Урока: «Владимир Мономах и его время» icon

Урока: «Владимир Мономах и его время»


Смотрите также:
Межпредметная интеграция регионального компонента «наш край» икурса «окружающий мир»...
«Урок нравоучения»...
“Княжение Владимира II мономаха на Киевском престоле ”...
Княжение Владимира Мономаха на Киевском престоле...
Тематическое планирование по литературе в 7 классе...
Конспект комбинированного урока в 6-ом классе по теме Владимир Святославич...
Владимир Владимирович Познер...
Владимир Мономах...
Дмитрий Емец
Маркеловские чтения русь и великая степь в период правления владимира мономаха...
Сложение и вычитание десятичных дробей...
Урока Тема урока Тип урока, форма урока...



Загрузка...
скачать
Тема урока: «Владимир Мономах и его время»


Вид урока: «Урок- портрет»

Ведущая идея урока:

«Ученик учится САМ, учитель только помогает»


Цели урока:

  1. Получение новых и углубление уже имеющихся знаний о Владимире Мономахе
    Их систематизация и обобщение.


  2. Развить умение выстраивать биографию жизни и деятельности великого князя.

  3. Пробудить интерес к личности Владимира Мономаха и желание самостоятельно изучать время его правления


Изучение исторических источников.
В ходе подготовки к занятию учащиеся приобретают умение работать с текстом опубликованного исторического источника с использованием научного комментария к нему.



.


Оборудование: 1) Портрет

                           3) Иллюстрации:

  1. Компьютер.
    2. Мультивидеопроектор.
    3.Электронный вариант дидактического материала.
    4Оформление классной доски.

Важные даты: 1111г.- крестовый поход князей во главе с Владимиром Мономахом против половцев; 1113г.- восстание в Киеве в связи со смертью Святополка;

1113-1125гг. –правления князя Владимира Мономаха в Киеве. –

План урока:


  1. Биографические данные

  2. « Крестовый поход в степь» 1111г. Деятельность Мономаха до занятия престола в Киеве.

  3. Восстание в Киеве и приход к власти Владимира Мономаха.

  4. Политика Мономаха.



Краткая характеристика класса, в котором проводится открытый урок

В классе 7 человека. Успеваемость за все годы обучения 100%. Большинство детей с хорошими умственными способностями, для них характерна осмысленность чтения, понимание прочитанного и запоминание. В классе3 ударника. Качество знаний - 64%. Учащиеся могут записывать конспект урока, отвечать на вопросы, решать проблемные задания самостоятельно. В классе с начальной школы сформирован интерес к учебе, в основном дети учатся с желанием.

Вместе с этим в классе есть учащиеся со слабой подготовкой, которые усваивают учебный материал с трудом, у которых плохая память, недостаточно развита устная и письменная речь.


Перед учителем стоят задачи - учить:

1. выделять главную мысль в тексте;
2. задавать вопросы учителю и ученикам;
3.использовать приобретенные знания


4. умению монологически высказываться.

Задачи, стоящие перед учащимися:

  1. 1. Вспомнить основные моменты изученного материала.
    2 Получение новых и углубление уже имеющихся знаний о Владимире Мономахе
    Их систематизация и обобщение.


  2. Развить умение выстраивать биографию жизни и деятельности великого князя.

.

Проект открытого урока

Предложенный урок –пятый в тематическом планировании темы "Русь в 11-12вв." - проводится в конце октября.

В начале урока предусматривается повторение изученного материала по пройденным темам. Здесь используется тестирование.

Учитывая степень подготовки учащихся данного класса и уровень сложности учебного материала, учитель выбрал индивидуальную форму изучения нового материала.

Заканчивается урок ответами на поставленные вопросы в начале урока. Подводится итог урока. Выставляются и комментируются оценки за урок.

Реализация урока

Первый этап урока. Подготовительный


1. Приветствие. Представление гостей. Дата дня.
2.Объявление темы, цели, вида урока. плана урока


3. Работа над единой темой когда каждый вносит свой посильный вклад воспитывает у детей ответственность. умение слушать одноклассников,..
Второй этап урока. Повторение


1.Игра «Домино»- отработка дат;

2.тест

^ Третий этап урока. Изучение нового материала.

Любое развитое государство имеет свою историю, культуру, свои традиции; старается их сохранить, и передать будущим поколениям, также оно богато выдающимися личностями которые творили эту историю . Не мало великих людей и в истории нашего го-ва.


Один из ярких её представителей является великий князь киевский Владимир Мономах. Вы наверно не раз слышали выражение: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха», Это выражение не раз звучало в период правления и Владимира Вл. Путина.

В ходе нашего урока попробуем доказать Действительно ли тяжела шапка Мономаха. Пока личность Мономаха для нас загадка. В ходе подготовки к уроку каждый из вас выбрал себе роль: биографы подбирали материал о биографии князя (Настя Глиненко, Сергей и Вова), критик (Костя) отыскивал различные т. з. что касаемо его деятельности .Литератор(Сопова Настя) проанализировала « Поучение» посвященное детям , юрист(Гриша) изучал статьи «Устава..», И вот сейчас мы все вместе будем решать задачу: «Личность князя его судьба, великие дела и творчество».

^ Нам важно видеть как причины, вызвавшие к жизни политику князя, так и ее последствия. Только такой подход поможет нам дать этой политике взвешенную оценку

Сейчас я представлю слово биографам. А вы запишите в тетради вопрос, на который должен будете ответить в конце урока: «Что поразило меня в личности и судьбе Великого князя?»

1-ый биограф: Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), великий князь киевский в 1113-25 гг., государственный деятель, военачальник и писатель. Сын князя Всеволода Ярославича (прозван Мономахом по имени матери – дочери византийского императора Константина Мономаха). В 1073 г. заключил в Сутейске мир с Польшей. В 1078 г. его отец стал киевским князем, а Владимир Всеволодович Мономах получил Чернигов. С 1093 г. Владимир Всеволодович Мономах вёл войну с половцами и их союзником Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094 г.) и обосноваться в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Всеволодович Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль Владимир Всеволодович Мономах настойчиво высказывал на княжеских съездах (1097-Любический съезд, 1100-в городе Витичеве,, 1103г.- на Долобском озере.). После Долобского съезда (1103 г.) Владимир Всеволодович Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев.

^ 1. Русский крестовый поход в степь.

      Этот вопрос учащиеся могут изучить самостоятельно, знакомясь с материалом учебника (пункт 3 § 10) и подготовив ответы на вопросы:   (    Вопросы желательно записать на доске до начала самостоятельной работы по изучению нового материала.)

  1. ^ Почему поход против половцев был назван крестовым?

  2. ( к этому времени уже состоялся первый крестовый поход в 1096-1099г.. который закончился захватом Иерусалима и созданием христианского го-ва на Ближнем востоке. Сведения об этом походе были широко известны на Руси)

      2. ^ Кто принял участие в походе в 1111 г.?

(Все князья со своими сыновьями, кроме Олега ,он сослался на болезнь, давний друг половцев. Рядом с Мономахом находились 4 его сына, младший из них –девятилетний Андрей)

      3. ^ Каков результат похода?

( Объединённая Русская рать одержала победу. Около -10-тыс.половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая их часть вместе с ханом Шаруканом ушла в степь. )

^ Учитель : И так мы видим, что не будучи ещё великим князем Владимир Мономах уже прославил себя: как великий полководец и миротворец.

2-ой биограф: После смерти Святополка, граждане Киева определили на торжественном совете, что достойнейший из князей российских должен быть Владимир Мономах -великим князем. К шестидесятилетнему Владимиру отправились послы: «Пойди, князь на престол отцовский и дедовский». Владимир колебался не меньше, чем много лет назад.
И вновь Мономах побоялся, в данном случае, оскорбить Святославичей, которые, будучи детьми старшего сына Ярослава, по тогдашнему обычаю должны были наследовать престол великого князя. Дело в том, что в то время действовал «лествичный порядок», по которому править должны были Олег или Давыд Святославичи. Это лишний раз подчеркивает порядочность Владимира. Вот как об этом говорит документ летопись под 1113 г.: «Владимир много
плакал и не пошёл (в Киев), горюя по
брате».
Кроме того, на стороне Святославичей были и бояре, которые боялись, что Владимир заменит их на своих — переяславских.
Этот отказ имел несчастные последствия: киевляне не хотели и слышать о другом государе.
Первым делом они разнесли по бревнышку дом богатейшего киевского боярина, тысяцкого Путяты, затем принялись за его помощников — сотских.
Бросились также грабить дворы проклинаемых Церковью евреев — ненавистных ростовщиков, подозреваемых к тому же в изобретении «соляного налога», уже приведшего к волнениям в Западной Европе.
«Повесть временных лет» так описывает эти события:
«Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на иудеев, разграбили их имущество. И послали киевляне к Владимиру, говоря:
— Пойди, князь в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, или иудеев пограбят, а ещё нападут на невестку твою и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, или разграбят и монастыри».
Надо сказать, что после отказа Владимира спокойные граждане, приведенные в ужас беспорядком, вторично звали Мономаха: «Спаси нас, — говорили послы, — от неистовой черни, спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши дома и святыню монастырей».
«Услышав всё это, Владимир отправился в Киев…»

Учитель: 20- апреля 1113г.Вл. Мон. Во главе переяславской дружины вступил в Киев. Стремление защитить порядок в городе и стране, унять разгулявшуюся «чернь» оказалось у князя сильнее других расчётов. Порядок был восстановлен началось правление нового князя.

^ Слово просит критик: Причиной восстания 1113 г. в Киеве был не отказ Мономаха от княжения и не то, что «киевляне не хотели и слышать о другом государе». Они просто воспользовались случаем для расправы с ненавистными им притеснителями и ростовщиками.
Мономах же расчетливо выжидал, пока утихнет народный гнев, чтобы явиться в город спасителем.
Почему-бы не отметить благородную позицию Олега и Давыда, которые не пожелали использовать военную силу в борьбе за Киев, но спокойно уступили его Владимиру. Они не стремились к верховной власти, а обустраивали свои волости.
Учитель

Критиковать Мономаха можно: он отказывался признать распад Руси на отдельные княжества, что было неизбежным процессом, однако вряд ли следует возвеличивать Олега и Давыда. Те, хотя и сохранили покой своих владений, тоже не смогли предотвратить усобиц, которые возникли среди их детей в Чернигове.

^ Учитель: Политика Владимира Мономаха в качестве великого князя являлась продолжением его предыдущей деятельности и была направлена :

  1. на сохранение и укрепление единой власти в го-ве;

  2. на борьбу с разделительными тенденциями других князей;

  3. на защиту от половцев;

  4. на реформирование внутренней жизни го-ва;

Он осуществил важнейшие преобразования в сфере права: вышла новая редакция «Русской Правды»(«Устав Владимира Мономаха») О её особенности и значении расскажет нам юрист.

Юрист:

Будучи киевским князем Владимир Мономах , для разрешения социальных противоречий, из-за которых и произошло восстание 1113 г.разработал новые законы. Чтобы успокоить народные массы . князь облегчил условия займа денег под проценты и улучшил положение тех, кто мог попасть в рабство за долги

Князь Владимир сохранил ростовщичество, но ограничил его. Например, с 10 гривен один третный рез составляет 5 гривен. Ростовщик мог взять с заемщика три раза по 5 гривен, но тогда не имел права требовать возвращения всей суммы долга. Если же он взял два раза по 5 гривен, то он сохранял право на возвращение всего долга.
Ст. 50 свидетельствует о справедливости князя. Ст. 52 защищает интересы закупа, но вряд ли она может быть реализована. Ст. 59 говорит о том, что холопы остались неравноправной группой населения. Владимир Мономах был сыном своего века, защищал интересы господствующих слоев общества. Ст. 108 свидетельствует о том, что холопы, не найденные хозяевами, в городе могли стать свободными. Это напоминает поговорку средневековой Европы: «Городской воздух делает человека свободным».

Учитель:Что же изменилось после принятия «Устава»?
Ученики (делают вывод). Было ограничено долговое рабство, смягчено ростовщичество.

Учитель : Он показал верхушке русского общества, что управлять страной можно не только с помощью насилия одних над другими , а прежде всего строгими , но разумными в тех условиях правилами.

В тоже время его устав был направлен на то, чтобы уберечь бояр ,дружинников , духовенство , купечество от насилий со стороны низов общества и обезопасить всё общество от беспорядков . В истории Руси он выступил как первый серьёзный реформатор- т.е. как человек , осуществивший ряд серьёзных преобразований в жизни общества., которые на некоторое время успокоили раздоры насилие и несогласия.

Учитель Немало, сын мой, будет в жизни сложной
Нападок разных, сплетен и интриг.
Не опускайся до людей ничтожных,
Не обращай внимания на них.
Владей собой. Укус клопа не страшен.
Неси во всём достоинство своё.
Горох на сковородке вон как пляшет,
А всё ж не сможет расколоть её.
Ещё запомни, сын, такой наказ.
Берись за дело с разумом и толком.
Услышав песню, не спеши с восторгом
Тотчас пускаться в пляс и перепляс.

Ребята ,Что Вы сейчас услышали? (наказ)

Родители часто дают наказы своим детям . Желая чтобы они поступали правильно по совести. Вл. Мон. тоже желал чтобы его дети были достойными сынами своего отечества и написал им наказ.

^ Слово имеет литератор.

Литератор: Мономах, как и все грамотные люди тогда, воспитывался на Священном Писании, Святоотеческой и житейской литературе, что, конечно, же проявляется и в “Поучении”. Псалтырь он всегда имел при себе, брал его даже в дорогу. Глубоко сокрушаясь о междоусобицах князей, он решается обратиться к своим детям, чтобы они или те, кому доведется читать его наставление, восприняли его всем сердцем и устремились на добрые дела.

Поучение состоит из 3-х частей. Первая часть “Поучения” его автобиография. Вторая часть “Поучения” называется “Рассказ Мономаха о своей жизни”, третья часть представляет письмо двоюродному брату Олегу Святославовичу.

Посвятив всю свою жизнь борьбе за независимость и процветание Руси, Владимир конечно не мог не задуматься о её будущем. Он хотел , чтобы и при детях его Русь оставалась единой , сильной и хорошо управляемой . Это заставило его взяться за составление наказа своим детям и потомкам известного под названием « Поучение детям Владимира Мономаха»

( раздаются буклеты)

Учитель: Какие же советы «благоверного князя» кажутся вам полезными?

Как вы понимаете фразу: «Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»?

Только ли в далеком прошлом они могли пригодиться?

Д/З вам будет самим написать «поучение» брату, другу, сестренке, соблюдая стиль и особенности древних поучений и наставлений.

Никогда не обманывай своих родителей, все тайное непременно станет когда-нибудь явным.

2-й ученик: Будь добрым к людям; все хорошее, что ты делал им, вернется к тебе через этих и других людей.

3-й ученик: Береги природу, ибо даже во сне человек не может вообразить ничего прекраснее природы.

4-й ученик: Не обижай животных, ведь они не могут высказать печаль и боль свою.

5-й ученик: Не суди о других, научись судить о себе самом.

6-й ученик: Не смейся над старостью, т.к. все к ней придем.

7-й ученик: Не хвались. Дождись, чтобы тебя хвалил кто-нибудь другой

ы)

Биограф-3- Владимир княжил в Киеве 13 лет. Как и вся предыдущая жизнь, годы правления в Киеве не были спокойными. Сам Мономах писал в своём " Поучении " : " Всех походов моих было 83, а других маловажных не упомню. Я заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более 100 лучших их князей и выпустил из неволи, а более двухсот казнил и потопил в реках. " Он заставил половцев откочевать далеко на восток или в Грузию. При его жизни набеги качевников перестали тревожить русскую землю. На земле установился относительный порядок.
      Он был сыном своего времени, но его политическая мудрость и человеческие качества заслужили добрую память потомков.
      Летопись называет его " братолюбцем, нищелюбцем и добрым страдалицем за русскую землю".


^ Умер Владимир Мономах 19 мая 1125г. На 73 году жизни на реке Альте. В небольшом доме , который он построил для себя рядом с часовней на месте убийства святого Бориса. Похоронен в Киеве, в соборе Святой Софии.

Учитель: И после его смерти в 1125г. Русь до 1132г.- ещё семь лет – оставалась единой под властью его талантливого сына Мстислава прозванного великим. Сын своего времени, он часто опережал его, добиваясь при этом политических и военных успехов. Держава Мономаха распалась вскоре после его смерти, но достижения этого князя вызывают почтение и по сей день.

Может быть его летописный портрет кажется идеализированным. Но даже поздних летописях, былинном эпосе ,память о нём сохранилась в самых поэтических формах . Иван 3 венчал внука на царство «шапкой Мономаха» Иван Грозный украсил своё царское место в Успенском соборе сценами из военной и государственной деят-ти Владимира Мономаха.

Итак, ребята, на сегодняшнем уроке, который мы назвали «Урок-портрет» мы говорили о судьбе выдающегося князя Владимира Всеволодовича Мономаха из династии Рюриковичей.В начале урока вы получили задание подумать над вопросом: «Что поразило вас в личности и судьбе Великого князя?»

Послушаем ваши ответы, ваше мнение, ваши суждения.

Слушаем ответы учащихся.

Так тяжела шапка Мономаха?

(Учащиеся должны понять, насколько ответственно быть главой государства, сколько проблем, внутренних и внешних, приходилось решать князю.)

Учитель. Сегодня на уроке у нас работали биографы, литератор критик, ,юрист, художник . Каждый из них внёс свой вклад в сегодняшний урок оформил свою страничку для альбома «Владимир Мономах и его время».

 И теперь мы можем с уверенностью сказать: «Мы познакомились с личностью Мономаха, его судьбой, с его наследием для будущих поколений. Значит, урок наш цели достиг. Я всех благодарю за работу.

Выставляются итоговые отметка ( раздаются , бейджики со словом молодец)


приложение

^ «ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА ДЕТЯМ
(ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)

      Дети мои, или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она из детей моих будет люба, пусть примет ее в сердце свое — и не станет лениться, а будет трудиться.

      Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеется, а так скажет: на дальнем пути да на санях сидя, пустого наговорил.

      Взял я Псалтырь и в печали разогнул ее — и вот что открылось мне: «Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповаю на Бога, ибо я откроюсь Ему…» И полюбились мне слова эти.

      Послушайте же, дети мои, от слабого моего ума наставление. Если не все примете, то хоть половину.

      Прежде всего, Бога ради и души своей, страх Божий имейте в сердце своем и милость подавайте нескудную — это ведь начало всякому добру.

      Поистине уразумейте, дети мои, как милостив Бог. Мы, люди, грешны, и если кто нам причинит зло, то мы хотим отомстить ему и поскорее кровь его пролить. А Господь наш терпит все прегрешения наши. Как добрый отец, любя дитя свое, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам, как тремя добрыми делами победить врага своего — дьявола, и от грехов избавиться, и Царствия Небесного не лишиться. Эти три дела — покаяние, слезы и милостыня. Бога ради, молю вас, дети мои: не ленитесь, не забывайте трех дел этих — не тяжки ведь они для нас.

      Покайтесь в грехах своих — и в церкви стоя, и спать ложась. Если по силе вам — поклонитесь до земли, если занеможется — трижды поклонитесь. Не забывайте этого, не ленитесь: ведь эти поклоны вечерние и молитвы избавляют человека от того, что он нагрешил за день. И когда на коне едете и нет никакого дела у вас — если других молитв не умеете сказать, «Господи, помилуй» взывайте про себя беспрестанно, — эта молитва всех лучше! — нежели о пустом думать, ездя.

      А главное: про убогих не забывайте. Сколько можете, кормите их и сироте милость подавайте. И не давайте сильному погубить человека.

      ^ Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его. Если даже и будет кто достоин смерти — не губите никакой души христианской.

      Говоря что-нибудь, дурное или хорошее, не клянитесь Богом и не креститесь впустую — ибо нет в том никакой нужды. А если будете крест честной целовать на чем-нибудь, к братии своей или другому кому, — то, сердце проверив свое, на чем сможете устоять, на том и целуйте. И крестоцелования не нарушайте, чтобы не погубить через это душу свою.

      Священников, епископов и игуменов почитайте и благословение от них с любовью принимайте. ^ Больше же всего гордости не имейте в сердце своем и в уме: смертны мы — сегодня живы, а завтра нет. И в земле ничего не прячьте — это нам большой грех.

      Старших почитайте как отца, а молодых — как братьев. В дому своем не ленитесь, но сами за всем следите, не полагайтесь на слуг, чтобы не посмеялись гости ваши ни над домом вашим, ни над обедом вашим.

      И, на войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод. Ни питью, ни еде, ни спанью волю не давайте. Сторо́жу сами снаряжайте и ночью, расставив охрану со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано. Оружия второпях не снимайте, не оглядевшись, — внезапно ведь из-за лени человек погибает.

      ^ Лжи остерегайтесь, и пьянства, и греха — оттого ведь и душа погибает, и тело.

      Куда ни пойдете походом по своим землям, не давайте отрокам, ни своим, ни чужим, вред причинять селам и посевам — чтобы не стали проклинать вас. Везде, куда ни идете и где ни остановитесь, накормите и напоите нищего. А больше всего гостя привечайте, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол. Если не можете подарком одарить его, то хоть пищей и питьем. Ведь, идя путем своим, прославит он человека по всем землям или добрым, или злым.

      Больного навестите, умершего в последний путь проводите — ведь все мы смертны. Ни единого человека не пропускайте, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не Больного навестите, умершего в последний путь проводите — ведь все мы смертны. Ни единого человека не пропускайте, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. давайте ей власти над собой. А вот вам и конец всему: превыше всего страх Божий имейте.

      Если начнете забывать слова эти, то почаще перечитывайте — и мне стыдно не будет, и вам — добро. Больного навестите, умершего в последний путь проводите — ведь все мы смертны. Ни единого человека не пропускайте, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

      ^ Что умеете хорошего, того не забывайте. А чего не умеете — тому учитесь. Как отец мой, дома сидя, пять языков знал — оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.   

   ^ Не ленитесь ни на что хорошее. И пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал блаженный отец мой и все добрые мужи достойные. На заутрени Богу хвалу воздайте и потом, увиде в восход солнца, с радостью восславьте Бога.

      Так хвалю я Бога и тогда, когда сажусь с дружиной своей совет держать, или суд вершить, или когда на охоту иду, или за данью, или спать ложусь.

      А сон днем Богом установлен — по этому закону и зверь в полдень почивает, и птица, и человек.

      А теперь, дети мои, поведаю вам труды мои — как трудился я в разъездах и на охотах с 13 лет…

      А всего больших походов было 80 и 3, а меньших я и не упомню. А миров заключал с князьями Половецкими — 19, и при отце, и без отца. И много скота и одежды своей раздарил.

      А из плена отпустил 100 князей Половецких. А еще 15 князей, молодых витязей Половецких, живыми в плен взяв, изрубил и в реку бросил. А всего перебил за это время почти 200 лучших воинов их.

      А вот труды мои на охоте: 30 коней диких в лесах я живьем своими руками связывал — это не считая тех, которых я, по равнинам разъезжая, руками ловил. Два тура меня рогами метали вместе с конем. Олень меня бодал, вепрь с бедра у меня меч содрал, медведь у колена потник откусил, лютый зверь на меня вскочил и с конем вместе опрокинул. И Бог невредимым меня сохранил.

      С коня падал много. Голову дважды себе разбивал, и руки и ноги повреждал в юности — не дорожа жизнью своею, головы не щадя.

      Что надлежало делать отроку моему — все сам делал: и на войне, и на охоте, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Ни на посадников не надеялся, ни на слуг — сам делал, что было надобно. И в дому своем весь распорядок сам устанавливал — и у ловчих, и у конюхов, и за соколами, и за ястребами сам смотрел.

      Также и бедного смерда, и убогую вдовицу в обиду не давал. И за службой церковной сам присматривал.

      Дети мои, или другой кто прочтет, не осуждайте меня — не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и ничтожного, столько лет от смерти оберегал. И не ленивым меня создал, но на всякие человеческие дела годным.

      Прочитав эту грамотку, поспешите на всякие добрые дела, славя Бога и святых Его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, долг мужской исполняйте, как вам Бог пошлет. Вот ведь я — и от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня невредим остался. Так и из вас никто не может пострадать или жизни лишиться, если не будет на то Божья воля. А если случится смерть от Бога, то ни отец, ни мать, ни братья не смогут вас отнять у нее.

      И если хорошее дело — самому остеречься, то Божее сбережение лучше, чем человеческое.

      Закрепление:       Прочитав эту грамотку, поспешите на всякие добрые дела, славя Бога и святых Его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, долг мужской исполняйте, как вам Бог пошлет. Вот ведь я — и от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня невредим остался. Так и из вас никто не може

      Возможные вопросы для беседы:

      1. Каковы причины усобиц между Ярославичами?

      2. В чем значение съезда князей в Любече?

      3. Раскройте причины восстаний в Киеве в 1113 г.

  1. Перечислите основные заслуги Владимира Мономаха (на этот вопрос обратить особое внимание).

От первой жены – англо-саксонской королевны Гиды Гарольдовны (ум. в 1107) Вдалимир Мономах имел пять сыновей: Мстислава, Ярополка, Вячеслава, Георгия (Юрия) и Андрея. От второй жены (происхождение ее неизвестно, имя – предположительно – Евфимия) были дети – Изяслав, Ростислав, Роман, Глеб, Святослав. (Возможно, была третья жена, от которой родились дети Изяслав и Ростислав).



 






Скачать 177,54 Kb.
оставить комментарий
Дата25.09.2011
Размер177,54 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх