Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России (на примере Санкт-Петербурга) icon

Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России (на примере Санкт-Петербурга)


Смотрите также:
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга...
Собранием Санкт-Петербурга 20 февраля 1998 года...
Социальное служение религиозных организаций...
Документация для проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта...
Социальная политика и пожилое население в современной России: вызовы и возможности...
Положение о VI городском конкурсе кураторов студенческих сообществ (в том числе академических...
Документация для проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения...
Краткий отчет о реализации Комплексной программы мероприятий по реализации инновационной...
О ходе формирования местных бюджетов муниципальных образований...
План работы Комитета по образованию Санкт-Петербурга на апрель 2011 года...
Правительство Санкт-Петербурга...
Методические рекомендации по наблюдению за ценами на товары...



Загрузка...
скачать


На правах рукописи


Устиненко Валерий Борисович


Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики

современной России

(на примере Санкт-Петербурга)


Специальность 09.00.13 – религиоведение,

философская антропология, философия культуры


Автореферат диссертации на соискание ученой

степени кандидата философских наук


Москва 2008

Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»


^ Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

Шахов Михаил Олегович


Официальные оппоненты - доктор философских наук

Иваненко Сергей Игоревич

- кандидат философских наук, доцент

Лещинский Анатолий Николаевич


Ведущая организация - Ленинградский государственный

университет им. А. С. Пушкина

Защита состоится «___» октября 2008 года в _____ часов на заседании диссертационного совета Д.502.006.11 при ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, проспект Вернадского, 84, уч. корп. 1, ауд.___


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС

Автореферат разослан ___ сентября 2008 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета В.К. Пинкевич

^ I. Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования. В действующей российской Конституции определено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7.1). В настоящее время среди приоритетов развития страны до 2020 года называются реформы секторов, связанных с развитием человеческого капитала. Поставлена задача разработки конкретного плана действий в сфере социальной политики1, с целью обеспечить права граждан на социальную защищенность, охрану здоровья, материнства и детства, жилище, доступ к образованию и культуре.

Мировая практика показывает, что максимальной эффективности социальная защита достигает тогда, когда наряду с государством в нее включены и структуры гражданского общества. В современной России значимым субъектом гражданского общества являются религиозные организации.

Сохраняющаяся бедность, не преодоленный демографический кризис, алкоголизм, наркомания и ряд других социальных проблем современной России требуют комплексных решений и усилий всего общества в целом. Действующие в стране религиозные организации выражают готовность принять деятельное участие в их разрешении.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется существующей в настоящее время общественной потребностью различных групп населения в социальной поддержке, в связи с чем востребован потенциал институтов гражданского общества, в т.ч., религиозных организаций. Этим определяется необходимость исследования их опыта, их возможностей, предпочтительных для них сфер деятельности. Актуальной также является задача выработки оптимальной модели взаимодействия государства и религиозных организаций в сфере благотворительности, которая позволяла бы последним в максимальной степени реализовать свои возможности в данной сфере служения общественным нуждам и интересам.

^ Степень разработанности темы. Тема социального служения не осталась без внимания как классиков философии и теологии, так и современных ученых. Из христианских авторов средневековья в католицизме ее поднимали Фома Аквинский и Франциск Ассизский, в православии - Василий Великий и Иоанн Златоуст. Рассматривалась она в связи с разработкой социального учения протестантизма - Ж. Кальвином, М. Лютером, Ф. Шлейермахером, Э. Трёльчем, А. фон Гарнаком, К. Бартом, Д. Бонхеффером, У. Гамильтоном. Сущностные характеристики социального служения с точки зрения морально-этического обоснования религии в целом представлены в работах западных авторов конца ХIХ-начала XX века - М. Бубера, М. Вебера, К. Тиле, П. Тиллиха, А. Швейцера2.

В России в кон. XIX - нач. XX вв. большой вклад в осмысление возможности искоренения в мире социальной несправедливости через принципы христианского милосердия внесли Вл. Соловьев, П. Флоренский, В. Розанов.3 Попытки создать целостное православное социальное учение, отвечающее реалиям ХХ в., предпринимали Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк и др.4

В отечественной религиоведческой литературе кон. XX – нач. ХХI вв. проблемам социальной роли религии и религиозных организаций посвящены работы Е.Г. Балагушкина, П.С. Гуревича, Л.Н. Митрохина, Б.З. Фаликова5. Вышло несколько публикаций, предметом которых являются социальное служение, благотворительность, социальная работа. Среди них - монографии П.В. Власова, Л.Я. Лаврененко, а также учебное пособие под редакцией М.П. Мчедлова6 и др.

Теме социального служения религиозных организаций было посвящено за последнее время несколько диссертационных исследований. Исторический опыт социального служения, главным образом, Русской Православной Церкви рассматривается в диссертациях Н.А. Дойниковой, С.Г. Зубановой, В.В. Реутова, О.Н. Субаевой, А.В. Штепа7. В работах этих авторов сделан глубокий исторический анализ социального служения Русской Православной Церкви. Церковь с ее опытом и традициями рассматривается как социальный компенсатор и авторитетный регулятор поведения не только отдельных людей, но и целых масс. Описываются определенные формы взаимодействия государств и общества, по вопросам социальной защиты населения.

Философский анализ социального служения как общественного явления дан в работах Н.Б. Ажнакиной, В.А. Гавриловой, Т.А. Костылевой8. В них рассматриваются сферы пересечения светской социальной работы и социального служения религиозных организаций; делаются попытки выявить общее и частное в социальном служении религиозных организаций и социальной защите населения; анализируется опыт социального служения религиозных организаций в области семейно-бытовых проблем, помощи в социальной реабилитации лиц, потерявших работу, семью, привычную социальную среду; социальное служение рассматривается как один из факторов устойчивого развития общества.

Социальное служение религиозных организаций разной конфессиональной принадлежности рассмотрено в работах З.А.Ереминой и Р.Н. Лункина9.

Хотя в вышеназванных работах исследуются многие аспекты социального служения религиозных организаций в современной России, однако без рассмотрения остаются сложные вопросы законодательного регулирования благотворительности и социального служения религиозных организаций; слабо исследованы возможности межконфессионального сотрудничества в сфере социального служения; не определено место социального служения в системе социальной защиты населения современной России и социальной политики государства в целом.

Объектом исследования является социальное служение религиозных организаций в современной России.

^ Предмет исследования - проблемы и перспективы развития социального служения религиозных организаций в контексте современных государственно-конфессиональных отношений в России.

^ Цель настоящей работы состоит в определении путей и условий повышения эффективности и общественной значимости социального служения религиозных организаций в современной России

Исходя из поставленной цели, предпринята попытка решить следующие задачи:

- уточнить содержание понятия «социальное служение»;

-изучить доктринальные основания социального служения религиозных организаций для определения возможностей межконфессионального взаимодействия в этой сфере;

-выявить специфику социального служения, благотворительности религиозных организаций и системы государственной социальной защиты;

-проанализировать особенности законодательного регулирования деятельности религиозных организаций в сфере социального обслуживания и благотворительности, выявить возможности его корректировок, способствующих развитию социального служения;

-предложить систему мер, способствующих расширению социального служения религиозных организаций в дополнение к государственной системе социальной защиты населения.

^ Теоретико-методологическую базу исследования составляют принципы системности, комплексности, всесторонности, объективности и конкретности рассмотрения проблемы. Использованы методы типологизации и социологического анализа. Особое значение придается полноте и дифференцированности характеристик исследуемого феномена социального служения, с использованием эмпирической и аналитической базы исследования, совокупности идей, концепций и теоретических подходов, разработанных в российской и зарубежной религиоведческой, философской и социозащитной литературе.

Источниками исследования являются отчеты религиозных организаций (за 2004-2007гг.), ежегодно на добровольной основе направляемые в Администрацию Санкт-Петербурга; материалы интервью, взятых автором у руководителей религиозных организаций и лиц, непосредственно осуществляющих определенные виды социального служения; печатные и видеоматериалы религиозных организаций (в том числе финансовые отчеты; информационные буклеты).

Важным источником исследования служили материалы ежедневного трехлетнего мониторинга сообщений информационных агентств («Интерфакс», «ИТАР –ТАСС», «Росбалт», «РБК», «БИА», «АБН», «Регнум», «Интегрум», «Фонтанка Ру» и пр.), содержащих сведения по проблематике социального служения религиозных организаций, а также - ежедневного мониторинга за 2005 – первое полугодие 2008 гг. информационного поля русскоязычного интернета с помощью поисковой системы «Яндекс» в автоматическом режиме по ключевым словам (социальное служение, благотворительность, религиозные организации, милосердие, попечительство).

Эмпирическую базу своего исследования автор ограничил лишь материалами наиболее крупных и активно действующих религиозных организаций (православных, католиков, протестантов, иудеев и мусульман). Такая информация наиболее полно представлена за период с 2004 по 2007 гг. в Отделе по связям с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.

Истопником исследования также являлись проходившие обсуждение законопроекты, относящиеся к сфере социального обслуживания и благотворительной деятельности, документы религиозных организаций.

^ Научная новизна исследования и основные результаты, полученные лично соискателем. Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что оно является одной из первых попыток комплексного решения вопросов государственно-конфессионального взаимодействия в сфере социальной защиты населения на эмпирической базе Санкт-Петербурга.

^ Основные научные результаты исследования заключаются в том, что:

- рассмотрено и уточнено понятие социального служения в контексте социальной политики современной России;

- исследован опыт социального служения различных конфессий в Санкт-Петербурге на основе материалов Отдела по связям с религиозными объединениями Санкт-Петербурга Администрации Губернатора Санкт-Петербурга;

- проанализирована организация межконфессионального взаимодействия в социальном служении на примере Христианского межцерковного диаконического совета (ХМДС) Санкт-Петербурга;

-определены роль и место социального служения в современной государственной системе социальной защиты;

- выработаны предложения по совершенствованию законодательной базы социального служения религиозных организаций.

^ Теоретическая и практическая значимость исследования. Эмпирический материал и теоретические положения, содержащиеся в диссертации, могут послужить источником для дальнейшей научной проработки вопросов, связанных с социальной деятельностью религиозных организаций в России; они могут быть также использованы при подготовке научных монографий, учебно-методических пособий по курсам религиоведения, социальной работы, развития институтов гражданского общества, культурологи. В работе даны предложения по усовершенствованию действующего законодательства, регулирующего государственно-конфессиональные отношения в сфере социального служения и благотворительной деятельности религиозных организаций.

^ Апробация результатов исследования. Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-конфессиональных отношений ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Материалы исследования использованы в работе автора в качестве помощника на общественных началах депутата Государственной Думы V созыва, первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И. Захарьящева, а также в процессе создания регионального отделения Экспертного совета Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций в Санкт-Петербурге.

Результаты диссертационного исследования были представлены в докладах и сообщениях автора на научных конференциях в том числе «Традиция веротерпимости в Санкт-Петербурге. История и современность» (Санкт-Петербург, 6-7 декабря 2007 года), и Второй межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы и перспективы развития государственно-конфессионального взаимодействия в Санкт-Петербурге и субъектах Российской Федерации» (Санкт-Петербург 21 – 23 мая 2008 года).

Результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора общим объемом 1,9 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

^ II. Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, формулируются цель и задачи, определяются методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Первый раздел - «Доктринальные обоснования социального служения религиозных организаций в современной России» посвящен анализу догматических основ и социальных доктрин иудаизма, христианства, ислама. При этом отмечается, что восходят они к библейскому Пятикнижию и сводятся к тому, что всякое благое, доброе дело, обращенное к конкретному человеку или сообществу людей, есть исполнение Закона, религиозного долга, есть служение.

Предваряет анализ определение социального служения в контексте социальной политики государства. По мнению автора, социальное служение есть исторически сложившаяся совокупность организованных форм социальной деятельности религиозных организаций, являющаяся неотъемлемой частью практической реализации вероучения, и заключающаяся в актах милосердия и благотворительности в отношении конкретных лиц как носителей образа и подобия Божия.

Как считает автор, в содержательном плане социальное служение имеет две сферы. Во-первых, это общество в целом, которому религиозные организации предлагают тот или иной идеал социального устройства, систему нравственных норм, императивов, ценностей, стремятся оказать влияние на нравственный климата в нем, на состояние общественных отношений. Во-вторых, это забота о социально незащищенных слоях населения, о конкретных людях - бедных, одиноких стариках, больных, сиротах и т.п. В данном случае речь идет о социальном служении в узком смысле, т.е. о милосердии и благотворительности.

Главным отличием социального служения от социальной работы и системы государственной социальной защиты, по мнению автора, является то, что социальное служение направленно за пределы данной социальной реальности, его цель отчасти трансцендентна. Это обстоятельство, безусловно, оказывает влияние и на форму проявления социальной работы. Кроме этого, социальное служение может являться как средством воспитания последователей конфессии, так и методом проповеди вероучения, хотя это обычно отрицается большинством представителей конфессиональных социальных служб.

В иудаизме благотворительность (цдака) по своей важности равна всем остальным заветам вместе взятым10. Наряду с Торой и служением Богу благотворительность является одной из основ, на которых стоит мир. Благотворительность — один из атрибутов самого Бога: «Ибо Господь, Бог ваш... дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Втор. 10:17–18).

В христианстве идея действенной любви к ближнему получила глубокое смысловое наполнение и наглядность в личности Иисуса Христа, в его добровольном самоуничижении и искупительной жертве во имя спасения людей от проклятия греха. В христианстве служение ближнему обрело новое значение как служение самому Богу (Мф., 25).

При общехристианском понимании социального служения между православием, католицизмом и протестантизмом существуют некоторые различия в толковании его значения с точки зрения перспектив личного спасения, а также в предпочтениях его конкретных направлений, в способах осуществления. Так православное и католическое виденье благотворительности и диаконии отличается от протестантского. Это в частности проявляется в отрицании протестантами «нищелюбия». С точки зрения протестантских церквей желание быть бедным и больным греховно. Помощь должна оказываться только тем, кто не может самостоятельно обеспечить себя необходимыми средствами для жизни. Между православным и католическим подходами к социальному служению также имеются различия. Исторически в практике православных церквей особый акцент ставился на помощи бедным. Католическая церковь более четко разделяет цели социального служения: для тела, такие как накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого и т.п., и дела милосердия для души, т.е. обратить грешника, научить не посвященного, дать добрый совет сомневающемуся, утешить скорбящего, прощать обиды, молиться за живых и умерших.

Основы мусульманской концепции социального служения заложены в Коране и Сунне пророка Мухаммада. Для ислама характерны социальная направленность учения, пристальное внимание к проблемам земной, повседневной жизни человека. Согласно учению ислама, одним из украшений человеческой жизни является материальное благополучие. «Обладая здравым умом и физическим здоровьем, он (человек – В.У.) не имеет права не трудиться и зависеть материально от других»11. Но так как не всем людям удается добиться высокого уровня материального достатка, Аллах установил в качестве одного из столпов богопочитания закят – обязательное пожертвование богатых в пользу неимущих. Благотворительность - один из центральных моментов в исламской системе ценностей.

Во Втором разделе - «Основные направления социальной деятельности российских религиозных организаций и опыт их взаимодействия с государством» на основании эмпирических данных выявляются тенденции развития социального служения и наиболее распространенные его направления, «специализации» религиозных организаций по видам социального служения, пропорции участия религиозных организаций в разных видах благотворительности.

Автором было обработано 54 письма религиозных организаций, в адрес Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга за период с 2004 по 2007 год, в которых содержится 470 упоминаний актов благотворительности и милосердия религиозных организаций. Как выяснилось в результате исследования, наиболее развитой сферой социального служения религиозных организаций в Санкт-Петербурге является здравоохранение, включая уход за больными в стационарах, умирающими в хосписах, работа с больными ВИЧ/СПИД. Следующими по распространенности являются работа с детьми, помощь пожилым и инвалидам, работа с заключенными. При этом, развитие сферы социального служения за период с 2004 по 2007 годы шло как в сторону увеличения количества его видов, так и усиления каждого из направлений. Исследование позволило сделать вывод о преобладании православных благотворителей в медицинских учреждениях, а также в работе с пожилыми и инвалидами, тогда как в работе с детьми, молодежью и заключенными более активными являются протестанты.

Анализ эмпирических данных позволил автору выделить некоторые современные формы социального служения.

Первой по времени возникновения, достаточно простой является работа членов той или иной местной религиозной организации (например, православной приходской общины) в государственном учреждении (в больнице, доме престарелых и т.п.) вне штата, на безвозмездной основе в статусе физических лиц.

Вторая – это благотворительная деятельность, осуществляемая непосредственно религиозной организацией (приходской общиной, монастырем, духовно-образовательным учреждением и т. д.) без образования специально для этих целей юридического лица.

Третья форма – благотворительные организации, учрежденные теми или иными религиозными организациями: их центральными или региональными управленческими структурами, иными конфессиональными образованиями. Это детские приюты, богадельни, реабилитационные центры для алкоголиков, наркоманов, бывших заключенных и т.п.

Деятельность благотворителей в государственных учреждениях (в больницах, домах престарелых, учреждениях исполнения наказания и т.д.) осуществляется на основе соответствующих договоров о сотрудничестве.

Договорную форму регулирования отношений, связанных с деятельностью традиционных для России религиозных организаций государство стало активно использовать с начала 90-х годов. Первые такие соглашения были заключены между Московской Патриархией Русской Православной Церкви и федеральными органами исполнительной власти. Затем подобные соглашения стали заключаться и с представителями других традиционных конфессий, например духовными управлениями мусульман, объединениями иудеев, но уже преимущественно на региональном уровне.

На федеральном уровне данные соглашения подписываются, как правило, Патриархом Московским и всея Руси и руководителем ведомства, которое участвует в соглашении. На региональном уровне соглашения подписываются между епархиями или епархиальными управлениями в лице правящего архиерея, с одной стороны, и исполнительными органами власти регионов – с другой. При этом, исполнительная власть может быть представлена как в целом администрацией субъекта России, так и отдельным ведомством исполнительной власти субъекта. Кроме того, вошло в практику подписание соглашений о сотрудничестве между епархиями Русской Православной Церкви и Полномочными представителями Президента России в федеральных округах.

Факты заключения соглашений, в которых, с одной стороны, выступают представители нескольких конфессий региона, а с другой – региональная исполнительная власть известны не только в Санкт-Петербурге, выбранном в качестве объекта исследования, но и в других регионах России. Есть также множество примеров соглашений между подразделениями администраций регионов и епархиальными управлениями.

Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви в наибольшей степени по сравнению с другими религиозными организациями города взаимодействует с государственными учреждениями здравоохранения и социальной защиты на договорной основе. Ею заключены договоры и соглашения о сотрудничестве с комитетами и комиссиями Администрации губернатора С.-Петербурга. Подобные же соглашения и договоры заключены приходами и благотворительными организациями с государственными больницами, детскими домами и кризисными центрами, психо-неврологическими интернатами и др. учреждениями социальной сферы12.

Таким образом есть основания полагать, что сегодня социальное служение находится на завершающем этапе своего становления. В основном определились ее наиболее важные направления и организационные формы.

В Третьем разделе - «Опыт и проблемы взаимодействия религиозных организаций в сфере социального служения» автор отмечает, что духовные лидеры и руководящие центры практически всех религиозных организаций в России выступают за взаимодействие и сотрудничество в социальной сфере. С этой целью в декабре 1998г. был создан Межрелигиозный совет России (МСР). Его учредителями явились: Буддийская традиционная сангха России; Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России; Русская Православная Церковь, Совет муфтиев России; Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ. Как определено Положением о МСР, его целью, в частности, является координация совместной деятельности традиционных религиозных организаций в обеспечении и поддержании межрелигиозного и межнационального мира, достижении согласия и стабильности в обществе, предотвращении возможных конфликтов на этноконфессиональной почве, утверждение в обществе традиционных духовных ценностей. Год спустя, в ходе подготовки Юбилейной конференции, посвященной двухтысячелетию христианства, был создан Христианский межконфессиональный консультативный комитет (ХМКК) с целями, аналогичными МСР. В его состав вошло представители всех крупных, законно действующих христианских церквей и религиозных объединений. В последующие годы, провозглашенные религиозными лидерами намерения реализовались в различных совместных акциях. В рамках МСР были сделаны совместные заявления от имени входящих в него религиозных организаций по ряду проблем жизни российского общества.

Союзы наиболее крупных протестантских церквей также заявляют о том, что они, «основываясь на принципах открытости и толерантности, преисполнены решимости способствовать преодолению всякого рода отчуждения и вражды, в том числе, на религиозной почве», они «осуществляют совместные проекты по социальному служению»13.

В более узкой сфере социального служения религиозных организаций в России – милосердия и благотворительности, предполагающей не столько общие декларации, сколько практические дела, также есть примеры взаимодействия и сотрудничества и на уровне их духовно-административных центров, и на уровне регионов.

Подобное взаимодействие религиозных организаций может способствовать укреплению межнационального согласия, результативности межконфессионального диалога, воспитанию толерантности и веротерпимости, налаживанию конструктивного межконфессионального диалога и сотрудничества.

С большой эффективностью религиозные организации могут быть включены в систему социальной защиты населения на межконфессиональной основе, учитывая различный опыт, накопленный конфессиями, что демонстрируют немногочисленные примеры совместной диаконии христиан.

Примером межконфессионального взаимодействия в социальном служении на региональном уровне может служить созданная в 1992 году некоммерческая благотворительная организация Ассоциация «Христианский межцерковный диаконический совет Санкт-Петербурга» (ХМДС). Основная цель ХМДС - содействие возрождению и развитию диаконии как церковного социального служения, посредством поддержки диаконических инициатив в Северо-Западном регионе России. Объектом заботы членов ассоциации, в первую очередь, являются старики, инвалиды, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и люди, живущие с ВИЧ-инфекцией.

Учредителями ХМДС являются следующие религиозные организации: Санкт-Петербургская Митрополия и Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви, Приход св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге Римско-Католической Церкви, Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России, Евангелическо-Лютеранская Церковь в России и странах СНГ (ЕЛКРАС), Церковь Евангельских Христиан в Духе Апостолов. В своей совместной работе они основываются на принципах уважительного отношения к целостности и традиционной структуре каждой Церкви-участницы.

Основными видами деятельности ХМДС являются: реабилитация людей, страдающих химической зависимостью; работа в тюрьмах и реабилитация бывших заключенных; работа с бездомными; работа с ВИЧ-инфицированными, больными СПИДом и созависимыми; поддержка местных диаконических структур; заступническая деятельность; помощь детям и поддержка женских инициатив; забота о престарелых; служение в больницах и хосписах.

По мнению автора, взаимодействие и сотрудничество в социальной сфере последователей различных вероисповеданий, разделенных между собой доктринально, имеет в своей основе общность фундаментальных морально-этических принципов и норм, единство в подходах к проблемам социального и межнационального примирения, оздоровления духовно-нравственной атмосферы в обществе, укрепления семьи, милосердия.

В Четвертом разделе «Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы социальной деятельности религиозных организаций в современной России» - анализируются некоторые аспекты действующего законодательства, а также проекты законодательных актов, предлагавшиеся в последние годы, с точки зрения их способности содействовать оптимизации государственно-конфессиональных отношений в социальной сфере. Ряд актуальных вопросов, имеющих отношение к религиозным организациям, осуществляющим свою деятельность в области предоставления населению социальных услуг, остается неурегулированным в действующем российском законодательстве.

В разделе обосновывается необходимость продолжить совершенствование законодательства в связи с реализацией приоритетных национальных проектов в социальной сфере, планирующейся реформой государственных и муниципальных учреждений и прочими реформами в области реструктуризации общественного сектора экономики.

В частности, Министерству экономического развития РФ при разработке изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и регулирования благотворительной деятельности желательно учитывать особенности религиозных организаций. Так, в отличие от других некоммерческих организаций, они получают пожертвования, как на благотворительность, так и на осуществление религиозной деятельности. Однако разделить, какие пожертвования к чему относятся затруднительно. Цели создания религиозных организаций и благотворительных в соответствии с действующим законодательством различны, что создает определенные проблемы при осуществлении благотворительной деятельности религиозными организациями без образования отдельного юридического лица в виде благотворительной организации той или иной формы. Одновременно иметь статус благотворительной организации и религиозной в настоящее время действующее законодательство не позволяет. Автор считает необходимым разграничить благотворительную деятельность вообще и благотворительную деятельность, осуществляемую религиозными организациями в силу иной мотивации их социального служения, являющегося неотъемлемой частью вероисповедания.

В настоящее время сложилась практика создания при религиозных организациях реабилитационных центров для алкоголиков и наркозависимых. Их деятельность находится вне рамок правового поля. Необходима разработка специального закона о реабилитационной деятельности.

В Государственной Думе депутатом Г. Кареловой ведется подготовка законопроекта «О социальных услугах»14, который призван стимулировать активное участие негосударственных предприятий и организаций в социальной сфере. Предусматривается, что он будет определять социальные нормативы и стандарты, базирующиеся на формуле "подушевого" финансирования, введет принцип равного доступа предприятий различных форм собственности к государственному заказу на социальные услуги, сформулирует основные правила государственно-частного партнерства в социальной сфере, страхования ответственности, а также налоговые льготы и стимулы. При его разработке необходимо учитывать возможности религиозных организаций в сфере выполнения государственного социального заказа.

Кроме перечисленных выше проблем существует еще комплекс недостаточно законодательно отрегулированных вопросов. Это, в частности, ведение деятельности по привлечению ресурсов (фандрайзинга); выстраивание взаимоотношений религиозных организаций с государством по поводу заключения соответствующих договоров для вхождения в существующую систему социальной защиты, создание энадумент фондов, являющихся целевым капиталом, сформированным за счет пожертвований благотворителей для инвестирования, доходы от которого поступают непосредственно на цели благотворительности т.п.

Государственная поддержка социальных служб кроме предоставления налоговых и иных льгот всем участникам социально-значимой деятельности (включая спонсоров), может также проявляться в установлении пониженных тарифов на коммунальные услуги и ставок арендной платы, в предоставлении иных льгот.

Административная поддержка социальной и благотворительной деятельности может выражаться в издании нормативных актов, поручающих той или иной социальной службе проведение тех или иных мероприятий социального плана. Примером такого поручения может служить направление ребенка для прохождения социальной реабилитации в негосударственное учреждение (социально-реабилитационный центр, приют и т.д.).

Таким образом, привлечение негосударственных организаций к решению социальных проблем необходимо со всей очевидностью. При этом государство и религиозные организации должны выработать договорные принципы сотрудничества. В перспективе подобное взаимодействие государственной системы социальной защиты и социальных структур религиозных организаций может обеспечить комплексное решение социальных проблем.

В целях усовершенствования действующего законодательства представляется целесообразным разработать и принять отдельный закон о партнерстве государства и религиозных организаций в сфере социальной защиты граждан вне зависимости от их конфессиональной принадлежности и продолжительности деятельности на территории государства.

В Заключении подводятся основные итоги исследования, кратко суммируются его наиболее существенные выводы.


^ Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных перечнем ВАК

1. Устиненко В.Б. Анализ современного состояния социального служения и благотворительности религиозных организаций в Санкт-Петербурге// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Серия философия. Спб., 2007. - 0,4 п.л.

^ Работы, опубликованные в других изданиях

1. Устиненко В.Б. План Каритас Римско-католической церкви в Европейской части России и его реализация// Традиция веротерпимости в Санкт-Петербурге. История и современность. Материалы научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2008. - 0,8 п.л.

2. Устиненко В.Б. Социальное служение религиозных организаций в системе здравоохранения как фактор содействия реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»// Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития., Сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Вып. 6. Ч. 2. / Под общ. ред. В.К. Егорова, А.С. Горшкова, В.М. Герасимова, М.А. Кашиной. М., Изд-во РАГС, 2007. - 0,3 п.л.

3. Устиненко В.Б. Доктринальные обоснования социального служения религиозных организаций в современной России // Актуальные вопросы и перспективы развития государственно-конфессионального взаимодействия в Санкт-Петербурге и регионах Российской Федерации. Сборник материалов Второй межрегиональной научно-практической конференции 21 – 23 мая 2008 года, СПб., Артдеко, 2008. – 0,4 п.л.


Автореферат диссертации на соискание ученой

степени кандидата философских наук

Устиненко Валерия Борисовича


Тема диссертационного исследования:

^ СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

(на примере Санкт-Петербурга)


Научный руководитель: Шахов Михаил Олегович


Изготовление оригинал-макета:

Устиненко В.Б.


Подписано в печать Тираж


Усл. п.л.


ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при

Президенте Российской Федерации»


Отпечатано ОПМН РАГС. Заказ №

119606, г. Москва, проспект Вернадского, 84



1 Стенограмма выступления Президента РФ Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года", сайт партии «Единая Россия», http://www.edinros.ru/news.html?id=127560

2 См.: Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лезова. - М.: Республика, 1995. - 464 с.; Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избр. произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 273-306; Швейцер А. Культура и этика.- М., изд-во «Прогресс», 1973.- 342с.; Тиллих П. Мужество быть / Тиллих П. Избранное. Теология культуры.- М., изд-во «Юрист», 1995. – С.7-131

3 См.: Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени/ Розанов В.В. // Сочинения. Т.1. - М., 1990.– 588 с.; Соловьев B.C. Нравственность и политика. Исторические обязанности России /B.C. Соловьев //Сочинения. Т. 1. - М., 1989. - 471 с.; Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Литературная учеба., 1991.- № 3.

4 См.: Бердяев Н.А. Царство Божие и царство Кесаря / Сост. П.В. Алексеев. –М. : Республика, 1995. - 383 с.; Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: РХГИ, 1997. - 589 с.; Франк С.Л. Проблема «христианского социализма». Непрочитанное… М., 2001. с.280.

5 См.: Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада), - М., Изд-во МГУ, 1986.- 286 с. ; Гуревич П.С. Мораль и религия // Общество и знание. -М., ЦГО, 1999.-С.359-362.; Митрохин Л Н. Философия религии. - М.: Республика. 1993. – 414 с.; Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура.- М., Наука, 1994.- 220 с.

6 См.: Власов П.В., Благотворительность и милосердие в России.- М., 2001.-301 с.; Лаврененко Л.Я. Социокультурная природа благотворительности и формы ее реализации (история становления и развития) - М.: Academia АПК и ПРО, 2000. -132 с.; Милосердие. Учебное пособие / Под ред. М.П. Мчедлова. - М., 1998. - 214с.

7 См.: Дойникова Н.А. Социальное служение Православной церкви во второй половине XIX - начале XX веков (на материалах Вологодской епархии): Дис. канд. ист. наук. – М., 2006.-188 с.; Зубанова С. Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке: Дис. д. ист. наук.–М., 2002.- 408 c.; Реутов В.В. Социальное служение Церкви в XX веке (На материалах Курской епархии) : Дис. канд. ист. наук:-Курск, 2006.-235 с.; Штепа А.В. Социальное служение русской православной церкви во второй половине XIX - начале XX веков (На материалах Калужской епархии) : Дис. канд. ист. наук.- Калуга, 2005.- 320 с.

8 См.: Ажнакина Н.Б. Социальное служение религиозных организаций в современной России: Дис. канд. филос. наук. - Пенза, 2006.- 143 с.; Гаврилова В.В. Философский анализ социальной доктрины Русской православной церкви в 20 веке: Дис. канд. филос. наук. - Пермь, 2005.- 136 с.; Костылева Т.А. Социальное служение религиозных организаций: Дис. канд. филос. наук. – Омск, 2006.- 167 с.

9 См.: Еремина З.А., Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в в современной России: Дис. канд. филос. наук. -Тула, 2007.- 150 с.; Лункин Р.Н.Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России: Дис. канд. филос. наук. –М., 2005.- 200 с.

10 См.: Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1. , Еврейский университет, - 1996 , С. 451–454.

11 Основные положения социальной программы российских мусульман.- М., 2001.- С. 15.

12 Письмо Отдела благотворительности Санкт-Петербургской Епархии Московского Патриархата исх. №2 от 02.08.07 , Текущий архив Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.

13 Социальная позиция протестантских церквей России. П.6. Христианские конфессии и иные религии. – М., 2003. – С. 22.

14 Институт развития гражданского общества и местного самоуправления, официальный сайт, http://www.c-society.ru/wind.php?ID=449197&soch=1





Скачать 257,94 Kb.
оставить комментарий
Устиненко Валерий Борисович
Дата25.09.2011
Размер257,94 Kb.
ТипАвтореферат диссертации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх