Евдокимова А. А. Бгпу им. М. Акмуллы > г. Уфа icon

Евдокимова А. А. Бгпу им. М. Акмуллы > г. Уфа


Смотрите также:
Решение ректората бгпу им. М. Акмуллы...
У ральское отделение Российской академии образования (Уро рао)...
Ссионального образования башкирский государственный педагогический университет им. М...
Пособие по выполнению курсовых работы...
Программа республиканской студенческой экологической олимпиады-2012 (далее рсэко-2012) 26 апреля...
Л. А. Амирова Директор ипкипп бгпуим. М. Акмуллы...
Енный педагогические университет им. М. Акмуллы человек. Общество...
Студент 1 курса, бгпу им. М. Акмуллы, г. Уфа. Научный Г. Т. Обыденнова, д-р ист н., профессор...
Задачи конкурса: Повышение профессионального мастерства педагогов...
Учебное пособие Уфа 2009 удк 531(075. 3) Ббк 22. 2я73...
Инструкция по делопроизводству в гоу впо «Башкирский государственный педагогический университет...
Курс лекций уфа 2006 удк 576. 4 Ббк 28. 073 Б 63...



Загрузка...
скачать
Евдокимова А.А.

БГПУ им. М. Акмуллы

г. Уфа.

УДК 930

Макс Вебер и Фернан Бродель о раннем капитализме Запада.


Макс Вебер (1864-1920), профессор политической экономики Фрейбургского университета, широко известен такими своими работами, как «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий», «Социология религии», «Город» и др. Как известно, на философские воззрения Макса Вебера большое влияние оказало неокантианство. Вслед за Г. Риккертом он писал о субъективном характере всякого познания, считая применительно к истории главным понятием «культурные ценности». Вместе с тем, Макс Вебер был убежден, что история в процессе познания не может обойтись без обобщений теоретического характера. Однако эти обобщения – не цель историка, а временное средство, удобное для лучшего и более полного постижения индивидуального и конкретного, средство для систематизации хаоса реальной исторической действительности. Подобные мысленные обобщения он называл «идеальными типами» или «логическими утопиями». Он отрицал объективную реальность таких исторических и социологических понятий, как «феодализм», «капитализм», «община», «город» и др. Для германского историка это не более чем «идеальные типы».

В центре научного внимания Макса Вебера были три проблемы - воздействие религиозных идей на повседневную этику, а в более специфическом проявлении - на экономические действия человека; отношения между различными социальными слоями и религиозными верованиями; определение специфичности «современного капитализма» и современной западной культуры. Знаменитый германский социолог важнейшей проблемой своих научных исследований считал проблему происхождения «современного капитализма». «Современный капитализм» является, по мнению Макса Вебера, детищем Запада. Его начало ученый связывает с XVI столетием, когда после 1530 года в странах Европы утверждается протестантизм. Формирование «современного капитализма», по Веберу, длится до середины XIX века. Работы видного историка «Город», «История хозяйства», так же как и основополагающий труд «Протестантская этика и дух капитализма» фокусируются преимущественно на эту проблему. Известный российский медиевист Неусыхин А.И. в статье «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки» писал, что работы знаменитого социолога - это попытка ответить на вопрос: как возник специфический «рационализм» современной европейской культуры, присущей ей во всех ее проявлениях, и почему он свойственен именно ей и только ей1. Неусыхин А.И. полагал, что Вебер и не пытался разрешить ее целиком, хотя эта проблема была «той основной точкой зрения, с которой он рассматривал конкретные исторические процессы и явления и которая определяла направление исследования»2. Действительно, любая тема, поднимаемая Вебером, изучена им настолько, насколько это необходимо для ответа на главный вопрос: почему только в Западной Европе сложился «современный капитализм» и возник «рационализм европейской культуры»? Именно в них Вебер видит превосходство Запада, причину его опережающего развития.

Один из крупнейших историков XX века, основатель французской школы «Анналов» Фернан Бродель (1902-1985) в своем трехтомном труде «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.» использовал комплексный материалистический подход в изучении цивилизаций и противостоял позитивизму Вебера. В данном фундаментальном сочинении Бродель осуществил исторический синтез всех сторон жизни человечества в эпоху перехода от средних веков к новому времени. Однако, именно материальная сторона, экономическая история предстают в нем как важнейшие и во многом определяющие части всемирной истории. Одна из главных задач автора, сопоставление рыночной экономики и капитализма, определение точек их соприкосновения, степени независимости и характера противоборства.

В первом томе Ф. Бродель («Структуры повседневности: возможное и невозможное») рассматривает разнообразные сферы материальной, повседневной жизни людей – питание, одежду, жилище, технику, деньги – и всегда с одной целью: отыскать «правила, которые слишком долго удерживали мир в довольно трудно объяснимой стабильности». В этом томе исследуются и те медленные изменения отдельных элементов структуры мира, накопления, неравномерные продвижения вперед, которые незаметно, но все-таки создавали ту критическую массу, взрыв которой в XVIII в. изменил облик мира3. Во втором томе («Игры обмена») «делается очная ставка» «рыночной экономики» с «капитализмом», дается объяснение этим двум пластам экономической жизни путем выявления того, как они перемешиваются между собой и как противостоят друг другу. В третьем томе – «Время мира» - ставится задача «организовать историю мира» во времени и пространстве так, чтобы «расположить экономику рядом, ниже и выше других соучастников дележа этого времени и пространства: политики, культуры, общества»4. Для Броделя история состоит из «множества множеств», то есть совокупности событий и явлений. В истории есть закономерности и случайности, длительная протяженность, неожиданные отрывы и т.д. Критики французского историка нередко указывали, что огромный фактический материал, демонстрирующий протекание процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, не всегда находил у него достаточного общетеоретического объяснения5.

Мы не ставим перед собой задачу подробно остановиться на теоретических концепциях Макса Вебера и Фернана Броделя, это невозможно сделать в рамках небольшой статьи. Поэтому, нас интересует только одно: как представлен западноевропейский ранний капитализм в работах именитых историков?

Когда и где историки «находят» капитализм?

Макс Вебер считает, что капитализм, как «идеальный тип» с его стремлением к наживе, прибыли, рентабельности существовал везде – в Китае, в Вавилоне, в Индии, в Египте, и всегда – в древности, в средние века и в новое время.

Фернан Бродель не приемлет идеализма Вебера. Для него «рыночная экономика» и «капитализм» – разные этажи средневековой экономической жизни XV-XVIII вв. Он считает, что цель его труда это изучение материальной жизни или материальной цивилизации в указанное время. Рыночная экономика – это механизмы производства и обмена, связанные «с деятельностью людей в сельском хозяйстве, с мастерскими, лавками, биржами, банками, ярмарками и, разумеется, рынками»6. Бродель считает, что под рынками (здесь и далее подчеркнуто нами – А.Е.) простирается непрозрачная для взгляда зона: материальная жизнь, или материальная цивилизация. Это, по мнению французского историка «вторая, неформальная, половина экономической деятельности, этой «инфра экономика»7. С другой стороны, «над обширной поверхностью рынков – а не под нею – возвышаются активные иерархические социальные структуры. Они могут искажать ход обмена, «расшатывают установившийся порядок». Именитый историк делится своими сомнениями с читателями. Не ведет ли эта схема к «слишком жесткому разделению, даже к противопоставлению друг друга, пункт за пунктом, рыночной экономики и капитализма?» И приходит к выводу, что применительно к истории Европы XV – XVIII вв. – нет, не ведет! Ибо в это время «рыночная экономика была принудительным, навязываемым порядком вещей. И как всякий навязываемый порядок, социальный, политический или культурный, она вызывала противодействие, развивала противоборствующие ей силы, которые действовали как сверху, так и снизу»8.

Где зарождаются предпосылки «современного капитализма» Вебера и «рыночной экономики» Броделя.?

И Макс Вебер и Фернан Бродель пишут о возрождении европейских городов, которое начинается с XI века. Оба отмечают отличия средневековых городов от городов античных. Единодушны именитые историки и в вопросе о роли торговли и обмена в средневековых городах. В таких городах были купцы, цехи, промышленность, торговля на дальние расстояния, банки. Вебер подчеркивает, что средневековый город Запада поглощен торгово-промышленными интересами9. Ученый явно преувеличивает роль военного фактора в истории развития европейской цивилизации, и особенно, зависимость экономики от организации военного дела. В частности, он считает, что только благодаря рыцарству, феодальные власти не были заинтересованы в военной помощи города. У горожан военная повинность ограничивалась лишь гарнизонной службой. Поэтому и «граждане средневекового города, прежде всего, заинтересованы в заработке посредством мирной торговли и промышленной деятельности. В то время как, благодаря политическим условиям, средневековый горожанин был homo oeconomicus (человек экономический), античный полис времен расцвета сохранил свой характер высоко развитого военно-оборонительного союза и античный горожанин был, прежде всего, homo politicus (человек политический)»10. Можно предположить, что буржуазный индивидуализм, как явление тесно связанное с экономикой, все же зарождается в средневековом городе. Хотя прямо об этом Вебер не пишет.

Бродель рассматривает город в первую очередь как экономическую категорию. Он пишет: «На Западе капитализм и города – это было в своей основе одно и тоже». Но! Среди тысячи и тысячи новых городов, лишь немногим суждено было блестящее будущее – подчеркивает французский историк. Это города Северной Италии, Фландрии и Германии. Эти города выделились среди прочих. Почему? Потому, что они были «урбанизированные вглубь», связанные с внешней торговлей. И особенно: «вскоре вокруг таких избранных городов не стало государств»11. Бродель считает, что это чудо, что «в первые великие века городского развития Европы полнейшую победу одержал именно город». Тем самым он приобрел свободу, освободился от тяжелой руки государства.

Но были ли в таких городах законченные «буржуа»? Вряд ли, считает Бродель. Именитый историк полемизирует с Зомбартом, который пишет о флорентийской буржуазии XIV века и ее рациональном мышлении. По мнению Броделя, «Зомбарт, как обычно, предпочитает ставить проблему в «ментальном» плане, рассматривая эволюцию рационального мышления, вместо того чтобы заниматься эволюцией общества или даже экономики из-за боязни при этом последовать по пути, проложенному Марксом»12. Бродель не отрицает, что постепенно «сложился новый образ мышления, в общих чертах – образ мышления еще раннего западного капитализма, совокупность правил, возможностей, расчетов, умения жить и обогащаться одновременно. Но, это происходило как результат медленного движения рыночной экономики, как результат накопления (не только и сколько денег), сколько жизненного опыта»13.

Что же послужило «локомотивом» западного капитализма?

Макс Вебер во введении своей работы «Протестантская этика и дух капитализма» подчеркивает универсализм Запада. Этот универсализм связан с рационализмом западной культуры. Только на Западе существовала рациональная наука, рациональное право, рациональное искусство, сложились сословия и сословные монархии. Возникший на Западе капитализм (Вебер называет его «современным») приобрел новое значение и, что особенно важно, появились такие его формы, типы и направления, которых ранее нигде не было. Для буржуазного промышленного капитализма характерна новая форма: а именно: рациональная организация свободного труда14 (здесь и далее курсив Макса Вебера). Нигде кроме Запада, не было таких понятий как «бюргер», «буржуазия», «пролетариат», поскольку не было рациональной организации труда. Сразу же возникает вопрос о связи западного рационализма с Реформацией и капитализмом. Макс Вебер не согласен со своим коллегой и оппонентом Вернером Зомбартом в том, что «рационализм» породил капитализм. Нет, и еще раз нет! Без капиталистического (то есть, протестантского) духа современный капитализм не состоялся бы. Протестантский дух – детище Реформации. Вебер не рассматривает причины реформационного движения, мало того, он постоянно подчеркивает, что не считает своей задачей установление причинно-следственных связей (упрекая Маркса в излишней каузальности). Реформация интересует его лишь постольку, поскольку она связанна с появлением протестантского духа. Дух капитализма – это строй мышления, который возник в Западной Европе под влиянием протестантской этики. Он разрушил традиционализм. Историческими носителями аскетического протестантизма, по Веберу, были: кальвинизм, пиетизм, методизм и анабаптизм15. Все они базировались на учении Кальвина о предопределении. Учение о предопределении в своей патетической бесчеловечности имело один результат: ощущение неслыханного дотоле одиночества отдельного индивида16. А как же католическая трактовка любви человека к ближнему? У кальвинистов она выражается в служении Богу и находит свое выражение в выполнении профессионального долга, т.е. в труде. Вера для кальвинистов есть действие, то есть труд. Поведение же кальвиниста – это аскеза и рациональность (то есть рациональное преобразование всего существования с помощью труда). У последователей Жана Кальвина, подчеркивает Вебер, труд является целью жизни. Человек должен относится к труду как к призванию, а избранная человеком профессия должна быть угодна Богу, угода обществу и приносить доход. Таким образом, кальвинизм (пуританизм) был носителем этоса (этос – термин М. Вебера) рационального буржуазного предпринимательства и рациональной организации труда17. Накопленный капитал необходимо было вкладывать не в землю, а в производство.

Так возник буржуазный профессиональный этос. Буржуазный предприниматель обязан был соблюдать свои деловые интересы. Вебер подчеркивает: «религиозная аскеза предоставляла в его распоряжение трезвых, добросовестных, чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривающих свою деятельность как угодную Богу цель жизни»18. Аскеза создавала и спокойную уверенность в том, что неравное распределение земных благ – это дело божественного Провидения. Макс Вебер делает вывод: протестантская этика давала импульс относиться к своей работе как к призванию, это касалось и предпринимателей, и рабочих. Таким образом, протестантская этика стала основным импульсом для развития буржуазного духа. Последний и есть «локомотив» современного капитализма. То есть, «современный» капитализм» есть детище Реформации. В ряде других своих работ Вебер развивает эти положения. Вероятно, германский социолог прав, полагая, что динамизм цивилизации обусловлен её религиозно-культурными традициями, а «в психологических и религиозных связях есть практический импульс к действию»19. И хотя Вебер подчеркивал, что религия является только одним, но не единственным детерминантом хозяйственной этики и жизненного поведения. Одним из многих, но, судя по работам именитого социолога, главным!

Интересно, что Вебер был не первым исследователем, кто связал капитализм с Реформацией. Первым был Карл Маркс, он соединил капитализм и Реформацию. И не только это. Маркс отметил и многое другое – «возрождение наук и искусств, Реформацию старинного христианства, национальную политику, проводимую национальными королями». Подчеркивая единство, совокупность исторических процессов, Маркс полагал, что «революция в политике, революция интеллектуальная, революция религиозная – все это вытекает из одного и того же явления, направляющего и господствующего: экономической революции»20. Как видим, Карл Маркс решает проблему в чисто материалистическом плане, Макс Вебер - в чисто идеалистическом плане.

И то и другое вызывало возражения Фернана Броделя. В предисловии ко второму тому Бродель подчеркивает, что он исследует «деятельность капитализма»21. Он считает, что разговоры о капиталистическом духе есть «присоединение к «протестантскому» объяснению Вебера «со столь же удачными и неудачными аргументами»22. Французский историк иронизирует по поводу идей иудаизма и ислама, которые, по его мнению, тоже «поднимали» класс купцов. Однако это не означает, что на Ближнем Востоке зародился капитализм. С той же иронией Бродель пишет об античном «капитализме» Вебера. Именитый историк убежден, что объяснение Вернера Зомбарта и Макса Вебера «делающее из капитализма воплощение определенного типа мышления, всего лишь увертка, … чтобы ускользнуть от признания мысли Маркса». Бродель считает, что историки не обязаны слепо следовать за ними. Знаменитая фраза отцов-основателей школы «Анналов» о «единстве всеобщего» находит неоднократное подтверждение в трехтомном исследовании Броделя. Французский историк писал: «Я вовсе не считаю, что в капитализме все материально, или все социально, ил все есть общественные отношения. Вне сомнения, остается, на мой взгляд, одно: он не мог выйти из одного сугубо ограниченного истока. Свое слово сказала здесь экономика; свое слово – политика; свое слово – общество, свое слово сказали и культура и цивилизация. А так же и история, которая зачастую была последней инстанцией, определяющей соотношение сил»23.

Бродель не всегда полемизирует с Вебером. Выше уже отмечалось - Бродель принимает веберовскую трактовку происхождения городов, их иерархию. То же самое можно сказать об общности взглядов Вебера и Броделя на «охранительную» роль государства в эпоху раннего капитализма. Бродель пишет об истоках абсолютизма, подчеркивает его прогрессивной роли. Как и Вебер, он отмечает «легитимное насилие» как одну из задач западноевропейских государств XV-XVIII вв.24

Специальный раздел второго тома посвящен связи Реформации и капитализма. В главе пятой есть специальный раздел, который так и называется «Равнозначно ли пуританство капитализму?» В этом разделе Бродель поднимает вопрос о том, благоприятствовала ли Реформация подъему капитализма? Фактически, как и Вебер, он отвечает на него утвердительно. Но! Есть значительные расхождения в их оценке влияния Реформации на становление нового мышления. Вебер считает, что «капитализм рациональный в своих последствиях, иррациональный по своим корням, будто бы возник из этой неожиданной встречи современной жизни с духом пуританства». У Броделя и Февра (как пишет сам Бродель) эта мысль вызывает аллергию. Почему? Да потому, что «капитализм не мог выйти из одного сугубо ограниченного потока». В то же время, Бродель заметил то, что часто упускали сторонники и оппоненты Макса Вебера. Знаменитый германский социолог не был категоричен. Он допускал иррациональность истории, чего, кстати, почти никогда не делал Маркс. Бродель убежден в том, что оппоненты часто «огрубляют» как Вебера, так и Маркса. Французский историк подчеркивает, что в том, в чем Вебер видел лишь совпадение, случайную встречу, его оппоненты усматривают утверждение, будто протестантизм есть самый генезис капитализма. «Зомбарт был одним из первых, кто таким путем огрублял веберовскую аргументацию, чтобы легче ее опровергнуть»25. Заметим, что Вернер Зомбарт видел истоки европейского капитализма в рационализме Запада. Фернан Бродель согласен с Максом Вебером в том, что Европа Реформации одержала верх над блистательной средиземноморской экономикой, которую уже на протяжении веков обживал капитализм. Но вряд ли это случилось лишь благодаря «протестантскому духу»? Интересно, что термины «протестантская дух», «протестантская этика» автор употребляет лишь в случае оппонирования Веберу. Почему? Бродель противоречит сам себе, своей концепции «единства всеобщего». В его «единстве всеобщего» новое мышление практически не связано и религиозно-этической доктриной протестантизма. Победу Северной Европы французский исследователь не связывает с идеологией протестантизма. Однако ее связь с Реформацией Бродель безоговорочно признает.

Во-первых, победа Северной Европы, считает Бродель, объясняется ретроспективной географией. Северная Европа не открыла ни Америки, ни морского пути в Индию вокруг мыса Доброй Надежды. В это время она была занята внутренней колонизацией. Затем она стала выполнять «черную работу»: поставляла сырье, английскую шерсть, норвежский лес, прибалтийскую рожь.

Во-вторых, в Северной Европе была более низкая заработная плата, недорогие перевозки, множество каботажных судов и грузовых парусников.

В-третьих, экономические успехи государства Севера обусловлены более интенсивным обменом: связанны с дебетом и кредитом, с конкурентными издержками, дешевой пшеницей, полотном, лесом и т.д. Фернан Бродель считает, что «победа Северной Европы была, несомненно, победой пролетария, низкооплачиваемого работника, который ел хуже, если не меньше, чем другие»26. По мнению французского историка, протестанты Северной Европы широко раскинули деловые сети, они были менее требовательными, более богатые, более смелые и более искушенные, чем местные люди. А как же быть с протестантским духом? Неприятие этого термина у Броделя продолжается, он уверен: «дух не единственное, что есть на свете»27. В качестве доказательства, Бродель пишет о промышленной революции, которая возвысила Англию. Почему именно в Англии произошла промышленная революция? Автор убежден, что эта революция выросла из технических и политических случайностей и экономически благоприятных условий.

Французский исследователь признает влияние Реформации на развитие капитализма. Он считает, что:

а) Реформация повлияла на поведение, на образ действия деловых людей;

б) она привела к солидарности протестантских деловых связей;

в) общественный порядок в странах протестантских будет более гибким, менее «успокоенным».

То есть, «досье Реформации как фактора капиталистического нельзя просто захлопнуть»28.

Однако становление нового мышления Бродель связывает не только с Реформацией. В пятой главе второго тома, в разделе «Новый образ жизни: Флоренция Кватроченто» он пишет о том, что в итальянских городах еще в XIV-XV вв. начинается «новая игра». Конечно, западный капитализм, в конце концов, создал новый образ жизни, новый тип мышления. Но когда новое мышление стало доминировать на Западе? И означает ли это, что родилась новая цивилизация? Бродель сомневается, ибо «цивилизация – это накопление на протяжении куда более длительного времени»29.

Каким же временем датировать становление «современного» капитализма? Макс Вебер считает, что это произошло в XVI веке, с появлением протестантизма. Вернер Зомбарт отталкивается от Флоренции XV века. То есть, один из них высказывается в пользу Реформации, другой – в пользу Возрождения. Бродель не сомневается в том, что в этом утверждении Вернер Зомбарт прав. Он пишет: «…если мы хотим ухватить истоки капиталистической ментальности, то следует вырваться из заколдованного мира слов. Нужно увидеть реальности, а для этого отправиться в средневековые итальянские города и задержаться в них подольше. Этот совет исходит от Маркса»30. Нам кажется, что в этом части своей полемики с Вебером Фернан Бродель прав.

Новое мышление формировалось постепенно, оно теснейшим образом связано, как с Возрождением, так и с Реформацией. Но прав и Макс Вебер: протестантизм окончательно сформировал новую профессиональную этику, дал мощный импульс развитию европейского капитализма. Однако нельзя даже ставить вопрос о первичности и вторичности материальных и духовных факторов в развитии цивилизаций. Высшим достижением историков французской школы «Анналов» является как раз то, что они отказались от жесткого экономического детерминизма Карла Маркса и столь же жесткой эмпирической социологии Макса Вебера.


Примечания.

1 Неусыхин А.И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки / Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. С. 594-595

2 Там же.

3 Афанасьев Ю.Н. Фернан Бродель и гуманитарное знание. /Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV- XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – М.: Весь мир, 2007. С. XXII

4 Там же

5 См. Грабски А.Ф. Фернан Бродель: вопросы методологии истории цивилизаций // Цивилизации. – М., 1992. Вып. 2

6 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.1 .Структуры повседневности: возможное и невозможное. – М.: Весь мир, 2007. С. XXXII

7 Там же

8 Там же. С.XXXIII

9 Вебер М. История хозяйства. Город. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. С. 469

10 Там же. С.470

11 Бродель Ф. Указ. соч. Т.1 С. 474-475

12 Там же. С. 477

13 Там же

14 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. / Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. С. 53

15 Там же. С. 136

16 Там же С. 142

17 Там же С.193

18 Там же. С.202

19 Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий / Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994. С.43-44

20 Февр. Л.Капитализм и реформация / Февр Л. Бои за историю. – М. 1991. С. 203

21 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 2. Игры обмена. – М.: Весь мир, 2007. С. XIII

22 Там же. С. 146

23 Там же. С. 409

24 Там же. С. 529-530

25 Там же. С. 581

26 Там же. С. 584

27 Там же.

28 Там же. С. 585

29 Там же. С. 591

30 Там же. С. 592


Аннотация на статью Евдокимовой А.А. « Макс Вебер и Фернан Бродель о раннем капитализме Запада».

На основании анализа работ М. Вебера, в первую очередь, его «Протестантской этики и духа капитализма» и трехтомного исследования Ф. Броделя «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.» в статье сравниваются взгляды именитых историков на проблему происхождения западноевропейского капитализма, его связи с Реформацией, и с протестантизмом. Подчеркиваются методологические различия в подходах знаменитых исследователей: материалистический подход Фернана Броделя и «культурно-исторический», идеалистический – Макса Вебера.







Скачать 159,56 Kb.
оставить комментарий
Дата24.09.2011
Размер159,56 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх