторических юридических наук проявляется, с одной стороны в том, глубокое изучение обобщение исторического материала необходимо для более полного и всестороннего исследования общетеоретических государственных проблем и определения закономерностей исторического развития государства и права. С другой стороны, история государства и права опирается на выводы и обобщения, которые дает ТГП.

^ ТГП и отраслевые юридические науки. По отношению к ним ТГП выступает как общеправовая наука. Значение ее для наук, изучающих отрасли права, выражается, прежде всего, в том, что она является методологической, базовой наукой в системе юридических наук. Ее выводы, общетеоретические положения являются основой для решения специальных вопросов отраслевых наук. Вырабатывая свою отраслевую теорию, эти юридические науки исходят из методологических положений ТГП.


ТГП далеко не единственная наука и учебная дисциплина, объектом исследования которой являются государство и право. Изучением последних занимаются и другие дисциплины. Среди них важное место занимают неюридические отрасли знаний, такие как философия, политология, экономические науки, социология и социальная психология.

^ Соотношение ТГП с философией. Философия – наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняются как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление, процесс познания. С ТГП у нее весьма глубокая и многогранная связь. Она прослеживается по многим направлениям.

ТГП широко использует, в частности, философские категории и всеобщие понятия, выработанные в течение многих столетий представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития совершенствования постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается ТГП вместе с другими юридическими науками и который помогает ей сформулировать общие принципы государственно-правового развития общества.

Среди философских категорий, которые активно применяются в ТГП, в качестве примеров можно назвать такие, как «отношение», «функции», «прогресс», «свобода», «развитие», «эволюция», «связь» и др. Широкое использование философских категорий и понятий имеет не только теоретическое, но и методологическое значение.

Весомую роль в развитии ТГП играет также широкое использование ею философских законов и закономерностей, философский, мировоззренческий аспекты. Не следует забывать, что философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека.

Наряду с философией ^ ТГП имеет тесные связи и с политологией. Политология – это наука, занимающаяся изучением всего многообразия политического мира, именуемого политикой: общие законы развития политических явлений, институтов и учреждений, вопросы политической власти, политической системы, политической идеологии, политического режима и др.

Используя политологические данные, ТГП рассматривает государственно- правовые явления не только с точки зрения их внутреннего строения, формы, сущности, но и под углом зрения их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений, институтов и учреждений. В процессе проведения политологических исследований и изучения курса политологии широко используются, наряду с собственно политологическим материалом, также положения и выводы, сделанные специалистами в области ТГП (это касается, например, вопросов понимания государства и государственного механизма, проблем определения политической власти, форм и функций государства и др.)

^ Неразрывная связь существует также между ТГП и экономическими науками. Так, например, опираясь на основные выводы и положения, сформулированные экономическими науками, ТГП исходит из предпосылки, что экономика, материальный базис общества оказывают в конечном счете решающее воздействие на процесс формирования и развития соответствующей им надстройки, одной из составных частей которой являются государство и право.

^ ТГП также тесно связана с социологией. ТГП опирается в своем развитии как на общую социологическую теорию и методологию, изучающую закономерности функционирования общества в целом, так и на частные социологические теории, имеющие дело с закономерностями развития отдельных сфер жизни общества. Также ТГП использует в процессе изучения государственно-правовых явлений, институтов и учреждений выводы и обобщения, сделанные в рамках социологии политики и социологии права.

^ Прослеживается связь ТГП и социальной психологии .Имея предметом изучения общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права, ТГП не может решать свой задачи без учета достижений социальной психологии, без знания социально-психологических особенностей отдельных социальных групп и всего общества в целом. Попытки определения уровня правового сознания общества, степени развития правовой культуры населения, эффективности правотворчества и правоприменения в той или иной стране – все это и многое другое можно успешно решить лишь при условии широкого использования достижений социальной психологии.

4. Основные теории происхождения государства


В литературе существует достаточное количество теорий происхождения государства. Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, т.к. этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этом. Отсюда различные теории возникновения государства.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье, Лебюфф, Эйве, Кост-Флоре). По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима, главным образом от религиозных организаций и деятелей. Каждый обязан подчиняться государству во всем. Неравенство людей предопределено божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивление наместнику Бога на земле, отказ подчиняться государственной власти может расцениваться как непослушание Богу. Придавая государству и государям ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям. Вместе с тем данная доктрина слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, т.к. в основном построена на вере.

Таким образом, государство создано Богом, царь – это наместник Бога на земле, его власть производна от власти божественно, а потому обожествляется.

Патриархальная теория происхождения права. К наиболее известным представителям данной теории относятся Аристотель, Филмер, Михайловский и др. Они обосновывают свою теорию на тои, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Последующий рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит в конечном итоге к образованию государства. Отсюда власть государя – продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Подданным предложено покорно подчиняться государю, всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота государя способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Таким образом, государство образовалось в результате разрастания института семьи, царь – это «отец» в разросшейся семье, он выполняет такие же функции, как и отец в семье.

Договорная (естественно-правовая) теория происхождения государства возникла в ХVΙΙ – ХVΙΙΙ вв., в наиболее завершенном виде представлена в трудах Гроция, Руссо, Радищева, Гоббса, Локка, Дидро, Пестеля. Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в естественном первобытном состоянии. Государство – рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные индивиды превращаются в единый народ. В итоге у государства и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, и ответственность за невыполнение последних. Человеческое общество заключает два договора: один – между членами данного общества о необходимости создания государства, а второй – между обществом и государством о разграничении прав и обязанностей. По второму договору люди передают государству часть своих прав и свобод, при этом оставляют за собой естественные и неотчуждаемые права и свободы, все остальные передаются государству. У людей – членов общества появляется право на революцию, т.е. на свержение государства, которое их права и свободы нарушает.

Достоинством данной теории является разработка концепции естественных и неотчуждаемых прав и свобод, но основным недостатком – схематичное представление о процессах происхождения государства.

Теория насилия по вопросу о происхождении государства возникла в ХΙХв. и представлена в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского. Причину происхождения государственности они видели в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. В древности все племена делились на сильные и слабые. Сильные племена в результате акта насилия (захвата) порабощали слабые племена, взамен получая новые территории, людей и т.д. Поэтому выгода для сильного племени от завоевания очевидна. Более того, слабое племя было само заинтересовано в данном захвате, поскольку сильное племя ему обеспечивало защиту и покровительство, его больше никто не разорял и не завоевывал. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Насилие и подчинение являются основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. Достоинством данной теории является разработка фактора насилия, как одной из реальных причин образования государства, но недостатком – отсутствие учета других немаловажных факторов и причин происхождения государства.

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине ХΙХ в. и изложена в трудах Спенсера, Вормса, Прейса, Блюнчли. По мнению представителей данной доктрины государство – это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны взаимосвязям частей живого организма, т.е. государство – продукт социальной эволюции, которая выступает лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.

Материалистическая теория происхождения государства. (экономическая или классовая) К ее представителям относятся Маркс, Энгельс, Ленин. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики имели следующие причины:

- три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности.

- возникновение избыточного продукта, который привел к возникновению частной собственности.

- в результате появления избыточного продукта и частной собственности общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

- важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.

Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру – государство, которое прежде всего служит инструментом реализации воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целого организма.

Психологическая теория происхождения государства. Среди наиболее известных ее представителей можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда, Фромма, Цицерона, Коркунова и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, а других – подчинять, быть образцом для подражания. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам и др. Их магическая сила, психическая энергия создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство. Государство – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.

Теория инцеста (Леви-Строс). Запрет инцеста (кровосмешения) является исходным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновении государства.

Гидравлическая (ирригационная) теория (Витфогель). Государство возникает из необходимости организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений.

Не одна из этих теорий не является господствующей, т.к. каждая, отдельная теория рассматривает только одну причину происхождения государства не учитывая при это другие причины, поэтому все эти теории необходимо рассматривать в комплексе.

Вообще государство объективно произошло в результате следующих причин:

  1. общественное разделение труда (появление скотоводства, земледелие, ремесла и торговли)

  2. появление частной собственности.

  3. появление избыточного продукта, которой отдавался частично лицам осуществляющим жреческие функции, военные, мелко-управленческие.

  4. в результате разделения функции. Складываются два класса – управленцы и управляемые. Управленцы создают государственные структуры для управления.

Данные причины происхождения государства были разработаны в рамках марксистской теории.


5. Основные закономерности возникновения государства у различных народов


1. Возникновение государства представляет собой достаточно длительный исторический процесс.

2. Государство возникает объективно (не возникнуть на определенном этапе развития общества оно просто не может).

3. Государство возникает там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку возникающие внутри общества, а также между обществом и природой противоречия объективно примирены быть не могут.

4. Возникнув на определенном этапе развития общества, государство будет в обозримом будущем неизменным его спутником.


В литературе выделяют 2 пути к возникновению государств у различных народов.

  1. Восточный путь (Индия, древний Египет, древний Вавилон). В основе образования государств лежит «азиатский способ производства», т.е. ирригационное хозяйство. Ирригационная теория (гидравлическая). Витфогель. Государство возникло в результате необходимости управлять огромными массами населения при строительстве ирригационных (поливочных) сооружений.

  2. Западный путь образования государств. Государства образовались в результате реформирования. Западный путь подробно исследован в работе Энгельса «Семья, частная собственность и государство». Были выделены 3 пути образования государств:

- Древнегреческое государство образовалось классическим путем в результате реформ Тезея, Солона и Клисфена, на основании которых, все население делилось на классы, а территория городов-полисов на демы для организации народных собраний.

- Древнеримское государство. Государство в Древнем Риме образовалось в результате борьбы плебеев и патрициев. Патриции – это римская аристократия, а плебеи – бесправное пришлое население. Согласно реформе Сервия Тулия плебеи были введены в состав римского населения. В основе реформы лежало деление общества на слои по имущественному цензу (6 разрядов). Территория Рима делилась на филы для организации народных собраний (курии, трибы). В итоге была создана система управления.

- Франкское государство (Древнегерманское государство) образовалось в результате захвата территории западной Римской империи кочующими германскими племенами (готы, франки, бургуны и т.д.). Для того чтобы управлять захваченными территориями и людьми, необходимо было создать государство (теория насилия). (Теория насилия. Дюринг, Глумпович, Кауцкий. Государство образовалось в результате акта насилия – захвата; сильное племя захватило слабое и в целях управления им создавало государственные структуры, управленческие структуры, слабое племя само заинтересовано в данном захвате, чтобы далее не быть завоеванным, разоренным).

Таким образом, в основе восточного пути лежит ирригационная система хозяйствования, а в основе западного теория насилия и реформы.


6. Теория насилия как одна из теорий происхождения государства





оставить комментарий
страница1/9
Дата25.09.2011
Размер1.56 Mb.
ТипЗакон, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9
плохо
  2
средне
  1
хорошо
  1
отлично
  7
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх