Программа дисциплины «Культурология» Для направлений/специальностей: 030300. 62 психология Курс 1 icon

Программа дисциплины «Культурология» Для направлений/специальностей: 030300. 62 психология Курс 1


Смотрите также:
Программа дисциплины «Культурология» для направлений и специальностей: 080200...
Программа дисциплины Экономика для направления 030300...
Программа дисциплины Социальная психология (1 курс) для направления 030300...
Программа дисциплины История психологии Для направления 030300...
Программа дисциплины История психологии Для направления 030300...
Программа дисциплины История психологии для направления 030300...
Программа дисциплины Психология креативности (2 курс) для направления/ специальности 030300...
Программа дисциплины Психология креативности (2 курс) для направления/ специальности 030300...
Программа дисциплины Психология креативности (2 курс) для направления/ специальности 030300...
Программа дисциплины рефлексивная психология для направления 030300...
Программа дисциплины Общая психология (3 курс) для направления 030300...
Программа дисциплины Общая психология (3 курс) для направления 030300...



Загрузка...
скачать

Министерство экономического

развития и торговли Российской

Федерации





Министерство образования и науки Российской Федерации



Государственный Университет –

Высшая школа экономики

Санкт-Петербургский филиал


Кафедра гуманитарных наук

Программа дисциплины


«Культурология»


Для направлений/специальностей: 030300.62 – психология


Курс 1


Автор ст. преподаватель, кандидат культурологии Ю.В. Иванова,

ст. преподаватель, к.ф.н. И.Ю. Ларионов



Согласовано УМО

___________________________


« » 200 г.





Одобрено на заседании кафедры.
Зав. кафедрой


« » 200 г.








Утверждено Советом Факультета

_________________________________


Председатель

_________________________________


« » 200 г.


Санкт-Петербург

2006


Программа дисциплины "Культурология"

Курс читается на факультете психологии СПбФ ГУ-ВШЭ.


На факультете психологии курс предполагает 42 аудиторных часов, из них 22 часов лекций, 20 часов семинарских занятий (11 лекций и 10 семинаров; каждое занятие - 2 академических часа). На лекциях представляется теоретический материал по курсу; семинары представляют собой работу над текстами. Возможно проведение одного семинарского занятия в виде экскурсии по залам одного из музеев Санкт-Петербурга. В течение семестра студенты должны выполнить самостоятельную письменную работу - эссе-описание одного из произведений мирового искусства, а также одну контрольную тестовую работу (по материалам лекционного и семинарского курсов). По окончании предусмотрен письменный зачет. Самостоятельная работа по курсу предполагает изучение рекомендованной литературы и подготовку к контрольным письменным работам. Оценка за курс складывается из следующих составляющих: 10 % - посещение занятий, 30 % - эссе, 30 % - работа на семинарах, 30 % - зачет (тестовая контрольная).


^ РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса составлена ст. преподавателем кафедры гуманитарных наук СПбФ ГУ-ВШЭ, кандидатом культурологии Ивановой Ю.В. и ст. преподавателем кафедры гуманитарных наук СПбФ ГУ-ВШЭ, кандидатом философских наук Ларионовым И.Ю. В подготовке курса использовались методические разработки кафедры философии культуры и культурологии философского факультета СПбГУ.

Авторы программы не ставили перед собой задачи охватить всю панораму мирового культурного исторического процесса, но стремились выделить важнейшие темы, изучение которых будет способствовать развитию гуманитарной культуры студентов в сопряжении с их профессиональным образованием.


^ Место курса в профессиональной подготовке студента:

Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Настоящий курс разработан для тех слушателей, в чью профессиональную деятельность культурология войдет как одна из общеобразовательных дисциплин. Знания в области культурологии могут выступить базой для изучения всего комплекса общественных и гуманитарных наук. В то же время, дисциплина «Культурология» может служить дополнением к общим курсам по истории, социологии и философии. Материал курса может послужить методологическим ориентиром для ряда специальных дисциплин: напр. национальные школы менеджмента, стратегия и тактика ведения переговоров, менеджмент культуры, этикет, история культуры Петербурга.

Продолжительность курса и формы итоговой отчетности могут варьироваться в зависимости от факультета. Стандартная программа рассчитана на два модуля


^ Программа рассчитана на студентов первого курса. Исходный уровень знаний не подразумевает знакомства с той или иной конкретной дисциплиной, однако предполагается, что общие знания студента соответствуют выдвигаемым для выпускника старших классов общеобразовательной школы, в особенности в рамках дисциплин: история, история отечества, русская и зарубежная литература, мировая художественная культура, философия.


^ Цели и задачи курса:

  • сформировать необходимые знания о культурологии, предмете, задачах и проблемах этой науки, ее теоретической и практической значимости;

  • выявить основные концептуальные моменты теории культуры, рассмотреть наиболее влиятельные современные культурологические концепции;

  • рассмотреть закономерности и особенности культурного развития в различные эпохи человеческой истории в различных регионах мира, выработать понимание своеобразия культур других народов;

  • способствовать ориентированию будущих специалистов на самостоятельное осмысление проблем культуры.



^ Требования к уровню освоения дисциплины "Культурология".

Предполагается, что в результате работы в рамках курса «Культурология» учащийся:

  • приобретет базовые знания в области теории культуры, овладеет базовыми понятиями культурологии;ознакомится с основными направлениями методологии современного культурологического анализа;

  • сформирует понимание актуальных проблем развития современной культуры;

  • сформирует представление о культуре как о социально-историческом феномене;

  • сформирует представление о закономерностях развития мировых культур, а также о типологии классификации культур;

  • приобретет основные знания об истории важнейших культур человечества;

  • выработает умение выделения особенностей данной культуры, доминирующих в ней ценностей;

  • сформирует понимание специфики межкультурной коммуникации, умение самостоятельной профессиональной деятельности в динамично изменяющемся мультикультурном социуме.



^ РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Лекции.

1. Предмет и структура культурологии.

Культурология как сфера научного знания, изучающая культуру во всех ее проявлениях и формах существования. Многообразие дисциплин, предметом изучения которых является культура (археология, этнография, искусствознание, религиоведение, социология и т.д.) Отличие социологического и культурфилософского понимания культуры. Предмет философии культуры - культура в ее целостном бытии, функционировании и развитии. Теории происхождения и развития культуры. Культура как система опосредованных отношений человека к миру.


^ 2. Появление философии культуры в эпоху Нового времени. Культура и цивилизация.

Представления о культуре в эпоху античности, средневековья, Возрождения. Культура Нового времени как процесс "расколдовывания" мира: программа культивирования разума, развитие естествознания и техники, стремление к упорядочиванию универсума. Ф. Бэкон: "Знание - сила". Рационализм в философии и классицизм в различных видах искусств. Философское осознание культурно-исторического процесса. Д. Вико "Основание Новой науки об общей природе наций". Философия истории и теория цивилизации у французских просветителей. Культура и цивилизация (происхождение терминов от латинских cultura и civilis, французская и немецкая традиции понимания этих терминов, определение цивилизации О. Шпенглера).


^ 3. Культура и культуры. Теории "локальных цивилизаций".

Многообразие культур. Этническая и национальная культура, этнические стереотипы. Теория "культурно-исторических типов" Н.Я. Данилевского: западничество и славянофильство как контекст формирования этой теории, культура как организм, анализ различных культурно-исторических типов. Морфология культуры О. Шпенглера: периодизация истории, жизненный цикл культур, закат Запада. Культура и цивилизация. Теория "локальных цивилизаций" А.Дж. Тойнби.


^ 4. Теоретические проблемы философии культуры. Марксизм, "философия жизни" и экзистенциализм.

Многообразие теоретических подходов к пониманию сущности культуры. Культура как деятельность в трудах К. Маркса. Ф. Ницше: "переоценка ценностей" христианской культуры, аполлоновское и дионисийское начала в культуре, идея "вечного возвращения". Категориальный аппарат экзистенциализма: страх, тошнота, абсурд, бунт, свобода. Ж.-П. Сартр о ситуации тотального выбора. К. Ясперс: "осевое время". М. Хайдеггер: язык как "дом бытия", роль техники и онтологический статус искусства.


^ 5. Психоаналитические концепции культуры.

Роль открытия бессознательных механизмов психики как важных структурообразующих элементов культуры. Концепция культуры как репрессивной инстанции у З. Фрейда: Оно, Я, Сверх-Я, Эрос и Танатос. Коллективное бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга. Э. Фромм: человек в культуре. Гендерные аспекты психоаналитической культурологии у К. Хорни.


^ 6. Интегральная теория культуры П.А. Сорокина.

Этапы развития концепции П.А. Сорокина и его влияние на американскую социологию и культурную антропологию. Культура как суперсистема. Подсистемы культуры. Культурные типы: идеационная, сенситивная и идеалистическая культуры. Интеграционная функция культуры.


^ 7. Искусство и художественная культура.

Искусство как форма культуры. Теории происхождения искусства: классическая (миметическая) у Аристотеля, игровая у Ф. Шиллера и Й. Хейзинги, магическая у Рейнака, трудовая у Бюхнера, биологическая у Ч. Дарвина, психоаналитическая у З. Фрейда. Многообразие подходов к определению сущности искусства. Обособление культурных универсалий в целостный идеальный мир образов. Художественное произведение как медиатор личностного общения и диалога культур. Динамика культурного статуса искусства. Стиль как художественная парадигма. Массовая и элитарная культура.


^ 8. Теории культуры и искусства во «Франкфуртской школе».

В. Беньямин: изменение статуса произведения искусства в ХХ в., "аура" подлинника и отсутствие ауратичности у копий произведений искусства. Эстетическая теория Т.В. Адорно. Апории Просвещения и аналитика культуриндустрии у М. Хоркхаймера и Т.В. Адорно.


^ 9. Первобытная культура и цивилизации древнего мира: Индия, Китай, Месопотамия, Египет.

Биологические и социокультурные отличия человека от высших приматов. Этапы развития человека от homo habilis до homo sapiens sapientis. Происхождение древнейших цивилизаций. Шумеро-вавилоно-ассирийская культура. Древний Египет как транслятор ближневосточной традиции для древнегреческих мыслителей. Индо-буддийская культура: ведическая традиция, концепция Атмана и Брахмана, майя и освобождение от страданий, йога, возникновение и распространение буддизма. Конфуцианская и даосская традиции Китая.


^ 10. Античная культура.

Греция времен архаики: религия и культура, пантеон, Гомер и Гесиод, города-государства, зарождение философии, пластические искусства. Классическая Греция V-IV вв. до н.э.: политические события, развитие науки и техники, философия, театр, архитектура, скульптура. Эллинистическая культура: экономика и политика, религия и философия, точные и естественные науки, архитектура и скульптура, рождение филологии. Этрусская предыстория Древнего Рима. Рим в эпоху царей. Римская республика: религия, историография, литература и филология, философия, поэзия, театр, градостроительство и скульптура. Императорский Рим: правители, войны, науки и искусства, юриспруденция. Закат Рима: победа христианства, нашествия варваров. Значение Древнего Рима для позднейших культур.


^ 11. Культура европейского средневековья и Возрождения.

Эпоха "темных веков" в истории европейской цивилизации. Географические и хронологические границы. Смена культурных парадигм при переходе от античности к средневековью. Религиозные основы средневекового миропонимания. Основные догматы христианства. Слои средневекового общества: феодалы, духовенство, горожане и крестьяне. Официальная и народная культура. Средневековые искусство и наука. Реформация и контрреформация. Возрождение как последний этап средневековья. Периодизация Ренессанса. Антропоцентризм, гуманизм и проблема человека в эпоху Возрождения. Возвращение интереса к миру природы. Северное и южное Возрождение. Ренессансное искусство.


^ 12. Культура Нового времени в Европе.

Основные культурные парадигмы Нового времени: рационализм и эмпиризм, появление идеи истории как непрерывного прогресса, развитие естествознания и техники, стремление к упорядочиванию универсума. Классицистическое искусство. Проект Просвещения. Романтизм как историко-культурная эпоха и как направление в искусстве. Позитивизм в философии и реализм в искусстве. Изменения на рубеже XIX-XX вв. Модерн как поиск новых выразительных возможностей. Многообразие художественных направлений в первой половине ХХ в.


^ 13. Русская культура XVIII-XX вв.

Основные доминанты русской культуры. Русское Просвещение XVIII в. как предысток классической культуры XIX в. "Золотой век" русской культуры. Дихотомия русской культуры XIX в.: западничество и славянофильство, светская и народная культура. "Серебряный век": культурный релятивизм. Советская культура: соцреализм и андеграунд. Культура русского зарубежья. Постсоветская культура. Субкультуры в современной русской культуре.


^ 14. Современная европейско-американская культура.

Политико-экономические предпосылки развития западной культуры второй половины ХХ в. Постмодернизм: сущность, истоки, перспективы и основные представители постмодернизма в искусстве. Амбивалентные направления развития современной культуры. Унификация информационной среды и вестернизация самобытных культур. Сепаратизм и возрождение интереса к собственным национальным корням. "Мумификация" культурного многообразия в современном музее. Репрессивность культурных механизмов. Роль критика как посредника между творцами и потребителями современного искусства.


^ Содержание семинарских занятий

(предлагаемые тексты и примерные вопросы для обсуждения).


Семинар 1.

Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст» русской литературы.

Вопросы:

1. Что В.Н. Топоров понимает под «Петербургским текстом»? Какова роль петербуржцев и уроженцев иных мест в создании «Петербургского текста» и с чем связано различие в восприятии Петербурга двумя этими категориями писателей?

2. Какие основные моменты выделяет автор при сопоставлении Москвы и Петербурга?

3. Какие природные характеристики «Петербургского текста» перечислены Топоровым?

4. Что входит в описание культурной среды Петербурга?

5. Какие характеристики Петербурга выделяет Топоров в «петербургской прозе» Ф.М. Достоевского?

6. Автор рассматривает «Петербургский текст» как «квинтэссенцию жизни на краю, над бездной». Что он имеет в виду? В чем мессианское значение этого Петербурга?


Флоренский П.А. Иконостас. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.

Вопросы:

1. В чем заключается, согласно мысли П.А. Флоренского, соотношение между понятиями «лицо», «лик», «личина»?

2. Каков символический смысл храма?

3.Что такое иконостас как архитектурное сооружение и как духовное явление?

4. В каком смысле икона может быть понята как напоминание? Как это связано с каноном написания икон?

5. Каково различие в художественных методах русской религиозной иконописи и западной живописи в XIV-XVI вв.?


Семинар 2.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. // Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб. - М.:ООО "Издательство АСТ": ЗАО НПП "Ермак", 2003.

Вопросы:

1. В чем, согласно мысли Х. Ортеги-и-Гассета, разница между непопулярным и ненародным искусством? К какому разряду относится современное «актуальное» искусство?

2. Что такое для большинства людей эстетическое наслаждение? Как оно отличается от восприятия искусства представителями подготовленного меньшинства?

3. В чем заключается «дегуманизация искусства»? Как, по мнению автора, она проходила?

4. Каких представителей старого и нового искусства вы можете назвать (опираясь на текст Ортеги или самостоятельно)?


Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.

Вопросы:

1. Какие смыслы заключены в структуре православного храма? В чем различие в позициях Е.Н. Трубецкого и П.А. Флоренского (см. тексты к прошлому семинару)?

2. Что, по мнению, Е.Н. Трубецкого, являлось вплоть до XIX в. основным препятствием для восприятия древнерусской иконы как эстетического явления?

3. Каким образом икона взаимодействует с архитектурой храма?

4. Как образы древнерусской иконы связаны с целостным религиозным миросозерцанием русского народа?


Семинар 3.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Ч.I.

Вопросы:

1.Каков смысл понятия «осевое время», значимость осевого времени для развития человечества?

2. В чем различие доистории и истории?

3. Какова, по Ясперсу, роль коммуникации в истории человечества?

4. Какую интерпретацию получает у Ясперса история христианства в контексте концепции осевого времени?

5. Каким образом в концепции осевого времени решается проблема единства человеческой истории?


Семинар 4.

Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. Глава 3.

Вопросы:

  1. Какие основные принципы положены в основание мировоззрения и правовых норм в японской и американской культуре?

  2. Как представления о подобающем месте для каждого сказывались и сказываются на системе общественных отношений в Японии?

  3. Какое место «подобает» в японской семье мужу, жене и детям в зависимости от старшинства?


Коран. Суры 1, 2, 9, 12, 42, 65, 70, 89, 98, 103, 107, 112 // Коран. Любое издание.

Вопросы:

  1. Как должен вести себя верующий в Аллаха, чтобы заслужить награду от своего Бога?

  2. Какие взаимоотношения в семье санкционированы «Кораном»?

  3. Как должен вести себя верующий в Аллаха по отношению к неверным (многобожникам)?

  4. Какие параллели (в основных принципах вероучения или в сюжетах) существуют между Библией и Кораном?



Семинар 5.

Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. Любое издание. Введение. (Отрывки)

Вопросы:

  1. Как О. Шпенглер определяет всемирную историю?

  2. Какое влияние оказало христианство на создание трехчастной схемы «Древний мир - Средние века - Новое время»?

  3. Каковы характеристики культуры и цивилизации? В чем их сходства и отличия?


Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. - СПб.: Глаголъ, 1995.

Вопросы:

  1. Какие аргументы выдвигает Н.Я. Данилевский за и против того, что Россия относится по культуре к европейскому типу?

  2. Каковы параметры, по которым автор выделяет различные культурные миры (культурно-исторические типы)?

  3. Какие периоды развития проходят все культурно-исторические типы?

  4. Каковы законы развития культурно-исторических типов?



Семинар 6.

Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995.

Вопросы:

  1. Какие значимые элементы интерьера выделяет Ж. Бодрийяр? Как в зависимости от взаимоотношений индивида с обществом меняется стиль домашней обстановки?

  2. Какими смыслами наделяются старинные, уникальные, фольклорные вещи?


Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994.

Вопросы:

  1. Что Р. Барт понимает под мифологией? Какие примеры современных мифов вы можете привести?

  2. Какие аргументы приводит автор для подтверждения мысли, что наша цивилизация является цивилизацией письма?

  3. В чем разница между Произведением и Текстом? Что подразумевает Р. Барт, говоря о смерти автора?



Семинар 7.

Хейзинга Й. Homo Ludens. Главы 1, 4, 12.

Вопросы и задания:

  1. Разверните и прокомментируйте следующее ключевое высказывание Хейзинги: "истинная, чистая игра сама по себе выступает как основа и фактор культуры".

  2. Каковы, по Хейзинге, основные свойства и особенности игры?

  3. Каковы элементы игры, обнаруживаемые Хейзингой в праве? Каков культурный смысл этих элементов?

  4. Каковы основные игровые элементы современной культуры?

  5. Раскройте, по учению Хейзинги, связь современного спорта и игры.



Семинар 8.

Элиаде М. Священное и мирское.

Введение; Гл. 1, разделы: Однородность пространства и иерофания, Теофания и знаки, Хаос и Космос; Гл. 2, разделы: Мирское течение времени и Священное время, Ежегодное повторение космогонии, Возрождение путем возврата к первичному Времени, «Праздничное» Время и структура празднеств, Вновь пережить мифы; Гл. 3, разделы: [введение], Десакрализация Природы; Гл.4, разделы: Существование, «открытое» Миру, Освящение Жизни, Человеческое тело - дом – Космос; Священное и мирское в современном мире

Вопросы:

  1. В чем различие «священного» и «мирского» по М.Элиаде? Какую функцию выполняет священное в культуре человечества?

  2. В чем особенность понимания пространства в традиционных культурах? Какова роль «центра мира»?

  3. Чем время праздника отличается от повседневного времени? Почему для человека традиционной культуры важно помнить «прошлое», «начало истории»?

  4. Как в сознании традиционного человека связаны представления о мире и человеческом теле?

  5. Какова судьба «священного» в современном мире?



^ РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Базовый учебник:

Кармин А.С. Культурология. Учебник. – СПб: Питер, 2006.


Основная литература (для обсуждения на семинарах):

  1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994.

  2. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. Глава 3.

  3. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995.

  4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. - СПб.: Глаголъ, 1995. Главы 2,3,4,5.

  5. Коран. Суры 1, 2, 9, 12, 42, 65, 70, 89, 98, 103, 107, 112 // Коран. Любое издание.

  6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства. // Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб. - М.:ООО "Издательство АСТ": ЗАО НПП "Ермак", 2003

  7. Топоров В.Н. Петербург и "Петербургский текст русской литературы" // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. - М., 1995.

  8. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.

  9. Флоренский П.А. Иконостас. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.

  10. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента в культуре. - М., 1992.

  11. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - М., 1993.

  12. Элиаде М. Священное и мирское

  13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.


Дополнительная литература:

  1. Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб.: Университетская книга, 1998.

  2. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. М., 1991.

  3. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

  4. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М., 1980.

  5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1988.

  6. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

  7. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

  8. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М.. 1981.

  9. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1990.

  10. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

  11. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII -начало XIX века). - СПб., 1994.

  12. Милюков П.И. Очерки по истории русской культуры: В 2 ч. СПб., 1996.

  13. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.. 1992.

  14. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сб. - М.: Прогресс, 1996.

  15. Философия культуры: становление и развитие. - СПб.: Лань, 1995.

  16. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Будущее одной иллюзии. // Фрейд З. Избранное. Т.2. - М., 1990.

  17. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3.

  18. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988..

  19. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1,2. - М.: Мысль, 1998.

  20. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.



^ РАЗДЕЛ 4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Требования к эссе.

Эссе должно представлять описание и анализ произведения искусства (кроме художественной литературы) по выбору учащегося. В эссе должны присутствовать: история создания или творческая биография автора, описание произведения, описание воздействия произведения на автора эссе, анализ произведения и сравнение его с другими произведениями того же автора, жанра или вида искусства. В соответствии с этим выставляется оценка по 10-балльной шкале.


Примерные темы вопросов для зачета

  1. Предмет культурологии.

  2. Методологические отличия наук о культуре и наук о природе (генерализирующий и индивидуализирующий методы).

  3. Теории происхождения и развития культуры.

  4. Культура как система взаимоотношений человека с окружающим миром.

  5. Представления о культуре в эпоху античности.

  6. Представления о культуре в эпоху средневековья.

  7. Представления о культуре в эпоху Возрождения.

  8. Зарождение философии культуры в эпоху Нового времени.

  9. Культура Нового времени как процесс "расколдовывания" мира: программа культивирования разума, развитие естествознания и техники, стремление к упорядочиванию универсума.

  10. Рационализм в философии и классицизм в различных видах искусств как доминанты культуры Нового времени.

  11. Философское осознание культурно-исторического процесса. (Д. Вико "Основание Новой науки об общей природе наций").

  12. Философия истории и теория цивилизации у французских просветителей.

  13. Культура и цивилизация (происхождение терминов от латинских cultura и civilis, французская и немецкая традиции понимания этих терминов, определение цивилизации О. Шпенглера).

  14. Многообразие культур.

  15. Этническая и национальная культура, этнические стереотипы.

  16. Теория "культурно-исторических типов" Н.Я. Данилевского.

  17. Морфология культуры О. Шпенглера: периодизация истории, жизненный цикл культур, закат Запада.

  18. Теория "локальных цивилизаций" А.Дж. Тойнби.

  19. Культура как деятельность в трудах К. Маркса.

  20. Ф. Ницше: "переоценка ценностей" христианской культуры, аполлоновское и дионисийское начала в культуре, идея "вечного возвращения".

  21. Категориальный аппарат экзистенциализма: страх, тошнота, абсурд, бунт, свобода.

  22. К. Ясперс: концепция "осевого времени".

  23. Концепция культуры как репрессивной инстанции у З. Фрейда: Оно, Я, Сверх-Я, Эрос и Танатос.

  24. Коллективное бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга.

  25. Гендерные аспекты психоаналитической культурологии у К. Хорни.

  26. Интегральная теория культуры П.А. Сорокина.

  27. Искусство и художественная культура.

  28. В. Беньямин: изменение статуса произведения искусства в ХХ в., "аура" подлинника и отсутствие ауратичности у копий произведений искусства.

  29. Биологические и социокультурные отличия человека от высших приматов.

  30. Шумеро-вавилоно-ассирийская культура.

  31. Древний Египет как транслятор ближневосточной традиции для древнегреческих мыслителей.

  32. Этапы развития и важнейшие достижения древнегреческой культуры.

  33. Значение культуры Древнего Рима для позднейших культур.

  34. Основные доминанты русской культуры.

  35. Русское Просвещение XVIII в. как предысток классической культуры XIX в.

  36. "Золотой век" русской культуры.

  37. "Серебряный век" в России: культурный релятивизм.

  38. Постмодернизм: сущность, истоки, перспективы и основные представители постмодернизма в искусстве.

  39. Амбивалентные направления развития современной культуры: унификация информационной среды и вестернизация самобытных культур, сепаратизм и возрождение интереса к собственным национальным корням.

  40. "Мумификация" культурного многообразия в современном музее.

  41. Репрессивность культурных механизмов.



^ РАЗДЕЛ 5: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




п/п

Наименование тем

Количество часов


Всего часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Предмет и структура культурологии

2







2

2.

Появление философии культуры в эпоху Нового времени. Культура и цивилизация.

2

2

3

7

3.

Культура и культуры. Теории "локальных цивилизаций".

2

4

3

9

4.

Теоретические проблемы философии культуры. Марксизм, "философия жизни" и экзистенциализм

1

2

3

6

5.

Психоаналитические концепции культуры

2

1

3

6

6.

Интегральная теория культуры П.А. Сорокина.

1

1

3

5

7.

Искусство и художественная культура.

2

1

3

6

8.

Теории культуры и искусства во «Франкфуртской школе».

1

1

3

5

9.

Первобытная культура и цивилизации древнего мира: Индия, Китай, Месопотамия, Египет.

2

2

3

7

10.

Античная культура.

2




3

5

11.

Культура европейского средневековья и Возрождения.

2

2

3

7

12.

Культура Нового времени в Европе

1




3

4

13.

Русская культура XVIII-XX вв.

1

2

3

6

14.

Современная европейско-американская культура.

1

2

3

6




эссе







12

12




зачет







15

15

Итого

22

20

66

108



Авторы программы: ____________________________/Ю.В. Иванова/


____________________________/И.Ю. Ларионов/




Скачать 226.9 Kb.
оставить комментарий
Ю.В. Иванова
Дата25.09.2011
Размер226.9 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх