Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы (1 половина ХХ в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков...
Учебно-методический комплекс дисциплины ббк 83. 3 И 76. 01...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история русской литературы ХХ начала XXI века...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ


ФАКУЛЬТЕТ БАШКИРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ


КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине:

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (1/3

для 4 курса БР ДО


учебно-методический комплекс Составитель: к.ф.н.,

обсужден и утвержден ст.преподаватель

на заседании кафедры Мишина Г.В.

Протокол № 1 от 9.09.2008 г.


Зав.кафедрой: Кагарманова М.Ш.


Стерлитамак 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ


1-2 Государственный стандарт.

3. Введение.

4. Пояснительная записка.

5. Цель и задачи учебного курса.

6. Основные виды занятий и особенности их проведения.

7. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

8. Техническое обеспечение дисциплины.

9. Объем и сроки учебного курса.

10. Рабочая программа.

11.Темы для самостоятельного изучения.

12.Основная и дополнительная литература.

13.Практические занятия.

14.Контрольные вопросы.

15.Художественные тексты для обязательного чтения.

16.Методические рекомендации преподавателям

17.Методические рекомендации студентам


^

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Утверждаю

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

А.Г.Свинаренко

____________________

«31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации

710 пед/сп (новый)


^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 033000.00 Родной язык и литература

с дополнительной специальностью


Квалификация учитель родного языка, литературы и _____

(в соответствии с дополнительной специальностью)





Вводится в действие с момента переутверждения

вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., 397пед/сп)


Москва 2005



Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

ДПП.Ф.14
^

История русской литературы


Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа XIX - XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература XX в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы. История русской литературной критики.













Введение

Предлагаемый учебно-методический комплекс составлен на основе следующих документов:

Федеральный закон: Выпуск 28. Об образовании. М.: ИНФА – М, 2002.

Федеральный закон. Об утверждении Федеральной программы развития образования в Российской Федерации. М.: МО РФ, 2000.

Закон Республики Башкортостан об образовании. Уфа, 1993.

Закон Российской Федерации о языках народов РФ. (Русская речь. 1992. №2).

Временный государственный образовательный стандарт: Общее и среднее образование.

Русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения (М., 1993).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет по высшему образованию. 1996.

В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки. Этим обусловлена специфика работы, проводимой с учетом как особенностей дисциплины, логики материала, так и контингента студентов.

Структурно описание программы курса включает пояснительную записку, содержание лекций и практических занятий, обозначение тем, выносимых для самостоятельной работы, списки текстов для обязательного чтения, списки научных исследований, контрольные вопросы для самопроверки, вопросы к зачету и экзамену.


^ Пояснительная записка

Актуальность изучения.

Огромное количество публикаций художественных и мемуарных произведений в настоящее время открыло перед читателем чрезвычайно сложный и богатый период в истории русской литературы, требующий своего осмысления. По сравнению с другими, ранее известными переходными этапами, период конца XIX – начала XX веков отличается особым масштабом и радикализмом качественной перестройки: здесь происходит столкновение классической культуры, исходящей из представлений о мире как о космосе, из идеалов возможной гармонии человека с миром, с новой культурой, получившей название модернизма, исходящей из представления о мире как о хаосе, ставящей под сомнение самую возможность гармонии с этим миром. Будучи «зоной порога», Серебряный век на только разделяет, но и связует две культурные парадигмы: завершает тенденции литературы XIX века и намечает черты художественности XX столетия.

Возникает новая, плюралистическая, полифоническая модель литературного процесса, в основе которой – не господство одной художественной системы, а сосуществование и динамическое совмещение течений, предлагающих разные концепции личности (реалистическую, героико-романтическую, мифологическую, экзистенциальную). особую остроту приобретает проблема поиска идеала как основы новой системы нравственных координат, позволяющей человеку существовать в катастрофическом мире.

Вместе с тем, литература Серебряного века – целостный художественный феномен, характеризующийся некоторыми общими тенденциями (отказ от жесткой детерминированности характера социальными обстоятельствами, усиление личностного начала, субъективного фактора и в художественной мысли, и в стиле, углубление философичности, семиотизация художественного язык). Необходимо учитывать амбивалентность, «диффузность» многих художественных явлений в литературе Серебряного века, возникающих из взаимодействия принципов разных эстетических систем, прежде всего – реализма и модернизма.

^ Цели курса:

- дать представление об общих закономерностях и эстетических поисках в литературе конца XIX – начала XX веков;

- охарактеризовать разные концепции личности и их художественное воплощение в творчестве наиболее ярких представителей литературы данного периода;

- совершенствовать теоретические знания и навыки анализа художественных произведений;

- помочь будущему учителю в отборе, осмыслении и методической обработке материала для школьного изучения.

^ Воспитательная задача курса:

огромным воспитательным потенциалом обладает сам изучаемый литературный материал, кроме того, в ходе чтения и анализа текстов художественных произведений происходит формирование духовной, личности, осознающей гражданский и общественный долг; формируется культура умственного труда; воспитывается уважение к другим культурам.

^ Специфика курса.

Курс имеет проблемный характер, совмещает теоретический и исторический ракурс в освоении материала. Лекции выстроены в основном монографически и предполагают значительный объем самостоятельной работы студентов. В связи с малым количеством аудиторных часов, отведенных на изучение курса дооктябрьского периода русской литературы и всей русской литературы ХХ века, отсутствует возможность рассматривать в рамках разных курсов этапы творческого пути поэтов и писателей, поэтому фактически изучаемый материал выходит за установленные хронологические границы.

^ Межпредметные связи:

курс истории русской литературы тесно связан с мировой историей и историей России, мировой художественной культурой, этикой и эстетикой, философией, лингвистикой и другими дисциплинами.

Данная программа составлена на основе программ:

- МПГУ «История русской литературы». Москва. Изд-во «Флинта». Изд-во «Наука». 1999;

- Русская литература ХХ века. Ч.1. Литература дооктябрьского периода / Сост. Н.В. Барковская. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; 2002.


^ Основные виды занятий и особенности их проведения

Программа курса предполагает следующие формы изучения теоретического и практического материала:

- лекции;

- практические занятия;

- чтение художественных текстов и их анализ;

- ведение читательских дневников;

- составление конспектов научных трудов.

Формами контроля усвоения учебного материала является:

- составление студентами плана лекции;

- проверка конспектов;

- собеседование по прочитанным текстам;

- анализ выступлений по темам на практических занятиях;

- контрольная работа;

- написание и защита курсовых работ.


^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения истории русской литературы студенты должны:

знать и усвоить:

  1. основной массив произведений авторов, наиболее значительных для истории литературы рубежа XIX – XX веков;

  2. основные направления и течения, тенденции развития в литературе Серебряного века;

  3. базовые литературоведческие категории и понятия;

  4. методологию литературоведческих учений;

уметь:

  1. ориентироваться в ключевых проблемах литературного развития;

  2. добывать и применять научную информацию, работать с исследовательской и справочной литературой;

  3. применять выработанные в вузе навыки во время педагогической практики и в перспективе преподавательской деятельности;

владеть навыками:

1. анализировать художественные произведения в аспекте течения и творческой индивидуальности писателя.

  1. анализировать критическую и научную литературу по творчеству ведущих писателей периода, освещать предмет и ход полемики по дискуссионным вопросам в истории литературы конца XIX – начала XX века.



^ Техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения преподавания курса «История русской литературы» необходимы:

  1. оборудованные аудитории;

  2. аудио-видео аппаратура, видеокассеты и диски с материалами, иллюстрирующими содержание художественных произведений и биографии авторов; интерактивная доска;

  3. мультимедийные технические средства;

  4. авторские электронные программы по курсу;

  5. прочие виды наглядности.



Объем и сроки учебного курса

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

25

7

Аудиторные занятия

16

7

Лекции

10

7

Практические занятия

6

7

Лабораторные работы

-




Контрольные работы

7

7

Консультации

2

7

Вид итогового занятия (экзамен, зачет)

-





Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия»


Утверждено

на заседании кафедры

русского языка и литературы


(протокол № 1 от 9.09.2008 г.)

Зав. кафедрой: Кагарманова М.Ш.


Рабочая программа


По дисциплине ^ История русской литературы XX века вид дисциплины История русской литературы

(наименование дисциплины) (общий курс)


Специальность: для студентов 4 курса БР очной формы обучения по специальности 050302 – Родной (башкирский) язык и литература; Русский язык и литература

(наименование специальности)

Учебных часов по учебному плану:

всего 25 часов, в том числе

лекций 10

сем. и практ. 6

Учебно-методический комплекс разработан: лабор. зан. –

консультаций –2

^ Канд. филол. наук, ст.преподаватель Мишина Г.В. зачеты – (ф. и. о., должность, уч. степень) экзамены –




п

/п

Тема и содержание

Форма изучения материала

(лекции, практ., семин., лабор. зан., самост. работа)

Кол-во часов

Межпредметные связи

Инновацион

ные методы обучения

Основная и доп. лит-ра (с указанием номеров глав, параграфов), рекомендуемая студентам

Задания для самостоят. работы студентов (с указани-ем лит-ры, номеров заданий)

Кол-

во час

Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контр. работы, компьютерные тесты, конспектирование, реферирование, микрозачеты и др.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Введение. Философские и эстетические основы русской литературы начала XX в. Периодизация

Лекция

2

История России,

Философия,

Мировая художественная культура

Лекция- диалог

Разделы I, II

Прочитать: учебные пособия по философии начала ХХ века, по истории России

2

Собеседование по прочитанному

2

Русский символизм (А.Блок, Д.Мережковский, Ф.Сологуб,В.Брюсов, К.Бальмонт)

Лекция

2

Философия,

Мировая художественная культура

Лекция-диалог

Разделы I, III, IV

Прочитать: учебные пособия по философии начала ХХ века, по истории России

2

Собеседование по прочитанному

3

Эволюция образа Прекрасной Дамы в творчестве А.Блока

Практич

занятие

2

Стиховедение, стилистика

Использование Мульти-Медиа технологий

Разделы I, IV










4

Акмеизм. Эстетические принципы. Творчество Н.Гумилева.







Философия,

Мировая художественная культура

Лекция-диалог

Разделы I, V

Составить библиографию по творчеству С.Городецкого, В.Нарбута

2

Собеседование по итогам работы

5

Русский футуризм. Эстетика и поэтика (В. Маяковский, И.Северянин, В.Хлебников)

Лекция

2

История России, Философия, Лексикология

Лекция-диалог

Разделы I, VI, VII

Провести сопоставительный анализ футуристских тенденций К.Малевича-поэта и художника

2

Выступление с докладом

6

Поэма В.Маяковского «Облако в штанах»

Практич

занятие

2

Лингвистика (словообразование)

Использование Мульти-Медиа технологий

Разделы I, VII




2

Микрозачет

7

Обновление реализма в начале ХХ века. Творческий путь И.Бунина

Лекция

2

История России, Философия

Лекция-диалог

Разделы I, VIII

Выделить группы персонажей мировоззренческих повестей по принципу наименования и безымянности

2

Письменная контрольная работа

8

Идея возмездия в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Практич

занятие

2

История, религиоведение, география

Использование Мульти-Медиа технологий

Разделы I, VIII




2




9

Романтизм и реализм в прозе М.Горького

Лекция

2

История России, Философия

Лекция-диалог

Разделы I, IX

Прочитать: учебные пособия по теории литературы (разделы «Романтизм», «Реализм»)

2

Собеседование по прочитанному

10

Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма

Практич

занятие

2

Изобразительное искусство

Мезансценирование

Разделы I, IX




2

Тестирование










16













16






Темы для самостоятельного изучения


  1. Развитие реализма в произведениях В. Вересаева об интеллигенции.

  2. А.И. Куприн. Жизнелюбивый талант.

  3. Лирика И.А. Бунина. Сборник «Листопад».

  4. «Деревенские» повести и рассказы И.А. Бунина «Деревня», «Суходол», «Дурная трава» и др..

  5. Л.И.Андреев. Концепция трагического реализма.

  6. Философские идеи в творчестве Д. Мережковского.

  7. «Монументальный» символизм В. Брюсова.

  8. Солнечная мифология К. Бальмонта.

  9. Художественные искания А.Белого.

  10. Эго-футуризм И. Северянина.

  11. Лингвистическая утопия В. Хлебникова.



Основная литература по курсу


Учебники и пособия

1. Русская литература ХХ века: В 2-х кн. Под ред. Каменцова Л.П. – Уч. пособие для ф-тов рууск. яз. и литературы педвузов. – Кн. 1. – М., ИЦ «Академия», 2002.

2. История русской литературы ХХ века (20-90-у годы): Основные имена. – Уч. пособие для филологич. ф-тов университетов. – Отв. ред. Кормилов С.И. – М., Изд-во МГУ. М., 1998.

3. Мусатов В.В. История Русской литературы персвой половины ХХ века (советский период).- Уч. пособие для ун-тов.- М., «Высшая школа», 2001.

4. Русская литература ХХ века: В 2-х частях. Учебник для 11 класса. Под ред. Агеносова В.В, - Изд. 5-е, перераб. и дополн.- М., «Дрофа», 2000.

5. Онуфриева Н.И. Русская литература ХХ века. Стерлитамак: Стерлитамак. гогс. пед. акад., 2007.

Дополнительная литература по курсу

Исследования и материалы

1. Русская литература на рубеже веков (1890-у – начало 1920-х годов): В 2-х кн. Отв. ред. Келдыш В.А. – Кн.1. – М., «Наследие», 2001.

2. История русской советской литературы: В 4 т. М ., «Наука», 1967. Т. 1.

3. История русской советской поэзии: В 2т. (1917-1941). Л., «Наука», 1983.

4. ХХ век: Закономерности литературного процесса. Кн. 1. Новые художественные стратегии. (Колл. монография). Под.ред. Н.Л. Лейдермана. Изд-во Ю-УрГУ, елябинск, 2002.

5. Русские писатели 20 века. – Биографический словарь. – Гл.ред. и составитель П.А. Николаев. – М., Изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2000.

6. Литературные манифесты от символистов до наших дней. Сост. Джимбинов С.Б. – М., Издат. дом XXI век-Согласие, 2000.

7. Опыт неосознанного поражения: модели революционноц культуры. Хрестоматия критических статей. Сост. белая Г.А. – М., ИЦ РГГУ, 2001.

8. Власть и художественная интеллигенция: документы ЦК РКП(б) – ВКП(б) – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917-1953. – Сост. Артизов А. – М., 1999.

9. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. – М., 1977.

10. Воронский А.К. Искусство видеть мир (Портреты. Статьи). – М., 1987.

11. Тынянов Ю.Н. Литературнрное сегодня. Промежуток // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

12. Лежнев А.З. О литературе. – М., 1987.

13. Полонский В.П. О литературе: Избр работы.- М., 1988.

14. Скороспелова Е.Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. – М., 1979.

15. Голубков М.М. Русская литература ХХ в После раскола. – М., 2001.


Практическое занятие


Образ Прекрасной Дамы в поэзии А. Блока.


1. Биографическая основа книги «Стихи о Прекрасной Даме». История создания и публикации.

2. «Стихи о Прекрасной Даме» как своеобразный любовный роман.

3.Вечная женственность, Мировая Душа в «Стихах о Прекрасной Даме».

4. Многослойность образа лирического героя, его метаморфозы.

5.Эволюция образа Прекрасной Дамы в творчестве А.Блока. Рассмотреть стихотворения «Незнакомка», «О, да, любовь вольна как птица».




оставить комментарий
страница1/4
Мишина Г.В
Дата25.09.2011
Размер0,79 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
плохо
  2
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх