Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам. «Сказка в гости к нам пришла », этапы, формы и методы работы со сказкой icon

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам. «Сказка в гости к нам пришла », этапы, формы и методы работы со сказкой


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Сценарий Викторины по сказкам «Сказка в гости к нам пришла»...
Календарно-тематическое планирование по химии утвержден приказом по школе № от календарно...
Календарно-тематическое планирование 10 класс Пояснительная записка...
Тема: «Сказка в гости к нам пришла»...
Тема: «Сказка в гости к нам пришла»...
Календарно-тематическое планирование уроков по географии 10 класс...
Календарно-тематическое планирование для 10 класс...
Календарно-тематическое планирование для 9 класс...
Календарно-тематическое планирование Календарно-тематическое планирование (математика) 10 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс...
Календарно-тематическое планирование Литература 6 класс 2009-2010 учебный год моу новопокровская...
Календарно-тематическое планирование Литература 7 класс 2009-2010 учебный год моу новопокровская...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРОГИМНАЗИЯ № 1667


«КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ?»

Интегрированная эколого-художественная система обучения,

творческого развития и психокоррекции дошкольников на основе русской традиционной культуры


Москва-2003

Содержание


Часть 1

Научно-методические основы экспериментальной эколого-художественной системы обучения, творческого развития и психокоррекции дошкольников.

^ Бакланова Т.И.

  • «Кто на свете всех милее?», теоретические основы экспериментальной эколого-художественной педагогической системы.


Лавренкова И.Н.

  • Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам.

  • «Сказка в гости к нам пришла...», этапы, формы и методы работы со сказкой.

  • «В гостях у сказки», структура развлекательно-познавательного занятия для детей дошкольного возраста.


Часть 2

Экспериментальные программы и методические материалы

по проведению занятий с дошкольниками

на основе русских народных сказок

Трошенкова О.А.

  • «Сказочный мир природы», программа экологического воспитания детей дошкольного возраста.

  • Календарь природы.


Ульянова Н.В.

  • «Сказка сказывается...», система заданий и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста.


Ситникова Н.М.

  • «Играем со сказкой», развивающие игры и логическая математика для детей дошкольного возраста.


Дьяченко Л.Ю.

  • «Музыкальные сказки», программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

  • Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.


Ермолова С.А.

  • «Веселое семейство», программа по народной инструментальной музыке.


^ Галицына Т.В.

«Рисуем сказку», программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Часть 3
Сценарии комплексных занятий, тематических досугов,
праздников и развлечений для детей дошкольного возраста


«В гостях у красавицы Осени»

Дьяченко Л.Ю.

  • «Сарафан надела осень», комплексное занятие для детей 5-7 лет.

Лавренкова И.Н.

  • «Осенняя ярмарка», праздничное действо.

Трошенкова О.А.

  • «Кто покрасил осень в рыжий цвет», комплексное занятие по экологии для детей 5-7 лет


«В гостях у красавицы Зимы»

Трошенкова О.А.

  • «Теремок в природе», комплексное занятие по экологии для детей 3-5 лет

Ангелина Е.Б.

  • «Здравствуй, гостья Зима!», новогодний праздник.

Ангелина Е.Б.

  • «Праздник Рождества», тематический досуг с элементами театрализации


«В гостях у красавицы Весны»

Ангелина Е.Б.

  • «Светлое Христово Воскресенье», урок-занятие для детей 7-9 лет.

Трошенкова О.А.

  • «Путешествие на Лосиный остров», итоговое занятие по экологии для детей 6-7 лет.
^

Ангелина Е.Б.

  • «Сказка – ложь, да в ней намек...», комплексное занятие для детей 5-7 лет по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди».



«В гостях у красавицы Лето»

Лавренкова И.Н.

  • «В гостях у сказки», мультконцерт для детей и их родителей.
^

Сост. Ермолова С.А., Лавренкова И.Н., Дьяченко Л.Ю.

  • «Как Иванушка за Великим Знанием ходил», праздник для детей подготовительной к школе группы.




^ Часть 1. Научно-методические основы экспериментальной эколого-художественной системы обучения, творческого развития и психокоррекции дошкольников.


Т.И. Бакланова


^ «КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ?»

Теоретические основы экспериментальной эколого-художественной педагогической системы.


Данная педагогическая система представляет собой первый уровень преемственной модели эколого-художественного образования и оздоровления детей в прогимназии № 1667 г. Зеленограда. В её основе - синкретичная художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста (3-6 лет) на основе сказочных образов природы, осуществляемая под руководством педагогов, наставников и родителей, и адаптированная к реальной экологической и социокультурной среде г. Зеленограда.


Цель создания и внедрения экспериментальной педагогической системы - содействие формированию целостной творческой личности ребёнка, адаптированной к реальной экологической и социокультурной микро и макросреде.


Творческий коллектив педагогов прогимназии № 1667 определил для себя следующие задачи создания и внедрения системы:

1. Систематическое развитие творческого (креативного) мышления ребёнка, его вербального языка, творческого воображения, фантазии, образовательного мышления произвольной памяти и внимания, сенсорных и коммуникативных навыков, эмоций и чувств.

2. Выявление и содействие преодолению индивидуальных психолого-педагогических проблем развития ребёнка средствами искусства, художественно-творческой деятельности.

3. Развитие художественно-творческих способностей.

4. Экологическое воспитание.

5. Формирование основ национального самосознания ребёнка, любви к Родине, к её столице - Москве, к родному дому и к родной природе.

Функции педагогической системы: развивающая, психотерапевтическая, художественно-педагогическая, эколого-педагогическая, этнопедагогическая.


Принципы создания системы:

1. Принцип учёта специфики столичной художественной, социокультурной и экологической среды.

2. Принцип опоры на традиции отечественной культуры и, прежде всего культурно-исторические традиции Москвы - столицы российского государства.

3. Принцип опоры на традиции этнопедагогики (воспитание в разновозрастных группах, передача традиций по принципу “от старшего - к младшему”, освоение традиций в процессе синкретичной практической деятельности, обращение в процессе воспитания детей к природе как источнику красоты, здоровья, жизненной энергии).

4. Принцип реализации психодиагностических и психокоррекционных возможностей искусства в процессе художественно-экологической деятельности ребёнка.

5. Принцип преемственности дошкольного и школьного уровней педагогической системы.

6. Принцип интеграции различных видов художественной, игровой и бытовой деятельности детей.

7. Принцип взаимосвязи педагогов, наставников, родителей, учреждений культуры и искусства, народных мастеров в художественно-экологическом развитии и оздоровлении дошкольников.


^ Основное содержани педагогической системы составляют русские народные сказки о природе и животных, интегрированные с музыкальными произведениями, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, развивающими играми, экологией.

Значение сказок для становления и развития личности ребёнка раскрыто, как известно, в педагогических сочинениях Ушинского, Л.Н. Толстого и других светочей русской культуры и педагогической мысли. В психологических исследованиях Б. Беттельхейна, Л.С. Выготского, Р. Гарднера, А.В. Запорожца, К. Юнга и других учёных раскрыты возможности сказок и сказочных образов в детском психоанализе, психодиагностике и психокоррекции. Особого внимания в этом контексте заслуживает, на наш взгляд, работа К.Г. Юнга.

Петербургскими авторами Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайловым создан метод сказотерапии, нацеленной на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Основной принцип сказотерапии - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия в переводе с греческого означает “забота о душе”).

Основная цель сказкотерапии - духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его духовной гармонии. Забота о Душе (в переводе с греческого) - и есть терапия.

Психологами разработаны различные методики ана­лиза детских сказок, методика "раскрась свои чувства" и "карта на­блюдений". С ее помощью можно обобщить материалы наблю­дений, сделать выводы, определить и показать эффективность работы педагога.

Психолого-педагогический потенциал сказок определяется такими их свойствами, как:

- отражение многообразных существующих в реальной жизни причинно-следственных связей;

- отсутствие жёсткой персонофикации сказочных героев, позволяющее детям идентифицировать себя с ними;

- концентрация народной мудрости, воплощение народной картины мира;

- отражение ценностей и “антиценностей” народной жизни: представлений о добре и зле, трудолюбии и лени, правде и кривде, красоте и уродстве, уме и глупости, смелости и трусости, скромности и хвастовстве (природа во многих сказках “реагирует”, как бы оценивает те или иные поступки и качества сказочных героев);

- концентрация архетипических образов русской традиционной художественной культуры (на таких образах построена и художественно-образовательная система начальной школы “Русская традиционная художественная культура).

- в сказках нет дидактики, нравоучений, определенности места и времени действия;

- сказка намекает на то, как надо поступать в реальной жизни, как выходить победителем из сложных ситуаций, как побеждать зло.

В сказке никто не учит ребенка "жить правиль­но". События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

"В некотором царстве, в некотором государстве"... Нам как будто дают по­нять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за триде­вять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, на­сколько близко к себе нам захочется принять сказочную историю.

Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от собы­тий, происходящих в сказке, Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Брянск.

Главный герой в сказке - собирательный образ. Имена главных героев по­вторяются из сказки в сказку; Иванушка, Аленушка, Марья. ^ Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем.

В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые пережи­вает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом - все это "закоди­ровано" в образах сказки.

Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора; от простого - что выбрать из одежды, до жизненно важного - как жить дальше, На приме­ре судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, ко­торый наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется и ту же самую сказку он может понять по-разному... Часто дети про­сят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятию, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный мо­мент и помогает ему понять важные для себя вопросы.

Благодаря многогранности смыслов, одна и тоже сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы,

Например, сказка "Колобок", 3-5-летний: ребенок, для которого важ­но понять многое самому без помощи родителей (самому есть, идти по улице без руки родителя и т.д.), и который считает себя достаточно взрослым, для такого ребенка может быть важно проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений. Для подростка, который исследует дру­гих людей и их реакции по отношению к себе, полезно будет узнать, какие типы людей существуют и как можно себя с ним вести: как строить контакт с "Зайцами", "Медведями" и "Лисами''. Взрослый человек, который понимает смысл происходящих вокруг него явлений, обратит внимание на причины н следствия поступков всех героев сказки.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окру­жающего мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие дет­ские вопросы ставят воспитателей и родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему происходит так, как происходит, и что такое "хорошо, а что такое плохо" Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуа­ции, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира и в зависимости от этого ребенок будет восприни­мать различные ситуации и действовать различным образом.

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство пси­хологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчи­вается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю ге­роев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все ис­пытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Сказкам свойственны тайны и волшебства. Волшебная сказка как живой организм - в ней все дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок "вживляется'' в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушев­ленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать самому на место другого, почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощу­тить многогранность Мира и свое Единство с ним.

Итак, сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством.

В русле нашей концепции особенно важно, что сказка несет в себе культуру, а также мировоззрение своего народа. Африканские сказки непохожи на русские или французские, вос­точные сказки отличаются от европейски.

^ Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли. Причем, в сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во внутренний мир человека, живущего в другой части све­та, Это, в свою очередь может помочь ребенку научиться понимать людей, жи­вущих в других странах.

^ Скажи - заме­чательное средство для того, чтобы ребенок и взрослый могли постиг­нуть внутренний мир и образ мыслей своего народа и народов других стран.

Народные сказки тоже имеют своего автора - это интерпретатор и соста­витель сборника. В разных изданиях одна и та же сказка может иметь разные оттенки. В настоящее время существует множество сборников народных ска­зок в обработке различных авторов.

Авторские сказки отражают взгляд писателя на мир. Эмоциональный фон, сюжет и линии развития главных героев во многом зависят от особенностей личности автора. Читая авторскую сказку, ребенок воспринимает жизненный и психологический опыт писателя, который может нести как радость и на­дежду, так и разочарования и недоверие к Миру.

Сказки делятся на несколько групп:

  1. сказки о животных;

  1. сказки о взаимодействии людей и животных;

  1. сказки-притчи;

  1. бытовые сказки;

  1. сказки-страшилки, истории о нечисти,

  1. заветные сказки;

  1. волшебные сказки и другие.

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифи­цируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

В настоящее время исследованием сказок-страшилок и детской субкуль­туры занимается психолог М.Осорина. ^ Скази-страшилки и сказки про нечисть могут быть полезны, при работе над детскими страхами.

В развитии сказочного сюжета волшебной сказки есть определенные закономерности. Главный герой появляется на свет, растет достигая некоторого возраста, отправляется в путь, встреча­ет новых друзей, совершает подвиги, достига­ет своей цели; возвращается домой уже в но­вом качестве. Можно предположить, что в сказке дается не только описание жизнен­ного пути главного героя, но и в образной форме рассказывается об основных этапах развития личности.

Психологи выделяют несколько этапов развития сказочного сюжета, которые пере­кликаются с этапами формирования личности человека.


1. Происхождение главного героя. Его жизнь, развитие в отчем доме

На этом этапе мы знакомимся с героем: узнаем, в какой семье он родился, в какой ситуации оказался; мы узнаем, кто родители героя и каковы взаимоот­ношения между ними. Главным героем может быть человек любого социаль­ного положения: это и царевич, и солдат, и крестьянин, и купец... На первом этапе может содержаться информация о личностных и интеллектуальных осо­бенностях героя: он может быть умен не по годам, или "вовсе дураком". Так или иначе, у читателя формируется предчувствие того, что главный герой обладает какой-то "изюминкой", которая пока видна не всем, но впоследст­вии станет причиной удивительных приключений героя.

Стремление к красоте, истине, искра Божья, "королевское начало" есть в каждом человеке, но нужно проделать длин­ный и сложный путь, для того чтобы уникальный индивидуаль­ный дар каждого человека (или сказочного героя) был приме­нен и раскрыт.

Этап развития в отчем доме проходит не только сказочный герой, но и каждый человек. На нем человек познает родительский опыт и формирует мировоззрение; он накапливает информацию о явлению Мира; аккумули­рует в себе энергию родительской любви, которая в его самостоятельной жизни послужит ему опорой. Этот период длится от рождения, при­мерно, до 11-14 лет.


^ 2. Расставание с родным домом

В каждой сказке главный герой рано или поздно покидает родительский дом. Расставание с отчим домом может быть добровольным и вынужденным. Либо обстоятельства и ситуация побуждают героя отправиться в путешествие, либо насущная внутренняя необходимость, потребность, желание. Герой может от­правиться спасать похищенную принцессу, поехать по поручению отца или царя, его могут выгнать из дома, или он сам может отравиться в путь, чтобы "других посмотреть и себя показать". Так или иначе, для главного героя про­исходит существенное изменение привычной ему ситуации. К этому моменту герой накопил уже достаточно внутренних сил для того, чтобы действовать самостоятельно. Задача этого этапа - отделение от родительского дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности.

Если провести параллель между этапом развития сказочного сюжета и раз­витием личности человека, то можно увидеть, что подростки решают анало­гичные задачи. В период примерно с 11 до 18 лет человеку очень важно психологически отделиться от родителей, выработать свой собственный взгляд на мир.

Мудрые сказочные родители всегда отпускают своего ребенка в его собственный путь, как бы тяжело им ни было. Отделяясь от родителей, лишаясь их поддержки, сказочный героя, так же как и человек, может рассчитывать только на самого себя. Какой он сделает для себя выбор, каким будет его путь - это темы следующе­го этапа развития сказочного сюжета.


^ 3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

"Выехал Иван-царевич на дорогу (покинув отчий дом), остановился и думает- куда дальше путь держать". На предыдущем этапе герой принял первое важ­ное решение в своей жизни - действовать самостоятельно. Теперь, когда он один - перед ним встает еще более сложная и глубокая задача - какой выбрать путь. Часто в сказках на этом этапе герой приезжает на Рас­путье. Перед ним три дороги, и вся его жизнь зависит от того выбора, кото­рый он сейчас сделает. Часто в сказке главный герой выбирает самый труд­ный (на первый взгляд) путь, но именно он приводит героя & успеху. Здесь происходит проверка на силу духа и искушение: ведь есть пути, кото­рые сулят быструю выгоду. Если у главного героя есть братья, они, как прави­ло, выбирают пути полегче, однако, не достигают намеченной цели.

Герой делает свой выбор в соответствии с той целью, ради которой он покинул родительский дом. Внутреннее ощущение, интуиция подсказывает ему правильный выбор, Вот выбор сделан. Героя идет по дороге, и здесь он встречается с разными существами, нуждающимися в его помощи. Он может пройти мимо, сославшись на то, что это отвлекает его от главной цели пути - так и делают некоторые второстепенные герои сказки. Однако, герой всегда оказывает помощь попавшим в беду, хотя на первый взгляд это может показаться бесполезными действиями. Эти ситуации - проверка на "доброе сердце». Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносят герою новых друзей и помощников. Сказка учит - как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Таким образом, герой выходит из ситуации неопределенности, выбирает свой путь и приобретает себе верных помощников. Они появятся в самый нуж­ный момент. Тогда, когда герой не сможет справиться с ситуацией сам.

В жизни человека-это этап осознания смысла существования и по­иска своего места в жизни Обычно этот период начинается перед оконча­нием школы. После окончания школы меняется его окружение. В техникумах, институтах, на работе появляются новые друзья, планы. Меняется его стиль жизни. С этим периодом жизни связаны три важнейшие психологические зада­чи, которые сознательно или бессознательно решает для себя молодой человек:

  1. Принятие самого себя - я такой, какой я есть.

  1. Принятие своего пуп* - я совершаю свой собственный путь, кото­рый я для себя выбрал.

  1. Принятие ответственности за свой выбор и действия - "я несу от­ветственность за свои действия и за то, что происходит со мной".


^ 4. Борьба и победа

Это кульминация сказки Ге­рой достигает цели своего пути и вступает в борьбу с персонифицированным злом (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Колдунья, Ворон-Воронович и др.). В сказках герой побеждает зло. Правда, иногда он прибегает к помощи природных сил или других персонажей сказки. Но в результате герой приобретает не только то, за чем он шел: принцессу, славу, волшебные предметы и пр., но и нечто, о чем не знал: посошок-перышко, волшебный ларец или перстень. Честно приобретенные предметы, как правило, обладают большой силой.

Вместе с волшебными предметами, принадлежавшими злым силам, герой забирает силу побежденного. То есть, герой, побеждая самостоятельно, приобретает новые возможности и опыт.

Ситуации честной победы над злом и ощущения себя более сильным и уверенным ребенок может пережить в реальной жизни.

Бывает в жизни так, что то, прежде казалось правильным - подвергается сомнению; то, что раньше нравилось - не приносит удовольствия. И тогда человек понимает, что можно что-то менять в своей жизни. Когда к нему приходит осознание что и как нужно изменить, тогда, на сказочном языке, он отрубает голову дракону.

Борьба со злом может быль и внешней. Нередко человеку приходиться противостоять ситуациям, где он оказывается в положении сказочного героя, борющегося с драконом. Побеждая, человек становится сильнее и мудрее.


^ 5. Новые испытания

Победа над злом не означает полной победы и конца испытаниям. На каком-то этапе герой сталкивается с задачами, решать которые он должен в свете нового опыта. Например, если, убегая от погони, герой использует вновь приобретенные платок и гребешок, вместо того, чтобы использовать волшебный перстень, который может исполнить любое его желание, то он лишится силы.

На этом этапе герою нельзя было действовать по-старому в изменившейся ситуации. Следует по-новому, творчески подходить к решению кажущихся простыми проблем. Ведь сказка учит, что главное зло возникает тогда, когда ты расслаблен и меньше всего его ожидаешь. Победа над злом – это еще не конец пути. Могут возникнуть новые испытания, для которых нужны новые силу, новая мудрость и новые решения. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившейся для человека жизни.


^ 6. Счастливый конец

Часто сказки заканчиваются свадьбой Свадьба может бьпъ рассмотре­на как символ завершенности какого-либо процесса, воссоединения, восстановление целостности.

Однако, сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человеку неодно­кратно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни.

Поскольку сказка - многогранный материал, ее можно использовать в разных ракурсах. Выбирается тот ракурс, который наиболее соответст­вует психокоррекционным и психодиагностическим целям.

Методом сказотерапии возможно решение следующих задач:

- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

- развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- выявление и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Структура педагогической системы состоит из трёх взаимосвязанных блоков (сказочных тем) - “В гостях у красавицы Осени”, “В гостях у красавицы Зимы” и “В гостях у красавицы Весны”. Каждая из этих блоков включает два основных элемента:

1. Художественно-экологическая развивающая среда (создание в группах звуковой и изобразительной семантической среды, соответствующей тому или иному времени года).

2.Художественно-экологическая развивающая деятельность (восприятие, исполнение и создание детьми художественных произведений на основе сказочных образов природы и природных стихий).

Эта деятельность включает в себя:

Каждый блок включает в себя развитие речи на материале сказок и других жанров устного народного творчества, музыку, изобразительное искусство, экологию, развивающие игры (частично).

Основные виды деятельности детей:

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.

4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).

5. Рисование сказок.

6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).

7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.

  1. Пластические импровизации на тему сказок.


^ Методы диагностики эффективности педагогической системы:

- психологические методики: карта наблюдений “Личностный профиль ребёнка”, “Сказочный дом”, “Раскрась свои чувства”, “Дом, дерево, человек”, “Моя семья”, “Несуществующее животное”, “Царевна - лебедь”, “Иван - царевич”.

- Анкетирование родителей.

- Наблюдение и анализ занятий и праздников.

- Анализ творческой деятельности детей.


^ Календарно-тематическое планирование

занятий по русским народным сказкам





^ Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

В гостях у красавицы Осени”



1.


“Курочка-Ряба”


“Гуси-лебеди”



“Кот, петух и лиса”


2.



“Репка”



“Маша и медведь”


“Крылатый, мохнатый да масляный”


3.



“Колобок”


“Петушок и бобовое зернышко”



“Хаврошечка”

В гостях у красавицы Зимы”



4.



“Заюшкина избушка”


“Теремок”


“Зимовье зверей”


5.



“Коза и семеро

козлят”


“Руковичка”


“Котофей-Котофеевич”


6.



“Снегурочка и лиса”


“Девочка

Снегурочка”


“Морозко”

В гостях у красавицы Весны”



7.


“Теремок”




“Смоляной бычок”


“Сивка-Бурка”


8.


“Заяц-хваста”



“Жихарка”


“Царевна-лягушка”


9.


“Чудесный мир сказки”


“На зеленом лугу”


“Что за прелесть эти сказки”




«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

(этапы, формы и методы работы со сказкой)


^ I этап (1 неделя) «В гости к сказке»

(знакомство со сказкой)


Педагогические задачи:

1). Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.

2). Активизировать словарь через диалоговую речь.

3). Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.

4). Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т. д.


Мотивация:

1). Красивая книга, серия книг (работа с обложкой - «О чем эта сказка? Давайте заглянем?»).

2). Герой сказки (игрушка). Приглашение в гости к друзьям.

3). Загадка. «Поищем отгадку в сказке».


^ Приемы и методы (рассказываем сказку):

1). Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т. п.)

2). Герой сказки (игрушка).

3). Волшебный сундучок («рассказывают» предметы).

4). Фланелеграф (рассказываем и показываем).

5). Настольный театр, кукольный театр би-ба-бо.


^ II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

(развивающие и дидактические игры по содержанию сказки)


Педагогические задачи:

1). Формировать у детей умение выполнять задание в соответствии с сюжетом сказки.

2). Приобщать детей к работе парами, малыми группами, командами.

3). Активизировать творческие способности детей через развивающие и интеллектуальные задания.


Мотивация:

1). Письмо-задание.

2). Карта-путешествие.

3). Герой сказки - игрушка (продолжаем путешествовать по сказке).


^ Методы и приемы:

1). Красочно оформленные столы и стенды.

2). Путешествие по маршруту карты (выполняем задания по этапам).

3). Викторина по содержанию сказки (индивидуальная, групповая).

4). Работа группами в командах (соревнование).


^ III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»


Педагогические задачи:

1). Развивать у детей творческое воображение, желание создать собственное художественное произведение по известному материалу.

2). Формировать у детей эмоциональный отклик к совместной групповой работе.


Мотивация:

1). Билет на художественную выставку или в театр.

2). Герой сказки - игрушка (новая история с элементами сюрприза).


^ Методы и приемы:

1). Иллюстрации по сказке (портрет героев или рисунок по сюжету).

2). Декорации к сказке (теневой или плоскостной театр).

3). Элементы костюмов.


^ IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

(театрализованные игры)


Педагогические задачи:

1). Формировать у детей эмоциональную реакцию на творческие, разнообразные отклики на прочитанное.

2). Активизировать детей к самостоятельному творческому поиску.

3). Дать представление о многообразии выразительных средств, видов и форм театрализованной деятельности.

4). Формировать речевую активность.


Мотивация:

1). Приглашение или афиша.

2). Билет в театр.

3). Герой сказки приглашает.


^ Методы и приемы:

1). Все виды театрализованных игр - фланелеграф, настольный театр игрушек, кукольный театр би-ба-бо, теневой театр, пальчиковый театр и т. д.

2). Пластические импровизации (импровизационный театр «Угадай, кто это?»).

3). Театрализация отрывка сказки или всего произведения.


«В гостях у сказки»

Структура развлекательно-познавательного занятия

для детей дошкольного возраста


Название


Цель: (четкая, конкретная) зачем?


^ Педагогические задачи: (развивающая, воспитательная, обучающая).


Предварительная работа: знакомство со сказкой, работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций, открыток и т. д.), знакомство с устным народным творчеством на занятиях и др.


Оборудование: оформление зала или группы, инвентарь, наглядный материал.


^ Литературный ряд: сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. д.


Музыкальный ряд: классические, народные, эстрадные музыкальные произведения; шумы леса; релаксационная музыка.


^ Зрительный ряд: репродукции картин известный художников, фотоматериал, выставки книг, открыток и т. д.


Организационный момент: организация начала занятия, психологический настрой воспитанников (необходимо создать интересную, творческую обстановку).


^ I часть. Зачин

Вступительное слово ведущего (воспитателя): в котором он определяет тему занятия (что мы будем делать? куда отправимся в гости? кого ждем в гости?) или интригу сюжетного хода (неожиданный гость, таинственное письмо или посылка, волшебный сундук и др.)


^ II часть. Повествовательная

Трехкратное повторение по сюжету сказки

с разнообразными развивающими играми и творческими заданиями.


1 сцена. Интеллектуальное задание «Играем со сказкой».

Развивающие игры и задания, связанные с закреплением ЗУН основных видов образовательной деятельности детей дошкольного возраста (ЭМП, развитие речи, ознакомление с окружающим и др.).

Задания обобщающего и систематизирующего характера по объему и степени трудности должны соответствовать программе и быть интересными и посильными для каждого воспитанника.

Задание выполняется индивидуально или коллективно.


^ 2 сцена. Изобразительное задание «Рисуем сказку»

Задания, связанные с закреплением материала, пройденного ранее на занятиях по изобразительными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Задание выполняется группам или командами.


^ 3 сцена. Творческое задание «Играем сказку»

Задания и творческие игры, связанные с музыкально-творческими видами деятельности (музыка, пластика, театрализация).

Творческие задание выполняются коллективно (музыкально-пластические импровизации, театральные игры-этюды) или группами (театрализованные игры, постановки).

^ Кульминация. Сюжетная развязка


III часть. Заключительная

Вот мы добрались до финала сказки.

Дети возвращаются из увлекательного путешествия.

Оценка умений детей.


^ Часть 2. Экспериментальные программы и методические материалы по проведению занятий с дошкольниками на основе русских народных сказок


Трошенкова О.А.


^ «СКАЗОЧНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»

Программа экологического воспитания для детей дошкольного возраста


Пояснительная записка


Экологическое образование в настоящее время возводится в разряд первостепенных государственных проблем. Подтверждением тому служит принятие законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Об образовании», а также Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития и подписание Россией Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, что является предпосылкой для создания правовой базы по формированию системы экологического образования.

Начальной ступенью в этой системе является период дошкольного детства, вызывающий интерес у многих педагогов, понимающих его важность в формировании основ экологического воспитания и образования.

«Программа экологического воспитания дошкольников» Николаевой С.Н., «Паутинка» Васякиной Ж.Л., «Планета – наш дом» Белавиной И., Найденской Н., «Мы – земляне» Вересова Н., «Наш дом – природа» Рыжовой Н. и другие программы направлены на формирование у детей понимания единства мира, воспитание осознанно-положительного отношения к природе на основе получения знаний и практической деятельности детей.

Программа «Экологическое воспитание дошкольников» создана в рамках эксперимента «Русская традиционная культура в целостном образовательном пространстве». Она предусматривает получение детьми экологических представлений в объеме стандарта образования. В то же время ее отличие от вышеназванных программ состоит в опоре на отечественные традиции, менталитет русского народа и, одновременно, в выходе в мировое культурное пространство.

Цель: формировать и развивать у детей дошкольного возраста ценностное отношение к природе на основе традиционной русской культуры.

Задачи:

1. Формировать у детей естественнонаучную картину мира, представлений о многообразии и целостности всех элементов природы.

2. Дать первоначальное представление о традициях русского народа в отношении к природе как величайшей жизненной ценности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к ее изучению, потребность в охране и защите природных ресурсов.


Отбор программного содержания осуществляется с учетом того, что для дошкольного детства характерны наиболее яркие впечатления от встреч с природой и при этом несформированность отношения к тому или иному объекту, явлению. Правильно организованный процесс накопления детьми чувственно-эмоционального опыта активизирует мышление. Чем ярче впечатления, представления, ощущения, восприятие, тем сильнее познавательный процесс. Этот процесс сопровождается желанием ребенка обозначить явление или предмет соответствующими словами, задать вопросы, порассуждать, пофантазировать и т. д. Поэтому очень важно создать условия и для накопления такого чувственно-эмоционального опыта, и для возможности направлять, руководить познавательным процессом, то есть вовремя, грамотно помочь детям обозначить словами то, что они видят, чувствуют, ответить на возникающие вопросы и направить познавательный процесс детей на самостоятельный и оригинальный поиск ответов.

Системообразующим элементом программы является ориентация на традиции русской культуры, сформировавшие одушевленный образ природы, на опыт народной мудрости, являющей пример внимательного и уважительного отношения к окружающему миру. Идея одухотворенности, идея Живой Природы создает ощущение волшебства, загадочности, чуда, что так близко природе ребенка, а волшебство всегда связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы, с новыми возможностями. Волшебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем.

Такое отношение к природе дает нам богатый инструментарий для развития личности ребенка. Если мы поможем детям почувствовать свою, особенную жизнь в каждом природном существе и поможем понять, что этот мир создан для любящего человека, возникнет ли у них желание бездумно ломать ветки или рвать цветы, захочется ли им загрязнять воду, воздух и т. д. Опыт народной мудрости помогает детям почувствовать себя частью огромного, удивительного мира, пробуждает радость сопричастности, формирует гуманное отношение к живому, понимание его самоценности и неповторимости, признание его права на существование, принятие на себя ответственности за него, стремление сохранять и защищать.

Структура программы построена в соответствии с сезонными изменениями в природе и включает в себя пять тем:

1. «Природа и мы» (2 часа – младший возраст, 5 часов – старший возраст).

2. «В гостях у красавицы Осени» (9 часов – младший возраст, 7 часов – старший возраст).

3. «В гостях у красавицы Зимы» (9 часов – младший возраст, 11 часов – старший возраст).

4. «В гостях у красавицы Весны» (10 часов – младший возраст, 10 часов – старший возраст).

5. «Дорога к Лету Красному» (2 часа – младший возраст, 3 часа – старший возраст).

Первая тема «Природа и мы» предусматривает введение детей в курс с целью уточнения представлений о природе и средствах познания ее человеком. Концентрация внимания на органах чувств помогает в дальнейшем включать у детей память нужных ощущений даже на занятиях, не связанных с непосредственным общением с природой, что помогает поддерживать эмоциональный тон любого вида деятельности, «оживлять» его.

Три центральные темы начинают свое развитие с образов солнца, воздуха, земли (почвы), воды как объектов неживой природы, определяющих все изменения, происходящие в растительном и животном мире, и влияющих также на образ жизни людей. Это не случайно и с точки зрения экспериментальной задачи – подвести детей к пониманию архетипических образов Огня, Воздуха, Земли, Воды, концентрирующих в себе глубинные смыслы нашего бытия.

Далее дети знакомятся с явлениями и объектами природы ближайшего окружения в условиях смены сезонов, постигают закономерности происходящих процессов, их порядок, силу и красоту.

Заключительная часть курса предполагает отражение детьми тех понятий и отношений, которые являются целью экологического воспитания и над которыми велась работа.

Формы работы. Экологическое воспитание не ограничивается рамками занятия. Программа предполагает и другие формы организации работы с детьми в этом направлении: экскурсии, наблюдения, игры, трудовую деятельность на прогулке и в группе, систематическое ведение календаря природы, уход за животными в «живом уголке», «экологическую тропу». Занятия же дают направление, определяют систему работы, создают определенный настрой и желание расширять и углублять контакт с окружающим миром.

Методы и приемы работы по данной программе предполагают:

1. Словесность (использование сказок в сюжетном ходе занятия, малых фольклорных форм, помогающих детям почувствовать и понять одушевленность образов природных явлений, рассказов о природе отечественных и зарубежных авторов).

2. Непосредственное восприятие: наблюдение, эксперимент, игра, трудовая деятельность.

3. Сказкотерапию.

Сказкотерапия как процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни дает возможность использовать ее в процессе экологического образования и воспитания ребенка. Сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Сказка дает символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением и, хочется верить, становится мудрым и созидательным.

В результате освоения программы у детей должны сформироваться понятия как итог многократных чувственных восприятий различных качеств и свойств предметов и явлений природы, сравнения их с другими, выделения среди них наиболее существенных признаков и отражение их в слове. Понятия усваиваются и проверяются в продуктивной деятельности детей – игре, труде и постепенно оформляются в осознанно-положительное отношение к природе. Воспитывается устойчивый интерес к народным традициям, любовь к Отечеству, способность видеть красоту, беречь и сохранять окружающий мир. Создаются предпосылки, стимулирующие в дальнейшем желание самостоятельного получения знаний, что является важным условием для подготовки детей к учебной деятельности.






оставить комментарий
страница1/11
Дата25.09.2011
Размер3.17 Mb.
ТипКалендарно-тематическое планирование, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
плохо
  1
отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх