Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 04 Культурология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»...
Учебно-методический комплекс дициплины культурология для студентов специальности 032401...
Учебно-методический комплекс специальность : 031401 «Культурология» Рекомендовано кафедрой...
Учебно-методический комплекс г. Тюмень 2007 Культурология. Учебно-методический комплекс г...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Культурология: теория и методология культуры...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для студентов специальностей 071401...
Комплекс по дисциплине культурологи я...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» Содержание...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология специальность «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» д...



Загрузка...
скачать



АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ярославский филиал



Утверждено Ученым советом

ЯФ АТ и СО

Протокол № 1

От «26» августа 2010 г.

Председатель Ученого совета

ЯФ АТ и СО

___­­­­­________ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Тюрин С.Б.

Факультет финансово-экономический

Специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Специальность 080104 «Экономика труда».

Специальность 080507 «Менеджмент организации».

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук


Богословский Валерий Владимирович

^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Культурология»


учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080104 «Экономика труда», 080507 «Менеджмент организации».


Ярославль, 2010 г.


Печатается по решению Ученого совета

Ярославского филиала Академии труда и

социальных отношений


Богословский В.В., к.ф.н., доцент. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология». ___редакция – ЯФ АТ и СО, Ярославль, 20__.


Рецензент:


Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических наук ЯФ АТ и СО

Протокол № ___ от _______ 200__г.

Зав. кафедрой ____________ Зацепина О. И.


Содержание

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Культурология»: 5

^ Раздел №1. Программа учебного курса по дисциплине «Культурология» 7

Цели изучения дисциплины: 7

Программа курса 7

Раздел №2. Организация изучения курса по дисциплине «Культурология» 12

Распределение часов учебного курса «Культурология» по заочной форме обучения в соответствии с действующими учебными планами: 12

Тематический план по дисциплине «Культурология» для студентов финансового факультета: 12

Планы семинарский занятий: 13

Список вопросов к зачету: 16

^ Раздел №3. Методические указания по изучению дисциплины «Культурология» 17

Раздел №4. Самостоятельная работа над концептуально обобщающими вопросами по дисциплине «Культурология» 18

Вопросы для самопроверки знаний: 18

Вопросы для внутрисеместровой аттестации 18

Тесты для внутрисеместровых аттестаций студентов: 18

Раздел №5 Литература 22


Структура учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология»
^

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Культурология»:


Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; Основные понятия культурологи: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символ культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность.

^ Требования к знаниям, умениям, уровню подготовки дипломированного специалиста-экономиста высшего образования:

Специалист должен на основе профессиональных знаний обеспечить формирование, анализ и использование для управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых результатах деятельности предприятий, организаций, учреждений и т.д. и тем самым способствовать улучшению использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отношений, содействовать защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц.

^ Требования к знаниям, умениям, уровню подготовки дипломированного специалиста-юриста высшего образования:

Юрист в рамках специальности 021100 получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- события и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Юрист должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Юрист должен:

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

^

Раздел №1. Программа учебного курса по дисциплине «Культурология»

Цели изучения дисциплины:


  1. формирование представлений о развитии культурного процесса, структуре, механизме, специфике функционирования культуры;

  2. формирование представлений о роли и месте русской культуры в общемировом культурном процессе;

  3. формирование представлений о ценностном характере культурного процесса, месте и роли конкретной личности в культуре;

  4. расширение знаний по дисциплинам гуманитарного цикла.

^ Взаимосвязь курса с другими дисциплинами гуманитарного цикла

Настоящий курс является альтернативной точкой зрения на процессы, рассматриваемые в курсе социологии, политологии и философии.

Посредством анализа памятников культуры студенты знакомятся с точкой зрения художника-творца на события, происходящие в обществе.

^ Основные понятия курса:

Культурологическое знание, философия культуры, социология культуры, культурная антропология, история мировой культуры, российская культура, хронотоп, теоретическая и прикладная культурология, морфология культуры, функции культуры, культурогенез, динамика культуры, культурный код, традиции, картина мира, творческий метод, художественный стиль, социальные институты культуры, культурная модернизация, этнос, нация, восточная и западная культура, локальная культура, культурная универсализация, инкультурация.
^

Программа курса


Раздел I. Введение в теорию культуры

Тема 1. Культурология как наука.

Предмет, методы и терминологический аппарат культурологии. История становления культурологии как научной дисциплины. Структура и состав современного культурологического знания: философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурологические школы Запада и современная российская культурологическая наука.

^ Тема 2. Понятие культуры.

«Культура» - к проблеме определения. Проблема генезиса культуры. Творческий кризис и вопросы преодоления. Проблема гениальности: современные подходы. Функции культуры и законы функционирования. Морфология культуры. Типология культуры: основные подходы. Исторические типы культуры. Национальная и всемирная культурные традиции. Динамика и статика в культуре. Культурные типы сознания.

^ Тема 3. Культура и глобальные проблемы современности.

Природа, цивилизация, религия, культура. Диалог культуры, диалог в культуре. Культура и личность. Культура и вопросы современного экономического развития и развития юридического знания. Культура и искусство: место художественной традиции в культуре.

Литература к разделу:

  1. Арнольдов А.М. Введение в культурологию.

  2. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры.

  3. Библер М.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в 21 век.

  4. Гуревич П.С. Философия культуры.

  5. Ерасов Б.С. Социальная культурология.

  6. Злотникова Т.С. Введение в культурологию.

  7. Каган М.С. Философия культуры.

  8. Кармин А.С. Культурология.

  9. Коган Л.Н. Теория культуры.

  10. Круглова Л.К. Основы культурологии.

  11. Лотман Ю.М. Культура и взрыв.

  12. Мамардашвили М.К. Мысли о культуре // Философские науки. 1989. № 1.

  13. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

  14. Моль А. Социодинамика культуры.

  15. Очерки истории и теории культуры.

  16. Проблемы теории культуры.

  17. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение.

Раздел II. Основные этапы развития мировой культуры

Тема 1. Культура мифа.

История исследования мифа. Миф в литературе и понятие культурного мифа. Миф и религия. Типология мифа. Законы и принципы мифомышления. Хронотоп мифа. Историко-культурные вариации мифологических культур. Миф и специфика его интерпретации в современном мире. Политическая мифология.

^ Тема 2. Культура науки

Научная картина мира: принципы построения и составляющие. Особенности носителя «культуры науки»: законы мышления и система ценностей. Проблема гуманизма. Экономический, политический, социальный, религиозный и философский фундаменты «культуры науки». Хронотоп «культуры науки». Эпоха Ренессанса и «Новое время» как эталоны «культуры науки». Историко-культурные вариации «культуры науки». Кризис и пути его преодоления.

^ Тема 3. Культура религии

Религиозная картина мира: принципы построения и составляющие. Особенности носителя «культуры религии»: законы мышления и система ценностей. Хронотоп «культуры религии». Символизм и материальные символы «культуры религии»: историко-культурные вариации. Специфика интерпретации «культуры религии» в современном мире: вопрос о «новом Средневековье» и новой мировой религии.

^ Тема 4. Игровая концепция в культуре

Игра как средство преодоления кризиса личности в культуре. Варианты «культурных игр»: правила, участники и результат. Модернизм и постмодернизм как культурные варианты игры и как художественные течения. Оценка перспективности «игровой концепции».

Литература к разделу:

  1. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления.

  2. Архитектура ХХ века.

  3. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.

  4. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления.

  5. Бахтин М.М. Франсуа Рабле…

  6. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения.

  7. Берн Э. Люди, которые играют в игры, игры в которые играют люди.

  8. Бычков В.В. Средневековая русская эстетика.

  9. Вагнер Г.К. Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси.

  10. Вагнер Г.К. Канон и стиль в русском искусстве.

  11. Вагнер Г.К. Тысячелетние корни.

  12. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения.

  13. Гамбитова Р.М. Философия немецкого романтизма.

  14. Гачев Г. Национальные образы мира.

  15. Гессе Г. Игра в классики. Любое издание

  16. Гройс Б. Тоталитарное искусство.

  17. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.

  18. Дж. Фрейзер. Золотая ветвь.

  19. Дьяконова И.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики.

  20. Дюби Ж. Европа в средние века.

  21. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма.

  22. Ермолин Е.А. Материализация призрака.

  23. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения.

  24. Западноевропейская эстетика ХХ века.

  25. Зингерман Б. Западноевропейская драма ХХ в.

  26. Зюскинд П.. Парфюмер. Любое издание.

  27. Иванов В.Г. Этика средневековья.

  28. Ивбулис В.А. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе.

  29. История архитектуры.

  30. История западноевропейского искусства.

  31. История русской литературы. Серебряный век.

  32. Карельский А. От героя к человеку.

  33. Картасара Х. Игра в классики. Любое издание.

  34. Ковалевская Н.Н. Из истории классического искусства.

  35. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма.

  36. Культура эпохи Возрождения.

  37. Культура эпохи Просвещения.

  38. Литературные манифесты западноевропейских романтиков.

  39. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.

  40. Лотман Ю.М. Статьи о русской культуре.

  41. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.

  42. Мифы народов мира. В 2-х тт.

  43. Модернизм. Анализ и критика основных направлений.

  44. Обломиевский Д. Французский классицизм.

  45. Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века.

  46. Очерки русской культуры 18 в.

  47. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских преобразований.

  48. Полевой М. Искусство ХХ века.

  49. Православие. Вехи истории.

  50. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи.

  51. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве.

  52. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения.

  53. Самосознание европейской культуры ХХ века.

  54. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины 19 в.

  55. Сартр Ж-П. «Тошнота. Любое издание.

  56. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины 19 в.

  57. Тайлор Б. Первобытная культура.

  58. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму.

  59. Тэрнер В. Символ и ритуал.

  60. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в западной и центральной Европе.

  61. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви.

  62. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время.

  63. Хейзинга И. Осень средневековья.

  64. Хейзинга И. Человек играющий.

  65. Художественный язык Средневековья.

  66. Эко У. Имя розы. Любое издание.

  67. Юнг К.Г. Архетип и символ.

  68. Яковкина Н.И. Очерки русской культуры первой половины 19 в.

Раздел III. Художественная культура как феномен культуры

Тема 1. Искусство как явление культуры.

Своеобразие искусства как явления культуры. Произведение искусства как система художественных образов и целостный макрообраз. Структура художественного образа.

^ Тема 2. Форма в искусстве.

Единство содержания и формы в искусстве. Принципы классификации искусств. Историко-культурная классификация видов и жанров искусств. Понятие «творческого метода» и «художественного стиля». Художественные направления, течения и школы.

^ Тема 3. Виды искусства.

Проблематика выделения видов искусства. Изобразительное искусство: специфика, язык, выразительные средства, виды и жанры. Архитектура: художественный язык, своеобразие, эволюция стилей. Слово в системе культуры. Литература как искусство слова: выразительные средства, жанры. Музыка: специфика, язык, виды и жанры. Зрелищные искусства: синтетическая природа, изобразительно-выразительные средства. ДПИ и садово-парковое искусство: специфика, язык.

Литература по разделу:

  1. Авров Д. Спектакль и зритель.

  2. Ансерме Э. Беседы о музыке.

  3. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм.

  4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.

  5. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики.

  6. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика 18 века.

  7. Банфи А. Философия искусства.

  8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.

  9. Волкова И.В. Произведения искусства в мире художественной культуры.

  10. Выготский Л.С. Психология искусства.

  11. Гутнов А.Э. Мир архитектуры.

  12. Евин И.Е. Синергетика искусства.

  13. Еремеев А. Границы искусства.

  14. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения.

  15. Журавлев В.В. Мир художественной культуры.

  16. Каган М.С. Морфология искусства.

  17. Каган М.С. Музыка в системе искусств.

  18. Лихачев Д.С. Поэзия садов.

  19. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.

  20. Недошивин Г. Теоретические проблемы изобразительного искусства.

  21. Недошивин Г.А. Теоретические проблемы искусства ХХ в.

  22. Нечкина М. Структура художественного образа в историческом процессе.



^

Раздел №2. Организация изучения курса по дисциплине «Культурология»

Распределение часов учебного курса «Культурология» по заочной форме обучения в соответствии с действующими учебными планами:


Форма обучения

Объем часов

Часы аудиторных занятий

Форма текущего контроля

Часы сам-ых работ

Семестр, курс изучения

Форма итогового контроля

всего

из них

лекций

семинаров

Финансовый факультет:

заочная

70

16

8

8

контрол. работа

54

1 курс

зачет

Юридический факультет:

заочная

66

10

6

4

нет

56

2

зачет
^

Тематический план по дисциплине «Культурология» для студентов финансового факультета:


№ темы

Перечень тем

Количество часов

всего

в том числе

лекций

семинары

самост. работ

Раздел I. Введение в теорию культуры.

1

Культурология как наука.

6,9

0,5

1

5,4

2

Понятие культуры.

6,9

0,5

1

5,4

3

Культура и глобальные проблемы современности.

7,4

1

1

5,4

Раздел II. Основные этапы развития мировой культуры.

1

Культура мифа.

7,9

1

1,5

5,4

2

Культура науки.

7,9

1

1,5

5,4

3

Культура религии.

7,4

1

1

5,4

4

Игровая концепция в культуре.

6,4

1

-

5,4

Раздел III. Художественная культура как феномен культуры.

1

Искусство как явление культуры.

7,4

1

1

5,4

2

Форма в искусстве.

5,9

0,5

-

5,4

3

Виды искусства.

5,9

0,5

-

5,4




ИТОГО:

70

8

8

54

Тематический план по дисциплине «Культурология» для студентов юридического факультета:

№ темы

Перечень тем

Количество часов

всего

в том числе

лекций

семинары

самост. работ

Раздел I. Введение в теорию культуры.

1

Культурология как наука.

6,6

0,5

0,5

5,6

2

Понятие культуры.

6,6

0,5

0,5

5,6

3

Культура и глобальные проблемы современности.

6,6

0,5

0,5

5,6

Раздел II. Основные этапы развития мировой культуры.

1

Культура мифа.

7,1

1

0,5

5,6

2

Культура науки.

6,6

0,5

0,5

5,6

3

Культура религии.

6,6

0,5

0,5

5,6

4

Игровая концепция в культуре.

6,1

0,5

-

5,6

Раздел III. Художественная культура как феномен культуры.

1

Искусство как явление культуры.

7,6

1

1

5,6

2

Форма в искусстве.

6,1

0,5

-

5,6

3

Виды искусства.

6,1

0,5

-

5,6




ИТОГО:

66

6

4

56
^

Планы семинарский занятий:


Тема «Культура как система.»

1. Культура – проблема определения.

2. Генезис культуры.

3. Морфология культуры.

4. Функции культуры и законы функционирования.

5. Исторические типы культуры.

6. Культурные типы сознания.

Литература:

  1. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л., 1971.

  2. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М, 1968.

  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1991 и другие издания.

  4. Библер М.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в 21 век. М., 1991 и др.

  5. Бычков В.В. Средневековая русская эстетика. М., 1998.

  6. Вагнер Г.К. Канон и стиль в русском искусстве. М., 1991.

  7. Вагнер Г.К. Тысячелетние корни. М., 1991.

  8. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.

  9. Гройс Б. Тоталитарное искусство. М., 1998.

  10. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М., 1970.

  11. ЗлотниковаТ.С. Введение в культурологию. Ярославль, 1999.

  12. Иванов В.Г. Этика средневековья. Л., 1983.

  13. Каган М.С. Морфология искусства. Любое издание.

  14. Каган М.С. Философия культуры. М.,1998.

  15. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980.

  16. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1993.

  17. Мамардашвили М.К. Мысли о культуре // Философские науки. 1989. № 1.

  18. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

  19. Нечкина М. Структура художественного образа в историческом процессе. М., 1982.

  20. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Перечень контрольных работ по культурологи:

Темы контрольных работ:

  1. Понятие «культура» в различные периоды человеческой истории.

  2. Типология культуры: варианты типологизации.

  3. Культура как система.

  4. Канон и его трактовка в истории культуры.

  5. Культура и культ: к проблеме взаимоотношения.

  6. Культура и наука: к проблеме взаимоотношений.

  7. Культура и цивилизация: к вопросу соотношений понятий.

  8. Понятие хронотопа в истории культуры.

  9. Природа и человек: проблема взаимоотношения в культуре.

  10. Праздник и его функция в культуре.

  11. Искусство как культурный феномен.

  12. Виды искусства. Принципы выделения.

  13. Миф и его культурная функция.

  14. Архетипы первобытного сознания (на примере произведений искусства и социальных структур)

  15. Магия как культурное явление, ее разновидности и смысл.

  16. Библия как памятник художественной культуры.

  17. Семантика цвета в культуре Средневековья.

  18. Золотое сечение и его значение для средневековой архитектуры.

  19. Художественные стили искусства средних веков.

  20. Хронотоп средневекового мира.

  21. Образы древнерусской иконописи.

  22. Место иконы в средневековой эстетической системе.

  23. Понятие канона и его интерпретация в средневековой культуры.

  24. Православно-языческий синкретизм: к проблеме двоеверия.

  25. Эстетические доминанты эпохи Возрождения.

  26. Образ «гуманиста» в контексте эпохи Возрождения.

  27. Россия и эпоха Возрождения.

  28. Эстетические и философские доминанты барокко.

  29. «Совершенный человек» эпохи Просвещения.

  30. Классицистический синтез искусств. Понятие «ансамблевого мышления».

  31. Философия и искусство: синтез эпохи романтизма.

  32. Романтическая концепция природы в литературе и живописи.

  33. Типы романтических героев и их национальная специфика.

  34. Натурализм как художественное явление.

  35. Образы человека и общества в искусстве критического реализма.

  36. Философия и искусство модернизма.

  37. Литература модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

  38. А.П. Чехов и ХХ век: диалог идей.

  39. Образ человека в западноевропейском искусстве 20-50-х гг. ХХ века.

  40. Специфика функционирования массовой культуры.

  41. Понятие «провинции» в культуре ХХ века.

  42. Авангардные художественные течения в искусстве ХХ века.

  43. Тоталитаризм и искусство: основания стиля, основные мастера.

  44. Итоги века: основные достижения в культуре ХХ века.

  45. Итоги тысячелетия: основные достижения и ведущие тенденции.

  46. Работа на краеведческую тематику.

Требования к выполнению контрольной работы:

Данная работа является обязательной.

Выбор темы работы осуществляется произвольно, исходя из желания студента.

Срок сдачи работы – за 1 месяца до даты официальной аттестации.

Объем работы – не менее 15-20 страниц машинописного текста (или разборчивого рукописного).

^

Список вопросов к зачету:


  1. Архетипы первобытного сознания.

  2. Виды искусства. Принципы выделения.

  3. Искусство как культурный феномен.

  4. Культура и культ: к проблеме взаимоотношения.

  5. Культура и наука: к проблеме взаимоотношений.

  6. Культура и цивилизация: к вопросу соотношений понятий.

  7. Культура как система.

  8. Культурологические опыты в современной России

  9. Место иконы в средневековой эстетической системе.

  10. Миф и его культурная функция.

  11. Натурализм как художественное явление.

  12. Образ «гуманиста» в контексте эпохи Возрождения.

  13. Образы человека и общества в искусстве критического реализма.

  14. Понятие «культура» в различные периоды человеческой истории.

  15. Понятие канона и его интерпретация в средневековой культуры.

  16. Понятие хронотопа в истории культуры.

  17. Праздник и его функция в культуре.

  18. Природа и человек: проблема взаимоотношения в культуре.

  19. Романтическая концепция природы в литературе и живописи.

  20. Специфика функционирования массовой культуры.

  21. Специфика художественного образа в различных видах искусств.

  22. Структура и функции культуры.

  23. Типология культуры: варианты типологизации.

  24. Типы романтических героев и их национальная специфика.

  25. Философия и искусство модернизма.

  26. Философия и искусство: синтез эпохи романтизма.

  27. Функции искусства.

  28. Хронотоп средневекового мира.

  29. Эстетические доминанты эпохи Возрождения.
^

Раздел №3. Методические указания по изучению дисциплины «Культурология»


Общие методические указания.

В процессе изучения дисциплины особое внимание следует обратить на

  1. выбор памятника художественного творчества или творческой фигуры для анализа. Помните, что памятник вы, как минимум, должны видеть, а с творчеством анализируемого автора быть знакомы. Если такового не случилось, то лучше поменять тему для написания работы;

  2. специфику комментария в научной литературе. В основной своей массе это комментарий искусствоведческий или исторический. Вам же необходимо анализировать культурологические аспекты творчества, поэтому нет необходимости бездумно переписывать из учебников, монографий и статей описание того или иного произведения;

  3. специфику текста научного комментария. Очень часто данный текст обращен к специалистам в области искусствоведения, философии или филологии, поэтому бездумное его списывание с сохранением всего спектра терминологии заставляет преподавателя считать, что вы осведомлены в терминологическом аппарате той или иной науки и готовы к беседе на высоком теоретическом уровне. Будьте проще, пишите, что понимаете, читайте, что доступно и понятно.

^ Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.

  1. Начинайте подготовку с прочтения лекции, лишь затем обращайтесь к специальной литературе.

  2. Прежде чем знакомится с монографиями, обратитесь к учебной литературе, там изложено то же самое, но гораздо более доступным языком.

  3. Знакомясь с монографиями, потрудитесь выписывать цитаты тех авторов, которых вы читаете, поскольку на занятии мысли по предложенным вопросам необходимо подтверждать ссылками на научные авторитеты.

^ Методические рекомендации по подготовке к зачету.

1) Представляйте содержание вашей работы, написанной и сданной до зачета;

2) ответ на любой вопрос к зачету необходимо иллюстрировать каким-либо примером из художественной культуры.

3) ответ на зачете должен быть содержателен и краток: растекаться «мыслью по древу» вам не о чем и незачем.
^

Раздел №4. Самостоятельная работа над концептуально обобщающими вопросами по дисциплине «Культурология»

Вопросы для самопроверки знаний:


  1. Что такое архетип, какие вы знаете архетипы первобытного сознания.

  2. Виды искусства. Принципы выделения.

  3. Как связаны культура и культ.

  4. Как связаны культура и наука.

  5. Как связаны культура и цивилизация.

  6. Культура как система.

  7. Миф и его культурная функция.

  8. Понятие «культура» в различные периоды человеческой истории.

  9. Понятие канона и его интерпретация в средневековой культуры.

  10. Понятие хронотопа в истории культуры.

  11. Праздник и его функция в культуре.

  12. Природа и человек: проблема взаимоотношения в культуре.

  13. Структура и функции культуры.

  14. Типология культуры: варианты типологизации.



^

Вопросы для внутрисеместровой аттестации


  1. Опишите культуру как систему, укажите системообразующие принципы, выделите уровни, покажите логику взаимосвязи.

  2. Назовите известные вам культурно-исторические типы, дайте им краткую характеристику.

  3. Выделите доминантные положения для русской культуры, продемонстрируйте их на исторических и художественных примерах.

  4. Что, на ваш взгляд, означает личностное начало в культуре, почему оно значимо.

  5. Дайте культурологическое описание одного из произведений искусства (литературное произведение, картина, здание, музыкальное произведение и проч.), обязательно указав культурную функцию описываемого памятника.



^

Тесты для внутрисеместровых аттестаций студентов:


1. Что означает в переводе на русский язык латинское слово «культура», от которого получила свое название культурология?

а) обработка, возделывание почвы;

б) воспитание;

в) образование;

г) почитание;

д) все вышеперечисленное

2. Какое из приведенных понятий является характеристикой культуры?

а) природная среда;

б) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и характеризующих определенный уровень развития общества;

в) мир живых существ;

г) ни одно из этих понятий

3. Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения ее ценностного содержания?

а) аксиологический;

б) гедонистический;

в) коммуникативный;

г) регулятивный

4. Что означает понятие «цивилизация»?

а) ступень общественного развития, следующая за варварством;

б) уровень общественного развития;

в) синоним культуры;

г) используется в вышеуказанных аспектах в зависимости от позиции
автора

5. Как называется сочинение О. Шпенглера, где излагается его взгляд на соотношение понятий «культура» и «цивилизация»?

а) «Феномен человека»;

б) «Закат Европы»;

в) «Недовольство культурой»;

г) «Три лика культуры»

6. Какие религии относятся к мировым?

а) зороастризм, синтоизм, даосизм;

б) иудаизм, протестантизм, конфуцианство;

в) ислам, буддизм, христианство;

г) индуизм, католицизм, джайнизм

7. Какой признак положен в основание типологии культуры дописьмениая - письменная - экранная»?

а) характер взаимоотношений между поколениями;

б) каналы трансляции культурного опыта;

в) исторически обусловленный способ осмысления мира;

г) ни один из этих признаков

8. Регулятивная (нормативная) функция культуры заключается:

а) в передаче социального опыта и информации от одного поколения к другому;

б) в овладении человеком внешней природной средой;

в) в соблюдении норм и правил поведения в обществе, регулировании различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей;

г) в создании различных знаковых систем культуры

9. Какой признак положен в основание типологии культуры «Античность - Средневековье - Новое время»?

а) тип вероисповедания;

б) национально-этническая общность;

в) хронологические рамки;

г) каналы трансляции культурного опыта

10. Какие черты являются характерными для античной культуры?

а) антропоморфизм богов;

б) антропоцентризм;

в) агонистика;

г) мифология;

д) все вышеперечисленное

11. Мифы -это:

а) архаические повествования о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях;

б) одна из форм культуры;

в) эстетическая культура человека;

г) род художественной литературы

12. Официальное крещение Руси произошло:

а) в X веке;

б) в XV веке;

в) в ХП веке;

г) в VIII веке

13. «Третий Рим» - это:

а) Иерусалим;

б) Москва;

в) Константинополь;

г) Александрия

14. Какая черта средневековой культуры является доминирующей?

а) любовь человека к Богу;

б) любовь человека к себе;

в) гуманизм;

г) схоластика

15. Термин «Возрождение» означает:

а) период в развитии итальянской, а затем и всей западноевропейской культуры в XIV — XVI вв.;

б) возвращение к культурному наследию Античности;.

в) утверждение гуманистического мировоззрения;

г) создание выдающихся художественных произведений;

д) все вышеперечисленное

16. Для какой культуры характерен запрет на буквалистское изображение людей и животных?

а) христианской;

б) буддийской;

в) исламской;

г) ни для одного из этих типов культур

17. Эволюционный подход к культуре означает:

а) отрицание последовательного развития культуры;

б) признание циклического развития культуры;

в) представление о постепенном и прогрессивном развитии общества и культуры;

г) признание развития культуры путем трансляции культурных ценностей

18. Основными чертами культуры Возрождения являются:

а) гуманизм;

б) антропоцентризм;

в) возрождение античных памятников искусства и античной философии;

г) новое отношение к миру;

д) все вышеперечисленное

19. Культурная ассимиляция - это:

а) полное или частичное слияние культуры одного народа с культурой другого народа путем ее усвоения и утраты своей национальной специфики;

б) приобщение индивида к культурным ценностям своего народа;

в) равноценный диалог культур разных народов;

г) передача во времени и пространстве культурных ценностей.

20.Признаком культурного кризиса можно считать:

а) появление новых культурных норм;

б) усложнение и ускорение культурных процессов;

в) процесс модернизации культуры;

г) разрыв между прежними культурными образцами и новыми формирующимися ценностями

21. Что означает понятие «массовая культура»?

а) модернизм XX века;

б) разновидность упрощенной культуры современного общества, создаваемой в коммерческих целях и распространяемой с помощью средств массовой коммуникации;

в) овладение лучшими достижениями культуры широкими массами;

г) культура, противостоящая официальной.

22. В каком случае памятники культуры считаются общечеловеческим достоянием?

а) когда они признаны ценностью культуры и истории человечества;

б) если они не являются собственностью частного лица;

в) если та или другая культурная ценность не принадлежит ни одному из национальных государств;

г) если они принадлежат одной из международных организаций.

^

Раздел №5 Литература


Основная литература:

1. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. Рук-ль автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов - М.: ВЛАДОС, 1996г.

2. Викторов В.В. Культурология: Учебник для Вузов. – М.: Вузовский учебник, 2009

Культурология: Учебное пособие. /Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1999г.

3. В. Н. Розин Культурология: Учебник для вузов М: Инфра-М, 1999.

5.Культурология (конспект лекций) Оганесян А. А. М:Приор, 2001.

7. Культурология в вопросах и ответах. / Под ред. Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2000.

8. Культурология. Краткий тематический словарь. / Под ред. Г. В. Драч, Т. П. Матяш. – Ростлв н/Д.: Феникс, 2001.

9. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. доп. и пер. – М.: МарТ, 2006. Гриф МО.

10. Культурология : Учебное пособие для вузов /Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2006.

Дополнительная литература:



  1. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л., 1971.

  2. Архитектура ХХ века. Любое издание.

  3. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

  4. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика 18 века. М., 1963.

  5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

  6. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

  7. Бахтин М.М. Франсуа Рабле… М., 1991 и другие издания.

  8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1991 и другие издания.

  9. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

  10. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6.

  11. Библер М.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в 21 век. М., 1991 и др.

  12. Бычков В.В. Средневековая русская эстетика. М., 1998.

  13. Вагнер Г.К. Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1991.

  14. Вагнер Г.К. Канон и стиль в русском искусстве. М., 1991.

  15. Вагнер Г.К. Тысячелетние корни. М., 1991.

  16. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения. М., 1992.

  17. Гамбитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М., 1989.

  18. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.

  19. Гройс Б. Тоталитарное искусство. М., 1998.

  20. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

  21. Дж. Фрейзер. Золотая ветвь. М., 1984.

  22. Дьяконова И.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978.

  23. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.

  24. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.

  25. Ермолин Е.А. Материализация призрака. Ярославль, 1998.

  26. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М., 1970.

  27. Западноевропейская эстетика ХХ века. М., 1991.

  28. Зингерман Б. Западноевропейская драма ХХ в. Любое издание.

  29. Злотникова Т.С. Введение в культурологию. Ярославль, 1999.

  30. Иванов В.Г. Этика средневековья. Л., 1983.

  31. Ивбулис В.А. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. М., 1990.

  32. История архитектуры. Любое издание.

  33. История западноевропейского искусства. Любое издание.

  34. История русской литературы. Серебряный век. М., 1998.

  35. Каган М.С. Морфология искусства. Любое издание.

  36. Каган М.С. Философия культуры. М.,1998.

  37. Карельский А. От героя к человеку. М., 1990.

  38. Ковалевская Н.Н. Из истории классического искусства. М., 1988.

  39. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980.

  40. Культура эпохи Возрождения. М., 1986.

  41. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

  42. Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1998.

  43. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

  44. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Любое издание.

  45. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1993.

  46. Лотман Ю.М. Статьи о русской культуре. М., 1998.

  47. Мамардашвили М.К. Мысли о культуре // Философские науки. 1989. № 1.

  48. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

  49. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. Любое издание.

  50. Мифы народов мира. В 2-х тт. Любое издание.

  51. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1980.

  52. Недошивин Г.А. Теоретические проблемы искусства ХХ в. М., 1971.

  53. Нечкина М. Структура художественного образа в историческом процессе. М., 1982.

  54. Обломиевский Д. Французский классицизм. М., 1968.

  55. Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века. М., 1984.

  56. Очерки русской культуры 18 в. М., 1985-1991.

  57. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских преобразований. Л., 1984.

  58. Полевой М. Искусство ХХ века. М., 1991.

  59. Православие. Вехи истории. М., 1989.

  60. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М., 1980.

  61. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве. М., 1966.

  62. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М., 1976.

  63. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

  64. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины 19 в. М., 1989.

  65. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины 19 в. М., 1991.

  66. Тайлор Б. Первобытная культура. М., 1989.

  67. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М., 1983.

  68. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

  69. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в западной и центральной Европе. М., 1981.

  70. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. М.,1989.

  71. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

  72. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.

  73. Художественный язык Средневековья. М., 1982.

  74. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

  75. Яковкина Н.И. Очерки русской культуры первой половины 19 в. Л., 1989.






Скачать 346,1 Kb.
оставить комментарий
Дата25.09.2011
Размер346,1 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх