Общая характеристика работы. Актуальность темы исследования icon

Общая характеристика работы. Актуальность темы исследования


1 чел. помогло.
Смотрите также:
1. общая характеристика работы актуальность темы...
1. общая характеристика работы актуальность темы исследования...
Общая характеристика работы актуальность темы исследования...
Общая характеристика работы актуальность темы исследования...
I. общая характеристика работы актуальность темы исследования...
Общая характеристика работы актуальность темы...
Общая характеристика работы актуальность темы исследования...
I. общая характеристика работы актуальность темы исследования...
Общая характеристика работы актуальность темы исследования...
I. общая характеристика работы актуальность темы исследования...
I. общая характеристика работы актуальность темы исследования...
Общая характеристика работы актуальность темы исследования...



Загрузка...
скачать




Общая характеристика работы.


Актуальность темы исследования. Настоящая диссертация посвящена исследованию вопросов зарождения, и формирования осетинского казачества как составной части одного из типичных районов расселения казаков на Тереке.

В последнее время возросло число публикаций по истории казачества вообще, однако среди авторов многочисленных статей, очерков, эссе и книг профессиональные историки – исследователи занимают весьма скромное место. В целом во всей литературе полностью отсутствует история создания «инородческих» казачьих формирований, представляющих собой принципиально новую казачью структуру. Следует заметить, что в России подобные воинские формирования были типичны практически для всех охваченных правительственной колонизацией районов – Поволжья, Урала, Сибири, в том числе Северного Кавказа, который XVIII в. был составной частью России, по крайней мере, в той части, что была охвачена казачьей колонизацией.

Века общей истории, общих войн, общей религии породили в осетинском казачестве умение приспосабливаться к новым условиям, не отказываясь при этом от своего индивидуального или национального. В сегодняшнее непростое время, которое изобилует обстоятельствами, толкающими к распрям и к уничтожению настоящего во имя прошлого или будущего, актуальность приобретают и исследования о роли в казачьих войсках « инородческих» в частности осетин, взаимно обогативших два народа. Как известно, на окраинах казачество было проводником русской культуры, русского языка, русской государственности и в этом неоспорима его роль в создании осетинских казачьих формирований, известных беззаветной преданностью России, как при внешних осложнениях, так и в периоды внутренних смут.

В сражениях росло боевое содружество, которое подкреплялось традиционной для осетин взаимной выручкой, осознанным чувством солидарности. Однако у этих отношений не только прошлое, но есть и настоящее, где в угоду предвзятым тенденциям следует остерегаться потерять подлинные факты создания осетинских казачьих формирований, их роль и предназначение в истории Отечества. Подчеркивая актуальность работы нельзя не заметить, что на региональном уровне по сей день, нет конкретного достоверного материала, отражающего историю отдельных казачьих регионов и «войск».

Разработка казачьей проблематики на уровне кандидатской диссертации, на наш взгляд, является наиболее продуктивной для подготовки новых обобщающих трудов по истории казачества.

^ Объект исследования. Как известно, «полное подчинение» терского казачества Российскому государству произошло лишь во второй половине XVIII в. Задолго до этого существовали немногочисленные казачьи формирования состоящие из представителей горских народов, в том числе и из осетин Терско - Кизлярского войска в составе 170 человек и Моздокской казачьей команды, насчитывающей около 50 человек.1 Созданием Терского семейного войска, Кавказской линии, осетинских казачьих станиц и воинских формирований российское правительство стремилось прочно закрепиться в регионе. Отношения между горцами и казаками носили воинственный характер, столкновения между их отрядами то затихали, то разгорались, часто обе стороны оказывались втянутыми в войны, которые вела Россия на Кавказе в геополитических интересах.

Объектом нашего исследования и является история осетинских казачьих формирований, появление станиц Черноярской, Новоосетинской, Николаевской, Луковской их роль и значение в истории Отечества.

^ Хронологические рамки исследования. Работа охватывает период XVIII – первой четверти XX вв. В обозначенных рамках дана история службы осетин в Терском Казачьем Войске.

Участием осетинского казачества в войнах России заканчивается данное исследование.

^ Территориальные рамки исследования охватывают как бывшую Терскую область, являющуюся районом традиционного проживания терского казачества и других социальных групп русского народа - « иногороднего» крестьянства, так и большинства народов Северного Кавказа - кабардинцев, осетин, чеченцев и т.д. В рамках административно – территориального деления Терская область включала район Кавказских Минеральных Вод и ряд станиц по Тереку и его притокам - Подкумку и Куме, Кабардино-Балкарскую республику, Республику Северная Осетия-Алания, Республику Ингушетия, Чеченскую республику, а также присоединенные в советское время к Дагестану равнинные районы на севере нынешней Республики Дагестан - Кумыкскую плоскость (междуречье Сулака и Терека), устье Терека и междуречье Терека и Кумы, включая Ногайскую степь. Терская область являлась единым социально- экономическим комплексом на Северном Кавказе, сложившимся в результате длительного развития в составе Российского государства и отличавшимся многонациональностью. Это обусловливало сложность межэтнических контактов, нередко выливавшихся в конфликты.

^ Степень научной разработанности проблемы. Ряд работ, посвященных истории Терского казачества, был опубликован до 1917г. Имеются в виду труды И.В. Бентковского, Е.Н. Максимова, В.А. Потто, Г.А. Ткачева, М.А. Караулова, Ф. С. Грибенца и некоторых других авторов.2

В большинстве этих работ история «войскового сословия» на Тереке представлена в идеализированном и верноподданническом по отношению к императорской власти виде. Наиболее показательна в этом отношении монография И.В. Попко « Два века терского казачества». В ней подробно рассмотрены и многие социокультурные аспекты жизни терцев. Вместе с тем ряд исследователей на Северном Кавказе более критично и всесторонне рассматривали проблематику как внутрисословной жизни терцев, так и их отношения с соседними горскими и степными народами края. Такой подход был наиболее характерен для М.А. Караулова и Г.А. Ткачева. Следует отметить, что при всех разногласиях между самими исследователями, авторов объединяли претензии к российской власти по земельному вопросу.

В то же время в дореволюционных работах авторов отсутствуют четкие и действенные рекомендации по разрешению злободневного земельного вопроса в крае. В дореволюционный период горские народы почти не имели своей интеллигенции (за исключением осетин), поэтому в то время, подавляющее большинство работ по истории края принадлежало русским ученным, но в более поздний период появились работы осетинских исследователей, таких как Б.А. Калоев, Ю. Зопоев, Б.П. Берёзов и др3.

Казачество на Тереке упоминалось некоторыми историками, прежде всего как реакционная сила. При этом собственные интересы Терского казачества, как и осетинских казаков, являвшихся её составной частью, практически не изучались, а если и упоминались, то исключительно с негативных позиций. Выгодно выделяется среди них фундаментальное историческое исследование, посвященное казачеству,- труд Л.Б. Заседателевой «Терские казаки»4. Монография дает основательные представления о социально- экономической организации казачества от казачьей общины – «курень»- до руководящих структур войска, а также социокультурных особенностях. Работа раскрывает значение и роль этой этнической группы русского народа для реализации планов России на Северном Кавказе. В советское время история казачества вообще исследовалась с откровенно идеологизированных позиций и в подходах к изучению казачества доминировали тенденции «разоблачительного» свойства, искажавшие существо этого сложнейшего общественного явления.

Если сравнивать с Доном и Кубанью, социальные отношения в Терской области насилии более острый и противоречивый характер. В работе также рассматривается процесс формирования казачества, уделено достаточно внимания вопросам их семьи и быта. Автор привлекает большой корпус источников и литературы. Таким образом, работа Л.Б. Заседателевой стала серьёзным вкладом в историческую науку. Казачья проблематика пополнилась весомыми работами И. Л. Омельченко и Н.Н. Великой, которые также рассматривают процесс формирования кавказского казачества, размещение его на территории области, уделяют внимание хозяйственно - культурному типу5.

Данная проблема косвенно затронута и в работах Г.Т. Дзагуровой. Герои её исследований предстают не только блестящими воинами, но и внесшими посильный вклад в просвещение осетинского народа.6 Монографические работы известных кавказоведов, рассматривают различные моменты русско-осетинских, русско-кавказских отношений XVII – XIX вв. Наиболее известными, на наш взгляд, являются исследования профессоров: Н.А. Смирнова, Г.А. Кокиева, М.М. Блиева, И.И. Якубовой, В.Б. Вименбахова, Б.К. Мальбахова, К.Ф. Дзамихова, а также историка В.И. Лариной7. В этих работах анализируются сложные вопросы взаимоотношений народов Кавказа с Российским государством. Тематически эти работы близки друг другу, содержательны и интересны. В них отражены внешняя и внутренняя политика России, а также социальная борьба, межэтнические, горско - казацкие отношения.

Следует отдельно отметить, что в изучении исследуемой проблемы большой интерес представляет докторская диссертация Б.К. Мальбахова8. С учетом достижений отечественного и зарубежного кавказоведения автор дает обоснованную характеристику исторического сближения Кабарды и России, сыгравшего важную роль в посреднической деятельности во взаимоотношениях России с северокавказскими народами. Особо ценным для нас является первый параграф четвертой главы «Строительство

Моздокской крепости и обострение обстановки в Кабарде». Здесь автор рассматривает важный для народов Северного Кавказа вопрос о строительстве военной крепости Моздок (1763г.) и вызванный этим фактом ряд событий, положительно сказавшийся на развитии дальнейших отношений между Осетией и Россией.

Безусловно, заслуживает внимания работа историка М.А. Цаллагова «На войне Дунайской»9. Автор много лет посвятил отбору и изучению архивного и полевого материала о войне с привлечением большого числа источников. Используя достоверные факты, М.А. Цаллагов воссоздал героическую картину прошлого не только о дивизионе осетинских всадников, который прошел славный боевой путь в русско – турецкой войне 1877-78 гг. и был удостоен Георгиевского штандарта, но и о казачьих формированиях в Осетии, внесших весомый вклад в победу над турками.10

^ Цель диссертационной работы. В диссертационном исследовании дан анализ формирования осетинского казачества, на конкретной социально - исторической почве, а также определены его место и его роль в составе Кавказско - казачьих войск.

Автор диссертации ставит также своей целью комплексное исследование причин появления казачьих станиц, в том числе и осетинских, включая вопросы социально-экономического и культурного развития казачества на Северном Кавказе, массового участия осетин-казаков в войнах с Турцией 1877-1878 гг., Японией в 1904-1905 гг. и другие. Для достижения цели диссертационного исследования основное внимание уделено:

- политики России на Северном Кавказе и в частности Осетии,

- определению противоречий, сопровождавших историческое прошлое, в котором действовали не только «равенство и братство», но и резко выраженная социальная борьба;

- исследованию причин преданности осетин казаков России, их стремлению всегда мыслить себя составным элементом общерусской государственности;

- условиям и причинам формирования осетинского казачества;

- определению того, как уживались прошлое и настоящее.

^ Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания. Межнациональные отношения представлены в данном подходе как сложный комплекс взаимосвязанных и взаимно обусловленных явлений существования как различных этносов и сословий, так и общества в целом. Для анализа введенных в научный оборот данных использовались конкретно-исторические, математико-статистические, аналитические и другие методы. В работе соблюден сравнительный метод, дающий возможность выделить общее и особенное в хозяйственном строе. В работе использованы также принципы историзма и системного анализа. Принцип системности свел вместе самые разные факты в целое, позволил проследить взаимодействие различных по масштабу общественно значимых событий, явлений и процессов. В исследовании использован также проблемно-хронологический принцип подхода к материалу, разумное сочетание как цивилизационного, так и формационного подходов. Кроме того, использован комплексный подход, в основе которого лежит глубокий анализ и сведение воедино всех данных, имеющих отношение к русско-осетинским отношениям, социально-экономической, общественно-политической, религиозно-нравственной и военной истории осетинского и русского народов.

^ Источниковую базу исследования в первую очередь составили документы, обнаруженные нами в фондах центральных и местных архивов: в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-Алания), в архивных фондах Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (СОИГСИ). Отдельно выделены материалы периодической печати. В периодической печати того времени публиковались решения и постановления общественных организаций, многие из которых, к сожалению, не сохранились в архивах. Наиболее полную информацию дают газетные статьи, отражающие социально– экономическую жизнь края. В этой связи несомненный интерес представляет также позиция авторов статей, преследовавших интересы тех или иных общественных сил, и социальных слоев. Доступный круг источников содержится и в документальных публикациях. Привлеченный архивный материал, опубликованная литература оказались достаточными, чтобы полнее и глубже изучить сложный процесс формирования осетинского казачества, условия, созданные для него правительством. Сведения, оказавшиеся ценными для нашего исследования, были обнаружены в исторических журналах, дореволюционных газетах и сборниках: «Кавказ», «Кавказский календарь» на 1894, 1895-1896 гг. и т.д., «Терские ведомости», «Революция и горец», «Ученые записки СОГПИ», «Военно-исторический журнал», « Вопросы истории», «История СССР» и др.

Помимо многочисленных публикаций, использованы материалы, посвященные войнам России с Турцией, Японией и первой мировой, (Анечков Д.И. Пять недель в отряде генерала Мещенко. Спб; 1907; Анушкин В.А. Куропаткин. Из воспоминаний о Русско-японской войне. Спб; 1908 ; Бежанов П.Н. Действия русской кавалерии. Спб.1904; Билев Г.И. Хроника кавказских войн. Тифлис 1908 г.; Война 1877-1878 гг. Под редакцией С.П. Зыкова. т. 1-3. Спб; 1881-1882 гг; Гизетти А.А. Сборник сведений о Георгиевских кавалерах. Тифлис, 1901; Домоншович М.А. Обзор русско-турецих войн 1877-1878 гг. Спб., 1990; Захарьин. Кавказ и его герои. Спб., 1902 г.; Лорис-Меликов М.Т. Биографический очерк. Тифлис 1889 г.

Были привлечены работы мемуарного характера (Тутолмин И.А.Кавказская казачья бригада в Болгарии 1877-1878 гг. Походный дневник. Спб, 1879; Паренсов П.Д. Из прошлого. Воспоминания офицера генерального штаба. Спб, 1901, ч 1-2); Елисеев. Генерал Эльмурза Асланбекович Мистулов (ко дню 35-летия его трагической смерти (1869-1918).

В исследовании представлены малоизвестные архивные материалы из фондов ЦГА РСО – Алания, материалы из семейных архивов осетинских казачьих станиц: Черноярской, Новоосетинской и города Моздока. Не смеем утверждать, что привлечен весь максимально доступный круг источников по теме, но и использованных данных оказалось достаточно, чтобы расширить конкретный материал, изложенный в литературе довольно сжато. Так, анализ 11аграрной проблемы в крае позволил вскрыть причину конфликта между местными и центральными властями, между горцами и казаками, несмотря на «куначество» и «аталычество». Однако, несмотря на многочисленные споры, проблема, как оказалось, имела обратную сторону. Хозяйственный быт, общность земледельческой культуры, крестьянский опыт в области агрономии с учетом местных традиций способствовали сближению притеречных казацких станиц и осетинских поселений.11 Проанализированы также роль и место осетин – казаков в доблестной службе Отечеству, о чем свидетельствуют список наиболее отличившихся осетин – казаков, служивших в терском казачьем войске, их краткие биографические данные; раскрыты мотивы и причины вовлечения большого числа осетин – казаков в войны, которые вела Россия, акцент сделан на то, что это не было исторической случайностью, а было обусловлено изначальными отношениями двух народов.

^ Научная новизна диссертационной работы заключается в определении социально – политических причин формирования осетинского казачества в составе Терского Казачьего Войска. Впервые предметом самостоятельного и специального исследования стала история возникновения и развития осетин – казаков, которые были выделены из общего числа многочисленного военного сословия осетин. Создана целостная картина персональных судеб офицерского корпуса ТКВ, одного из старейших казачьих войск в России. Автором были выполнены так же изыскания по хозяйственной и социальной жизни осетин – казаков и определенны особенности, детальный анализ которых дан в развернутом виде. До настоящего времени нет специальных исследований, посвященных истории зарождения и развития осетинского казачества.

Основу нашего исследования составляют введенные впервые в оборот документальные архивные материалы, давшие возможность определить этнический состав Терского Казачьего Войска. В свете нового осознания идеи Белого движения как « идеи духовно чистой и государственно великой» (И.А. Ильин) впервые в исторической литературе края, сделана попытка определить участие и численный состав осетин, и в том числе казаков ТКВ, в Гражданской войне, значительная часть которых после войны оказалась в эмиграции.12

Следует заметить, что основное содержание работы все же не связанно с Белым движением и этот сюжет захватывается по мере необходимости, однако, в целом, данный материал окажет услугу всем интересующимся вопросами Терского Казачьего Войска, его историей, наследием и современностью.

^ Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется тем, что исторический опыт жизнедеятельности осетинского казачества, как и вообще межнациональных отношений на Северном Кавказе в XVIII – XIX вв., может быть применен в современной политической практике местными и центральными государственными органами для анализа существующих социально-экономических и общественно - политических реалий.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в дальнейшей научной разработке проблем «истории казачества», а также при создании обобщающих трудов по истории Северного Кавказа (XVIII-XIX вв.), при разработке специальных вузовских лекционных курсов по актуальным вопросам общественного развития и особенно по истории казачества. Значимость диссертации состоит в том, что многие ее положения и выводы в определенной мере могут послужить основой для дальнейших творческих изысканий истории Отечества в целом и истории казачества в частности.

Основные положения диссертации изложены в опубликованных статьях, включены в список обязательной литературы, рекомендованной школьникам, учащимся средних специальных учебных заведений и студентам, и просто широкому кругу читателей.

^ Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечания и библиографии.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в опубликованных научных статьях автора. Результаты исследования были представлены также в выступлениях на вузовских и региональных конференциях.

^ Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, уточняется объект и предмет, очерчиваются хронологические рамки исследования, показываются научная новизна и практическая значимость, определяются его цели и задачи, методологические принципы изучения поднятой проблемы, дается историографический обзор .

^ В первой главе « Военные интересы России на Кавказе, и начало формирования казачьих поселений из осетин» рассматривается возникновение и развитие осетинских казачьих станиц. Подробно исследованы статистические данные о численности проживающих в станице осетинских казаков. Широко представлены предпосылки зарождения здесь казачества. В исторических условиях, в которых формировалось осетинское казачество, перед населением стояла задача социально – политической и социально – психологической адаптации к этим условиям, выработки нового варианта в политической жизни, политического поведения. Казацкое население чутко реагировало на все колебания в политической жизни в регионе.

В главе дан анализ взаимоотношений осетинских казаков с соседями и причины возникновения конфликтов, которые зачастую происходили по причине малоземелья. Кроме того, царская администрация проводила заселения казачества без учета малоземелья и безземелья коренного крестьянства. Но вместе с тем нельзя отрицать добрососедские отношения между коренным и пришлым населением, однако расселение мигрантов осуществлялось подчас с большим ущемлением прав аборигенов, что влекло тяжкие последствия – земельные неурядицы, часто переходившие в кровавые столкновения. Многолетнее служение «отвлекало казаков от хозяйственной жизни, приучало их к пользованию легкой добычей и к тем порокам, которые несет за собой постоянная тревожная, бранная жизнь»13

Заботясь о южных рубежах государства, царизм переселил на Терек служилых людей – казаков, которые были призваны стать оплотом государя на Кавказе. Сейчас обретает новое звучание дискуссия о сущности казачества, эволюции этого социального феномена. Ученые уже давно ломают копья по вопросу о принадлежности казачества к сословиям, этническим группам или крестьянству. В последние годы определилась еще одна версия (на наш взгляд, наиболее достоверная ) – казачество – синтез всех названных определений. Казачье сословие, положило начало русской оседлости и русскому владычеству на Кавказе; оно принимало самое активное участие в его последовательном завоевании, «оно кроме поголовной воинской службы, несет на себе и все повинности». Казаки с присущим им мужеством вместе с тем усердно способствовали расширению пределов государственных. Как справедливо отметил С.А. Козлов, «находясь за рамками русской общины, казаки пытались найти в этом обществе свое место и в тоже время приспособить ее к своим интересам». В начале XIX века в казаки охотно принимались и представители коренных народов. Так, часть переселившихся в Моздокский уезд осетин, получила от правительства участок земли – 1200 десятин и финансовую помощь для устройства на новом месте. За это они обязаны были нести охранную службу на Кавказской линии. Местные власти сетовали на то, что горцы «при поступлении в казачье звание, должны будут, отбыв службу, отклоняться от домов своих и семейства подвергнуть крайности; да при том, быв большей частью бедного состояния, имеют приют в ничтожных саклях и совершенно не в силах дать всякому служащему казаку все то, что от него требуется долгом службы».14

Казачество, в том числе и осетинское должно было стать военной силой царизма на юге, а хозяйственное освоение края все же возлагалось на сельского труженика. Против чего активно протестовали осетинские казаки, привыкшие к сельскохозяйственным работам.

Казаки несли и государственное тягло. Многие обязанности, возлагаемые на казачество, тяготы военной службы тяжелым бременем ложилось на станичное население.

Во второй главе. Общественный и военный строй, быт и нравы «новых» казаков. Мораль, миросозерцание, нравы и обычаи, эстетические и религиозные ценности. Проанализирована проблема развития земледелия, скотоводства, семейное положение и управленческая структура казацких поселений. Дан анализ взаимоотношений сферы жизнедеятельности осетинских казаков, проживающих в данных станицах. Народы, живущие рядом друг с другом соприкасаются в быту работе, взаимодействуют, и притом не только в экономическом и социальном отношении, но и в культурно-этическом.

Архивные документы из фондов « Терского областного правления» в Государственном архиве РСО – Алания ярко рисуют тяжёлое экономическое положение станичников. Станица Черноярская по составу населения, принадлежала к самым незначительным станицам Моздокского отдела, но отличалась от других станиц своим видом и носила отпечаток зажиточности.

Рабочую силу в хозяйствах станицы составляли исключительно мужчины, т.к. женщины в поле не работали. Экономическая жизнь населения осетино- казачьих станиц складывалась вначале под влиянием таких фактов, которые не давали возможности развития экономическому благосостоянию: вечно тревожное положение населения подвергавшегося вражеским набегам, которые уничтожали посевы и загоны, забирали имущество и детей, а затем беспрерывная военная служба не давали возможности развитию экономической жизни населения.15

Таким образом, хозяйственная жизнь станицы со времени основания и до 50-х годов развивалась лишь настолько, можно было обеспечить насущные потребности населения. Земледелие составляло, важнейшую отрасль сельского хозяйства служила, главнейшим занятием населения осетинских казачьих станиц. Изучив данный вопрос, автор диссертации пришел к выводу, что процесс концентрации земли и скота в группах зажиточных казаков, в том числе осетинских казаков и крестьян, имел много сходного. Отличительной особенностью социальной структуры было наличие в казачьей станице мощного слоя среднячества, которое, было экономически сильнее крестьянского среднятского слоя. Установлено, что средние и зажиточные слои казачества были зажиточнее в среднем российских аналогов и вел активную деятельность. В казачьих областях не произошло коренного перераспределения земель, по уравнительной норме как в центре России. Лучшая обеспеченность земель в казачьей среде служило вместе с тем, тормозом в процессе формирования идеологии, казаки не могли бы не защищать привилегий частной собственности на землю. Итак, анализ социально – экономических отношений в национальных районах Северного- Кавказа приводит к выводу, что горское население и казачество развивалось по Объективным законам, присущим всей России. Очень точно об этом сказал Ардасенов: «В настоящее время туземцы Северного Кавказа вступают в новый период жизни. Новые экономические отношения, подвергают его хозяйственный уклад, быт и культуру серьезному испытанию, увлекая за собой и подчиняя своему влиянию»

В третьей главе « Военная история России и отражение в ней ратного пути осетинского казачества» дан анализ взаимоотношений осетинских казаков с соседями и причины возникновения конфликтов. Исповедование большей частью осетин – казаков православия сближало их духовно с русским казачьим населением и даже при наличии определенных земельных претензий сглаживало проблемы в отношении между народами. Осетинское казачество формировалось в основном из представителей «сильных фамилий», в отличии от казачества, формировавшегося в других регионах Российской империи. Оно было всесословным, так как помимо «сильных фамилий» в казачество вступали и беглые осетины ( спасавшиеся от кровной мести). В этом состоит еще одна особенность в формировании осетинского казачества. Тот, факт, что добровольцами могли стать, прежде всего, представитель имущих классов, подтверждается свидетельством очевидцев писавших о социальном составе конно- иррегулярных формирований участвовавших в войнах. Правительственный вестник тех лет отмечал, что

«между осетинами находятся 60 алдаров, то есть местных дворян, из которых есть люди весьма зажиточные и даже богатые, как например Хадарцев имеющий 6 тысяч дохода в год.16 В конце ноября 1876 года из населения Владикавказского округа был собран четырехсотенный конно- иррегулярный полк, названный Терско – Горским. Через месяц того же года последовал приказ о формировании сводного конно – иррегулярного дивизиона, в котором «осетины составляли украшение полка. За ними осмысленная удаль, знание русского языка, строгое соблюдение дисциплины и беззаветная храбрость».

Примечательно, что казаки всегда оказывались, на самых ответственных участках проявляя чудеса героизма, но и неся большие потери. Большую часть осетин – казаков дали русской армии две осетинские казачьи станицы Черноярская и Новоосетинская. Такое количество казаков из этих станиц объясняется несколькими факторами. Во многом, это началось с момента зачисления жителей станицы Черноярской и Новоосетинской в Терское войско, и, следовательно получения ими некоторых льгот. Это привело к тому, что осетины казаки стали смотреть свысока на остальных осетин – казаков, со временем они превратились в некую « касту избранных». Даже брачные союзы с осетинами не казаками они старались не допускать. В тоже время военная карьера помогла казаку устроиться в жизни, они получали работу, затем пенсию, возможность дать детям хорошее образование.

В условиях земельной тесноты все это было не мало важным фактором. Но существует еще и другой взгляд. В исследованиях некоторых авторов предпочтение отдается материальному фактору, тем льготам и пожизненной пенсии, которая определялась после службы. Не игнорируя вовсе этот фактор, автор вместе с тем не может согласиться с точкой зрения по той причине, что в армию, приходили прежде всего дети состоятельных родителей, которые и после армии или вовсе без армии не испытывали материальных трудностей. И поэтому нет ничего удивительного в том, что именно осетины считались эталоном высоких воинских качеств. Не случайно царский двор предпочитал иметь в своем карауле горцев, в том числе и значительное число осетин – казаков.17 Начав службу в российской армии, осетины последовательно принимали участие во всех войнах, в которые в течение последующего времени вела Россия. Ополчение, иррегулярные войска, сформированные из кавказских горцев, принимали участие почти во всех боевых операциях русской армии. Так, численность национальных военных формирований в компании 1885года на Кавказском театре достигла 30 тыс. человек, в том числе до 12 тыс. представителей народов Северного- Кавказаi Русское командование неоднократно убеждалось в отличной боевой подготовке осетин - казаков, дисциплине и умении общаться с оружием, успешно сражаться в конном и пешем строю, знанию и привычки к действиям в горной местности.19 Все эти качества осетинского казачества обуславливались политической обстановкой, социально – экономическими факторами. Беспрерывными войнами, способствовавшими индивидуальному воспитанию горцев.20

Подобного феномена, как большое количество офицеров казаков – осетин в Терском Казачьем войске, да и само наличие среди казачества отдельных осетинских казачьих станиц из местного населения, не было ни в каком ином казачьем войске российской империи.

В заключении подводятся итоги исследования, отмечена актуальность для современной политической жизни. Следует сказать, что традиционная культура менялась с изменением социально – экономических условий.

Диссертантом установлено, что при малейшем ослаблении центральной и местной власти немедленно нарастали сепаратистские настроения среди части горских народов.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:


  1. Лолаева А.В. Участие осетин – казаков в конвое Его Императорского Величества. // Вестник ПГУ. Вып.9. Архангельск, 2007. С.17.

  2. Лолаева А.В. Доблестная служба осетин // Сб. научных статей. Вып.9. Владикавказ, 2006. С.93-94.

  3. Лолаева А.В. Воспитательно – педагогический аспект Конвоя Его Императорского Величества в формировании осетин казаков.//Сб. научных статей. Вып. 7. Владикавказ, 2007. С. 189.

  4. Лолаева А.В. Роль казачества в диалоге русской и осетинской культур.// Материалы II Международной научной конференции. СОГПИ. 2008. С. 52.

  5. Лолаева А.В. Станица Николаевская // Сб. студенческих статей № 8. Владикавказ. 2008. С. 182-191.

  6. Лолаева А.В. Казаки конвоя Его Императорского Величества// Известия Алт ГУ. Вып.4. Барнаул, 2007.С.121.


Примечания


  1. Хубулова С.А. Крестьянство Северного – Кавказа в конце XIX-XXвв. С.115

  2. Сопов А.В. Проблемы происхождения и становления казачества юга.1999. С.29-31.

  3. Бентковский И.В. Материалы для истории кавказских казаков // СПВ. 1880. №3-7; Максимов Е.Н. Очерки Кавказа. Спб.,1913; Потто В.А.Два века терского казачества (1577-1801). Т.1-2. Владикавказ, 1912. С124; Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. Владикавказ, 1912. С. 384.

  4. Калоев Б.А. Моздокские осетины. Владикавказ 1995; Зопоев Ю Терские казаки – осетины // Дарьял 1992. №1.С.130; Березов Б.П. Исторические этюды (из истории возникновения осетинских казачьих станиц). Владикавказ, 1992.

  5. Заседателева Л.Б. Терские казаки XVI – XX вв. МГУ. 1974. С.421.

  6. Омельченко И.Л. Терское казачество. Владикавказ, 1991.

  7. Дзагурова Г.Т. Осетины в войнах России. Владикавказ, 1995.

  8. Дегоев В.В. Кавказ в системе международных отношений XIX в. Владикавказ, 1992; Блиев М.М. Русско – осетинские отношения 40-е XVIII – 30-еXX вв. Орджоникидзе 1970; Мальбахов Б.К. Дзамихов К.Ф. Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством XVI – XVIIIвв. Нальчик 1996; Валинбахов В.Б. Из истории русско – кабардинского содружества. Нальчик, 1982; Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе XVI – XX вв. М., 1958; Кокиев Г.А. Русско – кабардинские отношения в XVI – XVIII вв.// Вопросы истории, 1946. № 10; Он же. Военно – колонизационная политика царизма на Кавказе // Революция и горец, 1929. №6, 7, 8; Якубова И.И. Северный Кавказ в русско – турецких отношениях в 40 – 70-е г.

XVIII в. Нальчик, 1993.

  1. Цаллагова М. А. На войне Дунайской. Орджоникидзе, 1966;

Дзагурова Г.Т. Осетины в войнах России. Владикавказ, 1995.

Константинов С. Осетины честно служили России// Терский казак.

№1

  1. Левицкий З.И.Русско- японская война (1904 – 1905).Л., 1937. С. 344;

Цопкой Генов.Русско – турецкая война (1877 – 1878) и подвиг

освободителей. София, 1979. С.136.

  1. Баев Г.В. Боевая служба осетин. Владикавказ, 1915. С.4-5;

Дзагурова Г.Т. Под российскими знаменами. Владикавказ, 1992.

  1. Казлов С. Расказачивание. // Дарьял ,№ 4. 1992.

  2. Калоев Б.А. Моздокские осетины . Владикавказ, 1995.

  3. ЦГА. РСО – Алания Ф. Терское областное правление. Оп 187.

Д. 5456 а. Л 205.

15. Терский вестник. Вып 5.С. 40 -41.

16. Дзагурова Г.Т. Под российскими знаменами. Владикавказ, 1992.

17.Дзагурова Г.Т. Осетины в войнах России. Владикавказ, 1995.

18. Зопоев Ю. Терские казаки – осетины. //Дарьял, 1992. С.130.

19. Попов В.В. Горцы честно служили России // Военно – исторический журнал. 1997. С. 48-57.

20. Киреев Ф.С. Осетинский феномен в ТКВ. // Дарьял №3, 2003. С.274.



1


1


1


1


i





Скачать 216.67 Kb.
оставить комментарий
Дата25.09.2011
Размер216.67 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх